- Винительный падеж существительных
- Что такое винительный падеж существительных?
- Значения винительного падежа
- Окончания винительного падежа существительных
- Предлоги винительного падежа
- Как определить винительный падеж существительного?
- Видеоурок
- Винительный и родительный падежи — как отличить, вопросы и правило употребления
- Назначение в русском языке
- Способ распознавания
- Изучение в школе
- Субъектная и объектная связь
- Отличие именительного и винительного падежей
- Как отличить именительный падеж от винительного
- Падежи
- Характеристика именительного падежа
- Характеристика винительного падежа
- Проверка через вопрос
- Проверка через разбор предложения
- Проверка через предлоги
- Алгоритм проверок
Видео:Как определить винительный падеж? Как отличить родительный падеж от винительного?Скачать
Винительный падеж существительных
Винительный падеж существительных — это косвенный падеж, который обозначает объект или обстоятельства действия и отвечает на вопросы кого? или что?
Выясним, что такое винительный падеж существительных, какие имеет значения и с какими предлогами употребляется в русском языке. Приведем примеры существительных в форме винительного падежа.
Видео:Именительный или винительный падеж? Учимся определять!Скачать
Что такое винительный падеж существительных?
Чтобы понять, что такое винительный падеж существительных, вспомним некоторые важные моменты об этой части речи.
Имя существительное — это изменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Её постоянным признаком является категория рода (мужского, женского или среднего), в соответствии с которой и характерными падежными окончаниями большинство имен существительных распределяют по трём основным типам склонения.
Склонение | Род | Окончание | Примеры |
---|---|---|---|
Первое | мужской | -а, -я | юнош а дяд я |
женский | птиц а земл я | ||
Второе | мужской | нулевое | отец день |
средний | -о, -е | зерн о счасть е | |
Третье | женский | нулевое | дочь рожь |
Падеж — это непостоянный признак имени существительного. В системе склонения существительных выделяют один прямой падеж, который называется именительным, и пять косвенных падежей.
Рассмотрим один из косвенных падежей. Винительный падеж существительного выражает синтаксическую зависимость слова этой части от глагола или другого существительного.
Чтобы образовать винительный падеж существительных, воспользуемся словами-помощниками «виню», «вижу», «знаю» и пр.
К одушевленному имени существительному от глагола зададим вопрос кого? К неодушевлённому существительному зададим вопрос что?
Значения винительного падежа
Винительный падеж существительных выражает объектные и обстоятельственные значения:
1. обозначает объект, на который направлено действие
2. обозначает направление
3. выражает время действия
4. образ действия
Видео:Винительный падеж. Как определить винительный падеж?Скачать
Окончания винительного падежа существительных
В зависимости от категории одушевленности и неодушевленности существительного и его принадлежности к определённому склонению в форме винительного падежа слова имеют характерные окончания.
1 склонение
Существительные первого склонения с твердой и мягкой основой имеют окончания -у/-ю в форме единственного числа:
- вижу (кого?) собак у , Мит ю
- вижу (что?) сосн у , башн ю
В форме множественного числа окончания винительного и родительного падежа совпадают у одушевленных существительных, у неодушевленных — винительного и именительного падежа:
- в.п. кормлю (кого?) собак — р.п. лай (кого?) собак
- в.п. вижу (что?) сосн ы — и.п. сосн ы растут
2 склонение
Для одушевлённых существительных мужского рода второго склонения в единственном числе характерно окончание -а/-я, во множественном -ей, -ов/-ев
- узнаю (кого?) друг а , друз ей
- позову (кого?) матрос а , матрос ов
- знаю (кого?) гени я , гени ев
- вижу (кого?) медвед я , медвед ей
Неодушевленные существительные имеют нулевое окончание в форме единственного числа, а во множественном числе — -а/-я, -ы/-и
- видим (что?) лист , листь я
- вижу (что?) провод , провод а
- строим (что?) мост , мост ы
- кручу (что?) обруч , обруч и
Существительные единственного числа среднего рода имеют окончание -о/-е, в форме множественного числа — соответственно -ых или -а/-я:
- животно е — пасёт (кого?) животно е , животн ых
- крыльц о — строим (что?) крыльц о , крыльц а
- дерев о — посадим(что?) дерев о , деревь я
3 склонение
Существительные женского рода единственного числа третьего склонения отличаются нулевым окончанием, а в форме множественного числа имеют флексии -ей, -и:
- дочь — вижу (кого?) дочь — дочер ей
- брешь — закроем (что?) брешь — бреш и
Разносклоняемые существительные
Разносклоняемые существительные имеют следующие окончания:
- дитя — вижу (кого?) дит я , дет ей
- стремя — встанет (на что?) на стрем я , стремен а
Видео:Как различить Именительный и Винительный падежиСкачать
Предлоги винительного падежа
Винительный падеж существительных образуется как без предлогов, так и с предлогами. Для форм винительного падежа характерны непроизводные предлоги в (во), за, на, по, под, про, через.
- зашёл в воду
- лестница на чердак
- спрятался за дом
- бурьян по пояс
- задвинула под кровать
- рассказ про героя
- прошел через испытание
Винительному падежу свойственны производные предлоги сквозь, спустя, включая, несмотря на.
- светить сквозь стекло
- прийти спустя час
- прочесть включая эпилог
- выйти в сад несмотря на дождь
Видео:Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?Скачать
Как определить винительный падеж существительного?
Винительный падеж существительного можно определить по заданному вопросу и по характерному окончанию. К тому же при совпадении формы именительного и винительного падежа у неодушевленных существительных обращаем внимание на наличие предлога. Прямой падеж не имеет предлога.
Существительное в форме именительного падежа является подлежащим, а форма винительного падежа принадлежит второстепенному члену предложения — дополнению или обстоятельству.
Сравним:
Невозможно смотреть на солнце широко открытыми глазами (в.п.)
Чтобы не перепутать винительный и родительный падеж одушевлённых существительных мужского рода, воспользуемся методом подстановки. Вместо существительного мужского рода подставляем одушевлённое существительное женского рода единственного числа, формы которого в винительном и родительном падеже отличаются окончаниями.
- нет (кого?) брат а — нет сестр ы
- вижу (кого?) брат а — вижу сестр у .
Видео:Определяем падежи имени существительного. Как определить падеж правильно?Скачать
Видеоурок
Видео:Родительный или винительный? Как определить падеж? | Русский языкСкачать
Винительный и родительный падежи — как отличить, вопросы и правило употребления
Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать
Назначение в русском языке
Родительный и винительный (от слова «вина», проверочное сущ. — «повинный») падежи используются для разных целей, причём первый применяют чаще. Это обусловлено тем, что он может выполнить больше функций. Конструкции с использованием р. п. составляют, когда нужно сделать следующее:
- Соотнести целое с частью: ветка сирени, литр молока, кусок торта, ложка дёгтя в бочке мёда, страница книги.
- Показать признак или характеристику предмета, подвести итог: результат исследования, итоги мероприятия, решение задачи.
- Сравнить объекты друг с другом: быстрее ветра, жарче солнца, слаще сахара, тверже камня, ярче звёзд.
- Показать, что объект принадлежит кому-либо или чему-либо: мех зайца, халат врача, колпак повара, диплом специалиста.
- Выразить влияние отрицающего глагола на существительное: не купили хлеба, не ест конфет, не пьёт чая. Примечание: иногда в подобных ситуациях может использоваться и винительный падеж (не получили зарплату).
- Передать намерение относительно объекта или удаление от него: выбросить из головы, убежать из дома, уйти от ссоры, отдалиться от родителей.
Распространённый случай, когда существительное ставят в р. п., — конструкция, где показано, что от исчисляемого или неисчисляемого объекта взяли часть. Примеры: 5 яблок, стакан воды, машина снега. Ситуаций, в которых применяют в. п., сравнительно меньше. Вот что можно сделать с его помощью:
- Показать, что между объектами существует пространственная или временная связь: зайти в дом, уехать в город, прибыть на месяц, опоздать на неделю, зарядить на целый день.
- Отобразить действия, совершаемые по отношению к объекту: листать книгу, рисовать дерево, считать доходы, смотреть телевизор, гладить кошку, хвалить сотрудника.
- Выразить эмоцию, касающуюся человека, предмета или явления: страшно за урожай, обидно за брата, стыдно за поступок, больно за страну.
Видео:Именительный и винительный падеж. Как различать именительный и винительный падежи? | Русский языкСкачать
Способ распознавания
Есть несколько простых методов, позволяющих определить, какой падеж использован в предложении. Первый подход подразумевает несколько действий, выполняемых в таком порядке:
- Определяют, является ли объект одушевлённым или неодушевлённым.
- Подставляют вопрос, на который отвечает член предложения. Вопросительные конструкции лучше использовать парно, так как они разные по отношению к одушевлённым и неодушевлённым существительным.
- Подставляют вспомогательные слова «нет» и «вижу». Если подходит первое, значит, предложение составлено с применением родительного падежа, а когда второе, речь идёт о винительном.
Для некоторых слов этих способов может оказаться недостаточно. Например, в словосочетании «вижу ученика» существительное стоит в винительном падеже. Если же сказать «нет ученика», зависимое слово окажется в р. п. Обе формы одинаковы, значит, нужно подобрать другое существительное, подходящее по смыслу. Подобная сложность возникает с одушевлёнными объектами мужского рода, которые относятся ко 2-му склонению. У них совпадают формы в. п. и и. п. Проще всего подобрать имя существительное 1-го склонения, которое в именительном падеже оканчиваются на «а» или «я», причём слово может быть как мужского, так и женского рода. Примеры:
- вижу ученицу — сумка ученицы;
- вижу дядю — сумка дяди;
- вижу папу — сумка папы.
Также бывает сложно узнать, в каком падеже находится неодушевлённый объект в случае его употребления во множественном числе. Пример: «работы учениц» и «знать учениц». В первом словосочетании этой пары объект находится в родительном падеже, во втором — в винительном. Чтобы избежать путаницы и ошибок, можно подобрать слова, принадлежащие к 1-му склонению. Один из возможных вариантов: «ученики школ» и «знать школы». Разница видна сразу, поэтому можно безошибочно определить, в каком из 2 случаев применяется тот или иной падеж.
Видео:Как быстро отличить винительный падеж от именительного или родительного - объясняю за 1 минутуСкачать
Изучение в школе
В рамках школьной программы дети получают представление о падежах в начальных классах. В русском языке их 6, причём каждый характеризуется парой вопросов. Первый подставляется к одушевлённым существительным, второй — к неодушевлённым. Вот на какие вопросы отвечают падежи, с которыми возникает путаница:
- именительный — «кто?», «что?»;
- родительный — «кого?», «чего?»;
- винительный — «кого?», «что?».
Помимо этого, для каждого падежа характерны определённые предлоги и зависимые слова. Задача учителя — объяснить детям, как можно научиться определять разницу между падежами в тех случаях, когда их формы совпадают.
Урок, посвящённый этой теме, проходит в несколько этапов. Сначала преподаватель определяет цели:
- научиться распознавать падежи по предлогам, вопросам и окончаниям;
- развить у учащихся орфографическую зоркость, наблюдательность и способность проводить сравнения;
- помочь разобраться со сложными случаями.
Организационная часть включает разминку. Учитель просит написать в тетради несколько слов, отвечающих на вопрос. Пример: «Что можно увидеть в зимних узорах на стёклах?» Ученики перечисляют предметы, которые подскажет им фантазия. Важно проверить, чтобы они стояли в в. п. Затем преподаватель предлагает сравнить слова и подумать, что в них общего.
Следующая часть посвящена работе со словарным словом. Учитель пишет на доске буквы в любом порядке, а школьники составляют из них существительное, наречие или другую часть речи. Следующий этап — подбор однокоренных слов, изучение орфограммы. Затем урок переходит к основной части — изучению в. п. и р. п., сравнению их особенностей.
Видео:Как научиться отличать родительный и винительный падежи за 5 минут? | Учим падежи русского языкаСкачать
Субъектная и объектная связь
Винительный падеж выражает 2 основных значения — объектное и субъектное. В первой ситуации речь о состоянии предмета или действии, которое он совершает. Примеры:
- ученики пишут контрольную;
- старику жаль прошедшие годы;
- мальчику жаль собаку.
Во втором случае подчёркивают, что действие совершается над предметом. Если объектное значение способно передавать мысль и в виде словосочетания, субъектное — только в составе предложения, например:
- мальчика знобит;
- награда воодушевила победителя;
- человека осенило.
В предложениях существительные, поставленные в в. п., могут быть разными членами. Нередко они выступают в роли дополнений или обстоятельств. В зависимости от контекста, возможны такие варианты обстоятельств:
- времени: «Встретиться в четверг».
- стоимости: «Уплатить 100 рублей».
- пространства: «Пробежать километр».
- объекта: «Бросить сумку».
- результата: «Построить дом».
Есть простой и безошибочный способ распознать, в каком из двух падежей находится слово. Нужно попробовать подставить к объекту «вижу» (кого? что?) или «нет» (кого? чего?). Если подходит первое, в конструкции применяется винительный падеж, второе — родительный.
Видео:Как ребенку легко выучить падежи. Какие бывают падежи в русском языке. Запоминание падежейСкачать
Отличие именительного и винительного падежей
Существительные 2 и 3 склонения, поставленные в винительный и именительный падежи, в единственном числе имеют одинаковые формы. Аналогичная ситуация наблюдается и с некоторыми местоимениями. Из-за этого ученикам сложно различить падежи. Чтобы не ошибаться, нужно запомнить простое правило: если существительное в предложении играет роль подлежащего, значит, оно стоит в и. п. Но когда слово является зависимым от другого члена, это указывает на в. п. или р. п., которые являются косвенными. Примеры, как отличить винительный и именительный падежи:
- «Лес рубят — щепки летят». И. п., сущ. «лес» выступает в роли подлежащего.
- «Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери с собой еду, бери спички». В. п., сущ. «лес» выступает в роли дополнения.
- «Смотрю на лес и слышу трели соловья». в. п., сущ. является дополнением.
Ещё один способ распознавания — по наличию или отсутствию предлогов. Если они есть, значит, речь идёт о винительном падеже, а когда их нет, нужно применять другие способы, например, подставить вопрос. В словосочетании «пойти в лес» существительное стоит в винительном падеже. На первый взгляд, к нему подходит вопрос «куда?», но есть ещё один вариант — «во что?», который точно указывает на в. п.
Таким образом, поочерёдно применяя все предложенные способы, ученик сможет разобраться с любым сложным случаем. В школьной программе предусмотрены упражнения на различие винительного и родительного падежей. Таблица с отличиями, составленная учеником для себя, поможет на проверочной работе, поэтому её стоит сделать самостоятельно или скачать в готовом виде.
Видео:Родительный падеж. Как отличить родительный падеж от винительного падежа?Скачать
Как отличить именительный падеж от винительного
Слова в винительном падеже нередко совпадают с формой в именительном или родительном. Особенно это касается существительных, обозначающих неодушевленные предметы 2-го и 3-го склонения. Как отличить именительный падеж от винительного падежа? Определиться можно, запомнив ряд простых правил.
Видео:Как правильно определить падеж? Практические задания на падежи. Итоговый урок по падежам.Скачать
Падежи
Имя существительное – часть речи, обозначающая предмет: как живой, так и неодушевленный. Соответственно, будет отвечать на «кто?», «что?». Все существительные изменяются по падежам. Всего их шесть:
- Именительный. Кто, что делает?
- Родительный. Нет кого, чего?
- Дательный. Отдам кому или чему?
- Винительный. Вижу кого, что?
- Творительный. Восхищаюсь кем, чем?
- Предложный? Пишу о ком, о чем?
Сами падежи по порядку легко запомнить по присказке: «Иван рубит дрова, Ваня топит печь». Каждое слово в ней начинается с первой буквы названия падежей. Но важнее запомнить падежные вопросы, так как именно с их помощью можно быстро и безошибочно определять, в том числе, именительный и винительный падеж.
Видео:Как распознать Винительный и Родительный падеж?Скачать
Характеристика именительного падежа
Это начальная форма всех имен существительных. Он противопоставляется всем остальным пяти косвенным. Как различить именительный падеж от винительного? Главное здесь:
- Никогда не применяется вместе с предлогом.
- В предложении выступает или подлежащим, или именной частью сказуемого.
Чем отличается именительный от винительного падежа? Слова в именительном неизменно отвечают на вопросы «кто?» или «что?». Это субъектная форма существительного: какой-либо деятель («мальчик нес сумку») или объект, на который направлено действие («дерево наконец-то полили»). Слова в такой форме – подлежащие.
Также существительное в именительном падеже может быть в определительной форме. Тут оно выступает в предложении именной частью сказуемого. «Мой друг – студент» («он есть студент»), «новое здание – фабрика» («это здание – есть фабрика»). Второе существительное в именительном падеже выступает определяющим – характеристика первому. Оно дает подлежащему описание по его свойствам, качествам, признакам. Однако существительное в именительном падеже никогда не описывает обстоятельства.
Более редкие, но встречающиеся в русском языке значения:
- Оценка кого-либо, чего-либо (как именная часть сказуемого): «мой отец – добряк», «этот работник –растяпа».
- Выражение временного признака, актуального в прошлом: «ее муж, тогда еще ребенок…»
- Информационно-восполняющее значение: «его назвали Олег», «она записана как учительница» (и для собственных, и для нарицательных имен). Чаще всего актуально в отношении географических названий: «потом его назвали Ленинград».
В именительный и винительный падежи ставятся не только существительные, но и местоимения, числительные, причастия и прилагательные.
Видео:Как определить падеж имени прилагательного?Скачать
Характеристика винительного падежа
Слово в винительном падеже отличается следующими характеристиками:
Обозначает переход какого-либо действия на предмет. «Я веду машину», «он открыл книгу», «школьница написала сочинение».
Передача каких-либо временных или пространственных характеристик. «Пройду еще километр», «каникулы будут длиться неделю», «увидел через два года».
Зависимость от наречия (самое редкое употребление). «Стыдно за тебя», «обидно за команду города», «радостно за друга».
Как различить именительный и винительный падежи? Слово во втором отвечает на вопросы:
- (Вижу) кого? Для одушевленных существительных.
- (Вижу) что? Для неодушевленных существительных.
Вместе со словом в винительном падеже чаще всего могут употребляться следующие предлоги (но нередко управление им в предложении проходит без них):
Как определить: именительный или винительный падеж? Слова различных склонений имеют определенные окончания при постановке их в винительный падеж:
- Первое склонение: «-ю», «-у».
- Второе склонение: «-я», «-а».
- Третье склонение: нулевое окончание.
На основе характеристик падежей можно составить проверочные правила.
Видео:Как определить склонение существительного? 3 типа склонения имен существительных.Скачать
Проверка через вопрос
Как различить винительный и именительный падеж? Действенное школьное правило: постановка падежного вопроса:
- Именительный: кто, что? Примеры: (лежит что?) щепка, (играет кто?) пес, (разбилось что?) блюдо.
- Родительный: кого, чего? Примеры: (сегодня нет кого, чего?) щепки, пса, блюда.
- Винительный: кого, что? Примеры: (я не вижу кого, что?) щепку, пса, блюдо.
Небольшая путаница с самим винительным падежным вопросом: для одушевленных предметов он повторяет родительный, для неодушевленный – именительный.
Поэтому нужно запомнить проверяющий глагол, чтобы правильно его задать:
- Нет чего? Кого? Дерева, машины, леса, человека, предмета. Здесь слова стоят в родительном падеже.
- Виню что? Кого? Сына, обстоятельство, победу, сюжет. А здесь уже в винительном.
Запомнив проверку с одним из этих глаголов, можно легко отличить винительный от именительного.
Видео:Падежи прилагательных. Как определить падеж прилагательного?Скачать
Проверка через разбор предложения
Надо запомнить синтаксическое отличие винительного падежа от именительного. Подлежащим может выступать существительное только в именительном падеже. Оно чаще всего главный член в предложении. А вот слова в винительном – зависимые, второстепенные.
Как различать именительный и винительный падеж? Просто запомнить:
- Подлежащее-существительное – только в именительном.
- Словоформы в винительном не могут быть подлежащими.
Примеры применения правила:
«Мальчик впервые увидел лес». «Мальчик» — существительное в именительном падеже, это подлежащее. «Лес» — существительное в винительном, второстепенный член, дополнение.
Не лес увидел мальчика, а мальчик увидел лес.
«Мальчик увидел, что лес изменился с прошлого года». Что сделал мальчик? Увидел. Что сделал лес? Изменился. Оба существительных – два члена предложения, подлежащие, стоят
в именительном падеже.
Нужно запомнить, что подлежащее никогда не будет в винительном падеже.
Видео:Как отличить родительный падеж от винительногоСкачать
Проверка через предлоги
Разница между именительным и винительным падежом видна, если обратить внимание на наличие предлогов. С именительным они никогда не употребляются. Только с косвенными падежами:
- «Цех построен по последнему слову техники». «Цех» в именительном падеже.
- «Я снова прохожу через цех». «Цех» в винительном падеже (с существительным употребляется предлог «через»).
- «Откуда-то выкатился мяч». «Мяч» — в именительном.
- «Дети устроили настоящую битву за мяч». «Мяч» в винительном падеже (употребляется с предлогом «за»).
Но такое правило не будет определяющим. Ведь слова в винительном падеже употребляются и без предлога: «Я увидел цех», «Ребенок отдал мне мяч». В таком случае их можно проверить, разобрав состав предложения или задав падежный вопрос.
Видео:Немецкий язык, 13 урок. Винительный падеж - Akkusativ. Склонение существительныхСкачать
Алгоритм проверок
Простой алгоритм «Чем отличается винительный падеж от именительного»:
- Задайте вопрос. Слово в именительном отвечает на: «кто, что делает?». Слово в винительном: «вижу что, кого?»
- Если слово употреблено в контексте предложения, сделайте его разбор. Подлежащее, главный член будет в именительном падеже, а дополнение, второстепенный член – в косвенном, каким и выступает винительный.
- Наличие предлогов перед словом. С существительными в именительном их нет. А со словоформами в винительном падеже употребляются предлоги: «через», «на», «в», «за».
- Сравнение характерных для склонения окончаний. Так, существительные 1 склонения в именительном падеже имеют окончание «-а», «-я». В винительном они изменяются на «-у», «-ю».
Но есть и исключения, для которых применение алгоритма затруднительно. Это разряд несклоняемых существительных:
Средний рейтинг 4.4 / 5. Количество оценок: 38
Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!
Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!
Хотите улучшить информацию?
Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?