Как разобрать словосочетание как часть речи

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Что такое синтаксический разбор словосочетания? Как делается?

Содержание:

Словосочетание — начальная единица синтаксиса как верхнего яруса языковой системы. Структура его — объединение двух знаменательных слов на основе подчинительной связи. Лексически она выражена вопросом от главного члена к зависимому, грамматически — наличием или отсутствием предлога и изменением окончания.

Видео:Морфологический разбор глагола. Как сделать морфологический разбор?Скачать

Морфологический разбор глагола. Как сделать морфологический разбор?

Как делается синтаксический разбор словосочетания?

Синтаксический разбор словосочетания подразумевает следующие шаги:

  1. Выделить конструкцию из предложения
  2. Указать главное и зависимое слова, их частеречную принадлежность
  3. Определить тип
  4. Назвать вид подчинительной связи

Видео:Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?Скачать

Морфологический разбор прилагательного. Как выполнить морфологический разбор ?

Как правильно разобрать словосочетание?

Разбор словосочетания начинается с выделения его в предложении. Для этого надо помнить, какие структуры не относятся к словосочетаниям: это грамматическая основа — подлежащее и сказуемое; однородные члены, так как они равноправные единицы; сочетание слова и предлога; фразеологизмы; составные грамматические формы, например, сложное будущее время глагола или степени сравнения (более быстрый).

Синтаксический разбор словосочетания, примеры которого встречаются в школьной практике, предполагает письменное обозначение его строения, то есть из слов какой морфологической принадлежности оно состоит.

  • Например, лунный свет — прил. + сущ., бежал по дороге — глагол + существительное.

Что такое синтаксический разбор словосочетания в пункте 3 плана разбора — рассмотрим подробнее. В зависимости от морфологических характеристик главного слова выделяются три типа конструкций:

  1. Именные — с главным элементом именем существительным (лист березы), прилагательным (белый от страха), числительным (пять человек) и местоимением (кто-то из присутствующих)
  2. Глагольные — в них вопрос ставится от глагола к другим частям речи: пойду погулять, читать роман, поступить по справедливости
  3. Наречные — центральным словом является наречие: глупо до смешного, близко от трассы

Узнаем, как разобрать словосочетание в зависимости от типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. У каждого из них есть свои признаки и средства отличия.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Какие виды существуют? Какие между ними сходства и какие между ними различия?

Грамматически связь между словами оформляется изменением или неизменением зависимой части. Поэтому грамматический разбор словосочетания связан с характеристиками подчинения. Рассмотрим их:

Как разобрать словосочетание как часть речи

  • Согласование — тип подчинительной связи, при которой зависимое слово встает в ту же форму рода, числа, падежа, что и главное. Отвечает на вопрос: какой? При изменении главного подчиняющееся слово приобретает те же характеристики: красный мак (оба слова—в ед.ч., м.р., Им.п.) — красному маку (ед.ч., м.р., Дат.п.) Согласуются: прилагательные, полные причастия, порядковые числительные, местоимения, отвечающие на вопрос: какой?
  • Управление — зависимая языковая единица стоит в одной и той же падежной форме, отвечает на падежный вопрос и не меняется вслед за центральным словом: иду по улице, идем по улице. При этом в другом сочетании форма изменится: восхищаюсь улицей, строят на улице и т. д. Становятся управляемыми: существительные, местоимения, указывающие на лицо или предмет.
  • Примыкание — грамматическая связь только по смыслу, так как в роли подчиненного слова выступает неизменяемая часть речи: наречие (очень испугался), деепричастие (читаю склонившись), инфинитив (мечта поступить), сравнительная степень наречия (решает быстрее), притяжательные местоимения его, ее, их (его вопрос).

Примеры разбора словосочетания различаются по наполнению. В школьной практике указываются основные характеристики этой конструкции. Синтаксический разбор словосочетания обязательно включает указание модели и морфологической принадлежности, типа подчинительной связи.

Приведем пример синтаксического разбора глагольного словосочетания отвечать на вопрос:

  1. Глагол в инфинитиве + существительное; связь выражена предлогом и нулевым окончанием
  2. Глагольное
  3. Управление, зависимая часть — существительное среднего рода в ед. ч., Вин. падеже

При углубленном изучении русского языка содержание того, что значит синтаксический разбор словосочетания, расширяется. Например, выделяются категории свободных и связанных единиц. Последними называются словосочетания, играющие роль одного члена предложения. Например, выполняя синтаксический разбор словосочетания множество слов в предложении Множество слов русского языка имеют синонимы — укажем, что оно несвободное.

Как сделать синтаксический разбор словосочетания, если требуется указать смысловые отношения между его частями? Назовем три типа отношений:

  1. определительные (значение признака)
    • смешной клоун, яркие цветы, агрессивная толпа

  2. объектные (связь действия и предмета)
    • убирать посуду, лечить людей, прочитавший роман

  3. обстоятельственные (характеристика действия)
    • смотреть пристально, далеко уехать, сделать назло

Вопрос, как делать синтаксический разбор словосочетания, связан с обязательным учетом его семантики и типа взаимоотношений между компонентами.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Разбор простого и сложного словосочетания

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Как разобрать словосочетание как часть речи

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;

прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;

числительным : три товарища, пятеро из нас;

местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
  7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

Видео:Разбор глагола как части речиСкачать

Разбор глагола как части речи

Синтаксический разбор словосочетания

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Что такое синтаксический разбор словосочетания

Синтаксический разбор — анализ единиц синтаксиса, к которым относится как целое предложение, так и словосочетание. Выявляет типы словосочетаний и используемые виды связи при их построении.

Синтаксический разбор нужен для систематизации и обобщения сведений о словосочетаний. Знание структуры синтаксической единицы помогает строить предложения без грамматических ошибок и правильно расставлять знаки препинания.

Видео:Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать

Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?

Какие виды словосочетаний существуют

Словосочетание — совокупность двух и более самостоятельных слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу. Наличие подчинительной связи обусловлено наличием в словосочетании главного и подчинительного слов, при этом от главного слова к зависимому можно задать вопрос. Главным называется слово, называющее действие, признак или предмет, зависимое слово поясняет и распространяет главное.

Словосочетанием не являются:

  1. Сочетание подлежащего и сказуемого (Электричка прибывает; День жаркий).
  2. Однородные члены предложения (То снег, то дождь; Машинки, куклы, конструктор).
  3. Соединение служебного слова со знаменательным (Около магазина; Как в тумане).
  4. Составные формы слов (Самый красивый; Менее интересный).
  5. Фразеологические обороты (Водить за нос; Бить баклуши).

Определение типа словосочетания

Существует три вида словосочетаний в зависимости от морфологического характеристики главного слова — глагольные, именные и наречные.

В именных словосочетаниях главное слово может быть выражено:

  1. Существительным.
  2. Прилагательным.
  3. Числительным.
  4. Местоимением.

В глагольных словосочетаниях главное слово может быть выражено:

В наречных словосочетаниях главное слово может быть выражено наречием.

Определение вида связи в словосочетании

Для определения вида связи нужно задать вопрос зависимому слову от главного:

  1. Какой? Чей? — согласование. При согласовании зависимое слово ставится в ту же форму числа, рода, падежа, что и главное слово и приобретает его характеристики.
  2. Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (вопросы косвенных падежей) — управление. Зависимая часть становится управляемой и ставится в падеже, может меняться или не меняться в зависимости от сочетаний слов.
  3. Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? — примыкание. Грамматическая связь только смысловая, так как зависимым словом является неизменяемая часть речи.

Определение вида словосочетания по количеству компонентов

Разделяют на две группы:

  1. Простые, которые состоят из двух знаменательных слов (Рассматривать экспонаты; Новый учебник).
  2. Сложные, которые состоят более чем из двух знаменательных слов. Образуются распространением слова целым словосочетанием или распространением словосочетания словом (Выполнение домашнего задания; Девочка с голубыми глазами).

Выражение связи слов в словосочетании

Может быть смысловая и грамматическая:

  • грамматическая связь выражается окончанием или окончанием и предлогом (рабочий (какой?) стул, рассказать (о чем?) о поездке);
  • смысловая связь устанавливается вопросами от главного слова к зависимому (бежать (куда?) домой, разглядывать (как?) заинтересованно).

Смысловые отношения между словами словосочетания

Бывают трех видов — объектные, обстоятельственные и определительные.

  1. При определительных смысловых отношениях в словосочетании указывается предмет и его признак: студеный (прилагательное) ветер (существительное).
  2. При объектных смысловых отношениях указывается действие и объект: рвал (глагол) полы (существительное в винительном падеже).
  3. При обстоятельственных смысловых отношениях указывается действие и его признак, характеристика действия: резко (наречие) рвал (глагол).

Видео:Главные и второстепенные члены предложения. Как разобрать предложение по членам?Скачать

Главные и второстепенные члены предложения. Как разобрать предложение по членам?

Порядок проведения полного синтаксического разбора

  1. Найти словосочетание в предложении.
  2. Выделить главное и зависимое слова. Определить, какими частями речи они выражены. От главного слова к зависимому поставить вопрос.
  3. Определить вид словосочетания по числу компонентов (простое, сложное).
  4. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  5. Определить способ подчинительной связи (согласование, примыкание, управление).
  6. Указать, чем связь выражена (окончанием зависимого слова, только по смыслу, окончанием и предлогом).
  7. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Видео:Разбор слова как части речи.Русский язык.Скачать

Разбор слова как части речи.Русский язык.

Примеры синтаксического разбора

Для разбора используем приведенную выше схему-образец.

На улице подул теплый ветер.

  1. Находим в предложении словосочетание — «теплый ветер».
  2. От слова «ветер» задаем вопрос «какой?», таким образом, определяем, что главным словом является «ветер» и выражено оно существительным, а зависимым словом является «теплый» и выражено оно прилагательным.
  3. Состоит из двух знаменательных слов, значит вид — простой.
  4. Если главное слово выражено существительным, значит словосочетание по типу является именным.
  5. Так как от главного слова к зависимому можно задать вопрос «какой?», значит вид связи слов — согласование.
  6. Связь между словами выражена грамматически, окончанием зависимого слова.
  7. Так как в словосочетании указан объект и его признак, значит смысловые отношения у главного и зависимого слов определительные.

Солнце спряталось за тучи.

  1. Находим в предложении словосочетание — «спряталось за тучи».
  2. От слова «спряталось» задаем вопрос «куда?», таким образом выясняем, что главным словом является «спряталось» и выражено оно глаголом, а зависимым словом является «за тучи» и выражено оно существительным с предлогом.
  3. Если главное слово выражено глаголом, значит словосочетание по типу является глагольным.
  4. Состоит из двух знаменательных слов, значит вид — простой.
  5. Так как от главного слова к зависимому можно задать вопрос «куда?», «за что?» значит вид связи слов — управление.
  6. Связь между словами выражена грамматически, через окончание зависимого слова и предлог «за».
  7. Так как в словосочетании указано действие и его признак, значит смысловые отношения у главного и зависимого слов обстоятельственные.

🔍 Видео

Морфологический разбор Прилагательного. Разбор прилагательного как часть речи 4 класс.Скачать

Морфологический разбор Прилагательного. Разбор прилагательного как часть речи 4 класс.

Части речи в русском языке. Как определить часть речи?Скачать

Части речи в русском языке. Как определить часть речи?

Морфологический разбор имени существительного Как объяснить ребенку морфологический разборСкачать

Морфологический разбор имени существительного  Как объяснить ребенку морфологический разбор

Как выполнить морфологический разбор слова как части речи.Скачать

Как выполнить морфологический разбор слова как части речи.

Русский язык| Части РечиСкачать

Русский язык| Части Речи

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?Скачать

Состав слова. Как сделать разбор слова по составу?

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Русский язык 7 класс: Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречияСкачать

Русский язык 7 класс: Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия

Русский язык 3 класс (Урок№48 - Части речи. Разбор предложения по частям речи.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№48 - Части речи. Разбор предложения по частям речи.)
Поделиться или сохранить к себе: