Именные словосочетания это 5 класс

Видео:Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать

Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетания

Именные словосочетания

Именные сло­во­со­че­та­ния — это соче­та­ния, в кото­рых глав­ным явля­ет­ся сло­во, при­над­ле­жа­щее к имен­ной части речи. Приведем при­ме­ры имен­ных словосочетаний.

Узнаем, что такое имен­ные сло­во­со­че­та­ния в рус­ском язы­ке, сло­ва каких частей речи явля­ют­ся глав­ны­ми в них.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Понятие о словосочетании

При каж­дом само­сто­я­тель­ном сло­ве может быть зави­си­мое сло­во. Например, при гла­го­ле «рисо­вать» могут быть зави­си­мые слова:

Два сло­ва, глав­ное и зави­си­мое, состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние. Слова в нем свя­за­ны меж­ду собой по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. Причем глав­ное сло­во дик­ту­ет опре­де­лен­ную связь с зави­си­мым сло­вом, пред­опре­де­ля­ет его выбор. Такая связь явля­ет­ся подчинительной.

Подчинительная связь выра­жа­ет отно­ше­ние меж­ду син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми сло­ва­ми, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — зависимым.

Главное сло­во может быть выра­же­но лек­се­ма­ми, при­над­ле­жа­щи­ми к раз­ны­ми частям речи:

  • гла­го­лом и гла­голь­ны­ми фор­ма­ми (идти быст­ро, усме­ха­ясь иро­нич­но);
  • суще­стви­тель­ным (домик у реки);
  • при­ла­га­тель­ным (склон­ный к пол­но­те);
  • наре­чи­ем (вдво­ем с подру­гой) и пр.

В зави­си­мо­сти от того, сло­вом какой части речи выра­же­но глав­ное сло­во, раз­ли­ча­ют типы сло­во­со­че­та­ний:

Именные словосочетания это 5 класс

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Что такое именные словосочетания?

Если в сло­во­со­че­та­нии глав­ное сло­во выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, место­име­ни­ем или чис­ли­тель­ным, тогда речь идет об имен­ных словосочетаниях.

Например:

  • сто­рож­ка в лесу (суще­стви­тель­ное);
  • рад отве­тить (при­ла­га­тель­ное);
  • тре­тий по сче­ту (чис­ли­тель­ное);
  • кто-то из вас (место­име­ние).

Различают суб­стан­тив­ные и адъ­ек­тив­ные имен­ные словосочетания.

Именные словосочетания это 5 класс

Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать

Словосочетание.  Разбор словосочетаний.  Виды словосочетаний

Субстантивные словосочетания

Латинское сло­во substantivum зна­чит «имя суще­стви­тель­ное». Таким обра­зом, глав­ным сло­вом суб­стан­тив­но­го сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся лек­се­ма, при­над­ле­жа­щая к этой части речи.

Примеры именных словосочетаний

Приведем при­ме­ры имен­ных сло­во­со­че­та­ний с существительным.

1. Существительное + суще­стви­тель­ное (с пред­ло­гом и без него) свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния:

2. Существительное + прилагательное:

3. Существительное + местоимение-прилагательное:

4. Существительное + поряд­ко­вое числительное:

5. Существительное с причастием:

6. Существительное с наре­чи­ем свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью примыкания:

7. Существительное + инфи­ни­тив (при­мы­ка­ние):

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Адъективные словосочетания

Латинское сло­во adjectivum обо­зна­ча­ет «имя при­ла­га­тель­ное». Этот вид имен­ных сло­во­со­че­та­ний содер­жит в себе в каче­стве глав­но­го сло­ва имя прилагательное.

Примеры адъективных словосочетаний

1. С зави­си­мым суще­стви­тель­ным (связь управления):

2. С зави­си­мым место­име­ни­ем (связь управления):

3. С зави­си­мым наре­чи­ем (при­мы­ка­ние):

4. С инфи­ни­ти­вом (при­мы­ка­ние):

Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать

5 класс. Русский язык. Словосочетания

Именные словосочетания с числительным

В этих имен­ных сло­во­со­че­та­ни­ях суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь управления:

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Именные словосочетания с местоимением

Местоимения высту­па­ют в каче­стве глав­но­го сло­ва и управ­ля­ют зави­си­мы­ми от них словами:

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Виды связей в словосочетаниях

Именные словосочетания это 5 класс

О чем эта статья:

Видео:Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Словосочетание как единица синтаксиса. Видеоурок 32. Русский язык 5 классСкачать

Словосочетание как единица синтаксиса. Видеоурок 32. Русский язык 5 класс

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№13 - Словосочетание.Средства грамматической связи слов в словосочетании.)

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетания в предложении (5 класс, видеоурок-презентация)

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Урок по русскому языку в пятом классе «Виды словосочетаний»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока русского языка в пятом классе «Виды словосочетаний»

Учитель: Каракай Юлия Викторовна, ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка Кинель — Черкасского района Самарской области

Тема урока: «Виды словосочетаний»

Цель урока: 1) дать обучающимся понятие о трёх видах словосочетаний;

2) тренировать практические навыки определения вида связи в

3) учить работать в группах;

4) прививать чувство коллективизма и ответственности.

Оборудование: изображение замка, людей на фоне природы, вида площади в городе.

Тип урока: комбинированный.

I .Опрос по домашнему заданию

Работа учащегося у доски

— Запишите составленные дома предложения.

II .Актуализация опорных знаний

1.Проверка знания теории

-Запишите предложения, в которых дана правильная формулировка (на доске )

1) Синтаксис изучается в разделе «Грамматика».

2)Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий постановку знаков препинания.

3)Словосочетание – это два слова.

4)Слова в словосочетании связаны между собой грамматически и по смыслу.

5)В словосочетании есть главное и зависимые слова.

— Какие ошибки вы заметили?

2. Закрепление изученного материала

— Выберите из данного материала словосочетания. Запишите их, определите главное слово, обозначьте его.

Стол; стол находится в углу; красивый стол; стол для письма; стол из дерева; папин стол; стол у стены.

III . Мотивация учебной деятельности

-Нравится ли вам работать в группах?

-Кто в группе самый главный?

-Важно ли, чтобы в каждый в группе работал в полную силу? Почему?

-Можете ли вы уступить, не настаивать на своем мнении? Когда это требуется?

IV .Постановка целей и задач урока

V .Работа над темой урока (в группах)

1.Интерактивный приём «Карусель»

Теоретический блок. Словосочетания, в который главное слово – глагол, называются глагольными . Например: бежать по кругу, думать о маме, делать медленно, сообщили о неисправности.

Практический блок. Выберите из данных словосочетаний и запишите только глагольные словосочетания.

Нарочно дразнят, торт со сливками, обещал рассказать, посадила кошку, отдаление грозы, возились с камнями.

-Составьте и запишите три словосочетания с главным словом – глаголом «пишу».

-Выпишите из предложения все возможные глагольные словосочетания.

Все уд..влённо см..трели на морду крокодила, которая беспомощно торч..ла из водосточной трубы.

— Придумайте и запишите предложение с глагольным словосочетанием «любить родителей».

Теоретический блок. Словосочетания, в которых главное слово – имя существительное или имя прилагательное, называются именными. Например: хорошая погода, очень веселый, сильный спортсмен, ручка портфеля.

Практический блок. Выберите из данных словосочетаний и запишите только именные словосочетания.

Стремиться к успеху, грандиозный успех, чудесный цветок, скользить по льду, венок из одуванчиков, красный от стыда.

— Составьте и запишите три словосочетания с главным словом «человек».

— Выпишите из предложения все возможные именные словосочетания.

В предместье многолюдного города жил очень старый садовник, у которого был прелес..ный цв..тник, где росли ч..десные розы.

— Придумайте и запишите предложение с именным словосочетанием «очень старательный».

Теоретический блок. Словосочетания, в которых главное слово – наречие, называются наречными. Например: необыкновенно важно, вдали от дороги, удивительно быстро.

Практический блок. Выберите из данных словосочетаний и запишите только наречные словосочетания.

Приветливые люди, чрезвычайно богато, очень сдружились, необыкновенно красиво, однажды вечером.

— Составьте и запишите три словосочетания с главным словом « красиво».

— Выпишите из предложения все возможные наречные словосочетания.

Далеко впереди виднелись сильно разрушенные колонны, которые очень быстро покрывались весенней зелёной травой.

— Придумайте и запишите предложение с наречным словосочетанием

2.Теоретические сообщения групп

3.Подведение итогов по теме (виды словосочетаний)

Есть три вида словосочетаний: …

4. Первый обмен карточками

Дети обмениваются карточками так, чтобы карточки с практической работой попали к группе с другим заданием. Например, практическая работа группы « Глагольные » попадает в группу к «Именным», их же карточка, в свою очередь, переходит к группе «Наречные», а карточка «Наречных» — к «Глагольным».

5 . Второй обмен карточками

6. Распределительный диктант

— Распределите словосочетания в три столбика в зависимости от главного слова.

Несмело спросил, большая машина, страшно разозлилась, куст из земли, милая мамочка, место происхождения, очень громко.

— Какой вывод вы сделали из работы в группах?

-Что вам удалось усвоить лучше всего на сегодняшнем уроке?

VII . Домашнее задание

Найти в нашем селе названия магазинов, кафе, парикмахерских, образующих словосочетания. Записать в тетради, указав вид словосочетания (можно сделать фото).

💡 Видео

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (5 класс, видеоурок-презентация)

Урок по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 классСкачать

Урок по теме  "Словосочетание. Виды словосочетаний по главному слову", 5 класс

Русский язык. Словосочетание.Скачать

Русский язык. Словосочетание.
Поделиться или сохранить к себе: