Как расставлять ударения при чтении

Содержание
  1. Устраняем технические недостатки в чтении (коррекция скорости чтения, работа над постановкой ударения, трудными для чтения словами, устранением регрессии, орфоэпическим чтением)
  2. Коррекция скорости чтения.
  3. Работаем над постановкой ударения.
  4. Работаем над трудными для чтения словами.
  5. Работаем над устранением регрессий.
  6. Работаем над орфоэпическим чтением.
  7. Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Методики и рекомендации
  8. Почему дети ошибаются?
  9. Когда начинать занятия?
  10. Как научить ставить ударение: правило №1
  11. Как часто заниматься?
  12. «Угадываем слова»
  13. «Позови меня»
  14. «Молоточек»
  15. Народные методы
  16. Кубики Зайцева
  17. Разные упражнения
  18. Помимо этого
  19. Ошибки ударения при чтении
  20. Нарушения чтения: причины, проявления, приёмы коррекции
  21. Ошибки ударения при чтении
  22. Устраняем технические недостатки в чтении (коррекция скорости чтения, работа над постановкой ударения, трудными для чтения словами, устранением регрессии, орфоэпическим чтением)
  23. Коррекция скорости чтения.
  24. Работаем над постановкой ударения.
  25. Работаем над трудными для чтения словами.
  26. Работаем над устранением регрессий.
  27. Работаем над орфоэпическим чтением.
  28. 🎥 Видео

Видео:Ребенок неправильно ставит ударение при чтенииСкачать

Ребенок неправильно ставит ударение при чтении

Устраняем технические недостатки в чтении (коррекция скорости чтения, работа над постановкой ударения, трудными для чтения словами, устранением регрессии, орфоэпическим чтением)

Обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста чтению. Недостатки чтения. Устранение технических недостатков в чтении (коррекция скорости чтения, работа над постановкой ударения, трудными для чтения словами, устранением регрессии, орфоэпическим чтением).

Коррекция скорости чтения.

Упражнение №1. Слова расселись у окошка. О чём они говорят?

Ты читаешь очень быстро. Это хорошо. Это было бы даже отлично, если бы из-за спешки не случалось так много ошибок. Слова обижаются. Каждому из них хочется, чтобы ты прочел его внимательно. Мы с этой проблемой справимся. Мы посадим слова у окошка. Вот они, смотрят из окна. Прочти их. А теперь я сдвину окошко — и в нем появятся новые слова. Так постепенно мы с тобой прочтем весь рассказ.

Как расставлять ударения при чтении

Примечание для родителей.

Если ваш ребенок читает очень быстро, совершая при этом много ошибок, прибегните к помощи «окошечка», у которого прорезь должна находиться слева. Таким образом, правая сторона строки будет всегда закрыта, и вы сможете механически регулировать темп чтения в соответствии с возможностями ребенка.

Обязательно объясните ребенку, зачем вы используете «окошечко». Поняв направленность и необходимость ваших действий, он станет сознательно помогать процессу работы с окошечком и сможет подключить систему самоконтроля.

Упражнение №2. Читаем со скоростью молнии.

В названии этого упражнения недаром говорится о молнии. «Со скоростью молнии» — значит «очень быстро». Ты начнешь читать медленно, в спокойном темпе, но как только я скажу: «Молния», — читай быстро-быстро. Но помни, читать надо не только быстро, но и правильно, без ошибок.

Примечание для родителей.

Упражнение заключается в чередовании щадящего режима чтения с максимально быстрым его темпом. Обратите внимание на правильность чтения. На первых порах одновременно следить за темпом и правильностью детям бывает трудновато. Но постепенно ребенок научится соответствовать обоим требованиям. В качестве примера работы мы предлагаем несложный текст, хотя в будущем для этого упражнения можно использовать любой рассказ из учебника по чтению.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и. бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море. Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море. (Г. Снегирев)

Упражнение №3. Прочитаем вслух рассказ. Не один, а много раз.

Примечание для родителей.

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает его же в течение одной минуты и отмечает место, на котором остановился. Небольшой перерыв. Ребенок снова читает текст с самого начала и вновь отмечает место, на котором истекла отпущенная ему минута. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Таким образом, это простое упражнение не только тренирует навык чтения, но и повышает мотивацию ребенка. Возвращайтесь к тексту и в третий, и в четвертый раз.

Упражнение №4. Возьми друга на буксир.

Тебе знакомо выражение «взять на буксир»? Правильно, оно означает «оказывать поддержку, помощь». Я буду быстро читать, а ты следи глазами за тем, как я это делаю. Старайся не отставать. Как только я остановлюсь, бери меня на буксир — продолжай чтение сам. Теперь уже я буду следить глазами и, как только ты остановишься, возьму на буксир тебя.

Примечание для родителей.

Выберите текст, соответствующий технике чтения вашего ребёнка. Читая, не развивайте слишком большой темп, иначе вашему подопечному будет не под силу следить за вами. И не водите по строчкам указкой или пальцем — ребенок должен перемещать взгляд без этих вспомогательных средств. Но, поменявшись ролями и передав функцию «буксира» ребенку, постарайтесь, чтобы он подольше не останавливался: ведь наша главная задача в данном случае — развивать у него навык скоростного чтения.

В дальнейшем можно варьировать скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Повторяйте упражнение многократно. Постепенно скорость чтения ребенка станет подтягиваться к вашей.

Работаем над постановкой ударения.

Примечание для родителей.

Обычно существует две причины, по которым в читаемом слове неправильно ставится ударение.

1. Слово незнакомо ребенку — оно не входит в его активный словарный запас, либо он вообще впервые его слышит.

2. Ребенок постоянно слышит от окружающих неправильный вариант постановки ударения в определенном слове. Он воспринимает его как правильный.

Какая бы из причин не была истинной, результат всегда оказывается одним и тем же. Как помочь ребенку в этом случае?

Сначала необходимо поработать над смысловой стороной слова, и только затем над его звучанием. Общий порядок работы изложен в памятке для ребенка.

Памятка для ученика может быть использована как для самостоятельной, так и для совместной работы. Во втором случае воспользуйтесь ею как инструкцией для разбора трудного слова.

Как ты думаешь, что такое ударение? Для чего оно нужно? Может быть, без него можно обойтись? Нет, нельзя! От ударения очень многое зависит. Если его изменить или переставить в другую часть слова, смысл может полностью измениться. Например, когда мы говорим полки, ставя ударение на первый слог, то имеем в виду несколько стеллажей для хранения каких-нибудь вещей. Но стоит нам переставить ударение на второй слог — полки, как стеллажи превратятся в целую армию с множеством солдат.

По тому, насколько правильно человек ставит ударение, судят об уровне его образованности. В самом деле, что ты подумаешь о людях, которые говорят килОметр на слог «ло», или алфАвит, ставя ударение на «фа»?

Теперь ты видишь, что ударение — это очень важная вещь. И если при чтении тебе попадутся слова, место ударения в которых тебе еще неизвестно, воспользуйся следующей памяткой.

Памятка для работы над ударением.

1. Если слово уже встречалось тебе раньше, попробуй самостоятельно уяснить для себя его смысл. Что оно обозначает?

2. Если слово для тебя совсем новое, отыщи его в толковом словаре. Из словарной статьи ты сможешь узнать, что обозначает это слово. Прочти, а потом постарайся самостоятельно объяснить смысл слова. Кроме того, в словаре указано, на какой слог слова приходится ударение. Запомни это, чтобы в дальнейшем произносить слово правильно.

3. Произнеси слово правильно несколько раз, голосом выделяя ударение. Определи, какой по счёту слог — ударный. Несколько раз отстучи карандашом ритм слова — ударный слог громко, а безударные — тихо, так, чтобы число ударов соответствовало числу слогов.

4. Нарисуй с помощью крестиков слоговую схему слова. Ударный слог обозначь большим крестиком (X), безударные — маленькими (х). Например, для слова КЛАПАН схема будет выглядеть так: Хх.

5. Напиши слово цветным фломастером печатными буквами на листе бумаги, выдели ударную гласную ярко-красным цветом и размером. Пусть ударная гласная будет больше других букв. Правильно произнеси слово несколько раз, ориентируясь на выделенную ударную гласную.

6. Посмотри на слово несколько секунд. Закрой глаза, мысленно представь себе слово. Оживи ударную гласную: вообрази, как она дышит, танцует, растет.

7. Открой глаза, громко и отчетливо произнеси слово несколько раз подряд.

8. Составь два-три предложения с этим словом и запиши их. В слове, над которым работаешь, выдели ударную гласную красным фломастером. Прочитай вслух предложения.

Работаем над трудными для чтения словами.

Примечание для родителей.

Для того, чтобы помочь ребенку осмыслить трудное для чтения слово, необходимо придерживаться определенного плана работы. Рассмотрим его, разбирая отрывок из рассказа Л. Толстого.

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись.

Вот одна мышка и сказала: «Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идет. Надо коту на шею колокольчик надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдём».

1. Предложите ребенку прочесть первый абзац текста.

2. Слова, которые будут прочитаны по слогам, подчеркните карандашом. Объясните ребенку, почему вы их подчеркнули, и предложите ему продолжить чтение, самостоятельно выделяя трудные слова.

3. Проанализируйте вместе с ребенком, в чем состоит для него трудность подчеркнутых слов. Объясните значение тех слов, которые ему непонятны; при необходимости воспользуйтесь толковым словарем, подберите синонимы. При работе с редко встречающимися в детской речи словами обращайте внимание в первую очередь на смысловую сторону: полностью осознанный словарный материал легче усваивается.

4. Поработав над пониманием, переходите к технике чтения. Произнесите сначала сами, а потом вместе с ребенком слово, вызвавшее затруднение. Сделайте это несколько раз, постепенно ускоряя темп. При этом ученику необходимо не только слышать и произносить слово, но и видеть графический образ слова. Чтобы ребенка не отвлекали соседствующие в тексте слова, предлагаем учебное пособие, которое легко изготовить самостоятельно.

5. Приготовьте картонные карточки длиной 10 и шириной 1,5 см. На них печатными буквами запишите по одному проблемному слову. Лучше, если ребенок под вашим руководством сделает это своей рукой. В левом краю каждой карточки проделайте небольшое отверстие и проденьте в него колечко. Карточки окажутся нанизанными на кольцо, как ключи на брелок. Например, первым в нашем случае окажется слово «спастись», трудное из-за двух пар сдвоенных согласных и «хитрого» окончания. Далее последуют карточки с другими непростыми словами.

Как расставлять ударения при чтении

6. Дайте ребенку «связку» слов. Пусть, передвигая карточки по колечку, он прочтет каждое слово несколько раз. Так он научится узнавать их с первого взгляда. Потом, встретив «отработанные» слова в тексте, ребенок будет читать их синтетическим способом. Если же указанная работа не проводилась, то он, как показывает опыт, и при повторном чтении произносит их по слогам.

7. Количество карточек с трудными словами может быть разным — в зависимости от объема и сложности предложенного текста. Даже если трудных слов очень много (30 и более), не отчаивайтесь. Не пропускайте ни одного проблемного слова. Постепенно их количество будет снижаться, а ваш ребенок будет читать все быстрее и правильней.

Работаем над устранением регрессий.

Чрезвычайно распространенной причиной замедленного чтения является то, что специалисты называют регрессией, попросту говоря — возвратное движение глаз к уже прочитанному. Некоторые дети неосознанно, незаметно для себя читают дважды не только отдельные слова, но и весь текст — как сложный, так и относительно легкий. Понятно, что на это уходит время.

Определить, присутствуют ли у ребенка при чтении регрессии, можно с помощью простого наблюдения. Если при прочтении вслух незнакомого текста взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания, а в чтении отсутствует плавность, значит, регрессии имеют место. Они могут быть вызваны тремя основными причинами.

1. Текст труден для понимания, и ребёнок, проверяя себя, старается дважды прочесть чуть ли не каждое слово.

В этом случае полезно предложить ученику не беспокоиться, даже если он не все понял, пообещав позднее объяснить каждое сложное слово. Часто оказывается, что объяснения не нужны, смысл ясен и так. Вопрос о регрессии снимается.

2. Низкий уровень внимания.

Иногда возвратное чтение вызвано невозможностью сосредоточиться. Узнайте, не беспокоит ли что-нибудь ребенка во время чтения, мешая должным образом сконцентрироваться. Успокойте юного читателя, подбодрите его. Предложите упражнения на концентрацию внимания (см. раздел «Развивающие методики. Внимание.»). Скорее всего, вы справитесь с этой проблемой. Главное, чтобы регрессии не вошли в привычку.

3. Сила привычки.

Как правило, именно мы, взрослые, сами того не желая, формируем у детей привычную регрессию. Когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и не всегда может сразу уловить смысл, мы то и дело просим его перечитывать какое-нибудь слово вновь и вновь, пока он не поймет значение прочитанного слова. Это — прямой путь к регрессии.

Другой случай. Когда родители слишком рано начинают настаивать на чтении целым словом, ребенок идет на невинный и вынужденный, в общем-то, обман: читает по слогам про себя, а затем уже вслух — слово целиком. Так формируется привычка. Всего вероятнее, такой ребенок, и приобретя навык синтетического чтения, сложные и длинные слова будет всегда перечитывать дважды.

Любая привычка — вещь очень устойчивая. Устранить ее нелегко. Для преодоления привычки к возвратному повторному чтению необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения — чтения с «окошечком», в котором вырез расположен справа.

Как расставлять ударения при чтении

Окошечко, которое имеет вырез справа, по мере чтения будет закрывать уже пройденный текст, заставляя взгляд читающего двигаться строго слева направо. Тем самым оно не позволит ребенку возвращаться к словам, которые он уже прочитал, и поможет устранить навык «двойного чтения».

Объясните ребенку, зачем вы используете такое «окошечко». Это поможет юному читателю понять смысл и необходимость такой работы. Чтобы преодолеть вредную привычку, нужно сформировать новую. Используйте «окошечко» постоянно и при каждом удобном случае — например, при выполнении домашних заданий. Не волнуйтесь, если видимый результат появится нескоро: переучивание и формирование новой привычки — достаточно длительный процесс.

Работаем над орфоэпическим чтением.

Примечание для родителей.

Обычно, когда техника чтения ребёнка совершенствуется и он начинает читать быстро и довольно свободно, происходит незаметный переход от орфографического чтения (прочтения слов по написанию) к орфоэпическому (прочтению слов так, как они произносятся). Именно так читают взрослые: «видя» слово в тексте, мы произносим его не по написанию, а по речевому звучанию. Однако есть дети, которые на предыдущих этапах обучения привыкают к орфографическому чтению и не могут отказаться от него, даже когда их читательская техника становится вполне совершенной.

Если раньше орфографическое чтение было важно и необходимо, поскольку обеспечивало точное воспроизведение слова, то на этапе чтения синтетическим способом этот способ, как правило, приводит к снижению темпа и недостаточному осмыслению содержания.

Как же можно помочь ребёнку в этом случае?

Возьмите небольшой текст или его часть из учебника по чтению. Приблизительно 5-6 строчек. Дайте ребенку возможность прочитать его. Поработайте с ним, используя памятку.

Старайтесь каждый день уделять некоторое время этому виду работы. Вскоре для ребенка откроется смысл каждого слова. Он начнёт больше опираться на содержание, чем на техническую сторону. Привычное звучание будет извлекать из памяти привычные ассоциации, обороты речи, шаблоны. Чтение станет более интересным и увлекательным занятием.

«Ты уже знаешь, что в русском языке очень часто слова произносятся не так, как пишутся. Например, мы говорим К[А]-РОВА, а пишем КОРОВА, говорим СО[Н]ЦЕ, а пишем СОЛНЦЕ. Если читать все слова так, как они написаны, это будет звучать непривычно. Попробуй несколько минут так поговорить. Сам заметишь, что становишься похож на иностранца, изучающего русский язык.

Твоя задача научиться при чтении произносить слова так же, как в обыденном разговоре. Письменная речь при прочтении не должна отличаться от устной. Чтобы достичь этого результата, необходимо соблюдать некоторые правила и работать над произнесением трудных для тебя слов. Предлагаем тебе воспользоваться следующей памяткой».

1. Прочитай предложение и подчеркни в нем все слова, которые пишутся не так как произносятся. Сначала читай слово и только затем произноси. Произносить надо так, как они обычно звучат в устной речи.

2. Поработай с каждым из подчеркнутых слов. Произноси их и найди звуки, которые обозначены не соответствующей им буквой. Например, пишется РОМАШКА, а говорится Р[А]МАШКА.

3. Выдели красным цветом те буквы , которые произносятся в слове иначе, чем пишутся. Вот так: РОМАШКА. Если возникнут трудности, попроси кого-нибудь произнести слово медленно и чётко, чтобы было легче сравнивать.

4. Прочитай так каждое подчёркнутое тобой слово в предложении, найди все «хитрые буквы» (те, которые произносятся иначе, чем пишутся) и выдели их в тексте.

5. Прочитай медленно вслух все предложение, произнося слова так, как они звучат в речи. Выделение цветом поможет тебе читать правильно.

Примечание для родителей.

Неважно, будет ли ребенок в своей работе проговаривать слова вслух или выполнит задание молча. Главное, что он станет читать текст орфоэпическим способом, опираясь на сигналы, которые проставил собственноручно. Кроме того, подобная работа имеет неоценимое значение для усвоения грамотного письма, т. к. развивает орфографическую зоркость — учит видеть «опасные места», в которых написание расходится с произношением.

Видео:Видеоурок #6. Как правильно ставить ударение в латинских словах?Скачать

Видеоурок #6. Как правильно ставить ударение в латинских словах?

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Методики и рекомендации

Ударение в русском языке отличается подвижностью. Верно запомнить его место в словах – задача, с которой не справляются даже многие взрослые. Конечно же, сталкиваются с этой проблемой и дети. Как научить ребенка ставить ударение в словах? Существуют простые техники, которые помогут справиться с этой задачей. Регулярность тренировок – залог успеха.

Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударения

Почему дети ошибаются?

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Для начала следует разобраться в том, почему дети ошибаются. Причины возникновения проблемы могут быть различными.

Как расставлять ударения при чтении Вам будет интересно: Самоотвод — это добровольный отказ

Как расставлять ударения при чтении

  • Малыш постоянно слышит ошибочные варианты постановок ударения. Это происходит дома, в садике, с экранов телевизоров. Дети быстро впитывают информацию, поступающую отовсюду. Поэтому начать борьбу с проблемой родителям следует с контроля собственного произношения.
  • Недостаток общения со взрослыми. Дети склонны подражать родителям и другим родственникам, так они обучаются всему. Нехватка общения может негативно повлиять на общее развитие малыша, на его речь. Ребенок должен слышать то, как нужно говорить. В противном случае он будет придумывать собственные слова.
  • Сюсюканье. Взрослые часто сюсюкают с малышами, стараются разговаривать с ними на «детском» языке. Ребенок слышит неправильный вариант слова и не сомневается в том, что так его и нужно произносить.
  • Непонимание самого понятия. Малыш не понимает, что ему нужно ставить ударение. Он просто произносит слова, и какие-то звуки звучат громче других.

Видео:Как правильно расставить логические ударения?Скачать

Как правильно расставить логические ударения?

Когда начинать занятия?

Как расставлять ударения при чтении Вам будет интересно: Онтологический статус: понятие, виды и их описание

Важно не только то, как научить ребенка ставить ударение в словах. Важно также правильно выбрать время для начала занятий. Необходимо учитывать то, что все дети разные. Один ребенок развивается быстро, у другого это происходит медленнее.

Как расставлять ударения при чтении

Считается, что словарный запас, позволяющий строить фразы, формируется приблизительно к 3-4 годам. Необходимости в систематических занятиях в более раннем возрасте нет. Однако не стоит дожидаться и того момента, когда малыш пойдет в школу. Первоклассника научить правильно говорить сложнее, чем 4-5-летнее дитя. Решить проблему всегда труднее, чем предотвратить ее возникновение.

Видео:Латинский язык. Lingua Latina. Латинское ударение Практические правилаСкачать

Латинский язык. Lingua Latina. Латинское ударение  Практические правила

Как научить ставить ударение: правило №1

Итак, с чего же начать? Что маме и папе следует запомнить в первую очередь? Как научить правильно ставить ударение ребенка быстро и легко? В беседах со своим малышом необходимо всегда произносить слова правильно и четко. Это же нужно делать и в разговорах с другими взрослыми, которые слышит малыш.

Ни в коем случае нельзя коверкать слова, пытаясь сделать их милыми и детскими. С раннего возраста нужно объяснять малышу явления и предметы, комментировать свои действия. Замечательно, если при этом ребенок видит мимику, движение губ.

Видео:Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать

Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский язык

Как часто заниматься?

Положительный эффект зависит от регулярности занятий. По возможности мамы и папы должны упражняться с малышом каждый день. Однако форму занятий следует постоянно менять. В противном случае чадо начнет скучать, в связи с чем будет хуже воспринимать информацию.

Как расставлять ударения при чтении

Чем с большим интересом занимается ребенок, тем больше пользы это ему принесет. Поэтому тренировки лучше всего проводить в игровой форме. Скучные упражнения малыш будет воспринимать как развлечения, если родители проявят немного фантазии.

Видео:Латинский язык. Урок 1. Латинский алфавит. Правила чтения. Постановка ударения.Скачать

Латинский язык. Урок 1. Латинский алфавит. Правила чтения. Постановка ударения.

«Угадываем слова»

Как научить ребенка разбираться в том, где ставить ударение в слове? Упражнение «Угадываем слова» поможет в этом. Мама или папа произносит слово с неправильным ударением, а затем обращается к малышу с просьбой исправить свою ошибку. Скажем, можно произнести «кошка» с выделением второго слога, а затем предложить ребенку назвать правильный вариант. Постепенно задачу следует усложнять.

Существует и другая версия этой игры. Ребенку можно предложить выбрать правильный вариант сразу из пары слов с разными ударениями. К примеру, произнести «чашка», выделив сначала первый, а затем второй слог. Как правило, малыши угадывают верный вариант интуитивно, а регулярные тренировки способствуют этому. Также можно предложить ученику перебрать все варианты произнесения слова. После этого он должен выбрать тот, что, на его взгляд, лучше всего звучит.

Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?

«Позови меня»

Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно с помощью упражнения «Позови меня»? Эта техника подразумевает, что предметы потерялись, к примеру, в лесу. Малыш должен позвать их, произнося названия на распев. Скажем, «табурееетка!», «тууумбочка!», «портфееель!».

Слова важно произносить нараспев, при этом их не нужно разделять по слогам. Помимо этого можно звать по именам друзей и знакомых, «искать» любимые игрушки и так далее.

Видео:Как ставить ударение в словах?Скачать

Как ставить ударение в словах?

«Молоточек»

Еще одна техника, которая, как правило, нравится маленьким детям, которые еще не ходят в школу. Нужно очень громко произнести выбранное слово и ударить молоточком. Удар совершается в момент произнесения самого громкого слога, что откладывается в памяти ребенка. Сначала малышу можно подсказывать правильное решение, затем он должен научиться определять его самостоятельно.

Как расставлять ударения при чтении

Использовать молоточек вовсе не обязательно. Как вариант, разрешается бить по столу кулаком или хлопать в ладоши. Это развлечение также придется детям по душе. Главная задача – выделить ударный слог с помощью громкого звука.

Видео:Как расставить логические ударения, чтобы донести мысль автора?Скачать

Как расставить логические ударения, чтобы донести мысль автора?

Народные методы

Народные методы также не следует сбрасывать со счетов. Их преимущество в том, что их эффективность проверена многими поколениями.

Для начала следует посадить малыша за стол. Свои кулачки он должен поставить на поверхность, расположив один на другом. Подбородок должен располагаться прямо над ними. Далее нужно вместе с ребенком произносить разные слова. Начать можно с простых, переходя к сложным постепенно. Подбородок будет касаться рук во время произнесения ударного звука.

Видео:ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ МЕДИКОВСкачать

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ МЕДИКОВ

Кубики Зайцева

Как научить первоклассника ставить ударение в словах? Для детей 6-8 лет идеально подходят кубики Зайцева. Особенность их заключается в том, что на каждой стороне изображен слог, а не буква.

Как расставлять ударения при чтении

Для начала родители могут сами составлять слова. Ребенок должен лишь поставить специальный кубик на ударный слог. Затем задание необходимо усложнить. Малыш должен складывать слоги в слова самостоятельно, подчеркивая ударение. Это занятие не только научит его правильно произносить слова, оно также развивает навыки чтения. К кубикам Зайцева прилагается методическое пособие, которое поможет сделать тренировки максимально эффективными.

Видео:Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать

Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнение

Разные упражнения

Разобраться в том, где ставить ударение в слове, помогут и другие упражнения. К примеру, «Крик и шепот». Мама или папа называет проблемное слово. Ребенок должен сначала прокричать его во весь голос, а затем прошептать. Так малыш избавится от привычки разбивать слова на слоги.

Как расставлять ударения при чтении

«Раскрась букву» — еще одно полезное упражнение, решающее проблему с неправильной постановкой ударения. Если ребенок уже умеет читать и писать, то его можно выполнять. Малыш должен написать проблемное слово, а затем закрасить ударную букву.

Видео:СЛОГОРАЗДЕЛ В ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ (УДАРЕНИЕ. ДОЛГОТА СЛОГА)Скачать

СЛОГОРАЗДЕЛ В ЛАТИНСКОМ ЯЗЫКЕ (УДАРЕНИЕ. ДОЛГОТА СЛОГА)

Помимо этого

Обязательно стоит обратить внимание сына или дочери на то, что существуют слова, которые имеют одинаковое написание, но отличаются ударением. Скажем, значение слова «атлас» зависит от того, какой слог выделяется.

Также малыш должен запомнить, что ударение всегда падает на гласный звук. Только его можно пропеть, протянуть. Объяснить ребенку необходимо и то, что слово не нужно произносить по слогам, чтобы найти ударный слог. Вместо этого надо произнести его нараспев, «позвать».

Видео:Латынь 3 Правила ударенияСкачать

Латынь 3 Правила ударения

Ошибки ударения при чтении

Видео:Интонация Логическое ударение. Уроки русского языкаСкачать

Интонация  Логическое ударение. Уроки русского языка

Нарушения чтения: причины, проявления, приёмы коррекции

Как расставлять ударения при чтенииНадежда Епифанова
Нарушения чтения: причины, проявления, приёмы коррекции

Нарушения чтения: причины, проявления, приемы коррекции

В логопедической практике существует определение, характеризующее трудности формирования процесса чтения, которое называется дислексия. К сожалению, в настоящее время наблюдается увеличение количества школьников, испытывающих трудности при чтении.

Под дислексией понимается частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении. Это нарушение обусловлено несформированностью тех психических функций, которые обеспечивают процесс чтения.

С точки зрения структуры чтение представляет собой воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного изображения. В обеспечении процесса чтения участвуют сенсо-моторный и семантический уровни.

Благодаря сенсо-моторному уровню происходит звукобуквенный анализ слов; удержание полученной информации в памяти; возникновение на основе воспринятой информации смысловых догадок; сличение – контроль возникших догадок с данным материалом. Таким образом, данный уровень организации чтения обеспечивает его техническую составляющую, скорость восприятия и его точность.

Семантический уровень формируется на основе данных сенсо-моторного уровня и отвечает за понимание значения и смысла информации.

Основными недостатками, обусловливающими нарушения в технике чтения,являются:

1. Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза (трудности определения формы и величины предметов, их расположения в пространстве по отношению друг к другу; невозможность заметить мелкие различия сходных по внешнему виду предметов).

2. Регрессии (неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения).

3. Артикуляция (внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза).

4. Малое поле зрения (за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, поэтому глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. При сформированной технике чтения за одну фиксацию взгляда можно воспринимать всю строку, а иногда и абзац).

5. Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования (неумение предугадывать написанное и делать смысловые догадки).

6. Низкий уровень организации внимания (скорость чтения снижается неумением контролировать свое внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается).

7. Отсутствие гибкой стратегии чтения (начиная читать, не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. В зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы, как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углубленное чтение).

Часто встречающимися проявлениями нарушений чтения являются:

1. Неправильное называние при чтении некоторых букв вследствие их неузнавания или незапоминания ребенком, что приводит к неузнаванию и самих слов (вместо «окна» читает «скна»).

2. Побуквенное (а не послоговое) чтение (при назывании букв возникают их призвуки, что осложняет понимание прочитанного).

3. Искажение звуко-слоговой структуры слов («дрога» или «дорга» вместо «дорога»).

4. Чтение отдельных слов или даже всей строки в направлении справа налево, т. е. в обратном направлении.

5. Нарушение понимания прочитанного при технически правильном и даже достаточно беглом чтении (связано с бедностью словарного запаса).

Приемы коррекционной работы при нарушениях чтения.

• Прием «Дермолексия» (для запоминания букв) педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

«Цветная проволока»: педагог вместе с учителем складывает буквы из проволоки.

• Игра «Волшебный мешочек» — ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы развивает тактильную память.

• Опознать и назвать наложенные, зашумленные, пунктирные буквы.

• Прием «Перепутанные слоги».

то,ре,ше (решето, ро,ва,ко (корова, та,за,бо (забота, то,ло,бо (болото,

ри,ла,пе (перила, ны,го,ва (вагоны, за,бе,рё(берёза, ца,си,ли (лисица,

пу, ста, ка (капуста, рел, та, ка (тарелка, вар, мо, са (самовар).

• Замени подчёркнутую букву на другую,чтобы получилось новое слово.

мука чашка горки перец чихать позвал

мука чашка хобот заход больной метель

печка мышка халат повар яблони сказка

печка мышка танец мешок спелый кожура

печка билет варит везёт корона кружок

цапля белка варит сынок малина гренки

венок шубка льды Алёна перила стёкла

Добавление в слова заданных букв:

Для отработки техники чтения:

«Наступи на пятку» (чтение в паре, либо учитель – класс через слово в быстром темпе);

Чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);

«Буксир»: учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;

«Прятки» (нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.);

«Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);

«Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение).

2. Афонькина Ю. А. Справочник учителя-логопеда школы. – Учитель, 2009. – 165с.

3. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. –Спб: Питер, 2009. – 370с.

Причины возникновения, проявления и последствия депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей «Причины возникновения, проявления и последствия депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей». 1. Введение. Особенности.

Социальные причины нарушения звукопроизношения (Подготовила учитель-логопед Кутовая Екатерина Александровна) Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих.

Консультация «Формы проявления агрессии. Проблемы, советы» Человек был, есть и, возможно, еще долго будет агрессивным. Это кажется ясным и бесспорным. Но почему он агрессивен? Что заставляет быть.

Консультация для родителей «Детские страхи: причины и способы коррекции» Консультация для родителей «Детские страхи» Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Страх одна из первых.

Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей-дошкольников: причины, проявление» Прежде чем приступить к рассмотрению темы «Капризы, упрямство и способы их преодоления», необходимо определить область этой темы, т. е. поставить.

Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Нарушение осанки в детском возрасте – очень распространенная проблема, она может приводить к неправильному формированию скелета в процессе.

Как расставлять ударения при чтенииФотоотчет «Областная акция тотального чтения «День чтения-2018. Читаем классику!» Областная акция тотального чтения «ДЕНЬ ЧТЕНИЯ — 2018» 28 сентября состоялась в д/с №522! В этот день ребята и взрослые прослушали и посмотрели.

Проявления кризиса трех лет КРИЗИС 3-х ЛЕТ В этом возрасте ребенок еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение по большей части носит непроизвольный.

Видео «Игровые приёмы для коррекции звука речи [Л]» Среди детей с трудностями в развитии речи выделяют группу, которую определяют как дети «группы риска по дисграфии (частичное нарушение письма).

Видео:Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать

Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.

Ошибки ударения при чтении

Умение говорить – это визитная карточка человека. Когда человек говорит, хочет он того или нет, он раскрывает свою суть. Так Сократ однажды сказал, молчавшему перед ним молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя».

Наши сверстники и даже взрослые часто допускают ошибки в ударении. На уроках во время чтения незнакомых, а порой и знакомых текстов ученики тоже ошибаются. Почему это происходит?

Русский язык считают одним из наиболее богатых и развитых языков мира. О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие писатели. Иван Сергеевич Тургенев называл его «великим, могучим, правдивым и свободным».

Произношение — показатель уровня культуры речи и общей культуры говорящего. К сожалению, нам редко приходится слышать высказывания, в которых говорящий правильно ставит ударения во всех словах. Я часто прислушиваюсь к тому, как говорят окружающие меня люди. В магазине, кинотеатре, на детской площадке. И нередко слышу ошибки в ударениях. И я задумалась, почему мы делаем ошибки в произношении, и особенно в ударениях? Поэтому выбранная тема актуальна.

Поводом для написания работы послужило и то, что в начале учебного года в нашем классе была проведена проверка техники чтения. В основном ребята делали ошибки на постановку ударения.

Цель моей работы — выявление слов, в которых наблюдается неправильная постановка ударения и причин этого явления.

В соответствии с целью, в исследовании данной темы решались следующие задачи:

1. Изучить особенности постановки ударения в отдельных словах русского языка.

2. Провести опрос среди обучающихся начальной школы и выявить случаи нарушения норм ударения в устной речи и проанализировать их причины.

3. Создать обучающие ролики в приложении «Объясняшки» для запоминания особенно проблемных слов.

1.1 Нарушения в произношении слов, связанные с постановкой ударения.

Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения, называется акцентологией (от лат.accentus– ударение и греч. logos – слово, учение). В русском языке значение ударения особенно велико, так как оно служит средством различения слов (вы́ходить – выходи́ть, консерва́торский — корсервато́рский, гво́здик – гвозди́к) и грамматических форм (стекла́ — стёкла, воды́ — во́ды). А стоит изменить место ударения, как понимание будет затруднено. Правильная постановка ударения — это необходимый признак культуры речи.

В русском языке есть омографы – слова, совпадающие в написании, но отличающиеся ударением: клу́бы – клубы́, за́мок – замо́к, бе́лки – белки́. Такие слова при восприятии текстов и произнесении часто вызывают затруднения.

Следует запомнить слова с неподвижным ударением: то̀рты, ша̀рфы, ба̀нты, звонѝт, кварта̀л, краси́вее, повторѝт, облегчѝт.

Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов чем ударение в других языках.

Место ударения зависит от происхождения слова. Большинство слов, заимствованных из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: диспансѐр, жалюзѝ, кюрѐ. В польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог, например: пови́дло, по́нчик, поед́инок.

В русском языке мало единых правил постановки ударения. В случае затруднения в проставлении ударения надо обращаться к орфоэпическому словарю.

2.2 Причины нарушения ударения.

Почему происходит нарушение ударения? Причина проста: в русском языке нет единых правил постановки ударения, а в устной речи существует большое количество колебаний. Конечно, если в языке ничего не меняется, значит, язык этот мертв. В живом языке постоянно рождаются новые варианты и умирают старые; бывает так: то, что вчера было недопустимо, сегодня становится возможным, а завтра — единственно верным. И если лингвист видит, что норма меняется, он обязан зафиксировать это изменение. Вариативность в словарях появляется неслучайно: нормы русского языка со временем меняются, поэтому рекомендации разных словарей могут отличаться. В устной речи у людей подобные ошибки возникают под влиянием таких факторов языковой среды, как отсутствие ударения в письменной речи, а также под влиянием просторечия, неправильного произношения слов СМИ, местных диалектов, заимствований. Ошибки могут появляться и по причине невнимательности говорящего к своей речи.

Например, в просторечии постановка ударения происходит согласно своим законам: люди говорят так, как им удобно (звонишь, положил, красивее). С одной стороны, следование нормам ударения в бытовой лексике не обязательно, но, когда просторечные нормы переходят в постоянное употребление — это становится отрицательным явлением.

Слова из речи той или иной профессии (бухгалтера, почтальона, врача) могут являться причинами отклонений от нормы ударения. Привыкнув к профессиональной деятельности, люди продолжают употреблять слова — профессионализмы в повседневной речи, а ведь разница между литературным произношением и произношением профессионализмов велика: искра́ – и́скра (у шоферов), до́быча – добы́ча (у горняков).

Еще одной из причин, вызывающих колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов). Читая газеты и книги, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением, свойственным подобным словам в русском языке. В результате чего они говорят жа̀люзи вместо жалюзѝ.

Оказывают влияние на литературный язык и диалекты (местные территориальные говоры). Так, например, влиянием северорусских говоров, в которых существует тенденция к переносу ударения на приставку, можно объяснить такие отклонения, как до̀говор, южнорусские говоры дают типа средства̀ и поня̀л, подня̀л.

Влияние письменной речи на появление ошибок в ударении проявляется в том, что ученик встречается с незнакомыми словами и воспроизводит их так, как ему удобно. Отмечено, что иногда в потоке речи при чтении учебника ученик допускает ошибки в словах, особенно стоящих не в начальной форме. Даже взрослые люди испытывают затруднения при работе с научной или иностранной лексикой.

1.1. Опрос среди обучающихся начальной школы.

Мы с мамой провели наблюдение за тем, как ученики используют в своей речи слова, трудные в произношении. Основная задача заключалась в том, чтобы определить, какие именно слова трудны для произношения, как часто дети используют их в речи. Ориентировались на материал программы, учебника. В эксперименте принимали участие ученики начальных классов из двух школ Екатеринбурга и Старопышминска.

Эксперимент проводился на уроке русского языка. Детям были предложены карточки (Приложение 1) со словами, в которых необходимо было расставить ударения: свекла, щавель, торты, банты, сливовый, украинский, туфля, звонит, включит, баловать, красивее, столяр. Результаты ответов учащихся сведены в таблицу (Приложение 2).

Это задание вызвало большие затруднения в ходе выполнения. Все ребята допускали ошибки в ударении при работе со своей карточкой. Мы подсчитали общее количество ошибок и выявили, что в словах звонит и свекла более половины детей нарушили ударения (14 учеников), а в словах сливовый и включит ошиблись 12 и 11 человек соответственно. По девять человек не справились с ударением в словах щавель, украинский, туфля. По

6 человек в словах банты и красивее, четыре человека ошиблись в словах баловать, торты, столяр.

Мы провели опрос учеников и выявили, что слова « ща̀вель, зво̀нит, включит, украинский, сливовый» ребята говорят так, как привыкли дома, как говорят вокруг. Значит, первой причиной неправильной постановки ударения считается просторечие.

Слово «свекла» в текстах дано с буквой е, а не ё, значит, вторая причина – влияние письменной речи, так как ученики привыкли, что слова с буквой ё всегда под ударением.

Таким образом, можно сделать вывод, что на постановку ударения влияют не только зрительная память и запоминание правил, но и такие факторы как общение внутри семьи, коллектива, речь некоторых дикторов радио и телевидения. Накладывает отпечаток и профессиональная деятельность родителей. Именно внутри семьи закладываются основы культуры подрастающего поколения.

2.2 Создание обучающих роликов с помощью приложения «Объясняшки» для запоминания особенно проблемных слов.

Определив слова, в которых ребята совершали основные ошибки, нам необходимо в непринужденной и доступной форме помочь им усвоить правильную произносительную норму. Я создала в программе «Объясняшки» для iPad обучающие ролики для одноклассников, которые помогут быстро запомнить, как правильно ставить ударения в отдельных словах (Приложение 5)

На уроках русского языка в самом начале 5 минут уделялось просмотру видеороликов, содержащих слова, трудные для произношения. В результате просмотра и обсуждения ребята практически перестали делать ошибки и стали даже поправлять друг друга.

Изучая материал по выявлению причин неправильной постановки ударения, ежедневно слыша речь людей меня окружающих, я поняла, что правильная речь крайне необходима в нашей повседневной жизни. Исследовав причины нарушения ударения в теории и на практике, я столкнулась с новыми словами и понятиями. Узнала, что в русском языке мало единых правил постановки ударения и что иногда место ударения зависит от происхождения слова.

С помощью опроса учеников начальных классов получилось выявить основные ошибки в постановке ударения, поговорив с ребятами, удалось понять их причины.

Проанализировав результаты, я подобрала материалы для закрепления темы: собрала стихотворения по особенно трудным словам (Приложение 4), сняла обучающие видеоролики в специальной программе «Объясняшки» для облегчения запоминания ударений в словах (Приложение 5)

По окончании исследования, мы с ребятами провели работу над ошибками, выучили правильные ударения в словах при помощи собранных материалов. Пришли к выводу, что необходимо больше читать, чтобы пополнять свой словарный запас, делать это вполголоса. Надо убеждать людей относиться бережно к своему языку. Нарушение грамотности – разрушение языка.

На основе проделанной работы, я пришла к выводу, что большинство ошибок в постановке ударения появляется из-за просторечия, влияния неправильной речи окружающих, а так же постановка ударения формируется под влиянием общения внутри семьи, коллектива, речи некоторых дикторов радио и телевидения.

Благодаря этой работе, я смогла поделиться с друзьями и одноклассниками своим исследованием. Я полагаю, что собранный материал можно будет использовать на уроках русского языка и на дополнительных занятиях, при подготовке внеклассных мероприятий.

1. ЕГЭ Орфоэпические запоминалки (подготовка к заданию 4) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://qps.ru/6H8Rp -Загл. с экрана

2. Лекант П.А., Леденева В.В.Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М: Издательство Просвещение,2010.

3.Резниченко И. Л. Мой первый словарь русского языка. Произношение и ударение. – М: Издательство АСТ — Пресс, 2013г.

4.Справочно-информационный портал. [Электронный ресурс] – Режимдоступа: http://qps.ru/jo8Zl— Загл. с экрана

5.Сайт «Методическая копилка» [Электронный ресурс] – Режимдоступа: http://qps.ru/twsrU— Загл. с экрана

6.Слова с вариативным ударением [Электронный ресурс] – Режимдоступа: http://qps.ru/znM5k -Загл. с экрана.

7.»Текст с ударениями» Алфеевский Валерий Сергеевич М.: Детская литература, 197

8. 22 ударения, как запомнить [Электронный ресурс] – Режимдоступа: http://qps.ru/xeETl -Загл. с экрана

Карточка. Раздаточный материал для проведения исследования.

Видео:Интонация точки. Как надо закончить предложение? Постановка голоса.Скачать

Интонация точки. Как надо закончить предложение? Постановка голоса.

Устраняем технические недостатки в чтении (коррекция скорости чтения, работа над постановкой ударения, трудными для чтения словами, устранением регрессии, орфоэпическим чтением)

Обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста чтению. Недостатки чтения. Устранение технических недостатков в чтении (коррекция скорости чтения, работа над постановкой ударения, трудными для чтения словами, устранением регрессии, орфоэпическим чтением).

Коррекция скорости чтения.

Упражнение №1. Слова расселись у окошка. О чём они говорят?

Ты читаешь очень быстро. Это хорошо. Это было бы даже отлично, если бы из-за спешки не случалось так много ошибок. Слова обижаются. Каждому из них хочется, чтобы ты прочел его внимательно. Мы с этой проблемой справимся. Мы посадим слова у окошка. Вот они, смотрят из окна. Прочти их. А теперь я сдвину окошко — и в нем появятся новые слова. Так постепенно мы с тобой прочтем весь рассказ.

Как расставлять ударения при чтении

Примечание для родителей.

Если ваш ребенок читает очень быстро, совершая при этом много ошибок, прибегните к помощи «окошечка», у которого прорезь должна находиться слева. Таким образом, правая сторона строки будет всегда закрыта, и вы сможете механически регулировать темп чтения в соответствии с возможностями ребенка.

Обязательно объясните ребенку, зачем вы используете «окошечко». Поняв направленность и необходимость ваших действий, он станет сознательно помогать процессу работы с окошечком и сможет подключить систему самоконтроля.

Упражнение №2. Читаем со скоростью молнии.

В названии этого упражнения недаром говорится о молнии. «Со скоростью молнии» — значит «очень быстро». Ты начнешь читать медленно, в спокойном темпе, но как только я скажу: «Молния», — читай быстро-быстро. Но помни, читать надо не только быстро, но и правильно, без ошибок.

Примечание для родителей.

Упражнение заключается в чередовании щадящего режима чтения с максимально быстрым его темпом. Обратите внимание на правильность чтения. На первых порах одновременно следить за темпом и правильностью детям бывает трудновато. Но постепенно ребенок научится соответствовать обоим требованиям. В качестве примера работы мы предлагаем несложный текст, хотя в будущем для этого упражнения можно использовать любой рассказ из учебника по чтению.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и. бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море. Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море. (Г. Снегирев)

Упражнение №3. Прочитаем вслух рассказ. Не один, а много раз.

Примечание для родителей.

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает его же в течение одной минуты и отмечает место, на котором остановился. Небольшой перерыв. Ребенок снова читает текст с самого начала и вновь отмечает место, на котором истекла отпущенная ему минута. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Таким образом, это простое упражнение не только тренирует навык чтения, но и повышает мотивацию ребенка. Возвращайтесь к тексту и в третий, и в четвертый раз.

Упражнение №4. Возьми друга на буксир.

Тебе знакомо выражение «взять на буксир»? Правильно, оно означает «оказывать поддержку, помощь». Я буду быстро читать, а ты следи глазами за тем, как я это делаю. Старайся не отставать. Как только я остановлюсь, бери меня на буксир — продолжай чтение сам. Теперь уже я буду следить глазами и, как только ты остановишься, возьму на буксир тебя.

Примечание для родителей.

Выберите текст, соответствующий технике чтения вашего ребёнка. Читая, не развивайте слишком большой темп, иначе вашему подопечному будет не под силу следить за вами. И не водите по строчкам указкой или пальцем — ребенок должен перемещать взгляд без этих вспомогательных средств. Но, поменявшись ролями и передав функцию «буксира» ребенку, постарайтесь, чтобы он подольше не останавливался: ведь наша главная задача в данном случае — развивать у него навык скоростного чтения.

В дальнейшем можно варьировать скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Повторяйте упражнение многократно. Постепенно скорость чтения ребенка станет подтягиваться к вашей.

Работаем над постановкой ударения.

Примечание для родителей.

Обычно существует две причины, по которым в читаемом слове неправильно ставится ударение.

1. Слово незнакомо ребенку — оно не входит в его активный словарный запас, либо он вообще впервые его слышит.

2. Ребенок постоянно слышит от окружающих неправильный вариант постановки ударения в определенном слове. Он воспринимает его как правильный.

Какая бы из причин не была истинной, результат всегда оказывается одним и тем же. Как помочь ребенку в этом случае?

Сначала необходимо поработать над смысловой стороной слова, и только затем над его звучанием. Общий порядок работы изложен в памятке для ребенка.

Памятка для ученика может быть использована как для самостоятельной, так и для совместной работы. Во втором случае воспользуйтесь ею как инструкцией для разбора трудного слова.

Как ты думаешь, что такое ударение? Для чего оно нужно? Может быть, без него можно обойтись? Нет, нельзя! От ударения очень многое зависит. Если его изменить или переставить в другую часть слова, смысл может полностью измениться. Например, когда мы говорим полки, ставя ударение на первый слог, то имеем в виду несколько стеллажей для хранения каких-нибудь вещей. Но стоит нам переставить ударение на второй слог — полки, как стеллажи превратятся в целую армию с множеством солдат.

По тому, насколько правильно человек ставит ударение, судят об уровне его образованности. В самом деле, что ты подумаешь о людях, которые говорят килОметр на слог «ло», или алфАвит, ставя ударение на «фа»?

Теперь ты видишь, что ударение — это очень важная вещь. И если при чтении тебе попадутся слова, место ударения в которых тебе еще неизвестно, воспользуйся следующей памяткой.

Памятка для работы над ударением.

1. Если слово уже встречалось тебе раньше, попробуй самостоятельно уяснить для себя его смысл. Что оно обозначает?

2. Если слово для тебя совсем новое, отыщи его в толковом словаре. Из словарной статьи ты сможешь узнать, что обозначает это слово. Прочти, а потом постарайся самостоятельно объяснить смысл слова. Кроме того, в словаре указано, на какой слог слова приходится ударение. Запомни это, чтобы в дальнейшем произносить слово правильно.

3. Произнеси слово правильно несколько раз, голосом выделяя ударение. Определи, какой по счёту слог — ударный. Несколько раз отстучи карандашом ритм слова — ударный слог громко, а безударные — тихо, так, чтобы число ударов соответствовало числу слогов.

4. Нарисуй с помощью крестиков слоговую схему слова. Ударный слог обозначь большим крестиком (X), безударные — маленькими (х). Например, для слова КЛАПАН схема будет выглядеть так: Хх.

5. Напиши слово цветным фломастером печатными буквами на листе бумаги, выдели ударную гласную ярко-красным цветом и размером. Пусть ударная гласная будет больше других букв. Правильно произнеси слово несколько раз, ориентируясь на выделенную ударную гласную.

6. Посмотри на слово несколько секунд. Закрой глаза, мысленно представь себе слово. Оживи ударную гласную: вообрази, как она дышит, танцует, растет.

7. Открой глаза, громко и отчетливо произнеси слово несколько раз подряд.

8. Составь два-три предложения с этим словом и запиши их. В слове, над которым работаешь, выдели ударную гласную красным фломастером. Прочитай вслух предложения.

Работаем над трудными для чтения словами.

Примечание для родителей.

Для того, чтобы помочь ребенку осмыслить трудное для чтения слово, необходимо придерживаться определенного плана работы. Рассмотрим его, разбирая отрывок из рассказа Л. Толстого.

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись.

Вот одна мышка и сказала: «Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идет. Надо коту на шею колокольчик надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдём».

1. Предложите ребенку прочесть первый абзац текста.

2. Слова, которые будут прочитаны по слогам, подчеркните карандашом. Объясните ребенку, почему вы их подчеркнули, и предложите ему продолжить чтение, самостоятельно выделяя трудные слова.

3. Проанализируйте вместе с ребенком, в чем состоит для него трудность подчеркнутых слов. Объясните значение тех слов, которые ему непонятны; при необходимости воспользуйтесь толковым словарем, подберите синонимы. При работе с редко встречающимися в детской речи словами обращайте внимание в первую очередь на смысловую сторону: полностью осознанный словарный материал легче усваивается.

4. Поработав над пониманием, переходите к технике чтения. Произнесите сначала сами, а потом вместе с ребенком слово, вызвавшее затруднение. Сделайте это несколько раз, постепенно ускоряя темп. При этом ученику необходимо не только слышать и произносить слово, но и видеть графический образ слова. Чтобы ребенка не отвлекали соседствующие в тексте слова, предлагаем учебное пособие, которое легко изготовить самостоятельно.

5. Приготовьте картонные карточки длиной 10 и шириной 1,5 см. На них печатными буквами запишите по одному проблемному слову. Лучше, если ребенок под вашим руководством сделает это своей рукой. В левом краю каждой карточки проделайте небольшое отверстие и проденьте в него колечко. Карточки окажутся нанизанными на кольцо, как ключи на брелок. Например, первым в нашем случае окажется слово «спастись», трудное из-за двух пар сдвоенных согласных и «хитрого» окончания. Далее последуют карточки с другими непростыми словами.

Как расставлять ударения при чтении

6. Дайте ребенку «связку» слов. Пусть, передвигая карточки по колечку, он прочтет каждое слово несколько раз. Так он научится узнавать их с первого взгляда. Потом, встретив «отработанные» слова в тексте, ребенок будет читать их синтетическим способом. Если же указанная работа не проводилась, то он, как показывает опыт, и при повторном чтении произносит их по слогам.

7. Количество карточек с трудными словами может быть разным — в зависимости от объема и сложности предложенного текста. Даже если трудных слов очень много (30 и более), не отчаивайтесь. Не пропускайте ни одного проблемного слова. Постепенно их количество будет снижаться, а ваш ребенок будет читать все быстрее и правильней.

Работаем над устранением регрессий.

Чрезвычайно распространенной причиной замедленного чтения является то, что специалисты называют регрессией, попросту говоря — возвратное движение глаз к уже прочитанному. Некоторые дети неосознанно, незаметно для себя читают дважды не только отдельные слова, но и весь текст — как сложный, так и относительно легкий. Понятно, что на это уходит время.

Определить, присутствуют ли у ребенка при чтении регрессии, можно с помощью простого наблюдения. Если при прочтении вслух незнакомого текста взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания, а в чтении отсутствует плавность, значит, регрессии имеют место. Они могут быть вызваны тремя основными причинами.

1. Текст труден для понимания, и ребёнок, проверяя себя, старается дважды прочесть чуть ли не каждое слово.

В этом случае полезно предложить ученику не беспокоиться, даже если он не все понял, пообещав позднее объяснить каждое сложное слово. Часто оказывается, что объяснения не нужны, смысл ясен и так. Вопрос о регрессии снимается.

2. Низкий уровень внимания.

Иногда возвратное чтение вызвано невозможностью сосредоточиться. Узнайте, не беспокоит ли что-нибудь ребенка во время чтения, мешая должным образом сконцентрироваться. Успокойте юного читателя, подбодрите его. Предложите упражнения на концентрацию внимания (см. раздел «Развивающие методики. Внимание.»). Скорее всего, вы справитесь с этой проблемой. Главное, чтобы регрессии не вошли в привычку.

3. Сила привычки.

Как правило, именно мы, взрослые, сами того не желая, формируем у детей привычную регрессию. Когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и не всегда может сразу уловить смысл, мы то и дело просим его перечитывать какое-нибудь слово вновь и вновь, пока он не поймет значение прочитанного слова. Это — прямой путь к регрессии.

Другой случай. Когда родители слишком рано начинают настаивать на чтении целым словом, ребенок идет на невинный и вынужденный, в общем-то, обман: читает по слогам про себя, а затем уже вслух — слово целиком. Так формируется привычка. Всего вероятнее, такой ребенок, и приобретя навык синтетического чтения, сложные и длинные слова будет всегда перечитывать дважды.

Любая привычка — вещь очень устойчивая. Устранить ее нелегко. Для преодоления привычки к возвратному повторному чтению необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения — чтения с «окошечком», в котором вырез расположен справа.

Как расставлять ударения при чтении

Окошечко, которое имеет вырез справа, по мере чтения будет закрывать уже пройденный текст, заставляя взгляд читающего двигаться строго слева направо. Тем самым оно не позволит ребенку возвращаться к словам, которые он уже прочитал, и поможет устранить навык «двойного чтения».

Объясните ребенку, зачем вы используете такое «окошечко». Это поможет юному читателю понять смысл и необходимость такой работы. Чтобы преодолеть вредную привычку, нужно сформировать новую. Используйте «окошечко» постоянно и при каждом удобном случае — например, при выполнении домашних заданий. Не волнуйтесь, если видимый результат появится нескоро: переучивание и формирование новой привычки — достаточно длительный процесс.

Работаем над орфоэпическим чтением.

Примечание для родителей.

Обычно, когда техника чтения ребёнка совершенствуется и он начинает читать быстро и довольно свободно, происходит незаметный переход от орфографического чтения (прочтения слов по написанию) к орфоэпическому (прочтению слов так, как они произносятся). Именно так читают взрослые: «видя» слово в тексте, мы произносим его не по написанию, а по речевому звучанию. Однако есть дети, которые на предыдущих этапах обучения привыкают к орфографическому чтению и не могут отказаться от него, даже когда их читательская техника становится вполне совершенной.

Если раньше орфографическое чтение было важно и необходимо, поскольку обеспечивало точное воспроизведение слова, то на этапе чтения синтетическим способом этот способ, как правило, приводит к снижению темпа и недостаточному осмыслению содержания.

Как же можно помочь ребёнку в этом случае?

Возьмите небольшой текст или его часть из учебника по чтению. Приблизительно 5-6 строчек. Дайте ребенку возможность прочитать его. Поработайте с ним, используя памятку.

Старайтесь каждый день уделять некоторое время этому виду работы. Вскоре для ребенка откроется смысл каждого слова. Он начнёт больше опираться на содержание, чем на техническую сторону. Привычное звучание будет извлекать из памяти привычные ассоциации, обороты речи, шаблоны. Чтение станет более интересным и увлекательным занятием.

«Ты уже знаешь, что в русском языке очень часто слова произносятся не так, как пишутся. Например, мы говорим К[А]-РОВА, а пишем КОРОВА, говорим СО[Н]ЦЕ, а пишем СОЛНЦЕ. Если читать все слова так, как они написаны, это будет звучать непривычно. Попробуй несколько минут так поговорить. Сам заметишь, что становишься похож на иностранца, изучающего русский язык.

Твоя задача научиться при чтении произносить слова так же, как в обыденном разговоре. Письменная речь при прочтении не должна отличаться от устной. Чтобы достичь этого результата, необходимо соблюдать некоторые правила и работать над произнесением трудных для тебя слов. Предлагаем тебе воспользоваться следующей памяткой».

1. Прочитай предложение и подчеркни в нем все слова, которые пишутся не так как произносятся. Сначала читай слово и только затем произноси. Произносить надо так, как они обычно звучат в устной речи.

2. Поработай с каждым из подчеркнутых слов. Произноси их и найди звуки, которые обозначены не соответствующей им буквой. Например, пишется РОМАШКА, а говорится Р[А]МАШКА.

3. Выдели красным цветом те буквы , которые произносятся в слове иначе, чем пишутся. Вот так: РОМАШКА. Если возникнут трудности, попроси кого-нибудь произнести слово медленно и чётко, чтобы было легче сравнивать.

4. Прочитай так каждое подчёркнутое тобой слово в предложении, найди все «хитрые буквы» (те, которые произносятся иначе, чем пишутся) и выдели их в тексте.

5. Прочитай медленно вслух все предложение, произнося слова так, как они звучат в речи. Выделение цветом поможет тебе читать правильно.

Примечание для родителей.

Неважно, будет ли ребенок в своей работе проговаривать слова вслух или выполнит задание молча. Главное, что он станет читать текст орфоэпическим способом, опираясь на сигналы, которые проставил собственноручно. Кроме того, подобная работа имеет неоценимое значение для усвоения грамотного письма, т. к. развивает орфографическую зоркость — учит видеть «опасные места», в которых написание расходится с произношением.

🎥 Видео

Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать

Как поставить ударение и разделить слово на слоги

Как сделать речь интереснее. Логические ударенияСкачать

Как сделать речь интереснее. Логические ударения

3 способа, которые помогут ребёнку правильно поставить ударение в словеСкачать

3 способа, которые помогут ребёнку правильно поставить ударение в слове
Поделиться или сохранить к себе: