Как придумать предложение со словосочетанием

Видео:Предложение и словосочетаниеСкачать

Предложение и словосочетание

Виды связей в словосочетаниях

Как придумать предложение со словосочетанием

О чем эта статья:

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать

Учимся правильно выписывать словосочетания из предложения

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Схема предложенияСкачать

Схема предложения

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать

Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Русский язык 1 класс Слово и предложениеСкачать

Русский язык 1 класс Слово и предложение

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Как придумать предложение со словосочетанием

На этом уроке вы познакомитесь со словосочетанием и узнаете, из любых ли слов можно составить словосочетания. Потренируетесь в выделении словосочетаний из предложения и в составлении словосочетаний. Будете учиться постановке двух видов вопросов: смысловых и падежных.

Видео:Как составить из слов предложение. Русский язык 2 классСкачать

Как составить из слов предложение. Русский язык 2 класс

Составление предложений со словосочетаниями

Цель. Развитие у слабослышащих учащихся практических речевых навыков построения предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения.

Задачи:

  • познакомить учащихся со словосочетаниями по вопросной схеме что? + у кого? (с сущ. м.р., ж.р., ед.ч.);
  • учить составлять предложения с данными словосочетаниям;
  • учить устанавливать грамматические обобщения;
  • развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память;
  • воспитывать мотивацию к учению: стремление научиться правильно говорить.

Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс часть 1» А.Г.Зикеев 2009 г., индивидуальные карточки, алгоритм, памятка, компьютер, проектор, магнитофон.

I. Эмоциональный настрой

– Какое у вас настроение?
– Выберите себе человечка (Презентация. Слайд 1).

II. Организационный момент

1. Проверка аппаратуры (за экраном).

2. Речевой момент. (Все фразы даются за экраном.)

– Назови 3 существительных мужского рода единственного числа.
– Назови 2 существительных женского рода единственного числа.
– Сейчас зима или лето?
– Зимой заяц серый? Какой?
– Какой будет урок?
– Какие дежурные звуки?

1) Прочитайте слоги.

2) Составьте предложения.

3) Ответьте на вопросы (за экраном).

– Женя, какого цвета у тебя глаза?
– Какого цвета глаза у Вани?
– У кого из вас голубые глаза?

4) Целевая установка.

– Сегодня на уроке будем говорить, составлять предложения, играть.

III. Работа по теме урока

1. Коррекционно-развивающее упражнение на развитие мыслительной активности.

У волка гнездо.
У птички конура.
У собаки нора.

2. Введение в содержание понятия, выраженного словосочетанием что? (кто?) + у кого?

Работа с учебником по картинке на стр.103 №1.

– Посмотрите и скажите что? (кто?) у кого?
– Ведро у девочки, петух у лисы, яблоко у ежа, удочка у мальчика, морковь у кролика, мышка у кошки.

3. Подготовительное задание на определение рода, числа имен существительных, входящих в искомое словосочетание (Презентация. Слайд 3).

– Кто изображен на картинке? (Приложение 1)
– Девочка, мальчик, лиса, еж, кролик, кошка.
– Распределите эти существительные по родам.
– Какого числа эти существительные?
– На какой вопрос отвечают эти существительные?
– Сегодня на уроке будем работать с существительными мужского и женского рода единственного числа, одушевленными.

4. Составление предложений на основе наглядной ситуации и вопроса.

На столе лежат мяч и лента. Учащиеся (мальчик и девочка) подходят к столу и выбирают себе предмет.

– Что взяла девочка? Что взял мальчик?
– Составьте предложения по вопросным схемам:
У кого? Какой? Что? (У мальчика синий мяч).
У кого? Какая? Что? (У девочки зеленая лента).

5. Физкультминутка. Упражнения для мелкой моторики рук (массаж пальцев рук).

– Прочитайте первое предложение.
– О чем говорится в предложении?
– Какой вопрос зададим к слову мяч?
– Что говорится о мяче?
– Какой вопрос поставим к слову синий?
– Что еще говорится про мяч?
– Какой вопрос поставим к слову у мальчика?

Аналогично разбирается второе предложение.

7. Выделение из предложений искомых словосочетаний.

– Сегодня мы будем учиться употреблять в речи словосочетания что? у кого?
– У мальчика синий мяч.
– У девочки зеленая лента.
– Выделите из предложений словосочетания:

что? у кого?
мяч у мальчика
лента у девочки

8. Подвижная физкультминутка под магнитофонную запись (Презентация. Слайды 5-8).

9. Анализ словосочетаний и подведение учащихся к выводу.

– Прочитайте пары слов. (Сначала учащиеся читают вопросную схему, далее – словосочетания, записанные под ней.)
– Прочитайте слова с вопросом у кого?
– У мальчика, у девочки.
– Измените эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос кто?
– Мальчик, девочка.
– Какого рода, числа имена существительные?
– Сравните окончания имен существительных с вопросом кто? и с вопросом у кого?

10. Формулировка вывода по алгоритму.

Имена существительные . рода, . числа, отвечающие на вопрос . имеют окончания . .

11. Физкультминутка для глаз.

12. Фронтальное упражнение на закрепление изучаемой грамматической закономерности (Презентация. Слайд 9).

У . (кролик) длинные уши. У . (лиса) пушистый хвост.

При выполнении упражнения используется памятка.

Памятка.

  1. Задай вопрос к слову.
  2. Определи род и число существительного.
  3. Найди таблицу.
  4. Измени слово по таблице.

13. Упражнение на закрепление. Работа с индивидуальными карточками.

Карточка.

У . длинная шея. У . острые зубы. У . красивое платье. (сестра, жираф, собака).

И другие карточки с различными предложениями.

IV. Итог урока

– С какими словосочетаниями мы сегодня познакомились на уроке?
– Вам понравился урок?
– Оцените свою работу на уроке (Презентация. Слайд 10).

Домашнее задание: стр.104, №3(2) (Презентация. Слайд 11).

– Посмотрите на слайд, как я оцениваю вашу работу на уроке (Презентация. Слайд 12).

💥 Видео

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Схема предложенияСкачать

Схема предложения

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Простое и сложное предложениеСкачать

Простое и сложное предложение

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

КАК отличить словосочетание от предложения? 3 классСкачать

КАК отличить словосочетание от предложения? 3 класс

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Связь слов в предложенииСкачать

Связь слов в предложении
Поделиться или сохранить к себе: