Как понять словосочетание остроумные речи

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Как понять словосочетание остроумные речи

Автор: Виктор Всеволодович Билевич, драматург и сценарист, президент Санкт-Петербургского Дома юмора и сатиры, член Союза литераторов России.

Можно ли научить человека стать по-настоящему остроумным? Многие считают, что воспитать чувство юмора невозможно. Это, мол, от природы — или оно есть, или его нет.

Если при встрече знакомый выдает вам массу анекдотов, при этом заходясь от хохота, уверяем вас, это не имеет никакого отношения к настоящему остроумию. Просто он коммуникабельный, легкий, веселый человек, с хорошей памятью и отсутствием комплексов.

По-настоящему остроумный человек выберет и запомнит только одну остроту из только что услышанного. Он настроен избирательно. У него творческий склад ума. Так что распространенное мнение, что остроумие — это активное проявление чувства юмора, ошибочно.

Чем юмор отличается от остроумия
Под юмором чаще всего подразумевается беззлобная насмешка. Чувство юмора проявляется, обычно, в умении отыскать что-то смешное в той ситуации, где нет, казалось бы, ничего смешного. Это чувство как бы оберегает мозг от сильных эмоциональных потрясений.

Суть же остроумия лучше всего сформулировать так: остроту создают, а смешное находят. В остроумии эмоциональный компонент — только фон, побуждающий мотив, а «действие» происходит в области интеллекта, в то время как в чувстве юмора соотношение обратное — «действие» происходит в эмоциональной сфере, а мыслительные операции лишь запускают реакцию.

Есть, конечно, люди, обладающие и тем и другим. Несомненно, есть и такие, у которых нет ни того, ни другого. Тут уже дело плохо. Остроумным бывает и изобретение, и оригинальный проект архитектора, и музыкальное произведение, и научное открытие. Как правило, легко отыскать смешное даже в самой неприятной ситуации, если она приключилась с кем-нибудь другим.

Я обладаю чувством юмора
В этом убеждено большинство людей.

Рассказывают, что однажды престарелый драматург Бернард Шоу был сбит с ног на дороге лихим велосипедистом. К счастью, оба отделались легким испугом. Когда смущенный виновник столкновения стал сконфуженно извиняться, Б. Шоу прервал его словами: «Да, вам не повезло. Прояви вы чуть больше энергии — и вы бы заработали себе бессмертие, став моим убийцей».

Немногие люди нашли бы в себе достаточно душевной силы, чтобы в подобной ситуации не прибегнуть к брани, к бесполезным упрекам, а ограничиться шуткой.

С одной стороны, чтобы подняться над трагической ситуацией, суметь взглянуть на себя как бы чужими глазами и отыскать смешное в трагическом — для этого нужно обладать большой силой духа. Развитое чувство юмора бывает лишь у душевно стойких людей.

Вас наверняка интересует, как рождаются такие « перлы»? Технология, если так можно выразиться, такова.

Человек « отчуждается» от самого себя, смотрит на себя как бы со стороны, находит смешное в себе самом, и эта вначале чисто интеллектуальная операция отчуждения ( кстати, одно из высших проявлений человеческого сознания) смещает его « эмоциональную равнодействующую» в положительную сторону. Если же человек к тому же и остроумен, то в этой ситуации он может создать словесную остроту ( подобную приведенной чуть выше шутке Бернарда Шоу).

Чувство юмора и остроумие оказываются в этом случае слитыми воедино. Неиссякаемый оптимизм Великого комбинатора Остапа Бендера — одна из главных причин неотразимого обаяния этого симпатичного всем авантюриста — неотделим от его великолепного юмора. Ильф и Петров, не поскупившись, наделили его этим качеством, и чувство юмора не покидает Остапа ни в каких, даже самых трудных переделках, помогает ему перенести всевозможные невзгоды и крушения планов.

Даже потерпев полное фиаско при попытке перейти границу и безбедно зажить миллионером в Рио-де-Жанейро, ограбленный и избитый Остап не лишается чувства юмора, о чем красноречиво свидетельствует его громогласно провозглашенное намерение переквалифицироваться в управдомы. Без чувства юмора он просто не в силах был бы перенести все выпавшие на его долю передряги и злоключения. Функция чувства юмора в данном случае — обеспечить удовлетворительное самочувствие в далеко не удовлетворительной ситуации.

Юмор ситуации и юмор характера
Следует различать эти два вида юмора. В первом случае юмор улавливается только зрителями, а действующие лица сами остаются вполне серьезными. Во втором случае юмор улавливается одним из действующих лиц и уже через его восприятие доходит до читателя.

Приведем пример. Юмор первого типа мы находим у Джером К. Джерома в книге « Трое в одной лодке». Все действующие лица сохраняют полную серьезность, и читатель сам — с помощью автора — проделывает всю работу по отысканию смешного. А вот Илья Ильф и Евгений Петров наделили чувством юмора своего героя, и многие смешные черточки читатель как бы видит глазами Великого комбинатора.

Таким образом, можно дать следующее определение: остроту создают ( работа остроумия), а смешное находят ( функция чувства юмора).

В остроумии можно выделить два основных компонента — способность к избирательным ассоциациям и к мгновенной критической оценке собственной речевой продукции. Однако остроумие проявляется не только в создании остроты, но и в ее восприятии, оценке. Рассмотрим элементарную и весьма распространенную ситуацию — восприятие анекдота.

Анекдот — это короткий рассказ, устный или письменный. После краткой экспозиции излагается заключительная мысль, для уяснения которой требуется некоторое усилие, умственная работа. Если мысль эта станет сразу же ясна или, напротив, понадобится слишком долго доискиваться до нее, то эффект остроумия в значительной мере ослабеет, а иногда и вовсе улетучится.

Случаи, когда острота « доходит» до слушателей спустя несколько дней и вызывает смех, не так уж редки. Но все же существует некоторое оптимальное время « уяснения». Можно возразить на это, что время реакции ( или время уяснения остроты) зависит от способностей и подготовки слушателя. Верно. Оценить остроту, воспринять ее соль — это не пассивный процесс, а активная работа мышления.

Чтобы оценить шутку, нужно быть остроумным. Но это остроумие уже другого рода, если можно так выразиться, остроумие восприятия. Оно отличается от творческого остроумия, которое требуется, чтобы шутку создать. Это « остроумие восприятия» неодинаково у разных людей. Поэтому одна и та же шутка одному кажется пределом остроумия, а другого заставляет недоуменно пожимать плечами.

Марк Твен в очерке « Публичные чтения» рассказал, как, путешествуя по Европе и выступая с чтением юмористических рассказов, заметил любопытную вещь: один из рассказов иногда вызывал гомерический хохот, изредка — недружелюбный смех, а иной раз реакции вовсе не было, не удавалось вызвать даже подобие улыбки.

Оказалось, что все зависело от того, какую паузу он выдерживал перед последней фразой рассказа. Если он угадывал паузу точно, все оглушительно смеялись. Если чуть-чуть не додерживал — то смех был не столь громким. А если пауза оказывалась хоть немного длиннее — никто не смеялся, эффект пропадал.

В мировой литературе есть множество блистательных острот, настоящих жемчужин. Но когда их сводят воедино, издавая сборники, то, как правило, такие коллекции острот не очень привлекательны, читаются с трудом и быстро надоедают. Происходит это потому, что наш мозг « тормозит» при постоянном и длительном давлении и реакция на раздражитель угасает. Это мы доходчиво попытались объяснить то, что доказал академик И.П. Пaвлoв. Можно восстановить угасшую реакцию только после некоторой паузы, отдыха. При этом отдых не должен быть пассивным — нужны другие условные раздражители.

Непрерывный поток острот вместо смеха начинает вызывать скуку, утомляет, а иной раз даже вызывает досаду.

Разграничение чувства юмора и остроумия может показаться непривычным, но оно уже и не ново. Так, английский писатель Джордж Мередит критерием чувства юмора считал способность найти смешное в том, что человек любит. Другой, более трудный критерий — найти смешное в себе самом, представить себя смешным в глазах другого человека.

Вполне последовательное различие между чувством юмора и остроумием проводил австрийский психоневролог Зигмунд Фрейд. Фрейд выводит это различие из представлений об экономии психической энергии. Остроумие экономит психическую энергию за счет того, что уменьшается необходимость тормозить свои побуждения и импульсы. Остроумие — это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом.

Комическое по Фрейду отличается от остроумия тем, что оно неумышленно. Неловкое движение может быть комично, но неостроумно. Восприятие комического Фрейд сводит к такой последовательности: он поступает так — я поступаю по-другому — он поступает так, как я поступал в детстве. Комизм экономит психическую энергию за счет « экономии мышления».

Наконец, чувство юмора, позволяя увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Это экономия чувств. Таким образом, Фрейд отличал юмор, остроумие и комизм. Общее здесь — смех и экономия психической энергии: остроумие экономит торможение, комизм — мышление, юмор — чувства.

Анализировать возникновение смешного — дело неблагодарное. Тем не менее ученые в разные годы пытались это делать. Можно выделить по крайней мере три уровня анализа: синтаксический, семантический и прагматический.

Синтаксический анализ определяет правильность или неправильность предложения с точки зрения грамматики. На семантическом уровне определяется разница между осмысленным и бессмысленным, а анализ на прагматическом уровне находит различие между приемлемым и неприемлемым.

Классификация юмористических приемов
Величайшие юмористы и сатирики великолепно обходились без всякой теории. Обходятся без нее и современные юмористы-профессионалы. Они используют эту теорию подсознательно, абсолютно не задумываясь о том, что получилось — абсурд, метафора или гипербола. Говорят, острый язык — единственный инструмент, который от постоянного употребления становится еще острее. Остроумие требует тренировки! Bлaдимиp Маяковский считал, что остроумие можно оттачивать самостоятельно, и даже мечтал о школах, где будут обучать его приемам.

Остроумие — это свойство психики, а очень часто просто талант. Но и талантливому человеку не приходят сами собой ни умение, ни тем более мастерство. Нужны обучение, труд и своеобразная тренировка. Существует целая дюжина приемов, освоив которые, вы непременно станете остроумным человеком.

Остроумие — явление разнообразное и неистощимое, и всякая попытка представить классификацию остроумия покажется не только претенциозной, но и обреченной на неудачу.

Тем, кому эта аналогия покажется слишком простой и доступной, напомним, что английский поэт Джон Китс испытывал величайшее раздражение против Исаака Ньютона за то, что Ньютон объяснил причину радуги. Китс считал, что Ньютон тем самым уничтожил очарование этого прекрасного зрелища, сняв с него покров таинственности. Но ошибочно думать, что знание уничтожает эстетическое восприятие — скорее наоборот.

Итак, вот эта классификация:

Ложное противопоставление.
Ложное усиление.
Доведение до абсурда: преувеличение ( гипербола); преуменьшение или смягчение ( эвфемизм).
Остроумие нелепости: соединение двух логически несовместимых высказываний; паралогический вывод.
Смешение стилей, или « совмещение планов»: смешение речевых стилей; перенос терминологии; несоответствие стиля и содержания; несоответствие стиля речи и обстановки, где она произносится; псевдоглубокомыслие.
Намек, или точно наведенная цепь ассоциаций.
Двойное истолкование: игра слов; двусмысленность.

Ирония.
Обратное сравнение: «чистое» обратное сравнение; буквализация метафоры.
Сравнение по случайному или второстепенному признаку: перечисление разнородных предметов и явлений в «едином списке».
Повторение: «чистое» повторение; повторение с изменением грамматической конструкции; повторение с изменением смысла.
Парадокс.
Специальные стилистические ( риторические) фигуры.

Приведенная классификация, разумеется, не исчерпывающая. Тем не менее, она достаточно полно описывает диапазон душевного дарования человека, которое называется остроумием. Главное, что во всех приемах остроумия есть общего — это выход за пределы формальной логики.

Отыскание и внезапное осознание логической ошибки, особенно чужой, и есть та пружина, которая включает положительную реакцию и сопутствующую ей реакцию смеха — при условии, если нет причин, подавляющих это положительное чувство. Смех в данном случае — это выражение интеллектуального триумфа.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Значение словосочетания «остроумная речь»

Как понять словосочетание остроумные речи

Значение слова «остроумный&raquo

ОСТРОУ́МНЫЙ , —ая, —ое; —мен, —мна, —мно. 1. Отличающийся остроумием. Остроумный собеседник. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «речь&raquo

РЕЧЬ , -и, мн. ре́чи, —е́й, ж. 1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Как понять словосочетание остроумные речиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: панно — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «остроумный&raquo

Ассоциации к слову «речь&raquo

Синонимы к словосочетанию «остроумная речь&raquo

Предложения со словосочетанием «остроумная речь&raquo

  • Его темпераментная и остроумная речь постоянно прерывалась аплодисментами и взрывами хохота.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «остроумная речь»

  • Веселая, остроумная речь , готовность танцевать или петь, когда угодно, сделали его любимцем не только девушек, но даже солидных дам, которые все были от него положительно без ума.

Сочетаемость слова «остроумный&raquo

Сочетаемость слова «речь&raquo

Афоризмы русских писателей со словом «речь&raquo

  • Наша речь преимущественно афористична, отличается своей сжатостью, крепостью.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «остроумный&raquo

ОСТРОУ́МНЫЙ , —ая, —ое; —мен, —мна, —мно. 1. Отличающийся остроумием. Остроумный собеседник.

Значение слова «речь&raquo

РЕЧЬ , -и, мн. ре́чи, —е́й, ж. 1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи.

Предложения со словосочетанием «остроумная речь&raquo

Его темпераментная и остроумная речь постоянно прерывалась аплодисментами и взрывами хохота.

Работа предоставляет вам возможность блеснуть перед собравшейся командой и произвести на них неизгладимое впечатление: например, с помощью остроумной речи, доклада или презентации по окончании проекта.

Многочисленные гости за длинным столом, звон хрустальных бокалов, остроумные речи тамады…

Видео:Как быстро находить остроумные ответыСкачать

Как быстро находить остроумные ответы

Остроумие Остроумный

Истинное остроумие — качество столь редкое, что многие им восхищаются,большинство к нему стремится, все его боятся, а если ценят, так только в себе самом.

Острить и занимать деньги нужно внезапно.

Остроумие как качество личности – склонность проявлять изощрённость мысли, изобретательность в нахождении удачных, колоритных или смешных выражений, а также успешных решений, действий.

Маяковский обладал большим количеством, как поклонников, так и откровенных недоброжелателей, которые не пропускали случая отравить ему жизнь. И однажды, во время творческой встречи с публикой, поэт, который, как известно, жил долгое время в Грузии, сказал, что среди русских он чувствует себя русским, среди грузин — грузином. И тут прозвучал ядовитый голос из зала: — А среди дураков? Поэт ответил тем же оружием: — А среди дураков я впервые…

Чтобы являть весёлое остроумие, нужно обладать определённым букетом качеств личности, рождающим неповторимый аромат игры слов. Бесспорно, острослов наблюдателен, «острым глазом» он видит в заурядных жизненных эпизодах комическую составляющую, а в нерешенных задачах – неожиданное решение. «Реактивные мозги» в купе с нестандартным мышлением позволяют ему быть проницательным, независимым и уверенным в себе. Жизнерадостность и оптимизм служат помощниками в нахождении смешного и забавного в себе и окружающих. Острослов – интеллектуал, хорошо владеющий словом и разбирающийся в психологии человека. Суть остроумия можно выразить фразой: «остроту создают, а смешное находят».

На одном из приемов Марк Твен беседовал с дамой. У него было веселое настроение, и он сказал: — Вы очаровательны. Нелюбезная особа ответила: — К сожалению, я не могу вас отблагодарить таким же комплиментом. Писатель засмеялся: — А вы сделайте, как я: соврите.

В отличие от ума, находящего рациональные решения, остроумие отыскивает иррациональные, то есть неосуществимые решения: «Сержант, а если мой парашют не раскроется? — Принесешь его ко мне, я заменю на другой». В первой строчке задача, во второй – решение. Иррациональность решения вызывает смех: — Кем ты будешь, когда вырастешь? — Солдатом. — Так тебя же могут убить в случае войны? — Кто? — Неприятели. — Тогда я буду неприятелем.

Сила остроумия, зачастую, проявляется в безжалостном уничтожении проблем. Как говорил М. Жванецкий: «Все проблемы мы уже решили, осталась последняя – сигналы из космоса. Так все-таки: отвечать или отмалчиваться?» Когда острослова пытаются подавить грубостью, он делает неожиданный выпад: «Начальник входит в кабинет и орет на сотрудников: — Я же сказал: во время работы курить запрещается! На что получает ответ: — А кто работает?»

Остроумие не сводится к юмору, оно распространяется на все сферы жизни. Многие фундаментальные догадки в науке можно считать остроумными, например, догадка о квантовании энергии и света (Планк), модель атома, догадка о вращении электронов только по неизлучающим орбитам (Бор).

Как всякое искусно приготовленное блюдо, остроумие использует для приготовления своих словесных блюд определённые рецепты, например ложное противопоставление. Конструкция остроты основана на противоречащим по смыслу началу фразы заключении, а на самом деле оно только усиливает его. Вот один из самых ярких примеров этого приема – фраза Остапа Бендера: «Никто нас не любит, кроме уголовного розыска, который тоже нас не любит». Или: «В подъезде сидел комендант. У всех входящих он строго требовал пропуск, но если пропуска ему не давали, то он пускал и так». Не менее эффективен приём ложного усиления, состоящий в том, что заключительная часть остроты по форме подтверждает начальную, но в действительности опровергает её. Например, высказывание Марка Твена: «Бросать курить легко. Я бросал пятьдесят раз». Или у Дж.К.Джерома есть такая шутка: «Все имеет свои теневые стороны, как сказал человек, у которого умерла теща, когда от него потребовали денег на похороны». Последнее замечание в корне меняет смысл предложения, хотя всего лишь является его продолжением.

Остроумный человек – это внезапное озарение, вспышка ума, догадка разума и абсурдное мышление. Вот несколько примеров остроумия. Когда Пушкин учился в Царскосельском лицее, одному из его товарищей надо было сочинить стихи. Кроме первой неуклюжей фразы: «От запада встает великолепный царь природы» — у него дело не шло, и он попросил Пушкина помочь ему. Пушкин тотчас приписал: «Не знают — спать иль нет? — смущенные народы».

Рассказывают, что однажды престарелый драматург Бернард Шоу был сбит с ног на дороге лихим велосипедистом. К счастью, оба отделались легким испугом. Когда смущенный виновник столкновения стал сконфуженно извиняться, Б. Шоу прервал его словами: «Да, вам не повезло. Прояви вы чуть больше энергии — и вы бы заработали себе бессмертие, став моим убийцей».

Остроумный человек обожает посредством гиперболы довести трактовку той или иной ситуации до абсурда и нелепости. Из русских писателей наиболее охотно этим приемом пользовался Н.В.Гоголь. В «Мертвых душах» есть такая фраза: «Трактирный слуга был живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо». Иллюстрацией остроумия нелепости служит случай из жизни Марка Твена. Когда пресса распространила ложные слухи о его смерти, он выступил с таким опровержением своей кончины: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Едва ли нужно пояснять, что именно нелепость формулировки делает данную фразу очень остроумной и смешной.

Немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен недолюбливал своего младшего брата Иоганна. Будучи аптекарем, Иоганн скопил солидный капитал, купил имение и очень этим гордился. На новый 1823 год он послал старшему брату свою визитную карточку, на которой размашисто подписался «Иоганн Ван Бетховен. Землевладелец». На обороте этой карточки композитор написал: «Людвиг Ван Бетховен. Мозговладелец» и отослал ее кичливому братцу.

Бисмарк, великий государственный деятель девятнадцатого века, был выдающимся дуэлянтом: он мог сражаться на дуэли из-за чего угодно. Как-то раз он очень рассердился за некое оскорбление на ученого, профессора Вихрова. Бисмарк был так разгневан, что вызвал профессора на дуэль. Выдающийся ученый был несколько озадачен этим, потому что если ученые и бывают дуэлянтами, то обычно не в том смысле, что военные. Но поскольку Бисмарк вызвал Вихрова, то за профессором оставался выбор оружия. Наступило серое утро условленного дня, и к месту дуэли подъехало два экипажа с дуэлянтами, их секундантами и врачом. Они выбрались из повозок и встретились на середине дуэльного поля. Бисмарк спросил: “Выбор оружия был за вами, сэр. Что вы выбрали?” Профессор Вихров вынул две восхитительные сочные сосиски и объяснил Бисмарку, что поскольку он ученый, то выбрал эти сосиски в качестве оружия. Одна сосиска была начинена смертоносными микробами, вторая была абсолютно съедобной. Профессор повернулся к Бисмарку и сказал: “Выбирайте ваше оружие, позавтракаем вместе”. Бисмарк взглянул на две сосиски, понял, что одна из них означает мучительную смерть, сердито повернулся и ушел с поля с багровым лицом, признав свое поражение.

📸 Видео

10 ЗАКОНОВ УСТНОЙ РЕЧИ. АННА БРУССЕРСкачать

10 ЗАКОНОВ УСТНОЙ РЕЧИ. АННА БРУССЕР

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Самый быстрый способ различить типы речи: повествование, описание и рассуждениеСкачать

Самый быстрый способ различить типы речи: повествование, описание и рассуждение

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Части речи в русском языке. Как определить часть речи?Скачать

Части речи в русском языке. Как определить часть речи?

Как научиться формулировать мысли. Как четко и ясно выражать свои мысли. Ораторское искусство памятьСкачать

Как научиться формулировать мысли. Как четко и ясно выражать свои мысли. Ораторское искусство память

Слова и фразы, которые дешевят твою речьСкачать

Слова и фразы, которые дешевят твою речь

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать

Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.

Искусство говорить красиво. Техника речи и постановка голоса. Узнай как говорить красиво и уверенно!Скачать

Искусство говорить красиво. Техника речи и постановка голоса. Узнай как говорить красиво и уверенно!

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Конан О'Брайан - Как быть остроумнымСкачать

Конан О'Брайан - Как быть остроумным

Типы речиСкачать

Типы речи

Секреты Грамотной РечиСкачать

Секреты Грамотной Речи

Как Лучше Выражать Свои МыслиСкачать

Как Лучше Выражать Свои Мысли

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.
Поделиться или сохранить к себе: