- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении
- Составление предложений со словосочетаниями
- 💥 Видео
Видео:Предложение и словосочетаниеСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Схема предложенияСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Русский язык 1 класс Слово и предложениеСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке вы познакомитесь со словосочетанием и узнаете, из любых ли слов можно составить словосочетания. Потренируетесь в выделении словосочетаний из предложения и в составлении словосочетаний. Будете учиться постановке двух видов вопросов: смысловых и падежных.
Видео:Как составить из слов предложение. Русский язык 2 классСкачать
Составление предложений со словосочетаниями
Цель. Развитие у слабослышащих учащихся практических речевых навыков построения предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения.
Задачи:
- познакомить учащихся со словосочетаниями по вопросной схеме что? + у кого? (с сущ. м.р., ж.р., ед.ч.);
- учить составлять предложения с данными словосочетаниям;
- учить устанавливать грамматические обобщения;
- развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память;
- воспитывать мотивацию к учению: стремление научиться правильно говорить.
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс часть 1» А.Г.Зикеев 2009 г., индивидуальные карточки, алгоритм, памятка, компьютер, проектор, магнитофон.
I. Эмоциональный настрой
– Какое у вас настроение?
– Выберите себе человечка (Презентация. Слайд 1).
II. Организационный момент
1. Проверка аппаратуры (за экраном).
2. Речевой момент. (Все фразы даются за экраном.)
– Назови 3 существительных мужского рода единственного числа.
– Назови 2 существительных женского рода единственного числа.
– Сейчас зима или лето?
– Зимой заяц серый? Какой?
– Какой будет урок?
– Какие дежурные звуки?
1) Прочитайте слоги.
2) Составьте предложения.
3) Ответьте на вопросы (за экраном).
– Женя, какого цвета у тебя глаза?
– Какого цвета глаза у Вани?
– У кого из вас голубые глаза?
4) Целевая установка.
– Сегодня на уроке будем говорить, составлять предложения, играть.
III. Работа по теме урока
1. Коррекционно-развивающее упражнение на развитие мыслительной активности.
У волка гнездо.
У птички конура.
У собаки нора.
2. Введение в содержание понятия, выраженного словосочетанием что? (кто?) + у кого?
Работа с учебником по картинке на стр.103 №1.
– Посмотрите и скажите что? (кто?) у кого?
– Ведро у девочки, петух у лисы, яблоко у ежа, удочка у мальчика, морковь у кролика, мышка у кошки.
3. Подготовительное задание на определение рода, числа имен существительных, входящих в искомое словосочетание (Презентация. Слайд 3).
– Кто изображен на картинке? (Приложение 1)
– Девочка, мальчик, лиса, еж, кролик, кошка.
– Распределите эти существительные по родам.
– Какого числа эти существительные?
– На какой вопрос отвечают эти существительные?
– Сегодня на уроке будем работать с существительными мужского и женского рода единственного числа, одушевленными.
4. Составление предложений на основе наглядной ситуации и вопроса.
На столе лежат мяч и лента. Учащиеся (мальчик и девочка) подходят к столу и выбирают себе предмет.
– Что взяла девочка? Что взял мальчик?
– Составьте предложения по вопросным схемам:
У кого? Какой? Что? (У мальчика синий мяч).
У кого? Какая? Что? (У девочки зеленая лента).
5. Физкультминутка. Упражнения для мелкой моторики рук (массаж пальцев рук).
– Прочитайте первое предложение.
– О чем говорится в предложении?
– Какой вопрос зададим к слову мяч?
– Что говорится о мяче?
– Какой вопрос поставим к слову синий?
– Что еще говорится про мяч?
– Какой вопрос поставим к слову у мальчика?
Аналогично разбирается второе предложение.
7. Выделение из предложений искомых словосочетаний.
– Сегодня мы будем учиться употреблять в речи словосочетания что? у кого?
– У мальчика синий мяч.
– У девочки зеленая лента.
– Выделите из предложений словосочетания:
что? у кого?
мяч у мальчика
лента у девочки
8. Подвижная физкультминутка под магнитофонную запись (Презентация. Слайды 5-8).
9. Анализ словосочетаний и подведение учащихся к выводу.
– Прочитайте пары слов. (Сначала учащиеся читают вопросную схему, далее – словосочетания, записанные под ней.)
– Прочитайте слова с вопросом у кого?
– У мальчика, у девочки.
– Измените эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос кто?
– Мальчик, девочка.
– Какого рода, числа имена существительные?
– Сравните окончания имен существительных с вопросом кто? и с вопросом у кого?
10. Формулировка вывода по алгоритму.
Имена существительные . рода, . числа, отвечающие на вопрос . имеют окончания . .
11. Физкультминутка для глаз.
12. Фронтальное упражнение на закрепление изучаемой грамматической закономерности (Презентация. Слайд 9).
У . (кролик) длинные уши. У . (лиса) пушистый хвост.
При выполнении упражнения используется памятка.
Памятка.
- Задай вопрос к слову.
- Определи род и число существительного.
- Найди таблицу.
- Измени слово по таблице.
13. Упражнение на закрепление. Работа с индивидуальными карточками.
Карточка.
У . длинная шея. У . острые зубы. У . красивое платье. (сестра, жираф, собака). |
И другие карточки с различными предложениями.
IV. Итог урока
– С какими словосочетаниями мы сегодня познакомились на уроке?
– Вам понравился урок?
– Оцените свою работу на уроке (Презентация. Слайд 10).
Домашнее задание: стр.104, №3(2) (Презентация. Слайд 11).
– Посмотрите на слайд, как я оцениваю вашу работу на уроке (Презентация. Слайд 12).
💥 Видео
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Схема предложенияСкачать
Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Простое и сложное предложениеСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
КАК отличить словосочетание от предложения? 3 классСкачать
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать
Связь слов в предложенииСкачать