Индивид индивидуальность человек личность талант словосочетание

Видео:Индивид, индивидуальность, личность | Обществознание 6 классСкачать

Индивид, индивидуальность, личность | Обществознание 6 класс

Человек, индивид, личность

Индивид индивидуальность человек личность талант словосочетание

О чем эта статья:

Видео:Индивид. Индивидуальность. Личность | ОбществоведениеСкачать

Индивид. Индивидуальность. Личность | Обществоведение

Человек как биологический вид

С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.

С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.

Животное

Человек

1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.

1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.

2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.

2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.

3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.

3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.

4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.

4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.

Видео:Индивид, личность, индивидуальность!Скачать

Индивид, личность, индивидуальность!

Индивид и личность

С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.

Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.

Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.

В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).

Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.

Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.

Важно!

Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.

Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.

Биологическая сущность человека

Социальная сущность человека

Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду.

Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.

Видео:ЕГЭ 2016: Индивид. Индивидуальность. Личность.Скачать

ЕГЭ 2016: Индивид. Индивидуальность. Личность.

Индивидуальность

В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.

Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.

Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.

Видео:Обществознание 6 класс: Индивид, индивидуальность, личностьСкачать

Обществознание 6 класс: Индивид, индивидуальность, личность

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Видео:Быть личностьюСкачать

Быть личностью

Вопросы для самопроверки

Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:

Человека от животных отличает:

а) взаимодействие с другими представителями вида,

б) способность преодолевать инстинкты,

в) способность использовать подручные средства как орудия труда.

На формирование личности влияет:

а) воспитание в семье,

б) культурная среда,

в) исторические условия,

г) все перечисленное.

Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:

а) необычный цвет волос,

б) высокий интеллект,

в) творческие способности,

г) все перечисленное.

Что характеризует человека как личность?

а) характер и темперамент,

б) принадлежность к Homo Sapiens,

в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.

Видео:Личность. Особенности подросткового возраста 🎓 ОГЭ по обществознанию без репетитораСкачать

Личность. Особенности подросткового возраста 🎓 ОГЭ по обществознанию без репетитора

Индивид индивидуальность человек личность талант словосочетание

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Индивид; индивидуальность; человек; личность; талант.

Индивидами мы рождаемся. Индивид — это один человек, представитель биологического вида «homosapiens». Каждый человек — индивид, по отношению к животному используется слово «особь». Человек — продукт филогенеза и онтогенеза. Индивидуальность — набор качеств, на основании которых один человек отличается от другого, качества могут быть индивидуальными и типичными, которые свойственны всем людям. Индивидуальные качества — цвет волос, глаз, типичные — две руки, 5 пальцев, на голове волосы. Личность — высший уровень развития человеческой индивидуальности.

Видео:ЕГЭ Обществознание: Индивид, индивидуальность, личностьСкачать

ЕГЭ Обществознание: Индивид, индивидуальность, личность

Тесты по обществознанию по теме «Личность, индивид, индивидуальность» (10-11 кл)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Человек как представитель биологического вида

Человек как носитель социальных качеств

2. Запишите слово, пропущенное в таблице

Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.

Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

биологическая природа человека инстинктивное поведение физиологические потребности

физическое развитие возрастные особенности развития психики

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

индивид индивидуальность человек личность талант

5. Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) особенности внешности 2) любознательность 3) темперамент 4) ответственность

5) трудолюбие 6) самоотверженность

6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) порядочность 2) сообразительность 3) законопослушность 4) трудолюбие

5) начитанность 6) быстрота реакций

7. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2) Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3) Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

4) Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5) Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

8. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.

3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.

5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.

9. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Духовная природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, инстинктах и рефлексах.

2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.

3) Деятельность — это специфический способ существования человека.

4) Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему ценности.

10. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.

11. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) способность к продолжению рода

Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды

B) способность накапливать знания и трудовые навыки

Г) способность видеть цель своих действий

Д) способность оценивать себя и других

12. Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРУППЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

А) У Антона голубые глаза.

Б) Рост Петра — 180 см.

В) Анна трудолюбива.

Г) Катя очень отзывчива.

Д) Макару нравится быть в центре внимания окружающих.

13. Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

14. Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом ниже списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рост Ларисы ниже среднего. 4) Лариса добрая и отзывчивая.

2) Лариса — честный человек. 5) Лариса — внешне привлекательная девушка.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.

6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.

15. Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Ивана — 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается лёгкой атлетикой, серьёзно относится к тренировкам.

5) Иван — добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.

16. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой 4) приспособление к условиям окружающей среды

2) способность к целеполаганию 5) стремление понять окружающий мир

3) забота о потомстве 6) общение с помощью членораздельной речи

17. Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сознание 4) наличие психики

2) инстинкты 5) проявление эмоций

3) мировоззрение 6) способность к преобразовательной деятельности

18. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, часто говорят о нём то как о личности, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются. (А) ___ – это конкретный человек, во всём своеобразии своих физических и физиологических качеств и свойств. Если речь идёт о социально значимых качествах – используется понятие ___ (Б). В психологии понятие «личность» чаще всего используется в двух основных значениях. Во-первых, личность − это любой человек, обладающий ____ (В). Другие психологи подчёркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определённого уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе____ (Г) человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Необходимая характеристика личности – её ___ (Д). Человек на этом уровне развития способен воздействовать на ____ (Е), изменять её в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.»

1) субъект 4) сознание 7) социальный

2) личность 5) активность 8) индивидуальность

3) окружающая действительность 6) объект 9) самопознание

🎬 Видео

Общество и человек: Человек (индивид, индивидуальность, личность). Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать

Общество и человек: Человек (индивид, индивидуальность, личность). Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Обществознание 6 класс (Урок№3 - Человек – личность.)Скачать

Обществознание 6 класс (Урок№3 - Человек – личность.)

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС П 1 ЧЕЛОВЕК - ЛИЧНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬСкачать

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 КЛАСС П 1 ЧЕЛОВЕК - ЛИЧНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Человек, индивид, личность. Видеоурок по обществознанию 10 классСкачать

Человек, индивид, личность. Видеоурок по обществознанию 10 класс

§2 "Человек - личность", Обществознание 6 классСкачать

§2 "Человек - личность", Обществознание 6 класс

08 Субъект, индивид, личностьСкачать

08 Субъект, индивид, личность

Психология. Индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность по Б.Г. Ананьеву.Скачать

Психология. Индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность по Б.Г. Ананьеву.

1.3 Индивид, индивидуальность, личность | ОГЭ обществознаниеСкачать

1.3 Индивид, индивидуальность, личность | ОГЭ обществознание

Индивид, индивидуальность, ЛИЧНОСТЬСкачать

Индивид, индивидуальность, ЛИЧНОСТЬ

1. Человек, индивид, личность, индивидуальность (разбор заданий ЕГЭ по обществознанию)Скачать

1. Человек, индивид, личность, индивидуальность (разбор заданий ЕГЭ по обществознанию)

Что отличает людей? Индивидуальность, Талант и ГенийСкачать

Что отличает людей? Индивидуальность, Талант и Гений

Соотношение понятий человек индивид личность индивидуальностьСкачать

Соотношение понятий человек индивид личность индивидуальность
Поделиться или сохранить к себе: