- Как научить находить словосочетания в предложении
- Статья:
- 1. Не знают, что такое словосочетания.
- 2. Не умеют находить слово, от которого надо задавать вопрос.
- 3. Не знают, что главные члены предложения словосочетанием не являются.
- Как научить выписывать словосочетания
- Словосочетание: примеры, как определить в предложении
- Функции словосочетания
- Как определить словосочетание
- Отличительные признаки словосочетания
- Простые и сложные
- Глагольные, именные и наречные
- Неделимые словосочетания
- Виды связи слов в словосочетании
- В чём отличие предложения от словосочетания
- Как распознать словосочетания в предложении
- Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении
- 📹 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Как научить находить словосочетания в предложении
Аннотация: Словосочетания — тема, которую часто бывает сложно понять детям
Статья:
Словосочетания — тема, которую часто бывает сложно понять детям. Но тема эта важна. Потому, что она тесно связана с разбором предложения по членам. Почему дети допускают ошибки, когда выписывают словосочетания? Я вижу три основные причины:
1. Не знают, что такое словосочетания.
Словосочетание — сочетание слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически (т. е. с помощью окончания и предлога).
Например, в словосочетании «к высокому дому» зависимое слово (высокому) стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное (дому).
2. Не умеют находить слово, от которого надо задавать вопрос.
В любом словосочетании есть главное слово (то, от которого мы задаём вопрос) и зависимое слово (то слово, к которому мы задаём вопрос).
3. Не знают, что главные члены предложения словосочетанием не являются.
Очень часто в качестве словосочетания дети выписывают подлежащее и сказуемое. И это очень грубая ошибка.
Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются, т.к. среди них нет главного и зависимого слова.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Как научить выписывать словосочетания
Выпишем словосочетания из предложения В соседнем саду распустились красивые цветы.
1. Выделяем грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое).
2. Проверяем, можно ли задать вопрос от подлежащего к другому слову (члену предложения?).
От слова «цветы» можно задать вопрос к слову «красивые». Это и будет словосочетание. Выписываем словосочетание:
3. Проверяем, можно ли задать вопрос от сказуемого.
От слова «распустились» можно задать вопрос к слову «в саду».
4. Теперь проверяем, можно ли задать вопрос от одного второстепенного члена предложения к другому. В нашем предложении это сделать можно:
О том, как научить ребенка разбирать предложения по членам, можете прочитать здесь.
Видео:ЗА ТРИ МИНУТЫ ИЩЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАСкачать
Словосочетание: примеры, как определить в предложении
В русском языке две основных единицы синтаксиса. Это словосочетание и предложение, отличающиеся друг от друга строением и функциями.
Видео:СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Функции словосочетания
Каждая лексическая или синтаксическая единица выполняет в речи определённые задачи. У словосочетания их две.
- Уточняет информацию. Отдельное слово называет действие, признак, предмет или количество, но не передаёт их особенностей. Для создания чёткого образа требуется пояснение.
дом | характеристика предмета отсутствует, создание образа затруднено |
высокий дом | появление уточняющих понятий конкретизирует образ |
деревянный дом | |
бабушкин дом | |
старый дом | |
дом отдыха |
- Служит материалом для построения предложений. С присоединением к подлежащему и сказуемому зависимых слов предложение становится распространённым, более информативным.
Подлежащие и сказуемое | Зависимые слова | Более информативное предложение |
Шёл дождь. | дождь (какой?) тёплый | Прошлой ночью шёл первый тёплый весенний дождь. |
дождь (какой?) первый | ||
дождь (какой?) весенний | ||
шёл (когда?) ночью | ||
ночью (какой?) прошлой | ||
дождь (какой?) нудный | Целую неделю в городе шёл нудный моросящий дождь. | |
дождь (какой?) моросящий | ||
шёл (где?) в городе | ||
шёл (как долго?) неделю | ||
неделю (какую?) целую |
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Как определить словосочетание
Термин «словосочетание» указывает на значение: сочетание слов. То есть элементов предполагается больше одного. Первая определяющая характеристика:
- Состоит из двух или более слов.
Но словосочетание – это не любой набор лексем.
- Из-за тучи зелёный семнадцать – слов четыре, однако связь между ними отсутствует. Ни лексические значения, ни грамматические формы не сочетаются.
- О сапожном леопарде – грамматических противоречий нет, но смысла также: лексические значения элементов несоединимы.
- Синяя тетрадками – лексическая сочетаемость не нарушена, грамматическая связь отсутствует.
Три приведённых примера доказывают вторую определяющую характеристику;
- Слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.
Характеристика требует примечания: присоединить с помощью грамматической связи неизменяемую часть речи невозможно, следовательно, остаётся смысловая.
Из двух характеристик складывается общее определение:
Словосочетание – синтаксическая конструкция из двух или более значимых элементов, соединённых смысловой, в большинстве случаев грамматической, а в устной речи и интонационной связью.
Видео:Учимся находить словосочетания в предложении ЧАСТЬ 1. Что такое словосочетаниеСкачать
Отличительные признаки словосочетания
- Словосочетание имеет в составе более одной самостоятельной части речи.Составные формы – например, времени и наклонения глагола, степеней сравнения прилагательного и наречия – конструкциями из двух разных частей речи не являются:
- будут знать – глагол в будущем времени;
- пусть светит – глагол в повелительном наклонении;
- более сильно – наречие в сравнительной степени;
- самый известный – прилагательное в превосходной степени.
Идиома (устойчивое словосочетание), имеющая общие признаки со словом, также считается единым целым.
- Мать, скрепя сердце, согласилась (против воли).
- Сосед бросил работу и вскоре окончательно дошёл до ручки (опустился).
- Словосочетание состоит из двух частей (главного и зависимого слова), соединённых подчинительной связью. Зависимое слово отвечает на вопрос, поставленный от главного:
- садом (каким?) цветущим
- отправились (куда?) на прогулку
- работал (как?) молча
Подчинительной связью не соединяются:
Подлежащее и сказуемое | небо потемнело |
падает снег | |
лектор начал рассказывать | |
Однородные члены предложения | хотеть и мочь |
быстрее, выше, сильнее | |
вчера, сегодня, завтра |
Основой классификации словосочетаний служат:
- значение словосочетания (предмет и его признак, действие и его признак, действие и предмет, признак и его степень);
- структура (простые и сложные);
- способ выражения главного слова (глагольные, именные, наречные).
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Простые и сложные
Конструкции, состоящие из двух слов, называются простыми:
- лепить из пластилина
- зимний пейзаж
- смотреть внимательно
При их распространении новыми зависимыми словами получаются сложные:
Простые | Сложные |
серая река | серая от дождя река |
идти по тропинке | идти по узкой лесной тропинке |
В составе сложной синтаксической единицы выделяется несколько простых, служащих её составными элементами:
Мишин новый игрушечный автомобиль | Мишин автомобиль |
новый автомобиль | |
игрушечный автомобиль | |
надеть старое пальто брата | надеть пальто |
старое пальто | |
пальто брата |
Видео:Как находить словосочетания в предложении. Урок 2.Скачать
Глагольные, именные и наречные
Названия групп определяются частью речи, выступающей в роли главного слова.
Главные слова выражаются:
- именными частями речи;
- глаголами;
- наречиями.
Группы | Главное слово | Примеры |
Именные | Имя существительное | тема урока, свежие овощи |
Имя прилагательное | слишком нерешительный, тяжело больной | |
Имя числительное | три апельсина, семеро козлят | |
Местоимение | некто неизвестный, что-то умное | |
Глагольные | Глагол | выполнять просьбу, искусно шить |
Деепричастие | увидев друга, зная ответ | |
Причастие | сработанный мастером, громко певший | |
Наречные | Наречие | очень далеко, совсем непонятно |
Видео:Учимся правильно выписывать словосочетания из предложенияСкачать
Неделимые словосочетания
Неделимыми называются сочетания слов, разбитие которых ведёт к утрате смысла. Неделимая конструкция целиком отвечает на вопрос, является одним членом предложения.
- В теплице поспело четыре огурца .
Подлежащее выражено неделимым сочетанием «четыре огурца». Удаление любого слова делает его бессмысленным:
- В теплице поспело четыре … . В теплице поспело … огурца.
Синтаксически неделимые конструкции подразделяются на группы по значению и составу:
- Количественно-именные. Главное слово в них обозначает точное или неопределённое количество, меру, ёмкость, объём.
- Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
- Отмерьте полтора метра верёвки.
- Принеси дедушке стакан воды.
- Избирательные – зависимое слово употреблено с предлогом из и подчинено местоимению или числительному.
- Что-то из приготовленного придётся оставить.
- Двое из ребят отказались продолжать прогулку.
- Кто из учеников не решил задачу?
- Со значением совместного действия.
- Бабушка с внучкой затеяли уборку квартиры.
- Папа с мамой опять помирились.
- Петя с другом сделали модель самолёта.
Подлежащее со значением совместности требует множественного числа сказуемого:
- Жили-были старик со старухой .
Единственное число сказуемого указывает на выражение подлежащего отдельным словом:
- Старик со старухой не посоветовался .
- Составные формы сказуемого.
- Буря начала стихать .
- Марина собирается стать художником .
- Нечленимые названия.
- Нижний Новгород празднует День города.
- Театр поставил «Бориса Годунова».
- Фразеологизмы – выражения, обладающие устойчивым значением.
- Николай оказал коллеге медвежью услугу.
- Ахиллесовой пятой Анны Степановны стал недостаток образования.
- Относящиеся к словам, требующим конкретизации.
- Котёнок с белыми лапками вырастет ловким охотником.
- Женщина с усталыми глазами сидела у окна.
- Малыш в пушистой шубке тянул санки.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Виды связи слов в словосочетании
Слова в составе сочетания связываются тремя способами:
При согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже, зависимое ставится в грамматическую форму главного:
- в соседнем доме (мужской род, единственное число, предложный падеж);
- чайными ложками (множественное число, творительный падеж; во множественном числе по родам прилагательные не изменяются).
При втором виде связи главные слова управляют в словосочетаниях зависимыми, требуя от них определённой формы, не совпадающей с собственной:
Неизменяемые части речи не имеют других форм, согласованию и управлению не поддаются. Способны примыкать – присоединяться так, как пишутся всегда.
- Поют фальшиво;
- Научился летать.
Вид связи | Признаки | Зависимое слово | Примеры |
Согласование | При изменении главного слова изменяется зависимое: диких животных. | Отвечает на вопрос «какой?»: | |
прилагательное | полная луна | ||
причастие | сданный зачёт | ||
местоимение | наш двор | ||
порядковое числительное | седьмой этаж | ||
Управление | При изменении главного слова зависимое остаётся неизменным: отвечаешь собеседнику. | Существительное или выполняет функции существительного. | крылья бабочек лечить больных |
Примыкание | Зависимое слово неизменяемо. | наречие | виден издалека |
деепричастие | читать лёжа | ||
инфинитив | умею рисовать |
Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать
В чём отличие предложения от словосочетания
Предложение отличается от словосочетания следующими признаками.
- Выражает законченную мысль:
- Как найти районную библиотеку? – найти библиотеку.
- Даль скрыта густым туманом. – густым туманом.
- Девочка лукаво улыбалась гостям. – лукаво улыбалась.
- Имеет грамматическую основу:
- Сегодня полнолуние . – полная луна.
- С самого утра подморозило . – крепко сковать.
- Может состоять из одного слова:
- Мороз ! – крепкий мороз.
- Рассвело . – почти рассвело.
- Холодно . – холодно взглянул.
- Допускает использование сочинительной связи:
- Светловолосый человек в чёрном плаще открыл калитку. – между подлежащим и сказуемым ( человек открыл ).
- Хозяйка несла домой сливочное масло , квашеную капусту и бублики с маком. – между однородными членами ( масло , капусту , бублики ).
- Наступил поздний вечер , и окна деревенских домиков погасли . – между простыми предложениями в составе сложного ( вечер наступил , и окна погасли ).
Словосочетание имеет смысловую незавершённость, состоит из нескольких слов, связанных подчинительной связью, в нём отсутствует грамматическая основа.
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Как распознать словосочетания в предложении
Чтобы понять, какие словосочетания входят в состав предложения, используется следующий алгоритм:
- Найти и исключить не являющиеся словосочетаниями конструкции: грамматическую основу предложения, ряды однородных членов, вводные слова, обращения, фразеологизмы, сочетания служебных частей речи с самостоятельными.
- Выбрать слово из второстепенных членов предложения.
- Найти, к какому слову оно относится.
- Связать главное и зависимое слово вопросом.
- Поступить аналогично со всеми второстепенными членами.
Разберем пример. Владимир , вероятно, с трудом узнавал давно знакомую, но сильно изменившуюся улицу.
- Владимир узнавал – грамматическая основа, к словосочетаниям не относится.
- Вероятно – вводное слово, синтаксически не связано с остальными членами предложения.
- Узнавал (как?) с трудом (глагол + наречие, глагольное, действие и его признак, примыкание).
- Узнавал (что?) улицу (глагол + существительное, глагольное, действие и предмет, управление).
- Улицу (какую?) знакомую (существительное + прилагательное, именное, предмет и его признак, согласование).
- Знакомую (как долго?) давно (прилагательное + наречие, именное, признак и его степень, примыкание).
- Улицу (какую?) изменившуюся (существительное + причастие, именное, предмет и его признак, согласование).
- Изменившуюся (насколько?) сильно (причастие + наречие, глагольное, признак и его степень, примыкание).
Последовательная связь слов в предложении представлена в схеме:
Слова, соединённые на схеме стрелками, образуют словосочетания.
Словосочетание – первичная синтаксическая единица, объединяющая в своём составе лексические элементы. Служит материалом для построения более крупных конструкций (предложений). Совокупность лексических и синтаксических единиц и способов их взаимодействия образует язык – средство сохранения и передачи информации, силу, сплавляющую народ в единое целое.
Видео:Учимся находить словосочетания в предложении ЧАСТЬ 2. Работа с предложениемСкачать
Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке вы познакомитесь со словосочетанием и узнаете, из любых ли слов можно составить словосочетания. Потренируетесь в выделении словосочетаний из предложения и в составлении словосочетаний. Будете учиться постановке двух видов вопросов: смысловых и падежных.
📹 Видео
Словосочетания в предложенииСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
РЯ2 Как найти словосочетание в предложенииСкачать
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемоеСкачать
Как найти подлежащее и сказуемое в предложении. Обучающее видео по русскому языку. Часть 1.Скачать
Схема предложенияСкачать
Предложение и словосочетаниеСкачать