Видео:Интонация Логическое ударение. Уроки русского языкаСкачать
Компоненты интонации: логические ударения, паузы, мелодика и темп. Партитура текста.
Фразовое и логическое ударение.
Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носитназвание синтагмы или фразы. Выдвижение тоном голоса и силой экспирации слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением.
Правила постановки логических ударений при прочтении текста:
1.Логическое ударение, ставится на именах существительных и иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.
Например: В зале собрались зрители. Стол был накрыт.
2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных иместоимениях. Например: Сегодня морозный день.
3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется. Например: Мне нравится не синий цвет, а зеленыйМне нравится, а не тебе.
4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего? Например:Это приказ командира. (При перестановке слов так же: Это командира приказ.)
5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением. Например: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.
6. Перечисления во всех случаях (так же, как и счет) требуют на каждом слове самостоятельного ударения. Например: Я встал, умылся, оделся и выпил чай. На полянке появился танк, за ним второй, третий, четвертый…
7. При объединении авторских (или повествовательных) слов с прямой речью (когда в тексте встречаются собственные слова кого-либо из действующих лиц) логическое ударение сохраняется на главном слове собственной речи. Например: — Да хорошо, по-моему, — сквозь зубы процедил Федор.
Практические задания
1. Задание.Расставьте во фрагменте из рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» логические ударения.
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
Задание 2.Расставьте в предложениях логические ударения, основываясь на законах речи.
1. Кирпичная плотина протекла.
2. Вода в водохранилище не держалась.
3. Реки норовили обежать его стороной.
4. Только Кешка не успел.
5. Зрители при драке очень переживают.
6.Разговоры тотчас смолкли.
7. На другой день в небе хозяйничало солнце.
8.Кешка подпрыгивал от восторга.
9. Прошел месяц, два.
10. Ребята уже не заглядывали сюда.
Пауза логическая и психологическая.
Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. В предложении пауза выделяет обособленное определение, отделяет однородные сказуемые и концовку – придаточное. Так же отделяет деепричастный оборот, является предупреждением о перечислении действий, противопоставлении их. Логической паузе «отведено более или менее определенное, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую».
Психологическая пауза – это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. она может возникнуть в начале фразы – перед словами, внутри фразы – между словами и в конце фразы – после прочитанных слов. Психологическая пауза – выразительное средство при чтении произведения.
Практические задания
Упражнение 1.Прочитайте, расставив паузы в рассказе Л.Н.Толстого «Павлин»
Павлин, распустив хвост, ходил по берегу пруда. Два гусенка смотрели на него и осуждали его.
— Смотри, — говорят, — какие ноги у него некрасивые, и послушай, как кричит нескладно.
Человек услыхал их и сказал:
— Правда, что ноги его нехороши, и поет он нескладно, но ваши ноги еще хуже, и поете вы еще хуже; но хвоста у вас такого нет.
Тембр
Тембр — это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.
Темп и ритм
Говорить можно с разной скоростью, т.е. в разном темпе; разными по длительности могут быть и паузы. К концу высказывания темп несколько замедляется, подчеркивая его законченность. Наиболее важные отрезки речи произносятся в замедленном темпе, все второстепенное проговаривается быстрее.
Ритм — это последовательное чередование чего-либо. В музыке ритм создается чередованием сильных и слабых долей, повторением сильной доли через определенный промежуток времени. Сильной долей в речи может быть ударный слог, ударное слово. Слабой — безударные слоги и неакцентированные слова. Ритмична стихотворная речь. Прозаическая речь ритмизована в меньшей мере, чем стихотворная, но и ей присуще ритмическое начало.
Темп — скорость произнесения звуков, слогов, слов — и ритм тоже являются одним из параметров интонации. Существует термин темпоритм, обозначающий сочетание темпа и ритма. Явление темпоритма в речи теснейшим образом связано с плавностью (отрывистостью) речи. Медленный темп требует плавного произнесения слов, а быстрый — более отрывистого.
Мелодика
Движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты называют мелодикой речи.
Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют понижения голоса(нисходящая фигура). Развитие мысли вместе с развитием высказывания требуют повышения голоса (восходящая фигура).
Для конечных синтагм в основном характерны два типа мелодики. Повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце. Вопросительные имеют специфическую мелодику. Резкое понижение тона на ударном слоге того слова, к которому ставится вопрос.
Мелодика неконечных синтагм более разнообразна и сводится к трем мелодическим типам:
1.Резкое повышение тона на ударном слоге выделяемого слова. Перед этим словом и после него слова произносятся более низким тоном (Ваша книга ½на столе. В ней вы прочитаете — все).
2.Отсутствие резких интервалов. Интонационным центром неконечной синтагмы выступает ударный слог выделяемого слова (Так как это близко, ты поезжай).
3.Неконечные синтагмы произносятся как законченные в смысловом отношении (Это Володя ½, наш тракторист). Конечная синтагма произносится на более низком тоне. Обе синтагмы одинаковы по рисунку мелодики.
Практические задания
Упражнение 1.А)Попробуйте прочитать вслух фрагмент из сказки Дональда Биссета «Туман», не меняя тон голоса. Как бы вы назвали такое исполнение?
Туман
Однажды в день рождения королевы на Лондон спустился туман. Он хотел посмотреть праздничный парад. Но как только он окутал Лондон, королева сказала генералу:
— Сегодня парад придется отменить. Туман!
И так повторялось каждый раз, когда на Лондон спускался туман.
Туману было очень обидно, он давно мечтал увидеть парад, но что делать, если всякий раз, когда он появлялся в Лондоне, королева говорила:
В Букингемском дворце под королевским троном жила кошка по имени Смоки. Она пожалела туман и решила ему помочь.
Б) А теперь прочитайте текст, соблюдая мелодику и темп, соответствующие содержанию произведения.
Упражнение 2 Выберите текст из Приложения №1 и прочитайте, соблюдая все компоненты интонации.
Практическое занятие 4
Партитура текста
При подготовке текста к выразительному чтению учителю необходимо как – то зафиксировать правильно найденные интонации, сделать заметки, которые пригодились бы в дальнейшей работе, отметить части рассказа, записать их название и т. д. Этому помогает составление речевой партитуры, или «нот выразительного чтения».
«Ноты выразительного чтения» нужны в процессе подготовки учителя к чтению, в процессе обдумывания текста, анализа его логической стороны, идейного содержания. Партитура дает своего рода предупреждающие сигналы о том, как надо прочитать то или иное место в тексте. Однако текст, испещренный пометками, отвлекает внимание чтеца. Разумеется, в этих случаях следует оставить в тексте лишь самые необходимые пометки и знаки, например: названия частей плана, психологические паузы, трудные случаи постановки логических ударений, усиление темпа связи с содержанием, трудные случаи произношения слов.
В процессе работы над выразительным чтением существуют известные знаки, принятые для обозначения различных явлений устной речи. Назовем основные из них, чтобы потом использовать в практической работе над материалом.
1. Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком ′, на ё знак ударения не ставится.
2. Ударение фразовое, логическое и психологическое обозначается: первое – ударное слово подчеркивается пунктиром, второе – одной чертой, третье – двумя чертами.
3. Пауза обозначается: короткая – расположенными по вертикали точками (:), средняя – одной вертикальной чертой ( ), длительная – двумя вертикальными чертами ( ).
4. Мелодика. Подъем (повышение) голоса на ударном слоге обозначается значком , падение (понижение) голоса обозначается , монотон – непрерывной горизонтальной чертой под словами. Обычная мелодия вопроса, восклицания и т. п. не обозначается, на нее указывают, как правило, знаки препинания.
5. Авторские знаки препинания, если они снимаются или заменяются другими, берутся в квадратные скобки, новые знаки ставятся рядом, после скобки.
6. Замечания о темпе чтения ставятся на полях справа словами: быстро, медленно, ускоряя и т. п.
7. Названия частей рассказа, «кусков», или фрагментов, записываются слева на полях, части нумеруются.
Практические задания
Упражнение 1. Подготовьте для чтения вслух (составьте партитуру текста) отрывок из произведения
Видео:Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
Интонация в русском языке — ДИКТОРЫ.com
Интонация в рус ск ом языке. Логические паузы, ударения, знаки пре пи нания. Недостатки интонирования.
Слова пишутся отд ел ьно, а произносятся вместе. Однако не сплошным по то ком. С помощью пауз мы разъединяем речевой по то к на отдельные фразы и мелкие внутренне фр азо вые интонационно-смысловые единства — синтагмы, или так на зы ваемые языковые звенья.
Паузы, отделяющие фразу от ф ра зы и синтагму от синтагмы, называются У Даля логика — наука здравомыслия, наука правильно рассуждать; умословие.’, width: 180>);» >логическими паузами. В аж но правильно определить ме с то логических пауз в середине фразы. Не ум естные паузы делают непонятной мысль, могут даже изв ра тить её. Трудно воспринимается мысль при на л ичии лишних пауз. Слова, тесно связаны между собой гра мм атически и по содержанию, составляют одно язы ков ое звено и произносятся без пауз, вместе, как одно с л ово. Продолжительность логических пауз опред е ляется степенью связи между языковыми звеньями и ме ж ду фразами, степенью завершённости мысли. Чем ме нь ше связь, тем пауза длительнее. Паузы м еж ду фразами длиннее пауз в середине фразы. Разн ы ми они могут быть и между языковыми звеньями. Правильное оп р еделение соотношения продолжительности л о гических пауз помогает точнее выразить мысль и добиться есте ст венной интонации диктора.
Важным средством логической выразительности является логическое ударение. В каж д ой фразе, как и в каждом языковом звене, есть ва ж нейшее по смыслу слово. Его мы выделяем из д ру гих слов определёнными средствами: замедлением произ н есения, усилением голоса, изменением выс о ты голоса (повышением или понижением), паузой пе ре д словом (а иногда и после него). В осн ов ном используем одновременно несколько способов. Такое выд еле ние слов называется логическим ударением. В ка ж дой языковом звене выделяется логическим уда ре нием, как правило, одно слово. Итак, сколько во ф ра зе языковых звеньев, столько и логических уд а рений, но одно из них всегда выступает основным. Назы в ается оно фразовым.
Главное слово в предложении яв ля ется смысловым центром, отражает отношение гов оря щего к предмету, к событию. Умение выд ел ять ударные слова делает интонацию понятной. Такая р е чь легко воспринимается слушателями. Прежде в се го нужно научиться снимать ударения с ост аль ных слов. Это облегчит фразу и выделит главное слово в пре дл ожении.
Проделайте упражне н ие под названием «Спор«. Допустим, вы спорите с другом о только что про сл ушанной речи диктора.
— Его речь сильно захватила всех слушателей, — говорите вы.
Товарищ не согласен и пытается разубедить вас:
— Его речь сильно захватила всех слушателей? — переспраш и вает он, выражая крайнее недоумение.
— Его речь сильно захватила всех слушателей. — отвечаете вы, отста и вая своё мнение.
— Его речь сильно захватила всех слушателей? — опять пере спр ашивает товарищ, пытаясь отстоять свою точку зрения.
— Его речь сильно захватила всех слушателей. — сто ит е вы на своём.
— Его речь сильно захватила всех слушателей? — не унима е тся спорщик.
— Его речь сильно захватила всех слушателей. — утвержд а ете вы. И так далее.
Каждый раз повторяя ф ра зу в том же порядке слов, выделяйте только одно — г ла вное слово, а со всех остальных слов учитесь сн им ать ударения. Отвечая на вопросы попробуйте выд ел ить главное слово путём некоторого растяжения его и пон иж ения голоса. Понижение голоса на уда рн ом слове придаёт интонации окраску покоя и убеждённости от с озн ания правоты. Понижение голоса на г ла вном слове — это характерный признак мелодики русской интонации. Пони ж ение тона начинается со слога в ударном сл о ве, где бы оно ни стояло: в начале, се ре дине, или конце фразы.
Пример: Велика сила слова диктора.
Понижение голоса в этой фразе нач ина ется с первого слова (с третьего слога «ка»), далее все слова идут вниз.
Наша мелодия речи волноо бра зная. Русской интонации характерна восхо д яще-нисходящая мелодика повествовательного предложения. Поэ то му начинать говорить нужно в сред не м тоне, чтобы иметь возможность повышать, разв и вая смысл длинного предложения, и пон иж ать тон голоса на точке.
Надо также учитывать, что в з ву чащей речи после ударного слова, особенно ес ли оно стоит ближе к началу предложения, резко падает гр ом кость голоса и часто бывает не слышен ко н ец предложения. Так же, как не слышны и концы слов из-за т ог о, что энергия отдана главному сл о гу. Требуется тренировка навыка сохранения звучности голоса на протяж е нии всего предложения, чтобы подд ер живалась ровность силы звука и после уда рн ых слов.
Когда эгоистическое счастье | является единственной целью жизни , | жизнь очень скоро оказывается лишённой цели.
Р. Роллан.
Серенькие подвижные и нахальные воробьи | обсели голый куст жасмина под окном | и с рвением клюют семена .
В середине второго предложения нет знака пр еп инания, но читается оно с двумя логич е скими паузами, которые членят предл ож ения на три языковых звена. В первом звене л о гично отмечено слово воробьи, во втором — жасмина, в тр е тьем — семена. Основное (фразовое) ударение прих од ится на слово семена.
Возьмите кого-нибудь себе в помощ н ики, кто смог бы проконтролировать интон а цинное развитие, чёткость дикции, чистоту звучания, ясность мысли. С я дьте к нему спиной, чтобы он вас не ви де л и читайте текст . Контролёру легче поймать в аш и ошибки.
Говорим мы не ровным тоном. Голос то повы ша ется, то понижается. Восхо д ящая мелодия речи сопровождает те синт аг мы, в которых развивается мысль, а нисходящая — в ко то рых она завершается. Такое изменение высоты тона наз ыв ается логической мелодией. Основу её составляют логич е ские ударения и паузы. Они создают соответ ст вующий ритм, а также мелодию разви ти я и мелодию завершённости интонации.
Нужно заботиться не только о лог и ке фразы, но и всего устного выступления. Ф ра зы связываются таким образом, чтобы следующая фраза до по лняла или объясняла мнению п ре дыдущей. Их следует группировать в логически завершённые части, в кот о рых нужно выделять самую главную ф раз у. Наиболее выпукло должна прозвучать главная мы с ль диктора. Этого можно достичь только р ас положением менее важных мыслей на заднем плане. Такая пер ед ача мысли в её развитии посредством с вя зи следующего с предыдущим и правильного соотн ош ения главного и второстепенного наз ыв ается логической перспективой.
Видео:Порядок слов в предложении Интонация Логическое ударениеСкачать
Выразительность речи
Марина Сикорская
Выразительность речи
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который умеет использовать знания в жизни, способен общаться и обладает внутренней культурой. Цель выражается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого – культура речи и культура общения.
Научиться хорошо, правильно и выразительно выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие выразительности речи.
Для решения данных задач необходимо использовать разнообразные приёмы и упражнения.
В работе над выразительностью речи большое внимание уделяется средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, разные паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Главное средство речевой выразительности – интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как говорящий выражает свои мысли и чувства.
При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения, читающего в текст.
Поэтому нужно учить детей нужной интонации.
Т. А. Ладыженская для обработки интонационной выразительности предлагает интонационные разминки, где используются следующие специальные упражнения.
1. Вычленение компонентов интонации (указать паузу, логическое ударение.)
2. Различие высоты речевого звука.
3. Различие силы звучания в голосе (тихо, громко, средне, какое слово сильнее.)
4. Различие тембра речи (грусть, печаль, настроение).
5. Произнесение предложения или текста в заданном темпе, с определенной силой звучания голоса, с заданной окраской и т. п.
6. Самостоятельное нахождение нужной интонации в соответствии с содержанием предложения или текста.
Выбор данных упражнений и их выполнение зависит от момента работы по программе, от материала, цели урока русского языка, предыдущей подготовки детей и других условий.
Горбушина Л. А. считает, что интонация – это сложный комплекс совместно действующих элементов звучащей речи (динамика, ударение, мелодика, темп и ритм, пауза, тембр и т. д.). Поэтому работу по формированию интонационной выразительности необходимо начинать с ее элементов.
Ударение и пауза – компоненты интонации. К. С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем»,отмечающим самое главное слово в предложении: «В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста».
Оморокова М. И. формировала умения пользоваться паузой и ударением, которые рассматривались как сложные,включающие два связанных между собой умения: определять их в тексте и соблюдать при чтении.
Наблюдения за смысловой паузой велись как на материале прозаических, так и стихотворных текстов.
Первый этап – наблюдение за паузой с опорой на знаки препинания в конце и в начале предложения.
Второй этап – наблюдения и практические упражнения в постановке пауз между синтагмами, словосочетаниями. Далее рассматривается роль поэтической паузы. Сопоставляются варианты пауз, определяется их смысловая роль.
Затем ведется наблюдение и за простейшими случаями психологической паузы (смена мыслей настроений).
В процессе работы выявлено, что наиболее трудные случаи – это постановка пауз внутри предложения, содержащего несколько словосочетаний.
Не всегда знание и понимание места паузы соответствовало правильному чтению, поэтому появилась необходимость введения работы по выделению важных слов и словосочетаний (логических ударений).
Обучение умению выделять важные слова велось в определенной последовательности: самостоятельное выделение логических ударений, анализ вариантов смысловых ударений в зависимости от умения смысла читаемого текста и объяснение своего выбора.
А. И. Шпунтов в дополнение работы над логическими ударениями и паузами, предлагает продолжить работу над таким средством выразительности, как основной тон высказывания.
• 1 этап – работа по формированию знаний о многообразии видов тона в зависимости от выраженных в высказывании чувств и мыслей. С этой целью учитель предлагает прочитать отрывки из любимой сказки.
• 2 этап – работа по актуализации названия сказки и ее автора, акцентирование внимания на выделенные слова, на средство интонационной выразительности – тон. Детям предлагается прочитать реплики диалога подходящим тоном.
После чтения подводится итог:
«В зависимости от содержания высказывания,чувств и настроения говорящего речь может быть произнесена самыми разнообразными видами тона: презрительно, строго, с укоризной, с мольбой, с досадой, с возмущением, с огорчением, радостно, весело, печально, грустно, с насмешкой, с юмором и т. д.».
Учащиеся вспоминают также и пословицу: «То же слово, да не так бы молвить!», вспоминают о том, какое важное значение имеет это качество речив общении между людьми: иногда человек говорит как будто совсем безобидные слова, но почему-то другой человек обижается, даже может возникнуть ссора. И это все потому что слова могут произноситься не тем тоном.
После выяснения значения основного тона высказывания, предлагаются задания, формирующие умение выбирать подходящий тон для произнесения готового
высказывания в зависимости от его содержания, основной мысли и чувств героев, изображенных в нем, совершенствует умение выразительного чтения и пересказа.
При анализе текста обращается внимание на употребление в нем слов, близких по значению. Затем по аналогии дети продолжают этот ряд «красивых слов».
Для домашнего задания учитель предлагает детям сочинить свой рассказ или сказку – веселую, со счастливым концом.
Предложенные выше задания совершенствуют знания детей о таких важных интонационных средств выразительности как основной тон высказывания, пауза, логическое ударение способствуют формированию умения самостоятельно подбирать подходящее к данному высказыванию тона, паузы, ударений, умение выразительно прочитать стихотворение, пересказать текст, рассказать сказку, невыдуманные и выдуманные истории.
Б. Н. Головин считает, что большой возможностью усиливать выразительность речи обладает лексика. Слова могут называть не только предметы, признаки предметов, действия предметов, но и дать образное представление о нем.
Понятие образности слова соединено с прямым и переносным значением.
С понятием непрямого значения связаны такие художественные средства, как метафора, сравнение, олицетворение и т. д.
О. Н. Шумкина предлагает систему работы над метафоричностью.
· реализация функционально-системного подхода;
· комплексное рассмотрение слова в единстве его значений (прямого и переносного);
· функционирование и сочетание свойств.
Работу над метафоричностью речи О. Н. Шумкина предлагает провести в 3 этапа.
Задачи первого этапа:
§ обеспечить подготовку к пониманию метафор;
§ организовать наблюдение над словами в переносном значении;
§ привлечь внимание детей к языку художественных произведений;
§ дать понятие о сравнении и об образном выражении;
§ сформировать осознание явления многозначности слов.
От того, насколько прочно будет сформировано умение школьников определять основу переноса, зависит дальнейшее понимание и употребление метафор.
На этом этапе используются упражнения, иллюстрирующие учащимся образцы употребления многозначных слов, сравнений. В процессе анализа языкового материала, вставляя новое слово в словосочетание, повторяя в слух или записывая примеры словосочетаний и предложений с многозначными словами или сравнениями, дети усваивают значение слова в данном контексте, сочетательные возможности данной лексической единицы, одновременно постигая грамматику слова.
Задачи второго этапа:
· направить на осознание и понимание учащимися метафор как лексического изобразительного средства языка;
· ознакомить со способами образования метафор, олицетворений;
· научить составлять по аналогии свои примеры.
Образцы метафоричной речина подобранном дидактическом материале позволяют демонстрировать следующие методы и приемы: беседа, показ речевого образца, наблюдении над текстом (анализ метафор, составление словосочетаний и предложений
по образцу, преобразование деформированных предложений, запись и заучивание метафор наизусть, изложение. С помощью этих методов и приемов в сознании детей формируется модель речевого действия, основным содержательным моментом которого становится выбор наиболее ярких и точных слов и конструкций.
§ вставьте слова по смыслу в предложение (в текст);
§ составьте словосочетания и предложения по образцу;
§ сравните употребление глаголов в данных предложениях,например: дрова горят хорошо, от мороза горят щеки, раненный глухо застонал – стонал корабль, стонал и трещал.
Упражнения, выполняемые учащимися на втором этапе, направлены на практическое применение полученных детьми знаний и умений, формирование речевых умений
Задачи третьего этапа (творческого):
§ осознать способы образования метафор;
§ умение самостоятельно создавать метафоры;
§ употреблять метафоры в устной и письменной речи;
§ оценивать образность метафорической речи.
На этом этапе осуществляется выход на уровень предложений и текста, когда ученик свободен в выборе языковых средств. Он может выбрать наиболее яркие и точные слова для выражения мысли в речи, употребить сравнение, метафоры олицетворения в устных ответах, изложениях и сочинениях.
§ составить (сначала устно, затем письменно) собственные предложения с обязательным использованием метафор;
§ подобрать сравнения, метафоры по теме и сочинения с заданием включить в текст – описание метафоры. Возможны сочинения, построенные на приеме олицетворения («Что рассказала мне парта», «Рассказ березки», сочинения по наблюдениям («Летом в лесу», «Зимний вечер в городе», сочинения по картинам и на свободные темы.
Творческие упражнения, в том числе сочинения свободных загадок с последующим их анализом, составление творческих диктантов, способствуют углублению понимания роли метафор в речи, введению образных выражений в активный словарь школьников и являются показателем уровня владения родным языком.
Организованная таким образом работа положительно сказывается на развитии творческого воображения, логики, мышления и выразительной речи детей.
Картотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоций Картотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоций 1. Это я! Это мое!Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая.
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.
Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.
Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.
Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет. Выразительность исполнения» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть шестая). Уважаемые родители, уважаемые.
Памятка для родителей по развитию речи дошкольника «Меню красивой речи» Уважаемые родители! Предлагаем Вам несколько простых правил, которые помогут развивать красивую речь у ребёнка. 1. Главное правило — чем.
Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.
💡 Видео
Русский язык 8 класс (Урок№12 - Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.)Скачать
Как правильно расставить логические ударения?Скачать
Логичная речь Использование пауз в речи.Скачать
РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Порядок слов в предложении. Интонация, логическое ударениеСкачать
Предложение. Интонация. Логическое ударение. Видеоурок по русскому языку 1 классСкачать
Интонация точки. Как надо закончить предложение? Постановка голоса.Скачать
Логическое ударение ПаузаСкачать
Как правильно использовать интонации и темп речи для воздействия на слушателейСкачать
ИНТОНАЦИЯ ИЛИ ЧТО ЗНАЧИТ ПРОЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСкачать
Как сделать речь интереснее. Логические ударенияСкачать
Интонирование и логические паузы.Скачать
Логическое ударение (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать
ИНТОНАЦИЯ И ПУНКТУАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ: ВЫСОТА ТОНА, СИЛА ЗВУЧАНИЯ, УДАРЕНИЯ И ПАУЗЫ.Скачать
Интонация логическая и интонация выразительная.Скачать
Ритм и паузаСкачать
Логические ударенияСкачать
ИнтонацияСкачать