- Словосочетание как синтаксическая единица
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Что такое словосочетание и какие слова таковыми являются
- Разновидности словосочетаний
- Способы связи слов в словосочетании
- Синтаксический разбор словосочетания
- Отличие словосочетания от сочетания слов
- Свободные и несвободные словосочетания
- Что не является словосочетаниями
- 🔍 Видео
Видео:Как сжать текст на одну страницу ➤ Возможности WordСкачать
Словосочетание как синтаксическая единица
Работа ученицы 8 класса. Тема «Словосочетание как синтаксическая единица». Была представлена на муниципальной научно-практической конференции «Интеллектуалы 21 века» в номинации «Первые шаги в науку». Результат: 3 место.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Sklyar_A.rar | 106.97 КБ |
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Предварительный просмотр:
II муниципальная научно – практическая конференция «Интеллектуалы XXI века»
Словосочетания как синтаксическая единица
ученица 8 «В» класса
учитель русского я зыка
г. Балаково 2010 г.
Проблема словосочетаний в русской грамматике.
Словосочетание как синтаксическая единица.
- Три важных правила соединения слов в словосочетание.
- Виды подчинительной связи.
- Соединения слов, не являющиеся словосочетаниями.
- Словосочетание и культура речи.
Вопрос о словосочетании решается по-разному.
Слову свойственно лексическое значение. Но слова имеют и грамматическое значение. Обладая ими, слово способно объединиться с другими словами, включиться в предложение. Но прежде всего способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании.
Термин «словосочетание», казалось бы, объясняет себя сам: это сочетание знаменательных слов (не менее двух), которые образуют более сложную единицу языка, чем слово. Но на самом деле за этим «простым» термином скрывается много вопросов.
Предметом данной работы явилось словосочетание как синтаксическая единица. Цель исследования — выяснить:
-можно ли соединять любое слово с другим?
-как объединить два слова в одно словосочетание?
-всякое ли объединение знаменательных слов образует непременно словосочетание?
Проблема словосочетаний в русской грамматической науке имеет давнюю историю. В первых трудах по грамматике основным содержанием синтаксиса считалось учение о «словосочетании», т. е. о соединении слов в предложении. Уже в «Русской грамматике» А.Х. Востокова дается довольно подробное описание системы словосочетаний русского языка. Однако в работах последующих исследователей проблема словосочетаний отодвигается на задний план, поскольку в середине XIX в. главным предметом синтаксиса стало предложение. Интерес к проблеме словосочетаний возрождается в конце этого века, и она становится центральной в лингвистической системе Ф.Ф. Фортунатова и его учеников. Синтаксис стал рассматриваться как учение о словосочетании, а предложение – как один из видов словосочетания. А.А. Шахматов разграничивал синтаксис словосочетаний, который занимается в основном второстепенными членами предложения в их отношении к главным членам или во взаимном отношении друг к другу, и синтаксис предложения, который занимается главными членами в их отношении к предложению или во взаимном отношении друг к другу. Предложение, по А.А. Шахматову, тоже является словосочетанием, но словосочетанием законченным, а остальные словосочетания характеризуются как незаконченные, которые выделяются из предложения (учение о законченных и незаконченных словосочетаниях первоначально было сформулировано Ф.Ф. Фортунатовым).
Иное решение проблемы выдвинул В.В. Виноградов, исходя при определении словосочетания не из предложения, а из слова. В отличие от предложения, являющегося единицей сообщения, коммуникативной единицей, словосочетание представляет собой единицу называния, номинативную единицу, которая наряду с отдельным словом входит в состав предложения, выполняя лексико-семантическую функцию сложного наименования предметов и явлений. «Язык неистощим в соединении слов», — так сказал о богатых возможностях
сочетаемости слов А.С. Пушкин.
Действительно, сочетаемость – одно из фундаментальных понятий языковой системы. Поскольку отражает синтагматические* свойства языковых единиц. Сочетаемость всегда связана с согласованием двух слов, которое позволяет раскрыть, с одной стороны, лексическую сущность данного словоупотребления, а с другой стороны, — синтаксические отношения в словосочетании.
Из сказанного следует, что проблемы, связанные со словосочетанием (их объем, границы, возможности сочетаемости лексических единиц и т.д.), не решены до конца и продолжают развиваться в современной лингвистике.
Рассмотрим на примерах.
Возьмем слово словарь. Как существительное это слово может сочетаться с прилагательными – определениями, которые называют разные признаки этого предмета: размер : словарь (какой?) большой, маленький, карманный и т.п .
назначение: словарь (какой?) толковый, фразеологический, орфографический и т.п .
Соединяясь с прилагательными, существительное образует словосочетание. Если из каждого ряда определений возьмём по одному слову (с указанием одного, определённого, признака), то у нас получится сложное словосочетание:
Большой толковый новый словарь .
Как бы ни была велика эта цепочка (главное слово +1,2,3…зависимых) – это всего лишь словосочетание, хотя и сложное, а не предложение, так как мы только называем явления (предмет), но ничего о нем не сообщаем. В этом словосочетание
сближается со словом.
* Синтагматический – соотносящийся по значению с существительным.
Как видно из примеров, слово словарь достаточно свободно соединяется (сочетается) с разными прилагательными, образуя свободные словосочетания. Однако свобода эта относительна. Если мы возьмем ряд прилагательных: вкусный, интересный, прекрасный, эрудированный, длинный, быстрый, зимний , то окажется, что из этого ряда только прилагательные интересный и прекрасный могут сочетаться со словом словарь .
Что же ограничивает свободу сочетаемости, свободу «свободных словосочетаний»? Почему можно сказать глаза (какие? – цвет ) синие, карие, черные, серые, зеленые , но нельзя оранжевые, лимонные, апельсиновые и т.п .; глаза (какие? – форма) – большие, круглые и даже (в переносном значении) квадратные , но не ромбовидные и не треугольные; нельзя сказать овальные глаза, но можно миндалевидные и т.п.?
Как видно из примеров, при образовании словосочетания прежде всего учитывается грамматическая принадлежность главного (стержневого) и зависимого слова к частям речи: прилагательное сочетается (согласуется) с существительным; глагол сочетается (управляет) с существительным; наречие сочетается (примыкает) с глаголом (смысловая связь). Кроме того, возможность сочетаемости/несочетаемости слов определяется логико-смысловыми отношениями, а в некоторых случаях и традициями ( ср.: карие глаза, вороной или каурый конь, гашеная известь, гашеная марка, облигация и т.д.)
Следовательно, словосочетание как синтаксическая единица обладает тремя необходимыми признаками:
- компоненты словосочетания – только самостоятельные части речи;
- один из компонентов зависит от другого;
- словосочетание имеет систему форм – парадигму*, образованную формами главного слова. Поэтому в словосочетании выделяется его начальная форма, образованная начальной формой главного слова.
Итак, объединение слов в словосочетание происходит не стихийно, а закономерно.
Объединяясь в словосочетания, слова «присматриваются» к лексическому значению
*Парадигма – система форм изменяющегося слова.
друг друга, определяют возможность лексической сочетаемости. От чего же зависит лексическая сочетаемость слов?
П р а в и л о п е р в о е: соединяться в словосочетание могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности. Дерево может быть высоким и низким, хвойным и лиственным, но не может быть шерстяным или кирпичным; нельзя пить камень, пилить вату или сушить облака . Так не бывает в жизни, поэтому не образуются такие словосочетания.
П р а в и л о в т о р о е: необходимо учитывать особенности лексических значений слов. Например, и дерево, и платье можно измерить, но почему-то дерево мы назовем высоким (или низким), а платье – длинным (или коротким).
Когда соединяются слова, лексическая сочетаемость которых невозможна, возникает речевая ошибка. Например , «лобастый затылок», «меньшая половина».
П р а в и л о т р е т ь е: соединяя слова, надо помнить о языковых традициях. В русском языке не принято называть глаза и волосы коричневыми: о глазах скажут карие, о волосах – каштановые или (если они светло – коричневые) русые.
Что же необходимо для того, чтобы слова соединились?
Слова в словосочетании объединены подчинительной связью: в любом словосочетании есть главное слово и зависимое. Согласование, управление, примыкание – основные виды подчинения.
При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова, например: интересное занятие (Им.п.), интересным занятием (Т.п.), об интересном занятии (П.п.)
Средством связи при согласовании является окончание зависимого слова. В словосочетании золотая осень окончание имени прилагательного – ая указывает на его зависимость от главного слова в падеже (именительный), числе (единственное), в роде (женский). В словосочетании бабушкин сад согласование притяжательного прилагательного с именем существительным (в падеже, роде, числе) выражается нулевым окончанием зависимого слова (бабушкин ) . Только окончание связывает зависимое слово с главным, но связь эта очень прочная, потому что она оказывается двойной (падеж, число) или даже тройной (падеж, число, род).
Управление – это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует употребления зависимого в определенном падеже с предлогом или без предлога, например: написание реферата, работа над проблемой, интерес к предмету.
Средством связи при управлении выступает не только падежное окончание зависимого имени существительного, но и предлог. Потому и управление бывает беспредложным и предложным. Примеров беспредложного управления много (решать задачу, избегать опасности, идти полем ). А вот словосочетания, в которых управление выражено только предлогом, встречаются не так часто: лишь в тех случаях, когда в роли зависимого слова выступает несклоняемое имя существительное ( разговаривать с конферансье, расспрашивать о колибри, подойти к метро). У таких слов нет падежных окончаний. Однако несклоняемое существительное, как и любое другое, может быть управляемым, то есть стоять в косвенном падеже, и предлог нередко помогает ему выразить падежное значение.
Примыкание – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово, не имея форм словоизменения, присоединяются к главному слову по смыслу, например : стараться учиться, чтение вслух, очень хорошо .
В словосочетаниях с примыканием слова связываются по смыслу, при этом учитывается грамматическое значение слова. Однако и порядок слов здесь тоже небезразличен: и он помогает неизменяемому слову соединиться с главным. Одни примыкающие слова предпочитают стоять перед главным (например, качественные наречия на -о, -е: быстро бегать, искренне радоваться ), другие – после главного (прочие наречия, деепричастия, инфинитив: понимать по – своему, идти прихрамывая, готовность помочь).
Не любое сочетание слов можно считать словосочетанием. Так из сочетаний новый ученик, работает во время каникул, во время каникул, работает и учится, ученик читает только два первых являются словосочетаниями, то есть имеют все три признака: каждое из слов является самостоятельной частью речи, одно из слов зависит от другого, словосочетание имеет парадигму. Сочетание во время каникул не имеет первого признака (во время – предлог, то есть служебная часть речи), сочетание работает и учится – второго (слова не зависят друг от друга), ученик читает – третьего.
Опираясь на третий признак, мы можем объяснить, почему сочетание подлежащего и сказуемого, то есть грамматическая основа предложения, не признается словосочетанием. Как известно, в сочетании подлежащего со сказуемым грамматически главным словом является подлежащее (в нашем примере — ученик). Если перед нами словосочетание, то главное слово может стоять в любой из своих форм, образуя парадигму словосочетания. Однако изменить падежную форму слова ученик в сочетании ученик читает невозможно. Следовательно, это сочетание не является словосочетанием, как и любое сочетание «подлежащее + сказуемое».
Не являются словосочетаниями в терминологическом значении этого слова группа однородных членов (сочинительное сочетание), так как она не является «распространенным словом», т.е. сложным наименованием явлений объективной действительности. Сочинительные сочетания образуются из слов с формальной неподчинённостью. Сочинительные ряды не являются словосочетаниями, они входят в словосочетание как его компоненты. Например: (Лес и поле) зазеленели. В предложении одно предикативное сочетание. Первый его компонент составляет подчинительный ряд слов. Это выражено грамматическими средствами – окончанием глагола – сказуемого в форме множественного числа. Из предложения (Мягкий и пушистый) снег падает на землю можно вычленить следующие словосочетания: мягкий и пушистый снег, падает на землю. Мягкий и пушистый – эти определения однородны, поэтому употребляются вместе.
Значит, словосочетание — это не простое соединение слов, а особая единица языка, выступающая как сложное название, это смысловое и грамматическое объединение двух или нескольких знаменательных слов, выраженное с помощью подчинительной связи.
А теперь несколько слов о том, какую большую роль играет в речи маленькое словосочетание – минимальная единица синтаксиса. Где уж ей, казалось бы, тягаться с такими гигантами, как, например, сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. А между тем … Именно в словосочетании реализуется сочетаемость слов. Иными словами, оттого как мы строим словосочетание, зависит правильность, точность, чистота нашей речи. Но это не все. Подумаем, что вспоминаем мы, например, говоря о пейзажной поэзии Пушкина? Ну, конечно же, замечательный образ – «в багрец и золото одетые леса». А это в синтаксическом плане не что иное, как распространенное словосочетание. Маленькое словосочетание заключает в себе, фокусирует богатство, образность речи, её художественную выразительность. Иначе говоря, употребление словосочетания вбирает в себя все, что входит в понятие культура речи.
В наши дни стала очень распространённой ошибка, в результате которой возникает смешение моделей управления. Так, в предложении «Далее идет описание о том, что было до этого» соединены в одну две модели управления: «далее написано о том, что…» и «далее идёт описание того, что…».
Строя фразу, нужно внимательно следить за тем:
- какой тип управления (предложное или беспредложное) следует выбрать;
- какой предлог нужно употребить после выбранного вами слова;
- какой падеж нужен в этой конструкции.
Избежать ошибок, вызванных смешением моделей управления, нелегко. Но ведь это наш с вами язык, он подарен нам нашими предками. Стоит ли его так бездумно разрушать?
Существует группа глаголов, которые мы ежедневно употребляем. Тем не менее, каждый раз мы испытываем определённые трудности при построении фразы. Для этого важно помнить: с каким предлогом и в каком падеже следует употребить слово после данных ниже глаголов.
Обратимся к таблице, в ней представлены глаголы, которые вызывают трудности при выборе падежной формы управляемого слова.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Как разделить текст на колонки в Ворде ➤ Возможности WordСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:Простая схема как правильно строить предложения в английскомСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Как в экселе сделать две строки в одной ячейкеСкачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать
Что такое словосочетание и какие слова таковыми являются
Словосочетание – синтаксическая единица, которая представляет собой соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Словосочетания объединяют два или несколько слов по смыслу или грамматически. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому, например: мяч (к а к о й?) круглый, а грамматическая связь слов в словосочетаниях выражается с помощью окончания или предлога и окончания, например: летними вечерами (при помощи окончаний); побывать в Египте (при помощи предлога и окончания).
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Разновидности словосочетаний
Принято считать, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так так это грамматическая основа предложения, но в эпистемологии лингвисты все же относят сочетание подлежащего и сказуемого к так называемому предикативному словосочетанию. В школьной программе принято за догму, первое утверждение.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.
Следует помнить, что словосочетания могут быть:
- неделимыми: они в предложении являются одним членом предложения: Великая Отечественная война, Герой России, мать с отцом, пятеро медвежат, кружка молока и т.п.;
- синонимичными: это словосочетание типа «существительное + существительное» и «существительное + прилагательное»: снежная (какая?) баба — баба(какая?) из снега; спортивный (какой?) зал — стадион (какой?) для спорта.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Способы связи слов в словосочетании
Значения словосочетаний связаны с их строением, они могут указывать:
- на предмет и его признак (холодный дождь, бодрый вид);
- на действие и предмет, на который это действие переходит (смотреть кино, петь песни);
- на действие и его признак (говорить вполголоса, выглядеть прекрасно).
Слова в словосочетании связываются следующими способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.
Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн.ч„ род.п., как и главные слова).
Если изменяется форма главного слова, то изменяются и формы зависимого слова. Например: нежными руками, о добрых глазах, ласковым словам. Как правило, главное слово при этом способе связи выражено существительным, а зависимое — прилагательным, причастием, местоимениями, порядковым числительным.
Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: поехал к морю, поеду к морю, поехавший к морю.
При управлении главное слово может быть чаще всего выражено глаголом, существительным, а зависимое — существительным или местоимением.
Примыкание — это способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связано с главным только по смыслу.
Главное слово при примыкании может быть выражено глаголом, наречием, прилагательным, причастием, но зависимое слово — только наречие, деепричастие и инфинитив: постоянно ухаживать, по-матерински нежно, по- осеннему холодный, ухаживающий долго, учить рисовать, смотрел улыбаясь.
Видео:Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать
Синтаксический разбор словосочетания
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).
I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
III. Определить грамматическое значение словосочетания.
Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).
Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.
Пример:
Мальчик с восторгом говорил о своей школе.
Устный разбор
В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.
1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.
2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).
3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).
Письменный разбор
Отличие словосочетания от сочетания слов
Следует различать словосочетания и сочетания слов:
Видео:Предложение и словосочетаниеСкачать
Свободные и несвободные словосочетания
В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово — свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).
В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).
Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:
- с главным словом существительным, например: большинство (меньшинство, часть, группа, сотня и т. д.) жителей, машин и т. д.;
- с главным словом числительным, например: кто-то (кто-нибудь, каждый, никто) из нас, что-то сказанное, все хорошее, мы с друзьями и т. д.;
- с главным словом числительным, например: три тополя, трое друзей, один из нас, десять лет и т. д.;
- с главным словом много, мало, столько, сколько, несколько, более (больше), менее (меньше): много песен, более ста человек, столько впечатлений, несколько вариантов и т. д.
Видео:Как объединить текстовые данные из различных ячеек Excel в одной ячейкеСкачать
Что не является словосочетаниями
Не всякое сочетание слов представляет собой синтаксическую единицу словосочетания.
🔍 Видео
Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать
Связь слов в предложении #словоСкачать