- Как объяснить ударение
- Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Методики и рекомендации
- Почему дети ошибаются?
- Когда начинать занятия?
- Как научить ставить ударение: правило №1
- Как часто заниматься?
- «Угадываем слова»
- «Позови меня»
- «Молоточек»
- Народные методы
- Кубики Зайцева
- Разные упражнения
- Помимо этого
- Как научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах?
- Почему это важно?
- Игры в помощь
- 📹 Видео
Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Как объяснить ударение
На самом деле проблемы может быть две, и они очень разные. Одна проблема: ребенок ПОНИМАЕТ про ударение, но оно у него НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. В этом случае ему ничего не надо объяснять (ведь он и так уже понимает), но надо тренировать. В конце этой статьи вы найдете упражнение, которое необходимо проделать многократно с разными словами — делать до тех пор, пока у ребенка не появится навык. Другая возможная проблема: ребенок еще слишком мал и НЕ ПОНИМАЕТ про ударение, а взрослый не знает, как это объяснить доходчиво. Первая часть данной статьи именно о таком случае: ПОЧЕМУ ребенок не понимает и КАК ему объяснить.
Казалось бы, нет ничего проще, чем объяснить ребенку про ударные и безударные гласные. Безударные гласные произносятся тихо и коротко, ударные произносятся длиннее и громче — чего тут не понять? И всё-таки многие дети понимают про ударение с большим трудом. Причиной тому оказывается конкретное мышление ребенка, которое заставляет его воспринимать каждое слово взрослого буквально.
Во-первых, дети не понимают, почему эта штука называется “ударение”. Разве мы кого-нибудь бьем, ударяем? Наверное, правильнее было бы говорить “нажимание” или “усиление”, потому что мы нажимаем голосом, делаем голос сильнее.
Во-вторых, как мы можем это ударение-нажимание-усиление поставить? У него что, ножки есть? А может, лучше было бы его посадить, или даже положить? Если взрослые всё время говорят, что ударение падает — так может пусть себе там и лежит, где упало?
Ну да, понятное дело, взрослые имеют в виду, что поставить нужно ЗНАК ударения. И поставить этот ЗНАК можно в письменном слове над какой-то буквой.
Но только вот незадача: взрослые почему-то просят ребенка поставить ЗНАК ударения вовсе не в письменном слове, но устно, в слове произнесённом, в котором нет никаких букв и потому ЗНАК поставить просто некуда. А о том, что в устном слове нужно НАЖАТЬ голосом, УСИЛИТЬ голос на каком-то звуке — об этом взрослые как-то ничего не поясняют ребенку.
Кроме того, когда взрослые пытаются объяснить ребенку, что в устном слове, например, ЛУНА ударение должно падать на гласную букву А («гласный звук А «, говорят многие взрослые) — в это время взрослые катастрофически запутывают ребенка. В письменном слове ЛУНА действительно есть буква А, и над ней можно поставить знак ударения. Однако в устном слове ЛУНА ребенок не выделяет отдельного звука А — он не произносит «лун-А», но выделяет в слове слитный слог НА, и усиление голоса начинается уже на согласной части этого нераздельного слога-слияния («лу-НА») . В устной речи ударным получается весь слог целиком. Пытаясь объяснить ребенку, что знак ударения нужно ставить над гласной буквой — взрослый сначала должен сам понимать, что это правило относится только к написанному слову, но не к устному. (Подробнее о разнице между буквами и звуками читайте статью “Буквы, фонемы, звуки, слоги”)
Так как же быть? Как объяснить ребенку про правильное ударение-нажимание-усиление, и где оно должно стоять-сидеть-лежать?
Да в общем-то всё просто. Ни один ребенок не сделает ошибки, если Вы спросите его: “Как правильно произнести слово? —
— любой ребенок безошибочно выберет правильный вариант. То есть в принципе само ударение (усиление голоса) все дети ощущают правильно, непонятны им оказываются лишь термины, которыми пользуются взрослые для пояснения.
Возьмите для тренировки любое слово, состоящее из нескольких слогов, например, слово РАКЕТА. Произнесите это слово по слогам, сопровождая произнесение каждого слога взмахом руки. Покажите ребенку, как сильно взмахивает рука на ударном слоге: раКЕта. Движения руки помогут ребенку всем телом ощутить ритмику слова. В данном слове ударение (усиление голоса) пришлось на середину слова. Теперь дайте ребенку задание, чтобы он самостоятельно придумал неправильные усиления: в начале слова (РАкета) и в конце слова (ракеТА), сопровождая это усиление голоса сильным взмахом руки. Проделайте такое же упражнение с несколькими другими словами.
Когда ребенок научится читать и будет понимать, где какая буква стоит в написанном слове, — вот тогда можно будет легко объяснить ему про ЗНАК ударения и про то, как он СТАВИТСЯ в письменном слове над нужной гласной буквой. Однако и в этом случае не каждый ребенок сразу начнет ставить ударения правильно. Потребуется многократный тренинг, описанный чуть выше, пока ребенок научится усиливать голос на нужном слоге.
Видео:Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать
Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Методики и рекомендации
Ударение в русском языке отличается подвижностью. Верно запомнить его место в словах – задача, с которой не справляются даже многие взрослые. Конечно же, сталкиваются с этой проблемой и дети. Как научить ребенка ставить ударение в словах? Существуют простые техники, которые помогут справиться с этой задачей. Регулярность тренировок – залог успеха.
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Почему дети ошибаются?
Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно? Для начала следует разобраться в том, почему дети ошибаются. Причины возникновения проблемы могут быть различными.
Вам будет интересно: Самоотвод — это добровольный отказ
- Малыш постоянно слышит ошибочные варианты постановок ударения. Это происходит дома, в садике, с экранов телевизоров. Дети быстро впитывают информацию, поступающую отовсюду. Поэтому начать борьбу с проблемой родителям следует с контроля собственного произношения.
- Недостаток общения со взрослыми. Дети склонны подражать родителям и другим родственникам, так они обучаются всему. Нехватка общения может негативно повлиять на общее развитие малыша, на его речь. Ребенок должен слышать то, как нужно говорить. В противном случае он будет придумывать собственные слова.
- Сюсюканье. Взрослые часто сюсюкают с малышами, стараются разговаривать с ними на «детском» языке. Ребенок слышит неправильный вариант слова и не сомневается в том, что так его и нужно произносить.
- Непонимание самого понятия. Малыш не понимает, что ему нужно ставить ударение. Он просто произносит слова, и какие-то звуки звучат громче других.
Видео:Что такое ударение ?Скачать
Когда начинать занятия?
Вам будет интересно: Онтологический статус: понятие, виды и их описание
Важно не только то, как научить ребенка ставить ударение в словах. Важно также правильно выбрать время для начала занятий. Необходимо учитывать то, что все дети разные. Один ребенок развивается быстро, у другого это происходит медленнее.
Считается, что словарный запас, позволяющий строить фразы, формируется приблизительно к 3-4 годам. Необходимости в систематических занятиях в более раннем возрасте нет. Однако не стоит дожидаться и того момента, когда малыш пойдет в школу. Первоклассника научить правильно говорить сложнее, чем 4-5-летнее дитя. Решить проблему всегда труднее, чем предотвратить ее возникновение.
Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать
Как научить ставить ударение: правило №1
Итак, с чего же начать? Что маме и папе следует запомнить в первую очередь? Как научить правильно ставить ударение ребенка быстро и легко? В беседах со своим малышом необходимо всегда произносить слова правильно и четко. Это же нужно делать и в разговорах с другими взрослыми, которые слышит малыш.
Ни в коем случае нельзя коверкать слова, пытаясь сделать их милыми и детскими. С раннего возраста нужно объяснять малышу явления и предметы, комментировать свои действия. Замечательно, если при этом ребенок видит мимику, движение губ.
Видео:Изучаем ударение. Русский языкСкачать
Как часто заниматься?
Положительный эффект зависит от регулярности занятий. По возможности мамы и папы должны упражняться с малышом каждый день. Однако форму занятий следует постоянно менять. В противном случае чадо начнет скучать, в связи с чем будет хуже воспринимать информацию.
Чем с большим интересом занимается ребенок, тем больше пользы это ему принесет. Поэтому тренировки лучше всего проводить в игровой форме. Скучные упражнения малыш будет воспринимать как развлечения, если родители проявят немного фантазии.
Видео:Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать
«Угадываем слова»
Как научить ребенка разбираться в том, где ставить ударение в слове? Упражнение «Угадываем слова» поможет в этом. Мама или папа произносит слово с неправильным ударением, а затем обращается к малышу с просьбой исправить свою ошибку. Скажем, можно произнести «кошка» с выделением второго слога, а затем предложить ребенку назвать правильный вариант. Постепенно задачу следует усложнять.
Существует и другая версия этой игры. Ребенку можно предложить выбрать правильный вариант сразу из пары слов с разными ударениями. К примеру, произнести «чашка», выделив сначала первый, а затем второй слог. Как правило, малыши угадывают верный вариант интуитивно, а регулярные тренировки способствуют этому. Также можно предложить ученику перебрать все варианты произнесения слова. После этого он должен выбрать тот, что, на его взгляд, лучше всего звучит.
Видео:1 класс. Обучение грамоте. 17 урок. Ударение. Ударный слогСкачать
«Позови меня»
Как научить ребенка ставить ударение в словах правильно с помощью упражнения «Позови меня»? Эта техника подразумевает, что предметы потерялись, к примеру, в лесу. Малыш должен позвать их, произнося названия на распев. Скажем, «табурееетка!», «тууумбочка!», «портфееель!».
Слова важно произносить нараспев, при этом их не нужно разделять по слогам. Помимо этого можно звать по именам друзей и знакомых, «искать» любимые игрушки и так далее.
Видео:Как определить ударный слог?Скачать
«Молоточек»
Еще одна техника, которая, как правило, нравится маленьким детям, которые еще не ходят в школу. Нужно очень громко произнести выбранное слово и ударить молоточком. Удар совершается в момент произнесения самого громкого слога, что откладывается в памяти ребенка. Сначала малышу можно подсказывать правильное решение, затем он должен научиться определять его самостоятельно.
Использовать молоточек вовсе не обязательно. Как вариант, разрешается бить по столу кулаком или хлопать в ладоши. Это развлечение также придется детям по душе. Главная задача – выделить ударный слог с помощью громкого звука.
Видео:Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
Народные методы
Народные методы также не следует сбрасывать со счетов. Их преимущество в том, что их эффективность проверена многими поколениями.
Для начала следует посадить малыша за стол. Свои кулачки он должен поставить на поверхность, расположив один на другом. Подбородок должен располагаться прямо над ними. Далее нужно вместе с ребенком произносить разные слова. Начать можно с простых, переходя к сложным постепенно. Подбородок будет касаться рук во время произнесения ударного звука.
Видео:Как делить слова на слоги? Простые способы деление слов на слогиСкачать
Кубики Зайцева
Как научить первоклассника ставить ударение в словах? Для детей 6-8 лет идеально подходят кубики Зайцева. Особенность их заключается в том, что на каждой стороне изображен слог, а не буква.
Для начала родители могут сами составлять слова. Ребенок должен лишь поставить специальный кубик на ударный слог. Затем задание необходимо усложнить. Малыш должен складывать слоги в слова самостоятельно, подчеркивая ударение. Это занятие не только научит его правильно произносить слова, оно также развивает навыки чтения. К кубикам Зайцева прилагается методическое пособие, которое поможет сделать тренировки максимально эффективными.
Видео:Русский язык 48. Ударение. Постановка ударения в словах — Шишкина школаСкачать
Разные упражнения
Разобраться в том, где ставить ударение в слове, помогут и другие упражнения. К примеру, «Крик и шепот». Мама или папа называет проблемное слово. Ребенок должен сначала прокричать его во весь голос, а затем прошептать. Так малыш избавится от привычки разбивать слова на слоги.
«Раскрась букву» — еще одно полезное упражнение, решающее проблему с неправильной постановкой ударения. Если ребенок уже умеет читать и писать, то его можно выполнять. Малыш должен написать проблемное слово, а затем закрасить ударную букву.
Видео:Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. УдарениеСкачать
Помимо этого
Обязательно стоит обратить внимание сына или дочери на то, что существуют слова, которые имеют одинаковое написание, но отличаются ударением. Скажем, значение слова «атлас» зависит от того, какой слог выделяется.
Также малыш должен запомнить, что ударение всегда падает на гласный звук. Только его можно пропеть, протянуть. Объяснить ребенку необходимо и то, что слово не нужно произносить по слогам, чтобы найти ударный слог. Вместо этого надо произнести его нараспев, «позвать».
Видео:Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализСкачать
Как научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах?
Вопрос правильного произношения и восприятия речи острее всего встает к периоду подготовки ребенка к школе. И касается это не только произнесения звуков, но и постановки ударения. Как родителям научить своего ребенка правильно ставить ударение в словах, если он постоянно путается?
Видео:36. Как правильно поставить ударение в словахСкачать
Почему это важно?
Постановка ударения напрямую влияет на будущую успеваемость ребенка. Ведь если ударения ставятся неверно, это влечет за собой и другие неприятности:
- новые понятия, входящие в лексикон дошкольника, будут восприниматься им неправильно, что грозит низкими оценками за грамотность;
- у малыша не возникает прямой связи между произносимыми словами и понятиями, которые они обозначают, а это затрудняет развитие интеллекта;
- неизбежно возникнут сложности при обучении навыкам письма и чтения.
Основной причинной такого явления современные психологи называют нехватку общения с родителями, когда малыш сам «додумывает», что и как нужно произносить. Вторая причина – общение родителей с ребенком на его «детском языке». Ведь дети учатся, во всем подражая примеру взрослых, находящихся рядом. Если с ним постоянно «сюсюкают», искажают речь, то в дальнейшем неправильное произношение ребенка придется корректировать с помощью специалистов.
Поэтому важно следовать двум важным правилам.
- С дошкольником нужно всегда говорить правильно, давая нужный пример, произнося все слова четко, без искажений.
- Речевое окружение должно быть максимально активным: малышу проговаривают все, что происходит, что делают, собираются делать, куда идут, что видят, что для чего нужно и т. д.
Видео:Перенос слов. Как правильно переносить слова с одной строчки на другую?Скачать
Игры в помощь
Если проблема все-таки возникла, корректировать ее можно начинать гораздо раньше шестилетнего возраста – примерно после 4 лет, когда ребенок учится составлять сложные предложения, активно пополняет свой лексикон. К этому времени ребенка в игровой форме нужно научить воспринимать слоги (например, хлопая в ладоши на каждый слог при произнесении слов).
После этого научить ребенка ставить ударение можно в игровой форме. Это интересно и не вызывает чувства «скучных обязательных уроков».
Какие это должны быть игры? Вот несколько примеров.
- «Позови слово». Чтобы позвать кого-то, малышу придется протянуть ударный слог. Покажите ему, как нужно звать: «маааа-ма», «коооош-ка», «ка-чееее-ли». Пусть ребенок зовет предметы, в которых неправильно ставит ударение. Сначала берут слова из двух слогов, затем трех и т. д.
- «Молоточек». Когда малыш говорит, отстукивайте каждый слог игрушечным молоточком по столу (а лучше по коленке, чтобы ребенок чувствовал, что на ударном слоге удар молоточка сильнее).
- «Угадай, какое слово?» Произносите слова с неправильным ударением, показывая малышу, что слово становится неузнаваемым (например: что такое «коле́со»?). Пусть он вас исправит. Часто такие ошибки дети делают в именах. Можно потренироваться на них, исказив для начала имя самого ребенка.
- «Переборы». Предложите дошкольнику перебрать все варианты ударений в слове (мо́локо, моло́ко, молоко́), а затем выбрать тот, при котором слово узнаваемо и понятно.
- «Крик и шепот». Произнесите проблемное слово. Пусть малыш сначала прокричит его, а затем прошепчет. Это позволяет избежать произнесения всех слогов нараспев.
- «Раскрась букву». Если дошкольник уже умеет читать, можно предложить ему закрашивать ударную букву.
Покажите ребенку, что бывают слова, которые отличаются именно ударением, имея при этом одинаковое написание (а́тлас – атла́с, кру́жки – кружки́, за́мок – замо́к). Это не только интересно – так у дошкольника сформируется более четкое понимание, для чего нужно ударение.
Уделяя такое внимание ударениям в словах, ребенок должен понимать, что ударный слог будет более протяжным, а ударение может падать только на гласный звук, потому что только его можно «пропеть».
Чтобы дошкольнику было легче отыскать ударный слог, не нужно произносить слова, «разрубая» их на слоги. Слово должно звучать слитно, с протягиванием ударного слога.
Обычно дети довольно быстро начинают понимать «мелодию» слов. Нужно только уделить этому вопросу некоторое внимание, научив своего ребенка в игровой форме правильно пользоваться этим. Ведь тогда окружающие смогут его легче понимать, а он станет более успешно обучаться в школе, чувствовать себя комфортно в общении, повышать самооценку.
📹 Видео
Учимся дома. 1 класс. Русский язык: Ударение. Постановка ударения в словахСкачать
Обучение грамоте 1 класс. Ударные и безударные гласные.Скачать
Звуковая схема слова по программе "Школа России"Скачать
Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать