Как правильно выделить главное слово в словосочетании

Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

Главное и зависимое слово в словосочетании

Главное и зави­си­мое сло­во состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние на осно­ве под­чи­ни­тель­ной связи.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Как строится словосочетание?

В рус­ском язы­ке сло­во­со­че­та­ния скла­ды­ва­ют­ся по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски из отдель­ных слов, кото­рые не выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, как напри­мер пред­ло­же­ние. Словосочетание состо­ит мини­мум из двух слов и назы­ва­ет пред­ме­ты, при­зна­ки или дей­ствия более деталь­но, чем одно сло­во, рас­ши­ряя наше пред­став­ле­ние об окру­жа­ю­щем мире:

  • солн­це — яркое солнце;
  • кра­си­вый — очень красивый;
  • пла­вать — пла­вать в реке.

Как правильно выделить главное слово в словосочетании

Строительными кир­пи­чи­ка­ми для пред­ло­же­ния явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ния, кото­рые в отдель­но­сти не выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, а толь­ко объ­еди­нив­шись с помо­щью инто­на­ции в выска­зы­ва­ние о ком-то или о чём-то.

В небе ярко све­тит весен­нее солнце.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это рав­но­прав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Словосочетание стро­ит­ся на осно­ве нерав­но­прав­ных отно­ше­ний меж­ду словами.

Укажем сло­во­со­че­та­ния в пред­ло­же­нии, отыс­кав их с помо­щью вопросов:

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Что такое главное и зависимое слово?

В выде­лен­ных парах слов пер­вое сло­во явля­ет­ся глав­ным. Его основ­ным при­зна­ком явля­ет­ся то, что от него мож­но задать вопрос к дру­го­му сло­ву, пояс­ня­ю­ще­му его смысл.

Второе сло­во пояс­ня­ет, рас­ши­ря­ет смысл глав­но­го сло­ва и при­ни­ма­ет такую грам­ма­ти­че­скую фор­му, кото­рую ему дик­ту­ет глав­ное сло­во, то есть оно зави­сит от глав­но­го сло­ва и под­чи­ня­ет­ся ему. Это зави­си­мое сло­во в словосочетании.

Итак, в сло­во­со­че­та­нии мож­но ука­зать глав­ное и зави­си­мое сло­во. Между ними нет грам­ма­ти­че­ско­го рав­но­пра­вия. Зависимое сло­во под­чи­ня­ет­ся главному.

Видео:Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать

Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)

Как определить главное и зависимое слово?

Чтобы понять, какое сло­во явля­ет­ся глав­ным, а какое зави­си­мым в сло­во­со­че­та­нии, име­ем в виду, что глав­ное сло­во обыч­но назы­ва­ет пред­мет, дей­ствие или при­знак. Оно выра­жа­ет основ­ной смысл сло­во­со­че­та­ния. От глав­но­го сло­ва мож­но поста­вить вопрос к уточ­ня­ю­ще­му его зна­че­ние сло­ву, кото­рое свя­за­но с ним по смыс­лу и грамматически.

Зависимое сло­во допол­ня­ет, рас­ши­ря­ет зна­че­ние глав­но­го. Понаблюдаем:

  • сол­неч­ный день — день (какой?) сол­неч­ный;
  • гулять в пар­кегулять (в чём?) в пар­ке;
  • совер­шен­но новыйновый (в какой сте­пе­ни?) совер­шен­но.

Видео:Главное и зависимое слово в словосочетании - что это, как запомнить и перестать путатьСкачать

Главное и зависимое слово в словосочетании - что это, как запомнить и перестать путать

Виды подчинительной связи в словосочетании

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба соеди­не­ния слов в сло­во­со­че­та­ние выде­ля­ют три вида под­чи­ни­тель­ной связи:

Как правильно выделить главное слово в словосочетании

Словосочетания со связью согласования

В соче­та­нии «весен­нее солн­це» оба сло­ва име­ют одну и ту же грам­ма­ти­че­скую фор­му един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода име­ни­тель­но­го паде­жа. Если грам­ма­ти­че­ская фор­ма зави­си­мо­го сло­ва сов­па­да­ет с фор­мой глав­но­го, меж­ду ними уста­но­ви­лась под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ние. Образно гово­ря, как глав­ное сло­во (солн­це), так и зави­си­мое (весен­нее) соглас­ны при­нять одну и ту же грам­ма­ти­че­скую форму.

При такой свя­зи оба сло­ва одно­вре­мен­но изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и падежам.

Как правильно выделить главное слово в словосочетании

Подчинительной свя­зью согла­со­ва­ния объ­еди­ня­ют­ся в сло­во­со­че­та­ние глав­ное сло­во, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным, с зави­си­мым в виде име­ни при­ла­га­тель­но­го, место­име­ния, поряд­ко­во­го чис­ли­тель­но­го, при­ча­стия, к кото­ро­му зада­ют­ся вопро­сы какой? чей?

Словосочетания со связью управления

В сло­во­со­че­та­нии «све­тит в небе» глав­ное сло­во тре­бу­ет от зави­си­мо­го име­ни суще­стви­тель­но­го грам­ма­ти­че­ской фор­мы пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа:

Главное сло­во руко­во­дит зави­си­мым и при­со­еди­ня­ет его с помо­щью под­чи­ни­тель­ной свя­зи управления.

В сло­во­со­че­та­ни­ях со свя­зью управ­ле­ния от глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му ста­вят­ся вопро­сы кос­вен­ных падежей:

Как правильно выделить главное слово в словосочетании

Главное сло­во может менять свою грам­ма­ти­че­скую фор­му, а зави­си­мое сохра­ня­ет первоначальную:

  • чита ю стих и ;
  • чита ешь стих и ;
  • чита ет стих и .

Связь управ­ле­ния ука­жем меж­ду глав­ным и зави­си­мым сло­вом, выра­жен­ны­ми частя­ми речи:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (сшить пла­тье);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (крыль­цо дома);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (восемь томов, оба дру­га);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное (открыв дверь).

Словосочетания со связью примыкания

В соче­та­нии «све­тит ярко» зави­си­мое сло­во не изме­ня­ет­ся. Оно при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву по смыс­лу и с помо­щью инто­на­ции. Такая под­чи­ни­тель­ная связь назы­ва­ет­ся примыканием.

Как правильно выделить главное слово в словосочетании

К глав­но­му сло­ву, выра­жен­но­му гла­го­лом, суще­стви­тель­ным, наре­чи­ем, при­мы­ка­ют зави­си­мые неиз­ме­ня­е­мые сло­ва в виде наре­чия, дее­при­ча­стия или неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла. К зави­си­мо­му сло­ву от гла­голь­ных форм и наре­чий ста­вят­ся обсто­я­тель­ствен­ные вопросы:

От глав­но­го сло­ва суще­стви­тель­но­го к зави­си­мо­му сло­ву зада­дим вопрос определения:

Рассмотрим клас­си­фи­ка­цию сло­во­со­че­та­ний в зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го слова.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Главное слово и тип словосочетания

В сло­во­со­че­та­нии глав­ное сло­во может быть выра­же­но гла­голь­ной фор­мой, имен­ной частью речи или наре­чи­ем. В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го сло­ва раз­ли­ча­ют три типа словосочетаний:

Как правильно выделить главное слово в словосочетании

В гла­голь­ных сло­во­со­че­та­ни­ях в каче­стве глав­но­го сло­ва высту­па­ет любая грам­ма­ти­че­ская фор­ма гла­го­ла, а так­же при­ча­стие или деепричастие:

В имен­ных сло­во­со­че­та­ни­ях глав­ным сло­вом явля­ет­ся суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное:

Для нареч­ных соче­та­ний харак­тер­но, что к глав­но­му сло­ву в виде наре­чия при­мы­ка­ет дру­гое наре­чие. Главное сло­во может управ­лять зави­си­мым место­име­ни­ем или существительным.

Понаблюдаем:

Видео:Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое словоСкачать

Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово

Видеоурок

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Как правильно выделить главное слово в словосочетании

На занятии мы приступим к изучению синтаксиса, нового раздела науки о языке. Узнаем, что такое словосочетание, из чего оно состоит. На приведенном отрывке из сказки А. С. Пушкина потренируемся в определении словосочетаний.

Видео:Главное слово в словосочетанииСкачать

Главное слово в словосочетании

Разбор простого и сложного словосочетания

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Как правильно выделить главное слово в словосочетании

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;

прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;

числительным : три товарища, пятеро из нас;

местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
  7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

📸 Видео

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать

Учимся правильно выписывать словосочетания из предложения

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№17 - Слово и словосочетание.)

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
Поделиться или сохранить к себе: