- Основные сведения о фонетических средствах выразительности русского языка
- Какие бывают средства выразительности речи
- Средства фонетической выразительности
- Аллитерация
- Ассонанс
- Звукоподражание
- Изобразительно выразительные средства ударение
- Фигуры речи
- Изобразительные возможности лексики
- Экспрессивно-эмоциональная лексика
- Изобразительные возможности морфологии
- Звуковые средства выразительности
- Изобразительные возможности синтаксиса
- 1) Урок русского языка в 10 классе «Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка»
- 📹 Видео
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№15 - Изобразительно-выразительные средства языка.)Скачать
Основные сведения о фонетических средствах выразительности русского языка
Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК | Средства художественной выразительности. Первая часть. Подготовка к ЕГЭ.Скачать
Какие бывают средства выразительности речи
Средства выразительности речи используются в текстах художественного стиля для придания им большей эмоциональности, усиления воздействия на читателя или слушателя, а иногда и помогают углубить смысл текста. Все средства выразительности можно разделить на группы в соответствии с разделами языкознания:
- фонетические (использование звукописи);
- словообразовательные (особое использование морфем);
- лексические (использование тропов — слов/сочетаний слов в переносном значении);
- синтаксические (использование фигур речи — особых синтаксических конструкций для усиления экспрессивности);
- морфологические (акцент в тексте на определенные части речи).
В наибольшем объеме в литературе используются синтаксические, лексические и фонетические средства.
Фонетические средства выразительности связаны с фонетикой — разделом науки о языке, изучающем звуки речи. Звук — это наименьшая неделимая единица языка. Любой звук обладает множеством физических характеристик: амплитуда (сила), частота (высота), тембр, долгота. Звуки речи могут быть твердыми или мягкими, они могут произноситься легко или преодолевать преграды (зубы, язык и т.д.), быть сильными или слабыми.
Все это разнообразие позволяет использовать звуки как мощное средство выразительности, основанное на ассоциации некоторых звучаний с определенным настроением, явлением природы, даже цветом. Образы, создаваемые с помощью звукового символизма, или поэтической живописи, бывают сугубо индивидуальными, и это одна из причин того, что произведение словесного искусства может вызывать у людей разную реакцию.
В обычной речи высокие и низкие, твердые и мягкие, и прочие звуки встречаются примерно с одной и той же частотой. В художественной речи это равновесие — иногда сознательно, иногда бессознательно — авторами нарушается.
Повтор различных звуков или их сочетаний с целью создания звукового образа называется звукописью (инструментовкой) и помогает создать особый эмоциональный настрой на восприятие художественного произведения.
Наиболее распространена звукопись в поэзии, где звучание слова может быть даже важнее, чем его смысл. Звукопись делает русскую литературу необычайно выразительной и певучей.
Нельзя путать звук и букву! Звуки мы произносим, а буквами разными закрепленными способами обозначаем эти звуки и переносим устную речь на бумагу или набираем на клавиатуре. Звуки не всегда совпадают с буквами. Когда речь идет о звукописи, подразумеваются именно звуки. А они иногда не совпадают с буквами.
Видео:Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафораСкачать
Средства фонетической выразительности
Приемов звукописи может быть множество, каждый автор стремится быть неповторимым и искать собственные художественные приемы, однако все они укладываются в три основных вида: аллитерация, ассонанс и звукоподражание.
Аллитерация
Аллитерация (от лат. alliteratio – созвучие) — организованный фонетический повтор, многократное использование в тексте одного или нескольких согласных звуков для создания большей экспрессивности текста.
Желтел, облака пожирая, песок.
Предгрозье играло бровями кустарника.
(Б. Пастернак «Марбург»)
Лирический герой стихотворения Пастернака «Марбург» только что пережил от девушки отказ на предложение руки и сердца. Он бродит по городу, перед ним мелькают разные предметы, но он видит их как будто впервые. Передать мятущееся сознание героя помогает прием аллитерации. В шестикратно повторенном [р] слышится рев надвигающейся грозы, созвучный той душевной буре, которая захватила героя.
Повтор свистящих и шипящих звуков в стихотворении Есенина рисует немного другую картину — завывание зимней вьюги, заметающей сугробами все вокруг.
Свищет ветер, серебряный ветер
В шелковом шелесте снежного шума.
«Оставь Россию навсегда» — в этой строке аллитерация помогает ощутить искушающую и вкрадчивую интонацию, с которой лирической героине стихотворения Ахматовой «Мне голос был. » внутренний голос «нашептывает» идею уехать из России в трудное для страны время.
Еще пример из Пастернака. Двустишие, за которое критики упрекали автора за то, что фонетическая задача взяла верх над другими. Поэт не только «нанизал на фонетическую нить» повтор звука [р], но использовал еще и внутреннюю рифму к каждому слову (забором — загаром, крался — крылся):
Забором крался конокрад,
Загаром крылся виноград.
Похожий эксперимент есть у Владимира Высоцкого: «Вот дыра у ребра — это след от ядра».
Достоевский, давая имена своим героям, несомненно учитывал звучание: Родион Романович Раскольников и его антагонист Порфирий Петрович. Тревожный и рокочущий [р] подчеркивает остроту их противостояния. Отличие анафор (одинаковое начало) в их именовании, возможно, намек на разность их идей, которым они последовательно привержены.
В конце рассказа Бунина «Последнее свидание» герой видит Веру в «шляпке из черной соломы, с жесткими, ржаво-атласными цветами». Антиромантичность образа передается не только лексическими средствами, но и подчеркивается повтором шипящих и ц.
В фольклоре аллитерация часто используется в пословицах и поговорках. В скороговорках этот прием звукописи выполняет еще и игровую функцию.
Тише едешь — дальше будешь. Карл у Клары украл кораллы. У елки иголки колки.
Примеры аллитерации можно найти в любом литературном произведении, как в прозе, так и поэзии. И очень тонка та грань, где аллитерация как художественный прием переходит в неблагозвучие — речевую ошибку, основанную на повторении звуков или их несочетаемости, вследствие чего возникает какофония. Неблагозвучный текст труден в произношении.
Это сладкое слово «свобода»!
Разливая по венам, как яд,
Пью ее я, как жаждущий воду,
Пью ее много дней я подряд. (©)
Большое скопление звуков [й] создает ощущение, что свободой можно захлебнуться. Возможно, это автор и хотел сказать, но произносить подобный текст сложно. Хотя и неблагозвучие может использоваться автором намеренно как прием. Классический пример — слово-перевертыш «абырвалг» в «Собачьем сердце» Булгакова.
Ассонанс
А — черно, Е — бело, У — зеленое, И — ярко-красное,
О — небесного цвета! Вот так, что ни день, что ни час,
Ваши скрытые свойства — беру я на глаз,
Вас на цвет и на запах я пробую, гласные!
(А. Рембо)
Ассонанс — (от фр. assonance, от лат. assono — звучу в лад) — организованный фонетический повтор, многократное использование в тексте одного или нескольких гласных звуков для создания большей экспрессивности текста.
Повторение гласных придает тексту протяжность, певучесть. Это связано с особенностью гласных звуков: они произносятся с голосом, поэтому их можно тянуть, произносить дольше, чем согласные. Гласных звуков в русском языке немного, и все они могут служить основой для ассонанса: [а; и; о; у; ы; э]. Еще Ломоносов отмечал, что гласные воспринимаются по-разному:
«В российском языке, как кажется, частое повторение письмени а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха; учащения письмен е, и, ѣ (ять), ю — к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей; через я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность; через о, у, ы — страшные и сильные вещи; гнев, зависть, боязнь и печаль».
В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
В «Бородино» Лермонтова в многократном повторе [у] можно услышать гул, который разносится по полю перед битвой из-за присутствия и движения огромного количества людей и орудий.
Король поэтов Игорь Северянин обыгрывает лексический повтор фонетическим: «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!». Произнося [а], мы широко открываем рот — то же самое мы делаем, когда выражаем восторг и удивление. Эти известные строки Северянина как нельзя лучше иллюстрируют использование ассонанса в поэзии. Ассонанс, как и аллитерацию, можно встретить также в прозе и фольклоре.
Звукоподражание
Звукоподражание (ономатопея) — использование в речи звуков, похожих на звуки живой и неживой природы, или прямое подражание этим звукам.
Звукоподражание не следует путать со звукописью. Звукопись — широкое понятие, включающее в себя все приемы использования средств фонетики для усиления выразительности текста.
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Вооруженный зреньем узких ос,
Сосущих ось земную,
Я чую все, с чем свидеться пришлось
И вспоминаю наизусть и всуе.
Аллитерация на свистящие звуки во фрагменте из стихотворения Кольцова «Косарь» напоминает свистящий звук косы, когда человек делает широкий размах. Соответственно, это не просто повтор звуков, а звукоподражание. Те же свистящие повторяются у Мандельштама, но их звучание напоминает уже другое — жужжание осы.
– Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
По снегу фары шипят яичницей.
Милиционеры свистят панически.
Повторение резких звуков в стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» напоминает стук копыт по мостовой. В «Прощании с Политехническим» Вознесенского слышится и визг тормозов, и звук милицейского свистка.
Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Волны скачут лата-тах!
Волны скачут а-ца-ца!
Сравним строки Бальмонта и Хлебникова. Бальмонт для звукоподражания используется аллитерацию на шипящие звуки. Именно с шипящими ассоциируются камыши и у большинства людей, т.к. при соприкосновении с ними можно услышать шуршание, да и буква Ш присутствует в самом слове камыши.
Хлебников использует не отдельные звуки, а ономатопы — звукоподражательные слова. Поэту кажется, что именно такие звуки издают волны, когда скачут. Вряд ли так кажется большинству людей, но «он художник, он так видит».
Пример из прозы: «В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таяния земли и от росту травы» (Л. Толстой).
К средствам фонетической изобразительности относится также липограмма, но она практически не используется в современной поэзии, а больше подходит в качестве упражнения для поэтических студий. Прием основан на исключении какого-то конкретного звука из стихотворения: в прежние века мэтры стремились всеми способами подчеркнуть свое поэтическое мастерство.
Примером липограммы является державинская «Свобода»: в стихотворении нет слов, включающих букву р:
Теплой осени дыханье,
Тихое листов шептанье,
Звукопись чаще всего попадает в художественный текст не в результате целенаправленного подбора слов (если это не литературный эксперимент), а интуитивно, стихийно. Соответствующее настроение автора рождает и соответствующие звуки. Однако писатели все же стремятся не оставлять без внимания все уровни текста, в т.ч. и фонетический.
Видео:Изобразительно-выразительные средства языкаСкачать
Изобразительно выразительные средства ударение
Тропы — употребление слова в переносном значении.
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)
Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)
Откуда, умная , бредёшь ты голова? (И. Крылов).
Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов… (А.Пушкин)
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.)
На серебре, на золоте едал.
Ну, скушай еще тарелочку, сынок.
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)
Швед, русский колет, рубит, режет.
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)
Да, есть слова, что жгут, как пламя . (А.Твардовский)
Видео:Тропы | Приемы - русский язык ЕГЭСкачать
Фигуры речи
Фигуры речи — обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Перечень тропов | Значение термина | Пример |
Аллегория | Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. | Прекрасен царскосельский сад, Где льва сразив, почил орел России мощной На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин) |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. | |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. | |
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). | Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь). |
Метафора | Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина) | |
Метонимия | Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения. | |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин) |
Перифраз (или перифраза) | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. | «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса) |
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. | |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Но люблю я, весна золотая , Твой сплошной, чудно смешанный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. |
А новое так отрицает старое . Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее ! Вожди моложе . Вот уже старее ! Добрее нравы.
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской…
Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А. Крылов)
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
Фигура | Значение термина | Пример |
Анафора (или единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. | Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте. (О. Высотская) Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… |
Антитеза | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. | |
Градация | (Постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. | Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер. (Н. Заболоцкий) Не жалею, не зову, не плачу , Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. |
Инверсия | Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи. | Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле… (А. Пушкин) Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. |
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. | Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю . Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня! | |
Плеоназм | Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект. | Друг мой, друг мой, я очень и очень болен. |
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. | Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина. | |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. | |
Синтаксический параллелизм | Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф. | |
Умолчание | Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. | |
Эллипсис | Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. | Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.) |
Эпифора | Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. | Милый друг, и в этом тихом Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А. Блок.) |
Видео:ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА || ТРОПЫСкачать
Изобразительные возможности лексики
Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.
Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.
Болван, вертихвостка, вихлять
Термины | Значение | Примеры | |
Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А. Пушкин.) | |||
Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать | |||
Омонимы | Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. | Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц | |
Омографы | Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. | За́мок (дворец) – замо́к (на двери), му́ка (мучение) – мука́ (продукт) | |
Паронимы | Близкие по звучанию, но различные по значению слова. | Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный | |
Слова в переносном значении | В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. | Меч правосудия, море света | |
Диалектизмы | Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности. | Драники, шанежки, буряки | |
Жаргонизмы | Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий. | Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква… | |
Профессионализмы | Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. | Камбуз, боцман, акварель, мольберт | |
Термины | Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие. | Грамматика, хирургический, оптика | |
Книжная лексика | Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. | Бессмертие, стимул, превалировать… | |
Просторечная лексика | Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера. | Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы . | Будет буря — мы поспорим И помужествуем с ней. |
Устаревшие слова (архаизмы) | Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. | Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец | |
Заимствованные | Слова, перенесённые из слова других языков. | Парламент, сенат, депутат, консенсус | |
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. | Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро |
Видео:Средства художественной выразительности. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет.Скачать
Экспрессивно-эмоциональная лексика
Разговорная | Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. | Грязнуля, крикун, бородач |
Эмоционально окрашенные слова | Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. |
Прелестный, чудный, отвратительный, злодейСлова с суффиксами эмоциональной оценкиСлова с суффиксами эмоциональной оценки.
Миленький, зайчонок, умишко, детище
Видео:ВСЕ ТРОПЫ ЗА 16 МИНУТСкачать
Изобразительные возможности морфологии
Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. | Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю… (В. Высоцкий.)Мы отдыхаем в Сочах . |
Сколько Плюшкиных развелось!
Прямое и переносное употребление форм времени глагола.Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!
Экспрессивное использование слов разных частей речи.Со мной произошла преудивительнейшая история!
Я получил неприятное сообщение.
Я был в гостях у ней . Не минует тебя чаша сия .
Испо льзование междометий, звукоподражательных слов.
Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)
Видео:Изобразительно-выразительные средства языкаСкачать
Звуковые средства выразительности
С ви щ ет ветер, с еребряный ветер
В ш ёлковом ш елесте с не ж ного ш ума… (С. Есенин)
Ш ипенье пенистых бокалов И пун ш а пламень голубой…
Средство | Значение термина | Пример |
Аллитерация | Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. | |
Альтернация | Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. | Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть. |
Ассонанс | Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. | М е ло, м е ло по вс е й з е мл е Во вс е пр е д е лы. Св е ча гор е ла на стол е , Св е ча гор е ла… (Б. Пастернак) |
Звукопись | Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. | Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.) |
Звукоподражание | Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. | Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.) |
Видео:СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Литература ЕГЭ 2020 | УМСКУЛСкачать
Изобразительные возможности синтаксиса
— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…
— Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
— Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
— С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)
Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)
Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.
Швед, русский колет, рубит, режет.
Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.
Волков бояться – в лес не ходить.
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.
Видео:Средства выразительности (7 задание) за 30 минут | Русский язык ОГЭ 2023 | УмскулСкачать
1) Урок русского языка в 10 классе «Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
фонетики русского языка».
(УМК Богдановой Г.А., Виноградовой Е.М. «Русский язык»
учитель русского языка и литературы
МБОУ Индустриальная СОШ
Кашарского района Ростовской области
Чупчикова Елена Владимировна.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
Тема урока: Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка.
Цели: формировать у обучающихся умение оценивать выразительность речи и видеть способы ее создания, обучать анализу фонетической организации речи, учить редактировать текст (предложения) с точки зрения его фонетической организации и создавать художественный образ, используя изобразительно-выразительные средства фонетики ; работать над совершенствованием связной устной речи, культурой речи.
Планируемые образовательные результаты:
— готовность и способность школьников к саморазвитию.
— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
— проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
— строить понятные для партнера высказывания
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
— осуществлять смысловое чтение
— понимать единство звуковой и смысловой стороны речи, роль фонетических средств русского языка;
— создавать художественный образ, используя изобразительно-выразительные средства фонетики.
Оборудование: словарь литературоведческих терминов, распечатки текстов, слайды презентаций.
Теория: Благозвучие. Звукоподражание. Консонанс. Звукопись (ассонанс, аллитерация).
Целеполагание. ( Постановка проблемного вопроса урока. Подведение обучающихся к формулированию темы урока .)
Учитель: — Вы никогда не задумывались над тем, почему лилию называют именно лилия, а не репей, например, или карагач? А действительно, почему? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе? Есть ли какие-нибудь закономерности в том, что такое, а не иное значение, содержание слова связано с такой, а не иной звуковой, фонетической формой его?
У слова есть значение — это ясно. Но только ли слова заключают в себе определенный смысл, несут какую-то информацию? Есть ли какой-либо смысл в самих звуках слова, в его звуковом оформлении?
Что касается звукоподражательных слов, то тут все понятно. Конечно, звуковое оформление их не случайно, оно имеет определенный смысл. Слово гром и звуками своими «гремит», так же как шелест «шелестит», писк «пищит», а хрип «хрипит». Здесь сама звуковая форма слова подсказывает его содержание, хотя и в самых общих чертах.
Но если слово называет не звук и не звучащий предмет? Вот ряд слов: стрела, стремительно, стриж, стрекоза, ястреб, стрепет, встряхнуть, быстро, струя, струна. Все они имеют значения, связанные с быстрым движением. И все они содержат звукосочетание стр. Игра случая? Трудно сказать. Ведь можно найти слова, содержащие стр, но не обозначающие вообще никакого движения,— страна, астра, строго, остро.
Почему нежный цветок-недотрога назван словом с «нежными» звуками — мимоза, а злой старик — неблагозвучным словом хрыч? Тоже случай? Возможно. А может быть здесь проявляются какие-то неизвестные нам свойства звуков речи?
Заранее подготовленный ученик показывает интерес ученых и писателей к поднятой проблеме, её актуальность: — Издавна поэты и ученые пытались уловить связь между звучанием слова и его смыслом. Уже в XVIII в. М. В. Ломоносов в «Риторике» доказывает, что поэт, слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины; учащение письмен Е, И, Ъ, Ю — к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей, через Я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность, через О, У, Ы — страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль».
В XIX в. Н.В.Гоголь говорил, что «…сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких…»
Много интересных наблюдений о связи звука и смысла найдём в статьях К. Бальмонта. Характеризуя каждый звук речи, К. Бальмонт пытается даже наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы. «О — звук восторга,— пишет он,— торжествующее пространство есть О: — Поле, Море, Простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое, как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное, как осыпь, оползень, гром. Запоет, заноет, как колокол. Высокий свод взнесенного собора. Бездонное О».
Учитель: — Правы ли поэты, писатели? Можно ли довериться их фонетическому и эстетическому вкусу? Этот вопрос волнует и ученых-лингвистов. Они провели многочисленные эксперименты с восприятием звуков языка и оценкой их смысловой нагрузки. С некоторыми результатами этих поисков вы познакомитесь на уроке, постараетесь их оценить и научиться использовать в собственной речи.
Итак, сегодня мы будем говорить о тайне звуков, о выразительных средствах фонетики. Сформулируйте тему урока. ( Запись числа и темы урока на доске и в тетрадях ).
Изучение нового материала.
Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте текст так, чтобы выразить его основную мысль.
… Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе (не) от..емл..мое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художествен(?)ого зн..чения. Художествен(?)ое звучание возн..кает лиш(?) в соч..таниях слов. Соч..тания трудно произносимых слов трутся друг о друга толкаются и наступают на ноги – мало пр..годны для поэзии. Слова должны обн..мать и ласкать друг друга образов..вать живые г..рлянды и хороводы они должны петь трубить и плакать они должны перекл..кат(?)ся друг с другом словно влюблён(?)ые в лесу, подмиг..вать друг другу под..вать тайные знаки назначать св..дания и дуэли. Не знаю, можно ли научит(?)ся такому соч..танию слов. Обычно у поэта они получают(?)ся сами собой и поэт нач..нает замечать их лиш(?) после того как стихотворение написан(?)о.
С/р Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
— Любые умения и мастерство базируются на знании. Ребята, как вы думаете, чтобы постигнуть тайну звука, какими знаниями необходимо овладеть («запастись»)?
— Изобразительно-выразительные средства наличествуют на разных уровнях языковой системы. На уровне фонетики используются такие изобразительно-выразительные средства, как звуки речи, словесное ударение, ритм и рифма. Изучением стилистической функции этих средств занимается фоника . Фоникой называют также звуковую организацию речи.
— Речь должна быть благозвучной, т. е. удобнопроизносимой и приятной для слуха, что достигается главным образом совершенным сочетанием гласных и согласных звуков в тексте, а также преобладанием музыкальных («красивых») звуков.
(Десятиклассники знакомятся с материалом учебника о благозвучии речи . )
Задание. Прочитайте предложения. Найдите в них нарушения благозвучия, объясните, чем они вызваны.
1.Из-за занавески послышался плач.
2.Ничего нет вкуснее её ежевичного варенья.
3.Краток реестр встреч.
4.Вспоминали ли литературный вечер?
5. Я отдохну и попробую снова сказать это трудновыговариваемое слово.
Далее учащиеся выступают с подготовленным д/з: минипроекты «Изобразительно-выразительные средства фонетики русского языка» на примере одного из средств: звукоподражание, консонанс, звукопись (ассонанс, аллитерация). Десятиклассники раскрывают значение термина, иллюстрируют на примере худ.текста, задают классу вопросы по использованию фонетических средств выразительности в худ.текстах, распознают изобразительные средства, раскрывают их роль в создании образа. Используют ИКТ (презентации, фонозаписи).
— Определите цель использования звукоподражательных и звукообразных слов, их фонетического окружения.
— Строки каких авторов вы узнали?
— Как называется использованный поэтом/писателем приём выразительности? Дайте его определение.
— Анализируя фонику стихотворения, покажите единство звуковой и смысловой организации речи. Назовите приём усиления изобразительности.
(Контроль.) Творческая работа.
— Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем. Используйте в своем тексте слова, звуковой состав которых поможет созданию главного образа вашего сочинения.
1) Мелодия дождя. 2) Под вой метели. 3) Под стук вагонных колес. 4) Звонкая песня весенней капели. 5) Свой вариант.
( Чтение сочинений, их качественная оценка обучающимися .)
Итог. Рефлексия. Оценивание.
Фонетические средства выразительности русской речи помогают нам лучше понять смысл поэтического текста, услышать его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, по-другому взглянуть на мир поэта, его отношение к слову, к читателю.
Фонетические средства выразительности заставляют нас по-новому оценить всю красоту, неповторимость и уникальность русской речи.
Русский язык считается одним из самых музыкальных, певучих языков.
Домашнее задание: подобрать примеры поэтических текстов (19 в.), где используются изобразительно-выразительные средства фонетики.
Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи . Используйте варианты клише: благодаря звукописи (ассонансу, аллитерации), т.е. повторению звуков … автор создаёт настроение (радости, гнева, спокойствия, восхищения, умиротворения, горечи и. т.д.), или … передаёт красоту (безобразие, динамичность и т.д.) мира, происходящего, или … подчёркивает контрастность изображаемых явлений (событий, характеров, поведения и т.д.)
Список использованной литературы.
1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 368 с.
2. Журавлев А. П. Звук и смысл: Кн. для внеклассного чтения учащихся старших классов.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение, 1991.— 160 с: ил.
3. Словарь литературоведческих терминов.
Рабочий лист учени____ 10 класса _____________________________________________
Тема урока: __________________________________________________________________
Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте текст так, чтобы выразить его основную мысль.
С/р: Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.
… Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе (не) от..емл..мое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художествен(?)ого зн..чения. Художествен(?)ое звучание возн..кает лиш(?) в соч..таниях слов. Соч..тания трудно произносимых слов трутся друг о друга толкаются и наступают на ноги – мало пр..годны для поэзии. Слова должны обн..мать и ласкать друг друга образов..вать живые г..рлянды и хороводы они должны петь трубить и плакать они должны перекл..кат(?)ся друг с другом словно влюблён(?)ые в лесу, подмиг..вать друг другу под..вать тайные знаки назначать св..дания и дуэли. Не знаю, можно ли научит(?)ся такому соч..танию слов. Обычно у поэта они получают(?)ся сами собой и поэт нач..нает замечать их лиш(?) после того как стихотворение написан(?)о. (Н.А. Заболоцкий)
Задание. Прочитайте предложения. Найдите в них нарушения благозвучия, объясните, чем они вызваны.
1.Из-за занавески послышался плач.
2.Ничего нет вкуснее её ежевичного варенья.
3.Краток реестр встреч.
4.Вспоминали ли литературный вечер?
— Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем. Используйте в своем тексте слова, звуковой состав которых поможет созданию главного образа вашего сочинения.
1) Мелодия дождя. 2) Под вой метели. 3) Под стук вагонных колес.
4) Звонкая песня весенней капели. 5) Свой вариант.
📹 Видео
Русский язык 5 язык. Выразительные средства фонетикиСкачать
Задание 26 | Русский язык ЕГЭ | Александр Долгих | УмскулСкачать
Тест. Ударения | Онлайн-школа KidskeyСкачать
Уроки русского Слова как средства художественной выразительностиСкачать
Средства художественной выразительности | Литература ЕГЭ 2022 | PartaСкачать
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Выразительные средства русской фонетикиСкачать
ЭПИТЕТ, МЕТАФОРА И ДР. ЗАДАНИЕ 26 В ЕГЭ ПО РУССКОМУСкачать
Изобразительно-выразительные средства: синтаксис | ЛитератураСкачать
Ряды однородных членов предложения | Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе . (Д. Писарев.) |
Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами | Вероятно , там, в родных местах , так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом , которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.) |
Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.) | Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт.) |
Диалогичность изложения | |
Парцелляция — стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил. | |
Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность. | |
Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. |