Какие функции выполняет словосочетание предложение текст

Видео:Русский язык 3 класс (Урок№80 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№80 - Текст. Предложение. Словосочетание.)

Словосочетание: примеры, как определить в предложении

В русском языке две основных единицы синтаксиса. Это словосочетание и предложение, отличающиеся друг от друга строением и функциями.

Видео:Текст. Предложение. СловосочетаниеСкачать

Текст. Предложение. Словосочетание

Функции словосочетания

Каждая лексическая или синтаксическая единица выполняет в речи определённые задачи. У словосочетания их две.

  1. Уточняет информацию. Отдельное слово называет действие, признак, предмет или количество, но не передаёт их особенностей. Для создания чёткого образа требуется пояснение.
домхарактеристика предмета отсутствует, создание образа затруднено
высокий домпоявление уточняющих понятий конкретизирует образ
деревянный дом
бабушкин дом
старый дом
дом отдыха
  1. Служит материалом для построения предложений. С присоединением к подлежащему и сказуемому зависимых слов предложение становится распространённым, более информативным.
Подлежащие и сказуемоеЗависимые словаБолее информативное предложение
Шёл дождь.дождь (какой?) тёплыйПрошлой ночью шёл первый тёплый весенний дождь.
дождь (какой?) первый
дождь (какой?) весенний
шёл (когда?) ночью
ночью (какой?) прошлой
дождь (какой?) нудныйЦелую неделю в городе шёл нудный моросящий дождь.
дождь (какой?) моросящий
шёл (где?) в городе
шёл (как долго?) неделю
неделю (какую?) целую

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Как определить словосочетание

Термин «словосочетание» указывает на значение: сочетание слов. То есть элементов предполагается больше одного. Первая определяющая характеристика:

  • Состоит из двух или более слов.

Но словосочетание – это не любой набор лексем.

  1. Из-за тучи зелёный семнадцать – слов четыре, однако связь между ними отсутствует. Ни лексические значения, ни грамматические формы не сочетаются.
  2. О сапожном леопарде – грамматических противоречий нет, но смысла также: лексические значения элементов несоединимы.
  3. Синяя тетрадками – лексическая сочетаемость не нарушена, грамматическая связь отсутствует.

Три приведённых примера доказывают вторую определяющую характеристику;

  • Слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Характеристика требует примечания: присоединить с помощью грамматической связи неизменяемую часть речи невозможно, следовательно, остаётся смысловая.

Из двух характеристик складывается общее определение:

Словосочетание – синтаксическая конструкция из двух или более значимых элементов, соединённых смысловой, в большинстве случаев грамматической, а в устной речи и интонационной связью.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Отличительные признаки словосочетания

  1. Словосочетание имеет в составе более одной самостоятельной части речи.Составные формы – например, времени и наклонения глагола, степеней сравнения прилагательного и наречия – конструкциями из двух разных частей речи не являются:
  • будут знать – глагол в будущем времени;
  • пусть светит – глагол в повелительном наклонении;
  • более сильно – наречие в сравнительной степени;
  • самый известный – прилагательное в превосходной степени.

Идиома (устойчивое словосочетание), имеющая общие признаки со словом, также считается единым целым.

  • Мать, скрепя сердце, согласилась (против воли).
  • Сосед бросил работу и вскоре окончательно дошёл до ручки (опустился).
  1. Словосочетание состоит из двух частей (главного и зависимого слова), соединённых подчинительной связью. Зависимое слово отвечает на вопрос, поставленный от главного:
  • садом (каким?) цветущим
  • отправились (куда?) на прогулку
  • работал (как?) молча

Подчинительной связью не соединяются:

Подлежащее и сказуемоенебо потемнело
падает снег
лектор начал рассказывать
Однородные члены предложенияхотеть и мочь
быстрее, выше, сильнее
вчера, сегодня, завтра

Основой классификации словосочетаний служат:

  • значение словосочетания (предмет и его признак, действие и его признак, действие и предмет, признак и его степень);
  • структура (простые и сложные);
  • способ выражения главного слова (глагольные, именные, наречные).

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Простые и сложные

Конструкции, состоящие из двух слов, называются простыми:

  • лепить из пластилина
  • зимний пейзаж
  • смотреть внимательно

При их распространении новыми зависимыми словами получаются сложные:

ПростыеСложные
серая рекасерая от дождя река
идти по тропинкеидти по узкой лесной тропинке

В составе сложной синтаксической единицы выделяется несколько простых, служащих её составными элементами:

Мишин новый игрушечный автомобильМишин автомобиль
новый автомобиль
игрушечный автомобиль
надеть старое пальто братанадеть пальто
старое пальто
пальто брата

Видео:Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)Скачать

Русский язык 4 класс (Урок№65 - Текст. Предложение. Словосочетание.)

Глагольные, именные и наречные

Названия групп определяются частью речи, выступающей в роли главного слова.

Главные слова выражаются:

  • именными частями речи;
  • глаголами;
  • наречиями.
ГруппыГлавное словоПримеры
ИменныеИмя существительноетема урока, свежие овощи
Имя прилагательноеслишком нерешительный, тяжело больной
Имя числительноетри апельсина, семеро козлят
Местоимениенекто неизвестный, что-то умное
ГлагольныеГлаголвыполнять просьбу, искусно шить
Деепричастиеувидев друга, зная ответ
Причастиесработанный мастером, громко певший
НаречныеНаречиеочень далеко, совсем непонятно

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Неделимые словосочетания

Неделимыми называются сочетания слов, разбитие которых ведёт к утрате смысла. Неделимая конструкция целиком отвечает на вопрос, является одним членом предложения.

  • В теплице поспело четыре огурца .

Подлежащее выражено неделимым сочетанием «четыре огурца». Удаление любого слова делает его бессмысленным:

  • В теплице поспело четыре … . В теплице поспело … огурца.

Синтаксически неделимые конструкции подразделяются на группы по значению и составу:

  1. Количественно-именные. Главное слово в них обозначает точное или неопределённое количество, меру, ёмкость, объём.
  • Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
  • Отмерьте полтора метра верёвки.
  • Принеси дедушке стакан воды.
  1. Избирательные – зависимое слово употреблено с предлогом из и подчинено местоимению или числительному.
  • Что-то из приготовленного придётся оставить.
  • Двое из ребят отказались продолжать прогулку.
  • Кто из учеников не решил задачу?
  1. Со значением совместного действия.
  • Бабушка с внучкой затеяли уборку квартиры.
  • Папа с мамой опять помирились.
  • Петя с другом сделали модель самолёта.

Подлежащее со значением совместности требует множественного числа сказуемого:

  • Жили-были старик со старухой .

Единственное число сказуемого указывает на выражение подлежащего отдельным словом:

  • Старик со старухой не посоветовался .
  1. Составные формы сказуемого.
  • Буря начала стихать .
  • Марина собирается стать художником .
  1. Нечленимые названия.
  • Нижний Новгород празднует День города.
  • Театр поставил «Бориса Годунова».
  1. Фразеологизмы – выражения, обладающие устойчивым значением.
  • Николай оказал коллеге медвежью услугу.
  • Ахиллесовой пятой Анны Степановны стал недостаток образования.
  1. Относящиеся к словам, требующим конкретизации.
  • Котёнок с белыми лапками вырастет ловким охотником.
  • Женщина с усталыми глазами сидела у окна.
  • Малыш в пушистой шубке тянул санки.

Видео:Предложение и словосочетаниеСкачать

Предложение и словосочетание

Виды связи слов в словосочетании

Слова в составе сочетания связываются тремя способами:

При согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже, зависимое ставится в грамматическую форму главного:

  • в соседнем доме (мужской род, единственное число, предложный падеж);
  • чайными ложками (множественное число, творительный падеж; во множественном числе по родам прилагательные не изменяются).

При втором виде связи главные слова управляют в словосочетаниях зависимыми, требуя от них определённой формы, не совпадающей с собственной:

Неизменяемые части речи не имеют других форм, согласованию и управлению не поддаются. Способны примыкать – присоединяться так, как пишутся всегда.

  • Поют фальшиво;
  • Научился летать.
Вид связиПризнакиЗависимое словоПримеры
СогласованиеПри изменении главного слова изменяется зависимое:

диких животных.

Отвечает на вопрос «какой?»:
прилагательноеполная луна
причастиесданный зачёт
местоимениенаш двор
порядковое числительноеседьмой этаж
УправлениеПри изменении главного слова зависимое остаётся неизменным:

отвечаешь собеседнику.

Существительное или выполняет функции существительного.крылья бабочек

лечить больных

ПримыканиеЗависимое слово неизменяемо.наречиевиден издалека
деепричастиечитать лёжа
инфинитивумею рисовать

Видео:Русский язык 3 класс (Урок№13 - Знания по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание».)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№13 - Знания по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание».)

В чём отличие предложения от словосочетания

Предложение отличается от словосочетания следующими признаками.

  1. Выражает законченную мысль:
  • Как найти районную библиотеку? – найти библиотеку.
  • Даль скрыта густым туманом. – густым туманом.
  • Девочка лукаво улыбалась гостям. – лукаво улыбалась.
  1. Имеет грамматическую основу:
  • Сегодня полнолуние . – полная луна.
  • С самого утра подморозило . – крепко сковать.
  1. Может состоять из одного слова:
  • Мороз ! – крепкий мороз.
  • Рассвело . – почти рассвело.
  • Холодно . – холодно взглянул.
  1. Допускает использование сочинительной связи:
  • Светловолосый человек в чёрном плаще открыл калитку. – между подлежащим и сказуемым ( человек открыл ).
  • Хозяйка несла домой сливочное масло , квашеную капусту и бублики с маком. – между однородными членами ( масло , капусту , бублики ).
  • Наступил поздний вечер , и окна деревенских домиков погасли . – между простыми предложениями в составе сложного ( вечер наступил , и окна погасли ).

Словосочетание имеет смысловую незавершённость, состоит из нескольких слов, связанных подчинительной связью, в нём отсутствует грамматическая основа.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

Как распознать словосочетания в предложении

Чтобы понять, какие словосочетания входят в состав предложения, используется следующий алгоритм:

  1. Найти и исключить не являющиеся словосочетаниями конструкции: грамматическую основу предложения, ряды однородных членов, вводные слова, обращения, фразеологизмы, сочетания служебных частей речи с самостоятельными.
  2. Выбрать слово из второстепенных членов предложения.
  3. Найти, к какому слову оно относится.
  4. Связать главное и зависимое слово вопросом.
  5. Поступить аналогично со всеми второстепенными членами.

Разберем пример. Владимир , вероятно, с трудом узнавал давно знакомую, но сильно изменившуюся улицу.

  1. Владимир узнавал – грамматическая основа, к словосочетаниям не относится.
  2. Вероятно – вводное слово, синтаксически не связано с остальными членами предложения.
  3. Узнавал (как?) с трудом (глагол + наречие, глагольное, действие и его признак, примыкание).
  4. Узнавал (что?) улицу (глагол + существительное, глагольное, действие и предмет, управление).
  5. Улицу (какую?) знакомую (существительное + прилагательное, именное, предмет и его признак, согласование).
  6. Знакомую (как долго?) давно (прилагательное + наречие, именное, признак и его степень, примыкание).
  7. Улицу (какую?) изменившуюся (существительное + причастие, именное, предмет и его признак, согласование).
  8. Изменившуюся (насколько?) сильно (причастие + наречие, глагольное, признак и его степень, примыкание).

Последовательная связь слов в предложении представлена в схеме:

Какие функции выполняет словосочетание предложение текст

Слова, соединённые на схеме стрелками, образуют словосочетания.

Словосочетание – первичная синтаксическая единица, объединяющая в своём составе лексические элементы. Служит материалом для построения более крупных конструкций (предложений). Совокупность лексических и синтаксических единиц и способов их взаимодействия образует язык – средство сохранения и передачи информации, силу, сплавляющую народ в единое целое.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды связей в словосочетаниях

Какие функции выполняет словосочетание предложение текст

О чем эта статья:

Видео:Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать

Учимся правильно выписывать словосочетания из предложения

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать

Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№6 - Словосочетание.)

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Словосочетание и предложение Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | ИнфоурокСкачать

Словосочетание и предложение  Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | Инфоурок

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:Как отличить словосочетание и предложениеСкачать

Как отличить словосочетание и предложение

Реферат на тему: «Словосочетание и его роль в предложении.»

Какие функции выполняет словосочетание предложение текст

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

« Теоретические о сновы лингвистики»

«Словосочетание и его роль в предложении.»

Чернявский Олег Владимирович

Москва 2018 год

Классификация по внутренней структуре……………………….

Словосочетание, как и слово, является синтаксической единицей. Оно обозначает предмет, процесс, явление, качество. В русских словосочетаниях есть законченный смысл, а вот английский язык отличается тем, что не все словосочетания имеют законченный смысл, поэтому то и возникает проблема восприятья языка новичками.

В американской лингвистике началом учения о словосочетании принято считать появление книги «Язык» Л. Блумфилда в 1933 году.[4] Согласно которой все словосочетания можно разделить на 1) эндоцентрические группы -endocentric и 2) экзоцентрические -exocentric.

Согласно Л. Блумфилду эндоцентрическими группами следует считать построения, в которых одна или любая из составляющих может заменить всю группу в большей (т.е. в расширенной) структуре. Например: poor John, John and Mary и т.д. А вторая группа характеризуется отрицательным признаком и определяется построения, в которых ни одна из составляющих не может заменить всего словосочетания в расширенной структуре.

Словосочетание смешивается с предложением с одной стороны, и со словом с другой, что приводит к путанице этих синтаксических единиц. Актуальность темы обусловлена отсутствием устоявшейся терминологии и четкой классификации словосочетания. Возникает вопрос если лингвисты могут путать восприятие словосочетаний, то как обучать и на что полагаться при изучении данной темы.

Но само по себе словосочетание является одной из главных едениц и как носитель языка мы просто обязаны разобраться с данной проблемой.

Целью данной работы является рассмотрение словосочетаний как синтаксической еденицы английского языка. Для выполнения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Рассмотреть типы существующих словосочетаний

Изучить существующую классификацию словосочетаний

Научиться разбирать предложения на словосечетания

Возникает вопрос о словосочетаниях нужно ли их заучивать или достаточно изучить типы и виды словосочетаний. Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо более подробно и глубоко изучить данную тему. Начнем с теоретической части, для лучшего пониматия будем рассматривать в сравнении с русским синтаксисом.

Если рассматривать словосочетание в русском и английском, то нужно начать с определения.

Начнем с определения словосочетания в русском языке в словаре дается следующее определение. Словосочетание — синтаксическая конструкция, состоящая из двух или более знаменательных слов, связанных между собой подчинительной связью. В этой синтаксической конструкции грамматически независимое слово является главным компонентом , подчиненное слово — зависимым компонентом . [1]

А теперь сравним его с определение из английского. Словосочетание — это два или несколько слов, употребляемых вместе и связанных по смыслу. В английском языке существует великое множество устойчивых словосочетаний ( Collocations ).[2] Часть из них относятся к числу Strong collocations, то есть существует только один правильный вариант этого словосочетания. Чтобы освоение новых слов было более эффективным, их нужно сразу нужно изучать вместе с теми словами, которые употребляются вместе с ними. Это позволит автоматизировать речь и избежать ошибок в употреблении новой лексики. При сравнении определений можно отметить то, что в русских словосочетаниях всегда есть имеется подчинительная связь, т.е. есть главное слово и подчиненное. В английском с ловосочетание группа слов ( phrase / word-combination ) — это комбинация слов, которое играет определённую роль в грамматической структуре предложения . Словосочетание может не иметь законченного значения или смысла, в том числе и за пределами предложения, но оно действует как единое целое (грамматическая единица) и имеет свою внутреннюю грамматическую связь

Для более глубокого изучения необходимо рассмотреть функции, которые выполняют словосочетания.

Различие в словосочетаниях выделил В.В. Виноградов: » сочетание слов в предложении и его правила», то есть любая грамматически организованная группа, рассматриваемая с точки зрения комбинаторики классов или подклассов слов, их форм, а также расстановки по отношению друг к другу, и «словосочетания», под которым понимается не любое соединение слов в предложении, а особого рода соединение, обладающее определенными признаками, совокупность которых позволяет выделить это соединение в качестве отдельной единицы синтаксического плана. [7,231] Нельзя не отметить, что для правильного перевода словосочетания нужно отличать функции слов входящих в словосочетание.

Функции словосочетания [9, с. 98]

номинативная (называет определяемый предмет, признак, действие)

строительный материал предложения, входит в его состав (первичная, основная)

словосочетание служит основным элементом текста через предложение.

При разборе словосочетания нужно обращать внимание на контекст из которого взято разбираемое словосочетание. На следующем этапе нельзя не отметить, что словосочетания делятся на различные типы.

Говоря о типах словосочетаний в английском, имеется в виду типы соединения слов в словосочетании.

Рассматривая синтаксическую структуру словосочетаний, мы можем, в соответствии с этим, установить классификацию словосочетаний в зависимости от наличия того или иного типа связи между НС данного словосочетания. В соответствии с этим мы выделяем следующие три типа словосочетаний:

1)Подчинительные словосочетания (subordinate phrases), НС которых объединены подчинительной связью. Примеры : cold water; reading a book; ready to go; politically active; etc.

2)Сочинительные словосочетания (co-ordinate phrases), НС которых объединены сочинительной связью. Примеры : pens and pencils; strict but just; neither here nor there; etc.

3)Предикативные словосочетания ( predicative phrases ), НС которых объединены предикативной связью. Например : for you to go; weather permitting; breakfast over; etc.

Тип словосочетания определяет частиречная принадлежность главного компонента:

субстантивные: главный компонент — существительное (новый дом)

адъективные: главный компонент — прилагательное (полный воды)

глагольные: главный компонент — глагол (читать книгу)

наречные: главный компонент — наречие (поблизости от дома)

Существование трех типов синтаксической связи: подчинительной, сочинительной и предикативной.

3. Одна или обе НС словосочетания могут быть представлены не словом, а словосочетанием. Словосочетание three black dogs состоит из двух НС: three и black dogs, вторая из которых является, в свою очередь, словосочетанием. При этом тип синтаксической связи как между НС всего словосочетания в целом, так и между НС словосочетания, входящего в качестве НС в другое словосочетание, может быть одинаковым; в нашем примере как все словосочетание в целом (three black dogs), так и входящее в него словосочетание (black dogs) являются подчинительными. Такое словосочетание, в котором представлен только один тип синтаксической связи, назовем элементарным (elementary phrase). Само собой разумеется, словосочетание, состоящее всего из двух слов, всегда является элементарным. Например элементарные словосочетания : politically active youth; teaching English grammar; rich in mineral oil; ready to go home ( одно подчинение ); men, women and children; strict, but just and impartial ( одно сочинение ).

С другой стороны, имеют место случаи, когда типы синтаксической связи между НС всего словосочетания в целом и между НС словосочетания, входящего в качестве НС в это первое словосочетание, являются разными. Так, в словосочетании red and blue pencils вычленяются две НС: red and blue и pencils; связь между этими двумя НС является подчинительной; связь же между НС первой из этих составляющих red and blue является сочинительной. Такое словосочетание, в котором представлены разные типы синтаксической связи, являются смешанными compound phrase – brought pens and pencils ; rich in coal and j oil (подчинение — сочинение); dancing and singing songs ; stupid and hard to deal with (сочинение — подчинение); for young children to read ; his face red with ] anger (предикация — подчинение); a book for you to read ; admire John singing (подчинение — предикация) и т. д.

Что касается словосочетаний смешанных, то их структура является суммой структур входящих в их состав элементарных словосочетаний и всегда может быть выведена из них. После рассмотрения типов словосочетаний нужно отметить, что от связи зависит и перевод, смысл отдельных слов в словосочетании изменяется, поэтому нужно рассмотреть классификацию словосочетаний.

В отечественной лингвистике с понятием словосочетания мы встречаемся уже в работах М. В. Ломоносова. Изучение же словосочетания начинается с Ф. Ф. Фортунатова, который определяет предмет своего исследования как «целое, по значению, которое образуется сочетанием одного полного слова (не частицы) с другим полным словом, будет ли это выражение целого психологического суждения, или выражение его части. Во всяком словосочетании различаются по значению две части: зависимая, несамостоятельная, и независимая, самостоятельная» [10; 451].

Ф.Ф. Фортунатов и его ученики подходили к словосочетанию как к основной единице синтаксиса, считая предложение разновидностью словосочетания (законченным словосочетанием). Наиболее последовательно развивал синтаксические взгляды Ф.Ф. Фортунатова М.Н. Петерсон, у которого термин «словосочетание» покрывал и парные соединения слов, и многословные образования – вплоть до простого распространенного предложения.

Иное понимание словосочетания мы находим в работах В.В. Виноградова.[5]

Таким образом, во-первых, обращается внимание только на подчинительные словосочетания, что надолго сохранится в российской традиции; во-вторых, предложение рассматривается как разновидность словосочетания. Различие их заключается в том, что собственно словосочетания Фортунатов называет незаконченными, а предложения законченными словосочетаниями [10; 182-183]

Рассматривая синтаксическую структуру словосочетаний, мы можем, в соответствии с этим, установить классификацию словосочетаний в зависимости от наличия того или иного типа связи между НС данного словосочетания. В соответствии с этим мы выделяем следующие три типа словосочетаний:

Подчинительные словосочетания (subordinate phrases), НС которых объединены подчинительной связью. Примеры : cold water;reading a book;ready to go;politically active; etc.

Сочинительные словосочетания (coordinate phrases), НС которых объединены сочинительной связью. Примеры : pens and pencils; strict but just;neither here nor there; etc.

Предикативные словосочетания (predicative phrases), НС которых объединены предикативной связью. Примеры: for you to go;weatherpermitting;breakfast over; etc.

Одна или обе НС словосочетания могут быть представлены не словом, а словосочетанием. Например, словосочетание threeblackdogs состоит из двух НС: three и blackdogs, вторая из которых является, в свою очередь, словосочетанием. При этом тип синтаксической связи как между НС всего словосочетания в целом, так и между НС словосочетания, входящего в качестве НС в другое словосочетание, может быть одинаковым; в нашем примере как все словосочетание в целом (threeblackdogs), так и входящее в него словосочетание (blackdogs) являются подчинительными. Такое словосочетание, в котором представлен только один типсинтаксической связи, назовем элементарным (elementary phrase). С другой стороны, имеют место случаи, когда типы синтаксической связи между НС всего словосочетания в целом и между НС словосочетания, входящего в качестве НС в это первое словосочетание, являются разными. Так, в словосочетании redandbluepencils вычленяются две НС: redandblue и pencils; связь между этими двумя НС является подчинительной; связь же между НС первой из этих составляющих redandblue является сочинительной. Такое словосочетание, в котором представлены разные типы синтаксической связи, назовем смешанным (compound phrase).

Если рассматривать словосочетания более глубоко, то нельзя не рассматривать его по внутренней структуре.

Классификация словосочетаний по внутренней структуре

Рассмотрим соответствие английских и русских словосочетаний например русскому глаголу » делать » соответствуют 2 английских глагола — » to do » и «to make». Поэтому важно знать, что если мы хотим сказать — «сделать ошибку» мы должны сказать «to make a mistake», а если речь идет о вашем домашнем задании, нужно употребить «do your homework». К разряду устойчивых словосочетаний относятся и английские идиомы .

Сразу обратимся к словарю чтобы узнать что же такое идиомы. Идиома – это оборот речи, неразложимое словосочетание , свойственное только конкретному языку и непереводимое дословно на другой язык.[3]

То, что значение идиомы не совпадает со значением составляющих ее слов, взятых в отдельности, добавляет изучающим иностранные языки немало трудностей.

Значение некоторых английских идиом и фразеологизмов достаточно близко совпадает с русскими аналогами, но подавляющее большинство английских идиом довольно специфично и требует целенаправленного изучения.

Использование идиом в речи делает речь яркой и образной, это непременное условие владения языком на уровне Upper-intermediate и выше.[5]

Например рассмотрим несколько английских идиом:

A bear with a sore head – очень сердитый/злой, A bit of a dark horse – темная лошадка , A bitter pill to swallow– горькая пилюля, что-то тягостное и неприятное A brainwave – блестящая неделя, A bull in a china shop – слон в посудной лавке, A cat in hell ’ s chance – без вариантов, A close shave– рискованный побег, A different kettle of fish– абсолютно другая ситуация , A dog ’ s breakfast / dinner — беспорядок , A dog ’ s life – тяжелая жизнь, A fish out of water – как рыба без воды, A memory like a sieve – память как решето, A night owl – «сова», Above board — честный, Against all odds– несмотря на все трудности, All in– уставший, истощенный.[4] Для обучающихся необходимо заучивание таких словосочетаний, они стали устойчивыми выражениями.

А теперь рассмотрим классы слов. Различные классы слов образуют основу словосочетания, в котором они являются вершиной (стержневым словом, главным элементом, англ. head)[1][2]. Так именная группа — это словосочетание, вершиной которого является существительное, например: существительное «book» является основой именной группы «very interesting book», а «very interesting» — это его модификатор.

При разборе словосочетаний модификатор, который стоит перед определяемым словом называется премодификатор (premodifier), после него — постмодификатор (postmodifier), [6]

группа слов существительного (noun phrase) — вершиной словосочетания является существительное,

группа слов наречия (adverb phrase) — вершиной словосочетания является наречие,

группа слов детерминатива (determiner phrase) — группа слов вершиной которого является детерминатив,

группа слов прилагательного (adjective phrase) — группа слов вершиной которого является прилагательное,

глагольная группа слов (verb phrase),

группа слов герундия (gerund phrase),

группа слов причастия (participle phrase),

предложная группа (prepositional phrase). [8]

Теперь зная особенности групп слов нужно сказать и о функциональной классификации слов, для правильного перевода словосочетания.

Функциональная классификация словосочетаний

Предложения, зачастую рассматривают не как особую единицу, а как разновидность словосочетания, соотносимое с логическим или психологическим суждением. В русском языкознании именно такого понимания придерживались Ф.Ф. Фортунатов, большинство его учеников и последователей; наиболее ярко оно отразилось в работах М.Н. Петерсона.[8]

Словосочетания подразделяют на группы по функциональности:

субстантивная группа или именная группа (substantive phrase) — в предложении представлено подлежащим или дополнением,

адвербиальное словосочетание (adverbial phrase) — выполняет функцию наречия, как член предложения — обстоятельство (adverbial modifier),

определительная группа слов (determinative phrase) — выполняет функцию детерминатива.

адъективная группа (adjectival phrase) — выполняет функцию прилагательного.[9]

Рассмотрев теоретическую часть в работе, нужно на примере закрепить изученный материал, для этого необходимо разобрать словосочетание.

3 Разбор словосочетаний

Вспомним определение словосочетания: словосочетанием называется группа синтаксически связанных знаменательных слов в составе предложения, которая сама не является предложением. Теперь опираясь на данное определение попробуем разобрать словосочетание в предложении.[8, с.44]

«For the sake of our future the first place in our living must be taken by our children.» [5] Сначала нужно выделить следующие группы слов :

«for the sake of our future» – обстоятельство, представленное предложной группой слов:

«the sake of our future» – именная группа слов :

«the sake» – именная группа слов,

«of our future» – предложная группа слов:

«our future» – именная группа слов,

«the first place in our living» – подлежащие, представленное именной группой слов:

«the first place» – именная группа слов,

«in our living» – предложная группа слов:

«our living» – группа слов герундия,

«must be occupied by our children» – глагольная группа слов ,

«occupied by our children» – группа слов причастия :

«by our children» – предложная группа слов:

«our children» – именная группа слов.

С этой точки зрения в предложении When they woke in the morning, Bill and Ben opened the window можно вычленить следующие словосочетания : woke in the morning; Ben and Bill; opened the window. Однако такие группы слов как they woke in the morning; they woke; Ben and Bill opened, согласно данному определению, словосочетаниями не являются, поскольку они являются предложениями; не является словосочетанием и все данное предложение в целом. Что касается таких групп как When they woke in the morning; in the morning; the morning; and B en ; the window, то они, опять-таки, не являются словосочетаниями с точки зрения вышеприведенного определения, так как в качестве одной из данных групп выступают не знаменательные, а служебные слова.

В заключение следует отметить, что словосочетание – единица синтаксиса более низкого уровня, чем предложение. Несмотря на разногласия лингвистов о словосочетаниях наиболее убедительной представляется точка зрения, согласно которой, — это любая синтаксически организованная группа, состоящая из комбинации либо знаменательных слов типа to disregard the remark, busy life, very new, либо служебного и знаменательного слов типа on the beach, under the net, in the corner, связанных любым из существующих типов синтаксической связи. Теория исследует структуру, принципы расстановки элементов по отношению друг к другу, форм, которые могут комбинироваться, и синтаксических связей, устанавливаемых между элементами.

Работая по данной теме можно сделать несколько выводов:

Что нужно учить не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания.

Для поиска устойчивых словосочетаний нужно использовать специальный словарь с устойчивыми выражениями или смотреть контекст, в котором употребляется слово в англо-английских словарях.

При чтении текстов нужно выписывать сочетания слов.

Заучивать устойчивые выражения на английском можно по-разному: по темам (еда, время, бизнес и т.д.) или по ключевому слову (как в нашей статье). Если твоей памяти удобнее запоминать по темам – бери наши примеры и разбивай на такие тематические группы.

Данная работа поможет в дальнейшем молодым педагогам и обучающимся при рассмотрении данной темы более глубоко изучить словосочетания, а практический разбор предложения в конце работы поможет на практике .

WikipediA: Phrase Электронный ресурс [ http://ru.lingvo.wikia. com/wiki/% D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B8_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8 ]

WikipediA : Phrase Электронный ресурс ВикипедиЯ: Грамматика составляющих дата обращения 11.10.2015

Аракин В. Д. Сравнительная типология английского и русского языков. Л., «Просвещение», 1979.

Ахманова О. С. Вопросы грамматического строя. М.: Изд-во АН СССР; 1955. – с. 452-462.

Бархударов Л. С. Структура простого предложения современного английского языка. М., 1966. -с. 199

Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. М., 2003.

Виноградов В. В. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975, с. 559

Гак В. Г. К вопросу о семантической типологии словосочетаний. Сб. науч. Тр. МГПИИЯ им. М. Тореза, М., 1979; с. 44 – 52

Гуревич, В.В. Теоретическая грамматика английского языка. Сравнительная типология английского и русского языков : учеб. пособие / В.В. Гуревич .— 9-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2017 .— 168 с.

Левицкий Ю. А. Основы теории синтаксиса. М., 2005

Поделиться или сохранить к себе: