- Как объяснить ребенку что такое словосочетание и предложение
- Статья:
- 1. Не знают, что такое словосочетания.
- 2. Не умеют находить слово, от которого надо задавать вопрос.
- 3. Не знают, что главные члены предложения словосочетанием не являются.
- Как научить выписывать словосочетания
- Конспект логопедического группового занятия «Словосочетание и предложение. Выделение словосочетании из предложении»
- Ход занятия
- Русский язык. 3 класс
- 💡 Видео
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Как объяснить ребенку что такое словосочетание и предложение
Аннотация: Словосочетания — тема, которую часто бывает сложно понять детям
Статья:
Словосочетания — тема, которую часто бывает сложно понять детям. Но тема эта важна. Потому, что она тесно связана с разбором предложения по членам. Почему дети допускают ошибки, когда выписывают словосочетания? Я вижу три основные причины:
1. Не знают, что такое словосочетания.
Словосочетание — сочетание слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически (т. е. с помощью окончания и предлога).
Например, в словосочетании «к высокому дому» зависимое слово (высокому) стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное (дому).
2. Не умеют находить слово, от которого надо задавать вопрос.
В любом словосочетании есть главное слово (то, от которого мы задаём вопрос) и зависимое слово (то слово, к которому мы задаём вопрос).
3. Не знают, что главные члены предложения словосочетанием не являются.
Очень часто в качестве словосочетания дети выписывают подлежащее и сказуемое. И это очень грубая ошибка.
Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются, т.к. среди них нет главного и зависимого слова.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Как научить выписывать словосочетания
Выпишем словосочетания из предложения В соседнем саду распустились красивые цветы.
1. Выделяем грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).
2. Проверяем, можно ли задать вопрос от подлежащего к другому слову (члену предложения?).
От слова «цветы» можно задать вопрос к слову «красивые». Это и будет словосочетание. Выписываем словосочетание:
3. Проверяем, можно ли задать вопрос от сказуемого.
От слова «распустились» можно задать вопрос к слову «в саду».
4. Теперь проверяем, можно ли задать вопрос от одного второстепенного члена предложения к другому. В нашем предложении это сделать можно:
О том, как научить ребенка разбирать предложения по членам, можете прочитать здесь.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Конспект логопедического группового занятия «Словосочетание и предложение. Выделение словосочетании из предложении»
Сарварова Нармина
Конспект логопедического группового занятия «Словосочетание и предложение. Выделение словосочетании из предложении»
Конспект логопедического группового занятия
Школа: МКОУ СОШ №9 г. Россоши.
Тема: Словосочетание и предложение. Выделение словосочетании из предложении.
Цель: повторить понятие о словосочетании, предложении и учить выделять словосочетания из предложении.
1. Формировать знания о предложении как единице речи, вспомнить правила о предложении.
2. Дифференцировать понятия «предложение» и «словосочетание», научить различать набор слов и предложение, самостоятельно составлять предложение из слов и словосочетание.
4. Развитие внимания, памяти, мышления, связной речи.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, меня зовут Нармина Икрамжоновна, это занятие проведем вместе.
2. Уточнение знаний о речи, предложении, словосочетании, слове. Сообщение темы занятия.
— Для чего нужна человеку речь? Какая бывает речь? (устная и письменная) Чем отличается письменная речь от устной?
— Все, что мы с вами говорим, это наша речь. А из чего состоит наша речь?
-А предложения (из слов)
-Что такое слово (единица речи, представляющая собою звуковое выражение отдельного предмета мысли.)
Если скажем слово «книга», нам понятно, о чем хотели сказать? Мы назвали предмет, но ничего о нем не сказали.А вот так: «большая книга». Так уже назвали признак предмета.А вот так: «Большая книга лежит на столе». Стало ясно? Что я произнесла? (предложение)
-Послушайте,что я вам скажу: стул, села. Мы так говорим? Конечно, нет. Значит, наша речь состоит из предложений и словосочетании, а они в свою очередь из слов.
-Исходя из этого, можете сформулировать тему сегодняшнего заня-тия. (словосочетание и предложение)
3. Знакомство с темой. Объяснение нового материала.
Разбор пословицы.
-Прочитайте предложение. (Прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволи.)
— Что это такое (пословица)
-Как вы понимаете ее (высказывания детей)
Прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволи.
-О ком пословица?
-Кто такой кулик? (Кулик — небольшая болотная птица с длинными ногами)
-Почему он прилетел из-за моря?
-Объясни, что значит «Принес весну из неволи»?
-О ком говорится в предложении? (о кулике)
-Что он сделал (прилетел и принес)
-Чем они являются? (главными членами предложения)
-Являются ли они словосочетанием?
— Они не могут быть словосочетанием.
-Чтобы найти словосочетание, мы берем сначала подлежащее. Задаём от него вопрос, подходящий по смыслу к словам. Какое слово здесь является подлежа-щим (кулик)
-Сможем ли мы задать вопрос от него?
— Если от подлежащего не задается вопрос, то задаем от сказуемого?
-Какие слова являются сказуемыми? (прилетел и принес) Берем 1 сказуемое задаем вопрос. Какой вопрос? (прилетел (от куда) из-за моря) Берем 2 сказуемое. Принес (что)весну, весну (как) из неволи.
-Что это будет? (словосочетание)
-Из чего состоит пословица (Из слов и словосочетании)
-Значит, из слов мы составляем словосочетания. А из словосочетании? (Предложения.)
Словосочетание — два или несколько слов, связанных между собой грамматически. В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. (От главного слова задается вопрос.) Сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа предложения) не является словосочетанием.
Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от какого-нибудь слова задать вопрос к другому, чтобы сохранялся смысл.
-А что такое предложение (слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль (грам.).)
-Я приготовила еще предложения
— Прочитай предложение «Весной в садах и парках весело поют перелетные птицы».
-О ком говорится в предложении (о птицах)
-Что они делают? (поют)
-Что это? Это главные члены предложения.
-Являются ли они словосочетанием?
— Они не могут быть словосочетанием.
-Чтобы найти словосочетание, мы берем сначала подлежащее. Задаём от него вопрос, подходящий по смыслу словам. Какое слово здесь является подлежа-щим (птицы)
-К какому слову зададим вопрос и какой вопрос? (птицы (какие)перелетные)
-Что это будет? (словосочетание)
-А можно еще задать вопрос? (нет) Если от подлежащего не задается вопрос, то задаем от сказуемого?
-Какое слово является сказуемым? (поют)
Поют (где) в садах и парках.
Поют (когда) весной.
Поют (как) весело.
-Это мы с вами что выписали? (словосочетания)
4. Пальчиковая гимнастика
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Сомкнуть в кольцо большой, средний и безымянный пальчики. Остальные максимально вытянуть в стороны (сделать козу). После этого сомкнуть в кольцо большой, безымянный пальцы и мизинец (сделать «рожки»). Повторите эти фигуры по 3 раза каждой рукой.
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.
5. Закрепление изученного.
Работа в тетрадях.
Игра «Выдели словосочетания»
-Прочитай предложение, назови словосочетания
1. Весной грачи вьют гнёзда. (вьют (кого? что) гнезда, вьют (когда) весной)
2. Ярко светит весеннее солнце. (светит (как) ярко, солнце (какое) весеннее)
3. В раскрытое окно заглянуло ласковое солнышко. (солнышко (какое) ласковое, заглянуло (куда) в окно, окно (какое) раскрытое)
4. Весна радует звонкими капелями и ярким солнцем. (радует (чем) капелями и солнцем, капелями (какими) звонкими, солнцем (каким) ярким)
5. Ветерок перебирает пеструю листву. (перебирает (кого? что) листву, листву (какую) пеструю)
6. Мальчик жил в маленьком селе на берегу лесного озера. (жил (где) в селе, на берегу, в селе (каком) маленьком, на берегу (чего) озера, озера (како-го)лесного)
7. Крик кукушки доносился из ближнего леса. (крик (кого) кукушки, доносился (откуда) из леса, леса (какого) ближнего).
8. Деревья роняли свой осенний наряд. (роняли (кого? что) наряд, наряд (какой) осенний, наряд (чей) свой).
9. Ива осыпала елочку тонкими золотыми листочками.
-Что записано? (весенние ручьи, по улицам города, бегут по улицам, бегут весело)
-Что можно составить с ними? (предложения)
-Составьте предложения. Запишите с комментированием.
-Выпишите словосочетание с вопросами.
-Что такое словосочетание? Что не является словосочетание?
— О чем мы с вами говорили на сегодняшнем занятии?
Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Номер урока: № 12
Раздел: Текст. Предложение. Словосочетание
Тема: Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое словосочетание, находить словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слово в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.
Тезаурус: словосочетание, главное и зависимое слово.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
- что такое словосочетание;
- определять словосочетание в предложении;
- определять в словосочетании главное и зависимое слово;
- приводить примеры словосочетаний.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи. Что общее и чем различаются подписи и картинки?
Красный цветок. Красная Шапочка собирает красные цветы.
Проверим: на первой иллюстрации изображён красный цветок. Подпись: два слова, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. На второй иллюстрации изображено, как девочка в Красной Шапочке собирает букет из цветов. Подпись: Красная Шапочка собирает красные цветы. Это предложение.
Сделаем вывод: о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Речь пойдет о словах, связанных друг с другом по смыслу и предложениях.
Тема нашего урока: Словосочетание.
Мы узнаем, что такое словосочетание, как определять слова в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.
В поле созрела густая пшеница.
Определим в этом предложении главные члены и второстепенные члены предложения.
В этом предложении идёт речь о пшенице. Что? Пшеница. Это подлежащее. Подчеркнём слово пшеница одной чертой. О пшенице говорится, что она созрела. Пшеница (что сделала?) созрела. Созрела – это сказуемое. Подчеркнём слово созрела двумя чертами. Главные члены предложения – пшеница созрела.
Определим второстепенные члены предложения.
Найдем второстепенный член предложения, который относится к подлежащему. Пшеница (какая?) густая. Найдём второстепенный член предложения, который относится к сказуемому. Созрела (где?) в поле.
Мы выписали два словосочетания:
- Пшеница (какая?) густая.
- Созрела (где?) в поле.
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Созрела (где?) в поле
Над главным словом в словосочетании ставится знак X , а связь главного слова с зависимым осуществляется с помощью вопроса.
Обратим внимание, что подлежащее и сказуемой словосочетанием не являются.
- Прочитайте. Допишите, чтобы высказывание было верным.
________________ – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
- Прочитайте. Укажите словосочетания.
Жёлтые листья закружились в воздухе.
- Листья (что сделали?) закружились.
- Закружились (где?) в воздухе.
- Листья (какие?) жёлтые.
- Прочитайте предложение.
Кузнечики весело стрекочут в траве.
Допишите так, чтобы получилось словосочетание.
Стрекочут (как?) _________
Стрекочут (где?) _____________
- Прочитайте. Укажи словосочетания.
2. солнце скрылось,
3. скрылось за тучами,
2. Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.
- Лес (какой?)густая