- Тестирование по стилям речи русского языка
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Тест по русскому 11 класс с ответами (Публицистический стиль …)
- Экзаменационный тест по русскому языку 11 класс с ответами (Публицистический стиль употребляется …)
- Публицистический стиль: черты и примеры
- Публицистический стиль
- Основные признаки публицистического стиля речи
- Лексические особенности публицистического стиля
- Жанры публицистического стиля
- 📹 Видео
Видео:Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический.Скачать
Тестирование по стилям речи русского языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тестирование для студентов 2 курса по дисциплине «Функциональная стилистика»
Инструкция по выполнению: В каждом тесте необходимо выбрать только один вариант.
1.Выберите правильное определение.
А.Текст – это произведение речи, состоящее из предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.
Б. Текст – это предложения, объединенные одной темой.
В. Текст – это произведение речи, состоящее из нескольких абзацев, объединенных единым смысловым типом речи повествованием.
2. Выберите правильное определение.
А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе.
Б. Научный стиль – эти стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности.
В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее.
3. Какой пласт лексики используется во всех функциональных стилях?
А. общеупотребительная лексика
Б. разговорная лексика
В. терминологическая лексика
4. Для какого стиля речи характерна стандартизованность?
5. В каком стиле речи уместно употребление междометий?
6. Какому стилю речи присуща эстетическая функция?
7. Для какого стиля речи характерны осложненные предложения, сложноподчиненные конструкции?
8. Какой стиль речи используется на собраниях и митингах?
9. Определите, какой жанр не относится к художественному стилю.
10. Определите, какое словосочетание не соответствует словам художественной речи
А. в лазоревой воде
Б. под сенью дружных муз
В. взять на баланс
Г. перлы дождевые
Д. сладкий трепет
11. Определите, к какому типу речи относится отрывок:
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как запоздалый весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и легкие, медленно изменялись и таяли
1. Выберите правильное определение.
А. Стилистка – это наука, изучающая различные стили языка, а также нормы и способы их употребления в условиях языкового общения.
Б. Стилистка – это наука, изучающая словарный состав языка.
В. Стилистка – это наука о текстах произведений художественной литературы, устанавливающая подлинность того или иного текста
2. Выберите правильное определение.
А. Публицистический стиль – это стиль художественных произведений, романов, повестей, рассказов, которые воздействуют на общественное мнение.
Б. Публицистический стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, которые точно и полно объясняют закономерности развития природы и общества.
В. Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи. Он призван воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию.
3. Какой из стилей речи не относится к книжному стилю?
4. Для какого стиля речи важнейшая функция – не передача информации, а общение?
5. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: законы, приказы, заявления?
6. Что характерно для художественного стиля речи?
А. объективность в изображении
Б. использование в сфере науки и техники
В. использование всех пластов стилей речи
7. Какому стилю речи присуща призывность?
8. Какой стиль речи используется в СМИ?
9. Определите, какие жанры не относятся к публицистическому стилю.
Б. устное выступление
В. юмористический рассказ
10. Определите, какое словосочетание не соответствует научной лексике
А. ядерная физика
Б. смежные отрасли
В. красный сарафан
Г. промышленная нагрузка
Д. выдвинутая гипотеза
11. Определите, к какому типу речи относится отрывок:
Каким образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Изучить поэта, значит не только ознакомиться с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт никогда и ничего не выдумывает – он отражает реальную жизнь.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 834 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 341 человек из 59 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 334 человека из 67 регионов
- Леконцева Валерия ОлеговнаНаписать 22706 20.05.2020
Номер материала: ДБ-1168941
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 20.05.2020 0
- 20.05.2020 0
- 20.05.2020 0
- 20.05.2020 0
- 20.05.2020 0
- 20.05.2020 0
- 20.05.2020 0
- 20.05.2020 0
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Тест по русскому 11 класс с ответами (Публицистический стиль …)
Видео:Публицистический стильСкачать
Экзаменационный тест по русскому языку 11 класс с ответами (Публицистический стиль употребляется …)
Вариант 1
1. Публицистический стиль употребляется для:
А) написания деловых писем В) выступления по радио и телевидению С) повседневного общения
D) эстетического воздействия на читателя Е) написания учебной литературы
2. Разговорный стиль – сфера употребления: А) сфера бытового общения В) административно-правовая
С) словесно-художественная D) общественно-экономическая Е) научного общения
3. Найдите предложение, осложненное деепричастным оборотом:
А) Отмечается увеличение давления на биосферу человека, ведущее к серьезным нарушениям экологии.
В) По лицу его текли капельки, какие бывают после дождя. С) Задача, которую надо решить, требовала внимания.
D) Электронные офисы эффективно работают, позволяя развивать информационные ресурсы. Е) Стихи, что вспомнились, успокоили меня.
4. Найдите предложение, осложненное деепричастным оборотом:
А) Снег сиял и хрустел, слипались ресницы. В) По лицу его текли капельки, какие бывают после дождя.
С) Основными приемами в работе по сбору лексики были эксперимент и самонаблюдение.
D) Микроскоп – это прибор, увеличивающий изображение в несколько тысяч раз.
Е) Изучая проблемы оживления организма, ученые установили, что после прекращения сердечной деятельности и дыхания, ткани и органы человеческого тела умирают не сразу.
5. Найдите предложение, осложненное причастным оборотом:
А) Казалось, ночь не закончится. В) Рентгеновские излучения поглощаются атмосферой и не достигают земли.
С) В геометрии на поверхности шара «линиями» являются большие окружности, образующие углы, фигуры.
D) Снег сиял и хрустел, слипались ресницы. Е) Полеводы выбирают нужные по скороспелости сорта растений.
6. Найдите предложение, осложненное причастным оборотом:
А) Они уходили все дальше, а ночь и фантазия делали их все прекраснее. В) В лесу держался запах жженой травы.
С) Единицы языка состоят из элементарных незначимых единиц, которые называются кенемами.
D) Ученым удалось доказать, что формирование условных рефлексов связано с изменением ДНК.
Е) Представление о прямой дает натянутый луч света, выходящий из малого отверстия.
7. Укажите значение фразеологизма «ноль без палочки»:
А) создавать видимость В) остаться безнаказанным С) ничего собой не представлять
D) оказаться в неловком положении Е) напряженно думать
8. Укажите фразеологизм со значением «надоедать»:
А) мозолить глаза В) сесть в лужу С) как рыба в воде D) ноль без палочки Е) положа руки на сердце
9. Подберите синоним к фразеологизму «сломя голову»:
А) во все лопатки В) сесть в лужу С) бить баклуши D)сломя голову Е) на вес золота
10. В каком числительном пишется буква Ь на конце слова:
А) пятьдесят… В) семьдесят… С) восемнадцат… D) шестьдесят… Е) восемьдесят…
11. Подберите антоним к фразеологизму «без царя в голове»:
А) ума палата В) сидеть сложа руки С) на вес золота D)идти ва-банк Е) сложить голову
12. Определите стиль текста: Словно теплая слеза – капля капнула в глаза.
Там в небесной вышине Кто-то плачет обо мне.
А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль
D) Разговорный стиль Е) Официально-деловой стиль
13. Определите стиль текста: С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы сообщим дополнительно.
А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль D) Разговорный стиль Е) Официально- деловой стиль
14. Определите стиль текста: Российские таможенники изъяли 700 тысяч рублей у руководителей международной организации «Интерньюс»,- сообщила 30 января программа «Чрезвычайное происшествие» канала НТВ. Замначальника информационно-аналитического таможенного поста Олег Сухарев сообщил, что в настоящее время ведется дознание, усматриваются признаки преступления, решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль D) Разговорный стиль Е) Официально- деловой стиль
15. К какому стилю относится данное словосочетание: На брифинге в минувший вторник…
А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль D) Разговорный стиль Е) Официально — деловой стиль.
16. К какому стилю относится данное словосочетание: Доводим до Вашего сведения…
А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль
D) Разговорный стиль Е) Официально- деловой стиль
17. Выделите строку с лексикой публицистического стиля: А) демократия, глобализация, прогресс
В) судачить, болтать С) предоставляется отпуск D) общенаучная лексика, просторечие Е) «исковое заявление»
18. Выделите строку с лексикой официально-делового стиля: А) межнациональное согласие
В) зачетка, столовка С) лицевой счет D) жить на широкую ногу Е) небеса, лазурный
19. Какой документ относится к организационно-распорядительным документам:
А) Распоряжение В) Отчет С) Доверенность D)Резюме Е) Докладная записка
20. Какой документ относится к информационно-справочным документам:
А) Указ В) Распоряжение С) Положение D) Инструкция Е) Докладная записка
21. Какой документ относится к организационно-распорядительным документам:
А) Справка В) Отчет С) Деловое письмо D) Устав Е) Ходатайство
22. Назовите жанры официально-делового стиля:
А) Приказ, заявление В) Репортаж, интервью С) Диссертация, лекция D) Беседа, частные письма Е) Роман, поэма.
23. Приказ является жанром стиля … А) Публицистич. В) Официально-делов. С) Художеств. D) Разговорн. Е) Научн.
24. Назовите жанры публицистического стиля:
А) Приказ, заявление В) Репортаж, интервью С) Диссертация, лекция D) Беседа, частные письма Е) Роман, поэма.
25. Укажите, к какому стилю относится жанр журнальная статья:
А) Публицистическому В) Официально-деловому С) Художественному D) Разговорному Е) Научному
26. Определите жанры научного стиля:
А) Рассказ, ода В) Частные письма, записки С) Репортаж, очерк D) Приказ, договор Е) Учебник, монография
27. Укажите тип простого предложения: Перед укладкой гравия выстилают глиняный замок.
А) односоставное распространенное В) односоставное нераспространенное
С) двусоставное распространенное D) двусоставное нераспространенное Е) двусоставное осложненное
28.Найдите словосочетание «существительное + существительное»:
А) красивый цветок В) городская школа С) сильно заболел D) записал лекцию Е) совет отца
29.Какие члены предложения являются однородными в предложении: Мы бежали, ехали, плыли, добирались домой.
А) подлежащее В) сказуемое С) дополнение D) определение Е) обстоятельство
30. В каком словосочетании употреблено числительное:
А) двойной стандарт В) удвоить силу С) получить двойку D) два студента Е) заниматься вдвоем
31. Определите тип односоставного предложения: Похолодало. А) назывное В) определенно-личное
С) неопределенное — личное D)обобщенно-личное Е) безличное
32. Определите тип односоставного предложения: За дверью шумят.
А) Определенно-личное В) Неопределенно-личное С) Безличное D) Назывное Е) Обобщенно-личное
33. Сколько запятых нужно поставить в этом предложении: Березы тополя черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья надували лопавшиеся почки. А) нет запятых В) две запятых С) четыре запятые
D) пять запятых Е) три запятые
34. Укажите жанры публицистического стиля: А) Роман, рассказ В) Резюме, протокол
С) Интервью, очерк D) Диссертация, учебник Е) Записка, бытовой диалог
35. Укажите тип односоставного предложения: Цыплят по осени считают.
А) Определенно-личное В) Неопределенно-личное С) Безличное D) Назывное Е) Обобщенно-личное
36. Укажите словосочетание с притяжательным местоимением:
А) каждый день В) наши заботы С) это событие D)себе дороже Е) не сказать никому
37. Укажите действительное причастие настоящего времени: А) прочитанная книга В) сохраненный файл С) распустившийся цветок D)думающий студент Е) изучаемый материал
38. Укажите пароним к слову «единичный»: А) бережливый В) творческий С) единый D) талантливый Е) прогрессивный
39. Найдите слово с ударением на втором слоге: А) ресурс В) информатика С) обеспечение D) прибыл Е) валовый
40. Укажите словосочетание с качественным прилагательным: А) компьютерный класс В) технический университет С) образованный человек D) навигационная система Е) вычислительная техника
1. Официально-деловой стиль – сфера употребления: А) словесно-художественное творчество
В) деловые бумаги С) научные статьи D) статьи в газетах и журналах Е) повседневное общение
2. Научный стиль употребляется: А) в административной и правовой сфере В) в бытовой сфере общения
С) в сфере научного общения D) в художественной литературе Е) в средствах массовой коммуникации
3. Найдите предложение, осложненное деепричастным оборотом:
А) Выяснено, что ответные движения на сигнал зависят от умения различать промежутки времени.
В) Сопоставляя скорость ветра и путь прохождения циклона, Франклин почти разгадал его природу.
С) При характеристике растительности все растения делятся на ярусы по высоте.
D) Отмечается увеличение давления на биосферу человека, ведущее к нарушениям экологии.
Е) Кибернетизация, то есть автоматизация логических операций умственного труда, развивается.
4. Найдите предложение, осложненное деепричастным оборотом:
А) Свойства элементов, расположенных в порядке возрастания, повторяются через интервалы, периоды.
В) Выяснено, что движения на сигнал зависят от умения различать малые промежутки времени.
С) На схеме отмечаются не только места, где наблюдали животных, но и места их скопления.
D) Знакомясь с производством, очень важно понять, как в любой работе соединяется усилие ума и рук.
Е) Вмешательство в жизненные процессы с лечебной целью немыслимо без всестороннего обследования.
5. Найдите предложение, осложненное причастным оборотом:
А) Труд Дарвина «Происхождение видов», изменивший представления о живой природе, вышел в 1859 г.
В) Не атомный вес, а заряд ядра – вот что должно указать место элемента в периодической системе.
С) Кибернетизация, то есть автоматизация контрольных операций умственного труда, развивается.
D) На поверхности клеток губки есть структуры, благодаря которым клетка входит одна в другую.
Е) Чугун огненным путем выливают из домны, собирают в ковш, а затем разливают в формы.
6. Найдите предложение, осложненное причастным оборотом:
А) Клиническая смерть переходит в смерть биологическую, так что оживление организма уже невозможно.
В) Из ученых, разрабатывавших эти представления, следует отметить М.В. Ломоносова.
С) У бактерий нет хлорофилла, потому что они не могут сами создавать органические вещества.
D) Применение специального прибора облегчит изучение короны Солнца.
Е) Основными приемами в работе по сбору лексики были эксперимент и самонаблюдение.
7. Укажите значение фразеологизма «задирать нос»:
А) создавать видимость В) остаться безнаказанным С) зазнаваться D) оказаться в неловком положении Е) напряженно думать
8. Укажите фразеологизм со значением «рукой подать»:
А) близко В) сесть в лужу С) как рыба в воде D) ноль без палочки Е) положа руки на сердце
9. Подберите антоним к фразеологизму «важная птица»:
А) во все лопатки В) сесть в лужу С) бить баклуши D) мелкая сошка Е) на вес золота
10. Определите стиль текста: Центральному банку Республики Казахстан до 1 сентября издать нормативные акты во исполнение Закона РК «Об иностранных инвестициях в Республике Казахстан». А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль D) Разговорный стиль Е) Официально- деловой стиль
11. Определите стиль текста: Детство Томирис прошло под звон мечей. Сколько раз ей приходилось спасаться от погони на бешено скачущем коне, прижимаясь хрупким тельцем к отцу и слушая гулкие удары его сердца. А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль D) Разговорный стиль Е) Официально- деловой стиль
12. Определите стиль текста: Мы уже живем в XXI веке. Стрессы, катаклизмы, новые открытия, Интернет, поток информации, с которым трудно справиться. Не кажется ли вам, что о человек забыли, что он переживает сейчас самые трудные времена? А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль D) Разговорный стиль Е) Официально- деловой стиль
13. К какому стилю относится данное словосочетание: Хватит увиливать от разговора!
А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль
D) Разговорный стиль Е) Официально- деловой стиль
14. К какому стилю относится данное словосочетание: Пирамидальные тополя и ночь без луны и без звезд…А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль
D) Разговорный стиль Е) Официально-деловой стиль
15. К какому стилю относится данное словосочетание: Затронутые в интервью вопросы…
А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль
D) Разговорный стиль Е) Официально-деловой стиль
16. Выделите строку с лексикой публицистического стиля: А) экстремизм, терроризм
В) кассационная жалоба С) предоставляется отпуск D) общенаучная лексика, просторечие Е) «исковое заявление»
17. Выделите строку с лексикой официально-делового стиля: А) межнациональное согласие
В) зачетка, столовка С) лицевой счет D) жить на широкую ногу Е) небеса, лазурный
18. Какой документ относится к частным деловым бумагам: А) Распоряжение В) Отчет С) Устав D) Резюме Е) Докладная записка
19. Какой документ относится к частным деловым бумагам: А) Распоряжение В) Отчет С) Устав D) Характеристика Е) Докладная записка
20. Какой документ относится к организационно-распорядительным документам: А) Справка В) Отчет С) Деловое письмо D) Инструкция Е) Ходатайство
21. Какой документ относится к частным деловым бумагам: А) Распоряжение В) Отчет С) Устав D)Заявление Е) Докладная записка
22. Доверенность является жанром стиля …
А) Публицистического. В) Официально-делового. С) Художественного. D) Разговорного. Е) Научного.
23. Расписка является жанром стиля …
А) Публицистического В) Официально-делового. С) Художественного. D) Разговорного. Е) Научного.
24. Репортаж, интервью, очерк – это формы реализации какого стиля:
А) Публицистического В) Официально-делового С) Художественного D) Разговорного Е) Научного
25. Укажите жанры публицистического стиля.
А) Заявление, резюме В) Репортаж, очерк С) Диссертация, доклад D) Беседа, частные письма Е) Роман, повесть
26. Укажите тип простого предложения: Гипотеза подтвердилась.
А) односоставное распространенное В) односоставное нераспространенное
С) двусоставное распространенное D) двусоставное нераспространенное Е) двусоставное осложненное
27. Рассуждение – доказательство – это … А) речь одного лица В) информация о развивающихся событиях
С) высказывание, раскрывающее истинность или ложность тезиса
D) информация о сущности объекта, его характерных признаках и функции Е) разговор двух или более лиц
28. Какой термин соответствует определению «речь одного лица, не рассчитанная на собеседника»:
А) описание В) диалог С) повествование D) рассуждение Е) монолог
29. Укажите, какому слову соответствует значение «гипотеза»: А) предположение В) ход развития
С) образец D) движущая сила, необходимое условие Е) способ научного исследования
30. Укажите значение, соответствующее слову «рациональный»: А) дающий наибольший результат
В) основательный, глубокий С) правильный, разумный D) обладающий техническим мастерством Е) выгодный
31. Абзацный отступ – это … А) текст В) ССЦ С) красная строка D) композиция Е) зачин
32. Вступительная часть текста – это … А) зачин В) концовка С) композиция D) текст Е) абзац
33. Найдите сочетание слов «прилагательное + существительное»: А) моя страна В) компьютерный класс С) два студента D) наши заботы Е) разработать алгоритм
34. Укажите существительные женского рода: А) внедрение, доказательство В) цель, задача
С) гипотеза, модель D) луч, элемент Е) время, понятие
35. Укажите тип односоставного предложения: От судьбы не уйдешь.
А) Определенно-личное В) Неопределенно-личное С) Безличное D) Назывное Е) Обобщенно-личное
36. Укажите словосочетание с притяжательным местоимением:
А) каждый день В) твои заботы С) это событие D)себе дороже Е) не сказать никому
37. Укажите деепричастие несовершенного времени: А) используя воду В) сохранив файл С) нарастающий дефицит D) отработавший пар Е) получить энергию
38. Укажите пароним к слову «экономичный»: А) бережливый В)экономный С) единый D) талантливый Е) прогрессивный
39. Найдите слово с ударением на втором слоге: А) ресурс В) информатика С) обеспечение D) прибыл Е) валовый
40. Укажите словосочетание с качественным прилагательным: А) компьютерный класс В) технический университет С) талантливый человек D) навигационная система Е) вычислительная техника
1. Официально-деловой стиль – сфера употребления: А) словесно-художественное творчество
В) деловые бумаги С) научные статьи D) статьи в газетах и журналах Е) повседневное общение
2. Укажите значение, соответствующее слову «актуальный»: А) важный, значимый В) выгодный
С) обладающий техническим мастерством D) правильный, разумный Е) дающий наибольший результат
3. Найдите предложение, осложненное деепричастным оборотом:
А) Выяснено, что ответные движения на сигнал зависят от умения различать промежутки времени.
В) Сопоставляя скорость ветра и путь прохождения циклона, Франклин почти разгадал его природу.
С) При характеристике растительности все растения делятся на ярусы по высоте.
D) Отмечается увеличение давления на биосферу человека, ведущее к нарушениям экологии.
Е) Кибернетизация, то есть автоматизация логических операций умственного труда, развивается.
4. Сколько запятых нужно поставить в этом предложении: День за днем дул холодный ветер вдалеке темнели поля окруженные соснами и елями.
А) две запятые В) три запятые С) четыре запятых D) пять запятых Е) шесть запятых
5. Найдите предложение, осложненное причастным оборотом:
А) Труд Дарвина «Происхождение видов», изменивший представления о живой природе, вышел в 1859 г.
В) Не атомный вес, а заряд ядра – вот что должно указать место элемента в периодической системе.
С) Кибернетизация, то есть автоматизация контрольных операций умственного труда, развивается.
D) На поверхности клеток губки есть структуры, благодаря которым клетка входит одна в другую.
Е) Чугун огненным путем выливают из домны, собирают в ковш, а затем разливают в формы.
6. Какое из данных предложений является определенно-личным?
А) За рекой косили. В) Оттуда несло запахом свежескошенной травы. С) Весело жить на такой земле!
D) Ночь. Е) Приветствую тебя, пустынный уголок!
7. Найдите словосочетание «глагол + существительное»:
А) мамин дом В) бабушкино варенье С) читает книгу D) интересный фильм Е) совет отца
8. Приказ является жанром стиля … А) Публицистический. В) Официально — деловой С) Художественный.
D) Разговорный Е) Научный
9. Укажите значение фразеологизма «пустить на ветер»:
А) создавать видимость В) остаться безнаказанным С) истратить безрассудно
D) оказаться в неловком положении Е) напряженно думать
10. Укажите фразеологизм со значением «отчаиваться»:
А) мозолить глаза В) сесть в лужу С) как рыба в воде D) потерять голову Е) положа руки на сердце
11. Подберите синоним к фразеологизму «сложить голову»:
А) во все лопатки В) сесть в лужу С) бить баклуши D)уйти из жизни Е) на вес золота
12. В каком числительном пишется буква Ь на конце слова:
А) пятьдесят… В) семьдесят… С) восемнадцат… D) шестьдесят… Е) восемьдесят…
13. Определите стиль текста: Язык судопроизводства устанавливается в зависимости от языка, на котором подано в суд исковое заявление. Судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, в переводе на их язык или другой язык, которым они владеют.
А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль D) Разговорный стиль
Е) Официально- деловой стиль
14. Определите стиль текста: Механическим движением называют изменение взаимного положения материальных тел в пространстве. Под механическим взаимодействием понимают те действия материальных тел друг на друга, в результате которых происходит изменение движения этих тел или деформация их формы.
А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль D) Разговорный стиль
Е) Официально- деловой стиль
15. К какому стилю относится данное словосочетание: Просим Вас сообщить…
А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль
D) Разговорный стиль Е) Официально-деловой стиль
16. К какому стилю относится данное словосочетание: Ничего, как-нибудь выкрутимся…
А) Научный стиль В) Стиль художественной литературы С) Публицистический стиль
D) Разговорный стиль Е) Официально-деловой стиль
17. Выделите строку с лексикой публицистического стиля: А) права человека, гражданский мир
В) картошка, редиска С) предоставляется отпуск D) общенаучная лексика, просторечие Е) жить на широкую ногу
18. Выделите строку с лексикой официально-делового стиля: А) межнациональное согласие
В) зачетка, столовка С) уведомление D) веселый, единственный Е) небеса, лазурный
19. Какой документ относится к информационно-справочным документам:
А) Распоряжение В) Справка С) Доверенность D)Резюме Е) Заявление
20. Какой документ относится к частным деловым бумагам:
А) Автобиография В) Отчет С) Деловое письмо D)Инструкция Е) Ходатайство
21. Доверенность является жанром стиля …
А) Публицистического. В) Официально-делового. С) Художественного. D) Разговорного. Е) Научного.
22. Репортаж, интервью, очерк – это формы реализации какого стиля:
А) Публицистического В) Официально-делового С) Художественного D) Разговорного Е) Научного
23. Укажите тип простого предложения: День завершился благополучно.
А) односоставное распространенное В) односоставное нераспространенное
С) двусоставное распространенное D) двусоставное нераспространенное Е) двусоставное осложненное
24. Найдите предложение, осложненное причастным оборотом:
А) Они уходили все дальше, а ночь и фантазия делали их все прекраснее. В) В лесу держался запах жженой травы.
С) Единицы языка состоят из элементарных незначимых единиц, которые называются кенемами.
D) Ученым удалось доказать, что формирование условных рефлексов связано с изменением ДНК.
Е) Представление о прямой дает натянутый луч света, выходящий из малого отверстия.
25. Найдите предложение, осложненное деепричастным оборотом:
А) Снег сиял и хрустел, слипались ресницы. В) По лицу его текли капельки, какие бывают после дождя.
С) Основными приемами в работе по сбору лексики были эксперимент и самонаблюдение.
D) Микроскоп – это прибор, увеличивающий изображение в несколько тысяч раз.
Е) Изучая проблемы оживления организма, ученые установили, что после прекращения сердечной деятельности и дыхания, ткани и органы человеческого тела умирают не сразу.
26. Разговорный стиль – сфера употребления: А) сфера бытового общения В) административно-правовая
С) словесно-художественная D) общественно-экономическая Е) научного общения
27. В каком словосочетании слова связаны с помощью согласования?
А) сильно болеть В) дождаться утра С) играть хорошо D) рано утро Е) веселая песня
28. Укажите жанры разговорного стиля: А) Поэма, ода В) Характеристика, автобиография
С) Репортаж, фельетон D)Научный доклад, автореферат Е) Личный дневник, дружеское письмо
29. Укажите тип односоставного предложения: Книгу читают с удовольствием.
А) Определенно-личное В) Неопределенно-личное С) Безличное D) Назывное Е) Обобщенно-личное
30. Укажите словосочетание с притяжательным местоимением:
А) каждый день В) наш факультет С) это событие D)себе дороже Е) не сказать никому
31. Укажите действительное причастие настоящего времени: А) прочитанная книга В) сохраненный файл
С) распустившийся цветок D)думающий студент Е) изучаемый материал
32. Какие члены предложения являются однородными в предложении: Люди из ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед.
А) подлежащее В) сказуемое С) дополнение D) определение Е) обстоятельство
33. Найдите слово с ударением на первом слоге: А) принял В) жалюзи С) добыча D) предложил Е) диспансер
34. Укажите словосочетание с качественным прилагательным: А) компьютерный класс В) технический университет С) образованный человек D) навигационная система Е) вычислительная техника
35.Укажите фразеологизм со значением «самое ценное»: А) ноль без палочки В) китайская стена С) первая скрипка D) без сучка и задоринки Е) соль земли
36. В каком словосочетании слова связаны с помощью согласования: А) писать доклад В) смотреть видео
С) первая скрипка D) раздавать билеты Е) готовиться к тесту
37. Образность является стилевой чертой какого стиля: А) Публицистического. В) Официально-делового.
С) Художественного. D) Разговорного. Е) Научного
38. Канцелярский подстиль — это разновидность стиля: А) Публицистического. В) Официально-делового.
С) Художественного D) Разговорного. Е) Научного
39. .Укажите предложение, осложненное однородными членами: А) Реальная программа, которую выполняет компьютер, представляет собой последовательность единиц и нулей. В) Монахи, строго соблюдая учение Будды, носят с собой венчики. С) Атомные электростанции, следовательно, особенно эффективны в районах, бедных топливными ресурсами. D) информацию понимают как абстрактное значение выражений, графических изображений, указаний и высказываний. Е) У студентов горячая пора экзаменов, а некоторые еще сдают рейтинговые задания.
40. Укажите тип односоставного предложения: Лунная ночь.
А) Определенно-личное В) Неопределенно-личное С) Безличное D) Назывное Е) Обобщенно-личное
1 вариант 2 вариант 3 вариант
1. В 1. В 1. В
2. А 2. С 2. А
3. Д 3. В 3. В
4. Е 4. Д 4. А
5. С 5. А 5. А
6. Е 6. В 6. Е
7. С 7. С 7. С
8. А 8. А 8.В
9. А 9. Д 9. С
10. С 10. Е 10. Д
11. А 11. В 11. Д
12. В 12. С 12. С
13. Е 13. Д 13. Е
14. С 14. В 14. А
15. С 15. С 15. Е
16. Е 16. А 16. Д
17. А 17. С 17. А
18. С 18. Д 18. С
19. А 19. Д 19. В
20. Е 20. Д 20. А
21. Д 21. Д 21. В
22. А 22. В 22. А
23. В 23. В 23. С
24. В 24. А 24. Е
25. А 25. В 25. Е
26. Е 26. Д 26. А
27. А 27. С 27. Е
28. Е 28. Е 28. Е
29. В 29. А 29. В
30. Д 30. А 30. В
31. Е 31. С 31. Д
32. В 32. А 32. С
33. Е 33. В 33. А
34. С 34. С 34. С
35. Е 35. Е 35. Е
36. В 36. В 36. С
37. Д 37. А 37. С
38. С 38. В 38. В
39. А 39. А 39. Д
40. С 40. С 40. Д
Публицистический стиль: черты и примеры
Публицистический стиль называют официальным стилем СМИ (средств массовой информации), в том числе – статей, репортажей, заметок, интервью и т. п. Данный стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.
Общими чертами этого стиля можно назвать:
эмоциональность и образность речи – для создания необходимой атмосферы;
оценочность и уверенность – для заинтересованности;
логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания речи достоверности и информативности;
призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность;
Видео:Русский язык 11 класс (Урок№9 - Публицистический стиль.)Скачать
Публицистический стиль
Видео:Стили речиСкачать
Основные признаки публицистического стиля речи
Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».
Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).
Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:
1) посетители, зрители, слушатели;
2) люди, народ.
Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Сфера употребления публицистического стиля речи — общественно-экономические, политические, культурные отношения.
Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Для публицистического стиля речи характерны:
— логичность,
— образность,
— эмоциональность,
— оценочность,
— призывность
и соответствующие им языковые средства.
В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.
Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.
Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.
С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.
У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.
Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.
К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.
Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.
К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.
Лексические особенности публицистического стиля
Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.
В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.
Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи
Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.
Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.
К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.
Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только…, но и; не только…, а и; не столько…, сколько).
Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).
Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.
В публицистическом стиле, особенно в газетных текстах, для выразительности речи нередко используются термины в переносном их значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, паразитировать на теле общества.
Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.
Синтаксические особенности публицистического стиля речи
В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто • используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.
Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.
Видео:Публицистический стиль речи |3 задание | ЕГЭ Русский язык 2023Скачать
Жанры публицистического стиля
Жанры публицистического стиля – определенные «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы» произведений» (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации.
Обычно выделяют три группы жанров:
— информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет);
— аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и
— художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).
Информационным жанрам в большей степени присуща функция сообщения, тогда как аналитическим – функция воздействия.
Модифицируется в жанрах выражение авторского начала. Например, жанр заметки не предполагает открытого проявления авторского присутствия, тогда как в жанре репортажа событие передается через восприятие его автором. Вариативно в разных жанрах действие конструктивного принципа. Так, например, экспрессия возрастает от информационных материалов к художественно-публицистическим, при этом, соответственно, стандарт сокращается.
Рассмотрим стилистические особенности наиболее распространенных жанров газетной публицистики.
Хроника – жанр новостной журналистики, вторичный текст, представляющий собой подборку сообщений, констатирующих наличие события в настоящем, ближайшем прошлом или ближайшем будущем. Хроникальное сообщение – текст объемом от одного до трех-четырех предложений с общим смыслом «где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить». Основные показатели времени – наречия «сегодня», «вчера», «завтра», позволяющие соотнести событие с датой сообщения о нем. Временной сигнал может быть имплицитным: смысл «только что, сейчас, скоро» задается самим жанром, его констатирующим содержанием. Точно так же может быть имплицитным указание места, например, в хронике городских событий нет нужды в каждом сообщении упоминать название города (выражение типа «Сегодня состоится велопробег» будет однозначно понято как «состоится в нашем городе«, если в сообщении есть еще одно-два предложения, может появиться более конкретное указание на место действия). Наличие события фиксируется бытийным глаголом в разных формах (состоялось, состоится, открыт, запланировано, происходит, собирается, соберется, работает и т.д.). Типичные формулы в начале хроникального сообщения: «Вчера в Москве открылась выставка», «Сегодня в Екатеринбурге проходит собрание», «Завтра в Перми состоится открытие».
Подборка хроникальных сообщений составляется по тематическому или временному принципу, напр.: «Криминальная хроника», «Актуально», «Официальная хроника», «Новости в середине часа» и др. Заголовок очень часто представляет собой название рубрики и переходит из номера в номер, из выпуска в выпуск.
Жанр хроники используется во всех средствах массовой информации, т.е. в газетах, на радио и на телевидении. В форме этого жанра оформляются анонсы и заключения теле-, радионовостей. Констатирующие сообщения часто вводятся в заголовочный комплекс газетных материалов, поэтому газетная страница может быть прочитана как некая рассыпанная хроника, фиксирующая основные актуальные события.
Репортаж – в узком смысле слова это жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия. В радио- и телерепортаже при этом все средства, передающие присутствие говорящего на месте события, используются естественным образом, как единственно возможные, например: «мы находимся в зале областного музея», «сейчас спасатель прикрепляет лестницу», «прямо передо мной» и др. В письменной речи те же средства используются для имитации одновременности события и рассказа о нем: это наст. время глагола в сочетании с перфектом, типа «я вижу, что спасатель уже поднялся на третий этаж», эллиптические и односоставные предложения (мы на каменистом плато, сегодня пасмурно), авторское «я» или «мы» в значении «я и мои спутники».
Композиция репортажа предусматривает фиксацию естественного хода события. Однако очень мало событий, да и то только в электронных СМИ передаются в режиме реального времени от начала и до конца (футбольный матч, военный парад, инаугурация Президента). В других случаях время приходится сжимать за счет отбора эпизодов. При этом возникает проблема монтажа эпизодов. Сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий типа Олимпиады в режиме реального времени передается как последовательность эпизодов разных действий, напр.: «сейчас у российских гимнасток вольные упражнения, на ковер выходит…», «а сейчас нам показывают выступления румынских гимнасток на брусьях». В записи событие также передается как последовательность смонтированных эпизодов, за счет монтажа здесь можно добиться четких акцентов на важных моментах события и расширить авторский комментарий. Письменный текст в принципе не способен отразить событие целиком, поэтому автору репортажа приходится излагать только самые яркие эпизоды события, стараясь эту яркость передать в слове за счет отбора самых значимых деталей. И чем больше роль монтажа, тем все более возрастает возможность включения в текст подробного и развернутого авторского комментария, в результате чего может появиться особая разновидность жанра – аналитический репортаж.
Такой текст представляет собой чередование по репортажному поданных фрагментов события и различного рода комментирующих вставок, рассуждений, которые, однако, не должны заслонять от читателя момент присутствия журналиста на месте события. Репортер может передоверить комментарий специалисту – участнику события, тогда в репортаже появляется элемент интервью по поводу текущего события в целом или по поводу отдельных его моментов. Это важный способ динамизации изложения, обогащения содержания и формы текста. С помощью языковых средств в изложение может вовлекаться адресат, напр.: «мы с вами сейчас…».
В современной журналистике репортажем часто называется такой текст аналитического характера, в котором подчеркнуты активные действия журналиста, предпринятые им для выяснения вопроса, – даже если нет никаких попыток языковыми средствами создать эффект присутствия говорящего на месте действия. Такое произведение включает интервью со специалистами, изложение и анализ документов, часто с сообщением о том, как автору удалось их получить, рассказы о поездке на место события, о встречах с очевидцами. Поскольку репортаж предполагает активные действия автора, композиционным стержнем оказываются событийные элементы, хотя содержательно текст направлен на анализ проблемы. Такой прием динамизации в подаче проблемы обогащает арсенал способов представления аналитического материала читателю.
Статья – аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы. Основной стилистический признак жанра – логизированность изложения, рассуждение, развертывающееся от главного тезиса к его обоснованию через цепочку промежуточных тезисов с их аргументами или же от посылок к выводам, также через цепь второстепенных тезисов и их аргументов.
В языковом плане на уровне синтаксиса выделяется обилие средств, выражающих логические связи высказываний: союзы, вводные слова логического характера, слова и предложения, обозначающие вид логической связи, типа «приведем пример«, «рассмотрим причины» и др. На уровне морфологии жанр характеризуется грамматическими средствами, позволяющими выразить формулировки закономерностей: настоящее абстрактное, единственное число с собирательным значением, абстрактные существительные. На уровне лексики наблюдается употребление терминов, в том числе и узкоспециальных с пояснениями, а также слов, называющих отвлеченные понятия. Используются, таким образом, средства языка, позволяющие оформить результат аналитической деятельности автора, который вскрывает закономерности развития явления, его причины и следствия, его значение для жизни общества.
Публицистические статьи – это произведения, форма которых разнообразна. Основные источники варьирования формы газетной статьи – композиция и стилевая ориентация текста. Статья может строиться как рассуждение от тезиса к доказательству или от посылок к выводам. Композиционно статью обогащают различные вставки в виде ярко выписанных эпизодов события, включаемых на правах фактологических аргументов и поводов для рассуждения, или в виде мини-интервью, также выполняющего аргументирующую функцию, ср., например, аргумент «к авторитету».
Особенно разнообразны статьи по стилевой ориентации. Статьи, ориентированные на научный стиль, выдерживают эту направленность чаще всего только в плане логизированности текста. Рассуждение в них может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.
Широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.
Аналитические статьи критического характера могут сочетать ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса и сниженную эмоционально-оценочную лексику, приемы комического (каламбуры, пародирование известных текстов и др.).
Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы.
Тематически очерки весьма разнообразны: они могут быть, напр., проблемными, портретными, путевыми, событийными. Поскольку очерк – это произведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа актуальной общественной проблемы. В тексте очерка гармонично сочетаются ярко, выразительно переданные события, убедительно нарисованные образы героев и глубокие, доказательные рассуждения. Объединение событийных, предметных и логических элементов очеркового содержания зависит от ряда факторов. Прежде всего, оно определяется тем, какой тип композиции избран очеркистом. Если используется событийная композиция, тогда очерк строится как рассказ о событии, в изложении которого, как и в художественном рассказе, выделяются завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Авторские рассуждения, описание героев прерывают действие на какое-то время, но потом развертывание текста вновь подчиняется ходу события. Если используется логическая композиция, построение текста определяется развитием авторского рассуждения, эпизоды одного события или несколько разных событий включаются в изложение как повод для рассуждения, аргумент тезиса, ассоциация по сходству или контрасту и т.д. Изредка используется в очерке эссеистская композиция, при которой развертывание текста осуществляется за счет ассоциаций, резких переходов от одного предмета речи к другому. Надо, однако, учитывать, что внешне хаотичное изложение скрывает целеустремленное развитие авторской мысли, ход которой читатель должен уяснять за счет интерпретации ассоциативных связей текстовых элементов.
Помимо типа композиции на объединение, а также на языковое оформление содержательных элементов очерка влияет тип повествователя. Используется повествование в форме третьего и в форме первого лица. В форме третьего лица повествователь может выступать как закадровый наблюдатель или закадровый комментатор. В первом случае событие, о котором ведется рассказ, предстает перед читателем протекающим как бы само по себе, авторское присутствие обнаруживается только косвенно – в выборе слов, обозначающих детали очеркового мира и оценивающих их, в приостановке повествования для введения формулировок, раскрывающих журналистскую концепцию. Повествователь – закадровый комментатор более активен. Не раскрывая себя в форме «я», он может энергично вмешиваться в действие, прерывая его отступлениями в прошлое (ретроспекциями) или забеганием вперед (проспекцией, т.е. изложением будущих событий, о которых герой пока знать не может). Такой повествователь часто весьма пространно комментирует происходящее и выносит ему оценку.
Наиболее разнообразны функции повествователя в форме первого лица. Иногда журналист использует «я» героя, т.е. очерк строится как рассказ героя о самом себе. Но чаще всего используется авторское «я», при котором повествователь выступает как текстовое воплощение реальной личности журналиста. Функции такого повествователя разнообразны. Так, он может выступать как участник события, анализу которого и посвящен очерк. Больше же всего привлекает журналистов форма повествователя-исследователя. В этом случае в основу компоновки очеркового материала кладется рассказ об исследовании события, которое в результате развертывается перед читателем не так, как оно происходило на самом деле, а в том порядке, как о нем узнавал исследователь.
Таким образом, очерк может строиться, во-первых, как рассказ о реальном событии, которое развертывается в своей естественной последовательности или с ее нарушением в виде ретроспекций и проспекций и которое прерывается или обрамляется авторскими рассуждениями, доносящими до читателя журналистскую концепцию. Автор при этом может выступать как закадровый наблюдатель, закадровый комментатор, участник события, собеседник героя, рассказывающего о событии. Во-вторых, очерк может строиться как рассказ о журналистском расследовании, и в форме изложения бесед с героями, содержания прочитанных документов и соображений по поводу увиденного читатель узнает о событиях и людях, в них участвовавших, а также о проблеме, которую журналист усматривает в приводимых фактах. В-третьих, очерк может представлять собой эмоционально окрашенное рассуждение журналиста о проблеме. По ходу рассуждения излагаются события, описываются герои, что позволяет такому размышляющему повествователю раскрыть проблему на наглядном жизненном материале.
Очерк характеризуется изобразительным письмом: для представления героя и события требуются конкретные, яркие, наглядные детали, которые в ряде случаев и рисуются как реально наблюдаемые повествователем в ходе исследования, путешествия, встречи с героем и т.д.
И наблюдающий, и комментирующий, и участвующий в событии, и исследующий ситуацию повествователь не может быть бесстрастным. Актуальная общественная проблема, события и люди предстают перед читателем в свете эмоциональной авторской оценки, в результате чего очерковый текст бывает окрашен той или иной тональностью.
При разных типах повествователей по-разному строится общение с читателем. Изложение в форме третьего лица или в форме «я» героя обходится без прямого обращения к читателю. Напротив, авторское «я» чаще всего сочетается с активным общением с читателем, особенно в форме «мы» со значением «я, автор, и мой читатель».
📹 Видео
Публицистический стиль речи. Урок 14. Русский язык 7 классСкачать
Художественный или публицистический стильСкачать
Публицистические жанрыСкачать
Видеоурок по русскому языку "Стили речи"Скачать
Развитие навыка речи, молчания, слушанияСкачать
Публицистический стильСкачать
Все способы словообразованияСкачать
9й класс; Русский язык и литература - Разговорный стиль речи Научный стиль речиСкачать
Русский язык 7 класс (Урок№10 - Причастие как часть речи.)Скачать
Культура профессиональной речи. Публицистический стильСкачать
Научный стиль речи | 3 задание | ЕГЭ Русский язык 2023Скачать
Русский язык. 8 класс. Семейные ценности. Публицистический стиль речи /02.09.2020/Скачать
Публицистический стильСкачать