Какие из следующих словосочетаний является правильным

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Какое из следующих словосочетаний является правильным?

Водное растение – водянистое растение; желанные гости – желательные гости; журнальная статья – журналистская статья; заразный пример – заразительный пример; зримые образы – зрительные образы; игральные автоматы – игровые автоматы; обманный способ – обманчивый способ; обидчивое лицо – обиженное лицо; особый человек – особенный человек; песочный пляж – песчаный пляж; почтенное отношение – почтительное отношение; праздничная жизнь – праздная жизнь; проявить нетерпение – проявить нетерпимость.

Выберите подходящие по смыслу паронимы из приведенных в скобках.

Дорогу мне перебежал (соседний, соседский) кот. У него был (виновный, виноватый) вид. Мне послышалась (благая, благостная) музыка. Я (верю, верую) в свои силы. Я купил (дефектное, дефективное) изделие. Он дал мне поистине (дипломатичный, дипломатический) ответ. Нельзя обманывать (доверие, доверчивость) друзей. Он преследовал (мелкие, мелочные) цели. В той комнате произошла (незначащая, незначительная) встреча. Он бросил на меня (презренный, презрительный) взгляд. В журнале появилась (проблемная, проблематичная) статья. Мы перебирали (старые, старинные) фотографии. Передо мной расстилалась (цветастая, цветистая) поляна. Он совершил (человеческий, человечный) поступок.

Найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

Цельное представление, целый образ, целостное бревно, цельное молоко; яростный сторонник, ярая решимость, яростный ветер; экономический проект, экономичное расходование, экономный способ, экономическое образование; эффективное выступление, эффектная реклама, эффектная женщина; сравнительные результаты, сравнимая степень, сравнительный союз; стариковская слабость, старческая одежда, старческая забывчивость; старинное масло, старое лицо, старые обычаи, устаревший работник; выдающийся танцор, неважный танцовщик, танцовщик Большого театра; технический удар, технический директор, техничный термин; типичный договор, типовая ошибка, типичный случай, типический характер; тотальный режим, тоталитарное разрушение, тоталитарное государство; светские условия, взаимовыгодные условности, в плену условностей; фамильные манеры, фамильярный портрет, фамильные драгоценности; цветочная трава, цветущие семена, цветочная ваза; целительный воздух, целебная тишина, целебный климат.

8. Найдите паронимы и определите их роль в следующих примерах:

По-прежнему давнее кажется давешним.

О, по каким морям и городам

Тебя искать? (незримого – незрячей!)

Я проводы вверяю проводам

И в телеграфный столб упершись – плачу.

Его стихи – сама стихия.

Словарный состав языка. Этимология

Словарный состав языка – это вся совокупность слов этого языка.

Но словарный состав любого языка неоднороден, в нем выделяются различные пласты лексики: общеупотребительная и диалектная, специальная и просторечная, устаревшие и новые слова и т. д.

С течением времени слова могут переходить из одного лексического пласта в другой: появляется новое явление, оно получает название и какое-то время входит в разряд новых слов, затем становится общеупотребительным, а если это явление исчезает из жизни, то его название переходит в разряд историзмов архаизмов.

Наука, которая занимается исследованием происхождения слов, называетсяэтимологией (от греч. etymon – «истинное» «исходное значение слова» и logos – «учение»).

В истории русского литературного языка выделяются четыре периода:

1. XI–XIV века – древнерусский язык (язык Киевской Руси).

2. XIV–XVII века – язык великорусской народности Московского государства.

3. XVII–XIX века – время становления и развития современного русского литературного языка.

4. XIX–XXI века – современный русский язык.

Каждый из перечисленных периодов характеризуется заимствованиями из тех или иных языков. В первый период заимствовались из латинского и греческого языков в основном общеупотребительные слова. Для второго периода характерны заимствования из немецкого и французского языков преимущественно военной лексики. В третий период лексика пополнялась заимствованиями из французского и немецкого языков, относящимися к сферам науки, политики, искусства, промышленности и быта, а также из английского и голландского языков из морской и промышленной сфер.

Какие из следующих словосочетаний является правильным

Но важно знать не только происхождение заимствованных слов, но и исконно русских. С течением времени слова могут менять свое значение и приобретать новый смысл. Например, слово «ошеломить» в современном языке означает «сильно удивить, поразить». Но если вы посмотрите его этимологию, то увидите, что оно произошло от слова «шелом», то есть «шлем», и в древнерусском языке это означало, буквально «сбить с врага шлем». Как могло слово так кардинально изменить свое значение? Можно предположить, что люди, с которых сбивали шлем, получали удар по голове, после чего они находились в шоковом состоянии. Затем слово утратило свое прямое значение, но сохранило переносное: ошеломленный человек испытывает своего рода шоковое состояние от полученных известий.

Или вот как объяснить, что жителей Франции называют французами, Англии – англичанами, Италии – итальянцами, а Германии не германцами, а немцами? Слово «немец» в древнерусском означало «немой» или «говорящий неясно, непонятно», это относилось к людям, изъясняющимся на чужом языке; позднее это стало относиться только к германцам. «Неметчиной» были европейские страны, немцами называли только выходцев с Запада, гости из стран Азии назывались басурманами.

В книге Дмитрия Кобякова «Повесть о словах» рассказывается много подобных историй. Например, история о том, как «жираф» превратился в «графин». В арабском существует слово «гираф», это длинные узкие стволы для зерна, выдолбленные в финиковой пальме или бамбуке. Возможно, когда арабы впервые увидели жирафа, шея которого напоминала им их «гираф», кто-то из них воскликнул: «Экий гираф!» И это слово стало у них обозначать длинношеее животное, то есть жирафа.

Знать этимологию слова не только интересно, но и полезно. Знание происхождения слова помогает лучше понять его смысл и правописание.

Историзмы и архаизмы

Словарный состав языка постоянно изменяется: появляются новые слова, «уходят» слова, которые употребляются мало или перестают употребляться совсем. Как слова в языке становятся лишними? Процесс образования лишних слов длительный. Сначала слова устаревают (в словарях они имеют пометку устар. в скобках), потом они исчезают из языка так же, как вещи и явления, которые они обозначают, исчезают из нашей жизни. Устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы.

Устаревшие слова, обозначающие ушедшие из жизни предметы, называются историзмами.Они часто используются писателями в художественной литературе для изображения прошлого, чтобы передать исторические события и исторический колорит, точнее нарисовать жизнь людей, ее предметы и явления. Например, вот как описывает А.К. Толстой такие события, как подготовка к кулачному бою, в далекую эпоху царя Ивана Грозного: «Еще до восхода солнца народ столпился на площади. место, на которое указывал гусляр, было приготовлено для самого царя. Оно состояло из дощатого помоста, покрытого червленым сукном. На нем были поставлены царские кресла, а торчавшие там копья и рогатины принадлежали опричникам, окружавшим помост. ».

Среди устаревших слов есть и такие, которые имеют в современном языке синонимы. Так, путешествие раньше называлось «вояжем», лоб – «челом». Такие слова называются архаизмами.Это устаревшие наименования тех предметов и явлений, с которыми мы и сегодня постоянно сталкиваемся в жизни. Иногда они отличаются от современных синонимов особенностями в звучании (град – город) или устаревшими формами (поблагодарить – возблагодарить), но чаще всего среди архаизмов встречаются слова, полностью устаревшие: персты (пальцы), очи (глаза), око (глаз).

Ошибки в употреблении устаревших слов часто связаны с незнанием их лексического значения, поэтому следует, используя устаревшие слова, хорошо понимать их значение. Среди устаревших слов встречаются такие, которые могут «возвратиться» из пассивного запаса в активный, как, например, слова «губернатор», «лицей», «гимназия», «дума» и др. В настоящее время мы являемся свидетелями возвращения этих слов в активное употребление в связи с тем, что в России опять появились эти предметы и явления.

Диалектизмы

С точки зрения сферы использования лексика делится на общеупотребительную (общеизвестную и использующуюся в разных стилях речи) и имеющую ограниченную сферу употребления (диалектную, специальную и жаргонную).

Диалектизмы– это слова или устойчивые сочетания, которые не входят в лексическую систему литературного языка и являются принадлежностью одного или нескольких говоров русского общенационального языка.

Диалектизмы (от греч. dialektos – «говор», «наречие») – это слова местных, или территориальных, говоров; они могут обозначать названия предметов и явлений, которые в литературном языке называются иначе, например: кочет (петух), векша (белка), стерня (жнивьё).

Диалектная лексика намеренно используется, особенно в художественной литературе, для создания местного колорита, для более реалистического изображения действительности, для речевой характеристики героев. Немотивированное использование диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами литературного языка.

Сегодня в связи с тем, что увеличивается влияние литературного языка на местные говоры, происходит утрата диалектных слов, но в то же время на протяжении многих лет происходил процесс усвоения литературным языком диалектной лексики. В русский литературный язык пришло немало диалектных слов, которые теперь стали общеупотребительными. Среди них есть и стилистически нейтральные (тайга, сопка, филин и др.) и экспрессивно окрашенные (прикорнуть, мямлить, нудный и др.). В речи людей, живущих в сельской местности, также могут встречаться диалектные слова, использование которых оценивается как нарушение литературной нормы.

Термины и профессионализмы

К специальной лексике относятся слова, которые в основном употребляются людьми той или иной специальности, профессии. Специальные слова делятся на термины и профессионализмы.

Термин (от лат. terminus – «предел», «граница», «пограничный знак») – это слово или словосочетание, обозначающее какое-либо понятие, относящееся к науке, технике, искусству. Термины, как правило, имеют одно значение и не являются эмоционально окрашенными.

Совокупность терминов какой-либо области знания называется терминологией. Есть термины, которые входят в состав только одной терминологии (суффикс, ямб и т.д.), но существуют и использующиеся в различных терминологиях: например: «операция» – употребляется в медицине, в финансовой области, в военном деле.

Профессионализмы – это слова, используемые людьми определенной профессии для обозначения понятий, связанных с этой профессией. Например, в речи моряков: камбуз (кухня на судне), кок (повар). Профессионализмы, так же как и термины, используются и в стилистических целях: для речевой характеристики героев, для изображения определенной социальной среды. Среди профессионализмов выделяются профессиональные жаргонизмы: неофициальные выражения, бытующие в устной речи представителей какой-либо профессии (бриз – ветер, норд – север и др.).

Жаргонизмы

Собственно жаргонизмы – это слова, характерные для определенных социальных групп. Слова-жаргонизмы используют моряки, спортсмены, электронщики, компьютерщики и т.д. Одной из особенностей жаргона является наличие специфической лексики и фразеологии. Жаргонная лексика представляет собой переосмысленные, сокращенные, фонетически измененные слова русского языка и слова, заимствованные из других языков. Одной из задач жаргона является ограничение количества людей, понимающих те или иные жаргонные слова, как будто говорящие не хотят, чтобы их понимали другие. Известен молодежный жаргон, на котором часто говорят школьники, студенты. Молодежный жаргон основан на игре слов; многие слова придуманы, некоторые заимствованы из иностранных языков, из просторечия («универ», «препы», «шузы», «шмотки» и т.д.). За последние годы появилось много слов, связанных с компьютером: «зависать», «чайник», «взломать». Лексика молодежного жаргона отличается или конкретикой, или, напротив, является очень расплывчатой, неопределенной (например, тормоз – медленно соображающий человек; круто, клево – выражают довольно расплывчатое понятие восхищения, восторга).

Неологизмы

Пополнение словарного запаса языка происходит за счет новых слов, слов иноязычных, пришедших к нам из других языков.

Неологизмы – это новые слова, возникающие в языке и служащие для обозначения тех новых понятий, которые появляются в связи с развитием науки, техники, культуры, социальных отношений.

Слово может считаться неологизмом, пока понятие, которое оно обозначает, является новым, но когда это понятие становится привычным, слово перестает считаться неологизмом. Например, когда-то все понятия, связанные с космосом, были неологизмами (космонавт, космодром и т.д.), теперь эти слова стали общеупотребительными. В 90-х годах прошлого века в нашу речь вошли многие иноязычные слова в связи с изменениями в политической сфере: «консенсус», «девальвация», «дилер», «спонсор» и др.

Неологизмы могут намеренно создаваться авторами художественных произведений для большей выразительности (например, у В. Маяковского: «Разулыбьте сочувственные лица»).

Чаще всего неологизмы встречаются в художественной литературе, но иногда употребляются и в публицистическом стиле, и в научном.

Экзотизмы и варваризмы

Экзотизмы и варваризмы – слова, также имеющие ограниченную сферу распространения. Экзотизмы – слова, пришедшие к нам из других языков, которые не приспособились к лексической системе русского языка и воспринимаются как иноязычные (например, «лорд», «полисмен»). Варваризмы – иностранные (непереведенные) слова, не фиксируемые толковыми словарями русского языка (например, «тайм», «лайф».)

С точки зрения происхождения лексика русского языка делится на исконно русскую и заимствованную. Исконно русская лексика существовала в языке с самого начала и не была заимствована из каких-либо других языков.

Затем лексика стала пополняться за счет заимствований. Пополнение языкового запаса за счет иноязычных слов – обычный процесс для многих языков.

Иностранные слова

Языки имеют постоянные и разнообразные связи друг с другом и непрестанно «обмениваются» словами. Некоторые заимствованные слова полностью усвоены нашим языком: «флора», «фауна», «эволюция», «алиби», «суффикс» и т.д. Множество заимствованных слов используется сегодня и в быту: «кино», «такси», «люстра», «метро». И все же, употребляя иноязычные слова в своей речи, следует помнить высказывание А.С. Пушкина, который считал, что «истинный вкус состоит. в чувстве соразмерности и сообразности». В стремлении использовать в своей речи иностранные слова важно соблюдать меру. Многие русские писатели и публицисты боролись за чистоту русского языка, против его засоренности иностранными словами, бездумного употребления модных иностранных слов. Преклонение перед всем иностранным, желание щегольнуть знанием «модных» нерусских слов всегда свидетельствовало о дурном вкусе человека. Время от времени в обществе поднимаются вопросы употребления иностранных слов в русском языке. При этом часто возникают слишком категоричные суждения: звучат или требования повсеместного употребления иностранных слов, или, наоборот, полного «изгнания» иностранных слов из русского языка. Думается, что в решении этих вопросов должна быть избрана золотая середина – при использовании иностранных слов следует иметь чувство меры.

Клише, штампы, канцеляризмы

В речи существуют готовые, привычные для носителей языка обороты, которые легко воспроизводятся в определенных ситуациях. Такие обороты называются клише (от фр. cliche – «делать оттиски»). Клише существуют во всех стилях речи. В разговорной речи это готовые выражения для ситуаций, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Например, приветствия: здравствуйте, добрый день, привет; в транспорте: вы выходите? и т.д.; в официально-деловом стиле: мы, нижеподписавшиеся; в научном стиле: требуется доказать; в публицистическом: как сообщил наш собственный корреспондент. Знание и правильное употребление клише свидетельствует о хорошем владении речью.

В отличие от клише штампы представляют собой избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Слишком частое использование каких-то образных выражений приводит к тому, что эти выражения становятся избитыми и превращаются в штампы: красной нитью, типичный представитель и др. Речь, полную штампов, нельзя назвать выразительной, напротив, употребление штампов – это стилистический недочет.

Канцеляризмы – это слова и выражения, употребляемые в официально-деловом стиле, где это вполне естественно. Но когда они проникают в другие стили, это приводит к нарушению стилистических норм. Например: «Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив». В данном предложении уместнее было бы употребить вместо «зеленый массив» какие-то другие слова: «лес», «зелень».

[?] Вопросы и задания

1. Что такое словарный состав языка? Какие существуют пласты лексики? Приведите примеры каждого из них.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Тесты разных видов

Какие из следующих словосочетаний является правильным

Данный файл содержит тесты открытого и закрытого вида. Есть задания и по русскому языку, и по литературе. Моя пробная работа.

Просмотр содержимого документа
«Тесты разных видов»

Составил магистрант группы «Лингвокультурология и филологическое образование»

Тест закрытого типа: множественный выбор с одним правильным ответом.

Лексические омонимы – это

А) слова одной части речи, сходные по звучанию и значению;

Б) слова одной части речи, совпадающие в звуковом и буквенном составе;

В) слова одной части речи, совпадающие в грамматической форме, произношении и написании.

А) совпадают в звучании, но отличаются в написании;

Б) совпадают в звучании и написании;

В) совпадают в звучании и написании в одной грамматической форме.

3. Антонимом к слову позавчера является слово

4. Как называются пары слов

абонент – абонемент; идеальный – идеалистический?

5. Определите значение и тип фразеологизма съесть собаку с точки зрения структуры и степени семантической спаянности компонентов.

Б) предложение, выполняющее номинативную функцию;

В) предложение, выполняющее коммуникативную функцию;

Г) фразеологическое сращение;

Д) фразеологическое единство;

Е) фразеологическое сочетание;

Ж) фразеологическое выражение.

6. Какому современному слову соответствует архаизм чело?

7. Крылатые слова «И какой же русский не любит быстрой езды» принадлежат:

Б) М.Ю. Лермонтову;

8. Из какого языка заимствовано слово библиография?

А) из французского языка;

Б) из греческого языка;

В) из английского языка;

Г) из немецкого языка.

Тест закрытого типа: множественный выбор с несколькими правильными ответами

Какие из следующих слов являются заимствованными?

Какие из следующих слов относятся к разговорно-жаргонной лексике?

Ж) платформа (политическая программа).

Пользуясь словарем, определите, какие из следующих слов относятся к общеславянской лексике.

Какие из следующих слов относятся к старославянизмам?

Какие из приведенных ниже словосочетаний являются правильными?

А) идеалистический характер человека;

Б) идеалистический взгляд на теорию познания;

В) идеальное направление в философии.

6. Какие слова относятся к лексике ограниченного употребления?

Г) разговорные слова;

Д) жаргонная лексика

7. Какие из следующих слов являются заимствованными?

Тест закрытого типа: установление соответствия.

B 7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А) По­лу­чив на­чаль­ное до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние в Москве, Ра­ди­ще­ва за­чис­ли­ли в пе­тер­бург­ский Па­же­ский кор­пус.

Б) Все, кто читал пуш­кин­ско­го «Бо­ри­са Го­ду­но­ва», пом­нит бро­дя­гу Вар­ла­а­ма.

В) Од­но­му из ге­ро­ев ро­ма­на, ищу­щим смысл жизни, от­кры­ва­ет­ся путь к внут­рен­ней сво­бо­де.

Г) Бла­го­да­ря по­вы­ше­ния уров­ня сер­ви­са в фир­мен­ных ма­га­зи­нах стало боль­ше по­ку­па­те­лей.

Д) Го­ря­чо лю­бя­щим род­ную куль­ту­ру пред­стаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Пись­мах о доб­ром и пре­крас­ном».

1) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

2) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

4) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

5) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

7) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

B 7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

А) Уде­ляя осо­бое вни­ма­ние ме­ди­цин­ско­му обес­пе­че­нию,умень­ши­лось ко­ли­че­ство про­студ­ных за­бо­ле­ва­ний среди пе­хо­тин­цев.

1) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

Б) Дву­лет­ние рас­те­ния в пер­вый год своей жизни не толь­ко цве­тут, а на­кап­ли­ва­ют пи­та­тель­ные ве­ще­ства в кор­нях.

2) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

В) В ос­но­ве сю­же­та пьесы «Вла­сти тьмы» — ис­то­рия нрав­ствен­но­го па­де­ния и по­сле­ду­ю­ще­го по­ка­я­ния

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Г) Га­зе­та «Труд» опуб­ли­ко­вал сен­са­ци­он­ную ста­тью.

4) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Д) В вашем до­кла­де от­ра­же­ны вол­ну­ю­щие про­бле­мы ге­не­ти­ков всего мира.

5) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

6) нарушение в построении предложения

с причастным оборотом

7) неправильное построение предложений с

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Тест закрытого типа: альтернативный выбор

Если Вы согласны с утверждением, отвечаете «Да», если не согласны — «Нет». Причастия имеют следующие признаки:

В предложении относится к сказуемому

Бывают одушевлёнными и неодушевлёнными

Изменяются по падежам и числам

В предложении бывают только определением и реже сказуемыми

Бывают собственными и нарицательными

Обозначают признак предмета по действию

Отвечают на вопросы какой? какая? какие? какое?

Бывают настоящего и прошедшего времени

Относятся к 1,2,3 склонению

Если Вы согласны с утверждением, отвечаете «Да», если не согласны — «Нет». Предложение «В горенке окна были закрыты день и ночь» следующие признаки:

По цели высказывания побудительное

Сказуемое составное именное

Имеется обстоятельство, выраженное фразеологизмом

По эмоциональной окраске восклицательное

Имеет утвердительный характер

Если Вы согласны с утверждением, отвечаете «Да», если не согласны — «Нет».

1.Омонимы-это близкие по значению слова?

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу?

В предложении «Бригада работала засучив рукава» есть фразеологизм?

Является ли следующая пара слов синонимом: длинный-короткий?

Антонимы-это близкие по смыслу слова?

Будут ли являться слова «учтивый, корректный» синонимами слова вежливый?

Тест закрытого типа: установление последовательности

Расположите правильно последовательность синтаксического разбора простого предложения.

1. Грамматическая основа ( грамматические основы)

2. Вид предложения по цели высказывания.

3. Распространённое или нераспространённое.

4. Является ли предложение восклицательным?

5. Главные члены предложения.

6. Однородные члены предложения (если есть).

7. Второстепенные члены предложения (если есть).

8. Обращение (если есть).

Расположите в правильной последовательности элементы сочинения- рассуждения: аргументы, вывод, тезис.

Расположите композиционные элементы художественного произведения в правильной последовательности:

Развитие действия, завязка, эпилог, зачин, кульминация, развязка, концовка, пролог.

Расположите правильно последовательность морфологического разбора имени существительного:

Отвечает на вопросы кто? что?

Род: мужской, женский, средний, общий

Одушевлённое или неодушевлённое

Нарицательное или собственное

Расположите фамилии поэтов и писателей по годам их рождения:

Н.А.Некрасов, А.С.Пушкин, А.А.Фет, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, А.Н.Островский, И.С.Тургенев.

Установите последовательность глав романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»:

«Бэла», «Фаталист», «Княжна Мери», «Тамань», «Максим Максимыч».

Тест открытого типа: свободное изложение

Заполните пропуски, чтобы получилось верное высказывание:

Слова, близкие по значению, — это_____________________________________

Предложение, имеющее одну грамматическую основу, является ___________

Особая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делая? что сделав?, сохраняет признаки глагола и не изменяется, называется_________________

Деепричастие с зависимыми словами называется________________________

Одиночные деепричастия и деепричастные обороты , которые выделяются на письме запятыми, в предложении являются_____________________________

Самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счёте и отвечающая на вопросы сколько? который? называется________________________________________________________

Стилистический приём, заключающийся в повторении однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе, называется____________________

Стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или ослаблении выразительных средств художественной речи, называется______

Образное выражение, основанное на сравнении, но без сравнительных союзов как, будто, словно, точно, называется_________________________

Перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия называется ____________________________________________________

Индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры называется _______________________________________________________________

Определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь») называется ______________________________________

Задания для составления тестов

1. Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Фонетика».

2. Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Значение слова».

3. Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Слово с точки зрения его происхождения».

4.Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Слово с точки зрения его употребления».

5.Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Фразеология».

6.Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Морфемика».

7.Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Словообразование».

8.Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Имена в системе частей речи»

9.Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Глагол в системе частей речи»

10.Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Наречие и категория состояния»

11.Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Служебные части речи»

12.Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Культура речи и стилистика»

13.Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Лингвистический анализ текста»

14.Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Методы изучения языка»

15.Составьте 10 тестовых заданий разного типа по теме «Происхождение языков»

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Виды связей в словосочетаниях

Какие из следующих словосочетаний является правильным

О чем эта статья:

Видео:Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать

Словосочетание | Русский язык TutorOnline

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Словосочетание - что это такоеСкачать

Словосочетание - что это такое

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

📽️ Видео

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать

05. Русский язык 8 класс - Словосочетание  Его строение и грамматическое значение.

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать

4 класс. Русский язык. Словосочетание

Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Морфемы: словообразовательные и формообразовательныеСкачать

Морфемы: словообразовательные и формообразовательные

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

Типы сказуемыхСкачать

Типы сказуемых

Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnlineСкачать

Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnline
Поделиться или сохранить к себе: