Как определить делимое или неделимое словосочетание

Содержание
  1. Неделимые словосочетания – это что такое?
  2. Определение понятия
  3. Количественно-именные словосочетания
  4. Точное число одушевленных и неодушевленных предметов
  5. Неопределенное число одушевленных и неодушевленных предметов
  6. Меры величины
  7. Определенная емкость с содержимым
  8. Определенное количество предметов
  9. Количественные существительные
  10. Неопределенно-избирательные словосочетания
  11. Обобщенно-избирательные словосочетания
  12. Неопределенно-признаковые
  13. Словосочетания со значением совместного действия
  14. Словосочетания с конкретизирующим главным словом
  15. Словосочетания с составным сказуемым
  16. Метафорические словосочетания
  17. Фразеологические словосочетания
  18. Словосочетания с определенными словами
  19. Словосочетания с тавтологичным словом
  20. Пространственные, или временные словосочетания
  21. Синонимичные и неделимые словосочетания
  22. Неделимые словосочетания в роли подлежащего и сказуемого
  23. РУСТЬЮТОРС
  24. Словосочетание: виды и примеры словосочетаний.
  25. Содержание:
  26. ↑ Словосочетание. Отличие словосочетания от предложения
  27. ↑ Типы словосочетаний
  28. ↑ Простые и сложные словосочетания (примеры)
  29. ↑ Свободные (делимые) и несвободные (неделимые, цельные) словосочетания
  30. ↑ Именные, глагольные, наречные словосочетания
  31. ↑ Не является словосочетанием
  32. ↑ Типы подчинительной связи в словосочетании
  33. Неделимые словосочетания
  34. Описание презентации по отдельным слайдам:

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Неделимые словосочетания – это что такое?

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Синтаксис русского языка – один из самых сложных разделов грамматики, так как в нем изучается не только построение предложений, но и такие вещи, как синтаксически свободные и несвободные, или неделимые словосочетания. На них важно остановиться подробнее. Какова характеристика таких несвободных словосочетаний и почему их нельзя разделить? Об этом расскажет подробнее данная статья.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Определение понятия

Синтаксически неделимые словосочетания в предложении – это такие конструкции, которые нельзя разъединить без потери смысла. От синтаксически свободных они отличаются тем, что являются отдельным членом предложения, в то время как в других словосочетаниях каждое слово из цепочки становится членом законченного речевого высказывания и отвечает на конкретный вопрос.

Например, в предложении «На столе лежало два яблока» можно найти целых 2 словосочетания. Первое является свободным – «На столе лежало». Главное по смыслу слово здесь «лежало», выраженное глаголом, а зависимое – «на столе», выраженное существительным.

Как определить делимое или неделимое словосочетание

От главного слова задается вопрос к зависимому «где?» или «на чем?» и получается, что главное слово управляет зависимым. «На столе» может быть только в предложном падеже и единственном числе. Такой тип связи и называется управлением. В самом предложении «лежало» является сказуемым, также выраженным глаголом, а «на столе» – обстоятельством места, выраженным существительным.

С другой стороны, в предложении остается словосочетание «два яблока». Казалось бы, его можно разделить, удалить любое слово без потери смысла, ведь это сочетание числительного и существительного.

Но что получится в итоге? «На столе лежало два…», или «На столе лежало яблока…»? В данном случае «два яблока» в предложении является подлежащим, выраженным синтаксически неделимым словосочетанием. Главное слово здесь – количественное числительное «два», от которого можно задать следующий вопрос: «два чего?» – «яблока». Зависимым словом является «яблока», выраженное именем существительным.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Количественно-именные словосочетания

Абсолютно все цельные неделимые словосочетания делятся на группы по значению, а также функции их главных или зависимых слов. К первой группе можно отнести словосочетания, где главное слово обозначает либо количество предметов, либо меру или объем. В этих словосочетаниях главным словом, которое несет в себе грамматическое значение всей конструкции, является числительное.

Видео:Русский язык| Подлежащее и способы его выраженияСкачать

Русский язык| Подлежащее и способы его выражения

Точное число одушевленных и неодушевленных предметов

В подобных словосочетаниях используется тандем количественного числительного и любого существительного, обладающего формой числа. То есть его можно посчитать.

  1. У Ивана есть две тетради.
  2. По дороге проехало четыре грузовика.
  3. В гостиной расположилось шестеро мужчин.
  4. На столе стояло одиннадцать тарелок.
  5. В этом доме насчитывается более ста квартир.
  6. На полке осталось четыре пары колгот.
  7. Трое друзей отправились в поход.

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Неопределенное число одушевленных и неодушевленных предметов

  1. На вечеринке было несколько знакомых.
  2. Большинство студентов дневного отделения преодолели первую сессию.
  3. Часть книг, заказанная на прошлой неделе, еще не приехала.
  4. Летом в Геленджике много туристов.
  5. На дороге сегодня было мало машин.
  6. Марусе было задано столько задач!

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Меры величины

  1. Мама принесла три килограмма мандаринов.
  2. В магазине мне отрезали пять метров сатина.
  3. Моей машине не хватает буквально трех литров бензина.
  4. Четыре дециметра составляют сорок сантиметров.
  5. Данный холодильник имеет вес около двадцати пяти килограммов.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Определенная емкость с содержимым

Здесь примеры следующие:

  1. Маша купила в магазине бутылку молока.
  2. В шкафу лежит коробка конфет.
  3. У Сергея в кармане хранится пачка сигарет.
  4. У меня в холодильнике есть мешок картошки.
  5. На полке стоит банка кофе.
  6. Егор принес вазу фруктов.

Видео:Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Цельное словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Определенное количество предметов

  1. В мастерской лежала куча стружек.
  2. В музее школьники увидели груду камней.
  3. Анне подарили целую охапку васильков.
  4. Сан Саныч принес домой вязанку дров.
  5. Мама порезала в суп пучок укропа.
  6. Антон обнаружил на рабочем столе кипу бумаг.

Видео:Типы сказуемыхСкачать

Типы сказуемых

Количественные существительные

Отдельно стоит упомянуть и о количественных существительных – тех субстантивированных частях речи, которые когда-то были числительными.

  1. У меня в сумке лежит десяток яиц.
  2. Сотни лет жар Солнца не угасает.
  3. Половина яблока осталась после десерта.

Видео:Математика 3 класс. Как найти неизвестный множитель, делимое , делительСкачать

Математика 3 класс. Как найти неизвестный множитель, делимое , делитель

Неопределенно-избирательные словосочетания

Все избирательные словосочетания отличаются главным компонентом. Первая модель – словосочетания с, казалось бы, неопределенным количеством одушевленных и неодушевленных предметов. Главным словом здесь является местоимение, и берутся не все разряды, так как от выбора зависит смысловое значение.

Как определить делимое или неделимое словосочетание

  1. Возьми с собой что-то из вещей.
  2. Кто-то из студентов будет явно не допущен до государственного экзамена.
  3. Кто-то из ребят слышал крики.

Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Обобщенно-избирательные словосочетания

Следующая группа, не называя никого и ничего конкретного, все же выбирает и обобщает свой выбор. Главным словом здесь становится либо числительное, либо неопределенное, отрицательное или притяжательное местоимение.

Если выбирается вопросительное местоимение, то весь акцент переносится на выяснение того, о чем идет речь в словосочетании – «Которое из окон мне открыть?».

Если берется отрицательное местоимение, то подчеркивается, что ни один из предлагаемых одушевленных или неодушевленных предметов не будет выбран – «Никакие книги, предложенные другом, мне не подошли».

Определительные указывают на то, что все выбранные лица когда-то совершали подобное действие, либо все предметы участвовали в каком-то действии – «Любой из нас врал родителям».

  1. Один из пассажиров уступил место беременной женщине.
  2. Никто из них не проронил ни слова.
  3. Любой из демократов выскажется в защиту своей партии.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Неопределенно-признаковые

В них главным словом является неопределенное местоимение, зависимое же может обозначать признак, указывать на предмет или место.

  1. На меня упало что-то тяжелое.
  2. Андрей наступил на что-то мягкое в темноте.
  3. Марина испугалась урагана – это было нечто необъяснимое.
  4. За дверью стоял кто-то в черном.
  5. Кто-то с пилой подрезал ветки с дерева.
  6. Где-то в поле жужжали майские жуки и стрекотали кузнечики.
  7. Откуда-то сверху донесся жалобный писк.
  8. Этот кирпич обязательно упадет кому-то на голову.

Видео:Согласованные и несогласованные определенияСкачать

Согласованные и несогласованные определения

Словосочетания со значением совместного действия

Существуют также неделимые словосочетания в предложении с определенным значением. В них зависимое слово может обозначать совместное действие, восприятие, а также тождественное отношение или признак. Там главное слово всегда стоит в именительном падеже, а зависимое – в творительном с предлогом «с».

Казалось бы, такое словосочетание может показаться свободным, так как оба слова (и главное, и зависимое) – синтаксически цельные. Но на невозможность разделения таких конструкций синтаксиса указывает сказуемое. Оно всегда стоит во множественном числе, в то время как главное слово – в единственном.

Как определить делимое или неделимое словосочетание

  1. Мать с бабушкой поехали в гости.
  2. Сестра с братом слушали музыку в своей комнате.
  3. Дед с тетей Машей не любили танцевать.
  4. Лев с львицей грелись на солнышке в вольере.

Возьмите на заметку! Существует и обратная ситуация, когда такое словосочетание может стать свободным. Для примера можно сравнить два предложения:

  • Мама с дочкой шили платье на выпускной.
  • Мама с дочкой шила платье на выпускной.

И в том, и в другом предложении видно, что искомое словосочетание – «Мама с дочкой». Однако в первом примере, так как сказуемое стоит во множественном числе, – это синтаксически неделимое собирательное словосочетание, а во втором – абсолютно свободное, поскольку сказуемое «шила» имеет единственное число.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать

Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое слово

Словосочетания с конкретизирующим главным словом

Главное слово в таких словосочетаниях – это то, которое обозначает конкретный признак определенного предмета или действия. Он является его неотъемлемой частью.

  1. Клоун с печальными глазами играл с детьми.
  2. Река с крутыми берегами в тех краях – это Дунай.
  3. Котенок с белыми лапками играл в спальне.
  4. В этом магазине продается одежда большого размера.
  5. Во время киносеанса говорить громким голосом запрещается!
  6. Она решила отказаться по непонятной причине.

Видео:Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать

Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)

Словосочетания с составным сказуемым

В таких конструкциях неделимым словосочетание делает главное слово, которое является второй частью составного сказуемого. Она и является хранителем смысловой составляющей.

  1. Я хотел уехать давно.
  2. Она не пыталась понять его сложную натуру.
  3. Нина старалась не отстать от родителей.
  4. Виктор должен объяснить нам решение задачи.
  5. Мне надо узнать дату отъезда.
  6. Туда необходимо послать проверенного человека.
  7. Постройка оказалась недолговечной.
  8. Миша работал токарем.

Видео:Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать

Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?

Метафорические словосочетания

Они имеют в своем составе главное слово, обладающее метафорическим значением. Примеры синтаксически неделимых словосочетаний подобного типа ниже:

  1. Лента реки красиво огибала остров.
  2. На небе ярко блестел серп луны.
  3. В зеркале льда отражались звезды.
  4. Свечи сосен топорщились по бокам аллеи.
  5. Наташа взъерошила ежик волос на голове.
  6. От Степана шли волны негодования.

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Важно! Не стоит путать метафорические неделимые словосочетания с общеязыковыми метафорами. Их метафорические значения уже почти исчезли со временем. Поэтому сейчас это обычные свободные словосочетания.

  1. После проехавшей машины поднялось облако пыли.
  2. На носу корабля стоял юнга.
  3. Под крылом самолета стояли ящики.

Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать

ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Фразеологические словосочетания

Самыми известными примерами неделимых словосочетаний являются фразеологизмы. Ведь это фразы с устойчивым значением.

  1. Она устала за весь день, как белка в колесе.
  2. Денег у Вани в кошельке кот наплакал.
  3. Новый системный администратор работал в час по чайной ложке.
  4. Алиса неслась по коридору сломя голову.
  5. Андрей работал спустя рукава.

Видео:Все способы словообразованияСкачать

Все способы словообразования

Словосочетания с определенными словами

Существуют также цельноспаянные синтаксические конструкции, в которых главное слово – определенное существительное, не употребляющееся без вспомогательных. Таким существительным нужны некие «распространители», чтобы выполнить свою синтаксическую функцию сказуемого или обособленного приложения. Они обладают отвлеченным содержанием, не умеющим точно охарактеризовать предмет, информацию или действие.

  1. Анна Петровна – человек надежный.
  2. Ученые и писатели – люди интересные.
  3. Андрею Васильевичу, человеку опытному, все стало ясно из их разговора.
  4. У Елены Ивановны, женщины доброй, всегда было много друзей.
  5. Скрипка, вещь деликатная, с ней обращаются аккуратно.
  6. Сторожить бахчу – дело нехитрое.
  7. Торговать продуктами на рынке – занятие не для него.
  8. Мамин сад – место особенное.

Видео:Все про задание 2 на ОГЭ по русскому языку | Грамматическая основа | Русский язык ОГЭ 2023Скачать

Все про задание 2 на ОГЭ по русскому языку | Грамматическая основа | Русский язык ОГЭ 2023

Словосочетания с тавтологичным словом

В таких синтаксических конструкциях ученые-филологи имеют дело с употреблением синсемантичных слов. Это тавтологические, то есть повторяющие свой смысл слова.

  1. Девушка с изящной фигурой стояла на трамвайной остановке.
  2. Собака с длинным хвостом крутилась рядом.
  3. Мука грубого помола продается в соседнем отделе.

Видео:Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастияхСкачать

Русский язык| Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях

Пространственные, или временные словосочетания

Данные неделимые словосочетания имеют значение ограничения пространства или времени.

Как определить делимое или неделимое словосочетание

  1. Он ездил часто от Москвы до Петербурга за 3-4 часа.
  2. С утра до вечера Соня слушала свои любимые песни.
  3. От дома до университета можно добраться на автобусе.

Синонимичные и неделимые словосочетания

Так называются те синтаксические конструкции, при которых одно и то же смысловое содержание выражается разной грамматической формой. Например, синтаксически неделимое словосочетание «ваза фруктов», а свободное и синонимичное ему – «ваза с фруктами».

Примеров очень много:

  1. Александр посмотрел с восхищением на свою подругу. – Александр посмотрел восхищенно на свою подругу (оба словосочетания в данном случае синтаксически свободны).
  2. Он увидел метр ткани, лежащий на столе. – Он увидел метровую ткань, лежащую на столе (в первом случае представлено синтаксически неделимое словосочетание, а во втором – свободное).
  3. Он увидел прекрасный город сегодня. – Он увидел прекрасный сегодняшний город (первое словосочетание – неделимое, или цельноспаянное, а второе – синтаксически свободное).

Неделимые словосочетания в роли подлежащего и сказуемого

О них также важно упомянуть. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием? Проще объяснить на примерах. В данном случае их тоже достаточно. К этой категории относятся следующие виды неделимых словосочетаний подлежащих:

  • Количественно-именные: «На старте стояло двенадцать человек», «Множество воробьев копошилось в песочнице», «В прихожей лежит мешок картошки». Во всех этих предложениях и в тех, что представлены ниже, подлежащее выражено неделимым словосочетанием.
  • Неопределенно-избирательные: «Кто-то из соседей жужжит пилой», «Что-то из вещей Анны лежало на столе».
  • Обобщенно-избирательные: «Любой из нас понимает слова гимна своей страны», «Каждый из них под подозрением».
  • Неопределенно-признаковые: «Что-то темное лежало на стуле», «Кто-то чужой вошел в сени».
  • Словосочетания со значением совместности «Дед с бабушкой поехали по грибы», «Отец с сыном чинили рыболовную сеть».
  • Словосочетания с конкретизирующим главным словом: «Обувь большого размера стояла в прихожей», «Девушка с красивыми волосами красовалась перед витриной».
  • Метафорические словосочетания: «Яблоко заката медленно уходило за линию горизонта», «У него была шикарная шапка кудрей».
  • Фразеологические словосочетания: «Бить баклуши – его постоянное занятие».

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Если брать неделимые конструкции, выступающие в роли сказуемого, то это будут следующие категории подобных словосочетаний:

  • Словосочетания с составным сказуемым: «Ты должен объяснить свое поведение».
  • Словосочетания с определенным словом: «Антон – человек добрый, он не откажется помочь».

Таким образом, анализируя неделимые словосочетания можно сказать, что это – цельные синтаксические конструкции. И их главная особенность – присутствие сильной взаимосвязи между главным и зависимым словом.

Синтаксически неделимые словосочетания, подлежащие или сказуемые, дополнения или обстоятельства, представляют собой единый член предложения. Главное слово в такой лексической конструкции раскрывает грамматическое значение в полной мере, а вещественное, или предметное значение несет в себе зависимое.

РУСТЬЮТОРС

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Словосочетание: виды и примеры словосочетаний.

Содержание:

↑ Словосочетание. Отличие словосочетания от предложения

Словосочетанием является не любое сочетание слов, а только такое, в котором можно выделить главное, опорное слово и зависимое (подчиненное). От опорного слова к зависимому можно задать вопрос, который устанавливает смысловые подчинительные отношения и подтверждает их наличие, например: поздняя осень, купить шубу, писать быстро.

Словосочетание отличается от предложения:

  1. Предложение обладает смысловой законченностью, а словосочетание – нет
  2. Предложение – коммуникативная единица, а словосочетание служит для наименования предметов, действий, признаков, состояний, как и слово.

↑ Типы словосочетаний

Словосочетания подразделяются: по составу, по опорному слову, по типу связи, по смысловым отношениям.
Как определить делимое или неделимое словосочетание

↑ Простые и сложные словосочетания (примеры)


Простое словосочетание
— словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов (самостоятельных), связанных только одной синтаксической связью.
Сложное словосочетание — словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов, связанных двумя и более синтаксическими связями (то есть образованное от нескольких словосочетаний).

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Например, во фрагменте «Рослый профессор исторического факультета, из немногих последних дворян, всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии, неуступчиво и грозно торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками, проложенными папиросной бумагой, и множеством фотографий среди текста» можно найти как простые, так и сложные словосочетания:

Простые словосочетания: рослый профессор; опровергавших тезис; тезис о вырождении; о вырождении аристократии; неуступчиво торговался; грозно торговался; торговался за «Историю»; историю живописи; итальянской живописи; «Историю» с вклейками; красочными вклейками; фотографий среди текста; проложенными бумагой, папиросной бумагой.

Сложные словосочетания: рослый профессор исторического факультета; всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии; неуступчиво и грозно торговался; торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками и множеством фотографий среди текста; проложенными папиросной бумагой.

↑ Свободные (делимые) и несвободные (неделимые, цельные) словосочетания

Свободные (делимые) словосочетания — словосочетания, в которых можно заменить или изменить одно из слов, поскольку каждое из слов является членом предложения.

Несвободные (цельные, неделимые) словосочетания — словосочетания, в которых нельзя изменить или заменить одно из слов, поскольку каждое из слов не является отдельным членом предложения (фразеологизмы, составные сказуемые, подлежащие, выраженные словосочетанием и др.)

Как определить делимое или неделимое словосочетание

В зависимости от степени спаянности слов внутри словосочетания они делятся на свободные и несвободные или «делимые и неделимые». В свободном словосочетании лексические значения слов, входящих в него, сохраняются.

Рассмотрим пример: «Рослый профессор исторического факультета, из немногих последних дворян, всею статью своей опровергавших тезис о вырождении аристократии, неуступчиво и грозно торговался за толстенную «Историю итальянской живописи» с красочными вклейками, проложенными папиросной бумагой, и множеством фотографий среди текста»

Свободными являются такие словосочетания, как рослый профессор, тезис о вырождении, грозно торговался и др. В свободном словосочетании компоненты легко замещаются: известный профессор, любимый профессор, штатный профессор; тезис о гуманности, тезис об ответственности, тезис о зависимости; легко торговался, долго торговался, успешно торговался.

Несвободные словосочетания отличаются от свободных тем, что в них опорное слово не может быть отдельным членом предложения, то есть оно синтаксически несвободно. Несвободные словосочетания называют цельными словосочетаниями.

Несвободными (неделимыми, цельными) словосочетаниями являются:

1) Словосочетания с главным словами, обозначающими определенное или неопределенное количество
Примеры: два орла, много карасей, несколько товарищей, множество бумаг, сотни дел, меньшинство посетителей, две тетради, три грузовика, четверо мужчин, одиннадцать тарелок, около ста квартир; несколько человек, большинство студентов, часть книг, много туристов; два килограмма яблок, пять метров сатина, три литра бензина; бутылка молока, коробка конфет, пачка сигарет, мешок картошки; куча стружек, груда камней, охапка васильков, вязанка дров, пучок укропа.

2) Словосочетания, в составе которого есть предлог ИЗ со значением «избирательность». (сочетания числительного (местоимения) + предлога ИЗ+существительного (местоимения))
Примеры: один из учеников, любой из нас, двое из класса, кто-нибудь из присутствующих.

3) Словосочетания с предлогом С со значением «совместности»сущ.(мест)+предлог С+ сущ.(мест)
Примеры: мать с сыном, мы с тобой, нитка с иголкой

4) Существительные (глаза, рот, лицо, рост…) с прилагательными.
Примеры: небольшого роста, с голубыми глазами, с острым носом.

5) Составные сказуемые.
Примеры: начать петь, продолжать играть, готов поверить, нужно думать, хотеть уехать, пытаться понять, стараться не отстать, должен объяснить, надо узнать, необходимо послать, можно построить, нельзя купаться, начать посещать, перестать писать, оказаться недолговечной, стать седым, притвориться спящим, стоять первым, родиться счастливой, вернуться
расстроенным, работать токарем.

6) Неопределенно-признаковые словосочетания.
Примеры: что-то тяжелое, что-то мягкое, нечто необъяснимое, кто-то в черном, кто-то с пилой, где-то в поле, откуда-то сверху, кому-то на голову

7) Словосочетания, главное слово которых обозначает какой- либо неотъемлемый признак конкретизируемого предмета или действия: Примеры: девушка с печальными глазами; река с крутыми берегами; котенок с белыми лапками; обувь большого размера; говорить громким голосом;плакать горючими слезами; ехать с большой скоростью; отказаться по непонятной причин

8) Метафоры с опорным словом существительным,
Примеры: лента реки, серп луны, зеркало льда, свечи сосен, ежик волос, волны негодования.

9) Словосочетания, в роли главного слова которых употребляются существительные человек, люди, мужчина, женщина, вещь, дело, занятие, вопрос, место, время и др. Эти существительные не могут самостоятельно (без распространителя) выполнять в предложении синтаксическую функцию сказуемого или обособленного приложения, так как в их содержании (весьма отвлеченном) отсутствует характеризующая предмет или действие информация.
Примеры: Иван Петровиччеловек серьезный, Актерылюди интересные: Ему, человеку опытному, все стало понятно’, У Анны Сергеевны, женщины доброй, врагов не было; Скрипкавещь дели- катная: Сторожить колхозную свеклу — дело нехитрое: Торговать укропом и петрушкойзанятие не для Маши; Наш сад место особое.

10) Фразеологизмы.
Такие словосочетания воспроизводятся в речи как готовые речевые единицы: как зеницу ока, вешать нос, откуда ни возьмись. Как правило, эти словосочетания адекватны одному слову. Фразеологически несвободные словосочетания изучает фразеология.

↑ Именные, глагольные, наречные словосочетания

1. Именные словосочетания, которые, в свою очередь, делятся на:

а) субстантивные словосочетания — с именем существительным в роли главного слова.

Примеры: водяной смерч, вторая глава, потерянное время, звук выстрела, акт вандализма, депутат от региона, события в Манеже, встреча наедине, яйцо всмятку, стремление оправдать, намерение исчезнуть.

Как показывают примеры, существительное может распространяться и существительным, и наречием, и инфинитивом, но наиболее характерна для существительных сочетаемость с согласуемыми словами, среди которых на первом месте прилагательные, поэтому основной схемой субстантивных словосочетаний является схема «прилагательное + существительное»;

б) адъективные словосочетания — с именем прилагательным в роли главного слова:

Примеры: доступный гражданам, доступный для понимания, далекий от реальности, гордый победой, способный разместить, похожий на нас, крайне неаккуратный, давно известный.

Адъективные словосочетания являются продуктивными конструкциями в современном русском языке. Многие из них повторяют схемы соответствующих глагольных словосочетаний: седеть от времени — седой от времени, зеленеть по весне — зеленый по весне;

в) словосочетания с именем числительным в роли главного слова.

Примеры: шесть часов, третий с края, двое с портфелями, один из нас.
Такие словосочетания в составе предложения обычно выполняют функцию одного члена предложения;

г) словосочетания с местоимением в роли главного слова.

Примеры: каждый из присутствующих, нечто главное, что-то случайное.

В качестве главного слова, как правило, выступают неопределенные и определительные местоимения типа: кто-то, кое-кто, что-нибудь, некто, нечто, каждый, любой, иной и др. Остальные местоимения в роли главного слова встречаются редко, так как местоимения достаточно абстрактны.

2. Глагольные словосочетания образуют самую большую группу словосочетаний, так как глагол в большей степени, чем другие части речи, обладает способностью к распространению. Различаются следующие глагольные словосочетания:

а) с зависимым именем существительным или местоимением.

Примеры: указывать путь, указывать на недостатки, пресекать игру, броситься к стене, беречь себя, говорить о нас, говорить нам, устроить для других;

б) с зависимым инфинитивом.

Примеры: попросить спеть, зайти попрощаться, отказаться говорить, заставить молчать;

в) с зависимым деепричастием:

Примеры: идти пританцовывая, слушать улыбаясь, сидеть откинувшись;

г) с зависимым наречием.

Примеры: наблюдать повсеместно, кинуться сразмаху, увеличиться вдвое, действовать самостоятельно, привозить чаще.

К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с глагольными формами — причастиями и деепричастиями — в роли главных слов. У таких словосочетаний можно выделить две начальные формы: ходить по улицам — ходивший по улицам, построить дом — построенный дом; рассматривать картины — рассматривая картины, опустить удочку — опустив удочку.

3. Наречные (адвербиальные) словосочетания:

а) с наречием в роли главного слова.

Примеры: очень далеко,откуда-то сверху, откуда-то из темноты, весьма непросто (объяснялся), недалеко от города;

б) с категорией состояния в роли главного слова.

Примеры: холодно на улице, трудно с детьми, хорошо в лесу, мне жаль, слишком больно.

↑ Не является словосочетанием

Как определить делимое или неделимое словосочетаниеРассмотрим предложение из романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого:
Вернувшись с Кити с вод и пригласив к себе к кофе и полковника, и Марью Евгеньевну, и Вареньку, князь велел вынести стол и кресла в садик, под каштан, и там накрыть завтрак.

В этом предложении не являются словосочетаниями:
1) однородные члены: и полковника, и Марью Евгеньевну, и Вареньку; стол и кресла; вынести и накрыть;вернувшись и пригласив; (так как связаны сочинительной связью)
2)грамматическая основа: князь велел (эти слова связаны предикативной связью)
3) обособленные второстепенные члены: велел вернувшись; велел пригласив; вынести под каштан (слова связаны полупредикативной связью)

Являются словосочетаниями: вернувшись (с кем?) с Кити; вернувшись (откуда?) с вод; пригласив (куда? к кому?) к себе; пригласив (с какой целью?) к кофе; пригласив (кого?) полковника; пригласив (кого?) Марью Евгеньевну; пригласив (кого?) Вареньку; велел (что?) вынести; велел (что?) накрыть; вынести (что?) стол; вынести (что?) кресла; вынести (куда?) в садик; накрыть (что?) завтрак; накрыть (где?) там (поскольку эти слова связаны подчинительной связью между собой).

↑ Типы подчинительной связи в словосочетании

По типу подчинительной связи выделяют словосочетания со связью:

Неделимые словосочетания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Как определить делимое или неделимое словосочетание

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:
Описание слайда:

2
СРАВНИТЬ:
дать книгу – дать ответ
пришёл в школу – пришёл в ярость
идти в дом – идти в пляс
хранить деньги – хранить память
столб возле дома – столб дыма
Неделимым называется словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически ЗАВИСИМОЕ слово.
Неделимые словосочетания

Описание слайда:

3
одержать победу – победить
потерпеть поражение – проиграть
проводить испытания – испытывать
осуществлять исследования – исследовать
быть в гостях – гостить
задать вопрос – спросить
опустить глаза – потупиться
пуститься в пляс – заплясать
иметь значение – значить
найти решение — решить
отдавать сердце – посвящать
играть роль, выполнять функцию
Неделимые словосочетания

Описание слайда:

4
У неопределённых и определительных местоимений в определённом контексте возникает лексическая недостаточность.
Неделимые словосочетания
нечто трогательное
что-то невидимое
всё изученное
кто-то в берете
некто в жилете
что-то тяжёлое
что-то мягкое
нечто необъяснимое

Описание слайда:

5
Неделимыми являются словосочетания, главное слово которых (существительное) имеет метафорическое значение.
Неделимые словосочетания
серп луны
лента реки
зеркало льда
свечи сосен
ёжик волос
буря негодования

Описание слайда:

6
Неделимыми являются словосочетания, главное слово которых имеет количественное значение.
Неделимые словосочетания
килограмм яблок
горсть земли
толпы мальчишек
куча стружек
груда камней
охапка васильков
вязанка дров
пучок укропа

Описание слайда:

7
Словосочетания, в роли главного слова которых употребляются существительные ЛЮДИ, ЧЕЛОВЕК, МУЖЧИНА, ЖЕНЩИНА, ВЕЩЬ, ДЕЛО, ЗАНЯТИЕ, ВОПРОС, МЕСТО, ВРЕМЯ и др.
Неделимые словосочетания
Иван Петрович – человек серьёзный.
Актёры – люди интересные.
Анна Сергеевна – женщина добрая.
Скрипка – вещь деликатная.
Торговать петрушкой – дело не для Маши.
Наш сад – место особое.

Описание слайда:

8
Определить грамматические основы
1. И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.
2.Что-то незнакомое сквозило в его словах.
3. Был уж очень поздний час.
4. Он быстро нашёл решение.
5. Очень быстро было найдено решение.
6. Весной они проводили исследования.
7. Все исследования были проведены.

Описание слайда:

9
Определить грамматические основы
1.И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.
2. Что-то незнакомое сквозило в его словах.
3. Был уж очень поздний час.
4. Он быстро нашёл решение.
5. Очень быстро было найдено решение.
6. Весной они проводили исследования.
7. Все исследования были проведены.

Описание слайда:

10
Определить грамматические основы
8. Тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения.
9. Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни.
10. От такого солнца и ветра берега приобретают суровый цвет.
11. В комнате было море света.
12. Млечный путь разостлался по небу.
13. Шапка русых волос колыхалась на его голове.

Описание слайда:

11
Определить грамматические основы
8. Тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения.
9. Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни.
10. От такого солнца и ветра берега приобретают суровый цвет.
11. В комнате было море света.
12. Млечный путь разостлался по небу.
13. Шапка русых волос колыхалась на его голове.

Описание слайда:

12
Определить грамматические основы
14. Стояла середина сентября.
15. Двое из нас поедут в столицу.
16. Часть стульев стояла у стены.
17. Белые мухи кружили в небе.
18. Около трёх тонн гравия было привезено на площадку.
19. Каждый из вас должен сделать это.
20. Данные события происходили в апреле.

Описание слайда:

13
Определить грамматические основы
14. Стояла середина сентября.
15. Двое из нас поедут в столицу.
16. Часть стульев стояла у стены.
17. Белые мухи (снежинки) кружили в небе.
18. Около трёх тонн гравия было привезено на площадку.
19. Каждый из вас должен сделать это.
20. Данные события происходили в апреле.

Описание слайда:

14
Заменить синонимичным словосочетанием
Говорил с восторгом
Катина кукла
Горный воздух
Парк при море
Город сегодня
Пение птиц
Говорить тихим голосом
Уверенно говорит
Говорил восторженно
Кукла Кати
Воздух гор
Приморский парк
Сегодняшний город
Птичье пение
Говорить тихо
Говорит с уверенностью

Описание слайда:

15
Средства выразительности
ЭПИТЕТ – образное определение (признак предмета) или образное обстоятельство (признак действия).
Такие слова приобретают в контексте некое принципиально новое значение.
Родниковый язык.
В приведенном примере слово родниковый означает «чистый, незасорённый» и является эпитетом.

Описание слайда:

16
Средства выразительности
Иногда бывает трудно различить эпитет и метафору.
Ночь цвела золотыми огнями.

Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок.
Эпитет – это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман.
В приведенном примере содержатся и метафора (ночь цвела огнями), и эпитет (золотыми).

Описание слайда:

17
Средства выразительности
Метафору как изобразительный приём иногда сложно отличить от языковой метафоры, отражающейся в переносном значении слова.

Языковая метафора, как правило, закреплена в толковом словаре как переносное значение слова.

На уроке физкультуры дети учились прыгать через коня. — В этом предложении метафора конь не используется как изобразительный приём, это обычное переносное значение слова.

Ценность метафоры как изобразительного приёма заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства.

И осень огненный парик срывает ливневыми лапами.

Описание слайда:

18
Способы образования сравнения
1. Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, – и утомителен этот непрестанный кислый и сухой звук.
2. У Гаврика перехватило дыхание, как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды.
3. И является она у дверей иль у окна ранней звездочки светлее, розы утренней свежее.
4. Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху.
5. Облако неслось по небу огромным воздушным змеем.

Описание слайда:

19
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.

1)Абзац — отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
2)Пуганая ворона и куста боится.
3)Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на зава­линке, покосившиеся заборы. (В.Шукшин)

Описание слайда:

20
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.

1)Абзац — отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
2)Пуганая ворона и куста боится.
3)Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы. (В.Шукшин)
Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.

Описание слайда:

21
Учимся сжимать текст
Осложненное предложение можно упростить за счет:
слов, грамматически не связанных с членами предложения;
уточняющих членов предложения;
пояснительных и присоединительных конструкций;
причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;
обобщения однородных членов предложения.

Чтобы при свертывании не произошло искажения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необ­ходимо ли их исключение из текста.

Описание слайда:

22
Учимся сжимать текст
Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях.
Сократите эти предложения.

1. Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н.Толстой)

2.Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л.Соболев)

3. Волны же, вопреки сложившемуся поэтичес­кому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л.Соболев)

Описание слайда:

23
Учимся сжимать текст
Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.

4. Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)

5. По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

Описание слайда:

24
Учимся сжимать текст
Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.
1. Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

2. В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.

Описание слайда:

25
Учимся сжимать текст
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ УПРОЩЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1)исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;

2)замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом;

3)замена сложного предложения простым с однородными членами;

4)замена предложения с прямой речью сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным.

Описание слайда:

26
Учимся сжимать текст
Прочитайте предложения, объясните, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом — невозможна.

На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья.

2. Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.

Описание слайда:

27
Учимся сжимать текст
Замените сложные предложения простыми.

1)В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С.Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.

2)Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.

3)Несмотря на то что шел дождь, мы продолжали путь.

4) Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.

Описание слайда:

28
Сократите текст
Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.
Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.

Описание слайда:

29
Сократите текст
В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве.
Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается происхождение планет из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.

Описание слайда:

30
прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;
подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;
опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
опустите предложения, которые представляются вам избыточными;
переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций…)
АЛГОРИТМ написания сжатого изложения

Описание слайда:

31
составьте план, каждый пункт которого будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;
обязательно перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.
орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.
посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!
АЛГОРИТМ написания сжатого изложения

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Поделиться или сохранить к себе: