- Как вы понимаете значение словосочетание жизненные ценности по тексту
- Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
- Интерактивные технологии в образовании
- Сочинение–рассуждение по тексту Прилепина З. «Что такое жизненные ценности?»
- Исходный текст.
- 15.3. Сочинение-рассуждение.
- Сочинение 9.3. Что такое жизненные ценности?
- 🔥 Видео
Видео:КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОИ ЦЕННОСТИ (самый быстрый способ) #жизненные ценностиСкачать
Как вы понимаете значение словосочетание жизненные ценности по тексту
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского поэта С. Джонсона: «Язык — одежда мыслей».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. Джонсона. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 48 текста: «В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1)В этом доме постоянно останавливаются и дают свои представления все приезжающие в наш город фокусники и другие заезжие артисты. (2)Сегодня около подъезда висят плакаты: «Чудо-художник рисует ногами». (3)Конечно, я жалобно прошу:
(5)И конечно, мы поднимаемся по лестнице. (6)В большой комнате — это зал представлений — перед маленькими подмостками стоят в три ряда стулья. (7)Народу немного. (8)Раздаётся звонок. (9)Кто-то играет на пианино. (10)Публика рассаживается на стульях. (11)На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить:
— (12)Почтеннейшая публика, сейчас вы, без сомнения, увидите величайшее чудо, необъяснимую загадку природы, художника, лишившегося обеих рук. (13)Художник этот научился рисовать ногами, и вы сейчас убедитесь в этом сами.
(14)На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. (15)Оба рукава его пиджака совершенно пусты сверху донизу, и концы рукавов заложены в оба кармана. (16)Это и есть безрукий художник. (17)Он кланяется зрителям без улыбки, с достоинством. (18)Художник садится на стул перед мольбертом. (19)Человек с мятым лицом вставляет кусок угля в пальцы ноги художника. (20)И художник начинает рисовать ногой. (21)Сперва на мольберте появляется что-то вроде извилистой речки. (22)По обе стороны её возникают деревья. (23)Нет, это не речка, а дорожка в лесу. (24)Потом из-за деревьев появляется солнце. (25)Всё.
— (26)«Дорога уходит вдаль. », — объясняет художник, — это пейзаж.
(27)Потом он рисует ещё несколько карикатур. (28)Зрители смеются, хлопают. (29)Художник встаёт, нашаривает ногами туфли. (30)Помощник, показывая на рисунки, сделанные только что художником, предлагает желающим приобрести их. (31)Желающих не оказывается.
— (32)Недорого. (33)Купите! — предлагает помощник художника. (34)Художник стоит неподвижно. (35)Глаза его опущены. (36)Губы крепко сжаты.
— (37)А сколько? — вдруг взволнованно спрашиваю я.
(38)Мама очень решительно берёт меня за руку. (39)Помощник бросается к нам:
(41)Я смотрю на маму умоляющими глазами.
(43)Мама платит тридцать копеек. (44)Художник подходит к краю подмостков, он говорит очень сердечно и просто:
— (45)Пусть маленькая барышня возьмёт рисунок «Дорога уходит вдаль. ». (46)Когда я ещё был художником (а я был настоящим художником, прошу мне поверить!), это была моя любимая тема: «Все — вперёд, все — вдаль! Идёшь — не падай, упал — встань, расшибся — не хнычь. Все — вперёд! Все — вдаль. »
(47)Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль. », заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате. (48)В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!» (49)Это были мужественные слова мужественного человека. (50)Увечье не победило его — он победил своё увечье. (51)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог. (52)Художник сказал мне свои замечательные слова как напутствие, а я запомнила их на всю жизнь как завет воли к сопротивлению. (53)Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!
* Александра Яковлевна Бруштейн (1884 — 1968) — русская советская писательница и драматург.
Текст, начинающийся словами «Если отнять у человека мечту..»
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Примечание: данное изложение включено в тест исключительно по усмотрению редакции РЕШУОГЭ. Обращаем внимание на то, что на экзамене может быть дано другое изложение, подходящее по тематике к этому тексту.
Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку, и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.
Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.
Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
Микротемы к изложению
1. Нельзя отнимать у человека возможность мечтать.
2. Ценность мечты в том, что она вызыват желание жить и стремиться к неизведанным далям.
3. Мечта помогает бороться за будущее.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему девочка захотела приобрести рисунок художника-калеки?»
1) Девочке было жалко помощника художника, у которого не было денег на самое необходимое.
2) Девочку и её маму попросил об этом художник.
3) Это был рисунок мужественного человека, который не покорился судьбе, продолжал бороться.
4) Рисунок был необыкновенно красивый и стоил недорого.
Девочка была поражена силой духа и крепостью характера художника и потому захотела купить картину.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Девочка сама попросила маму сводить ее на «представление».
2) Девочку и её маму попросил купить его картину сам художник.
3) Девочке захотелось купить рисунок, потому что это был рисунок мужественного человека, который не покорился судьбе, продолжал бороться.
4) Рисунок был необыкновенно красивый и стоил недорого.
5) Картина и слова безрукого художника не раз помогали девочке справляться с жизненными невзгодами.
1) Девочка сама попросила маму сводить ее на «представление». — Подтверждается предложениями 3−4.
2) Девочку и её маму попросил купить его картину сам художник. — Противоречит предложению 30.
3) Девочке захотелось купить рисунок, потому что это был рисунок мужественного человека, который не покорился судьбе, продолжал бороться. — Подтверждается предложениями 47−53.
4) Рисунок был необыкновенно красивый и стоил недорого. — Противоречит предложениям 21−25, 42.
5) Картина и слова безрукого художника не раз помогали девочке справляться с жизненными невзгодами. — Подтверждается предложениями 48, 53.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль. », заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате.
2) Я смотрю на маму умоляющими глазами.
3) Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!
4) Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.
5) На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить…
2) Я смотрю на маму умоляющими глазами.
5) На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить…
Найдите в тексте синоним к слову ЗАВЕТ (предложение 52). Напишите этот синоним.
Синонимы — слова, близкие по значению.
15.1 Русский язык – один из богатейших языков мира. В словаре В.И. Даля более двухсот тысяч слов. Этим богатством нужно умело пользоваться, ведь нет в нашей жизни чего-то, что невозможно было бы передать словом. Вот почему нельзя не согласиться с утверждением С. Джонсона: «Язык – одежда мыслей». Для подтверждения справедливости слов Джонсона обратимся к тексту Александры Яковлевны Бруштейн.
Предложение 47 (Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль. », заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате) можно привести в подтверждение высказывания: одним коротким, но ёмким словом «заделав» определено место рисунка не только на стене в комнате, но и в жизни героини. Рисунок не вставили в рамку как неживую картинку, а привели в действие как задел на будущее.
В тексте используются многочисленные повторы. С их помощью акцентируется внимание на главном — особенно ярко это звучит в напутствии художника своей маленькой зрительнице: «Все — вперёд, все — вдаль! Идёшь — не падай, упал — встань, расшибся — не хнычь. Все — вперёд! Все — вдаль. » Так, с помощью повторов и благодаря особенностям построения неполных предложений создаётся впечатление, что слова звучат, как набат.
Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание Джонсона о том, что любую мысль, чувства, переживания, настроения можно передать словом.
15.2 Нет однозначного ответа на вопрос: «Какие жизненные ценности должны стать приоритетными для каждого из нас?» Кто-то выбирает карьеру и материальное благополучие, кто-то — духовное развитие и творческую самореализацию. Взяв с собою багаж жизненных ориентиров, человек отправляется в путь к мечте по дороге длиною в жизнь. Однако не каждый способен реализовать свою мечту. Чаще всего это происходит потому, что вдруг на пути тебе встречается непреодолимое, на первые взгляд, препятствие, и вот ты раскисаешь и сворачиваешь с намеченного пути. А так нельзя – это твёрдо усвоила как самое святое напутствие девочка, попавшая на представление безрукого художника: «В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!»
Человека, преодолевшего жизненные трудности, справившегося с тяжелейшими испытаниями судьбы: болезнью, потерей близких людей, — называют сильным. В этом случае речь идёт о силе духа, то есть о той внутренней силе, стойкости, которые помогли ему справиться со всеми невзгодами. Именно такой человек – художник: «Увечье не победило его — он победил своё увечье. Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.» (предложения 50-51).
Фундамент, который закладывается в детстве, самый прочный. Встреча с мужественным человеком до глубины души потрясла девочку. Эта встреча и стала тем фундаментом, на котором формировался её характер. И нет сомнения, что героиня рассказа выросла человеком мужественным и стойким, потому что у неё перед глазами всегда был пример: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!»
Силен тот, кто, не поддаваясь соблазнам, строит свою жизнь согласно собственному сценарию. Сильные духом люди не только себя могут преодолеть, но и стать примером для окружающих, помогая им поверить в себя и свою внутреннюю силу.
15.3 У каждого человека существуют основные жизненные ценности, то есть то, что кажется ему наиболее значимым и важным. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Именно поэтому у разных людей в разные периоды их жизни разные ценности: кто-то стремится к комфорту, кто-то к саморазвитию, для кого-то счастье близких составляет самую большую ценность и значимость в жизни. Выбор жизненного пути очень часто зависит от того, какие человек ставит цели и к чему будет стремиться.
Мы не знаем предыстории, что произошло в жизни художника, как вышло, что он лишился рук. Но мы знаем, что этот человек всегда имел одну цель: стремиться только вперёд, невзирая ни на какие преграды и падения. Это его жизненный девиз, это — главное в его жизни. Даже потеряв руки, художник не перестал рисовать, доказывая тем самым, что он не сдался. Нарисованная для девочки картина, конечно, далека от совершенства, но именно она стала для неё заветом воли к сопротивлению, жизненным напутствием мужественного человека. Девиз художника стал девизом для девушки, которая в трудные минуты повторяла мудрые слова.
Известно, что сотни, тысячи известных музыкантов, артистов, художников во время войны оставляли то, чем занимались в мирное время — и шли на фронт, считая, что их место на передовой, на полях сражений. И если до войны их жизненной ценностью было служение искусству, то теперь на первое место выдвинулось служение Родине, защита её от врага, желание отдать все силы ради победы. Но в минуты затишья они собирали вокруг себя людей, чтобы волшебной силой прекрасной музыки или проникновенными стихами поднять дух уставших бойцов.
Список жизненных ценностей у каждого свой. Но главное на пути к мечте — понимать, что для тебя действительно важно. Твои жизненные ценности играют ключевую роль в твоей судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К2: Наличие примеров-аргументов | |
3 | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
2 | |
1 | |
0 | |
С2К4: Композиционная стройность работы | |
2 | |