- Как объяснить ребенку словосочетание слов
- Статья:
- 1. Не знают, что такое словосочетания.
- 2. Не умеют находить слово, от которого надо задавать вопрос.
- 3. Не знают, что главные члены предложения словосочетанием не являются.
- Как научить выписывать словосочетания
- Как легко выучить виды связи в словосочетаниях? Обучающая сказка
- Урок русского языка по теме «Словосочетание». 2-й класс
- 🔍 Видео
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Как объяснить ребенку словосочетание слов
Аннотация: Словосочетания — тема, которую часто бывает сложно понять детям
Статья:
Словосочетания — тема, которую часто бывает сложно понять детям. Но тема эта важна. Потому, что она тесно связана с разбором предложения по членам. Почему дети допускают ошибки, когда выписывают словосочетания? Я вижу три основные причины:
1. Не знают, что такое словосочетания.
Словосочетание — сочетание слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически (т. е. с помощью окончания и предлога).
Например, в словосочетании «к высокому дому» зависимое слово (высокому) стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное (дому).
2. Не умеют находить слово, от которого надо задавать вопрос.
В любом словосочетании есть главное слово (то, от которого мы задаём вопрос) и зависимое слово (то слово, к которому мы задаём вопрос).
3. Не знают, что главные члены предложения словосочетанием не являются.
Очень часто в качестве словосочетания дети выписывают подлежащее и сказуемое. И это очень грубая ошибка.
Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются, т.к. среди них нет главного и зависимого слова.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Главное и зависимое словоСкачать
Как научить выписывать словосочетания
Выпишем словосочетания из предложения В соседнем саду распустились красивые цветы.
1. Выделяем грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).
2. Проверяем, можно ли задать вопрос от подлежащего к другому слову (члену предложения?).
От слова «цветы» можно задать вопрос к слову «красивые». Это и будет словосочетание. Выписываем словосочетание:
3. Проверяем, можно ли задать вопрос от сказуемого.
От слова «распустились» можно задать вопрос к слову «в саду».
4. Теперь проверяем, можно ли задать вопрос от одного второстепенного члена предложения к другому. В нашем предложении это сделать можно:
О том, как научить ребенка разбирать предложения по членам, можете прочитать здесь.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Как легко выучить виды связи в словосочетаниях? Обучающая сказка
Обучающая сказка рассказывает о видах связи слов в словосочетании, в легкой, доступной форме обучая типам соединения слов. Прочитав ее, ученик легко усвоит такие понятия, как согласование, управление и примыкание.
Андрей склонился над учебником.
«Ну и как тут разобраться? Виды связи слов в словосочетании. Родители от Сети отлучили. Нет, ну их понять можно: кому приятно, когда в школу вызывают. А я только начал осваивать режим хардкора в майнкрафте…»
Словосочетание — это соединение двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества предмета, действия и др.)
«Те, кто эти правила выдумывает, сами их понимают? А мне сегодня Машка лайков наставила. А что, Машка классная, хотел ей смайлик отправить, а тут…»
В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании — согласование, управление, примыкание…
Андрей закрыл глаза, пытаясь представить эти виды связей, но вместо правил русского языка почему-то вспоминалась ссылка на новый фильм, который он так и не успел посмотреть, новый смартфон друга, фото Машки.
— Эй, горемыка, никак не разберешься? — раздалось сверху.
На полочке над рабочим столом сидел… нет, сидело странное существо. Представьте квадратное туловище, напоминающее увесистый томик книги, куб вместо головы, руки-карандаши и ножки-линейки.
Представили? И вот этот странный субъект смешно хмурил бровки-галочки, размахивал своими карандашами и вообще вел себя довольно нервно.
— Ты кто? — мальчику казалось, что он очутился в какой-то новой игре.
— Все об играх думаешь? А знания? Учебный я, — гость легко спрыгнул на стол.
— Ну и молодежь пошла. Учебный. Бывают Домовые, бывают Лешие, а я — Учебный.
— Домовых не бывает, а про Учебных в первый раз слышу.
— А кто же я, по-твоему? Я вот все про тебя знаю. Знаю, что неприятности у тебя, трудно тебе обучение дается.
— Тоже мне новость. Попробуй разобраться в этих связях.
— Да что пробовать-то? Все просто, — Учебный рассмеялся и даже в карандашики захлопал.
— Просто? Да я в играх легко на любой уровень выхожу, а эту грамоту освоить не могу.
— Представь, — голос гостя стал тихим, спокойным, — представь, что это не слова — люди.
— Люди? Живые люди?
— Да, живые люди. Люди встречаются, общаются, между ними устанавливаются отношения, связи. Чаще всего в отношениях кто-то главный, а другой — зависимый. Замечал?
— Замечал, — пробурчал мальчик. Ему совсем не хотелось думать о зависимых в отношениях, но почему-то вспоминалось, как подражал своему другу Сереге.
— Так вот, первый вид связи — согласование, когда зависимое слово уподобляется главному. Главное меняется — и зависимое меняется вместе с ним: захватывающая игра, красивая девочка.
— Это что-то вроде кто-то подписался к какой-то теме и подписал товарища?
— Не совсем, — тяжело вздохнул Учебный. — Друг выучил правила, и приятель тоже освоил грамоту. Они стали грамотными, изменились оба. Понимаешь? Смотри: захватывающая игра, думать о…
— Захватывающей игре. Понял, изменились окончания.
— Да, оба слова склоняются и меняют форму.
— Красивая девочка. Пойти к…
— Второй вид — управление. Форму зависимому слову придает лексико-грамматическое значение главного слова.
— Все, я запутался. Что такое лексико-грамматическое значение?
— На самом деле тут объединены два понятия. Лексическое значение, если просто, это само значение слова. Например, учебник. Что такое учебник?
— Не просто книга, а обучающая книга. А грамматически слово «учебник» относят к существительным, со всеми вытекающими.
— А что из учебника вытекает? — недоуменно спросил Андрей.
— Вытекает-то много, но беда, что не во все головы втекает, — Учебный так заразительно смеялся, что мальчик не выдержал, прыснул.
— Вытекает не из учебника, а из существительного с заданными характеристиками — род, число, падеж, а соответственно, употребление с определенными предлогами. Ну и форма, конечно, куда без нее — меняющаяся часть слова.
— Правильно! Лексических значений очень много, сколько слов, столько и значений, а вот грамматические строго определены.
— Это что-то вроде родителей вообще и моих — Анастасии Львовны и Кирилла Петровича.
— Слушай, — гость перешел на доверительный шепот, — тебе когда-нибудь говорили, что ты гениальный ребенок? Нет? Зря. У тебя замечательные способности к языку. Управление очень похоже на отношения родителей и детей, как я сам до этого не додумался? Главные что-то требуют и требуют от зависимых. «Любовь к близким, нести ранец».
— И, наконец, третий вид связи или отношений. Примыкание. Тут совсем просто. Зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. То есть о связи слов говорит только интонация, значение. «Отлично учиться, правильно отвечать».
— Допустим, мальчику нравится девочка, а девочке мальчик. Они стараются делать вид, что безразличны друг другу, но окружающие все равно замечают?
— Я тебе уже говорил, что ты способный? Говорил? Помни об этом! Фото: Depositphotos
Мальчик открыл глаза. Надо же, уснул. Учебный, слова как люди — приснится же.
- Посмотрим, что у нас тут в задании. Легкие облака, синее платье, новый автомобиль. Все ясно, надо просклонять: о легких облаках, о синем платье, о новом автомобиле. Все понятно, это согласование.
- Читать книгу, решимость к действию. Главное-то как раскомандовалось! Разумеется, управление.
- «Медленно читать, долго сидеть». А эти слова делают вид, что не зависят друг от друга, друг друга не меняют, а связь угадывается по смыслу. Примыкание!
Откуда-то сверху раздались тихие хлопки, будто кто-то стучал карандашиками.
Видео:Перенос слов. Как правильно переносить слова с одной строчки на другую?Скачать
Урок русского языка по теме «Словосочетание». 2-й класс
Класс: 2
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели:
- познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”;
- начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении путём установления связи между словами с помощью вопросов;
- развивать речь;
- воспитывать интерес к предмету, творческое отношение к труду.
Ключевое понятие – словосочетание.
Тезис: “Словосочетание – это соединение двух слов (главного и зависимого) по смыслу и с помощью окончаний”.
Пособия к уроку: У учителя: презентация. У учащихся: сигнальные прямоугольники (красного, синего, зелёного цветов), учебник, тетрадь.
Ход урока
I. Оргмомент (мотивация).
— Ребята, тему урока вы угадаете немного позже, если сейчас будете очень внимательны. Наш класс сегодня будет творческой лабораторией, а вы — учёными-лингвистами. За урок вы сами выведете новое правило.
Чтобы на уроке вы смогли быстро и красиво писать, сделаем гимнастику для пальчиков:
а) гимнастика “Шум дождя”;
б) психологический настрой.
— Закончился дождь, деревья отряхнули тяжёлые капли со своих листьев, (встряхивание кистей рук), выглянуло солнышко, (глубоко вздохнули, подняв руки вверх; медленно выдыхаем, разводя руки по сторонам.)
На презентации открывается слайд с изображением солнышка.
— Улыбнитесь солнышку и друг другу. Пусть весь урок и весь день у вас будет солнечное настроение.
в) оформление тетрадей
г) минутка чистописания
— На какую букву начинается слово “солнышко”?
— Дайте характеристику. Что это за буква? Давайте вспомним, как она правльно пишется. На какую фигуру она похожа?
— И писать её нужно похожей на полуовал, достаточно закруглять сверху и снизу. Показываю на счёт “и-раз-и”
Дети обводят по воздуху и в тетради пишут три раза:
Сс Сс Сс Семипалатинск
II. Опорное повторение и коррекция необходимых для данного урока знаний, умений и навыков.
Орфографическая разминка.
— Будете записывать слова под диктовку и “по-цепочке” комментировать их написание (объяснять и подчёркивать орфограммы) в таком порядке: я один раз произношу слово. Тот, кто комментирует, называет, проговаривает это слово так, как оно пишется, объясняя орфограмму. И после – записываете это слово под его диктовку. Итак, внимание:
Сварить, ловить, молоко, собрать, четверг, шишка, чудный, по степи, на воде.
Упражнение на определение частей речи (работа с сигнальной лентой).
— Я ещё раз читаю слова, а вы будете поднимать красный прямоугольник, если слово – имя существительное, зелёный – имя прилагательное, синий – глагол. Очень быстро.
Упражнение на умение вычленять в слове различные части (разбор по составу).
— А теперь приготовьтесь с красной строки выписывать те части слов, которые я назову. Кто правильно это сделает, а я надеюсь, что все справятся, тот угадает тему нашего урока. На слайде – схема разбора слова по составу. Желаю успеха. Начали.
Из слова “сварить” выпишите только приставку, из слова “ловить” — корень (рядом с той буквой, что уже выписали), из слова “молоко” — окончание, из слова “собрать” — приставку, первый слог из слова “четверг”, окончание из слова “шишка”, суффикс из слова “чудный”, окончание из слов “степи” и “воде”.
III. Объяснение нового понятия.
— Молодцы! Верно. Тема урока: словосочетание. (На слайде появляется тема крупными буквами).
1) Эвристическая беседа. Возможный вариант беседы:
— Вы, наверное, уже много раз слышали это слово. А что же оно обозначает? Что в русском языке называется словосочетанием?
Посмотрите внимательно на это слово. Из каких слов получилось такое длинное слово? (сочетание слов)
— А что означает слово “сочетание”? Попробуйте найти в нём приставку и корень.
— Вы слышали когда-нибудь слово “чета”? Что оно обозначает?
— Говорят “супружеская чета”, “он тебе не чета”. “Чета” значит пара. Пара – это сколько?
— Приставка со- придаёт значение “находиться вместе, быть соединённым”. Что же у нас получилось? (На слайде:
2) Работа по уточнению правила.
— Прочитайте: “сварить”. Это словосочетание? Почему?
— Добавляю слово “класс”. “Сварить класс” — это словосочетание? Нет? А почему, ведь слов два?
— Значит, слова должны быть соединены, подходить по смыслу? Добавим это слово в наше правило, уточним наше определение: “Словосочетание – это два слова, соединённые по смыслу”.
— Отлично получается. А теперь я заменю слово класс на подходящее по смыслу “каша”. Что получилось? (сварить каша)
— Теперь всё в порядке? Это будет словосочетанием? Они же подходят друг другу по смыслу? (Так не говорят)
— А как нужно сказать? (“Сварить кашу”)
— Что же изменилось? (окончание в слове “каша”)
— Что же получается: сварить каша – слова, подходящие по смыслу, но они не являются словосочетанием, т.к. нельзя задать вопрос к слову “каша”. Сделать это нам не позволяет окончание. Чтобы пара этих слов стала словосочетанием, необходимо изменить окончание в слове “каша” по вопросу от слова “сварить”. “Сварить (что?) кашу”.
— Давайте ещё более уточним наше правило. “Словосочетание – это два слова, соединённых по смыслу и с помощью окончаний”.
Дети следят по схеме, приведённой выше. Определение уточняется словами “ с помощью окончаний”. Х
— Изобразим это правило с помощью схемы: (. )
— В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Как думаете, какое слово будет главным?
— То слово будет главным, от которого задаём вопрос. Оно обозначается знаком “х”. А зависимое – то, к которому задаём вопрос, к нему на схеме идёт стрелка. Запишите получившееся словосочетание с вопросом в скобках к зависимому слову, главное обозначьте крестиком.
Сварить (что?) кашу.
— Расскажите ещё раз по схеме, что такое “словосочетание”?
IV. Первичное закрепление.
а) — У нас осталось слово “класс”. Это словосочетание? Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание?
— Я добавлю ещё слово, чтобы их стало два, как по правилу: “дружная класс”. Почему это не словосочетание? Измените окончание. Какое словосочетание получилось? Запишите его с вопросом в скобках от главного слова. Главное обозначьте “х”.
б) – Откройте учебники на стр. 169. Прочитайте правило в рамочке. Правильно ли мы с вами вывели правило?
— Даже точнее, чем в учебнике. Закройте книги.
в) – Добавьте слово к слову “ловить”, чтобы получилось словосочетание: ловить (что?) рыбу.
— Подберите прилагательное к слову “шишка”: шишка (какая?) сосновая.
— Запишите ещё одно словосочетание: “вкусный молоко”. Почему это не словосочетание? Докажите. Исправьте ошибку. Запишите: вкусное (какое?) молоко.
— Мальчик из соседнего класса составил такое словосочетание: Бежать дорога. Докажите его неправоту. Исправьте, запишите: бежать по дороге.
— Значит, слова в словосочетании могут быть связаны и с помощью предлогов. Составьте каждый по словосочетанию. (выслушиваю ответы).
— Запишите каждый своё словосочетание.
— Молодцы! Вы так хорошо работали, а теперь давайте отдохнём. Упражнение называется “Лесорубы”. Покажите, как лесорубы работают топорами.
— А составьте словосочетание про лесорубов.
— А теперь про то, как они работают.
— Следующее упражнение “Пловцы”. Покажите, как гребут руками пловцы. Составьте словосочетание о пловцах.
— А о том, как они плавают.
— А теперь о нашем настроении.
— Почему все пары слов, которые вы называли, являются словосочетаниями? (Дети повторяют правило.)
Д) – Прочитайте отрывок из стихотворения известного казахского поэта Ы. Алтынсарина “Давайте, дети, учиться!”
Чтоб лучше неизвестное узнать,
Все дети умные за книжками сидят.
— Выпишите из этих строк словосочетания.
(Узнать неизвестное, узнать лучше, дети умные, сидят за книжками, лучше узнать)
— Что мы записали? (словосочетания)
V. Подведение итогов.
а) – Возьмите листок с тестовым заданием и выполните его. Из данных пяти пар слов подчеркните только те пары, которые являются словосочетаниями. Главное слово обозначьте крестиком.
- 1 вариант. Дождливая вечер, ясное утро, встретиться товарищи, первый день, подойти к дому.
- 2 вариант. Луч солнца, весёлый мультфильм, делать зарядка, бежать берег, лететь по небу.
б) Домашнее задание: стр. 170, упр. 751; составить 1-2 предложения, используя словосочетания.
в) Оценочные суждения: Всем большое спасибо за работу на уроке. Особенно хорошо работали следующие ребята: . . А оценки получат все по результатам тестирования.
— На память о нашем уроке и в благодарность за вашу работу возьмите “частичку нашего солнышка”. (Раздаю каждому маленький рисунок солнышка, на обороте которого написана тема урока “Словосочетание” и нарисована его схема.)
🔍 Видео
Русский язык 4 класс (Урок№12 - Как связаны слова в словосочетании? Главное и зависимое слово.)Скачать
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализСкачать
Русский язык 3 класс (Урок№12 - Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание.)Скачать
Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
СБОРНИК | Учимся читать по слогам | 1 часть | Карточки по методике ЗайцеваСкачать
Как избавиться от ошибок в тетради за 1 урок. Как писать слова без ошибок. Орфографическая зоркостьСкачать
Как ребенку легко выучить падежи. Какие бывают падежи в русском языке. Запоминание падежейСкачать
Русский язык 3 класс. СловосочетаниеСкачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Развлечёба | Русский язык 🗣🇷🇺 📝 Безударные гласные в корне слова | СТС KidsСкачать
Как за 1 минуту научиться определять падеж имени существительного?Скачать
Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать