Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Синтаксический разбор словосочетаний
Синтаксический разбор словосочетаний входит в школьную программу русского языка. Покажем план разбора и приведём примеры.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
План разбора словосочетания
- Вычленить словосочетание из предложения и поставить его в начальную форму.
- Указать главное слово и зависимое, поставить вопрос к зависимому. Главное слово принято указывать крестиком.
- Определить, какими частями речи выражены слова и какими средствами связи соединены.
- Определить вид словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).
- Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
- Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, реже комплетивные и субъектные).
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Примеры разбора словосочетаний
Дано предложение: На краю деревни стоял большой дуб.
Разберём словосочетания: большой дуб, стоял на краю, краю деревни.
Словосочетание именное; способ связи — согласование; средство связи — окончание зависимого слова; смысловые отношения — определительные.
Словосочетание глагольное; способ связи — управление; средство связи — предлог + окончание зависимого слова; смысловые отношения — обстоятельственные.
Словосочетание именное; способ связи — управление; средство связи — окончание зависимого слова; смысловые отношения — определительные.
Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать
Разбор простого и сложного словосочетания
План синтаксического разбора словосочетания:
- Выделить словосочетание из предложения.
- Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
- Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
Вид связи можно определить по вопросу:
какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;
падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.
- Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.
Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.
Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.
От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.
5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).
Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:
— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.
Виды словосочетаний
А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
- Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:
существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
числительным : три товарища, пятеро из нас;
местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.
- Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;
деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.
- Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.
Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
- Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
- Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
- Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:
- Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
- Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.
Г. По степени спаянности компонентов:
- Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
- Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.
Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
- Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
- Словосочетания со значением избирательности.
В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят. - Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
- Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
- Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
- Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
- Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.
Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Порядок слов в словосочетании и в предложении
Начальная форма словосочетания — это словосочетание, в котором главное слово стоит в начальной форме.
У изменяемых частей речи начальной формой будет именительный падеж единственного числа, у глаголов — инфинитив. Например:
красное яблоко, шкаф с книгами;
играть в шахматы, небрежно ходить.
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Порядок слов в словосочетании
В начальной форме словосочетания имеют постоянный порядок слов. Порядок слов в словосочетании будет зависеть от способа связи между главным и зависимым словом:
- Согласование. Зависимое слово (прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное) стоит перед главным словом:
честный человек, разлившееся молоко, этот поворот, пятый подъезд.
Если в словосочетание входит несколько зависимых слов, все они стоят перед главным, а их взаимное расположение определяется особенностями их морфологической характеристики. Так, в словосочетании может быть два (или более) прилагательных, одно из которых является качественным, а второе — относительным. В этом случае относительное прилагательное, как выражающее более существенный или постоянный признак, будет стоять ближе к главному слову:
широкая стальная труба, удобный деревянный стул.
Местоимения (определительные, притяжательные, указательные) располагаются перед прилагательными:
все красивые открытки, твой любимый фильм, этот длинный день.
Управление. Зависимое слово располагается после главного:
общение с другом, читать книгу, богатый минералами.
Примыкание. Примыкающие слова могут стоять и перед главным словом, и после него.
Перед главным словом располагаются качественные наречия на -о, -е:
быстро ходить, искренне удивляться.
Другие наречия и неопределённая форма глагола располагаются после главного слова:
обойти кругом, сделать нарочно, учиться читать.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Порядок слов в предложении
Прямой порядок слов в предложении — это расположение членов предложения согласно определённому порядку, который совпадает с порядком слов в словосочетаниях. При прямом порядке слов в предложении:
Согласованное определение ставится перед определяемым словом:
Дерево сбрасывало прошлогоднюю листву.
Старое дерево громко поскрипывало.
Обстоятельство образа действия ставится перед сказуемым:
Тигр внезапно выпрыгнул из укрытия.
Остальные обстоятельства и дополнения ставятся после сказуемого:
Дождь стучал по помутневшему стеклу .
Члены предложения могут быть расположены и в другом порядке. Изменение прямого порядка слов называется инверсией или обратным порядком.
Инверсия (обратный порядок) — это изменение прямого порядка слов в предложении. Инверсия служит для выделения в предложении наиболее важных по смыслу слов.
Обычно, в разговоре наиболее важное по смыслу слово ставится в конце предложения. Сравните:
Маша уравнение решила
(наиболее важно в предложении то, что Маша смогла решить уравнение).
Маша решила уравнение правильно
(наиболее важно в предложении то, что решение оказалось правильным).
Прямой порядок слов в словосочетаниях должен был быть другим: решить уравнение, правильно решить.
Особенно часто инверсия используется в поэтической речи, придавая стиху бо́льшую выразительность:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
(М.Ю. Лермонтов)
🌟 Видео
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Всё просто! Начальная форма существительного, прилагательного и глагола.Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Склонение имен существительных. Как определить склонение существительного?Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать
Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать
Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
4 класс. Русский язык. СловосочетаниеСкачать