- Спишите, укажите простое осложнённое и сложное предложения. ГДЗ. Упр. 117, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
- КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (9 – 11 классы )
- Укажите обычное осложненное и трудное предложения. Из простого осложненного выпишите словосочетания
- 🎥 Видео
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Спишите, укажите простое осложнённое и сложное предложения. ГДЗ. Упр. 117, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Спишите, укажите простое осложнённое и сложное предложения.
Составьте их схемы, сравните. Из простого осложнённого предложения выпишите все словосочетания, выполните их разбор. Из последнего предложения выпишите сказуемые, определите, словами каких частей речи они выражены.
Ш..повник стоял повернувш..сь большими цветами к со(?)нцу нарядный совершенно праз(?)ничный, покрытый множеством острых бутонов. Цв..тение его совпадало с самыми короткими ноч..ми — нашими русскими (не)много северными ноч..ми когда солов(?)и гр..мят в рос.. всю ноч(?) (на)пролёт зеленоватая з..ря (не)уходит с горизонта и в самую глухую пору ноч.. так светло что на неб.. хорошо видны горные верш..ны облаков. Кое(где) на их снеговой крутизне можно замет..ть розоватый отблеск солнечного света. И серебр..ный рейсовый самолёт идущий на большой высот.. сверка..т над этой ночью как медлен(?)о летящая звезда потому что там на той высоте где пролега..т его путь, уже светит со(?)нце. 4
(К. Паустовский)
Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (9 – 11 классы )
«ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Пунктуация в простом осложнённом предложении
Напишите текст под диктовку.
Весна наступила в этом году ранняя, дружная и — как всегда на Полесье – неожиданная… Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни…
В эти весенние дни образ Олеси не выходил из моей головы. Мне нравилось, оставшись одному, лечь, зажмурить глаза… и беспрестанно вызывать в своём воображении её то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо, её молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче , как растут молодые ёлочки, её свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотками. «Во всех её движениях, в её словах, — думал я, — есть что-то благородное, какая-то врожденная изящная умеренность…»
Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум , одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детский, невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины.
Каждый раз, когда я приходил, Олеся встречала меня с своим привычным сдержанным достоинством. Но всегда, по первому невольному движению, которое она делала, увидев меня , я замечал, что она радуется моему приходу… Мы всё сильнее и крепче привязывались друг к другу.
Иногда я возмущался против собственного бессилия и против привычки, тянувшей меня каждый день к Олесе. Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Я ещё не думал о любви, но уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительно грустных ощущений . ( По А.И. Куприну)
2. Определите стиль текста тип(-ы) речи. / художественный повествование, описание/
3. Укажите способ связи слов в словосочетании беспрестанно вызывать (абзац 2) / примыкание/
4. Выпишите из текста определение, выраженное причастным оборотом, которое используется
рассказчиком при описании лица Олеси. / сияющее нежной улыбкой /
5. Из абзаца 4 выпишите обособленное обстоятельство (деепричастный оборот). /увидев меня/
6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А.Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры. / эпитеты, сравнение/
Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо пропущенные буквы.
Весна наступила в этом году ра(н,нн)яя дружная и — как всегда на Полесье – (н..)ожида(н,нн)ая… Воробьи стаями обсыпавш..е пр..дорожные ветлы кричали так громко и возбужде(н,нн)о что (н..)чего нельзя было ра(с,сс)лышать за их криком. Везде чу..ствовалась радос..ная тор..пливая тревога жизни…
В эти весе(н,нн)ие дни образ Олеси (н..)выходил из моей головы. Мне нравилось оставшись одному леч.. зажмурить глаза и беспреста(н,нн)о вызывать в своём во..бражении её то суровое то лукавое то сияющ..е нежной улыбкой лицо её молодое тело выр..сшее в пр..волье старого бора так(же) стройно и так(же) могуче как растут молодые ёлочки её свеж..й голос с (н..)ожиданными низк..ми бархатн..ми нотками. «Во всех её движениях в её словах думал я есть что-то благ..родное какая(то) врожде(н,нн)ая изящная умере(н,нн)ость…
(Н..)одна красота Олеси меня в ней оч..ров..вала но так(же) и её цельная сам..бытная свободная натура её ум одн..време(н,нн)о ясный и окута(н,нн)ый (н..)покол..бимым наследств..(н,нн)ым суевер..ем детский н..ви(н,нн)ый но и (н..) лише(н,нн)ый лукавого кокетства красивой женщины.
Каждый раз когда я пр..ходил Олеся встречала меня с своим пр..вычным сдерж..(н,нн)ым досто..нством. Но всегда, по первому н..вольному движению, которое она делала увидев меня я зам..чал что она радуе(т,ть)ся моему приходу… Мы всё сильнее и крепче пр..вяз..вались друг к другу.
Иногда я возмущался против собств..(н,нн)ого б..ссилия и против привычки тянувш..й меня каждый день к Олесе. Я и сам (н..)подозревал какими тонкими крепкими н..зрим..ми нитями было пр..вязано моё сердце к этой оч..ровательной (н..)понятной для меня девушке. Я ещё (н..)думал о любви но уже пер..живал тревожный пр..дшествующий любви период полный смутных томительно грус..ных ощущений . ( По А.И.Куприну)
2. Определите стиль текста тип(-ы) речи.
3. Укажите способ связи слов в словосочетании беспрестанно вызывать (абзац 2)
4. Выпишите из текста определение, выраженное причастным оборотом, которое используется
рассказчиком при описании лица Олеси.
5. Из абзаца 4 выпишите обособленное обстоятельство (деепричастный оборот).
6. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы А.Куприным в абзаце 2 при описании образа девушки? Приведите примеры.
Пунктуация в простом осложнённом предложении
А. Задания с выбором ответа
Укажите неверное утверждение.
Однородными называются такие члены предложения, которые
1) выступают в одной и той же синтаксической функции
2) не зависят друг от друга
3) относятся к одному и тому же члену предложения
4) соединяются только сочинительной связью
Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены):
1) Горный стремительный поток бился о скалы.
2) Горячее заставлявшее щуриться солнце стояло высоко.
3) Его не покидало радостное праздничное лучезарное
4) Осенью откроется выставка молодых московских
В каком предложении неверно выделено обобщающее слово?
1) И по горам и по долам всё спит.
2) В степи, за рекой, в саду – везде тихо.
3) Ничто не шевелилось: ни одна травинка
внизу, ни один лист на ветке.
4) Лиственные деревья: осины, ольха, берёзки – ещё голы.
В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) Сегодня у меня находка так находка.
2) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.
3) И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.
4) На листьях клёна блестят капли не то росы не то дождя.
Укажите, в каком предложении нужна запятая перед союзом да (знаки препинания не расставлены).
1) Мал золотник да дорог.
2) Отсталый да ленивый всегда позади.
3) Щи да каша пища наша.
4) Учился писать да читать, а выучился петь да плясать.
Укажите предложение, в котором нет обособления (знаки препинания не расставлены).
1) Тучи редея лениво разошлись по небу.
2) Татьяна любит не шутя.
3) Мне нравится его речь спокойная и ясная.
4) Падающие листья шепчутся прощаясь навек.
В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Закинув голову (1) я мог видеть в вышине тёмную (2) деревянную церквушку (3) наивно глядевшую(4) на меня.
1) 1, 2 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1,2,3,4
В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Лунный свет(1) прорезавшись сквозь чашу деревьев (2) скользил по резьбе ворот (3) слабыми фосфорическими пятнами.
1 – выделяется причастный оборот
1,2 – выделяется деепричастный оборот
1,2 – выделяется причастный оборот
4) 1,3 – выделяется деепричастный оборот
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Осознавая свои ошибки,
1) накапливается жизненный опыт
2) это обогащает опыт каждого
3) может обнаружиться неожиданное решение
4) человек не повторит их в дальнейшем
В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых ставится тире ?
О Русь (1) малиновое поле (2)
И синь, упавшая в реку, (3)
Люблю (4) до радости и боли (5)
Твою озёрную тоску. С.Есенин
1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 4 4) 2, 4, 5
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Он, вор, любил море. (М.Горький)
2) Самое устье реки, то есть вход в море, очень узко.
3) Море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган – Лойко Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы. (М.Горький)
4) О ней, этой Радде словами и не скажешь ничего. (М.Горький)
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
К сожалению (1) писатели не так часто плачут и хохочут над своими рукописями. Я говорю (2) к сожалению (3) потому, что и эти слёзы и этот смех говорят о глубокой жизненности того (4) что он создал.
1) 1, 2, 3 2) 1, 4 3) 1, 2 ,4 4) 1, 3, 4
Выберите вариант ответа, в котором указаны запятые, выделяющие вводные конструкции.
Этимология (1) безусловно (2) представляет собой важный раздел в истории языка (3) связанный с объяснением происхождения слова. Кроме того (4) этимология может прийти на помощь в трудных случаях орфографии, однако (5) немногие обращаются к этимологическому словарю.
1) 1, 2, 4 2) 4, 5 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5
Найдите ошибку в оформлении обращения:
1) Друзья мои, прекрасен наш союз!
2) Примите, тёмные дубравы, под тень свою.
3) Где, вы бесценные созданья?
4) Привет тебе, мой край родной, с твоими
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Сыпь(1) ты (2) черёмуха (3) снегом, пойте (4) вы (5) птахи (6) в лесу.
1) 1, 2, 5 2) 1, 2, 4, 5 3) 2, 3, 5 4) 2, 3, 5, 6
Найдите ошибку в оформлении прямой речи.
1) «Кто хочет понять поэта, – говорил Гёте, – тот должен отправиться в страну поэта».
2) Ахматова с весёлым любопытством спросила: «А вы
думали, Ахматова такая»?
3) Я ответил совершенно искренно: «Да, такая».
4) Но я был бы ещё правдивее, если бы сказал: «Нет, такого я не ожидал». Я знал, что встречу в первый, и, вероятно, в последний раз в жизни великого поэта.
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6.
Дом кажется ра..сохся от старости. А может быть и от (того) что он стоял на поляне в сосновом лесу а от сосен всё лето т..нуло жаром. Иногда дул ветер но он к сожалению (н..) проникал в открытые окна.
Чайковскому нравился этот деревя(н,нн)ный дом. Единств..(н,нн)ое раздр..жавш..е композитора скрипуч..е половицы. Только п..р..ступив через пять шатких половиц он мог пройти к роялю. Со стороны это выгл..дело должно быть забавно когда пожилой композитор проб..рался к роялю пр..гляд..ваясь к половицам пр..щур..(н,нн)ыми глазами.
Но вот (н..)одна из половиц (н..)скрипнула Чайковский садит..ся за рояль и (мы это видели не раз) усмехается. Н..пр..ятное позади а сейчас начнёт..ся уд..вительное и весёлое. Рас..охш..йся дом к изумлен..ю многих запоёт от первых(же) звуков рояля. А без музыки Петра Ильича Чайковского дом казалось скучал. Иногда ночью просыпаясь композитор слышал как потреск..вая пропоёт то одна то другая половица вспомнив к его радости дневную музыку.
Композитор мечтал п..р..дать лёгкий восторг от всего от зрелища радуги и от ауканья крестьянских девушек и от самых простых явлений жизни.
И он конечно (н..)когда (н..)ждал вдохн..вен..я а работал и работал. И вдохн..вен..е рождалось разумеется в работе.
В. Задания с кратким ответом
Какое словосочетание определяет чувство, которое рождали в душе композитора самые простые явления жизни?
Выпишите из текста обобщающее слово с предлогом при однородных членах.
Из абзаца 1 выпишите вводное(-ые) слово (-а), выражающее (-ие) оценку степени достоверности факта.
Из 3 абзаца выпишите обособленное (-ые) обстоятельство,
(-а), выраженное (-ые) одиночным деепричастием.
Сколько простых частей в составе предложения, выделенного курсивом?
Какое изобразительно-выразительное средство доминирует в 3 абзаце текста?
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Укажите обычное осложненное и трудное предложения. Из простого осложненного выпишите словосочетания
Укажите обычное осложненное и трудное предложения. Из обычного осложненного выпишите словосочетания . Шиповник стоял, повернувшись большенными цветами к солнцу, нарядный, абсолютно торжественный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми краткими ночами нашими русскими, немного северными ночами, когда соловьи шумят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так ясно, что на небе превосходно видны горные верхушки туч. Кое-где на их снеговой крутизне можно заметить розоватый блик солнечного света. И серебряный рейсовый самолет, идущий на большой вышине, блистает над этой ночкой, как медлительно парящая звезда, потому что там, на той вышине, где пролегает его путь, теснее освещает солнце.
🎥 Видео
Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложениеСкачать
Русский язык 6 класс (Урок№7 - Словосочетание. Простое предложение.)Скачать
Русский язык 11 класс (Урок№3 - Синтаксические нормы: словосочетание и простое предложение.)Скачать
Простые и сложные предложения. Чем отличается простое предложение от сложного?Скачать
Простое осложненное предложениеСкачать
Простое и сложное предложениеСкачать
Словосочетание и предложение Простое и сложное предложение | Русский язык 3 класс #3 | ИнфоурокСкачать
Согласованные и несогласованные определенияСкачать
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Русский язык 9 класс (Урок№7 - Простое предложение.)Скачать
Все про задание 2 на ОГЭ по русскому языку | Грамматическая основа | Русский язык ОГЭ 2023Скачать
Неполные предложенияСкачать
Синтаксический разбор предложения. Как выполнить синтаксический разбор по членам предложения?Скачать
Словосочетание. Простое предложениеСкачать
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. ЛЕГКО НАЙТИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!Скачать
Сложноподчиненное предложение | Русский языкСкачать
Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать