- Урок по русскому языку для 6 класса на тему «Словосочетание» (повторение в начале учебного года)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Разбор простого и сложного словосочетания
- Синтаксический разбор простого словосочетания.
- План синтаксического разбора словосочетания.
- Пример разбора словосочетания.
- 🎦 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Урок по русскому языку для 6 класса на тему «Словосочетание» (повторение в начале учебного года)
Урок по русскому языку в 6 классе на тему «Словосочетание» (повторение в начале учебного года).
(§ 5, учебник под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. М., «Просвещение», 2010).
Цель урока – повторить и закрепить тему «Словосочетание», изученную в 5 классе.
I . Теоретическая часть.
1). Оно состоит из главного слова и зависимого.
2). От главного слова к зависимому задается вопрос.
Красный фломастер (фломастер «какой?» красный).
3). Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически.
4). Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) словосочетанием не являются.
II . Практическая часть:
Задание № 1: выделите из предложений словосочетания типа «глагол + существительное»:
1). Дом стоял посреди огромного парка. 2). Парк окружали огромные каналы. 3). Над каналами висели черные железные мосты. 4). Мосты охраняла стража. 5). Ваня не шел, а бежал по дороге.
(1) Стоял посреди парка; (2) парк окружали; (3) над каналами висели; (4) мосты охраняла; (5) бежал по дороге.
Задание № 2 (диктовка учителя): прослушайте словосочетания и запишите только его схему (частеречная принадлежность слов, главное и зависимое слово, вопрос от главного слова к зависимому).
1) Помогать старушке, 2) крылечко избы, 3) красивая брошь, 4) смотреть ласково, 5) отплыть от причала, 6) учебник сестры, 7) чудное мгновение, 8) сшить аккуратно.
1) Помогать старушке (гл. + сущ.), 2) крылечко избы (сущ. + сущ.), 3) красивая брошь (прил. + сущ.), 4) смотреть ласково (гл. + нар.), 5) отплыть от причала (гл. + сущ. с предлогом), 6) учебник сестры (сущ. + сущ.), 7) чудное мгновение (прил. + сущ.), 8) сшить аккуратно (гл. + нар).
Задание № 3: выделить в предложении грамматическую основу, выписать словосочетания и составить их схему:
Бурый медведь с удовольствием рвал ягоды и совсем не смотрел на нас.
1) Бурый медведь (прил. + сущ.), 2) рвал с удовольствием (гл. + сущ. с предлогом), 3) рвал ягоды (гл. + сущ.), 4) не смотрел совсем (гл. + нар.), 5) не смотрел на нас (гл. + мест. с предлогом).
Задание № 4: из данных сочетаний слов выпишите только словосочетания, укажите вопрос, на который отвечает зависимое слово:
(1) Прекрасное утро, (2) города и села, (3) папа работает, (4) подбежать к дому, (5) после занятий, (6) любимый сад, (7) выбрать профессию, (8) аккуратно и красиво, (9) хорошо учиться, (10) стакан сока, (11) урок кончился, (12) благодаря поддержке, (13) распорядок дня, (14) явилось солнце, (15) в сонной тишине, (16) скрылось за рекою, (17) лес шумит, (18) укрыться от мороза.
(1) Прекрасное утро, (4) подбежать к дому, (6) любимый сад, (7) выбрать профессию, (9) хорошо учиться, (10) стакан сока, (13) распорядок дня, (15) в сонной тишине, (16) скрылось за рекою, (18) укрыться от мороза.
Задание № 5: из данных слов составьте словосочетания, употребляя нужные предлоги:
(1) Бежать, дорога; (2) забыть, рассеянность; (3) возвратиться, театр; (4) скучать, друг; (5) приехать, отпуск; (6) прибыть, Урал; (7) схватить, рука; (8) убежать, преследователь.
(1) Бежать по дороге; (2) забыть из-за рассеянности; (3) возвратиться из театра; (4) скучать по другу; (5) приехать в отпуск; (6) прибыть на Урал; (7) схватить за руку; (8) убежать от преследователя.
Задание № 6: составьте и запишите ряды словосочетаний, доказывая многозначность выделенных слов:
Образец : лист железа – лист березы, лист бумаги.
(1) Варить сталь, (2) крыло самолета, (3) кисть винограда, (4) накопить опыт, (5) иглы сосны, (6) нос лодки, (7) хвост поезда, (8) птичья клетка , (9) звезда экрана, (10) ручка ребенка.
(1) Варить сталь: варить обед.
(2) крыло самолета: крыло курицы.
(3) кисть винограда: кисть руки, малярная кисть.
(4) накопить опыт: накопить денег.
(5) иглы сосны: швейные иглы, иглы ежа.
(6) нос лодки: нос человека.
(7) хвост поезда: хвост лисы, нахватать «хвостов» (двоек).
(8) птичья клетка : тетрадь в клетку, грудная клетка.
(9) звезда экрана: небесная звезда.
(10) ручка ребенка: шариковая ручка, ручка двери.
Домашнее задание: упражнение № 28.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 809 человек из 78 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 311 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 324 человека из 65 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Описание материала:
Урок по русскому языку в 6 классе на тему «Словосочетание» направлен на повторение и закрепление понятия «Словосочетание» в начале учебного года.
Конспект содержит два раздела:
- в теоретическом отображаются основные понятия темы – «словосочетание», «главное слово и зависимое», типы связи слов в словосочетании, «грамматическая основа предложения»;
- в практическом разделе отрабатывается навык выделения словосочетаний в предложении, умение отличать словосочетание от грамматической основы и простого сочетания слов; школьники учатся составлять словосочетания и их схемы; задание № 6 одновременно с темой «Словосочетание» позволяет вспомнить и закрепить уже ранее изученную (в 5 классе) тему «Однозначные и многозначные слова». Задания можно распределить в разноуровневые карточки для индивидуальной работы с учащимися.
«Выдержка из материала:
Урок по русскому языку в 6 классе на тему «Словосочетание» (повторение в начале учебного года).(§ 5, учебник под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. М., «Просвещение», 2010).
Цель урока – повторить и закрепить тему «Словосочетание», изученную в 5 классе.
I. Теоретическая часть.
- Оно состоит из главного слова и зависимого.
- От главного слова к зависимому задается вопрос.Красный фломастер (фломастер «какой?» красный).
- Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически.
- Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) словосочетанием не являются.
II. Практическая часть:
«Задание № 1 : выделите из предложений словосочетания типа «глагол + существительное»:
«Задание № 2 (диктовка учителя): прослушайте словосочетания и запишите только его схему (частеречная принадлежность слов, главное и зависимое слово, вопрос от главного слова к зависимому).1) Помогать старушке, 2) крылечко избы, 3) красивая брошь, 4) смотреть ласково, 5) отплыть от причала, 6) учебник сестры, 7) чудное мгновение, 8) сшить аккуратно.Ключ:1) Помогать старушке (гл. + сущ.), 2) крылечко избы (сущ. + сущ.), 3) красивая брошь (прил. + сущ.), 4) смотреть ласково (гл. + нар.), 5) отплыть от причала (гл. + сущ. с предлогом), 6) учебник сестры (сущ. + сущ.), 7) чудное мгновение (прил. + сущ.), 8) сшить аккуратно (гл. + нар).
«Задание № 3 : выделить в предложении грамматическую основу, выписать словосочетания и составить их схему:Бурый медведь с удовольствием рвал ягоды и совсем не смотрел на нас.Ключ:1) Бурый медведь (прил. + сущ.), 2) рвал с удовольствием (гл. + сущ. с предлогом), 3) рвал ягоды (гл. + сущ.), 4) не смотрел совсем (гл. + нар.), 5) не смотрел на нас (гл. + мест. с предлогом).
«Задание № 6 : составьте и запишите ряды словосочетаний, доказывая многозначность выделенных слов:Образец: лист железа – лист березы, лист бумаги.(1) Варить сталь, (2) крыло самолета, (3) кисть винограда, (4) накопить опыт, (5) иглы сосны, (6) нос лодки, (7) хвост поезда, (8) птичья клетка, (9) звезда экрана, (10) ручка ребенка.Ключ:(1) Варить сталь: варить обед.(2) крыло самолета: крыло курицы.(3) кисть винограда: кисть руки, малярная кисть.(4) накопить опыт: накопить денег.(5) иглы сосны: швейные иглы, иглы ежа.(6) нос лодки: нос человека.(7) хвост поезда: хвост лисы, нахватать «хвостов» (двоек).(8) птичья клетка: тетрадь в клетку, грудная клетка.(9) звезда экрана: небесная звезда.(10) ручка ребенка: шариковая ручка, ручка двери.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Разбор простого и сложного словосочетания
План синтаксического разбора словосочетания:
- Выделить словосочетание из предложения.
- Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
- Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
- Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
Вид связи можно определить по вопросу:
какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;
падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;
где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.
- Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.
Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.
Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.
От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.
2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.
3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).
4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.
5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).
Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:
— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.
Виды словосочетаний
А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
- Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:
существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;
прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;
числительным : три товарища, пятеро из нас;
местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.
- Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;
деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.
- Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.
Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
- Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
- Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
- Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:
- Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
- Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.
Г. По степени спаянности компонентов:
- Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
- Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.
Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
- Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
- Словосочетания со значением избирательности.
В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят. - Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
- Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
- Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
- Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
- Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать
Синтаксический разбор простого словосочетания.
Видео:Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
План синтаксического разбора словосочетания.
Если перед нами предложение, то выделить из него словосочетания. Для этого необходимо найти подлежащее и сказуемое, которые, как мы знаем, не могут быть словосочетанием.
В словосочетании найти главное и зависимое слово, выделить их графически. Указать, какой частью речи и в какой грамматической форме находится каждая из частей словосочетания. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
По главному слову выяснить тип словосочетания (именное, глагольное или наречное).
Определить тип подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление или примыкание), указать, чем выражена эта связь: окончанием и предлогом, окончанием зависимого слова или только по смыслу).
Определить тип словосочетания в зависимости от смысловых отношений в нем: объектные, определительные или обстоятельственные.
Видео:6 класс - Русский язык - Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение как единицы синтаксисаСкачать
Пример разбора словосочетания.
На улице поднялся холодный ветер, весенне солнце испуганно спряталось за тучи.
Ветер — главное слово, выражено именем существительным в им.п., холодный — зависимое слово, имя прилагательное.
Словосочетание именное, способ связи — согласование, выражено с помощью окончания зависимого слова. Смысловые отношения определительные.
На улице поднялся
Поднялся — главное слово, выражено глаголом; на улице — зависимая часть словосочетания, выражена существительным с предлогом.
Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено с помощью окончания существительного и предлога «на». Смысловые отношения обстоятельственные.
Солнце — главное слово, выражено существительным в им.п. Весеннее — зависимое слово, имя прилагательное.
Словосочетание именное; способ связи — согласование, выражено с помощью окончания прилагательного. Смысловые отношения — определительные.
Спряталось — главное слово, выражено глаголом; испуганно — зависимое слово, выражено наречием.
Словосочетание глагольное; способ связи примыкание, части словосочетания связаны по смыслу. Смысловые отношения обстоятельственные.
Спряталось за тучи
Спряталось — главное слово, выражено глаголом; за тучи — зависимая часть, выражена существительным с предлогом.
Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено окончанием зависимого существительного и предлогом «за». Смысловые отношения — обстоятельственные.
🎦 Видео
Что такое словосочетаниеСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Русский язык. Словосочетание.Скачать
Русский язык 6 класс (Урок№14 - Слово и его лексическое значение.)Скачать
Все способы словообразованияСкачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Русский язык 6 класс (Урок№27 - Морфемика и словообразование.)Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Видеоурок по русскому языку "Разбор словосочетаний"Скачать
Русский язык 6 класс (Урок№8 - Сложное предложение. Синтаксический анализ предложений.)Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
ЧТО СКРЫВАЕТ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ?Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать