Ивины из повести детство ударение

Содержание
  1. Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему «Ивины»
  2. «Календарь счастливой жизни: инструменты и механизм работы для достижения своих целей»
  3. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
  4. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  5. Скоростное чтение
  6. Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
  7. Оставьте свой комментарий
  8. Подарочные сертификаты
  9. Краткое содержание повести «Детство» по главам (Л. Н. Толстой)
  10. Глава 1: Учитель Карл Иванович
  11. Глава 2: Maman
  12. Глава 3: Папа
  13. Глава 4: Классы
  14. Глава 5: Юродивый
  15. Глава 6: Приготовления к охоте
  16. Глава 7: Охота
  17. Глава 8: Игры
  18. Глава 9: Что-то вроде первой любви
  19. Глава 10: Что за человек был мой отец?
  20. Глава 11: Занятия в кабинете гостиной
  21. Глава 12: Гриша
  22. Глава 13: Наталья Савишна
  23. Глава 14: Разлука
  24. Глава 15: Детство
  25. Глава 16: Стихи
  26. Глава 17: Княгиня Корнакова
  27. Глава 18: Князь Иван Иваныч
  28. Глава 19: Ивины
  29. Глава 20: Собираются в гости
  30. Глава 21: До мазурки
  31. Глава 22: Мазурка
  32. Глава 23: После мазурки
  33. Глава 24: В постели
  34. Глава 25: Письмо
  35. Глава 26: Что ожидало нас в деревне
  36. Глава 27: Горе
  37. Глава 28: Последние грустные воспоминания
  38. Урок литературы в 7 классе на тему: «Куда девалось чувство сострадания…?». Читаем главу «Ивины» повести «Детство» Л.Н. Толстого.

Видео:Детство. 19 глава. Ивины. Краткое содержаниеСкачать

Детство. 19 глава. Ивины. Краткое содержание

Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему «Ивины»

Видео:Л.Толстой "Ивины" (Из повести "Детство" в сокращении)Скачать

Л.Толстой "Ивины" (Из повести "Детство" в сокращении)

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Ивины из повести детство ударение

Министерство общего профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Конструкт урока литературного чтения для 4 класса

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: изучение особенностей произведения Л.Н.Толстого «Ивины»

-совершенствовать умение читать выразительно;

-актуализировать знания о жизни и творчестве Л.Н.Толстого;

-актуализировать знания о раннее изученных произведениях Л.Н.Толстого.

-совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;

-совершенствовать умение слушать и слышать учителя

совершенствовать умение оценивать свою деятельность на уроке

Планируемый результат: освоение особенностей произведения «Ивины» Л.Н.Толстого

Совершенствование умения адекватно оценивать свою деятельность на уроке

Совершенствование умения ставить совместно тему и цель урока

Формирование умения анализировать, обобщать;

Формирование умения находить главные, значимые слова в тексте;

Совершенствование умения работать с учебником

Формирование умения слушать и слышать учителя

Формирование умения отвечать на поставленные вопросы

Формирование умения высказывать и аргументировать свою точку зрения

— Как говорил Дени Дидро «В учении нельзя останавливаться».

-Как вы понимаете его высказывание?

-Поэтому и мы с вами на всех уроках будем стараться многое узнать и многому научиться.

Приветствуют учителя, присаживаются

-что сколько бы мы много не знали, на этом не надо останавливаться, нужно продолжать учиться и познавать новое, ведь все на свете знать невозможно

К.: совершенствование умения отвечать на поставленные вопросы, слушать и слышать учителя

Словесный (слово учителя, беседа)

-Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?

-Какие отношения были между мамой и сыном?

-Что было задано?

-Послушаем несколько рассказов, остальные сдадут тетради в конце урока – я проверю

-дружеские, искренние, доверительные

-написать небольшой рассказ об отношениях с близким человеком

К:совершенствование умения отвечать на поставленные вопросы, слушать и слышать учителя

П: совершенствование умения анализировать, обобщать

Практический (представление рассказа), частично-поисковый (подготовка рассказа)

Постановка темы и цели

-Откроем страницу учебника 116, прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем изучать

-Это глава из повести Детство, а что мы уже знаем о ней?

-Прочитав название произведения, можете предположить, о чем оно?

-Приехали на именины братья Ивины, родственники Иртеньевых, и Иленька Грапп, сын бедного иностранца, знакомого бабушки. Николеньке очень нравился Сережа Ивин, он во всем хотел быть на него похожим. Во время общих игр Сережа очень обидел и унизил слабого и тихого Илью, и это оставило в душе Николеньки глубокий след.

-Какую цель на сегодняшний урок можно поставить?

-автобиографическая – то есть герой наделен всем тем, чем обладал сам Л.Н.Толстой

А трилогия – это когда вторая и третья части являются продолжением первой

-о семье по фамилии Ивины, с ними какие-то истории произошли может быть

-изучить особенности этого произведения, характеристику героев, их поведение, отношения и так далее

К:совершенствование умения отвечать на поставленные вопросы

аргументировать свою точку зрения

П:совершенствование умения анализировать, обобщать

Р:совершенствование умения ставить совместно тему и цель урока

Словесный (беседа), практический (работа с учебником)

Открытие новых знаний

-Прочитаем произведение по абзацам, постараемся читать и думать, кто является героями в этом отрывке

-Кто является героями произведения?

-Кто, по-вашему, рассказывает о происходящих событиях?

-Какие черты характера имеет этот герой?

-К кому из героев этого произведения Коленька относится с особым чувством привязанности?

-Что особенно привлекло Николеньку в Сергее?

— Что говорится о Сергее в тексте?

-Как меняется отношение Николеньки к Сергею?

-Какой же поступок совершил Сережа?

-По каким словам можно понять, что Илья был слабее Сережи. Как он описывается в тексте?

-Как вы думаете, почему Николенька и другие ребята не заступились за Илью?

-Как вы относитесь к поступку Сережи?

-Как вы думаете, почему Илья не мог противостоять натиску своего обидчика?

-Прочитайте про себя последние два абзаца. Объясните их смысл

-Представьте, что вы оказались бы рядом при том происшествии. Как бы вы поступили? Ответьте только честно

-Сережа, Илья, Николенька

-добрый, искренний человек, способный на сочувствие, переживания

-к Сергею, считает его красивым человеком

-Что он был находчивым, шутником, душой компании, организаторские способности имел

-разбойник, вспыльчивый, способен обижать слабых

-сначала он ему очень нравился, а после такого поступка он его осуждал

-обидел человека, который был слабее его

-худой, высокий, бледный, добродушно-покорное выражение лица, тихий, спокойный мальчик, скромный, пугливый

-возможно, они чего-то боялись или просто были увлечены игрой и не думали, что так все закончится

-он был очень добрым, наверняка, эти мальчики нравились ему в общении, поэтому он по натуре не мог никого обидеть

-сожалеет Николенька о своем поступке, что не защитил Илью

Не нужно стараться быть перед кем-то молодцом, нужно быть самим собой и не пытаться понравиться другим, поступать разумно и так, по каким принципам живете вы

П:формирование умения выразительно читать

формирование умения определять главные, значимые слова в тексте

К:формирование умения отвечать на поставленные вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения

Словесный (беседа), Анализ произведения

Чтение по цепочке

Информация о ДЗ

— Запишем домашнее задание: дома нужно подготовить пересказ этого произведения

К: формирование умения слушать и слышать

Словесный (слово учителя)

Рефлексия. Подведение итогов

-Какое произведение мы сегодня изучали?

-Кто является героями?

-С каким настроением вы заканчиваете урок?

-Как бы вы оценили себя за урок и за что?

-Спасибо за работу! Урок окончен!

-Сережа, Илья, Николенька

-с чувством сожаления, сочувствия Илье

К: формирование умения отвечать на поставленные вопросы

Р:совершенствование умения оценивать свою деятельность на уроке

Видео:Лев Николаевич Толстой Детство Гл 19 ИВИНЫ Аудиокнига Слушать ОнлайнСкачать

Лев Николаевич Толстой Детство Гл  19 ИВИНЫ Аудиокнига Слушать Онлайн

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ивины из повести детство ударение

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов

Ивины из повести детство ударение

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 889 человек из 81 региона

Ивины из повести детство ударение

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 348 человек из 68 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ивины из повести детство ударение

  • Устинова Яна АлександровнаНаписать 8784 30.04.2017

Номер материала: ДБ-429091

    30.04.2017 910
    30.04.2017 370
    30.04.2017 670
    30.04.2017 431
    30.04.2017 679
    30.04.2017 190
    30.04.2017 589

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Ивины из повести детство ударение

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Ивины из повести детство ударение

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Ивины из повести детство ударение

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Ивины из повести детство ударение

Минпросвещения готовит рекомендации по построению «идеальной школы»

Время чтения: 1 минута

Ивины из повести детство ударение

В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Видео:Детство. Краткое содержание. Л. ТолстойСкачать

Детство. Краткое содержание. Л. Толстой

Краткое содержание повести «Детство» по главам (Л. Н. Толстой)

Повесть «Детство» является началом автобиографической трилогии Льва Толстого. «Диалектика души» — основной приём, который использует писатель в своём произведении. Благодаря внутренним монологам главного героя, Николеньки Иртеньева, мы видим, как формируется его характер, о чём он думает, что переживает. В этой книге важнее не сюжет, а то, что творится в душе и сознании главного героя, это и есть основные события, которые изложены здесь в сокращении. Толстой мастерски показал процесс формирования духовного мира ребёнка и его постепенное взросление, а Многомудрый Литрекон постарался сделать краткий пересказ на соответствующем уровне.

Видео:Детство. 15 глава. Детство. Краткое содержаниеСкачать

Детство. 15 глава. Детство. Краткое содержание

Глава 1: Учитель Карл Иванович

Главный герой повести, десятилетний Николенька просыпается от того, что его учитель Карл Иванович неосторожно убивает хлопушкой муху, прямо над головой мальчика. Посчитав, что все специально обижают его из-за возраста, он спрятался под одеяло и притворился, что спит. От обиды и злости, весь облик Карла Ивановича казался ему противным и глупым.

Но учитель сел рядом и принялся щекотать мальчика за пятки, так как время было семь часов утра, и нужно было уже просыпаться. Николеньке было щекотно, но он старался не выдавать себя. В ту же секунду ему стало настолько сильно стыдно, что он злился на этого доброго и заботливого человека, что из его глаз хлынули слёзы.

Соврав, что плачет из-за дурного сна о маме, мальчик вскоре позабыл этот нелепый инцидент и принялся одеваться. После этого, Николенька вместе со своим братом Володей спустился вниз, где их уже ждала мама (maman).

Видео:Литературное чтение 4. Детство. Л. Н. Толстой С ОТВЕТАМИ стр 115Скачать

Литературное чтение 4. Детство. Л. Н. Толстой С ОТВЕТАМИ стр 115

Глава 2: Maman

Матушка уже была в гостиной и разливала чай. Её образ наполнен безграничной добротой и любовью. Это ласковая и красивая женщина, которая очень нежно и трепетно относится к детям. Слева от дивана у рояля сидела одиннадцатилетняя сестра Николеньки, Любочка вместе со своей гувернанткой Марьей Ивановной.

Как обычно, по утрам, maman поинтересовалась у Карла Ивановича, хорошо ли спали дети. Когда она взглянула на Николеньку, то сразу поняла, что он плакал. Затем дети направились в кабинет к отцу, чтобы поздороваться.

Видео:Детство. 19 глава. Краткое содержаниеСкачать

Детство. 19 глава. Краткое содержание

Глава 3: Папа

Отец Николеньки находился в своём кабинете и что-то горячо обсуждал с приказчиком Яковом Михайловым. Речь шла о распределении денег на расходы. Николенька увидел на столе конверт, где было написано “Карлу Ивановичу Мауеру”.

Отец положил руку ему на плечо и отодвинул от стола. Когда разговор с приказчиком был закончен, Николенька с братом узнали, что они уже достаточно взрослые и пора им отправляться учиться в Москву. Мальчику стало грустно из-за матушки и несчастного Карла Ивановича, которого скорее всего отпустят со двора.

При этом его не могла не радовать мысль о взрослении. Сложные чувства и опечалили, и порадовали мальчика.

Видео:4 класс - Урок литературного чтения - Л.Н. Толстой "Ивины" (Из повести "Детство") - 27.04.2020Скачать

4 класс - Урок литературного чтения - Л.Н. Толстой "Ивины" (Из повести "Детство") - 27.04.2020

Глава 4: Классы

Наступило время занятий. Карл Иванович был в плохом настроении и хмуро слушал, как дети читают. Николенька не мог сосредоточиться на учёбе из-за мыслей о предстоящем отъезде из дома и разлукой с maman, сёстрами и учителем. Во время чистописания его слёзы падали на тетрадь, превращая буквы в кляксы. Карл Иванович его наказал и ушёл в другую комнату, где сидел дядька Николай.

Их разговор был слышен мальчикам. В отчаянии Карл Иванович не понимал, как с ним могут так поступить и просто прогнать. Его оскорбила неблагодарность, ведь двенадцать лет он проработал в доме Иртеньевых, любил всем сердцем детей и заботился о них. Сердце Николеньки обливалось кровью и тоской. Он хотел, чтобы папа и учитель не ругались.

Карл Иванович вернулся и продолжил урок. Мальчики писали под диктовку “Из всех пороков самый ужасный — неблагодарность”. Наступило время обеда, и Николенька ждал дворецкого Фоку, который всегда зовёт детей за стол. Но в классную зашла фигура, которая была совершенно незнакома мальчику.

Видео:Детство. Лев ТолстойСкачать

Детство. Лев Толстой

Глава 5: Юродивый

Это был седой человек высокого роста, с кривым глазом, которому на вид было лет пятьдесят. Речь его была бессмысленна и несвязна. Это был юродивый Гриша. Он странствовал с пятнадцатого года и всегда ходил босиком. Гриша был верующим человеком, который часто посещал монастыри. Некоторые люди принимали его бормотания за предсказания.

Когда наконец-то на пороге показался Фока, юродивый Гриша вместе с детьми отправился вниз, где все были уже в сборе. По правилам, мальчики сначала должны были поздороваться с Мими (гувернанткой Марьей Ивановной), а потом уже разговаривать с девочками. Николеньке не нравилось, что она постоянно докучала всем своими глупыми указаниями. Дочь Марьи Ивановны и подруга Любы — Катя, попросила мальчика уговорить родителей взять девочек на охоту.

Во время обеда всё внимание было приковано к Грише и его образу жизни. Отец Николеньки скептически относится к юродивому и его странствиям. Maman же мягко сгладила спор. Когда обед подходил к концу, Володя решился попросить, чтобы девочки тоже поехали на охоту. Дети получили положительный ответ, и maman решает присоединиться к ним.

Видео:Детство. 16 глава. Стихи. Краткое содержаниеСкачать

Детство. 16 глава. Стихи. Краткое содержание

Глава 6: Приготовления к охоте

Когда на стол подали десерт, Якову был отдан приказ насчёт линейки. Лошадь Володи была не пригодна для охоты, и тогда отец велел оседлать для него охотничью, что сильно расстроило maman. Она переживала, что мальчик может разбиться и умереть.

Обед подошёл к концу, дети отправились в сад, чтобы поболтать, а взрослые пили кофе в кабинете. Ребята разговаривали обо всем, кроме предстоящей разлуки.

Когда они заметили, что линейка с лошадьми готова, то с визгом отправились наверх одеваться как настоящие охотники. Когда наконец-то всё было готово, и дамы сидели в повозке-линейки, а мужчины на лошадях, они отправились на охоту.

Видео:Детство. 13 глава. Наталья Савишна. Краткое содержаниеСкачать

Детство. 13 глава. Наталья Савишна. Краткое содержание

Глава 7: Охота

Выехав за ворота, все поехали по дороге, а отец Николеньки повернул к ржаному полю, где во всю шла хлебная уборка. Он, строгий и рачительный хозяин, направился туда, чтобы проверить работу крестьян.

Когда все подъехали к лесу, то Николенька заметил телегу, где было множество лакомств. Это означало, что после охоты они будут пить чай в лесу и есть мороженое. Охотники с собаками направляются за дичью, а отец велит сыну не возвращаться без зайца.

Николенька взял с собой собаку Жирана и побежал к поляне, где нашёл ровное место в тени, под высоким дубом. Он лежал и воображал, что охотится уже за третьим зайцем. Его отвлекало всё, что можно. Муравьи, бабочка с жёлтыми крылышками.

Вдруг Жиран заметив зайца резко побежал вперёд. Николенька настолько сильно растерялся, что позабыл все правила охоты. Кровь ударила ему в голову, он резко побежал и кричал что-то неистовым голосом. Не успел Николенька опомниться, как заяц уже скрылся. Ему стало грустно и стыдно, что его ошибку увидели охотники и Турка.

Видео:Л.Н. Толстой "Детство" (В сокращении). Литературное чтение. 4 класс.Скачать

Л.Н. Толстой "Детство" (В сокращении). Литературное чтение. 4 класс.

Глава 8: Игры

После охоты все сидели на ковре и наслаждались трапезой. Когда детям стало скучно, а всё самое вкусное закончилось, они отправились играть.

Долго не могли они прийти к единогласному решению. На предложение Любочки поиграть в Робинзона, Володя начал важничать и говорить, что ему наскучила эта игра. Николенька понял, что его брат просто вырос. Над воображением стал преобладать разум, и любая игра больше не приносила ему счастья и радости.

Однако Володя решил снизойти до младших товарищей и нехотя согласился. Но игра не доставляла им удовольствия, так как один из участников упорно делал вид, что все это не по-настоящему. Это было очень некрасиво, но в душе Николенька понимал брата и соглашался с ним.

Видео:Литературное чтение 4 класс (Урок№15 - Л. Н. Толстой «Детство».)Скачать

Литературное чтение 4 класс (Урок№15 - Л. Н. Толстой «Детство».)

Глава 9: Что-то вроде первой любви

Во время игры Катенька срывала листья и на одном из них был огромный червяк. Девочка испугалась и бросила его на землю. Забросив игру, дети стали с интересом за ним наблюдать. Николеньку же больше увлекла Катенька.

Он отметил, что все девочки одинаково подёргивают плечами, чтобы спустившиеся платье вернулось на прежнее место. Наблюдая за ней, он вдруг резко поцеловал её в руку. Володю возмутили такие нежности, а вот Николенька был растроган до глубины души. Он понял, что любил её всегда.

Вернувшись к родителям, они узнали, что поездка в Москву откладывается до завтра. На обратной дороге Николенька хотел произвести впечатление на Катеньку (промчаться мимо на своем коне в непринужденной позе), но лошадь его подвела и резко остановилась.

Видео:Детство. Лев Толстой. Рассказ. В сокращении для 4 классаСкачать

Детство. Лев Толстой. Рассказ. В сокращении для 4 класса

Глава 10: Что за человек был мой отец?

Это был человек статного роста, с лысиной, неправильной формой губ, небольшими глазами и крупным носом. Даже несмотря все на изъяны и своеобразную привычку в одежде, выглядел отец Николеньки всегда изящно и умел нравиться всем. Можно сказать, что человеком он был очень удачливым и заводил знакомства с авторитетными людьми. Характер его был сильным, неуловимым и даже рыцарским. В качестве главного оружия он использовал оригинальность, которая заменяла ему богатство и светскость.

В старости у него образовался постоянный взгляд на вещи и неизменные правила, — но единственно на основании практическом: те поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствия, он считал хорошими и находил, что так всегда и всем поступать должно

Он был человеком чувствительным, даже слезливым, любил музыку и литературу. Однако ему для великих дел нужны были зрители, и от их мнения зависели и его убеждения. Отчасти от этого и для этого он был хорошим оратором.

Видео:Лев Николаевич Толстой Детство Гл 15 ДЕТСТВО Аудиокнига Слушать ОнлайнСкачать

Лев Николаевич Толстой Детство Гл  15 ДЕТСТВО Аудиокнига Слушать Онлайн

Глава 11: Занятия в кабинете гостиной

Когда все вернулись с охоты, день подходил к концу. Дети принялись рисовать, а матушка играла на рояле.

Николенька решил изобразить охоту несмотря на то, что у него была только синяя краска. В итоге рисунок не удался, и мальчик решил вздремнуть.

Через час он проснулся от скрипа сапог. Вытирая слёзы с лица, Карл Иванович вышел из кабинета отца и направился наверх. В комнате появился папа и сказал maman, что учитель отправляется вместе с детьми в Москву.

Перед ужином спустился Гриша и сообщил, что следующим утром отправляется странствовать дальше. Дети решили незаметно отправиться в его комнату и посмотреть вериги.

Видео:Л.Н. Толстой повесть "Детство", глава "Детство".Скачать

Л.Н. Толстой повесть "Детство", глава "Детство".

Глава 12: Гриша

Они молча сидели в темном чулане и наблюдали за тем, как Гриша молится. Это был интимный момент для странника, ведь он разговаривал с Богом. Николенька думал, что это будет смешно, но сердце его замирало. Странник произвёл неизгладимое впечатление на мальчика. Его вера и преданность восхитили мальчика.

Но всё же ему это надоело, а ноги затекли. Вдруг Катенька случайно взяла его за руку, и Николенька поцеловал её. От неожиданности девочка опрокинула стул, и дети с шумом выбежали из чулана.

Видео:Лев Николаевич Толстой Детство Гл 27 ГОРЕ Аудиокнига Слушать ОнлайнСкачать

Лев Николаевич Толстой Детство Гл  27 ГОРЕ Аудиокнига Слушать Онлайн

Глава 13: Наталья Савишна

В селе Хабаровка жила весёлая женщина, которую все называли просто — Наташка. Она была толстой, с красными щеками и ходила всегда в затрепанном сарафане. Дед Николеньки взял её к себе в число женской прислуги для бабушки.

Когда родилась maman, то усердная Наташка стала её няней. Она с отличием заботилась и ухаживала за ней. Но влюбилась в официанта Фоку. Тогда она пошла к дедушке мальчика и попросила разрешения на брак, но её выгнали со двора, посчитав этот поступок неблагодарностью.

Через полгода женщину вернули в дом, так как никто не мог её заменить. Её теперь называли Натальей Савишной, и двадцать лет с трепетом и любовью она воспитывала барышню. Позже она стала главной в доме и за всем следила. Maman хотела отблагодарить женщину и дать ей вольную. Но в слезах Наталья Савишна разорвала эту бумагу и осталась в семье Иртеньевых.

Позже она стала ухаживать за детьми Натальи Николаевны, посвящая им всё своё время. Николенька понял лишь со временем, как не ценил он её труд и любовь. Один раз, он на неё рассердился из-за того, что она отругала его за разбитый кувшин с квасом. Николенька настолько сильно обиделся, что даже заплакал. Злость переполняла ребёнка, и он стал думать о том, как ей отомстить. Но не успел он опомниться, как Наталья Савишна вернулась, вручила две конфеты и извинилась. Николенька вновь зарыдал, но теперь уже от стыда и любви.

Видео:Детство. 20 глава. Собираются гости. Краткое содержаниеСкачать

Детство. 20 глава. Собираются гости. Краткое содержание

Глава 14: Разлука

На следующее утро всё уже было готово к отъезду. Дядька Николай укладывал вещи мальчиков и подушки. Николенька с нетерпением ждал, когда всё будет готово. Вся семья собралась в гостиной, чтобы перед разлукой побыть немного вместе.

В силу своего возраста, мальчик не понимал, насколько это печальное событие. В его голове мелькали разные пустые мысли. Вошедшая в гостиную Наталья Савшина не смогла сдержать слёз, и у Николеньки защемило сердце. Когда Фока сообщил, что всё готово, maman побледнела и вздрогнула. Как принято перед отъездом, вся семья десять секунд молча посидела “на дорожку”. После все начали прощаться и обниматься, а Николенька так и продолжал оставаться по-детски беззаботным.

Но вдруг, услышав дрожащий голос матери и увидев её дрожащие губы, мальчик ощутил тоску, ему стало больно и страшно. Обнявшись с ней, он горько заплакал. Когда пришло время ехать, Николенька быстро сел в линейку, чтобы только не видеть горя maman. Но он всё же решил взглянуть на неё в последний раз и не заметил, как она уже стояла возле коляски. Поцеловав сына последний раз, она вернулась на крыльцо.

Мальчики вместе с отцом уехали в Москву.

Видео:ДЕТСТВО. Л. ТОЛСТОЙСкачать

ДЕТСТВО.  Л. ТОЛСТОЙ

Глава 15: Детство

Воспоминания Николеньки о детстве наполненный беззаботным счастьем и трепетом. Вечера за чайным столом и долгие разговоры взрослых, которые нагоняли дремоту. Кресло, в которым он засыпал, а матушка ласково его будила. Молитвы перед сном и детские мечты.

Николенька понимает, что все самые искренние эмоции и чувства остаются в детстве, которое уже не вернуть.

Глава 16: Стихи

Прошёл почти месяц, как дети жили в Москве у бабушки. Приближались её именины, и они готовили для неё подарки. Володя под руководством учителя нарисовал головку какого-то турка в чалме, а Николенька решил написать двенадцать стихотворений.

Но при подготовке подарка у мальчика возникли трудности. То не было вдохновения, то переписывая текст на веленевую бумагу, он понимал, что слова выходили кривыми. Когда стихотворения были дописаны, он решил прочитать их вслух, но одна строчка ему не понравилась “…и любим как родную мать”. Николенька сразу стал переживать, что все могут подумать о том, что он совсем позабыл maman. Времени переделывать стихотворение заново уже не было. Принесли праздничную одежду, и наступило время спуститься вниз к бабушке, которая молилась в зале.

Володя подарил свой рисунок, а Карл Иванович — самодельную шкатулку. Когда наступило время для подарка Николеньки, его начал одолевать страх и стеснение. Он вручил скомканный листок бумаги бабушке, и с замиранием сердца стал ждать реакции на ту самую фразу. Но все его страхи были напрасны. Пожилая женщина была растрогана подарком и ласково поцеловала Николеньку в лоб. Их прервал лакей, который доложил о приезде Княгини.

Глава 17: Княгиня Корнакова

Она выглядела и говорила сухо и имела нездоровый цвет лица. Её глаза казались Николеньки неприятными, но при этом она выглядела достаточно благородно. Она имела привычку эмоционально разговаривать и не обращать внимания на собеседника.

Во время рассказа Княгини о своих детях, в особенности о старшем сыне — Этьене, которым она гордилась, было видно, что бабушка недовольна её методами воспитания. Потом Княгиня Варвара Ильинишна обратила внимание на мальчиков и начала с ними знакомиться.

Отец представил Володю, как светского юношу, а младшего сына Николеньку — поэтом. Он сделал акцент на его причёске, что сильно задело мальчика. С самого раннего детства он знал, что лицо его не обладает особой красотой. Николенька вспомнил, как однажды после обеда, матушка сказала ему об этом. Он старался быть добрым и умным мальчиком, так как никто не полюбит его за внешность.

Глава 18: Князь Иван Иваныч

Княгиня с восторгом послушала стихи Николеньки и уехала домой, обещав при этом вернуться вечером с детьми. Множество людей приезжало в тот день, чтобы поздравить бабушку, но особенно мальчику запомнился Князь Иван Иваныч.

Это был пожилой мужчина, одетый в военный мундир. Николеньку поразила простота и свобода его действий. Он был умён и образован. Когда все удалились из комнаты, мальчик остался с бабушкой и Князем Иваном Иванычем. Он стал свидетелем не самого приятного для ребёнка разговора.

Бабушка со слезами на глазах жаловалась, что Наталья Николаевна (maman) не свободна в своих действиях и подчиняется отцу, который только и делает, что веселится. Из-за этого она не приехала даже на именины. Бабушка возмутилась, что детей нужно было отправить в Москву раньше, ведь они совсем не обучены манерам. Также пожилая женщина рассказала о своих предположениях по поводу неверности отца, но Князь оспорил её доводы. После того, как Николенька случайно стал свидетелем их разговора, он тихо ушёл.

Глава 19: Ивины

Николенька заметил в окне трёх мальчиков, которые шли в сопровождении молодого гувернёра немца, по имени Герр Фрост (Herr Frost). Это были Ивины, которым всегда был рад герой. Особенно второму из них — Серёже.

Николенька восхищался его красотой, характером и с детским трепетом любил его. Он даже старался перенимать его самые дурные привычки. Серёжа чувствовал своё превосходство и власть над Николенькой, но при этом предпочитал общаться с Володей.

Дети отправились играть в палисадник. Серёжа был одним из разбойников, а Николенька — жандарм. Вдруг Ивин случайно споткнулся и ударился коленом о дерево. Николенька вместо того, чтобы поймать мальчика, решил убедиться, всё ли с ним в порядке. Серёжа разозлился, потому что игра была прервана. Но главного героя это нисколько не обидело. Наоборот, он посчитал это высшим показателем мужественности.

Вскоре к ним присоединился Иленька Грап. Он был сыном бедного иностранца, который когда-то жил у деда Николеньки и был ему чем-то обязан. Дети недолюбливали мальчика и часто над ним смеялись. Когда игра в палисаднике закончилась, они отправились наверх, чтобы подурачиться. Ребята показывали друг-другу разные гимнастические трюки, а Иленька сидел в стороне. Серёжа решил насильно заставить мальчика встать на голову. Дети схватили Грапа и начали переворачивать. Он пытался вырваться и случайно попал ботинком в глаз Серёже.

После этого, Иленька безжизненно грохнулся на землю и горько зарыдал от обиды и непонимания, за что над ним издеваются. Все дети замолчали, но Серёжа решил нарушить тишину, назвав мальчика девчонкой. В один момент Николеньке стало жаль Иленьку, но всё же, он посчитал поступок Серёжи верным и вновь им восхитился.

Глава 20: Собираются в гости

Николенька в нетерпении ожидал Ивиных. Вместо них в дом вошла женщина с ребёнком. Это оказалась госпожа Валахина со своей прелестной дочерью Сонечкой. Девочка была прекрасна и сразу приглянулась Николеньке.

Бабушка знакомит его с Валахинами лично и отправляет детей веселиться и танцевать. В это время приезжает Княгиня Корнакова со своими детьми. Дочери её были совершенно некрасивы, а сын Эртьен избалован и отвратителен. Когда они начали с Николенькой разговаривать, он начал хвастаться тем, что ездит на козлах. Появился лакей Корнаковых и отчитал Эртьена за потерянный кнут и враньё.

Дом постепенно наполнялся людьми. Наконец-то приехали Ивины. Но вместо радости, Николенька почувствовал досаду из-за того, что Серёжа познакомится с Соней.

Глава 21: До мазурки

Серёжа достал новую пару перчаток и с радостью объявил, что сейчас начнутся танцы. Николенька резко побежал наверх. Он понял, что у них с братом ничего с собой нет. Мальчик перерыл весь комод. Всё что он нашел, это дорожные рукавицы и одна перчатка Карла Ивановича, у которой был отрезан один палец.

Вернувшись вниз, он спросил у бабушки, как быть. Но её это лишь позабавило, и она отправила его танцевать вместе с Сонечкой. Девочку рассмешила перчатка Николеньки, и стеснение мальчика сразу исчезло.

Когда они закончили танцевать и сели рядом друг с другом, Николенька чувствовал неловкость и не знал, что говорить. Он решил рассказать о себе и посмеялся над Карлом Ивановичем, за что потом ему было стыдно перед собой.

По окончанию танца, Сонечка поблагодарила Николеньку и удалилась. Мальчик остался без пары и заметив одну большую девицу, он решил увести её прямо из-под носа молодого человека.

Глава 22: Мазурка

Николенька сидел и наблюдал за тем, как танцуют гости. Его удивило, что они двигаются не так, как его учила Мими. Настроение у Николеньки было прекрасное. Крупная девушка, с которой он танцевал контрданс, решила подвести к нему Сонечку и одну из княжон. Не успел Николенька опомниться, как уже танцевал со второй.

Мальчик был растерян и не знал, как правильно двигаться. Когда Николенька решил сделать коленце, княжна с любопытством смотрела на него. Это смутило мальчика, и он совершенно растерялся. Он остановился и заметил, что все смотрят на него. Сердитый отец уводит княжну и говорит Николеньке, что не нужно было танцевать. Мальчик был расстроен и смущён. Ему сразу захотелось оказаться дома, рядом с maman, которая всегда поддерживала сына.

Глава 23: После мазурки

Молодой человек, у которого Николенька увел большую девицу, решил сесть за детский стол, чтобы подбодрить мальчика. Незаметно от взрослых, он подливал ему вина и старался развеселить. По окончанию ужина, окончилась и их дружба.

Молодой человек вернулся к взрослым, а Николенька почувствовал лёгкое опьянение. Мальчик услышал, что Валахина разрешила Сонечке остаться ещё на полчаса, и отправился с ней танцевать. Выпитое вино заставило забыть Николеньку о всех неудачах и стеснении. Он танцевал, веселился и смешил свою новую возлюбленную.

Когда Николенька проходил мимо зеркала, он заметил, что хорошо выглядит. Но уныние вновь вернулось к нему, при мысли о том, что Сонечка слишком красива для него, и им не суждено быть вместе. Когда они шли по коридору, девочка предложила ему перейти на “ты”, что сильно взволновало мальчика.

Когда праздник подошёл к концу, мальчики влюблённо наблюдали за тем, как Сонечка уходит. На прощание девочка кивнула головой. В ту минуту Николенька был уверен, что сделано это было для него. Когда уезжали Ивины, мальчик с холодком попрощался с Серёжей. Все его мысли были теперь заняты только Сонечкой.

Глава 24: В постели

Перед сном Николенька думал о своей новой возлюбленной, Сонечке. Он воображал свой разговор с ней, представлял её личико. Мальчик не мог заснуть от сладостного волнения и влюблённости, которая его поглотила. Он непременно хотел поделиться с кем-нибудь своими чувствами.

Николенька решил обсудить с Володей всю прелесть и красоту девочки. Мальчик поделился с братом, что готов на всё ради неё, даже выпрыгнуть из окна. Володя же посчитал желания Николеньки глупыми и детскими, и сказал, что он бы на его месте с ней разговаривал, а потом расцеловал.

Глава 25: Письмо

Почти полгода дети живут в Москве. В тот день пришёл отец и сказал, что ночью они все едут в деревню. Причина отъезда — письмо, которое maman написала отцу. В нём она рассказывает о доме, своей любви, детях и о том, что с недавних пор больна, но всё будет хорошо, и за ней присматривает доктор.

В письмо был вложен клочок бумаги, где maman писала по-французски. В нём без лжи она рассказывает отцу о том, что болезнь её серьёзна, и осталось ей жить недолго. Просит привезти детей, чтобы обнять их в последний раз.

В подтверждение серьёзности ситуации было приложено письмо от гувернантки Марьи Ивановны, где она пишет, чтобы отец поторопился с приездом, пока maman ещё жива.

Глава 26: Что ожидало нас в деревне

Спустя два дня, дети вместе с отцом приехали домой в деревню. Дворецкий Фока сообщил, что матушка уже несколько дней не встаёт с постели. Николенька чувствовал волнение и страх. Когда они шли к комнате maman, мальчик заметил, что отец весь бледный.

Оказавшись в её спальне, Николенька обращал внимание даже на запах мяты, который потом он вспоминал с болью. Maman была в забытье. Она металась, ничего не видела и разбрасывала вещи. Детей увели и о последних минутах жизни maman Николенька узнал от Натальи Савишны. Мальчик узнал, что она ужасно страдала перед смертью.

Глава 27: Горе

На следующий день после кончины maman, Николенька решил пробраться в зал, где стоял гроб, чтобы ещё раз посмотреть на неё. Рассматривая её лицо, он вздрогнул от ужаса. Глаза её впали, кожа была бледна и имела желтоватый оттенок. Но спустя время, он разглядел всё те же милые черты. Его воображение начало рисовать счастливые сцены с живой maman, и он совершенно забылся. Именно эта минута была настоящим горем. Все его последующие слёзы были уже не тем. Он чувствовал, что обманывает сам себя и пытается показать окружающим своё огорчение и боль.

На следующий день прошла панихида. Во время службы мальчик постоянно плакал, но не из-за смерти матушки. Слезы текли непроизвольно, а он думал совершенно о другом. То волновался, что запачкает панталон, то под мышками натирал новый полуфрачёк.

Николенька не верил и слезам других. Он считал, что они не понимают истинного горя и не имеют права плакать о maman. Когда панихида кончилась, все начали подходить и прикладывались к гробу. Одной из последних была крестьянка с маленьким ребенком на руках. Николеньку вернул к действительности страшный крик, который издала эта пятилетняя девочка. Он был испуган тем, что лицо maman может вызывать у людей страх и ужас.

Глава 28: Последние грустные воспоминания

Несмотря на смерть maman, жизнь семьи Иртеньевых продолжает идти прежним чередом. Николенька считал, что это оскорбление её памяти. Каждый день после обеда мальчик ходил в комнату Натальи Савишны, чтобы поговорить, а не поспать, как раньше. Он знал, что она также, как и он, искренне любит maman.

Пожилая женщина рассказывала Николеньке о детстве покойной и начинала тихо плакать. Так они и проводили свои дни, пока дети не уехали обратно в Москву. Бабушка узнала о смерти maman только с их приездом. Она впала в отчаяние и беспамятство. Пожилая женщина не верила, что Натали Николаевны больше нет.

Лишь через неделю она смогла плакать, и от этого ей стало немного легче. После смерти матери начался новый этап в жизни Николеньки, отрочество. В конце повести он вновь упоминает Наталью Савишну. Когда дети уехали обратно в Москву, она заболела и умерла. Но она не боялась смерти, а ждала её. Ведь она прожила достойную и честную жизнь.

Урок литературы в 7 классе на тему: «Куда девалось чувство сострадания…?». Читаем главу «Ивины» повести «Детство» Л.Н. Толстого.

Цели урока: создать условия для обсуждения сложности взаимоотношения подростков в группе, когда ложно понимаемое чувство солидарности может стать причиной чрезмерной жестокости по отношению к другому; привлечь внимание к ситуации переоценки совершенных поступков. А также…

Ивины из повести детство ударение

…способствовать развитию навыка анализа прозаического произведения и умения самостоятельно работать с текстом. Развивать умение определять роль второстепенных персонажей. Воспитывать чувство сострадания, любовь к художественному слову.

Ответы детей, приведенные в сценарии, записаны как цитаты на реальном уроке.

Учитель: Мы с вами продолжаем обсуждение избранных глав повести «Детство» трилогии Льва Николаевича Толстого. Тема сегодняшнего урока «Куда девалось чувство сострадания…?». Обсуждаем главу «Ивины».

Определим цели урока.

Учащиеся формулируют цели.

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами говорили о детских воспоминаниях Николеньки Иртеньева, главного героя повести, от лица которого ведется повествование. Какими были детские воспоминания Николеньки в предыдущих главах?

Ученики: Светлые, чистые, искренние, праздничные.

Схема на доске (заполняем вместе с детьми).

Учитель: Вам, наверное, доводилось слышать фразу: «Детство – счастливая пора». Согласны ли вы с этим утверждением?

Мнения детей могут разойтись.

Учитель: Ну что ж, вернемся к этому вопросу в конце урока. Итак, наш герой оказывается в компании своего кумира Сережи Ивина. Скажите, вам Сережа понравился, когда начали читать главу? Почему? Найдем в тексте описание портрета Сережи.

«Сережа — был смуглый, курчавый мальчик, со вздернутым твердым носиком, очень свежими, красными губами, которые редко совершенно закрывали немного выдавшийся верхний ряд белых зубов, темно-голубыми прекрасными глазами и необыкновенно бойким выражением лица. Он никогда не улыбался, но или смотрел совершенно серьезно, или от души смеялся своим звонким, отчетливым и чрезвычайно увлекательным смехом. Его оригинальная красота поразила меня с первого взгляда»

Учитель: На какие детали портрета вы обратили внимание?

Ученики: «голубые прекрасные глаза», «чрезвычайно привлекательный смех».

Учитель: Что настораживает в его внешности, ведь Николенька говорит, что Сережа «оригинально красив»?

Ученики: «никогда не улыбался», «лицо имело надменное выражение».

Учитель: А почему же тогда Николеньке нравится Сережа?

Ученики: Николенька ослеплен любовью.

Учитель: Обратите внимание на противопоставление в тексте: «Все находили, что эта привычка очень портит его, но я находил ее до того милою, что невольно привык делать тоже самое».

Какова роль этого противопоставления в тексте?

Ученики: Показать необъективность отношения Николеньки к Сереже. На самом деле он не был ТАК хорош..

Учитель: Почему Николенька помимо любви и обожания испытывает еще и страх по отношению к Серёже? Подтвердите текстом.

А как вы понимаете слова Николеньки о том, что Серёжа «тиранически употреблял ее (власть) в наших детских отношениях»?

Работа над словом «тиран».

Учитель: Давайте, ребята, разберемся со словом «тиранически». Какой части речи слово? От какого слова образовано? Кто такой тиран?

Индивидуальное домашнее задание.

Учитель: А могут ли тираны существовать в одиночку?

Ученики: Им обязательно нужны сторонники, поддержка. И, как ни печально, они ее находят, как это и произошло в истории, описанной в главе «Ивины».

Учитель: Как называются люди, которых тиранят?

Вывод: Там, где есть тиран, обязательно найдется жертва.

Учитель: А почему чувство к Серёже заставляет Николеньку лицемерить?

Работа над словом «лицемерие». Индивидуальное домашнее задание.

Учитель: Как думаете, почему Николенька так благоговейно любит своего кумира?

Ученики: Сережа старше, а мир старших манит Николеньку.

Учитель: Найдите в тексте описание «мира взрослых», каким видит его автор.

Ученики: «Не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях…».

Учитель: Что же меняет людей, по мнению автора?

Ученики: «Горькие испытания».

Схема на доске (см. прикрепленный файл).

Учитель: Кто, по-вашему, олицетворяет мир детства, а кто мир взрослых/больших?

Ученики: Николенька, Серёжа.

Учитель: Скажите, почему Николенька «со страхом и надеждой ждет», что бабушка скажет о Сереже, когда та «устремляет на него свои проницательные глаза», а себя сравнивает с художником, ожидающим приговора?

Ученики: В глубине души понимает, что Сережа плохой человек.

Учитель: Итак, Ивины с гувернером в гостях у Иртеньевых. Кстати, кто такой гувернер?

Работа над словом «гувернер». Индивидуальное домашнее задание.

Учитель: Herr Frost переводится с немецкого как «господин Мороз». Как думаете, зачем автор даёт такое имя гувернеру Ивиных? Зачем автор подробно описывает гувернера Ивиных?

Ученики: Показать внутреннюю пустоту при внешней привлекательности; помогает понять нам суть натуры Сережи Ивина – внешний блеск и внутренний холод, показать контраст между Карлом Иванычем и гувернером Ивиных.

«…тоже немец, но другого покроя…»

Учитель: Итак, дети играют в разбойников. И вдруг… Сережа совершает «геройский поступок». Действительно ли геройский, как вы думаете?

Заслушать ответы детей. Мнения могут разойтись. Обсудить.

Учитель: А почему же Сережа рассердился на Николеньку?

Ученики: Скрывает боль. Больно, но не признается, гордыня.

Учитель: Почему этот поступок «поразил и пленил» нашего героя?

Ученики: Заблуждается. Гордыню принимает за геройство.

Учитель: Незаметно в компании мальчиков появляется новый герой – Иленька Грап. Давайте обратим на него внимание. Какие детали портрета Иленьки вы отметили?

«Иленька Грап был сын бедного иностранца, который когда-то жил у моего деда, был чем-то ему обязан и почитал теперь своим непременным долгом присылать очень часто к нам своего сына. Если он полагал, что знакомство с нами может доставить его сыну какую-нибудь честь или удовольствие, то он совершенно ошибался в этом отношении, потому что мы не только не были дружны с Иленькой, но обращали на него внимание только тогда, когда хотели посмеяться над ним. Иленька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. Он был очень бедно одет, но зато всегда напомажен так обильно, что мы уверяли, будто у Грапа в солнечный день помада тает на голове и течет под курточку. Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик; тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать»

Учитель: Какие чувства вызывает у вас этот мальчик? Описание Иленьки дается и в детском восприятии Николеньки, и в понимании выросшего Иртеньева. Найдите отличия в этих описаниях. Сравним: «ничтожество», «презренное существо» – «тихий услужливый мальчик».

Учитель: Почему Иленька для Николеньки «презренное существо»?

Ученики: Потому что на фоне Сережи «тихий услужливый» мальчик кажется ему слабаком, девчонкой, недостойным внимания. Такому не хочется подражать.

Учитель: Почему с годами мнение об Иленьке поменялось у автора? Как бы вы назвали произошедшее дальше?

Ученики: Издевательство, жестокость.

«крики отчаяния еще более воодушевляли нас…».

Учитель: Почему Толстой употребляет слово «жертва»? Какой смысл он в него вкладывает? Посмотрите, какой вопрос задает Иленька: «За что вы меня тираните?» Можете ли вы ответить на вопрос Иленьки?

Мы с вами ранее сказали, что, если есть тиран, будет жертва. Вот мы убедились, что были правы.

Почему мальчики не остановились?

Проследим за реакцией мальчиков после происшествия, когда Иленька заплакал.

Ученики: Николенька «не совсем был убежден, что всё это очень смешно и весело, «я с участием посмотрел на бедняжку»; Сережа «тронул ногою».

Учитель: Что в этом жесте кроется? Почему сочувствие Сережи так мимолетно?

Как вы оцениваете поступок мальчиков? Какие чувства вызывает у вас произошедшее?

Работа над эпиграфом.

Учитель: Прочтите эпиграф к уроку. Согласны ли вы с этим утверждением?

Можно ли высказывание применить в обсуждаемой нами истории?

Оправдывает ли он себя, свой поступок?

Почему это воспоминание стало «темным пятном» для выросшего Николеньки?

Вывод: Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению, царящему в группе твоих приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим. Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности.

Учитель: Переосмыслив, переоценив свой детский поступок, автор задается вопросом «Так куда же девалось сострадание?»… Может ли герой, став взрослым, ответить на этот вопрос? Почему?

Актуален ли вопрос сегодня?

Ученики: Вопрос был задан на века.

Учитель: В каких произведениях XX века мы можем найти этому подтверждение?

Ученики: В.Железников «Чучело».

Учитель: Давайте вернемся к вопросу, действительно ли детство – счастливая пора? Осталось ли ваше мнение прежним? Все ли просто и беззаботно в детстве?

Ученики: Нет. В детстве есть много проблем: человек впервые сталкивается и с радостью и с болью. И часто забавная игра переходит в серьезные взрослые проблемы, решать которые приходится самым детям. Происходит нравственное, духовное становление личности, требующее большого труда, глубокого осмысления своих поступков. Нужна постоянная внутренняя работа, чтобы не было «темных пятен» от осознания собственной жестокости.

Учитель: Вы правы, ребята. Николай Васильевич Шелгунов, русский публицист, литературный критик, говорил: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человека». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

Вывод: Детство не только счастливая, но и очень сложная пора жизни человека, когда очень часто, оказавшись перед нравственным выбором, поступаешь неправильно и до конца жизни не можешь понять, «куда же девалось сострадание»?

Учитель: Я предлагаю вам дома еще поразмышлять над вопросом, обозначенным в теме урока и письменно на него ответить (5-7 предложений)

Всем спасибо за работу. Я желаю вам светлого, незапятнанного отрочества.

Инна Моторкова, учитель русского языка и литературы средней школы №49 с углублённым изучением английского языка Читы, победитель конкурса «Учитель года Забайкалья – 2007», участник конкурса «Учитель года России-2008»

Поделиться или сохранить к себе: