- Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение и текст
- Словосочетания
- Предложение
- Пунктуация
- Please wait.
- We are checking your browser. gufo.me
- Why do I have to complete a CAPTCHA?
- What can I do to prevent this in the future?
- Синтаксис как раздел науки о языке; что изучает, определение в википедии
- Разделы науки о языке
- Что такое синтаксис в русском языке?
- Словосочетание
- Предложение
- А 29 разделы науки о языке и изучаемые в них понятия
- 🎦 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение и текст
Лингвистика, или языкознание – наука о речи, языке и коммуникации – изучает самые разные стороны строения и функционирования языков. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетания, предложения и текст. Тому, что именно и с какой точки зрения изучают специалисты, и посвящена эта статья.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Словосочетания
Словосочетания – это такие образования в языке, которые конструируются из готовых единиц – слов и фразеологизмов – при помощи служебных слов (предлогов) или без них по определенным правилам того или иного языка. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий, по каким именно правилам слова объединяются в словосочетания и с помощью каких средств.
Для конструирования словосочетания недостаточно взять два любых слова и механически их соединить. Во-первых, они должны быть связаны смыслом. Скажем, слова «зяблик» и «вислоухий» могут быть легко соединены по всем правилам грамматики (вислоухий зяблик, вислоухих зябликов и т. д.), однако значения этих слов будут сопротивляться такому соединению. Оно может состояться только в том случае, если оба этих слова или одно из них будут употреблены в переносном значении. Например, «зябликом» можно назвать щенка, который часто мерзнет, тогда и со словосочетанием «вислоухий зяблик» будет все в порядке. Это интересные вопросы, но ими синтаксис занимается косвенно, это больше поле науки семантики и семасиологии – науки о значении слов.
Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетания с точки зрения их формальной связи. Синтаксистов интересует вопрос о том, почему одни сочетания слов воспринимаются носителями как грамматически правильные, а другие – нет. Самый простой пример – «голубой вода» и «голубая вода». В первом случае нарушено правило согласования прилагательного и существительного. В русском языке прилагательное (определение) должно повторять формы существительного (определяемого), чтобы словосочетание получилось корректным. Поэтому синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание с грамматической точки зрения.
Видео:ФРАЗЕОЛОГИЯ - РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, ИЗУЧАЮЩИЙ УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯСкачать
Предложение
Из слов конструируются словосочетания, а словосочетания объединяются в предложения. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий, по каким правилам и согласно каким моделям это происходит. Вопросов для изучения и исследования очень много, и проще всего увидеть это на примере разницы между языками. Скажем, в английском предложении в состав грамматической основы обязательно должны входить и подлежащее, и сказуемое. Если смысл предложения не предполагает подлежащего, оно все равно должно быть представлено формально. – It (формальное подлежащее, в котором нет необходимости с точки зрения смысла) is raining.
В русском же языке грамматическая основа может быть представлена одночленно: «Все время дождит»; «Сегодня холодно»; «Смеркается осенью быстро». Во всех этих предложениях невозможно выделить подлежащие и сказуемые, и одновременно с этим главный член предложений (дождит, холодно, смеркается) и есть и подлежащее, и сказуемое (синтаксические функции реализуются ими синкретично). Более объемные объединения – тексты – также изучаются синтаксисом.
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Пунктуация
Почему же всем носителям языка важно понимать, что такое синтаксис? Пунктуация (корректная расстановка знаков препинания) опирается на синтаксические знания, поэтому для того, чтобы правильно писать, необходимо разбираться не только в азах, но и в нюансах синтаксиса. Допустим, невозможно понять, где нужно ставить запятую в сложноподчиненном предложении, не зная, что такое сложное предложение и не умея находить границы его частей.
Таким образом, синтаксис – наука, изучающая тексты, законы формирования предложений и объединения слов в словосочетания. На синтаксис опираются знания пунктуации.
Видео:Все способы словообразованияСкачать
Please wait.
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
We are checking your browser. gufo.me
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Why do I have to complete a CAPTCHA?
Completing the CAPTCHA proves you are a human and gives you temporary access to the web property.
Видео:Что такое языкознание, или лингвистика, какие разделы науки о языке оно включаетСкачать
What can I do to prevent this in the future?
If you are on a personal connection, like at home, you can run an anti-virus scan on your device to make sure it is not infected with malware.
If you are at an office or shared network, you can ask the network administrator to run a scan across the network looking for misconfigured or infected devices.
Another way to prevent getting this page in the future is to use Privacy Pass. You may need to download version 2.0 now from the Chrome Web Store.
Cloudflare Ray ID: 6b0f66bddb69160a • Your IP : 85.95.178.142 • Performance & security by Cloudflare
Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Синтаксис как раздел науки о языке; что изучает, определение в википедии
История учения о словосочетании l Первая точка зрения (широкая) в трудах А. М. Пешковского и Ф. Ф. Фортунатова : словосочетание любое сочетание двух знаменательных слов, выделяемое из предложения. В саду раздавались голоса детей.
История учения о словосочетании l Вторая точка зрения (опирается на труды А. А. Шахматова и В. В. Виноградова) Словосочетание не несет законченного сообщения, а является лишь развернутым, составным наименованием явлений действительности. Из числа словосочетаний исключаются грамматические основы предложений
История учения о словосочетании Третье направление в изучении словосочетания связано с именем В. А. Белошапковой, которая, включает, однако, в число словосочетаний объединения слов не только на основе подчинительной связи, но и сочинительные сочетания тоже: отец и мать, дом и пристройка и проч.
Словосочетание и предложение – понятия разных семантических рядов… Они соответствуют разным формам мышления… Словосочетание так же, как и слово, представляет собой строительный материал, используемый в процессе языкового общения. Предложение же – произведение из этого материала, содержащее сообщение о действительности. В. В. Виноградов
Структура словосочетания В структуре словосочетания выделяют главное (стержневое) слово и зависимый компонент, находящийся с главным в подчинительной связи. Главное сл. Зависимый компонент Дом из камня
Классификация словосочетаний 1. По типу смысловых отношений Атрибутивные (определительные) – зависимое слово определяет предмет (явление), называемое главным словом, с точки зрения его внешнего признака, внутреннего свойства, качества, принадлежности: горячее молоко, мои друзья, дом из дерева и проч. ;
Классификация словосочетаний по типу смысловых отношений l Объектные – отношения между действием, признаком, состоянием и предметом, на который это действие направлено, или с которым это состояние сопряжено: любить учеников, воспитывать примером и проч. ;
Классификация словосочетаний l Обстоятельственные – это отношения, при которых действие, состояние или признак определяются со стороны своего качества, интенсивности, условий и т. п. : засыпать под утро, гулять по городу, слишком громкий и проч.
Классификация словосочетаний по типу смысловых отношений l Восполняющие — особый тип отношений, возникает при информативно недостаточных словах: слыть чудаком, стать здоровым, быть заметным и под
Классификация словосочетаний 2. По типу подчинительной связи: l согласование, l управление, l примыкание.
Классификация словосочетаний 3. По морфологической принадлежности стержневого слова Субстантивные (гл. слово – имя существительное), адъективные (гл. слово – прилагательное), глагольные (главное слово выражено глаголом либо атрибутивной формой глагола), наречные (адвербиальные) — (главное слово – наречие)
Классификация словосочетаний 4. По составу. простые, состоящие из двух знаменательных слов, между которыми устанавливается один тип синтаксических отношений Животный мир, дом из дерева будем надеяться на лучшее, пусть едет сегодня же, самый старший из братьев.
Классификация словосочетаний по составу сложные состоят из трех или более компонентов, между которыми устанавливаются разные способы синтаксической связи. каменный дом – новый каменный дом с балконом – новый каменный дом с просторным балконом и т. д.
Парадигма словосочетания Совокупность форм словосочетания, реализуемых при построении предложения, называется парадигмой словосочетания. Опирается на формы главного слова: Белая береза – белой березы – белой березе — белую березу – белой березой – о белой березе
Схема анализа словосочетания 1. 2. 3. 4. 5. 6. Выписать словосочетание из текста; Найти главное и зависимое слово; Простое или сложное; Чем выражены главное и зависимое слово; Грамматическое значение словосочетания; Тип(ы) подчинительной связи.
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№12 - Синтаксис и пунктуация.)Скачать
Разделы науки о языке
- Сегодня мы ответим на такие вопросы:
- · Какие мы знаем разделы науки о языке?
- · Что изучает каждый раздел науки о языке?
- · С какими понятиями мы сталкиваемся в разных разделах науки о языке?
- Как известно, каждая вещь из нашего окружения имеет своё строение.
Но разве наш язык – менее сложное явление, чем, например, автомобиль?
Нет. Любой язык – явление очень непростое. Но мы на наших уроках говорили о русском языке. И можно было заметить – что он очень сложный и состоит из множества деталей.
У русского языка много составных частей и уровней.
Поэтому логично, что наука о русском языке насчитывает несколько разделов. Каждый раздел изучает определённую часть языка. У каждого раздела – свои термины, свои выражения.
Но все разделы науки о языке тесно связаны между собой.
Вы слышите меня? Конечно, вы слышите мою речь. Это потому, что мы все произносим звуки. Звуки – это самые маленькие единицы языка. И изучает их фонетика.
Это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о фонетике?
Итак, мы слышим речь благодаря звукам. А если я вдруг хочу её увидеть? Нет ничего проще! Я могу записать речь, зафиксировать её на бумаге. Чтобы её мог прочитать я или кто-то другой.
Речь может передаваться на письме. И потому существует графика. Это такой раздел науки о языке, который изучает средства передачи речи на письме.
Мы воспринимаем на слух звуки и произносим их же. Но записываем мы не звуки, а буквы.
И когда мы говорили о графике – мы рассматривали все, что связано с буквами.
Но ведь мы общаемся не при помощи отдельных букв или звуков! Чтобы называть предметы, нам нужны слова. Ведь у слов есть значение, которое позволяет им выражать самые разные понятия.
Неудивительно, что есть такой раздел науки о языке, как лексикология. В этом разделе изучается лексика, то есть все слова языка.
Посмотрим, как всё это работает.
Мы слышим и произносим звуки. Вот звуки [с], [в] [л] [о].
Эти звуки мы можем записать такими буквами: с, в, л, о.
А уже из звуков или букв составляются слова. У нас получилось – слово.
Все слова вместе – это лексика языка. А лексику изучает лексикология.
Вот такая цепочка, в которой всё между собой связано.
С какими понятиями мы сталкивались, когда говорили о лексикологии?
Целое слово – это, конечно, хорошо. Но иногда так и хочется его разобрать на составные части, чтобы посмотреть, из каких важных деталей оно состоит!
Вот, например, слово подводный. Мы можем разделить его на части, у каждой из которых будет своё значение!
- Приставка под-, корень –вод-, суффикс –н- и окончание -ый.
- Такими разделениями занимается морфемика.
- Это раздел науки о языке, который изучает части слова, то есть морфемы.
- Конечно же, мы говорили именно о морфемах.
А теперь давайте поразмышляем. Что вы ответите, если я скажу, что у каждого самостоятельного слова есть два значения? Наверное, вы скажете: «А вот и нет! Мы ведь говорили, что есть и однозначные слова!»
Например, у слова «синяя» – одно значение: синего цвета.
– Верно, – скажу я. – Это – лексическое значение.
Но у прилагательного синяя есть ещё кое–какие показатели: именительный падеж, женский род, единственное число. И всё это – его грамматическое значение.
Ведь каждое слово – это какая-то часть речи!
А части речи группируются не по смыслу, а по особым признакам.
Вот слова синий, синева и синеть. У них похожие лексические значения, но они относятся к разным частям речи.
Морфология – этот раздел науки о языке изучает части речи и все, что с ними связано.
Из слов разных частей речи составляются словосочетания. А из них – предложения.
- А из предложений потом получается текст.
- Конечно же, нужен раздел науки о языке, который должен все это изучать.
- Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение, текст и правила их построения.
- Когда мы изучали синтаксис – какие понятия становились для нас основными?
Итак, с какими же разделами науки о языке мы столкнулись в пятом классе?
Но ведь если задуматься – есть и другие разделы науки о языке.
Один из наших уроков был посвящён орфоэпии, которая изучает правила произношения звуков и их сочетаний.
Что мы делаем, если не знаем, как правильно произнести какой-то звук в слове или как поставить правильно ударение? Мы берём орфоэпический словарь!
Кстати, о словарях. Их составлением занимается отдельный раздел науки о языке. Он называется лексикографией.
- Об орфоэпическом словаре мы уже вспомнили.
- Но на самом деле словарей так много, и они такие разные!
- Есть толковые словари, словари антонимов или синонимов, словари фразеологизмов, этимологические словари и даже орфографические словари.
- Как думаете, для чего служат орфографические словари?
Они показывают правильное написание слов. Ведь именно этим занимается орфография. Нам хорошо знаком этот раздел языка. Ведь именно орфографические ошибки мы делаем чаще всего.
Например, если мы пишем «Карова доёт малако» – это значит, что мы сделали сразу четыре орфографических ошибки.
Но писать только без орфографических ошибок недостаточно. Есть ещё пунктуация, которая изучает знаки препинания и их правильную расстановку.
- Разделов науки о языке много и все они разные. Но сегодня нам нужно запомнить основные:
- Фонетика – она занимается звуками.
- Графика имеет дело с буквами.
- Лексикология изучает слова и их значения.
- Морфемика имеет дело с морфемами.
- Морфология рассматривает части речи.
- А синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст.
Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать
Что такое синтаксис в русском языке?
Слово «синтаксис» происходит от греческого слова syntaxis, что в переводе значит «составление». Значение слова дает нам понять, что синтаксис тесно связан с упорядочиванием единиц языка. Чтобы понять, что такое синтаксис в русском языке, нужно вспомнить, что такое грамматика, а также обратиться к истории развития языкознания.
Многие языковеды интересовались вопросом, что такое синтаксис. Этот раздел науки описан еще в античных трудах, но окончательно он был сформирован в 19 веке.
Ученые сформулировали четкое определение. Синтаксис – это раздел науки о языке, который включает в себя учение о словосочетаниях и предложениях. Различные компоненты языка объединяются при помощи синтаксических связей.
Существует два типа связей:
- Сочинительная. Связь между равноправными языковыми единицами. В этом случае мы не можем задать вопрос от одной части предложения к другой. Сочинительная связь бывает между словами в словосочетаниях (лес и горы), в простых предложениях она представлена в виде однородных членов («… У нас запляшут лес и горы!» И. Крылов), а также может связывать части сложносочиненного предложения («… И ноты есть у нас, и инструменты есть…» И. Крылов).
Сочинительные союзы – главные спутники сочинительной связи: и, но, а или, либо, то – то, не то – не то и прочие
- Подчинительная. Он возникает в том случае, если единицы неравноправные. Одна считается главной, а другая зависит от нее. Мы можем задать вопрос от главной части к зависимой. Эта связь призывает на помощь подчинительные союзы: что, где, какой, потому что, если, когда и другие
Подчинительную связь хорошо иллюстрирует следующий пример из басни Ивана Крылова: «Мы, верно, уж поладим, (при каком условии?) коль рядом сядем».
Словосочетание
Чтобы понять, что означает синтаксис, следует рассмотреть его основные единицы: словосочетание и предложение.
Словосочетание – это два, три и более слов, которые связаны при помощи подчинения. Обязательным условием является то, что слова должны быть знаменательными, то есть полнозначными.
- Можно вновь обратиться к басням Крылова и найти в них прекрасный пример, показывающий, что такое словосочетание:
- Уж сколько раз твердили миру,
- Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
- И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
В этих строках мы можем отыскать следующие словосочетания:
- Твердили (кому?) миру
- Лесть (какова?) гнусна, вредна
- Отыщет (где?) в сердце
- Отыщет (что?) уголок
Предложение
Известный языковед В. Виноградов сформулировал следующее определение: «Предложение – грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».
В словосочетании нет законченности выраженной идеи, а в предложении она присутствует.
В синтаксисе выделяют простые и сложные предложения:
- Простое предложение – это главный структурный вид предложений, который помогает строить сложные предложения. В нем присутствует одна грамматическая основа. Примеры простых предложений:
- Пришла зима
- Грачи прилетели
- Лиса бежала
- Сложное предложение имеет в своем составе не менее двух грамматических основ. Его части объединены по смыслу, грамматически и интонационно. Примеры сложных предложений:
- Когда я вошел в дом, я увидел на столе большой самовар и стопку иностранных журналов
- Кошка вернулась домой, потому что на улице стало темно
Сложное предложение сообщает читателю о нескольких событиях и о связи между ними. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.
Синтаксис – это важнейший раздел науки о языке, который требует пристального изучения.
Видео:Русский язык - Разделы науки о языке часть 1 // PREP.UZСкачать
А 29 разделы науки о языке и изучаемые в них понятия
ПОМНИ:чтобы выполнить задание подобного типа, следует изучить не только определения разделов, но и знать определения изучаемых в них понятий, т.е. владеть теорией русского языка.
Разделы | Определение раздела | Изучаемые понятия |
Фонетика | Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи | Звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел |
Орфография | Раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей | Орфограмма. Орфографическое правило. Орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Употребление прописной и строчной буквы |
Лексика и фразеология | Раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы, синонимы, антонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Диалектизмы. Профессионализмы. Фразеологизмы |
Словообразование | Раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования | Состав слова. Морфема. Основа слова. Корень, суффикс, приставка, окончание. Словообразовательные формообразовательные морфемы. Однокоренные слова. Способы образования слов |
Морфология | Раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы | Части речи (самостоятельные, служебные). Существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания. Морфологические признаки частей речи |
Синтаксис | Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение, роль в речи | Словосочетание. Согласование, управление, примыкание. Предложение. Подлежащее и сказуемое. Сказуемые: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Определение, дополнение, обстоятельство. Простое предложение. Однородные члены предложения. Обобщающие слова. Обособленные члены предложения. Обращение. Вводные слова. Сложные предложения: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные. Виды придаточных предложений: определительное, изъяснительное, обстоятельственное. |
Пунктуация | Раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания | Знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие). Одиночные и парные знаки |
Стилистика | Раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности | Стили речи: разговорный и книжные: художественный, научный, публицистический официально-деловой. Языковые особенности стилей речи. Жанры, характерные для определённого стиля |
Культура речи | Раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах. | Нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая |
Работа с текстом
Задания А30, А31, А32, В1, В2, В3, В4 в сборниках ЦТ предлагается выполнить на основе текста.
Изучив предлагаемые в данном пособии теоретические сведения (А31, А32, В1, В2, В3, В4), потренируйтесь выполнять вышеуказанные задания, используя тексты из сборников ЦТ (Централизованное тестирование. Русский язык. Сборник тестов, 2004 – 2008 гг.).
Основные признаки текста | ||||
Тематическое единство | Последова-тельность | Связность | Развёр-нутость | Завершённость |
Все предложения раскрывают тему и основную мысль | Последовательное развитие мысли в тексте | Мысли предаются последовательно, дополняя и раскрывая содержание предыдущих предложений | Наличие подтем и микротем | Завершённый текст – это текст, где Тема раскрыта полно с т.з.автора |
Например:
Любой конфликт имеет в основе своей противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов, ценностных или нормативных представлений сторон. Чем более значимые для человека ценности затрагивает конфликт, тем менее вероятны уступки и компромиссы. Чем более эмоционально вовлечены участники конфликта в определенную ситуацию, тем острее конфликт.
У каждого человека формируется свое видение собственного «Я» , то есть того, каким индивид видит себя и на основании чего он строит свои взаимоотношения с другими людьми , как сам к себе относится.
🎦 Видео
Лексика и фразеология | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать
Что такое словосочетаниеСкачать
Разделы науки о языкеСкачать
Русский язык 2 класс. «Понятие о словосочетании»Скачать
Словообразование наречий. Видеоурок 19. Русский язык 7 класс.Скачать
Урок 1. Синтаксис как раздел науки о языке. Основные единицы синтаксисаСкачать
Русский язык 8 класс (Урок№6 - Основные единицы синтаксиса.)Скачать
Словосочетание. Виды синтаксической связи. Видеоурок 2. Русский язык 11 классСкачать