Как понять словосочетание зеленое царство

Видео:Верхний Ломов: спичечное царство | НЕИЗВЕСТНАЯ РОССИЯСкачать

Верхний Ломов: спичечное царство | НЕИЗВЕСТНАЯ РОССИЯ

Сценарий экологического развлечения для детей среднего возраста «Путешествие в зелёное царство»

Диденко Анна
Сценарий экологического развлечения для детей среднего возраста «Путешествие в зелёное царство»

Формирование разумного и гуманного поведения в природе.

Обогащать представление о положительном и отрицательном воздействии человека на природу.

Закрепить знания об обитателях леса и луга.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ведущий. Старичок-Лесовичок. Воспитанники средней группы (Заяц, Гришка, Лиса, Медведь, Волк).

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Ход развлечения.

Под музыку в зал входят дети, становятся полукругом.

Я речь свою веду о том,

Что вся Земля, наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом.

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том веду я речь

Что мы наш дом должны сберечь.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Стук в дверь, вносят телеграмму.

Ведущий читает телеграмму: «Мальчишки и девчонки, приглашаю вас в своё зелёное царство. Буду очень рада видеть вас! Старичок-Лесовичок.»

Хотите побывать в зелёном царстве?

Чтобы очутиться в зелёном царстве,нужно закрыть глаза и сказать такие слова: раз, два, три покружись, в зелёном царстве очутись.

(Дети под музыку идут через воротики и садятся на стульчики, выходит Старичок-Лесовичок).

Здравствуйте, кто вы дедушка?

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Все в лесу мне интересно.

Каждый куст и каждый пень.

Я весёлый старичок,

Добро пожаловать в зелёное, волшебное царство! Лес пригласил вас в гости и поручила мне проверить, любите ли вы лес, природу, знаете ли вы как беречь её.

Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Давайте поиграем в игру «Если я приду в лесок». Если я буду поступать хорошо, говорим «Да», если плохо, то «Нет».

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Сценка «Как лес обидели».

Доброе сегодня утро, солнечное, надо с лесом поздороваться. (кричит) Здравствуй лес!

Выскакивает заяц и прячется.

Здравствуй, зайка, кого испугался?

Старичок-Лесовичок, ведь у нас в лесу беда!

Пришёл в лес злой мальчишка

Хулиган по имени Гришка.

Он по лесу бродит страх на всех наводит,

Кустики ломает, гнёзда разоряет.

Всех птиц распугал, всех зверей разогнал.

Надо всех зверей позвать, надо лес наш выручать.

Старичок-Лесовичок, смотри, от Гришки лес наш береги.

Я его на поляну не пущу.

Заяц убегает, появляется Гришка.

Я пришёл в лес гулять,

Буду всех в лесу пугать.

Ёлки сломаю, птичек разгоню.

(Ломает, свистит, стучит).

Это кто в лесу шумит? Кто тишину нарушает?

Я, Старичок-Лесовичок, местный лесничий.

(испуганно) А я вот по лесу гуляю, грибы собираю. Некогда мне.

Грибы он собирает! Стой! Какие грибы в лесу в конце марта? Что-то тут не так! Пойду-ка я за ним!

Выбегает на поляну заяц, за зайцем спешат лиса, медведь и волк.

Что случилось, зайка?

Все сюда! Все сюда!

Ведь у нас в лесу беда!

Пришёл в лес злой мальчишка

Хулиган по имени Гришка.

Он по лесу бродит страх на всех наводит,

Кустики ломает, гнёзда разоряет.

Всех птиц распугал, всех зверей разогнал.

Надо лес выручать, надо птиц, зверей спасать.

Давай я его из-за ёлки напугаю.

Он от страха задрожит

И из леса убежит.

Нет, он не испугается.

Тогда я его испугаю.

За шиворот поймаю,

И из леса прогоню.

Нет, он не испугается.

Я его перехитрю,

В лес поглубже заманю.

Попрошу ребят кричать

И как эхо отвечать.

Нам ребята помогайте и как эхо отвечайте.

Прячутся, Гришка идет, поёт.

Я пришёл в лесу гулять.

Буду всех в лесу пугать

Ёлки поломаю, птичек разгоню.

Вот я смелый, какой … ой, ой!

(пугаясь) Ой, кто это такой?

Такой, такой, такой.

Боюсь, боюсь, боюсь.

Это кто в лесу шумит? Опять ты?

Дедушка, мне в лесу страшно.

Что, страшно стало?

Ты лес обидел, вот он тебя и напугал.

Простите меня, я больше не буду.

Тогда расскажи, как нужно вести себя в лесу?

Звери лесные, выходите,

Как вести себя в лесу, Грише расскажите.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать, прыгать и скакать,

То не надо забывать,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Ветки дуба не ломать,

Никогда не забывать:

Мусор с травки убирать,

Зря цветов не надо рвать!

Из рогатки не стрелять,

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить!

Я всё понял. Теперь я буду беречь лес!

Не обидишь леса вдруг,

Будет он тебе как друг.

А завистливых и злых

Ох, не любит лес таких.

Если в лес с добром придёшь,

Много здесь друзей найдёшь.

Видишь, вот мои друзья!

Выходят лиса, волк, медведь, заяц.

Ты подружишься с ними?

Нас в любое время года,

Учит мудрая природа!

Птицы учат пению,

Пчёлы в поле и в саду,

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год,

Весь лесной народ,

Учит крепкой дружбе.

А сейчас, Гриша, я хочу поиграть с тобой и с ребятами в игру «Экологический светофор» и проверить, как вы запомнили правила поведения в лесу.

Всем детям раздаются красно-зеленые карточки.

Сейчас я расскажу вам несколько историй о том, как люди ведут себя на природе, если вы считаете, что они ведут себя правильно, то показывайте зеленый свет, а если нет – то красный.

Игра «Экологический светофор».

Однажды друзья решили сходить в поход в лес. Вдоволь наигравшись в мяч и накупавшись, они начали собираться домой. Ребята взяли мусорные пакеты и сложили в них весь мусор, забрали с собой и выбросили в городе в мусорный бак.

Как вы считаете, правильно ли поступили ребята?

Света с родителями поехала в лес на машине. Когда они приехали в лес решили разводить костёр, но сухие ветки собирать не стали, а папа взял и срубил большую ель, из которой получился отличный костёр.

Правильно ли поступил Светин папа?

Андрей пошёл с родителями в лес за грибами. Но ему попадались лишь одни мухоморы, которые он безжалостно сбивал.

Верно, ли поступал Андрей?

Молодцы, Гриша и ребята, справились с заданием.

А теперь я узнаю, хорошо ли вы знаете, кто в лесу живёт, а кто на лугу?

Игра «Обитатели леса и луга»

Детям раздаются картинки жителей леса и луга. Они расселяют их по среде обитания.

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Ребята, а умеете ли вы правильно убирать мусор? Сейчас проверим. Соберите мусор в лесу, но при этом сортируя его.

Игра «Кто быстрее соберет мусор».

Играют две команды. Одна команда собирает бумажный мусор, другая пластиковый мусор.

Какие вы хорошие ребята. Побывав в лесу в гостях, я понял, что вы любите природу, оберегаете её.

А сейчас я хочу подарить вам чудесные семена красивых цветов и вы сможете помочь Земле быть всегда красивой (дарит детям семена бархатцев). До свидания, ребята!

Большое спасибо тебе, Лесовичок! Ребята, давайте делать много добрых дел для того, чтобы наша планета Земля стала еще краше.

Далее дети сажают семена цветов в горшочки. Выращивают рассаду цветов для дальнейшей высадке на клумбу.

Сценарий осеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние мотивы» Сценарий осеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние мотивы» Цель: создание благоприятного эмоционального состояния.

«Путешествие в Царство цветов». Конспект логопедического развлечения для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для речевой активности детей. Задачи: коррекционно-познавательные: -расширять словарный запас детей по теме «Цветы»;.

Сценарий развлечения для детей младшего и среднего возраста «Прощание с елкой» «Прощание с ёлкой» Праздничное развлечение для детей младшего и среднего возраста Подготовила Музыкальный руководитель МДОУ №22.

Сценарий летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Летнее путешествие с Котом Леопольдом» Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы приятного досуга и отдыха. Задачи: — Разнообразить формы творческой и игровой деятельности.

Сценарий летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в страну мыльных пузырей» «Путешествие в страну мыльных пузырей» Дата проведения: Участники: — дети средних групп — педагоги-воспитатели — учитель-логопед — муз. руководитель.

Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Дымковская ярмарка» Развлечение для детей среднего дошкольного возраста » Прелесть дымковской игрушки». Программное содержание: Воспитывать у детей уважение.

Сценарий развлечения на воде «Утро на водоеме» для детей среднего возраста Задачи: совершенствовать двигательные способности детей на воде; воспитывать интерес и потребности в здоровом образе жизни; закреплять знания.

Сценарий развлечения «В гостях у осени» для детей среднего возраста Вед- Приглашаю вас дети в лес. Поедем на лошадке. Будем цокать язычком. Ты вези меня, лошадка, но- но- но! В лес скорее без оглядки, но-но.

Сценарий экологического праздника-развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Спасатели, вперед» Цель: Закрепить знания детей об озере и его обитателях. Задачи: 1. Расширять знания детей о среде обитания жителей подводного мира. 2.

Как понять словосочетание зеленое царство«В гости к Старичку Лесовичку». Сценарий экологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста Действующие лица: Ведущий, Водяной, Старичок-Лесовичок – роли исполняют взрослые. Под весёлую музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.

Видео:Видеоурок ''Царство растений'' - БИОЛОГИЯ - 6 кл.Скачать

Видеоурок ''Царство растений'' - БИОЛОГИЯ - 6 кл.

Мастерская построения знаний в 6 классе по теме «Луч света в зеленом царстве».
план-конспект занятия по биологии (6 класс) по теме

Как понять словосочетание зеленое царство

Мастерская построения знаний в 6 классе по теме «Луч света в зеленом царстве».

Видео:История религии. Часть 5. От ранних пророков до образования Иудейского царстваСкачать

История религии. Часть 5.  От ранних пророков до образования Иудейского царства

Скачать:

ВложениеРазмер
masterskaya_postroeniya_znaniy_v_6_klasse_po_teme.docx19.59 КБ
prezentatsiya1_k_zanyatiyu.pptx849.43 КБ

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Предварительный просмотр:

Мастерская построения знаний в 6 классе по теме «Луч света в зеленом царстве».

Цель : формирование целостной картины мира и физиологических процессов, происходящих в живой природе на примере изучения фотосинтеза; формирование и надпредметных компетентностей, отражающих метопредметный подход, воспитание экологического мышления.

Познакомить с процессами, происходящими в зелёном листе.

Определить значение процесса фотосинтеза в природе и жизни человека.

Развить навыки исследовательской работы: проводить эксперименты, делать выводы и обобщения; логического мышления, развитие умений использовать ранее приобретённые знания для получения новых знаний и формирование умений выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи.

Компьютер, презентация PowerPoint, пинцет, водный раствор йода, водный раствор крахмала, лист герани, листы бумаги, фломастеры, карточки

Учащиеся садятся по парам. На партах лежит лист бумаги и фломастеры.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день ребята! Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на занятие. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет — отверните их от меня.

Прием обратной связи «Ладошки».

Спасибо за поддержку, начинаем наше занятие, которое называется «Луч света в зеленом царстве».

Учитель: Ребята, а как вы понимаете выражение «зеленое царство»?

А почему его называют так?

Кто правит в этом царстве?

Какую роль выполняет луч света в этом царстве?

В очень далекие времена люди считали, что растение — это перевернутые вниз головой животное. В корне, думали они, имеется желудок и рот, и растение, так же как и человек, заглатывает и переваривает пищу, добывая ее в земле. На страницах старинных книг вместо корня рисовали маленьких человечков, из головы которых росли зеленые побеги. Позднее ни один растительный орган не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, в какой испытывал это лист. В течение веков до конца прошлого столетия человек упорно отказывался видеть в нем прямую пользу, и лист продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда. Но вы ведь знаете, что листья как и другие органы нужен растению.

Прием » Ассоциации», выполняется на фоне легкой музыки голосов природы.

Ученые называют лист лабораторией растений, представьте себя в этой лаборатории.

Возьмите лист и нарисуйте на нем листья растений, которые вам нравятся (учитель тоже рисует). Мне нравятся листья липы. Они простые, а не сложные и имеют листовую пластинку в форме сердечка.

Учитель: А теперь я попрошу всех показать свои работы. (Демонстрация работ) Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим.

Какое значение в жизни растений имеет лист?

Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения, а в нем столько всего интересного

Чтобы совершить даже небольшое открытие, нужно поставить вопросы и постараться на них ответить. Это мы с вами и будем сейчас делать. Я буду задавать вопросы, а ваша задача выбрать карточки с нужными словами и прикрепить на рабочие листы.

«Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, па хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. Он только затратился на внутреннюю работу. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик гигантской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта»

Как же называется этот процесс?

Учитель: 1.Что же будет необходимо для зеленого листа, что бы выполнить главную функцию? (свет) Энергию растения получают от солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет это один из видов энергии или одна из ее форм существования. Ни человек , ни грибы, не могут усваивать энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима, это могут сделать только зеленые растения. На земле благодаря зеленым растениям накапливается энергия.

2. Большинство растений имеют листья зеленого цвета. Благодаря какому веществу, они имеют такую окраску? (хлорофилл) Хлорофилл называют еще «ловушкой солнечных лучей». Растения неслучайно имеют зеленый цвет, именно способен поглотить лучи красной части солнечного спектра.

3. Третий компонент — это вещество, которое поднимается из почвы по сосудам корня, стебля и попадает в листья. (вода и минеральные вещества)

4. Четвертый компонент — это газ, который выделяют при дыхании все живые организмы (углекислый газ)

Итак, листу для выполнения основной функции необходимы: свет, углекислый газ, хлорофилл, вода и минеральные вещества.

У вас остались еще 2 карточки, может они лишние?

Вот мы с вами и сделали первую часть своего открытия. Нас ждет второй вопрос. 2-й вопрос. Какое вещество образуется в листьях, с участием этих веществ?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос давайте проделаем опыт.

У вас на столах обесцвеченный лист герани. Перед этим он поглотил все те вещества, о которых мы с вами сейчас говорили. Нам нужно определить, что в нем теперь образовалось. Но вначале сделаем следующее. У вас нa столе есть две пробирки -в одной раствор йода, а в другой раствор крахмала. Капните раствор йода в раствор крахмала. Что вы видите? Какого цвета стал раствор крахмала? ( сине-фиолетовой ). Крахмал в присутствии йода синеет.

Теперь возьмите обесцвеченный лист герани, окуните его в раствор йода и положите на лист белой бумаги. Какого цвета он стал? Значит, какое вещество в нем образовалось?

Давайте рассмотрим рисунок, на котором изображен опыт с мышами.

Как этот опыт можно истолковать? Растения выделяют кислород.

Мы живем на планете растений т.е. в зеленом царстве . Растения называют «легкими планеты». Там, куда приходят растения, появляется жизнь, и жизнь уходит оттуда, откуда уходят растения. Только растения способны создавать запасы энергии на Земле.

Учитель: Ребята, президент подписал указ признать 2013 год – годом окружающей среды.

Какой вклад мы можем внести для осуществления этого указа.

А что, по приходу домой из школы после нашего занятия, вы можете посоветовать родителям?

Фотосинтез идет на свету круглый год.

И он людям дает пищу и кислород.

Очень важный процесс- фотосинтез, друзья,

Без него на Земле обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова –

Фотосинтез всему этому голова.

Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

И озоновый слой будет нас защищать.

Изобретатель паровоза Стефенсон как-то задал вопрос своему приятелю «Что движет проходящий перед нами поезд?» «Конечно твое изобретение», — ответил ему друг. «Нет, — сказал Стефенсон, – его движет тот солнечный луч, который сотни миллионов лет назад поглотило зеленое растение».

Видео:Афганистан - Ахемениды, эллинизм, Кушанское царство. Арчил Балахванцев. Родина слонов №350Скачать

Афганистан - Ахемениды, эллинизм, Кушанское царство. Арчил Балахванцев. Родина слонов №350

Как понять торжественную оду XVIII века

Минимум, необходимый, чтобы прочитать оду XVIII века и не уснуть

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

1. Что такое торжественная ода

Представьте себе одну из первых сцен фильма «Властелин колец». Начинается эпичная битва. От лиц воинов обеих сторон камера взмывает ввысь и проно­сится над полем сражения без конца и края, где у каждого свое дело, где можно было бы рассмотреть сотни малых поединков и тысячи смертей, но благодаря стреми­тельному движению и взгляду сверху все они теряют свои индиви­ду­альные черты и сливаются в единую картину, которая одна только и может передать подлинный масштаб и значение события — не здесь и сейчас, но в истории вне времени и на все века. Не Элендил и Элронд бьются против Саурона, но Добро против Зла; не Исилдур отрубает палец с кольцом у врага, но Порядок и Истина полу­чают шанс установиться на Земле. Чтобы показать значение этого момента, камера взлетает еще выше и показывает беспомощно валящиеся орочьи войска до самого гори­зонта. Скорее всего, у тех, кто смотрит этот эпизод сейчас, так же захватывает дух, как и у первых зрителей 15 лет назад: общие планы потря­сающих воображение городов и великих битв стали фирменной маркой режиссера Питера Джексона, и не случайно.

Подняться над землей и обозреть события, которые изменят историю, — идеальный аттракцион. В наше время этого достигают с помощью 3D-моделей и кино. Но и люди прошедших веков могли пережить те же ощущения — благодаря поэтическому слову. Жанром, дававшим такую возможность, стала торжественная (или пиндарическая По имени древнегреческого поэта Пиндара (V век до н. э.). Его стихотворения послужили образцом для французских поэтов, разработавших этот жанр, — П. Ронсара, Ф. Малерба, Н. Буало, Ж. Б. Руссо и др. Из Франции внимание к оде пришло в Германию и Россию. ) ода, основной жанр русской лирики середины XVIII века, в котором писали Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Василий Петров, Михаил Херасков и множество других, менее одаренных поэтов.

В основе торжественной оды лежит идея поэтического восторга. Мысленный взор поэта покидает свою бренную оболочку и воспаряет над землей. Сделать это ему позволяет вмешательство высших сил — например, музы, духа, божественного вдохновения. Они и движут его устами и пером — в мире оды поэт не говорит сам.

Воспарив над миром, поэт обозревает бескрайние просторы — одновременно и в самом общем плане, и в мельчайших подробностях. Так же одновременно он видит события, которые в действительности далеко отстояли друг от друга по времени; говоря о современности, он может ввести в повествование давно умерших правителей, героев мифологии, христианского Бога и персонажей, оли­цетворяющих абстрактные понятия (Истина, Неправда, Милосердие и т. д.) — при этом действовать они будут наравне с подлинными участниками событий. Все эти персонажи, события, идеи и планы возникают в оде в свобод­ном порядке, взгляд автора как бы перемещается от одной картины к другой.

Все это имеет несколько следствий.

1. Читатель (слушатель) оды пассивен. Поэт не оставляет ему пространства для собственных мыслей или оценок, задача читателя — только следовать за планом и картинами оды, поскольку через нее с ним говорит высшее существо, и говорит Истину.

2. Ода описывает только выдающиеся события (даже если читателю XXI века они могут показаться незначительными).

3. Взгляд сверху, охватывающий пространство от горизонта до горизонта, делает оду идеальным средством для прославления страны и ее правителя.

4. Тематика оды сводится к ограниченному и заранее заданному набору идей:
— величие страны и ее светлое будущее обеспечивает монарх, действиями которого руководят благие высшие силы;
— этот монарх наделен всеми добродетелями;
— благодаря этому страна в состоянии мира является средоточием всех возможных земных благ;
— любой конфликт, связанный со страной, — это на самом деле конфликт Абсолютного Добра и Абсолютного Зла;
— исход этого конфликта известен заранее: Добро победит благодаря абсолютно доброде­тельному монарху и поддержке высших сил.

5. Ограниченность тем закономерно приводит и к тому, что в одах появляются повторяющиеся формулы и образы:
— общая радость многих объединенных народов;
— ликование природы (радостные реки, рукоплещущие берега);
— обширность страны;
— удивленный взгляд на нее со стороны соседних государств;
— исполинские фигуры героев и т. д.

Итак, за возможность пережить захватывающее дух путешествие ввысь и уви­деть эпические картины оды приходится платить относительной ограничен­ностью образов и одно­значным политическим содержанием. Автор торже­ственной оды, воспарив высоко над миром, говорит о больших масштабах, но не видит частностей и полутонов. Он опи­сывает все в категориях абсо­лют­ного добра или абсолютного зла. Абсолютное добро при этом приписывается монарху, который обеспечивает существование этого прекрасного мира.

Видео:Как искать Божьего Царства? | "Библия говорит" | 1554Скачать

Как искать Божьего Царства? | "Библия говорит" | 1554

2. Как читать оду — пример

Михаил Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Пожалуй, самая совершенная торжественная ода Михаила Ломоносова была создана в 1747 году к шестилетию правления императрицы Елизаветы Пет­ровны Елизавета взошла на трон в 1741 году — после того, как с помощью гвардии свергла малолетнего Иоанна VI Антоно­вича и его регентшу-мать Анну Леопольдовну. . Рассмо­трев ее основные элементы, можно увидеть, как «работает» ода: как она описывает реальный мир, преображая его, чем завлекает читателя и за счет чего становится политически актуальной.

В середине 1740-х годов Ломоносов издавал свои оды в типографии Академии наук и художеств, но за собственный счет, на титульных листах стояло его имя — и «авторский» взгляд, речь от первого лица («вижу», «мой глас» и пр.) неизменно присутствовали в тексте. Так же была написана и ода на день рождения императрицы, отмечавшийся в декабре 1746-го. Однако уже на стадии издания было решено, что она будет напечатана за счет Академии. Так имя Ломо­носова пропало с титульного листа — зато там было сказано, что оду «приносит всеподдан­нейшая Академия наук». Вместе с тем сам текст — с «автор­ским» взглядом и оборотами от первого лица («представь мне оную годину» и пр.) — остался неизменным. После этого Ломоносов написал еще несколько од по заказу президента Академии, все они были изданы на ее деньги, поднесены императрице от ее имени, и в них автор уже не мог писать от своего лица и лично «парить над землей».

Вероятно, желание Академии делать императрице такого рода «поднесения» было связано с тем, что в мае 1746 года ее президентом стал восемнадцати­летний граф Кирилл Григорьевич Разумовский, только что вернувшийся из европейской образовательной поездки. В Академии с ее типографией он видел средство распространения «новой» культуры, включавшей в том числе тесную вовлеченность поэтов в жизнь двора. В 1747 году он добился, чтобы Елизавета приняла новый устав Академии наук, расширявший сферы деятельности, штат и финансирование этого учреждения.

Новую оду на день восшествия Елизаветы на престол, речь о которой пойдет ниже, Ломоносов писал — также по заказу Разумовского — практически тогда же, когда издавался текст нового устава. Она, как и предыдущая, была издана как сочинение, подносимое от Академии наук. Закономерно, что похвалы императрице в новой оде тесно переплелись с благодарностью за блага, пролившиеся на учреждение.

Видео:Искусство Древнего Египта. Лекция I. Архаика и Древнее царствоСкачать

Искусство Древнего Египта. Лекция I. Архаика и Древнее царство

3. Самостоятельное задание

Теперь вы можете попробовать самостоятельно проанализировать одну из двух других од. Самые непонятные слова и выражения пояснены в примечаниях.

1. Александр Сумароков. «Ода государыне императрице Елисавете Перьвой на день ея рождения 1755 года декабря 18 дня»

1
Благословенны наши лета.
Ликуй, блаженная страна!
В сей день тебе Елисавета
Всевышним и Петром дана.
Источник празднуя судьбине,
Возрадуйтесь, народы, ныне,
Где сей царицы щедра власть.
О день, исполненный утехи!
Великого Петра успехи
Тобою славят нашу часть.

2
Не ищешь ты войны кровавой
И подданных своих щадишь,
Довольствуясь своею славой,
Спокойства смертных не вредишь.
Покойтесь, Русских стран соседы;
На что прославленной победы
И грады превращати в прах? Для чего [и без того] прославленной [правительнице] победы? Нужно ли ей обращать города в прах?
Седящия на сем престоле
Нельзя хвалы умножить боле,
Ни света усугубить страх.

3
Императрица возвещает,
Уставы истины храня:
«Кто в сердце дерзость ощущает
Восстать когда против меня,
Смирю рушителей покою,
Сломлю рог гордый сей рукою,
Покрою войском горизонт;
Увидит чувствующе вскоре
Петровой дщери силу море:
Покрою бурный флотом понт Понт — здесь Черное море. ».

4
Над ними будешь ты царица,
Наложишь на противных дань.
Воздвигни меч, императрица,
Когда потребна будет брань!
Пред войском твой штандарт увидев,
Мы, тихий век возненавидев,
Забудем роскошь, род и дом:
Последуя монаршей воле,
Наступим на Полтавско поле Выступим [на сражение, которое будет так же славно, как победа Петра под Полтавой]. .
Бросай ты молнию и гром.

5
Тогда сей год возобновится,
В который в чреве ты была 27 июня 1709 года Петр I одержал победу над шведами под Полтавой, и это предопре­делило исход Северной войны. 18 декаря того же года родилась Елизавета Петровна. ,
И паки пламень тот явится
Против на нас восставша зла.
Ужасна ты была во чреве,
Ужасней будешь ты во гневе:
Ты будешь верность нашу зреть.
Восстаньте, разных стран народы,
Бунтуйте, воздух, огнь и воды!
Пойдем пленить или умреть.

6
Пожжем леса, рассыплем грады,
Пучину бурну возмутим.
Иныя от тебя награды
За ревность Ревность — усердие, старательность. мы не восхотим,
Чтоб ты лишь перстом указала
И войску своему сказала:
«Достойны россами вы слыть».
О дщерь великому Герою!
Готовы мы идти под Трою
И грозный океан преплыть.

7
Внимаю звуки я тогдашни:
Се бомбы в облака летят,
Подкопы воздымают башни,
На воздух преисподню мчат.
Куда ни хочет удалиться,
Не может враг переселиться,
На суше смерть и на водах.
Врагов я вижу усмиренных.
Уже россиян разъяренных
На градских вижу я стенах.

8
Но днесь, народа храбра племя,
Ты в мысли пребывай иной Но сегодня, о племя храбрых людей, думай о другом. :
Забудь могущее быть время
И наслаждайся тишиной.
Вспевайте, птички, песни складно,
Дышите, ветры, вы прохладно,
Целуй любезную, зефир Зефир — олицетворение западного ветра. ;
Она листочки преклоняет,
Тебя подобно обоняет,
Изображая сладкий мир.

9
На нивах весело порхает
И в жирных пелепел Пелепел — перепел. травах,
И земледелец отдыхает,
На мягких лежа муравах;
Не слышны громы здесь Беллоны Беллона — в древнеримской мифологии богиня из свиты бога войны Марса, по некоторым версиям — его мать. ,
Не делают тревоги стоны,
Нет плача вдов и бед сирот.
Драгой довольствуяся частью,
Живя под милосердой властью,
О, коль ты счастлив, россов род!

10
С разверстаем свирепа зева Со свирепо распахнутой пастью.
Бежит из рощей алчный зверь,
За ним стремится храбра дева,
Диана, иль Петрова дщерь Диана — древнеримская богиня растительности, отождествленная с древнегреческой богиней-охотницей Артемидой. Охота была одним из любимых развлечений Елизаветы Петровны. ;
Девица красотою блещет
И мужественно стрелы мещет.
Но кое здание зрю там!
И что, мои пленяя взоры,
Мне тамо представляют горы?
Диана, твой Эфесский храм Эфесский храм — храм Артемиды в городе Эфесе; одно из семи чудес света. .

11
Покойся, града удаленна,
В прекрасных ты чертогах сих Града удаленна — вдалеке от города, [от Санкт-Петербурга]. Речь идет о пора­жавшем современников дворце в Сарском (будущем Царском) селе, где Елизавета Петровна проводила много времени. Архи­тектор Франческо Бартоломео Растрелли перестраивал его несколько лет и завершил только в 1756 году, но в 1755-м, когда была написана ода, уже были закончены лепные фасады. Кроме того, летом Елизавета приказала перенести в Царскосельский дворец Янтарную комнату из Зимнего дворца в Петербурге (подарок прусского короля Фридриха Вильгельма I Петру I).
И, в тишине увеселенна,
Покойся по трудах своих Отдыхай от своих трудов. ,
Полночны ветры, отлетайте,
Луга, вседневно процветайте,
А ты тверди наш, эхо, глас:
«Мы счастливые человеки;
Златые возвращенны веки Золотые времена возвращены Елизаветой.
Елисаветой ради нас».

12
Оттоль, монархиня, взираешь
На град Петров, на свой престол,
И как ты взоры простираешь,
Твои слова сей слышит дол:
«В сем месте было прежде блато,
Теперь сияет тамо злато
На башнях счастия творца;
Нева средь пышна града льется,
Отколе эхо раздается
О славе моего отца».

2. Михаил Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1748 года»

1
Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, Богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном Вышняго пылает,
Да щастием Твоим венчает
Его средину и конец.

2
Да движутся светила стройно
В предписанных себе кругах,
И реки да текут спокойно
В Тебе послушных берегах;
Вражда и злость да истребится;
И огнь и меч да удалится
От стран Твоих и всякий вред;
Весна да рассмеется нежно,
И земледелец безмятежно
Сторичный Сторичный — стократный. плод да соберет.

3
С способными Спободными — удобными, благоприятными. ветрами споря,
Терзать да не дерзнет борей Борей — олицетворение бурного северного ветра.
Покрытаго судами моря
Пловущими к земли Твоей.
Да всех глубокий мир питает;
Железо браней да не знает,
Служа в труде безмолвных сел.
Да злобна зависть постыдится,
И славе свет да удивится
Твоих великодушных дел.

4
Священны да хранят уставы
И правду на суде судьи,
И время Твоея державы
Да ублажат раби Твои.
Соседы да блюдут союзы;
И вам, возлюбленныя Музы,
За горьки слезы и за страх,
За грозно время и плачевно
Да будет радость повседневно,
При Невских обновясь струях.

5
Годину ту воспоминая,
Среди утех мятется ум!
Еще крутится мгла густая,
Еще наносит страшный шум!
Там буря и́скры завивает,
И алчный пламень пожирает
Минервин с громким треском храм! Минерва — одна из важнейших древнеримских богинь, персонификация мудрости. Речь идет о пожаре, который случился в ночь на 5 декабря 1747 года в здании Кунсткамеры и Императорской библиотеки.
Как медь в горниле, небо рдится!
Богатство разума стремится
На низ, к трепещущим ногам! В здании Кунсткамеры была типография, и во время пожара находившиеся там отпечатанные, но еще не сброшюрованные академические издания были скинуты на землю.

6
Дражайши Музы, отложите
Взводить на мысль печали тень;
Веселым гласом возгремите
И пойте сей великий день,
Когда в Отеческой короне
Блеснула на Российском троне
Яснее дня Елисавет;
Как ночь на полдень пременилась,
Как осень нам с весной сравнилась,
И тьма произвела нам свет Дворцовый переворот, в результате которого Елизавета Петровна взошла на трон, произошел ночью 25 ноября 1741 года. .

7
В луга, усыпанны цветами,
Царица трудолюбных пчел,
Блестящими шумя крылами,
Летит между прохладных сел;
Стекается, оставив розы
И сотом напоенны ло́зы,
Со тщанием отвсюду рой,
Свою Царицу окружает
И тесно в след ее летает
Усердием вперенный строй Вперенный — направленный; «усердием вперенный» — направляемый усердием. .

8
Подобным жаром воспаленный
Стекался здесь Российский род
И, радостию восхищенный,
Теснясь, взирал на Твой приход.
Младенцы купно Купно — вместе. с сединою
Спешили следом за Тобою.
Тогда великий град Петров
В едину стогну Стогна — площадь, широкая улица. уместился,
Тогда и ветр остановился,
Чтоб плеск Плеск — рукоплескания, звук аплодисментов. всходил до облаков.

9
Тогда во все пределы Света,
Как молния, достигнул слух,
Что царствует Елисавета,
Петров в себе имея дух.
Тогда нестройные соседы
Отчаялись своей победы
И в мысли отступали вспять Имеется в виду Русско-шведская война, начавшаяся незадолго до прихода Елизаветы к власти. Заметная часть шведской знати и членов парламента была настроена против военных действий. Война складывалась неудачно для Швеции и закончилась российской победой в 1743 году. .
Монархиня, кто Россов знает
И ревность Ревность — усердие, старательность. их к Тебе внимает,
Помыслит ли противу стать?

11
Европа, утомленна в брани Имеется в виду Война за австрийское наследство, продолжавшаяся с 1740 по 1748 год. ,
Из пламени подняв главу,
К Тебе свои простерла длани
Сквозь дым, курение и мглу.
Твоя кротчайшая природа,
Чем для блаженства смертных рода
Всевышний наш украсил век,
Склонилась для ея защиты,
И меч Твой, лаврами обвитый,
Не обнажен, войну пресек В начале 1748 года русский корпус выступил в сторону Рейна, чтобы помочь австрийской эрцгерцогине Марии Терезии против фран­цузов. После этого начались переговоры, в результате которых в октябре был заклю­чен мир. Участия в боевых действиях русские войска так и не приняли. .

12
Европа и весь мир свидетель,
Народов разных милион,
Колика ныне добродетель
Российский украшает трон.
О как сие нас услаждает,
Что вся вселенна возвышает,
Монархиня, твои дела!
Народов Твоея державы
Различна речь, одежда, нравы,
Но всех согласна похвала.

13
Единым гласом все взываем,
Что Ты — Защитница и Мать,
Твои доброты исчисляем,
Но всех не можем описать.
Когда воспеть щедроты тщимся,
Безгласны красоте чудимся.
Победыль славить мысль течет,
Как пали Готы Готами в оде называются шведы. пред Тобою?
Но больше мирною рукою
Ты целой удивила свет.

14
Весьма не обычайно дело,
Чтоб всеми кто дарами цвел:
Тот крепкое имеет тело,
Но слаб в нем дух и ум не зрел.
В другом блистает ум небесный,
Но дом себе имеет тесный,
И духу сил не достает.
Иной прославился войною,
Но жизнью мир порочит злою
И сам с собой войну ведет.

15
Тебя, богиня, возвышают
Души и тела красоты,
Что в многих разделясь блистают;
Едина все имеешь Ты.
Мы видим, что в Тебе единой
Великий Петр с Екатериной
К блаженству нашему живет.
Похвал пучина отворилась!
Смущенна мысль остановилась,
Что слов к тому не достает.

16
Однако дух еще стремится,
Еще кипит сердечный жар,
И ревность Ревность — усердие, старательность. умолчать стыдится:
О Муза, усугубь твой дар,
Гласи со мной в концы земныя,
Коль ныне радостна Россия!
Она, коснувшись облаков,
Конца не зрит своей державы;
Гремящей насыщенна славы,
Покоится среди лугов.

17
В полях, исполненных плодами,
Где Волга, Днепр, Нева и Дон,
Своими чистыми струями
Шумя, стадам наводят сон,
Седит и ноги простирает
На степь, где Хину Хина — Китай. отделяет
Пространная стена от нас;
Веселый взор свой обращает
И вкруг довольства исчисляет,
Возлегши локтем на Кавказ.

18
«Се нашею, — рекла, — рукою
Лежит поверженный Азов Азовская крепость была взята Петром I в 1696 году, затем, в 1711 году, возвращена Турции, снова взята русскими войсками в 1736 году, но по условиям мирного договора срыта незадолго до восшествия на престол Елизаветы Петровны. ;
Рушитель нашего покою
Огнем казнен среди валов.
Се знойные Каспийски бреги,
Где, варварски презрев набеги,
Сквозь степь и блата Петр прошел,
В средину Азии достигнул,
Свои знамена там воздвигнул,
Где день скрывали тучи стрел.

19
В моей послушности крутятся
Там Лена, Обь и Енисей,
Где многие народы тщатся
Драгих мне в дар ловить зверей;
Едва покров себе имея,
Смеются лютости борея То есть смеются над злыми северными ветрами, не боясь их. ,
Чудовищам дерзают в след,
Где верьх до облак простирает,
Угрюмы тучи раздирает,
Поднявшись с дна морского, лед.

20
Здесь Днепр хранит мои границы,
Где Гот гордящийся упал
С торжественныя колесницы,
При коей в узах он держал
Сарматов и Саксонов пленных Речь идет о Полтавской битве. Готом тут назван король Швеции Карл XII, а сарматами — поляки: в 1706 году шведы разгромили войска курфюрста Саксонии и короля Польши Августа II, после чего начали поход против России. Полтавское поражение Карла XII привело к перелому в Северной войне и завершило господство Швеции в Европе. ,
Вселенну в мыслях вознесенных
Единой обращал рукой.
Но пал, и звук его достигнул
Во все страны и страхом двигнул
С Дунайской Вислу быстриной То есть река Висла от страха побежала так же быстро, как Дунай. Под испугавшейся Вислой имеется в виду Польша, а под Дунаем — Османская империя. .

21
В стенах Петровых протекает
Полна веселья там Нева;
Венцем, порфирою Порфира, или багряница, — пурпурная мантия монарха; символ верховной власти. блистает;
Покрыта лаврами глава.
Там равной ревностью пылают
Сердца, как стогны все сияют
В исполненной утех ночи.
О сладкий век! О жизнь драгая!
Петрополь, небу подражая,
Подобны испустил лучи Имеется в виду фейерверк, устроенный в Петербурге в 1748 году в честь дня восшествия на престол Елизаветы Петровны. ».

22
Сие Россия восхищенна
В веселии своем гласит;
Москва едина, на колена
Упав, перед Тобой стоит,
Власы седые простирает,
Тебя, Богиня, ожидает,
К тебе единой вопия:
«Воззри на храмы опаленны,
Воззри на стены разрушенны;
Я жду щедроты Твоея» В мае 1748 года в Москве произошло несколько серьезных пожаров подряд. .

23
Гряди, Краснейшая денницы Крайнейшая денницы — более прекрасная, чем утренняя звезда — денница. ,
Гряди, и светлостью лица
И блеском чистой багряницы
Утешь печальныя сердца,
И время возврати златое.
Мы здесь в возлюбленном покое
К полезным припадем трудам.
Отсутствуя, Ты будеш с нами.
Покрытым орлими крилами,
Кто смеет прикоснуться нам? Ломоносов уговаривает императрицу отправиться в Москву, не опасаясь оставить Санкт-Петербург.

24
Но естьли гордость ослепленна
Дерзнет на нас воздвигнуть рог,
Тебе, в женах благословенна,
Против ее помощник Бог.
Он верьх небес к Тебе преклонит
И тучи страшные нагонит
Во сретенье Во сретенье — навстречу. врагам Твоим.
Лиш только ополчишься к бою,
Предъидет ужас пред Тобою,
И следом воскурится дым.

🎦 Видео

Искусство Древнего Египта. Лекция II. Среднее царствоСкачать

Искусство Древнего Египта. Лекция II. Среднее царство

Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 классСкачать

Имя существительное одушевленное и неодушевленное 1-4 класс

Как поймать перо Жар-Птицы (мультфильм)Скачать

Как поймать перо Жар-Птицы (мультфильм)

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

ОДНОВРЕМЕННО ПРОШЕЛ ДВЕ БАШНИ ЗЕМНОГО ЦАРСТВА | Mortal Kombat MobileСкачать

ОДНОВРЕМЕННО ПРОШЕЛ ДВЕ БАШНИ ЗЕМНОГО ЦАРСТВА | Mortal Kombat Mobile

Все отделы растений за час | Биология ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Все отделы растений за час | Биология ЕГЭ 2023 | Умскул

Иван Царевич и Серый Волк (Мультфильм)Скачать

Иван Царевич и Серый Волк (Мультфильм)

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать

Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Иван Царевич и Серый Волк - 3 | Мультфильмы для всей семьиСкачать

Иван Царевич и Серый Волк - 3 | Мультфильмы для всей семьи

Окружающий мир 3 класс (Урок№9 - Мир растений.)Скачать

Окружающий мир 3 класс (Урок№9 - Мир растений.)

Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 классСкачать

Словосочетание. Видеоурок 4.1. Русский язык 4 класс
Поделиться или сохранить к себе: