- Фальконе Этьен: биография, личная жизнь и известные работы
- Биография
- Под крылом Лемуана
- Парижская академия
- Работа на Севрской мануфактуре
- «Грозящий Амур»
- «Купальщица»
- Тенденции классицизма
- «Медный всадник»
- Работа над памятником Петру I
- Отливка статуи Петра
- Возвращение во Францию
- Ударение в слове МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ
- Как правильно ставить ударение в словах МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ?
- Как запомнить, где ударение?
- Примеры употребления
- А вы знаете..
- Этьен Фальконе
- 💡 Видео
Видео:Этьен-Морис Фальконе - главный скульптор Севрской мануфактурыурыСкачать
Фальконе Этьен: биография, личная жизнь и известные работы
Французский скульптор Этьен Морис Фальконе в истории искусства занимает особое место. В первую очередь он известен как автор памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге – монумента, равных которому нет в мировой скульптуре. Фальконе был не только выдающимся художником, но и писателем-теоретиком. Этот человек обладал многогранным ярким дарованием и являлся мастером огромного диапазона. Творчество Этьена Мориса Фальконе протекало в атмосфере предреволюционных настроений и споров о новых путях развития искусства. О жизненном пути скульптора и его главных работах расскажем в статье.
Видео:26 октября. Этьен ФальконеСкачать
Биография
Этьен Морис Фальконе появился на свет в Париже 1.12.1716. Его семья происходила из французской провинции Савойя, мать была дочерью сапожника, а отец — подмастерьем столяра. Как и у других детей из третьего сословия, у Этьена было нищее детство, с ранних лет приходилось зарабатывать себе на хлеб. Ничего удивительного, что в восемнадцать лет он едва умел писать и читать. Да и этому научился самостоятельно. Родители считали, что мастеровому парню требуется не так уж много знаний: главное, чтобы владел ремеслом, был честен и не забывал ходить в церковь по воскресеньям.
Впервые обращаться со скульптурным материалом Фальконе научился в мастерской своего дяди, который был мраморщиком. Будущий скульптор уже тогда имел ловкие руки и хорошо рисовал. Неизвестно, как бы дальше сложилась биография Этьена Фальконе, если бы однажды он не набрался смелости показать свои рисунки Жану-Луи Лемуану – известному в то время придворному скульптору-портретисту. Юноша взял первое попавшееся изображение и отправился в ателье.
Видео:Этьен Морис Фальконе «Медный всадник» | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО | 6 классСкачать
Под крылом Лемуана
Позже в своих мемуарах Фальконе описывал первую встречу с Жаном-Луи. Когда он постучал в дверь, на пороге появился невысокий старик в рабочем халате, весь в гипсе и глине. Этьен, не говоря ни слова, протянул ему свой рисунок. Старик несколько минут рассматривал изображение, а затем спросил, есть ли у парня другие работы и давно ли он этим занимается.
В тот же день Этьен Фальконе был принят в ателье Лемуана помощником. У него имелись чудовищные пробелы в образовании, но была огромная любознательность и прекрасная память. Эти качества наряду с привычкой к самостоятельным суждениям и философскому осмыслению всего происходящего посодействовали тому, что впоследствии Фальконе превратился в одного из наиболее оригинальных мастеров искусства.
Однако тогда до этого еще было далеко. Жан-Луи учил юношу по старинке, давал как можно больше упражнений. Неделями и месяцами Этьен Фальконе копировал старинные гравюры, срисовывал древнеримские орнаменты, штудировал натуры, имитировал античные бюсты, головы и торсы. Вместе с Лемуаном молодой скульптор участвовал в украшении Версальского парка, и там впервые увидел произведения Пьера Пюже, выдающегося французского ваятеля.
Жан-Луи Лемуан до самой своей смерти оставался близким другом и учителем Фальконе, а тот, в свою очередь, навсегда сохранил к наставнику чувства уважения и благодарности.
Видео:Видео экскурсия «Скульптуры Этьена Мориса Фальконе»Скачать
Парижская академия
Почти всю жизнь Этьен Морис провел в Париже, и этот город стал для него школой художественного мастерства. Главным образом дарование Фальконе развивалось на почве национальной культуры. В 1744 г. в возрасте двадцати восьми лет он решил поступить в Парижскую академию художеств и для этого выполнил свое первое гипсовое произведение «Милон Кротонский».
В этой скульптуре Этьен Морис Фальконе отразил театральность и динамику, свойственную пластике барокко, но в то же время показал классицистическую ясность формы. Члены Академии и общественность восприняли работу холодно, но тем не менее его приняли в учебное заведение.
Спустя десять лет за перевод «Милона Кротонского» в мрамор Фальконе получил звание академика, которое давало ему ряд определенных привилегий: право на получение ежегодной пенсии и королевских заказов, предоставление бесплатной мастерской в Лувре, присвоение звания дворянина.
Видео:Памятник Петру I, архитектор Этьен Фальконе, строительство 1768-1778г., открыт 18 августа 1782г.Скачать
Работа на Севрской мануфактуре
С 1753 г. и на протяжении десяти последующих лет Этьен Морис принимал участие в реконструкции и украшении церкви Святого Роха. Одновременно с этим в 1757 г. он начал работать на Севрской фарфоровой мануфактуре в должности директора модельерной мастерской. Там скульптор познакомился с французским живописцем, декоратором и гравером Франсуа Буше. Сначала Фальконе делал модели по его рисункам, а затем стал работать самостоятельно. Именно в этот период он сумел выявить особенные художественные свойства французского фарфора и впоследствии их блестяще использовал.
Покровительницей мануфактуры была маркиза де Помпадур и для нее скульптор создал множество статуэток из бисквита, изображающих мифологических персонажей. Эти работы Этьена Мориса Фальконе сразу вошли в моду и вызвали восторг публики.
Видео:Скульптор Этьен Фальконе: Жизнь в мраморе, бронзе и камнеСкачать
«Грозящий Амур»
В 1757 г. маркиза де Помпадур поручила ваятелю исполнить статую бога любви Амура для украшения будуара в ее парижском особняке. Античный миф о Купидоне был особо популярен во французском искусстве восемнадцатого века.
Этьен Фальконе изобразил Амура жизнерадостным шаловливым ребенком, от облика которого веет непосредственностью и искренней радостью. Он непринужденно сидит на облаке и, улыбаясь и как бы предостерегая или грозя, готовится вытащить губительную стрелу из колчана, чтобы пустить ее в намеченную жертву. Хитрый взгляд, мягкий наклон головы, приложенный к губам пальчик и лукавая улыбка — все придает живость композиции.
Прелесть пухлого детского тела и естественную ребячью грацию скульптор передал скромными, но весьма выразительными средствами. Фальконе обработал мрамор так совершенно, что вьющиеся мягкие волосы и шелковистая кожа Амура воспринимаются как будто иллюзорно. С таким же мастерством ваятель изобразил крылья с нежными перышками за спиной ребенка и изогнутые лепестки лежащей у его ног розы.
Кажущаяся легкость и простота, с которой Этьен Морис решил композиционную задачу, говорят о его высоком профессионализме. Силой своего таланта Фальконе сделал из холодного мрамора пластическую форму, наполненную жизненным дыханием.
Видео:Архитектор Этьен Морис ФальконеСкачать
«Купальщица»
Неменьшего внимания и восхищения в салоне 1757 г. была удостоена статуя «Купальщица», изображающая нимфу, погрузившую свои ноги в воду. Это произведение Этьена Фальконе выполнено очень изящно, без малейшего намека на вульгарность.
Текучи и плавны линии фигуры девушки с маленькой грудью и покатыми плечами. Она стоит, опираясь о высокий пень, и, слегка придерживая у бедра легкую ткань, пробует кончиками пальцев ноги воду. За счет небольшого наклона головы красиво подчеркивается гибкая линия шеи купальщицы, а ее лицо сохраняет детскую округлость. Так, казалось бы, обычные черты девушки под резцом мастера становятся поэтически выразительными.
Истинным шедевром Фальконе явилась статуя «Зима», которую он начал в середине 1750-х гг. по заказу мадам де Помпадур и завершил в 1771-м. Скульптура изображает сидящую девушку, олицетворяющую зиму. Ее плавно спадающее одеяние, как снежный покров, прикрывает цветы у ног. Облик барышни полон мечтательной тихой грусти, воплощения юности, чистоты и какого-то особого женского обаяния. Аллюзией зимы выступают знаки зодиака, которые изображены по сторонам постамента, а также расколовшаяся от замерзшей воды чаша у ног девушки.
В статуе «Зима» Этьен Фальконе гениально сочетал черты стиля рококо, господствовавшего в то время, и свои реалистические устремления. Облик девушки передан выразительно и свободно, есть в нем и жизненность, и непосредственность. Благодаря богатой игре тени и света, а также уверенной и мягкой моделировке мрамора достигается иллюзия живой поверхности тела.
Впоследствии скульптор в своих работах еще не раз возвращался к образам обнаженных женщин и создал множество вариаций изображения женского тела, которые покоряли тонким восприятием природы и поэтичностью.
Видео:Этьен Морис Фальконе . Эрмитаж. Санкт-ПетербургСкачать
Тенденции классицизма
В начале 1760-х гг. в творчестве Фальконе стал прослеживаться классицизм. Ваятель разрывался между запросами двора выполнять эстетические и элегантные работы и собственным желанием создавать нравоучительные серьезные скульптуры. Сначала черты классицизма были замечены в статуе «Нежная грусть». Они же были характерны для «Пигмалиона и Галатеи» — произведения, которое в салоне 1763 г. вызвало триумф.
В 1764 г. умерла маркиза де Помпадур, и Фальконе потерял своего основного заказчика и покровителя. В 1765-м Этьену исполнилось 49 лет, а он так и не был удовлетворен своим творчеством. Всю жизнь скульптор мечтал создать монументальное произведение, и вскоре ему это удалось.
Видео:Правильная перекантовка - ключ к техничному катаниюСкачать
«Медный всадник»
Этьен Морис Фальконе воплотил свою мечту не где-нибудь, а в России. По совету философа Дени Дидро, с которым ваятель подружился еще в 1750 г., императрица Екатерина Вторая предложила ему выполнить конный памятник Петру Первому в Петербурге. Первоначальный восковый эскиз скульптор сделал еще в Париже: герой на коне перескакивает через скалу, что символизирует преодоленные препятствия.
Фальконе хотел создать глубокую по замыслу композицию: не только памятник властителю, но и монумент всей Петровской эпохе; не только статую полководцу, но и образ человека, неразрывно связавшего судьбу с историей своего народа.
Видео:Статуя Грозящий амур в художественном музее СаратоваСкачать
Работа над памятником Петру I
В октябре 1766 г. скульптор прибыл в Россию и приступил к работе над гипсовой моделью статуи. Вместе с Фальконе приехали его восемнадцатилетняя ученица Мари Анн Колло и резчик Фонтен. Ваятель думал, что покидает Францию на восемь лет – именно такой срок предусматривался договором с Екатериной для выполнения, отливки и установки «Медного всадника». Этьен Фальконе не сомневался, что уложится в срок. Однако обстоятельства сложились иначе.
Сначала все шло хорошо. Императрица утвердила и проект памятника, и лаконичную надпись на нем, сочиненную скульптором: «Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая». Правда, правительница убрала слово «воздвигла» из надписи, сделав ее еще более простой.
Полтора года мастер самоотверженно трудился над моделью, уточняя детали композиции и скрупулезно рассчитывая соразмерность частей. Посадка, жесты, лицо всадника – все исполнялось с максимальной выразительностью. Фальконе жил лишь этой работой и вложил в нее все свои умения и весь жар своей души. Наконец наступил майский день 1770 г., когда гипсовая модель скульптуры была выставлена на всеобщее обозрение.
Видео:Санкт-ПетербургСкачать
Отливка статуи Петра
Президент Академии художеств генерал-поручик Бецкой раскритиковал работу Этьена Фальконе и буквально извел ваятеля своими замечаниями. Причиной вражды послужило то, что Фальконе еще изначально отказался исполнить детально разработанный Бецким проект памятника.
В поисках поддержки мастер обратился к Екатерине, но она все меньше интересовалась ходом работ и все реже реагировала на его жалобы. Время шло, а к отливке статуи так и не приступали. К лету 1774 г. выяснилось, что Бенуа Эрсман, приглашенный в качестве литейщика, не способен справиться с поставленной Этьеном задачей, после чего он сам решил взяться отливать памятник. В возрасте 58 лет Фальконе сел за учебники и принялся штудировать описание работ по отливке конных статуй.
Затем вместе с помощником Емельяном Хайловым ваятель часами не выходил из мастерской. Первая отливка вышла не совсем удачной: в процессе работы пламя было слишком сильным и испепелило верх формы. Голова всадника пострадала, скульптор трижды ее переделывал, но никак не мог создать образ, соответствующий задуманному. Спасла ситуацию Мари Анн Колло: ученица блестяще выполнила то, что по каким-то причинам не получалось у ее учителя.
И вот настал день, когда работа была закончена. «Медного всадника» Этьена Мориса Фальконе, как впоследствии назовет скульптуру Пушкин, оставалось лишь укрепить на постаменте, который давно был подготовлен на Сенатской площади.
Видео:Мелодия мрамора художника по камню Этьена Мориса ФальконеСкачать
Возвращение во Францию
Великий мастер не дождался установки статуи. Екатерина охладела к Фальконе, отношения с Бецким были испорчены, и далее оставаться в Петербурге он не мог. Этьен собрал чертежи и книги и после двенадцати лет нахождения в России вернулся на Родину. Отныне он больше не создавал скульптур, а всецело посвятил себя написанию трактатов по искусству.
Памятник Петру I был официально открыт на Сенатской площади 7.08.1782. Статуя царя, усмиряющего коня, на постаменте из цельного камня в виде волны выразительным силуэтом вырисовалась на фоне Петербурга и пришлась по душе людям. Впоследствии «Медный всадник» стал частицей города и одним из наиболее почитаемых его шедевров.
Фальконе на открытие не пригласили, правда, потом императрица отправила ему две медали, отчеканенные в честь такого события. Получив их, скульптор расплакался: он уже тогда понимал, что выполнил дело всей своей жизни.
Через полгода, в мае 1783-го, у Этьена Мориса Фальконе случился апоплексический удар, который привел к параличу. В последующие десять лет ваятель был прикован к постели. Уход за ним осуществляла Мари Анн Колло, которая к тому времени вышла замуж за сына скульптора Пьера Этьена Фальконе. 24.01.1791 в Париже оборвалась жизнь великого мастера.
У Фальконе была удивительная судьба. Приехал в Россию, создал гениальный памятник, уехал и умер. Сейчас во Франции он почти забыт. Зато в нашей стране этого скульптора будут помнить всегда, ведь его руками сотворен символ Российского государства. Всадник на коне. Человек, обуздавший стихию.
Видео:Медный всадник ФальконеСкачать
Ударение в слове МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ
Видео:Фальцевая кровля. Обзор монтажа.Скачать
Как правильно ставить ударение в словах МАТТЕО ФАЛЬКОНЕ?
В имени собственном «Маттео Фальконе» ударение ставится на предпоследний слог – МаттЕо ФалькОне.
Чтобы определить, на какой слог падает ударение, следует запомнить, что в корсиканском диалекте (действие новеллы разворачивается на Корсике) ударение падает на предпоследний слог. Если бы речь шла о фамилии французского скульптора, ударным (согласно правилам постановки ударения во французском языке) стал бы последний слог: Этьен ФальконЕ.
Видео:Шершни атакуютСкачать
Как запомнить, где ударение?
Фразы для запоминания.
Он, как МаттЕо ФалькОне,
В правде своей непреклонен.
Оправдание убийства в моральном законе
Обнаружил суровый МаттЕо ФалькОне.
Видео:Удар с оттяжкой в бильярде. Теория + упражненияСкачать
Примеры употребления
Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания.
- Новелла «МаттЕо ФалькОне» была написана Проспером Мериме в 1829 году.
- Очевидно, именно герой французской новеллы МаттЕо ФалькОне вдохновил Н. В. Гоголя на создание образа Тараса Бульбы.
- Своим бескомпромиссным характером мсье де Бюваль напоминал МаттЕо ФалькОне.
Видео:Основы фехтования на ПО мечах для LARP | часть 1 | Гайд для новичковСкачать
А вы знаете..
Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 55% ответили правильно)
Видео:Свояки в отскок в русском бильярде. Урок 1 + УпражненияСкачать
Этьен Фальконе
Этьен Фальконе
Этьен Морис Фальконе (фр. Étienne Maurice Falconet), автор монумента Петра I в Санкт-Петербурге, родился 1 декабря 1716 года в Париже. Он был сыном простого столяра. Первые навыки в обращении со скульптурным материалом Этьен получил в мастерской своего дяди Никола Гильома, мастера-мраморщика. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист.
Почти всю жизнь Фальконе провел в Париже, который стал для него школой художественного мастерства. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам.
В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Святого Роха и победил. Работа в церкви продолжалась в течение десяти лет. Очень высоко были оценены его скульптурные работы 1757 года, мраморные статуи «Грозящий Амур» и «Купальщица», чуть позднее – «Нежная грусть» и скульптурная группа «Пигмалион и Галатея». С этим произведением Фальконе добивается настоящего триумфа.
По смелости композиционного и технического решения, строгости и лаконизму форм памятник Петру – одно из лучших произведений монументального искусства того времени. До сих пор Фальконе в первую очередь известен как автор этого памятника, равных которому в мировой скульптуре немного.
Вскоре с Фальконе случился удар, приведший к параличу, приковавшему скульптора к постели на восемь лет. Он так и не оправился от этой болезни.
24 января 1791 года жизнь замечательного художника Этьен Фальконе оборвалась. Он скончался в Париже.
💡 Видео
ОСНОВЫ ПРИЕМА ПОДАЧИ! ПРИЕМ МАЯТНИКА! ЛЕВОЕ БОКОВОЕ ВРАЩЕНИЕ! #tabletennisСкачать
ПОДГОТОВКА К ПРИЕМУ ПОДАЧИ! КАК ПРИНИМАТЬ ПОДАЧИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ? #настольныйтеннис #serveСкачать