- Сергей Есенин — О красном вечере задумалась дорога: Стих
- Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина
- Анализ стиха «О красном вечере задумалась дорога» Есенина
- Текст стиха «О красном вечере задумалась дорога»
- Краткий анализ произведения
- Анализ стиха «О красном вечере задумалась дорога»
- Подробный анализ стихотворения
- Сочинение о стихе О красном вечере задумалась дорога
- 20 глава. Язык поэзии. Толпа метафор
- 💡 Видео
Видео:Поёт зима аукает - Сергей Есенин (читает Кирилл Радциг) #есенин #поэзия #стихиСкачать
Сергей Есенин — О красном вечере задумалась дорога: Стих
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Видео:С.А. Есенин " Черемуха "| Учи стихи легко | Караоке | Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина
Есенин был непревзойденным мастером в художественном описании деревенского пейзажа. Его стихотворения о родной природе считаются классикой пейзажной лирики. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» (1916 г.) в очередной раз подтвердило огромный талант Есенина. В нем лирическое изображение природы сочетается с личными переживаниями поэта.
Для поэзии Есенина характерно одухотворение всей природы. Он добивается этого путем использования необычных сравнений и метафор, усиленных красочными эпитетами. В произведении оживает весь окружающий наблюдателя деревенский мир («задумалась дорога», «изба-старуха… жует», «осенний холод… крадется»). Автор замечает, что природа в отсутствие человека живет своей жизнью. Разгадать и понять эту тайну способен только ребенок.
Есенин считает, что его переезд в Москву не так важен, потому что он всегда чувствует мысленную связь с оставленной родиной. Гораздо большее значение имеет то, что поэт повзрослел и уже не может относиться к жизни с детской непосредственностью. Поэтому в стихотворении появляется печальный мотив безвозвратной утраты. Поэту очень жаль быстро промелькнувших детских лет. Он намеренно говорит о себе в третьем лице («кого-то нет», «о ком-то», «кому-то»). Тем самым Есенин подчеркивает, что повзрослев, человек становится совершенно другим. Он может чувствовать себя прежним, но даже природа не признает в нем ребенка.
Автор понимает, что стал чужим для родных мест. Прошлого не вернуть. В конце стихотворения он уже не упоминает о себе, предоставляя место вечной и неизменной природе. Люди рождаются и умирают, а «дорога белая» остается такой же, как и сотни лет назад. «Кивающие коровы» не обращают никакого внимания на человеческую суету. Находясь в «покое и дреме», они намного ближе людей приблизились к пониманию вечного закона мироздания.
В стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…» Есенин размышляет о бренности человеческой жизни. Поэт уже добился славы и известности, многое совершил в жизни, но при этом осознает, что потерял нечто более ценное. Все его старания не смогут вернуть самое счастливое время. Родной край забыл о молодом деревенском поэте. Его покой ничем не нарушается. Даже смерть автора никак не повлияет на размеренное течение деревенской жизни.
Видео:О красном вечере задумалась дорога - Сергей ЕсенинСкачать
Анализ стиха «О красном вечере задумалась дорога» Есенина
Признанный мастер пейзажной лирики, Сергей Александрович Есенин всегда с большой любовью описывал красоту русской природы. Одной из его ярких работ на эту тему стало стихотворение «О красном вечере задумалась дорога».
Сочинение, а также краткий и полный анализ «О красном вечере задумалась дорога» можно использовать на уроке литературы в 6–7 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Видео:«Спит ковыль. Равнина дорогая..», Гарик Сукачёв на стихи С. ЕсенинаСкачать
Текст стиха «О красном вечере задумалась дорога»
Сергей Есенин
О красном вечере задумалась дорога
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Видео:Все тропы для ЕГЭ за 45 минут | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКАСкачать
Краткий анализ произведения
Описанный в стихотворении осенний деревенский вечер контрастирует с жизнью Есенина в большом городе (в 1916 г. он живёт в Петербурге). Очевидно, молодой человек скучал по родине и по прежнему образу жизни.
- История создания – Стихотворение написано в 1916 году, опубликовано в 1918 году в сборнике «Голубень».
- Тема стихотворения – Любовь к родной земле.
- Композиция – Кольцевая композиция.
- Жанр – Лирическое стихотворение.
- Стихотворный размер – Пятистопный ямб с использованием перекрестной рифмовки.
- Метафоры – «узорит скользкий ров», «мякиш тишины».
- Эпитеты – «тонкогубый ветер», «тягучий вздох», «нахохленной совы».
- Олицетворения – «охает солома», «вздох целует».
- Сравнения – «изба – старуха».
Сознание Есенина странно сочетало крестьянские ценности, любовь к родной природе и яркую образность, поэтическое новаторство, присущее поэтам начала 20 в.
Мне нравится 17
Видео:Стихотворение «Черемуха» Сергей Есенин (1915 год)Скачать
Анализ стиха «О красном вечере задумалась дорога»
Главное чувство, лежащее в основе поэзии С. Есенина, — любовь. Любовь, сострадание и милосердие ко всему сущему на земле. Художественный мир его стихов необычайно ярок, красочен, звучен.
Лирический герой испытывает чувство восторга и наивного детского удивления перед красотой и таинственностью мира. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» поражает прежде всего необычностью цветовых эпитетов, их яркостью и свежестью.
Красный вечер, синь стекла, желтоволосый отрок, зола зелёная из розовой печи, золото травы, дорога белая – семь цветов, с помощью которых поэт творит свой иконостас – картину осеннего вечера.
Всё в этой картине поражает покоем, гармонией, умиротворённостью, чувством какого-то благоговения грустной нежности перед мирной деревенской тишиной.
Всё в этой картине живёт, движется, мыслит, чувствует, всё одухотворено и очеловечено. Дорога задумалась. С помощью этого олицетворения раскрывается основной мотив лирики Есенина – тоска земли по небу и мечта о воссоединении с ним. Образ избы персонифицирован:
Изба в мифологии Есенина соединяет землю и небо. Метафора «Пахучий мякиш тишины» — это синтез трёх человеческих чувств: обоняния, осязания и слуха.
Многоцветная картина осеннего вечера дополняется мотивом неопределённости, расплывчатости, неясности мира природы: Кусты рябин туманней глубины. Это сравнение характерно для поэтики Есенина: конкретное сравнивается с отвлечённым. «Мгла» осеннего холода, «хмарь» в хлеву создают ощущение таинственности и загадочности мира.
В центральной части стихотворения желтоволосый отрок противопоставлен кому-то «сгинувшему в ночи».
В этих двух образах заключена метафора жизни, а также движение есенинского лирического героя от созерцания к странничеству, от жизни к смерти. Глагол «лучит» удивительно точно передаёт внутреннее состояние «желтоволосого отрока».
Мы так и видим эти лучистые детские глаза, которые с чистой непосредственностью, восторгом и удивлением созерцают красоту вечера «сквозь синь стекла». Отрок начинает жить, с радостным любопытством вглядываясь в окружающий мир. А кого-то уже нет, он «сгинул в ночь».
Ночь – символический образ смерти . Мы узнаём о прошлом этого героя, о его странничестве из инфинитивных предложений:
Щерблёный лист и золото травы.
Картину осеннего вечера в конце стихотворения дополняют звуковые образы – не резкие, а нежные, грустные, приглушённые, протяжные:
Целует клюв нахохленной совы…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Всё в этой картине благостно, кротко, ласково, всё живёт в каком-то любовном чувстве всего друг к другу: зола обнимает печь, вздох целует клюв совы, солома нежно охает, коровы кивают словно в знак согласия, приятия мира. Опоэтизирована крестьянская изба, сам быт русской деревни.
Есенин – поэт обладает удивительной способностью: он умеет в простом и обыденном увидеть красоту.
Труба, овсяный двор, поветь (помещение под навесом на крестьянском дворе), зола, печь, хлеб, ячменная солома – всё это предметы и реалии крестьянского быта. Они с любовью и нежностью опоэтизированы поэтом, наделены человеческой душой, наполнены какой-то особенной красотой.
Пейзажное стихотворение перерастает в философские размышления о красоте мира и краткости жизни.
Видео:Мохнатый шмель (фрагмент из кинофильма "Жестокий романс") #мосфильмСкачать
Подробный анализ стихотворения
История создания
Переезд Есенина из деревни в Петербург сулил заманчивые перспективы, открывал необъятные горизонты для развития творчества. Однако молодой поэт всегда скучал по родной деревне, её незамысловатым, но таким любимым пейзажам.
Особенно сильным был контраст с шумным и суетным Петербургом, и Есенин часто испытывал потребность хотя бы на бумаге излить любовь к родным местам и вновь прочувствовать всю прелесть деревенского быта, природы своего родного края.
Так в 1916 году появилось стихотворение «О красном вечере задумалась дорога». Изначально поэт собирался опубликовать его вместе с другими пятью произведениями в газете «Биржевые ведомости», но в последний момент передумал и отменил публикацию. Стихотворение было напечатано позже, в 1918 году в сборнике «Голубень».
Тема
Центральная тема произведения – любовь к родной земле. Осенний вечер в деревне навевает дорогие сердцу воспоминания об ушедшем детстве и юности, когда жизнь казалась такой простой и ясной.
Деревенский быт и пейзаж одухотворены и обладают чертами живых существ. Это говорит о том, насколько они любимы лирическим героем, который в каждой детали, в каждой мелочи видит необъяснимое очарование.
Мягко крадущаяся осень наталкивает на размышления о потерях. Увядание в природе и утрата близких людей являются звеньями одной цепи, однако нужно находить в себе силы, чтобы жить дальше, видеть прекрасное даже в увядании.
Композиция
Произведение состоит из пяти строф, в каждой из которых лирический герой описывает те картины, которые он мысленно видит перед собой, будто сам прохаживается по деревне.
- В первой строфе – это дорога, кусты, обычная деревенская изба.
- Во второй картине мир показан глазами «желтоволосого отрока», рассматривающего двор. В этой строфе заключены воспоминания о детстве самого автора.
- Третья строфа – ключевая, центральная, в которой сосредоточен весь уклад деревенской жизни. Главный образ – печь, символизирующая собой домашний очаг.
- В четвёртой строфе лирический герой выражает печаль по ушедшему времени.
- Пятая строфа создаёт композиционное кольцо, замыкаясь, таким образом, на первой строфе. Всё та же бесконечная дорога, которая привела героя к избе, уводит его прочь из родных мест.
Стихотворный размер – пятистопный ямб с использованием перекрестной рифмовки.
Жанр
Произведение написано в жанре лирического стихотворения. Оно пронизано чувствами и переживаниями лирического героя, который тоскует о своей прошлой жизни в деревне, о тех временах, когда был молод и счастлив.
Средства выразительности
Для придания выразительности произведению Есенин мастерски использует широкий спектр художественных средств. Среди них метафоры («узорит скользкий ров», «мякиш тишины»), эпитеты («тонкогубый ветер», «тягучий вздох», «нахохленной совы»), олицетворения («охает солома», «вздох целует»), сравнения («изба – старуха»).
Мне нравится 10
Видео:Стихотворение С.А. Есенин "Черёмуха" (Стихи Русских Поэтов) Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Сочинение о стихе О красном вечере задумалась дорога
Есенин был непревзойденным мастером в художественном описании деревенского пейзажа. Его стихотворения о родной природе считаются классикой пейзажной лирики. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» (1916 г.) в очередной раз подтвердило огромный талант Есенина. В нем лирическое изображение природы сочетается с личными переживаниями поэта.
Для поэзии Есенина характерно одухотворение всей природы. Он добивается этого путем использования необычных сравнений и метафор, усиленных красочными эпитетами. В произведении оживает весь окружающий наблюдателя деревенский мир («задумалась дорога», «изба-старуха… жует», «осенний холод… крадется»).
Автор замечает, что природа в отсутствие человека живет своей жизнью. Разгадать и понять эту тайну способен только ребенок.
Есенин считает, что его переезд в Москву не так важен, потому что он всегда чувствует мысленную связь с оставленной родиной. Гораздо большее значение имеет то, что поэт повзрослел и уже не может относиться к жизни с детской непосредственностью. Поэтому в стихотворении появляется печальный мотив безвозвратной утраты.
Поэту очень жаль быстро промелькнувших детских лет. Он намеренно говорит о себе в третьем лице («кого-то нет», «о ком-то», «кому-то»). Тем самым Есенин подчеркивает, что повзрослев, человек становится совершенно другим. Он может чувствовать себя прежним, но даже природа не признает в нем ребенка.
Автор понимает, что стал чужим для родных мест. Прошлого не вернуть. В конце стихотворения он уже не упоминает о себе, предоставляя место вечной и неизменной природе. Люди рождаются и умирают, а «дорога белая» остается такой же, как и сотни лет назад.
«Кивающие коровы» не обращают никакого внимания на человеческую суету. Находясь в «покое и дреме», они намного ближе людей приблизились к пониманию вечного закона мироздания.
В стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…» Есенин размышляет о бренности человеческой жизни. Поэт уже добился славы и известности, многое совершил в жизни, но при этом осознает, что потерял нечто более ценное.
Все его старания не смогут вернуть самое счастливое время. Родной край забыл о молодом деревенском поэте. Его покой ничем не нарушается. Даже смерть автора никак не повлияет на размеренное течение деревенской жизни.
Читайте также: Анализ стихотворения «Быть поэтом значит то же» С. Есенина.
В 1916 году Есенин написал стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…», которое пополнило коллекцию произведений автора, посвященных родному краю. Поэту с присущей ему образностью и романтизмом удалось запечатлеть смену времен года и показать, как неслышной поступью приходит красавица-осень.
Видео:Весенний вечер - Сергей ЕсенинСкачать
20 глава. Язык поэзии. Толпа метафор
Иллюстрация из интернета
ПОЭТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК (продолжение)
«ТОЛПА МЕТАФОР. »
Толпа метавшихся метафор
Вошла в музеи и в кафе…
П.Антокольский
В поэтической действительности «толпы метафор» заполняют, конечно, не музеи и не кафе, а лирические тексты, потому что без этого образного средства поэзия давно бы уже высохла под жарким солнцем веков и тысячелетий. И не было бы таких удивительных стихов:
Железный смех упавшего ножа
Поведает о госте запоздалом.
Звонок, щенячьей радостью дрожа,
Зальётся в упоенье небывалом.
И станет жизнь по-прежнему ясна,
Когда тебе, нечаянному, рады,
И в зеркалах, очнувшихся от сна,
Мелькнут улыбки, облики и взгляды.
И вспыхнет свет, и к окнам ночь прильнёт,
Подслушивая наши разговоры.
И тишина, ленивая, как кот,
Уйдёт вдоль стен, задев хвостом за шторы.
(С.Петровская «Гость»)
МЕТАФОРА (от греч.«metaphora» — перенесение) — скрытое сравнение, в основе которого переносное значение слова; оно спрятано в образ:
щёки горят,
заря пылает,
мороз трещит.
Главное достоинство метафоры в том, что она заставляет активно работать воображение.
Наша бытовая речь заполнена метафорами. Мы говорим не задумываясь:
идёт дождь,
убит горем,
весна пришла, хотя у дождя (да и у весны тоже) нет никаких ног и они ходить не могут.
Как представить живого безголового человека? Но откуда-то появилось выражение «потерял голову». Откуда? Кто знает.
Это привычные всем метафорические обороты речи, ставшие нормой, как и
нос лодки,
подошва горы,
серп месяца.
Ну а поэтическая метафора отличается, к тому же, новизной и свежестью образов, а ещё — экспрессивностью и выразительной яркостью.
Вот у Пушкина в романе «Евгений Онегин»:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней;
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызёт.
«Змия воспоминаний» — такой насыщенный эмоциями образ! Да, это воспоминания, но ядовитые, как змея, они жалят, причиняя страдания, боль, раскаяние.
Мастером неповторимых, самобытных метафор был, конечно, С.Есенин:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
«Красный вечер» — да, это алый закат, но ведь одновременно эпитет «красный» дополнительно значит «красивый»! «Задумалась дорога» — вроде бы состояние покоя, но в глаголе ощущается ожидание и надежда. Как призраки воспоминаний, темнеют в туманной глубине кусты рябин.
Покосившаяся крестьянская изба «жуёт челюстью порога»: беззубая старческая челюсть напоминает порог двери. Ну а «пахучий мякиш тишины» — это вообще гениально! Образ тишины усилен аллитерацией – сочетанием шипящих звуков («мякиш тишины»).
Ещё один пример из стихотворения Н.Рубцова «Далёкое»:
Как всё это кончилось быстро!
Как странно ушло навсегда!
Как шумно – с надеждой и свистом –
Помчались мои поезда!
На первый взгляд, неожиданно: «поезда помчались с надеждой». Но вчитайтесь в первые строфы, где автор, вспоминая детство, прощается с ним, и вы всё поймёте. Новая жизнь – это тот поезд, что мчится не только со свистом и шумом, но и несёт надежды на будущее. Метафора оправданна и логична.
У талантливых писателей и поэтов она всегда оригинальна, на это обратил внимание Аристотель, сказав:
«Всего важнее – быть искусным в метафорах, только этого нельзя перенять у другого; это признак таланта».
Для примера сравним, как с помощью метафор по-разному изображают поэты ночное светило, отражая своё настроение. Вчитайтесь, вслушайтесь, представьте:
Месяц пилигрим
Выходит, наг и нищ. (С.Городецкий)
***
Волчье солнце – месяц крутобокий
В чёрных сучьях мечется, застряв. (В.Луговской)
***
А месяц смотрит с высоты –
Веков холодный глаз. (В.Брюсов)
***
Особенно оригинальны и необычны образы, конечно, С.Есенина:
***
Прячет месяц за овинами
Жёлтый лик от солнца ярого.
***
Месяц рогом облако бодает,
В голубой купается пыли.
***
Даль подёрнулась туманом,
Чешет тучи лунный гребень.
***
Ягнёночек кудрявый — месяц
Гуляет в голубой траве.
***
Месяц, всадник унылый,
Уронил повода.
***
Ковригой хлебною под сводом
Надломлена луна
***
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
***
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
***
Не могу удержаться, чтобы не напомнить пушкинские строки из «Евгения Онегина», в которых тоже упомянуто ночное светило, но. как-то, по-моему, странно:
Татьяна на широкий двор
В широком платьице выходит,
На МЕСЯЦ зеркальце наводит,
Но в тёмном зеркале одна
Дрожит печальная ЛУНА.
Вы улыбнулись и задумались? Вот и я тоже!
Кроме простых метафор авторы используют развёрнутые, то есть раскрывающиеся на протяжении большого текста, как, например, в стихотворении А.Пушкина «Телега жизни».
В поэме «Облако в штанах» В.Маяковского вы увидите множество развёрнутых метафор: он обыгрывает прямые значения слов фразеологизма («нервы расходились»), и такой приём называется реализацией метафоры:
Слышу:
тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
И вот —
сначала прошёлся
едва-едва,
потом забегал,
взволнованный,
чёткий.
Теперь и он и новые два
мечутся отчаянной чечёткой.
Вообще Маяковский — непревзойдённый мастер метафор, смелых, необычных, окрашенных яркими красками революционного времени:
На небе, красный, как Марсельеза,
вздрагивал, околевая, закат.
***
Видите —
небо опять иудит
пригоршнью обрызганных предательством звёзд?
***
. с гильотины неба
головой Антуанетты
солнце
покатилось
умирать на зданиях.
Приведу примеры оригинальных метафор из лирики Юнны Мориц. У неё
осенний лист «вдруг прижмётся среди ночи / Лицом морщинистым к окну». А ещё:
В облаках сентября
Намокает заря.
***
Острые гвозди мороза
В спину войдут — не согнутся.
***
Рассвета розовое дерево
Шумит надеждами во мне.
***
И губы слов синеют без любви…
С благоговением отзывается о метафоре польский лингвист Ян Парандовский в замечательном трактате о писательском искусстве «Алхимия слова»: «Для литературного языка необходимо, чтобы писатели работали над «освежением» слов, находящихся во всеобщем употреблении.
В обиходном языке, в плохой литературе, в дешёвой публицистике слова скучают и мучаются всё в одних и тех же постоянно повторяемых сочетаниях. Всё те же прилагательные тянутся, как тени, за своим привычным существительным. Окаменелые обороты, прогнившие метафоры. Плесень, болото, стоячая вода.
Этот застывший мир ждёт дуновения из уст настоящего писателя».
Между прочим, эти размышления тоже построены на яркой и свежей метафоре.
Среди метафор выделяют
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. О нём рассказ в следующей части.
💡 Видео
А.С. Пушкин - Гонимы вешними лучами | Стихи о веснеСкачать
Собаке Качалова - Сергей Есенин (читает Александр Злищев)Скачать
Михаил Ножкин А на кладбище все спокойненькоСкачать
Сергею Есенину - Владимир Маяковский (читает Виктор Зозулин)Скачать
Редкие кадры Сергея Есенина💥Красавчик, правда? #есенин #история #серебряныйвек #сергейесенинСкачать
Вечер чёрные брови насопил - Сергей Есенин (читает Сергей Безруков) #есенин #поэзия #стихиСкачать
Язык художественной литературы. Видеоурок 12. Русский язык 9 классСкачать
Белая берёза. Сергей Есенин. Аудио стихотворение.Скачать
Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафораСкачать
ВСЕ ТРОПЫ ЗА 16 МИНУТСкачать
Сыплет черемуха снегом - Сергей ЕсенинСкачать