- Неделимые словосочетания
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Неделимые словосочетания – это что такое?
- Определение понятия
- Количественно-именные словосочетания
- Точное число одушевленных и неодушевленных предметов
- Неопределенное число одушевленных и неодушевленных предметов
- Меры величины
- Определенная емкость с содержимым
- Определенное количество предметов
- Количественные существительные
- Неопределенно-избирательные словосочетания
- Обобщенно-избирательные словосочетания
- Неопределенно-признаковые
- Словосочетания со значением совместного действия
- Словосочетания с конкретизирующим главным словом
- Словосочетания с составным сказуемым
- Метафорические словосочетания
- Фразеологические словосочетания
- Словосочетания с определенными словами
- Словосочетания с тавтологичным словом
- Пространственные, или временные словосочетания
- Синонимичные и неделимые словосочетания
- Неделимые словосочетания в роли подлежащего и сказуемого
- Как подчеркиваются члены предложения, и чем выражается подлежащее
- Инструкция
- Части речи, являющиеся подлежащим
- Видео
- Видео
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Неделимые словосочетания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
2
СРАВНИТЬ:
дать книгу – дать ответ
пришёл в школу – пришёл в ярость
идти в дом – идти в пляс
хранить деньги – хранить память
столб возле дома – столб дыма
Неделимым называется словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически ЗАВИСИМОЕ слово.
Неделимые словосочетания
Описание слайда:
3
одержать победу – победить
потерпеть поражение – проиграть
проводить испытания – испытывать
осуществлять исследования – исследовать
быть в гостях – гостить
задать вопрос – спросить
опустить глаза – потупиться
пуститься в пляс – заплясать
иметь значение – значить
найти решение — решить
отдавать сердце – посвящать
играть роль, выполнять функцию
Неделимые словосочетания
Описание слайда:
4
У неопределённых и определительных местоимений в определённом контексте возникает лексическая недостаточность.
Неделимые словосочетания
нечто трогательное
что-то невидимое
всё изученное
кто-то в берете
некто в жилете
что-то тяжёлое
что-то мягкое
нечто необъяснимое
Описание слайда:
5
Неделимыми являются словосочетания, главное слово которых (существительное) имеет метафорическое значение.
Неделимые словосочетания
серп луны
лента реки
зеркало льда
свечи сосен
ёжик волос
буря негодования
Описание слайда:
6
Неделимыми являются словосочетания, главное слово которых имеет количественное значение.
Неделимые словосочетания
килограмм яблок
горсть земли
толпы мальчишек
куча стружек
груда камней
охапка васильков
вязанка дров
пучок укропа
Описание слайда:
7
Словосочетания, в роли главного слова которых употребляются существительные ЛЮДИ, ЧЕЛОВЕК, МУЖЧИНА, ЖЕНЩИНА, ВЕЩЬ, ДЕЛО, ЗАНЯТИЕ, ВОПРОС, МЕСТО, ВРЕМЯ и др.
Неделимые словосочетания
Иван Петрович – человек серьёзный.
Актёры – люди интересные.
Анна Сергеевна – женщина добрая.
Скрипка – вещь деликатная.
Торговать петрушкой – дело не для Маши.
Наш сад – место особое.
Описание слайда:
8
Определить грамматические основы
1. И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.
2.Что-то незнакомое сквозило в его словах.
3. Был уж очень поздний час.
4. Он быстро нашёл решение.
5. Очень быстро было найдено решение.
6. Весной они проводили исследования.
7. Все исследования были проведены.
Описание слайда:
9
Определить грамматические основы
1.И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.
2. Что-то незнакомое сквозило в его словах.
3. Был уж очень поздний час.
4. Он быстро нашёл решение.
5. Очень быстро было найдено решение.
6. Весной они проводили исследования.
7. Все исследования были проведены.
Описание слайда:
10
Определить грамматические основы
8. Тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения.
9. Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни.
10. От такого солнца и ветра берега приобретают суровый цвет.
11. В комнате было море света.
12. Млечный путь разостлался по небу.
13. Шапка русых волос колыхалась на его голове.
Описание слайда:
11
Определить грамматические основы
8. Тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения.
9. Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни.
10. От такого солнца и ветра берега приобретают суровый цвет.
11. В комнате было море света.
12. Млечный путь разостлался по небу.
13. Шапка русых волос колыхалась на его голове.
Описание слайда:
12
Определить грамматические основы
14. Стояла середина сентября.
15. Двое из нас поедут в столицу.
16. Часть стульев стояла у стены.
17. Белые мухи кружили в небе.
18. Около трёх тонн гравия было привезено на площадку.
19. Каждый из вас должен сделать это.
20. Данные события происходили в апреле.
Описание слайда:
13
Определить грамматические основы
14. Стояла середина сентября.
15. Двое из нас поедут в столицу.
16. Часть стульев стояла у стены.
17. Белые мухи (снежинки) кружили в небе.
18. Около трёх тонн гравия было привезено на площадку.
19. Каждый из вас должен сделать это.
20. Данные события происходили в апреле.
Описание слайда:
14
Заменить синонимичным словосочетанием
Говорил с восторгом
Катина кукла
Горный воздух
Парк при море
Город сегодня
Пение птиц
Говорить тихим голосом
Уверенно говорит
Говорил восторженно
Кукла Кати
Воздух гор
Приморский парк
Сегодняшний город
Птичье пение
Говорить тихо
Говорит с уверенностью
Описание слайда:
15
Средства выразительности
ЭПИТЕТ – образное определение (признак предмета) или образное обстоятельство (признак действия).
Такие слова приобретают в контексте некое принципиально новое значение.
Родниковый язык.
В приведенном примере слово родниковый означает «чистый, незасорённый» и является эпитетом.
Описание слайда:
16
Средства выразительности
Иногда бывает трудно различить эпитет и метафору.
Ночь цвела золотыми огнями.
Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок.
Эпитет – это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман.
В приведенном примере содержатся и метафора (ночь цвела огнями), и эпитет (золотыми).
Описание слайда:
17
Средства выразительности
Метафору как изобразительный приём иногда сложно отличить от языковой метафоры, отражающейся в переносном значении слова.
Языковая метафора, как правило, закреплена в толковом словаре как переносное значение слова.
На уроке физкультуры дети учились прыгать через коня. — В этом предложении метафора конь не используется как изобразительный приём, это обычное переносное значение слова.
Ценность метафоры как изобразительного приёма заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства.
И осень огненный парик срывает ливневыми лапами.
Описание слайда:
18
Способы образования сравнения
1. Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, – и утомителен этот непрестанный кислый и сухой звук.
2. У Гаврика перехватило дыхание, как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды.
3. И является она у дверей иль у окна ранней звездочки светлее, розы утренней свежее.
4. Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху.
5. Облако неслось по небу огромным воздушным змеем.
Описание слайда:
19
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.
1)Абзац — отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
2)Пуганая ворона и куста боится.
3)Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы. (В.Шукшин)
Описание слайда:
20
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.
1)Абзац — отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
2)Пуганая ворона и куста боится.
3)Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы. (В.Шукшин)
Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.
Описание слайда:
21
Учимся сжимать текст
Осложненное предложение можно упростить за счет:
слов, грамматически не связанных с членами предложения;
уточняющих членов предложения;
пояснительных и присоединительных конструкций;
причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;
обобщения однородных членов предложения.
Чтобы при свертывании не произошло искажения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необходимо ли их исключение из текста.
Описание слайда:
22
Учимся сжимать текст
Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях.
Сократите эти предложения.
1. Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н.Толстой)
2.Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л.Соболев)
3. Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л.Соболев)
Описание слайда:
23
Учимся сжимать текст
Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.
4. Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)
5. По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.
Описание слайда:
24
Учимся сжимать текст
Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.
1. Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.
2. В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.
Описание слайда:
25
Учимся сжимать текст
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ УПРОЩЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1)исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;
2)замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом;
3)замена сложного предложения простым с однородными членами;
4)замена предложения с прямой речью сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным.
Описание слайда:
26
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом — невозможна.
На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья.
2. Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.
Описание слайда:
27
Учимся сжимать текст
Замените сложные предложения простыми.
1)В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С.Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.
2)Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.
3)Несмотря на то что шел дождь, мы продолжали путь.
4) Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.
Описание слайда:
28
Сократите текст
Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.
Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.
Описание слайда:
29
Сократите текст
В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве.
Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается происхождение планет из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.
Описание слайда:
30
прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;
подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;
опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
опустите предложения, которые представляются вам избыточными;
переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций…)
АЛГОРИТМ написания сжатого изложения
Описание слайда:
31
составьте план, каждый пункт которого будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;
обязательно перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.
орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.
посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!
АЛГОРИТМ написания сжатого изложения
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Неделимые словосочетания – это что такое?
Синтаксис русского языка – один из самых сложных разделов грамматики, так как в нем изучается не только построение предложений, но и такие вещи, как синтаксически свободные и несвободные, или неделимые словосочетания. На них важно остановиться подробнее. Какова характеристика таких несвободных словосочетаний и почему их нельзя разделить? Об этом расскажет подробнее данная статья.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Определение понятия
Синтаксически неделимые словосочетания в предложении – это такие конструкции, которые нельзя разъединить без потери смысла. От синтаксически свободных они отличаются тем, что являются отдельным членом предложения, в то время как в других словосочетаниях каждое слово из цепочки становится членом законченного речевого высказывания и отвечает на конкретный вопрос.
Например, в предложении «На столе лежало два яблока» можно найти целых 2 словосочетания. Первое является свободным – «На столе лежало». Главное по смыслу слово здесь «лежало», выраженное глаголом, а зависимое – «на столе», выраженное существительным.
От главного слова задается вопрос к зависимому «где?» или «на чем?» и получается, что главное слово управляет зависимым. «На столе» может быть только в предложном падеже и единственном числе. Такой тип связи и называется управлением. В самом предложении «лежало» является сказуемым, также выраженным глаголом, а «на столе» – обстоятельством места, выраженным существительным.
С другой стороны, в предложении остается словосочетание «два яблока». Казалось бы, его можно разделить, удалить любое слово без потери смысла, ведь это сочетание числительного и существительного.
Но что получится в итоге? «На столе лежало два…», или «На столе лежало яблока…»? В данном случае «два яблока» в предложении является подлежащим, выраженным синтаксически неделимым словосочетанием. Главное слово здесь – количественное числительное «два», от которого можно задать следующий вопрос: «два чего?» – «яблока». Зависимым словом является «яблока», выраженное именем существительным.
Видео:Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство | Русский языкСкачать
Количественно-именные словосочетания
Абсолютно все цельные неделимые словосочетания делятся на группы по значению, а также функции их главных или зависимых слов. К первой группе можно отнести словосочетания, где главное слово обозначает либо количество предметов, либо меру или объем. В этих словосочетаниях главным словом, которое несет в себе грамматическое значение всей конструкции, является числительное.
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Точное число одушевленных и неодушевленных предметов
В подобных словосочетаниях используется тандем количественного числительного и любого существительного, обладающего формой числа. То есть его можно посчитать.
- У Ивана есть две тетради.
- По дороге проехало четыре грузовика.
- В гостиной расположилось шестеро мужчин.
- На столе стояло одиннадцать тарелок.
- В этом доме насчитывается более ста квартир.
- На полке осталось четыре пары колгот.
- Трое друзей отправились в поход.
Видео:Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать
Неопределенное число одушевленных и неодушевленных предметов
- На вечеринке было несколько знакомых.
- Большинство студентов дневного отделения преодолели первую сессию.
- Часть книг, заказанная на прошлой неделе, еще не приехала.
- Летом в Геленджике много туристов.
- На дороге сегодня было мало машин.
- Марусе было задано столько задач!
Видео:Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать
Меры величины
- Мама принесла три килограмма мандаринов.
- В магазине мне отрезали пять метров сатина.
- Моей машине не хватает буквально трех литров бензина.
- Четыре дециметра составляют сорок сантиметров.
- Данный холодильник имеет вес около двадцати пяти килограммов.
Видео:Главные и второстепенные члены предложения. Как разобрать предложение по членам?Скачать
Определенная емкость с содержимым
Здесь примеры следующие:
- Маша купила в магазине бутылку молока.
- В шкафу лежит коробка конфет.
- У Сергея в кармане хранится пачка сигарет.
- У меня в холодильнике есть мешок картошки.
- На полке стоит банка кофе.
- Егор принес вазу фруктов.
Видео:Как найти подлежащее и сказуемое в предложении. Обучающее видео по русскому языку. Часть 1.Скачать
Определенное количество предметов
- В мастерской лежала куча стружек.
- В музее школьники увидели груду камней.
- Анне подарили целую охапку васильков.
- Сан Саныч принес домой вязанку дров.
- Мама порезала в суп пучок укропа.
- Антон обнаружил на рабочем столе кипу бумаг.
Видео:Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Количественные существительные
Отдельно стоит упомянуть и о количественных существительных – тех субстантивированных частях речи, которые когда-то были числительными.
- У меня в сумке лежит десяток яиц.
- Сотни лет жар Солнца не угасает.
- Половина яблока осталась после десерта.
Видео:Типы сказуемыхСкачать
Неопределенно-избирательные словосочетания
Все избирательные словосочетания отличаются главным компонентом. Первая модель – словосочетания с, казалось бы, неопределенным количеством одушевленных и неодушевленных предметов. Главным словом здесь является местоимение, и берутся не все разряды, так как от выбора зависит смысловое значение.
- Возьми с собой что-то из вещей.
- Кто-то из студентов будет явно не допущен до государственного экзамена.
- Кто-то из ребят слышал крики.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Обобщенно-избирательные словосочетания
Следующая группа, не называя никого и ничего конкретного, все же выбирает и обобщает свой выбор. Главным словом здесь становится либо числительное, либо неопределенное, отрицательное или притяжательное местоимение.
Если выбирается вопросительное местоимение, то весь акцент переносится на выяснение того, о чем идет речь в словосочетании – «Которое из окон мне открыть?».
Если берется отрицательное местоимение, то подчеркивается, что ни один из предлагаемых одушевленных или неодушевленных предметов не будет выбран – «Никакие книги, предложенные другом, мне не подошли».
Определительные указывают на то, что все выбранные лица когда-то совершали подобное действие, либо все предметы участвовали в каком-то действии – «Любой из нас врал родителям».
- Один из пассажиров уступил место беременной женщине.
- Никто из них не проронил ни слова.
- Любой из демократов выскажется в защиту своей партии.
Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Неопределенно-признаковые
В них главным словом является неопределенное местоимение, зависимое же может обозначать признак, указывать на предмет или место.
- На меня упало что-то тяжелое.
- Андрей наступил на что-то мягкое в темноте.
- Марина испугалась урагана – это было нечто необъяснимое.
- За дверью стоял кто-то в черном.
- Кто-то с пилой подрезал ветки с дерева.
- Где-то в поле жужжали майские жуки и стрекотали кузнечики.
- Откуда-то сверху донесся жалобный писк.
- Этот кирпич обязательно упадет кому-то на голову.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Словосочетания со значением совместного действия
Существуют также неделимые словосочетания в предложении с определенным значением. В них зависимое слово может обозначать совместное действие, восприятие, а также тождественное отношение или признак. Там главное слово всегда стоит в именительном падеже, а зависимое – в творительном с предлогом «с».
Казалось бы, такое словосочетание может показаться свободным, так как оба слова (и главное, и зависимое) – синтаксически цельные. Но на невозможность разделения таких конструкций синтаксиса указывает сказуемое. Оно всегда стоит во множественном числе, в то время как главное слово – в единственном.
- Мать с бабушкой поехали в гости.
- Сестра с братом слушали музыку в своей комнате.
- Дед с тетей Машей не любили танцевать.
- Лев с львицей грелись на солнышке в вольере.
Возьмите на заметку! Существует и обратная ситуация, когда такое словосочетание может стать свободным. Для примера можно сравнить два предложения:
- Мама с дочкой шили платье на выпускной.
- Мама с дочкой шила платье на выпускной.
И в том, и в другом предложении видно, что искомое словосочетание – «Мама с дочкой». Однако в первом примере, так как сказуемое стоит во множественном числе, – это синтаксически неделимое собирательное словосочетание, а во втором – абсолютно свободное, поскольку сказуемое «шила» имеет единственное число.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Словосочетания с конкретизирующим главным словом
Главное слово в таких словосочетаниях – это то, которое обозначает конкретный признак определенного предмета или действия. Он является его неотъемлемой частью.
- Клоун с печальными глазами играл с детьми.
- Река с крутыми берегами в тех краях – это Дунай.
- Котенок с белыми лапками играл в спальне.
- В этом магазине продается одежда большого размера.
- Во время киносеанса говорить громким голосом запрещается!
- Она решила отказаться по непонятной причине.
Видео:Простое глагольное сказуемоеСкачать
Словосочетания с составным сказуемым
В таких конструкциях неделимым словосочетание делает главное слово, которое является второй частью составного сказуемого. Она и является хранителем смысловой составляющей.
- Я хотел уехать давно.
- Она не пыталась понять его сложную натуру.
- Нина старалась не отстать от родителей.
- Виктор должен объяснить нам решение задачи.
- Мне надо узнать дату отъезда.
- Туда необходимо послать проверенного человека.
- Постройка оказалась недолговечной.
- Миша работал токарем.
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Метафорические словосочетания
Они имеют в своем составе главное слово, обладающее метафорическим значением. Примеры синтаксически неделимых словосочетаний подобного типа ниже:
- Лента реки красиво огибала остров.
- На небе ярко блестел серп луны.
- В зеркале льда отражались звезды.
- Свечи сосен топорщились по бокам аллеи.
- Наташа взъерошила ежик волос на голове.
- От Степана шли волны негодования.
Важно! Не стоит путать метафорические неделимые словосочетания с общеязыковыми метафорами. Их метафорические значения уже почти исчезли со временем. Поэтому сейчас это обычные свободные словосочетания.
- После проехавшей машины поднялось облако пыли.
- На носу корабля стоял юнга.
- Под крылом самолета стояли ящики.
Видео:Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
Фразеологические словосочетания
Самыми известными примерами неделимых словосочетаний являются фразеологизмы. Ведь это фразы с устойчивым значением.
- Она устала за весь день, как белка в колесе.
- Денег у Вани в кошельке кот наплакал.
- Новый системный администратор работал в час по чайной ложке.
- Алиса неслась по коридору сломя голову.
- Андрей работал спустя рукава.
Видео:Как найти обстоятельство? На какие вопросы отвечает обстоятельство?Скачать
Словосочетания с определенными словами
Существуют также цельноспаянные синтаксические конструкции, в которых главное слово – определенное существительное, не употребляющееся без вспомогательных. Таким существительным нужны некие «распространители», чтобы выполнить свою синтаксическую функцию сказуемого или обособленного приложения. Они обладают отвлеченным содержанием, не умеющим точно охарактеризовать предмет, информацию или действие.
- Анна Петровна – человек надежный.
- Ученые и писатели – люди интересные.
- Андрею Васильевичу, человеку опытному, все стало ясно из их разговора.
- У Елены Ивановны, женщины доброй, всегда было много друзей.
- Скрипка, вещь деликатная, с ней обращаются аккуратно.
- Сторожить бахчу – дело нехитрое.
- Торговать продуктами на рынке – занятие не для него.
- Мамин сад – место особенное.
Видео:Русский язык 2 класс (Урок№15 - Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.)Скачать
Словосочетания с тавтологичным словом
В таких синтаксических конструкциях ученые-филологи имеют дело с употреблением синсемантичных слов. Это тавтологические, то есть повторяющие свой смысл слова.
- Девушка с изящной фигурой стояла на трамвайной остановке.
- Собака с длинным хвостом крутилась рядом.
- Мука грубого помола продается в соседнем отделе.
Пространственные, или временные словосочетания
Данные неделимые словосочетания имеют значение ограничения пространства или времени.
- Он ездил часто от Москвы до Петербурга за 3-4 часа.
- С утра до вечера Соня слушала свои любимые песни.
- От дома до университета можно добраться на автобусе.
Синонимичные и неделимые словосочетания
Так называются те синтаксические конструкции, при которых одно и то же смысловое содержание выражается разной грамматической формой. Например, синтаксически неделимое словосочетание «ваза фруктов», а свободное и синонимичное ему – «ваза с фруктами».
Примеров очень много:
- Александр посмотрел с восхищением на свою подругу. – Александр посмотрел восхищенно на свою подругу (оба словосочетания в данном случае синтаксически свободны).
- Он увидел метр ткани, лежащий на столе. – Он увидел метровую ткань, лежащую на столе (в первом случае представлено синтаксически неделимое словосочетание, а во втором – свободное).
- Он увидел прекрасный город сегодня. – Он увидел прекрасный сегодняшний город (первое словосочетание – неделимое, или цельноспаянное, а второе – синтаксически свободное).
Неделимые словосочетания в роли подлежащего и сказуемого
О них также важно упомянуть. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием? Проще объяснить на примерах. В данном случае их тоже достаточно. К этой категории относятся следующие виды неделимых словосочетаний подлежащих:
- Количественно-именные: «На старте стояло двенадцать человек», «Множество воробьев копошилось в песочнице», «В прихожей лежит мешок картошки». Во всех этих предложениях и в тех, что представлены ниже, подлежащее выражено неделимым словосочетанием.
- Неопределенно-избирательные: «Кто-то из соседей жужжит пилой», «Что-то из вещей Анны лежало на столе».
- Обобщенно-избирательные: «Любой из нас понимает слова гимна своей страны», «Каждый из них под подозрением».
- Неопределенно-признаковые: «Что-то темное лежало на стуле», «Кто-то чужой вошел в сени».
- Словосочетания со значением совместности «Дед с бабушкой поехали по грибы», «Отец с сыном чинили рыболовную сеть».
- Словосочетания с конкретизирующим главным словом: «Обувь большого размера стояла в прихожей», «Девушка с красивыми волосами красовалась перед витриной».
- Метафорические словосочетания: «Яблоко заката медленно уходило за линию горизонта», «У него была шикарная шапка кудрей».
- Фразеологические словосочетания: «Бить баклуши – его постоянное занятие».
Если брать неделимые конструкции, выступающие в роли сказуемого, то это будут следующие категории подобных словосочетаний:
- Словосочетания с составным сказуемым: «Ты должен объяснить свое поведение».
- Словосочетания с определенным словом: «Антон – человек добрый, он не откажется помочь».
Таким образом, анализируя неделимые словосочетания можно сказать, что это – цельные синтаксические конструкции. И их главная особенность – присутствие сильной взаимосвязи между главным и зависимым словом.
Синтаксически неделимые словосочетания, подлежащие или сказуемые, дополнения или обстоятельства, представляют собой единый член предложения. Главное слово в такой лексической конструкции раскрывает грамматическое значение в полной мере, а вещественное, или предметное значение несет в себе зависимое.
Как подчеркиваются члены предложения, и чем выражается подлежащее
На протяжении с 1 по 11 класс изучается русский язык, затем его продолжают учить в разнообразных высших учебных заведениях, что показывает важность знания языка в нашей стране. Для того чтобы уметь логически и правильно строить предложения, легче формулировать свои мысли, необходимо знание русского языка, ведь он нужен не только при написании рефератов, диплома или сдачи Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), но и на протяжении всей жизни. С подчеркиванием членов предложения дело обстоит достаточно легко, но нужно запомнить несколько правил.
Инструкция
Для начала нужно изучить ряд членов предложения.
- Подлежащее и сказуемое являются главными членами. Дополнение, обстоятельство, определение — второстепенными.
- Подлежащее чаще всего является существительным, отвечает на вопросы — «кто?» и «что?». Форма подчеркивания — одна прямая линия.
- Сказуемое часто является глаголом и отвечает на вопрос «что делает?». Как оно подчеркивается, тоже нужно запомнить — двумя прямыми линиями.
- Дополнение отвечает на вопросы «с кем?», «с чем?», «кем?», «чем?», «кому?», «чему?», «кого?», «чего?» и т.д. Форма подчеркивания — пунктир.
- Определение — на вопросы «чей?», «какой?». Важно знать, как оно подчеркивается — волнистой линией.
- Обстоятельство отвечает на вопросы «чей?», «откуда?», «куда?», «где?», «когда?». Форма подчеркивания — точка с пунктиром.
Части речи, являющиеся подлежащим
Подлежащее — это один из главных членов и обозначает событие, лицо, предмет, явление. Выражаться оно может разными способами:
- Наиболее часто используемый способ выражения — употребление именительного падежа нарицательного или собственного имени существительного.
- В предложении может быть и местоимением: отрицательным, неопределенным, вопросительным.
- При помощи относительного местоимения-подлежащего в сложноподчиненном предложении придаточная часть может присоединиться к главной. Быть подлежащим только в случае употребления в значении имени существительного могут местоимения из другого разряда: указательное, определительное.
- Бывает словами других самостоятельных частей речи, которые могут приобретать значение имени существительного: порядковое, собирательное или количественное числительное, прилагательное, причастие.
- Междометия в такой роли тоже встречаются.
- При инфинитиве, часто использующемся как подлежащее, не бывает определений, потому что он сохраняет в себе значение глагола. Чаще всего оно предшествует сказуемому.
- Такую функцию зачастую выполняют неделимые словосочетания. Существительное, указывающее на количество или количественное числительное, в роли главного слова, и существительное в родительном падеже в роли зависимого наиболее часты среди таких сочетаний. Словосочетания со значением единства, совокупности также часто употребляются в предложениях.
- В роли главного члена могут быть неделимые сочетания именования событий, организаций, географические названия. Также это устойчивые сочетания, представляющие терминологические понятия, крылатые выражения.
Видео
Эта видеоподборка поможет вам научиться выделять главные и второстепенные члены предложения.