- Сочетаемость словосочетания «речевое клише»
- Сочетаемость слова «речевой»
- Сочетаемость слова «клише»
- Ассоциации к слову «речевой»
- Ассоциации к слову «клише»
- Синонимы к словосочетанию «речевое клише»
- Предложения со словосочетанием «речевое клише»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «речевое клише»
- Значение словосочетания «речевое клише»
- Афоризмы русских писателей со словом «речевой»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение словосочетания «речевое клише»
- Предложения со словосочетанием «речевое клише»
- Что такое речевые канцеляризмы, штампы и клише: как найти и устранить
- Что такое канцеляризмы, клише и штампы в речи
- Примеры канцеляризмов и чем заменить
- Примеры речевых клише и чем заменить
- Примеры речевых штампов и чем заменить
- Почему в тексте появляются канцеляризмы и штампы
- Как найти канцеляризмы, штампы и клише
- Как избавиться от речевых штампов
- Коротко о главном
- Полезное видео о речевых канцеляризмах, штампах и клише
- Билеты по профессиональному русскому языку
- 💥 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Сочетаемость словосочетания «речевое клише»
Сочетаемость слова «речевой»
Сочетаемость слова «клише»
Ассоциации к слову «речевой»
Ассоциации к слову «клише»
Синонимы к словосочетанию «речевое клише»
Предложения со словосочетанием «речевое клише»
- Если только знакомитесь с будущим бизнес-партнёром, то постарайтесь, чтобы он почувствовал, что это знакомство для вас действительно приятно, оживите своими эмоциями речевое клише.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «речевое клише»
- Был зимний короткий петербургский вечер. Стало темнеть. Зажгли лампу. Эрнестина Эрнестовна, низко склонившись под разноцветным абажуром, прилежно сшивала какие-то яркие куски блестящей материи. Цирковые сами себе мастерят почти все необходимое для цирка: женщины вяжут трико и шьют костюмы. Мужчины приготовляют «реквизит» — всякие вещи, нужные при выходе; иные из них даже вырезывают перочинным ножом деревянные клише для газетных объявлений.
Значение словосочетания «речевое клише»
Клише́ (от фр. cliché) — речевой оборот, шаблонная фраза, речевой штамп, легко воспроизводимые в определённых условиях и контекстах. Клише образует конструктивную единицу со своей семантикой. Клише являются готовыми речевыми формулами, способствующими облегчению процесса коммуникации и соответствуют психологическим стереотипам. (Википедия)
Афоризмы русских писателей со словом «речевой»
- литературный язык хотя черпали из речевого языка трудовых масс, резко отличается от своего первоисточника, потому что, изображая описательно, он откидывает из речевой стихии всё случайное, временное и непрочное, капризное, фонетически искаженное, не совпадающее по различным причинам с основным «духом», то есть строем общеплеменного языка.
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение словосочетания «речевое клише»
Клише́ (от фр. cliché) — речевой оборот, шаблонная фраза, речевой штамп, легко воспроизводимые в определённых условиях и контекстах. Клише образует конструктивную единицу со своей семантикой. Клише являются готовыми речевыми формулами, способствующими облегчению процесса коммуникации и соответствуют психологическим стереотипам.
Предложения со словосочетанием «речевое клише»
Если только знакомитесь с будущим бизнес-партнёром, то постарайтесь, чтобы он почувствовал, что это знакомство для вас действительно приятно, оживите своими эмоциями речевое клише.
Да можно привести ещё несколько речевых клише из того словесного мусора, с которым не позорно обратиться к такому субъекту, как я, видя как нагруженный объёмной художественной поклажей, я стремлюсь пристроиться в хвост толпе, текущей по направлению к метро.
Для корректного ведения дискуссии на английском языке учащиеся используют опорные схемы, содержащие специальные речевые клише.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Что такое речевые канцеляризмы, штампы и клише: как найти и устранить
Штампы – это надоевшие всем слова и выражения, потерявшие свою уникальность и смысл. Клише – это устоявшиеся словосочетания, шаблонные конструкции. Канцеляризмы – это слова и словосочетания, употребляемые в документах. Они уместны в официально-деловом стиле, но не подходят для информационного стиля, то есть их не должно быть в речи копирайтера. Собственно, как и первых двух групп мусорных слов. А теперь разберем все подробнее и с примерами.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Что такое канцеляризмы, клише и штампы в речи
Наверняка, вы уже встречали в ТЗ от заказчика такую формулировку: приведение к хорошему информационному стилю. Что это значит? Это означает, что текст нужно очистить от канцеляризмов, штампов, клише, стоп-слов и другого мусора. Последнему мы уделим внимание в другой статье, а в этой разберем первые три элемента.
Канцеляризмы, клише и штампы – похожие, но разные понятия. Дадим каждому из них определение простыми словами:
Понятие | Определение | Пример употребления (выделено жирным) | Чем заменить |
Клише | Это стереотипы в речи, стандартные словосочетания, слова и предложения. | Клише, штампы и канцеляризмы делают текст скучным и нудным. Из этого следует, что от штампов, клише и канцеляризмов нужно избавляться. | Из-за клише, штампов и канцеляризмов текст становится скучным. Чтобы писать живые тексты, нужно избавиться от мусорных слов. |
Канцеляризмы | Это слова, предложения и словосочетания, присущие деловому стилю. | Недоверие к отзывам в интернете – издержка профессии копирайтера. | Копирайтер знает, что в интернете много заказных отзывов, поэтому настороженно относится ко всем отзывам. |
Штампы в речи | Это избитые выражения, которые не несут смысловой нагрузки. | Я выполню заказ в кратчайшие сроки. | Я напишу статью за 2 дня. |
Канцеляризмы, клише и штампы – это мусорные слова. Они перегружают текст, утяжеляют слог, не несут смысловой нагрузки, нарушают ритм текста и не учитываются поисковыми алгоритмами. Сводите их употребление к минимуму.
Обратите внимание! Штамп – более широкое понятие, чем два других. Иногда писатели называют канцеляризмы и клише штампами.
А теперь разберем еще подробнее примеры слов из каждой группы и варианты замены.
Примеры канцеляризмов и чем заменить
Канцелярит – это язык бюрократов. Вспомните, как выступает перед камерой должностное лицо, например, полицейский, социальный работник или чиновник. Это робот, который говорит сложными словами и будто по сценарию. Как машина. Его речь скучная и непонятная. Потом приходится переводить с русского на русский. Для того, чтобы ваши статьи не приходилось переводить с русского на русский, и нужно находить, заменять или убирать канцеляризмы.
Примеры употребления канцеляризмов в речи:
- осуществляется;
- подвергнуть гибели;
- затяжка ремонта;
- следовательно;
- действительно;
- обнаружил;
- данный;
- является;
- не играет никакой роли;
- производить ремонт;
- за неимением;
- на данном этапе;
- не придал должного значения;
- издержки профессии;
- во избежание;
- заблаговременно и т.д.
Канцеляризмами являются (виды):
- отглагольные существительные (выполнение, примирение, недоразвитие = возвращение глагола для каждого случая);
- имитация действия, или расщепление сказуемого (оказывать помощь = помогать, строить планы = планировать);
- производные предлоги (в силу = потому что, в виду = потому что, за счет = благодаря, с целью = для того, чтобы, по причине = из-за);
- страдательный залог (нужно сделать = сделайте, нами были выявлены = мы выявили);
- шаблоны (на сегодняшний день, все идет по плану, имеет место быть);
- цепочка из существительных (увеличение индекса читабельности текста достигается за счет удаления мусорных слов = чтобы улучшить индекс читабельности, нужно найти и удалить мусор).
Примеры слов-канцеляризмов и варианты, чем их заменить (листайте галерею картинок):
Пример речи с канцеляризмами:
Еще один пример употребления канцеляризмов в тексте и достойной замены:
Еще один интересный пример употребления канцеляризмов (правильнее сказать так:
«Я – жилец этого дома»):
Интересно! Понятие «канцелярит» было введено К.И. Чуковским (1962 год, книга «Живой как жизнь»). Поэт сравнил бюрократизм в речи с болезнью языка.
Примеры речевых клише и чем заменить
Примеры устоявшихся слов и словосочетаний (клише):
- в книге исследуется;
- из этого следует, что;
- нельзя не заметить;
- это еще нужно доказать;
- здравствуйте, уважаемые …;
- встреча прошла на высшем уровне;
- о … можно забыть;
- во-первых, …, во-вторых, …;
- ярким примером является;
- никого не хочу обидеть;
- таким образом;
- можно сделать вывод, что …;
- однако;
- итак;
- в настоящее время;
- как мы видим;
- в заключение;
- подытожим и прочее (все перечислить невозможно).
Клише – это все, что убивает уникальность и оригинальность текста. Клише делают статью скучной, обычной, похожей на тысячи других. При злоупотреблении подобными выражениями об авторском стиле можно забыть (оп, клише, но уместное). Не забывайте, что клише – это еще и способ связи между утверждением и аргументом. Нельзя убрать из речи все подобные слова и выражения. Они нужны для поддержания логики изложения.
Чем заменить клише? По возможности убирайте их из текста. Или заменяйте нестандартными, вашими выражениями.
Примеры речевых штампов и чем заменить
Примеры штампов в речи:
- в короткие сроки;
- имеем большой опыт;
- гибкая ценовая политика;
- широкий ассортимент;
- лидер рынка;
- качественные услуги;
- индивидуальный подход;
- нацеленность на результат;
- в свете последних событий;
- уникальная возможность;
- оптимальное соотношение цены и качества;
- является;
- инновационный.
Чем заменить штампы? Штампы, как и клише лучше исключать. Если исключить не получается, то нужно заменит оригинальным словом или словосочетанием. А также нужно сконцентрироваться на пользе и содержании слов. Например, штамп «мы занимаем лидирующие позиции на рынке» замените реальными цифрами, подтверждающими это. А выражение «в кратчайшие сроки» замените информацией о сроках доставки/изготовления заказа/обработки заявки (или что там у вас).
Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Почему в тексте появляются канцеляризмы и штампы
Зачем нужны канцеляризмы, или причины их употребления копирайтерами:
- Наращивание объема. Используя вводные слова и выражения, формы из двух-трех слов, которые можно заменить одним термином, копирайтер наращивает пару килознаков. Пример: «Таким образом, мы с вами видим, что вопреки распространенному мнению о прибыльности работы на фрилансе, заработать здесь бывает весьма непросто». Как изменить: «Уровень дохода на фрилансе зависит от активности и опыта копирайтера. В начале карьеры средний заработок – 10 тыс. рублей в месяц.
- Автоматизация и упрощение работы. Зачем тратить время на поиски интересных фактов, точных данных и статистики, если можно написать: «Уже много лет», «Испокон веков», «Гарантия лучших цен» и т.д.
- Придание солидности тексту и авторитетности автору. Если в тексте мало сути и пользы, то остается брать всякими «обращаю ваше внимание», «довожу до вашего сведения» и т.п.
- Уход от негатива. Например, если человек боится прямо и эмоционально говорить о том, что его беспокоит, то он прячется за мусором: «Таким образом, мы приходим к выводу, что данные из этого источника заставляют усомниться в подлинности действий и обоснованности теорий автора». Почему не сказать, что те-то и те-то факты разоблачают автора/опровергают его теорию?
Канцеляризмы, может быть, и упрощают жизнь копирайтеру, но чтение его статей утяжеляют. Люди не хотят читать такие тексты. А если и начинают читать, то бросают. Они не хотят разбираться в бюрократических и научных терминах. Они хотят быстро получить понятный ответ на свой вопрос. Как вы догадались, извращение канцеляризмами и штампами приводит к снижению поведенческих факторов. Проще говоря, автор теряет аудиторию/работу. Его репутация портится.
Видео:Развитие навыка речи, молчания, слушанияСкачать
Как найти канцеляризмы, штампы и клише
Чтобы найти в тексте канцеляризмы, нужно внимательно вычитывать статью. Правда, на мой взгляд, только профессиональный редактор или корректор может выявить все недочеты. Я же, как и многие другие копирайтеры использую бесплатную программу Главред. Она определяет читабельность текста, находит все мусорные слова и подсказывает, чем их заменить.
Как проверить текст на канцеляризмы через Главред:
- Заходите на сайт Главреда (регистрация не нужна).
- Вставляете текст в поле для проверки.
- Ждете, когда внизу появится цифра.
Хороший показатель – 8+. Если меньше, то лучше доработать.
Чтобы отредактировать текст, наведите курсор на те слова, которые подчеркнуты. Посмотрите комментарий и замените выражение. Пример (листайте галерею):
Еще одна программа-помощник – Словарь канцеляризмов онлайн. Подбор синоним в рамках информационного стиля.
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Как избавиться от речевых штампов
Как улучшить свою речь и тексты:
- Пишите кратко и по существу. Знаю, иногда хочется добавить штамп для красоты, плавности перехода. Добавляйте, но не злоупотребляйте.
- Заменяйте избитые выражения мощными уникальными и современными аналогами, подбирайте синонимы, придумывайте свои выражения. Например, вместо «зуб даю» можно написать: «Если это не так, то не пить мне больше кофе. А вы знаете, как я люблю кофе».
- Удаляйте или заменяйте конкретными фактами штампы и клише. Вместо стереотипов вставляйте свои, уникальные и эмоциональные, экспрессивные слова и выражения. Не бойтесь быть собой. Главное – не уходить в мат и жаргон (хотя иногда и это уместно – зависит от ниши и заказчика).
- Пишите человеческим языком для людей. Не усложняйте, ориентируйтесь на жизнь. Пишите так же, как разговариваете. Например, вы же не говорите в быту: «Довожу до твоего сведения, что…». Вы сразу говорите то, что хотели сказать.
- Думайте о своем читателе. Он пришел за ответом на конкретный вопрос. Ему не нужна лирика или то, что он уже прочитал, слышал от других или может сказать сам.
- Перед сдачей и публикацией статьи внимательно вычитывайте ее.Подробнее о правилах вычитки теста
Чтобы очистить не только конкретный текст, но и речь в целом, читайте больше художественной литературы. Расширяйте словарный запас, больше общайтесь, отдельное внимание уделите словарям синонимов. А также развивайте креативность, творческое мышление. Чем нестандартнее вы мыслите, тем меньше в вашей речи автопилота в виде штампов.
Кроме этого, рекомендую прочитать книгу М. Ильяхова «Пиши. Сокращай». И вот еще полезная статья того же автора о том, что такое информационный стиль. В ней даны примеры, как бороться со штампами и канцеляризмами.
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Коротко о главном
Канцеляризмы, клише и штампы в речи копирайтера – это словесный мусор. Они не несут смысловой нагрузки, понижают читабельность текста. Зачем от них избавляться? Чтобы ваши статьи читались и дочитывались. Почему сложно избавиться от штампов? Потому что они ускоряют и упрощают работу. Проще написать статью по стандартному каркасу, чем заморачиваться с уникальностью примеров и нестандартностью выражений. Проще, но эффективнее ли? Нет.
Теперь вы знаете все о том, что такое речевые клише, канцеляризмы и штампы. Осталось потренироваться. Например, начните с этой статьи. В ней много штампов. Один подзаголовок «Коротко о главном» чего стоит. Избитое же выражение, да?
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Полезное видео о речевых канцеляризмах, штампах и клише
Интересное и полезное видео о канцеляризмах (В. Н. Дийков очень просто и интересно рассказывает, я местами улыбалась):
Видео:Стили речиСкачать
Билеты по профессиональному русскому языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1.К морфологическим особенностям научного стиля относятся:
А) употребление отыменных предлогов; +
Б) точность, ясность, логичность:
В) прямая и косвенная речь;
Г) паронимы и многозначность;
Д) цепная и параллельная связь.
А) наличие стандартных выражений;
Б) предложения с пассивной конструкцией;
В) наличие основной мысли; +
Г) стечение слов в родительном падеже.
3. Назовите лексический признак официально-делового стиля:
А) абстрактные, вещественные значения слов;+
Б) стандартные выражения, например: бюджетная сфера;
В) название временных ролей: больной, пассажир, студент;
Г) предложение: Береза растет в средней полосе России.
4. Перечислите жанры официально-делового стиля:
А) статья, новости, конференция; +
Б) статья, глава, доклад;
В) статья, информация, выступление;
Г) дневник, сонет, ода.
5. Укажите отглагольные прилагательные:
А) измученный взгляд;
Б) измученная лошадь;+
В) открытая дверь;
Г) открытое предприятие. +
6. Определите тип вводного слова в предложении: Мы, без сомнения, предпримем все возможое, что зависит от нас.
7. Морфологические признаки научного стиля:
А) стечение существительных в родительном падеже;
Б) отглагольные существительные; +
В) существительные единственого числа в значении множественности;
Г) частота указательных местоимений.
8. Назовите синтак сические признаки официально-делового стиля?
А) СПП с придаточными условными;
Б) Безличные предложения;
В) Предложения с пассивной конструкцией;
Г) Предложения с однородными членами предложения.+
9. Определите значение вводного слова в предложении: Материал, таким образом, принял другую форму, что облегчило его разностороннее применение.
А) источник высказывания;
Б) порядок мыслей;+
В) способ выражения мыслей;
10. Стиль учебников, пособий, диссертаций:
11. Публицистический стиль используется для:
A. установления ответственности между гражданами;
B. изложения способов поиска;
C. выражения отношения к предмету интереса;
D. информирования о новом проекте закона.+
12. особенности научного стиля:
A. доказательность, информационная насыщенность
B. точность, логичность, оценочность;
C. непринужденность, диалогческая форма;
D. объективность изложения, отвлеченность.+
13. Для чего служат стандартные выражения в публицистическом стиле?
A. точная передача информации;
B. быстрая передача информации;+
C. ясность информации;
D. логичность информации.
13. Какие из данных выражений относятся к стандартным выражениям
A. усилия репортера;
B. пробегая глазами статью,
C. уловить ее главный смысл;
D. служба занятости;+
14. Какие слова относятся к терминам:
15. Какие предлоги используются в научной речи:
А) в течение, в связи, в отношении к, в соответствии с+
Б) включая, благодаря, спустя;
В) напротив, вдоль, вблизи;
16. Определите стилевую принадлежность стандартных выражений:
1) официальный визит, территориальная целостность,2) общая площадь, причиненный ущерб, 3) привлекает внимание, первостепенное значение.
17. Какое слово в научном стиле выражает постоянное значение:
18. Дайте правильные определение термина «аннотация»
А) Это критическое описание какой-нибудь научной работы, мнение, оценка.
Б)Это письменный разбор, комментирование основных положений авторской мысли.
В) Это слово греческое, означает опись, перечень.
[Г)Это краткое изложение содержания книги, статьи, его основу образует сжатый ответ на вопрос, о чем сообщается в тексте.+
19.К какому подстилю относится текст: Трансцендентальная эстетика изучает чувственность и ее законы, трансцендентальная’ диалектика изучает разум и ее структуры. Разум есть способность к познанию.
А) Собственно научный
20. Укажите значение вводного слова в предложении. Одним словом, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства.
A. Оценка стиля высказывания
B. Различные чувства
C. Способ оформления мысли+
D. Источник высказывания
E. Уточнение способа высказывания
21. Прочитайте абзац и определите способ его распространения:
«Заслугой студента А.Шахматова русская наука о языке считает не только блестящий анализ новгородских материалов, но и первую публикацию найденных им в Архиве Министерства иностранных дел двадцати грамот. Более того, им предпринимается тщательное сличение с оригиналами всех хранящихся в архиве и изданных еще в 1813 году грамот, и начинающему ученому удается внести в эти публикации немало ценных уточнений, снабдить свои поправки палеографическим описанием и лингвистическими примечаниями» (По В.Макарову).
A. усиление темы абзаца;
B. подтверждение темы абзаца;+
C. дополнение мысли, отраженной в тематическом предложении;
22. Какое значение реализует глагол «считать» в научном тексте: Мы считаем возможным изложить свою точку зрения на данный вопрос.
A. Называть числа в последовательном порядке;
B. определять точное количество кого-чего-нибудь;
C. делать какое-нибудь заключение, признавать, предполагать;+
D. принимать в расчет, во внимание.
23. Отметьте фразу, содержащую положительную оценку научного сочинения.
A. Мы придерживаемся другой точки зрения…
B. Трудно согласиться с автором…
C. Представляется ошибочным…
D. Следует признать достоинство такого подхода к решению…+
24. Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?
A. Богатство речи;
C. уместность речи;
D. выразительность речи.+
25. Какому жанру научного стиля присущи следующие признаки: изложение основных положений, отсутствие прямых цитат, четкая рубрикация?
26. Какой жанр научного стиля предполагает критический разбор какого-либо
научного произведения и содержит аргументированную оценку?
27. Какой пункт не является композиционной частью научной статьи?
A. Сведения об авторе.+
B. постановка задачи, обоснование актуальности темы;
C. процесс исследования фактов;
D. формулировка выводов.
29. Какое из утверждений является неверным: Конспектирование – это процесс…
A. отбора информации;
B. переформулировки информации;
C. фиксации важной и новой информации;+
D. оценки информации.
30. Назовите причину возникновения ошибки в тексте рецензии: задача,
поставленная исследователем, достигнута.
A. Нарушение сочетаемости слов;+
B. нарушение стиля;
C. неоправданный повтор слова;
D. неразличение паронимов.
31. Найдите предложение, которое не содержит речевой ошибки.
A. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.
B. Конспекты лекций по специальности надо сохранить.
C. Тезисы к статье получились очень неудачными.
D. Аннотация к монографии написана научным руководителем.+
32. Какое значение реализует глагол «считать» в научном тексте: Мы считаем возможным изложить свою точку зрения на данный вопрос.
A. Называть числа в последовательном порядке;
B. определять точное количество кого-чего-нибудь;
C. делать какое-нибудь заключение, признавать, предполагать;+
D. принимать в расчет, во внимание.
33. Какой из способов выступления требует не только подготовки, но и большого опыта, эрудиции?
A. Чтение текста;
B. воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов;
C. воспроизведение по памяти заученного текста;
34. В научной сфере общение происходит преимущественно между
A. начальником и подчиненными
B. между преподавателями и студентами
C. между учеными+
D. между ученым и книгами
35. Деловая сфера общения предполагает
A. только устные формы речи
B. только письменные формы речи
C. как устную, так и письменную форму речи
D. устную форму речи, которая обязательно закрепляется письменно+
36. Учебная и научная речь являются
B. подстилями речи+
C. сферами общения
D. устной и письменной формой речи
37. Основные признаки текста
A. подчиненность единой теме и цели+
B. определенный объем
C. раскрытие темы в соответствии с авторским замыслом
D. адресованность высказывания кому-либо
38. Высказывание характеризуется завершенностью
B. в передаче информации
C. в раскрытии темы+
D. в выражении авторского замысла
39. Типами речи не являет(ют)ся
40. Главная функция заголовка текста
A. раскрыть его содержание и смысл
B. привлечь внимание+
C. задать стиль текста
D. завершить его структурное оформление.
41. Выстройте наименования отрезков текста по возрастанию их объема
42. Отметьте фразу, содержащую положительную оценку научного сочинения.
A. Мы придерживаемся другой точки зрения…
B. Трудно согласиться с автором…
C. Представляется ошибочным…
D. Следует признать достоинство такого подхода к решению…+
43. Найдите фразу, содержащую отрицательную оценку научного сочинения.
A. Автор справедливо указывает на…
B. Автор критически относится к…+
C. Автор упускает из вида очевидное несоответствие…
D. Можно согласиться с автором, что…
44. Найдите языковую формулу, неуместную в научной речи.
A. Мы довольны полученными результатами…
B. Мы жутко довольны полученными результатами…+
C. Результатами, полученными в ходе исследования, мы довольны.
D. Результаты нас вполне удовлетворяют.
45. Найдите причину возникновения ошибки в отзыве на научное сочинение: Научная работа выполнена на скорую руку.
A. Употребление слова в несвойственном ему значении;
B. нарушение правил сочетаемости слов;
C. нарушение стиля;+
D. нарушение паронимов.
46. Какое коммуникативное качество речи предполагает соответствие плана содержания отражаемой действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение?
a. Точность речи;
b. выразительность речи;
c. уместность речи;+
d. логичность речи.
47. Какое коммуникативное качество речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм?
A. Богатство речи;
C. уместность речи;
D. выразительность речи.+
48. Какому жанру научного стиля присущи следующие признаки: изложение основных положений, отсутствие прямых цитат, четкая рубрикация?
49. Какой жанр научного стиля предполагает критический разбор какого-либо научного произведения и содержит аргументированную оценку?
49. Какой пункт не является композиционной частью научной статьи?
A. Сведения об авторе.+
B. постановка задачи, обоснование актуальности темы;
C. процесс исследования фактов;
D. формулировка выводов.
50. Отметьте, какая черта не присуща тезисам?
A. Изложение основных положений;
B. выделение главной информации;
C. «компрессия» (сжатие) информации;
D. привлечение фактического материала.+
51. Какое утверждение соответствует действительности? Подготовка речи начинается…
A. С определения темы;+
B. с нахождения цитаты;
C. с составления плана;
D. с набросок тезисов.
52. К какому принципу построения выступления относятся следующее определение: Организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу.
A. Принципу экономии;
B. принципу органического единства;+
C. принципу усиления;
D. принципу последовательности.
53. Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления:
A. нарушение логической последовательности;
B. большое количество затронутых вопросов;+
C. отсутствие доказательности;
D. апелляция к событиям, известным оратору и аудитории.
54. Какие нарушение допускает оратор, употребляющий в речи слова-паразиты?
A. Нарушает чистоту речи;+
B. нарушает логичность речи;
C. нарушает точность речи;
D. нарушает частоту речи.
55. Чего не должен делать оратор в конце выступления?
A. Повторять основные положения доклада.
B. Извиняться, что из-за нехватки времени не все вопросы были оповещены.
C. Благодарить слушателей за внимание.
D. Говорить аудитории комплименты.+
56. Что призван подчеркнуть внешний вид оратора?
D. принадлежность к определенной социальной группе.
57. Какое утверждение соответствует действительности? Успех выступления прежде всего зависит…
A. от наличия плана выступления;
B. от наличия контакта с аудиторией;+
C. от внешнего вида оратора;
D. от мимики и жестов оратора.
58. Какая речь требует особенно тщательной подготовки?
A. Информационная речь;
B. траурная речь;
C. приветственная речь;
D. научный доклад.+
59. В официально-деловых текстах не употребляются.
А) риторические вопросы+
Б) деепричастные обороты
В) причастные обороты
Г) сложные предложения
60. В официально-деловых текстах неуместно употребление предложно-падежной формы.
А) из-за болезни
Б) в связи с болезнью
В) причине болезни+
Г) вследствие болезни
61. Для официально-деловой речи характерны предложно-падежные формы.
А) для успешной учебы
Б) на основании принятого решения+
В) по линии сотрудничества
Г) меры к работнику
62. Употребление предлога благодаря неуместно в словосочетании.
А) низкая производительность труда+
Б) внедрение новой технологии
В) помощь соседей
Г) эффективная работа отдела
63. Языковые стандарты, готовые устойчивые обороты, являющиеся необходимыми элементами деловых бумаг, – это.
А) речевые клише
Б) речевые штампы+
В) фразеологизмы
Г) крылатые слова
64. К числу речевых клише относятся словосочетания.
А) без уважительной причины
Б) занятия по расписанию
В) в установленном порядке+
Г) решили на собрании
65. Для текстов официально-делового стиля не характерно…
А) прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его построения
Б) частое употребление отглагольных существительных, существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по профессии
В) отбор языковых средств с установкой на доходчивость, доступность+
Г) точность формулировок, не допускающая иного толкования
66. Укажите правильный вариант официально-делового стиля:
А) настоящим ставим Вас в известность
Б) лишён возможности принять участие+
В) Вам нужно произвести платёж
Г) товарищество с ограниченной ответственность «Колумб» гарантирует оплату
67. Найдите лишний пункт официально-деловой письменной речи.
А) нерегламентированный процесс записи информации
Б) стандартизация и унификация языковых и текстовых средств
В) коммуникативная точность
Г) широкое использование языковых формул+
68. . Наиболее общие особенности лексики научного стиля речи:
а) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи
б) употребление слов в их прямом значении; широкое использование абстрактной лексики и терминов; отсутствие образных средств +
в) общественно-политическая лексика
69. Три пласта научного стиля речи:
а) общенаучные, общеупотребительные, просторечия
б) общеупотребительные, узкоспециальные, художественные средства
в) общенаучные, общеупотребительные, узкоспециальные +
70. Термины относятся к:
а) узкоспециальной лексике +
б) общеупотребительной лексике
в) общественно-политической лексике
71. Важнейшее качество термина:
а) многозначность
б) многозначимость
в) однозначность +
72. Выберите общенаучные слова:
а) величина, орфоэпия, персонаж
б) энергия, деталь, скорость +
в) центр, сила, пять
73. В каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горячая обработка металла, холодное копчение, холодный циклон:
а) общеупотребительном
б) узкоспециальном +
в) широкоспециальном
74. Методы логической организации научного текста:
75. Слова и обороты, подчеркивающие логическую последовательность научного изложения:
A. первоочередной вопрос
E. в связи с тем, что
F. таким же путем
76. Слова и обороты в научном тексте, указывающие на источник сообщения:
A. предположим, что…
B. было установлено, что…
C. в статье А.А.Иванова отмечается…
D. по мнению ученого… +
E. автор учебника доказывает, что… +
77. Способы введения чужой речи в научный текст:
A. вводные слова
B. причастные обороты
D. косвенная речь +
78. Слова и выражения в научном тексте, содержащие вывод, итог:
A. таким образом
B. особенно важно
C. подведем итоги +
79. Слова и выражения, необходимые для введения иллюстративного материала в научный текст:
A. возьмем в качестве примера +
B. вот наглядный пример
80. Слова и выражения, используемые для введения в текст таблиц, графиков, схем:
A. рассмотрим исследуемый материал с помощью схемы
B. то же самое можно сказать
C. согласно графику
D. представим экспериментальные данные в виде таблицы+
E. перейдем к основной части
81. Слова и выражения, передающие сопоставительные отношения в научном тексте:
A. подобным образом
C. с другой стороны
D. в противоположность
82. Конструкции, выражающие причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями научного текста:
A. что и является причиной +
B. в то же время
C. в результате чего
D. на основании того, что
E. по прогнозам ученых
F. благодаря этому
83. Глагольные формы, свойственные научной речи:
84. Использование абстрактных и вещественных существительных во множественном числе (типа глины, стали) в научной речи
A. считается ошибкой
85. Страдательные (пассивные) конструкции, свойственные научной речи:
A. В статье предлагается…
B. Еще ученые древности отмечали…
C. В работе рассматривается… +
86. Языковые формулы, выражающие уверенность:
A. автор абсолютно убежден +
B. нет сомнения в том, что
C. предположим, что
D. автор убедительно доказывает
E. сомнительно, что
87. Языковые формулы, выражающие критику (несогласие):
A. отмечать недостатки
B. высказать свое предположение
C. расходиться во взглядах
D. автор не раскрывает содержания +
E. важно отметить, что
F. не подтверждает вывода фактами +
88. Языковые формулы, выражающие неуверенность:
A. за счет того, что
B. можно предположить
C. вне всякого сомнения
D. трудно сказать
E. по всей вероятности
F. сомневаюсь, что +
89. 1. Конструкции для выражения квалификации лица, предмета, явления:
c. Представлять собой что.
90. Для выражения соотношения частного и общего, части и целого состава вещества и предмета:
a. Относиться (принадлежать) к чему.
b. Входить во что (в число чего).
c. Состоять из чего.
d. Какая часть (какое количество, сколько процентов) чего приходиться на что (на долю чего).
e. Составлять какую часть чего. +
91. Для выражения наличия или отсутствия предмета:
1. Что существует как (как долго).
2. Где (у кого, у чего) существует (имеется, встречается) что в каком количестве (в каком виде, в виде чего).
3. Иметь что – не иметь чего.+
92. Для выражения характеристики признака лица, предмета, явления:
a. Иметь какую форму (структуру, строение, объем, размеры).+
b. Предмет какой формы (структуры, строения, объема, размера).
c. Составить какой вес (объем, размер).
d. Достигать какого веса (объема, размера).
93. Для выражения сравнения, сопоставления:
a. Сравнить (сопоставить) что и что, что с чем.+
b. Равен (одинаков, различен) по чему.
94.Для выражения использования применения, назначения, замены предмета:
a. Пользоваться чем (как чем).
b. Использовать (применять, употреблять, потребить) что, как, что.
c. Найти (находить, иметь, получать, получить) применение в качестве чего (в чем, где, при чем).+
95.Для выражения процессов содействия, противодействия, борьбы и результатов этих процессов:
a. Помогать делать (сделать, решить, закончить) кому (чему).
b. Помогать (содействовать, способствовать; оказать содействие, поддержку) в чем кому (чему).+
c. Способствовать (содействовать) тому, чтобы (тому, что).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
💥 Видео
Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать
Словосочетание | Русский язык TutorOnlineСкачать
Сын написал сочинение на 5/5Скачать
5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Речевые клише: прагматика и социокультурный контекст. С Натальей БрагинойСкачать
Все способы словообразованияСкачать
Научный стиль речи | 3 задание | ЕГЭ Русский язык 2023Скачать
Единица перевода уровень фонем морфем слов словосочетаний предложения текста штампы клише терминыСкачать
Как подготовиться к монологу | Собеседование | ОГЭ Русский языкСкачать
Самый быстрый способ различить типы речи: повествование, описание и рассуждениеСкачать
Как писать сочинения БЕЗ ОШИБОК? | Речевые, пунктуационные, орфографические, грамматические ошибки ♡Скачать