- Именные словосочетания
- Понятие о словосочетании
- Что такое именные словосочетания?
- Субстантивные словосочетания
- Примеры именных словосочетаний
- Адъективные словосочетания
- Примеры адъективных словосочетаний
- Именные словосочетания с числительным
- Именные словосочетания с местоимением
- КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ СТЕРЖНЕВОГО СЛОВА.
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- 📸 Видео
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Именные словосочетания
Именные словосочетания — это сочетания, в которых главным является слово, принадлежащее к именной части речи. Приведем примеры именных словосочетаний.
Узнаем, что такое именные словосочетания в русском языке, слова каких частей речи являются главными в них.
Видео:Словосочетание. Типы словосочетаний. Именные, глагольные, наречные словосочетанияСкачать
Понятие о словосочетании
При каждом самостоятельном слове может быть зависимое слово. Например, при глаголе «рисовать» могут быть зависимые слова:
Два слова, главное и зависимое, составляют словосочетание. Слова в нем связаны между собой по смыслу и грамматически. Причем главное слово диктует определенную связь с зависимым словом, предопределяет его выбор. Такая связь является подчинительной.
Подчинительная связь выражает отношение между синтаксически неравноправными словами, одно из которых является главным, а второе — зависимым.
Главное слово может быть выражено лексемами, принадлежащими к разными частям речи:
- глаголом и глагольными формами (идти быстро, усмехаясь иронично);
- существительным (домик у реки);
- прилагательным (склонный к полноте);
- наречием (вдвоем с подругой) и пр.
В зависимости от того, словом какой части речи выражено главное слово, различают типы словосочетаний:
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Что такое именные словосочетания?
Если в словосочетании главное слово выражено именем существительным, прилагательным, местоимением или числительным, тогда речь идет об именных словосочетаниях.
Например:
- сторожка в лесу (существительное);
- рад ответить (прилагательное);
- третий по счету (числительное);
- кто-то из вас (местоимение).
Различают субстантивные и адъективные именные словосочетания.
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Субстантивные словосочетания
Латинское слово substantivum значит «имя существительное». Таким образом, главным словом субстантивного словосочетания является лексема, принадлежащая к этой части речи.
Примеры именных словосочетаний
Приведем примеры именных словосочетаний с существительным.
1. Существительное + существительное (с предлогом и без него) связаны подчинительной связью управления:
2. Существительное + прилагательное:
3. Существительное + местоимение-прилагательное:
4. Существительное + порядковое числительное:
5. Существительное с причастием:
6. Существительное с наречием связаны подчинительной связью примыкания:
7. Существительное + инфинитив (примыкание):
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Адъективные словосочетания
Латинское слово adjectivum обозначает «имя прилагательное». Этот вид именных словосочетаний содержит в себе в качестве главного слова имя прилагательное.
Примеры адъективных словосочетаний
1. С зависимым существительным (связь управления):
2. С зависимым местоимением (связь управления):
3. С зависимым наречием (примыкание):
4. С инфинитивом (примыкание):
Видео:Типы сказуемых. Простое глагольное, составное именное, составное глагольноеСкачать
Именные словосочетания с числительным
В этих именных словосочетаниях существует подчинительная связь управления:
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Именные словосочетания с местоимением
Местоимения выступают в качестве главного слова и управляют зависимыми от них словами:
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ СТЕРЖНЕВОГО СЛОВА.
В зависимости от принадлежности стержневого слова к той или иной части речи словосочетания делятся на глагольные, субстантивные, адъективные, наречные.
Глагольные словосочетания. В глагольных словосочетаниях в роли главного слова выступает глагол. Например: слушать радио, строить дом, думать об экзамене.
Глагольные словосочетания образуют самую большую группу словосочетаний, так как у глагола самые богатые валентные свойства.
Зависимое слово в глагольных словосочетаниях может быть выражено:
а) именем существительным в косвенных падежах с предлогом и без предлога: учить детей, строить школу, стучать в окно.
б) наречием: учиться хорошо, возвратиться поздно;
в) инфинитивом: просить подождать, ехать отдыхать;
г) деепричастием: идти не оглядываясь;
д) местоимением: слушать его.
К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с причастиями и деепричастиями в роли главного слова, поскольку это глагольные формы: сияющий от счастья, почерневший от пыли, вспоминая о прошлом. В таких словосочетаниях выделяются две начальные формы: сиять от счастья – сияющий от счастья; вспоминать о прошлом – вспоминая о прошлом.
Субстантивные словосочетания. К субстантивным словосочетаниям относятся такие, в которых в роли главного слова выступают имена существительные: заячьи следы, эта река, первое занятие, ветка березы.
Зависимое слово в субстантивных словосочетаниях может быть выражено:
а) именем существительным во всех косвенных падежах, с предлогом и без предлога: сочинение ученика, письмо другу, любовь к человеку;
б) именем прилагательным: пасмурным днем, ударный труд, жаркое лето, высокая мечта;
в) местоимением: наш класс, этот доклад, мой дом ;
г) порядковым числительным: седьмой вагон;
д) причастием: написанная статья, забитые гвозди;
е) наречием: дверь налево, чай вприкуску, судак по-польски;
ж) инфинитивом: счастье жить, мастер говорить.
Адъективные словосочетания. В адъективных словосочетаниях в роли главного слова выступает имя прилагательное. Зависимое слово в адъективных словосочетаниях может быть выражено:
а) именем существительным в родительном, дательном и творительном падежах без предлога и во всех косвенных падежах с предлогами: мягкий по натуре, славный делами, умный от природы, внимательный к людям;
б) местоимением: нужный мне, близкий нам, дружеский со всеми;
в) наречием: поразительно резкий, очень добрый.
Наречные словосочетания. В наречных словосочетаниях в качестве главного слова выступает наречие. Зависимое слово может быть выражено:
а) наречием: очень хорошо, удивительно точно;
б) именем существительным: обидно до слез, белее снега;
в) субстантивированным словом: далеко от родных.
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ХАРАКТЕРУ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ (КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ).
Между компонентами словосочетания устанавливаются различные семантико-синтаксические отношения, определяемые их лексическими и грамматическими значениями.
Различают следующие типы синтаксических отношений:
а) атрибутивные (определительные);
Атрибутивные отношения складываются на основе значения предметности стержневого компонента и значения признака зависимого компонента: высокий человек, деревянный стол, третий участок.
В качестве стержневого компонента словосочетаний, выражающих атрибутивные отношения, выступают имена существительные или субстантивированные слова, в качестве зависимого – прилагательные (серьезная работа, местоимения (твоя школа), порядковые числительные (пятый маршрут), причастия (выполненное задание); наречия (поездка налегке), инфинитивы (приказ выступать).
Разновидностями атрибутивных отношений являются объектно-атрибутивные, в которых значение признака передается путем указания на принадлежность, материал, наличие или отсутствие каких-либо предметов и т.д.: двери комнаты, перекрытия из железобетона, женщина с зонтиком, троллейбус без кондуктора, и обстоятельственно-атрибутивные, в которых значение признака передается путем указания на обстоятельства, сопровождающие предмет : критика снизу, езда верхом, отдых летом.
Объектные отношения складываются на основе значения действия как процесса и значения объекта, на который направлено действие. Такие отношения передаются прежде всего сочетанием переходного глагола в качестве стержневого компонента и существительного в винительном падеже (родительном) без предлога в качестве зависимого компонента: читать газету, писать статью, рисовать картину; других глаголов и других существительных в косвенных падежах: рассуждать о жизни, прийти с товарищем.
В словосочетаниях, передающих объектные отношения, в роли зависимого компонента, кроме имен существительных, могут выступать местоимения (встретить его, искать их), числительные (узнать двоих), субстантивированные слова (читать избранное, уважать смелого).
Обстоятельственные отношения создаются на основе значений действий, состояний, признаков, сопровождаемых теми или иными обстоятельствами. Обстоятельственные отношения устанавливаются в глагольных, именных и наречных словосочетаниях: работать с огоньком, говорить медленно, свободный по субботам.
Субъектные отношения возникают в словосочетаниях, в которых зависимое существительное называет производителя действия, обозначаемого стержневым словом – причастием, отглагольным существительным, категорией состояния: воспитанный родителями, приход весны, рассказ учителя, данный им, освобожденный солдатами, приезд отца, страшно мне, весело ребятишкам.
Комплетивные отношения (восполняющие) возникают в результате смысловой недостаточности стержневого слова: два друга, много слов, стая птиц. Эти отношения характерны для синтаксически несвободных словосочетаний.
ПАРАДИГМЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.
У большинства типов словосочетаний главное слово является изменяемым
(кроме наречных словосочетаний и тех, у которых главным словом является слово категории состояния).
Вследствие изменения главного слова по свойственным ему грамматическим категориям создается система форм словосочетания – парадигма словосочетания. Так, в субстантивном словосочетании новая тетрадь главное слово – имя существительное – изменяется по падежам и числам, в результате чего образуется следующая парадигма этого словосочетания:
Единственное число Множественное число
И.п. – новая тетрадь новые тетради
Р.п. – новой тетради новых тетрадей
Д.п. – новой тетради новым тетрадям
В.п. – новую тетрадь новые тетради
Т.п. – новой тетрадью новыми тетрадями
П.п. – о новой тетради о новых тетрадях
Если в словосочетаниях главным словом является глагол, то парадигма такого словосочетания образуется в результате изменения глагола по грамматическим категориям наклонения, времени, лица, числа, рода (в прошедшем времени) и вида; формы действительного причастия и формы деепричастия также входят в парадигму глагольного словосочетания. Например: изменение главного слова (глагола) по категориям наклонения и времени образует следующую парадигму глагольного словосочетания:
1) играть в шахматы
2) играю в шахматы
3) играл в шахматы
4) буду играть в шахматы
5) играл бы в шахматы
6) играй в шахматы
В результате же изменения глагола в настоящем времени по лицам и
числам образуется следующая парадигма словосочетания играть в шахматы:
Единственное число Множественное число
1-ое лицо – играю в шахматы играем в шахматы
2-ое лицо – играешь в шахматы играете в шахматы
3-е лицо – играет в шахматы играют в шахматы
Таким образом, полная парадигма словосочетания играть в шахматы образуется следующими его формами:
1) играть в шахматы; 2) играю в шахматы; 3) играл в шахматы;
4) буду играть в шахматы; 5) играл бы в шахматы; 6) играй в шахматы;
7) играешь в шахматы; 8) играет в шахматы; 9) играем в шахматы;
10) играете в шахматы; 11) играют в шахматы; 12) будешь играть в шахматы; 13) будет играть в шахматы; 14) будем играть в шахматы;
15) будете играть в шахматы; 16) будут играть в шахматы;17) играла в шахматы; 18) играло в шахматы; 19) играли в шахматы; 20) играющий в шахматы; 21) игравший в шахматы; 22) играя в шахматы.
Глагольные словосочетания имеют самую разветвленную парадигму по сравнению с другими типами словосочетаний. Кроме того, парадигма глагольных словосочетаний существенно отличается, например, от субстантивных словосочетаний: в глагольных словосочетаниях при изменении их главных слов зависимые слова своей формы не меняют – в субстантивированных же словосочетаниях при изменении их главных слов зависимые слова также изменяют свою форму.
Наречные словосочетания, вследствие неизменяемости главного слова – наречия, не имеют парадигмы. Лишь некоторые наречные словосочетания имеют парадигму, состоящую из формы положительной степени и формы сравнительной степени:
далеко от родины – дальше от родины
слева от окна – левее от окна.
Словосочетания, в которых главное слово является словом категории состояния на – о, имеют парадигму, состоящую из двух форм: формы положительной степени и формы сравнительной степени:
уютно с костром – уютнее с костром
трудно без друзей – труднее без друзей
Если в словосочетании главным словом является количественное числительное, то парадигма такого словосочетания состоит всего из двух падежных: из форм именительного и винительного падежей (внешне эти формы совпадают). Так словосочетания три книги, десять домов и т.п. имеют парадигму:
И.п. – три книги, десять домов
В.п. – три книги, десять домов
Если количественное числительное имеет форму именительного или винительного падежа, то такое количественное числительное будет главным словом в количественно-именном словосочетании. Если же количественное числительное имеет форму любого другого падежа, то оно является зависимым словом, а главным будет имя существительное.
Например: Р.п. – трех книг, десяти домов
Д.п.- трем книгам, десяти домам
Т.п. – тремя книгами, десятью домами
П.п. – о трех книгах, о десяти домах.
Как показывают примеры, в родительном, дательном, творительном и предложном падежах зависимое слово – имя числительное – имеет ту же падежную форму, что и главное слово – имя существительное.
У словосочетания, имеющего парадигму, принято отмечать начальную форму. Чтобы поставить словосочетание в начальную форму, необходимо поставить в начальную форму главное слово словосочетания. Так, для субстантивного словосочетания начальной формой будет форма именительного падежа единственного числа главного слова (фруктовый сад, широкая река, картофельное поле); для адъективного словосочетания – форма именительного падежа единственного числа мужского рода (серый от пыли, синий в полоску); для глагольного словосочетания – форма инфинитива главного слова (думать о будущем, построить завод). Если главное слово выражено особой формой глагола – причастием, то у такого словосочетания можно отметить две начальные формы: 1) форму именительного падежа единственного числа мужского рода причастия (построивший завод, радостно улыбающийся) и 2) форму инфинитива глагола, от которого образовано данное причастие (построить завод, радостно улыбаться); если главное слово выражено деепричастием, то начальной формой будет форма инфинитива глагола, от которой образовано деепричастие: читая книгу – читать книгу, услышав крики — услышать крики.
СХЕМЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.
Словосочетания строятся по определенным схемам. Таких схем насчитывается несколько десятков. По ним можно построить бесчисленное множество конкретных словосочетаний.
Схема словосочетания – это отвлеченный образец, после заполнения которого конкретными словами образуются конкретные словосочетания. Схема словосочетания представляет собой запись, которая показывает:
1) какими частями речи выражены компоненты словосочетания;
2) какой компонент словосочетания является главным, а какой
3) морфологическую форму главного компонента (если его форма
определяет форму зависимого компонента) и морфологическую форму зависимого компонента (если он является изменяемым);
4) расположение компонентов относительно друг друга.
Таким образом, дать схему словосочетания – это значит отразить
основные структурные признаки словосочетания. Например, словосочетание новая тетрадь построено по схеме:
прилагат. ж.р., ед.ч., им. пад. + существ. ж.р., ед. ч., им. пад.
Улыбающиеся лица
прич. мн.ч., им. п. + сущ. мн.ч., им.пад.
Две книги
колич. числит. в им./ вин. пад. + сущ. в род. пад., ед. ч.
Вопросы и задания для самопроверки:
1.Какие бывают словосочетания по составу? Какие словосочетания
по составу выделяет «Грамматика–70»?
2. Какими способами образуются сложные словосочетания ?
3. Можно ли упростить сложное словосочетание? Если да, то каким
4. Все ли сложные словосочетания можно упростить?
5. Как определяется тип словосочетания? Какие выделяют типы
словосочетаний по способу выражения главного слова?
6. Какими частями речи может распространяться имя
существительное? Приведите примеры.
7. Какими частями речи может распространяться имя прилагательное?
8. Какими частями речи может распространяться глагол? Приведите
9. Какими частями речи могут распространяться наречия и слова
10. Какая часть речи в русском языке является наиболее активной по
своей способности распространяться другими частями речи?
11. Какие смысловые отношения устанавливаются между компонентами словосочетания?
12. Что такое парадигма словосочетания?
13. В чем состоит отличие парадигм субстантивных словосочетаний типа интересный рассказ, моя тетрадь, зеленеющее поле, первый вагон от парадигм субстантивных словосочетаний типа ветка сирени, дом с колоннами, прогулка пешком, приказ наступать?
УПРАЖНЕНИЕ 1
Выделите простые и сложные словосочетания.
1. Какая восхитительная сказка бывает в лесу, когда со всех этажей леса
свешиваются, сходятся, переплетаются ветви, еще не одетые, но с цветами-сережками или с зелеными длинными напряженными почками. Жгутики зеленые черемухи, в бузине красная кашица с волосками, в ранней иве, из-под ее прежнего волосатого вербного одеяльца выбиваются мельчайшие желтенькие цветочки, составляющие потом в целом как бы желтого, только что выбившегося из яичной скорлупы цыпленка. Даже стволы пестрых елей покрылись, как шерстью, зелеными хвоинками, а на самом верхнем пальце самой верхней мутовки явно показывается новый узел будущей мутовки (Пришвин). 2. На стенах веерами висели открытки золотоволосых девушек с розовыми носами и глазками цвета капусты (Паустовский). 3. В могучей тишине пустынного острова, среди первобытной полярной природы невольно замирал дух, сдавливало дыхание, человек становился маленьким, ничтожным, одной из снежинок (Первенцев). 4. Комиссар, очень похожий на вдруг постаревшего артиста Чиркова, выслушал доклад лейтенанта, пожал руку, указал, куда сесть…(Б.Васильев). 5. Под седлами чернели черпаки с красными звездами по углам (Закруткин).
УПРАЖНЕНИЕ 2
Выпишите в две колонки простые и сложные словосочетания.
Установите, каким способом образованы сложные словосочетания.
Майское утро, доброе сердце матери, сделать попытку скрыться, не пройти мимо главного, старый пятиэтажный дом, говорить громким голосом, стоять рядом с домом, почерк сестры, встретить с открытой душой, красивая шкатулка из дерева, очень быстро, говорить громким голосом, старинная посуда из серебра, узнать правду от друга, иметь возможность наблюдать, работать спустя рукава, достойный высокой оценки, купить газету в киоске, бабочка с желтыми крылышками, заинтересовать детей рассказом.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Из данных предложений выпишите сложные словосочетания.
В полдень Никита прилег около маленького ручья, текущего из родника по дну балки. Он задремал на земле под солнцем, в сентябрьской траве, уже уставшей расти здесь с давней весны. Пыль лета высоко стояла в воздухе, сделав более неясным и слабым небесный свет. Вдруг Никита поднялся и сел. Ему приснился страшный сон, что его душит своей горячей шерстью маленькое, упитанное животное, вроде полевого зверька, откормившегося чистой пшеницей (Платонов).
УПРАЖНЕНИЕ 4
Образуйте сложные словосочетания, распространив данные глаголы двумя знаменательными словами. При этом зависимые слова должны обозначать:
1) время и объект. Образец: купить – утром газету.
Написать, срубить, переделать, разнести, думать;
2) объект и место: Образец: посадить – сирень под окном.
Поставить, отправить, перенести, строить;
3) место и причину. Образец: вернуться – вернуться домой из-за дождя.
Переехать, опоздать, работать, сойти, остаться;
4) место и цель. Образец: прийти – прийти на завод работать.
Вернуться, прибежать, улететь, спуститься, подойти.
УПРАЖНЕНИЕ 5
Охарактеризуйте данные словосочетания по способу выражения
Ответить на письмо, совершенно случайно, удивительно тонкий, тяжелый камень, две телеграммы, вернувшись из поездки, вялый от усталости, весело с друзьями, стремительно победить, каждый из нас, заметив ошибку, весь белый, тепло у костра, третий от окна, его книга, кто-то в сапогах, легкая спортивная куртка, очень удачно, дать отпор противнику, опоздав на поезд, бег по кругу, несколько листов, уверенный в успехе, мало зелени, чуть-чуть надломленный, большинство выступающих.
УПРАЖНЕНИЕ 6
Образуйте глагольные словосочетания, распространив приведенные ниже глаголы:
1. Распространите именами существительными.
Шить, позаботиться, бороться, наткнуться, перебежать.
2. Распространите наречиями.
Лететь, рассказывать, созреть, покачиваться, ослабить, переписать,
3. Распространите инфинитивом.
Прийти, уехать, попросить, посоветоваться, стремиться, намереваться.
УПРАЖНЕНИЕ 7
Выпишите и сгруппируйте словосочетания по выражению в них главного слова той или иной частью речи (глагольные, субстантивные, адъективные, наречные).
1. В толпе идущих на станцию пригородной дорогой она шла медленным, но спорным, нисколько не отстающим шагом своих негнущихся ног, вполне готовая и к поездке в вагоне электрички, и к посадке в вагон
московского трамвая, и к долгой зиме со всеми ее метелями и морозами (Сергеев-Ценский). 2. Еще несколько дней провела Аксинья в дороге (Шолохов). 3. Какая-то красивая дама громко беседовала с военным в красной фуражке (Чехов). 4.Буря длилась двое суток (Паустовский).
УПРАЖНЕНИЕ 8
В приведенных ниже словосочетаниях определите смысловые отношения.
1)Красное яблоко: главное слово обозначает предмет, зависимое – признак: смысловые отношения определительные;
2) открыть двери: главное слово обозначает процесс, зависимое предмет: смысловые отношения объектные;
3) откровенно ответить: главное слово обозначает процесс, зависимое признак: смысловые отношения обстоятельственные;
4) найденный охотником: главное слово обозначает признак по действию, зависимое – субъекта, то есть лицо, которое совершило действие: отношения объектные.
1. Яркая звезда, заходящее солнце, угольки костра, мост без перил.
2. Посадить яблоню, начертить схему, помочь товарищу.
3. Медленно спускаться, прийти домой, очень тонкий, жить у моря.
4. Созданный художником, исполняемый оркестром, не спится мне.
5. Портфель брата, первый рейс, прочитать статью, прочитать быстро, красный от мороза, написанный осенью, наша работа, журчанье ручейка, блокнот для записей, написать сестре, сломанный ветром, предельно ясный, листья березы.
УПРАЖНЕНИЕ 9
В данных словосочетаниях определите смысловые отношения, поставьте вопрос от главного компонента к зависимому.
Моя шапка, кирпичный завод, прочитать детям, рев медведя, седой от инея, добраться вплавь, его работа, заплакать от горя, прийти попрощаться, родиться в Омске, хорошая сумка, копье из железа.
УПРАЖНЕНИЕ 10
Определите значение данных словосочетаний.
Интересная книга, веселый человек, синее небо, седые волосы, овальный стол, усы колечком, пятилетний мальчик, старое дерево, моя тетрадь, земля колхоза, перстень с камнем, девушка в очках, лицо со шрамом, ящик из фанеры, чаша из серебра, синева неба, красота лица, свет луны, звуки гитары, крыша дома, ствол ружья, ветка черемухи, лай собак, ящик для писем, студент педуниверситета, артист театра, уголь из Донбасса, вологодские кружева, дом у дороги, дверь в столовую, Харьков сегодня, мыть посуду, пить воду, подмести пол, готовить завтрак, рассуждать о поэзии, почувствовать опасность, сообщить мне, подарить невесте, отправить отцу, писать карандашом, рыть лопатой, моргать глазами, сделать из металла, обильный ягодами, полезный детям, строгий к себе, согретый солнцем, обдуваемый ветром, создаваемый людьми, охраняемый государством, размытый дождем, покрытая снегом, скучно мне, страшно мальчику, весело ребятишкам, стыдно проказнику, прийти пешком, сообщить по телефону, очень приятно, слишком шумно, сладкий до приторности, отдыхать в беседке, знакомый с детства, дежурить до утра, бороться до победы, серый от пыли, удобный для работы, развернуть для чтения.
УПРАЖНЕНИЕ 11
Дайте парадигмы приведенных ниже субстантивных словосочетаний, изменяя главные слова по грамматическим категориям падежа и числа, и глагольных словосочетаний, изменяя главные слова по грамматическим категориям лица и числа (в настоящем времени). Обратите внимание на формы зависимых слов при изменениях главных. Сделайте вывод об особенностях парадигмы субстантивных и глагольных словосочетаний.
1. Большой пень, новое здание, темная ночь.
2. Строить мост, косить комбайном, увидеть на стене.
УПРАЖНЕНИЕ 12
Дайте парадигмы приведенных ниже словосочетаний, изменяя их главные слова по грамматическим категориям падежа и числа. Обратите внимание на форму зависимого слова. Сделайте вывод.
Его книга, ее поступок, их продукция, твоя книга, мой поступок, наша продукция.
УПРАЖНЕНИЕ 13
Дайте схемы приведенных ниже словосочетаний.
Большая семья, дом у реки, плавно снижаться, мой карандаш, доступный школьникам, ночью холодно, каждый из нас, ученик с развитой речью, проживающий в Харькове, три вопроса, выйдя из театра.
УПРАЖНЕНИЕ 14
Из данных предложений выпишите столбиком все словосочетания и рядом дайте схему каждого словосочетания.
Железнодорожный путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город. На этой земляной дороге лежали пучки соломы и сена, упавшие с возов, ивовые прутья и конский навоз. Обычно эта дорога была безлюдной, кроме двух базарных дней в неделю (Платонов).
Видео:Словосочетание. Разбор словосочетаний. Виды словосочетанийСкачать
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Видео:5 класс. Русский язык. СловосочетанияСкачать
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. Видеоурок.Скачать
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Видео:Словосочетание - что это такоеСкачать
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Видео:Русский язык| Составное именное сказуемоеСкачать
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Видео:Составное именное сказуемоеСкачать
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
по дороге длиннее,
Прилагательное + наречие:
Наречие + наречие:
Деепричастие + наречие:
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
Записаться на марафон
- 0 0 0 0 0 0
Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)
📸 Видео
Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать
Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний. ВидеоурокСкачать
Словосочетания: зачем и как искать?Скачать