- Словари
- ГРАБАРЬ
- Смотреть что такое ГРАБАРЬ в других словарях:
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ
- ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ (18651956)
- ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ (18651956)
- ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
- ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (18711960)
- ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (18711960)
- ГРАБАРЬ ИГ. ЭММ
- Игорь Эммануилович Грабарь
- Фото Все
- Видео Все
- Игорь Грабарь — биография
- Детство и юность
- Раннее творчество
- Художник, искусствовед и архитектор
- Снег и иней
- В советский период
- Личная жизнь
- Смерть
- Ссылки
- 🎥 Видео
Видео:Игорь Грабарь - искусствоведСкачать
Словари
сущ., кол-во синонимов: 1
Фамили профессиональные, указывающие на род заняти: городник — строитель, грабарь — землекоп, грабар(бнлор.) — землекоп. Последняя фамилия белорусского происхождения.(Э)
несов. неперех. местн.
Выполнять различные земляные работы; быть грабарем.
несов. неперех. местн. 1. Выполнять различные земляные работы; быть грабарем
Телега, предназначенная для перевозки земли.
ГРАБА́РКА, грабарки, жен. (обл. спец.). Тачка, повозка, употр. на земляных работах для перевозки земли.
-и, род. мн. -рок, дат. -ркам, ж. обл.
Дроги с установленным на них узким ящиком для перевозки земли.
граба́рка, -и, род. п. мн. ч. -рок
граба́рка, -и; р. мн. -рок
1. граба́рка, граба́рки, граба́рки, граба́рок, граба́рке, граба́ркам, граба́рку, граба́рки, граба́ркой, граба́ркою, граба́рками, граба́рке, граба́рках
2. граба́рка, граба́рки, граба́рки, граба́рок, граба́рке, граба́ркам, граба́рку, граба́рок, граба́ркой, граба́ркою, граба́рками, граба́рке, граба́рках
сущ., кол-во синонимов: 3
— Телега для перевозки грунта при земляных работах.
ГРА́БАРНЫЙ и ГРАБАРСКИЙ, грабарная, грабарное (обл. спец.). прил. к грабарь. Грабарские, грабарные работы.
прил., кол-во синонимов: 1
Фамили профессиональные, указывающие на род заняти: городник — строитель, грабарь — землекоп, грабар(бнлор.) — землекоп. Последняя фамилия белорусского происхождения.(Э)
граба́рский, граба́рская, граба́рское, граба́рские, граба́рского, граба́рской, граба́рских, граба́рскому, граба́рским, граба́рскую, граба́рскою, граба́рскими, граба́рском, граба́рск, граба́рска, граба́рско, граба́рски
прил., кол-во синонимов: 1
ГРАБА́РЬ, грабаря, муж. (обл.). Землекоп.
ГРАБАРЬ — муж., нем., зап. землекоп; так и сами себя называют белорусские землекопы, и у нас так же зовут их грабарями.
ГРАБА́РЬ -я́; ГРА́БАРЬ, -я; м. Нар.-разг. = Землеко́п.
-я́ и гра́барь, -я, м. обл. Землекоп.
Вихляев был хороший прораб и среди своих грабарей и сезонников пользовался общей любовью. Гладков, Энергия.
граба́рь, -я́ и гра́барь, -я
граба́рь, -я́; мн. -и́, -е́й
граба́рь, грабари́, грабаря́, грабаре́й, грабарю́, грабаря́м, грабарём, грабаря́ми, грабаре́, грабаря́х
сущ., кол-во синонимов: 2
граба́рь/ и гра́барь/.
«землекоп, могильщик», также грабар, севск. Заимств. через укр. гра́ба́р, польск. grabarz из ср.-в.-н. grabære — то же; см. Преобр. 1, 153.
Фамили профессиональные, указывающие на род заняти: городник — строитель, грабарь — землекоп, грабар(бнлор.) — землекоп. Последняя фамилия белорусского происхождения.(Э)
— Его кисти принадлежат и «Февральская лазурь», и «Мартовский снег».
— Художник, основатель реставрации в России.
Граба́рь Владимир Эммануилович (1865-1956), юрист, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права.
ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович — ГРАБА́РЬ Владимир Эммануилович (1865-1956), российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович). Основополагающие труды по теории и истории международного права.
ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865-1956) — российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права.
ГРАБА́РЬ Иг. Эмм. (1871-1960) — живописец, иск-вовед, реставратор, организатор охраны памятников иск-ва и архитектуры, педагог. Нар. художник СССР (1956), д. чл. АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в Петерб. АХ (1894-96), в школе А. Ажбе (Мюнхен, 1896-98, по окончании там же преподавал), многократно путешествовал по Зап. Европе, США, Египту, Турции. Чл. объединений «Мир иск-ва» (1902), «Союз рус. художников» (1903), «Осенний салон» (1906, Париж). Раннее творчество обнаруживает влияние югендстиля («Дама с собачкой», 1899); манера лирич. пейзажей и натюрмортов 1901-08 импрессионистична («Сентябрьский снег», 1903; «Февральская лазурь», 1904; «Мартовский снег», 1904; «Хризантемы», 1905). Работал как архитектор (б-ца «Захарьино» под Москвой). В сов. время писал пейзажи, портреты деятелей культуры (С. А. Чаплыгина, 1935, и др.), историко-рев. картины («Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина», 1938).
Проницательный и тонкий историк иск-ва и худож. критик, Г. активно выступал в печати с 1899, стремясь распространять в России науч. принципы иск-вознания. Инициатор издания, автор важных разделов и ред. первой «Истории русского искусства» (тт. 1-6, 1909-16), где впервые подробно описал творчество лучших мастеров рус. архитектуры от петровской эпохи до сер. 19 в. Многие его интуитивные предположения подтвердились позднейшими исследованиями, и труд Г. полностью сохраняет актуальность до наст. времени. Ст. «Москва и Петербург» впервые подчеркивает разницу в градостроит. подходах двух столиц России. Автор монографий о творчестве И. И. Левитана, В. А. Серова и др.; один из авторов сов. «Истории рус. иск-ва» (т. 1-13, 1953-69), дир. Ин-та истории иск-в АН СССР (с 1944), проф. МГУ (с 1921), преподавал также в Моск. худож. ин-те (дир. в 1937-43), Ленингр. ин-те живописи, скульптуры, архитектуры (дир. в 1943-46).
В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где разработал принципы создания музея нового типа. В 1913-16 благодаря деят-ности Г. коллекция галереи пополнилась многочисл. произв. совр. рус. художников, ныне считающихся классиками отечеств. иск-ва: большая серия рисунков В. Серова, новые работы М. Сарьяна и Н. Гончаровой; приобретение портретов деятелей иск-ва и культуры того времени стало началом отд. коллекции музея. Г. был не только попечителем галереи, но создал научн. экспозицию по собств. плану, в 1917 под ред. Г. издан каталог, отразивший полный состав собрания, итоги экспозиционной работы музея и атрибуцию произведений. В 1917 Г. стал инициатором создания «Союза деятелей худож. хранилищ» и его первым председателем. «Союз» ставил задачи создания всерос. профсоюза деятелей худож. музеев «для достижения условий, благоприятствующих развитию музейного дела в России». В 1918 принимал участие в музеефицировании крупнейших моск. худож. собраний. Открыл мн. произв. рус. иск-ва 11-14 вв., в исследованиях к-рых ставил вопросы их соотнесения с проблемами происхождения и развития нац. худож. школы.
Родоначальник школы реставрации иконописи (по методике Г. работают доныне); основоположник системы и методики охраны и науч. реставрации памятников иск-ва, инициатор создания и рук. Центр. реставрац. мастерских (1918-30, дир.; с 1944 — рук.), к-рым присвоено его имя.
Соч.: И. И. Левитан. Жизнь и творчество. М., 1913 (совм. с Глаголем); И. Е. Репин. М., 1963-64. Т. 1-2; О др.-рус. иск-ве. М., 1966; О рус. архитектуре. М., 1969; В. А. Серов. 2-е изд. М., 1980; Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994, и мн. др.
Лит.: Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. М., 1964. Игорь Эммануилович Грабарь. Выставка / Авт. вст. ст. О. И. Подобедова. М., 1971; Егорова Н. В. И. Э. Грабарь. М., 1971.
И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь». 1904
Граба́рь Игорь Эммануилович (1871-1960), живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член AX СССР (1947). Брат В. Э. Грабаря. Писал жизнерадостные, пронизанные светом импрессионистические пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н. Д. Зелинский», 1932). Руководил изданием первой научной «Истории русского искусства» (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников отечественного музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941).
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович — , Москва), русский художник и искусствовед. Народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Брат В. Э. Грабаря (см. ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович).
Видный мастер позднеимпрессионистической живописной традиции, ставший в то же время и самым авторитетным в первой половине — середине 20 века историком русского искусства, выдающимся музейно-реставрационным экспертом.
Родился в семье Э. И. Грабаря, общественного и политического деятеля, вынужденного переселиться из Австро-Венгрии с семьей в 1876 в Россию (город Егорьевск Рязанской губернии). Учился в петербургской Академии художеств (1894-1896), в частности, у И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович) и П. П. Чистякова (см. ЧИСТЯКОВ Павел Петрович), а также в студии А. Ажбе (см. АЖБЕ Антон) в Мюнхене (с 1896); преподавал в организованной совместно с Ажбе школе (1898-1901). Кроме Германии, побывал в Италии и Франции. Жил и работал преимущественно в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). Был членом объединений «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА) и «Союз русских художников» (см. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ).
«Прирожденный жизнерадостник» (как он сам себя охарактеризовал в письме к А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич)), человек огромной деловой энергии, Грабарь постоянно сочетал искусство с культурно-организаторской работой.
Как художник, он испытал большое влияние импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) и постимпрессионизма (см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ). Для его творчества наиболее характерны неброские по мотиву, но чрезвычайно звучные, эмоционально-насыщенные по цвету пейзажи («Сентябрьский снег», 1903; «Февральская лазурь», «Мартовский снег»; обе — 1904, Третьяковская галерея), а также натюрморты, точнее целые живописные куски пространства, где вещи составляют искрящиеся хроматические гаммы («Хризантемы», 1905; «Неприбранный стол», 1907; обе в Третьяковской галерее). Тогда же обнаружился и его значительный талант портретиста.
В послереволюционный период путь художника отмечен тяжелыми компромиссами. Он пишет все больше автопортретов и портретов, особенно его привлекают «старинные русские люди», стойко сохранившие свое творческое достоинство: таков поэт Н. А. Клюев (см. КЛЮЕВ Николай Алексеевич) (портрет 1932, Русский музей) или академики на картинах, заказанных в 1935 для конференц-зала Академии наук. Однако на этом добротном фоне слащавой официозностью выделяются большие полотна «В. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина» (1938; обе в Государственном историческом музее).
Активно выступая в качестве художественного критика в журналах «Мир искусства», «Старые годы» (см. СТАРЫЕ ГОДЫ), «Аполлон» (см. АПОЛЛОН (журнал)) и др., он приветствует новаторские искания.
Строительство усадьбы Захарьино
В 1909-1914 Грабарь обращается и к архитектуре. Вдова клинициста Г. А. Захарьина, потеряв сына, решила построить в его память современную больницу-памятник и передать ее в дар московскому земству. Она обратилась к Грабарю, который за короткий срок не только выполнил проект, но и собственноручно сделал рабочие чертежи и шаблоны. В архитектуре здания были использованы мотивы построек Андреа Палладио (см. ПАЛЛАДИО Андреа), которым Грабарь в это время был увлечен. Он даже ездил в Виченцу, где по его заказу были изготовлены капители. Строительство усадьбы Захарьино под Москвой не было закончено, так как здание больницы стало использоваться под военный госпиталь.
Грабарю принадлежит честь «открытия» замечательного архитектора 19-го столетия Д. И. Жилярди (см. ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович), имя которого до этого практически не было известно.
«История русского искусства»
Еще осенью 1902 Грабарь предпринимает поездку на русский Север, в Вологодскую и Архангельскую губернии (в Новгороде и Пскове он побывал еще раньше). Эта поездка пробудила в нем страсть к русскому искусству, которая стала основой всей его жизни. Путешествия по рекам Вычегда, Сухона и Северная Двина, где он зарисовывал и обмерял церкви, мельницы, избы, фотографировал иконы, утварь, древнее шитье, утвердили его в желании осмыслить и издать собранный материал. Неслучайно именно Грабарь стал создателем комплексной многотомной «Истории русского искусства».
Впервые мысль об издании «Истории русского искусства» возникла у Грабаря в 1902, когда издатель журнала «Нива» А. Ф. Маркс (см. МАРКС Адольф Федорович) попросил его переработать и дополнить «Историю искусств» П. П. Гнедича (см. ГНЕДИЧ Петр Петрович). Отказавшись «перерабатывать» Гнедича, Грабарь предложил издать «Историю русского искусства» и, получив согласие, на долгие годы углубился в изучение архивов Академии художеств, Академии наук, Сената, Синода, Министерства двора и др. В статье «Два столетия русского искусства» он дал общую картину его развития в 18-19 веках, что впоследствии послужило основой для «Истории русского искусства».
Первый вариант программы «Истории русского искусства» был готов в январе 1907. Все издание должно было состоять из 12 томов (3000 иллюстраций); архитектуру предполагалось выделить в особые тома. В 1909-1916 годы было выпущено 5 томов, причем Грабарь был не только редактором, но и автором важнейших разделов.
Параллельно с «Историей русского искусства» Грабарь предпринимает издание новой серии монографий «Русские города — рассадники искусства». В план были включены богатые архитектурными и художественными ценностями провинциальные города: Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Старица, Торжок, Рязань, Вятка, Пермь, Полоцк и др. Осуществить удалось только один выпуск.
В мае 1915 во время немецких погромов было разгромлено издательство Кнебеля, австрийского подданного. Тысячи хранившихся там редчайших негативов, в том числе и для серии «Русские города…», были уничтожены разъяренной толпой. Продолжать издание было уже невозможно.
С 1906 совместно с Кнебелем Грабарь осуществляет уникальную для того времени серию монографий о крупнейших мастерах современного русского искусства. Сам пишет книги о И. И. Левитане (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич) (в соавторстве с С. Глаголем, 1913) и о В. А. Серове (см. СЕРОВ Валентин Александрович) (1914).
Работа в Третьяковской галерее (1913-25)
В 1913 за монографию о художнике Серове Грабарь был избран действительным членом Академии художеств, а вскоре назначен попечителем Третьяковской галереи, затем ее директором. Он с энтузиазмом берется за новое дело: выпускает первый научный каталог собрания галереи, занимается изменением экспозиции картин в залах. Однако реэкспозиция вызвала негативную реакцию официальной критики.
В 1925 Грабарь отказывается от директорства и сосредоточивается на преподавательской деятельности в МГУ, где в течение десяти лет читает курс «Теории и практической реставрации памятников искусства и старины».
После 1917 научная деятельность Грабаря направляется на охрану и реставрацию памятников древнерусского искусства. Уже в ноябре 1917 при Наркомпросе создается Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины, в дальнейшем преобразованная в Музейный отдел. Грабарь становится руководителем Отдела по делам музеев, выделенного из Музейного отдела. Чтобы поставить регистрацию и учет памятников на научную основу, он пишет в 1919 брошюру «Для чего надо охранять и собирать сокровища искусства и старины».
В первые годы Советской власти энергичные усилия Грабаря направляются на реставрацию памятников архитектуры, прежде всего Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский) и Ярославля, превратившегося после революционных боев в груду развалин.
В эти годы Грабарь знакомится с П. Д. Барановским (см. БАРАНОВСКИЙ Петр Дмитриевич) и привлекает его к развернувшимся реставрационным работам в Кремле и Ярославле. Деятельность Реставрационного подотдела распространилась на всю территорию России. Были организованы экспедиции для выявления и раскрытия памятников древнерусской живописи и поисков объектов древнерусского зодчества, нуждающихся в срочных ремонтно-реставрационных работах. В 1918 Грабарь становится директором Центральных реставрационных мастерских (до 1930; с 1944 научный руководитель), которые после его кончины стали носить его имя.
Возможность проследить становление художественных школ древнерусских княжеств заставила Грабаря и его единомышленников работать с исключительным энтузиазмом (с 1918). Впервые произведения древнерусской живописи и миниатюры экспонировались еще в 1890 на выставке в Российском историческом музее. Они вызвали большой интерес в России и за границей. Важную роль в деле сохранения и изучения древнерусской иконы сыграли частные собрания известных коллекционеров, таких как Н. П. Лихачев (см. ЛИХАЧЕВ Николай Петрович), И. С. Остроухов (см. ОСТРОУХОВ Илья Семенович) и др. Последним были предприняты работы по раскрытию икон от позднейших записей и их классификации. Началось обследование живописи Кирилло-Белозерского (см. КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ), Ферапонтова (см. ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ) и Андроникова (см. АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ) монастырей, а также фресок в Пскове, Новгороде, Звенигороде и других городах. Приступили к реставрационным работам в Благовещенском соборе Московского Кремля с целью выявления творчества Андрея Рублева (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ) и Феофана Грека (см. ФЕОФАН Грек). Во Владимире летом 1918 стали раскрывать фрески Дмитриевского собора и фрески Рублева в Успенском соборе. В 1920-1927 было организовано 15 научно-художественных экспедиций, инициатором и душой которых был Грабарь. Вышла в свет монография Грабаря об Андрее Рублеве с подзаголовком «Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918-1925 годов». Именно в этой работе он изложил принципы своего реставрационного метода. Кроме того, он сумел создать коллектив энтузиастов-исследователей, занимавшихся изучением древнерусского искусства.
Значение деятельности Грабаря не ограничивается организаторской и исследовательской работой в области древнерусского искусства. Он совершает поездки с выставками произведений русского искусства за рубеж. Особый резонанс вызвала выставка русской иконы, проходившая в 1929 в Германии.
С начала 1930-х годов в связи с разработкой генеральных планов реконструкции Москвы и других городов реставрационные работы стали постепенно сворачиваться, и в 1934 Центральные реставрационные мастерские были закрыты.
Реставрационные принципы Грабаря, неразрывно сочетающие задачи расчистки, консервации и научного осмысления старинных произведений, легли в основу современного российского реставрационного дела. Однако в послереволюционных условиях эта работа была сопряжена с тяжелыми для историка компромиссами (такими, как участие в насильственном изъятии церковных ценностей, а также в разработке пропагандистских мероприятий, облегчающих вывоз значительной части национально-исторического состояния за рубеж).
В годы Великой Отечественной войны Грабарь становится членом «Государственной Комиссии по учету разрушений и ущерба, нанесенных немецко-фашистскими захватчиками» и возглавляет «Комиссию по учету и охране памятников искусства при Комитете по делам искусств СССР».
Грабарь вел огромную административную работу: был директором Московского художественного института им. В. И. Сурикова, 1937-43, Академии художеств, 1943-46, а также созданного в 1944 по его инициативе Института истории искусств АН СССР, директором которого он был до конца жизни.
Под руководством и при авторском участии Грабаря вышло 5 томов новой «Истории русского искусства» (тт.1-13, 1953-69), до сих пор не превзойденной по широте охвата. Последние месяцы жизни Грабарь работал над разделами, посвященными русской архитектуре первой четверти 19 в., из которых успел закончить только один — об архитекторе Тома де Томоне (см. ТОМА ДЕ ТОМОН Жан).
В 1947 под руководством Грабаря вышел коллективный труд «Русская архитектура первой половины ХVIII века».
Богатый историко-стилистический материал книг о Репине (1937; Государственная премия, 1941) и Серове (1949) не заслоняет политической тенденциозности многих его суждений. Автомонография «Моя жизнь» (1937) содержит вопреки всей своей автоцензурности массу ценных сведений о культуре «серебряного века».
Непосредственно причастный к тоталитарно-бюрократическим механизмам советской культурной политики, Грабарь, тем не менее, остался в памяти потомков фигурой, внушающей глубокое уважение. Тонкий руководитель-дипломат и большой художник, связавший судьбы русского до- и постреволюционного искусства, он спасал для потомков все, что было в его силах спасти, сам став своеобразной «личностью-музеем».
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960) — российский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н. Д. Зелинский», 1932). Руководитель издания первой научной «Истории русского искусства» (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941).
ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865 — 1956), российский юрист. Брат И.Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права.
И.Э. Грабарь «Февральская лазурь». 1904. Третьяковская галерея.
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 — 1960), живописец и историк искусства; один из основоположников российского музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Создал жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты («Неприбранный стол», 1907), портреты («Н.Д. Зелинский», 1932). Руководил изданием первой научной «Истории русского искусства» (1909 — 16). «Автомонография» (1939).
Видео:Кса и Игорь ГрабарьСкачать
ГРАБАРЬ
Смотреть что такое ГРАБАРЬ в других словарях:
ГРАБАРЬ
(Владимир Эммануилович) — юрист. Род. в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Служил в московском коммерческом суде; был классным воспитателем в Константиновском межевом институте в Москве. Состоит профессором международного права в Юрьевском университете. Главные его труды: «Война и международное право» (вступительная лекция, Юрьев, 1893); «Job. Wilh. Neumayr von Ramsla. Beitrag zur Geschichte der staatswissenschafihchen Literatur im Zeitalter des Hugo Groot» (Юрьев, 1897), «Римское право в истории международно-правовых учений. Элементы международного права в трудах легистов XII — XIV вв.» (Юрьев, 1901; одна из глав помещена в «Revue g è n. de dr. int. public» 1900 г. под заглавием: «L’ époque de Bartole dans l’histoi re du droit international»); «Неудачная попытка национализации международного права» (Юрьев, 1901; все эти работы были напечатаны в «Учен. Зап. Юрьевск. Унив.»); «Объявление войны в современном международном праве» (СПб., 1904); «De Legabis et Legationibu s tractatus varius. Сборник материалов по литературной истории посольского права до 1625 г.» (Юрьев, 1905). В «Словаре Юридических и Государственных Наук» Г. редактирует отдел международного права. В настоящем Словаре Г. поместил статьи: «Каченовский», «Конгрессы», «Конференции», «Консулы», «Консульские юрисдикции», «Нейтралитет», «Право войны», «Призы и призовое судопроизводство», «Ратификация», «Репрессалии» и др.
. смотреть
ГРАБАРЬ
грабарь сущ., кол-во синонимов: 2 • землекоп (5) • экскаватор (17) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: землекоп, экскаватор
ГРАБАРЬ
Грабарь (Владимир Эммануилович) — юрист. Род. в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Служил в московском коммерческом суде; был классным воспитателем в Константиновском межевом институте в Москве. Состоит профессором международного права в Юрьевском университете. Главные его труды: «Война и международное право» (вступительная лекция, Юрьев, 1893); «Job. Wilh. Neumayr von Ramsla. Beitrag zur Geschichte der staatswissenschafihchen Literatur im Zeitalter des Hugo Groot» (Юрьев, 1897), «Римское право в истории международно-правовых учений. Элементы международного права в трудах легистов XII — XIV вв.» (Юрьев, 1901; одна из глав помещена в «Revue g è n. de dr. int. public» 1900 г. под заглавием: «L‘ époque de Bartole dans l‘histoi re du droit international»); «Неудачная попытка национализации международного права» (Юрьев, 1901; все эти работы были напечатаны в «Учен. Зап. Юрьевск. Унив.»); «Объявление войны в современном международном праве» (СПб., 1904); «De Legabis et Legationibu s tractatus varius. Сборник материалов по литературной истории посольского права до 1625 г.» (Юрьев, 1905). В «Словаре Юридических и Государственных Наук» Г. редактирует отдел международного права. В настоящем Словаре Г. поместил статьи: «Каченовский», «Конгрессы», «Конференции», «Консулы», «Консульские юрисдикции», «Нейтралитет», «Право войны», «Призы и призовое судопроизводство», «Ратификация», «Репрессалии» и др.
ГРАБАРЬ
Граба́рьИгорь Эммануилович (1871, Будапешт – 1960, Москва), русский живописец, пейзажист, портретист; искусствовед, реставратор, музейный деятель. Член. смотреть
ГРАБАРЬ
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960), живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1934), действительный член АХ СССР . смотреть
ГРАБАРЬ
1) Орфографическая запись слова: грабарь2) Ударение в слове: граб`арь3) Деление слова на слоги (перенос слова): грабарь4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
ГРАБАРЬ
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960), российский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н. Д. Зелинский», 1932). Руководитель издания первой научной «Истории русского искусства» (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941).
ГРАБАРЬ
ГОРОДНИКОВ ГРАБАРЕВ ГРАБАРОВ ГРАБАРЬФамили профессиональные, указывающие на род заняти: городник — строитель, грабарь — землекоп, грабар(бнлор.) — . смотреть
ГРАБАРЬ
корень — ГРАБАРЬ; нулевое окончание;Основа слова: ГРАБАРЬВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ГРАБАРЬ; ⏰Слово Грабарь со. смотреть
ГРАБАРЬ
-я́ и гра́барь, -я, м. обл. Землекоп. Вихляев был хороший прораб и среди своих грабарей и сезонников пользовался общей любовью. Гладков, Энергия.Синон. смотреть
ГРАБАРЬ
граба́рь, -я́; мн. -и́, -е́йСинонимы: землекоп, экскаватор
ГРАБАРЬ
др.-армян. лит. язык. Сложился в период образования царем Арташесом армян. госуд. во 2 в. до н.э., когда население, по свидет. др.-греч. географа Страбона, было одноязычным. Первым др.-армян. памятником на Г. явл. «История Армении» Мовсеса Хоренаци (5 в.). смотреть
ГРАБАРЬ
граба́рь, грабари́, грабаря́, грабаре́й, грабарю́, грабаря́м, грабаря́, грабаре́й, грабарём, грабаря́ми, грабаре́, грабаря́х (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: землекоп, экскаватор. смотреть
ГРАБАРЬ
ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865-1956), российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права.
ГРАБАРЬ
грабарь гра́ба́рь»землекоп, могильщик», также грабар, севск. Заимств. через укр. гра́ба́р, польск. grabarz из ср.-в.-н. grabære – то же; см. Преобр. 1. смотреть
ГРАБАРЬ
— Владимир Эммануилович (1865-1956) — российский ученый, докторюридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды потеории и истории международного права. смотреть
ГРАБАРЬ
ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865 — 1956), российский юрист. Брат И.Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права.
ГРАБАРЬ
граб’арь, -‘я и гр’абарь, -яСинонимы: землекоп, экскаватор
ГРАБАРЬ
«землекоп, могильщик», также грабар, севск. Заимств. через укр. грабар, польск. grabarz из ср.-в.-н. grabre – то же; см. Преобр. 1, 153.
ГРАБАРЬ
ГРАБАРЬ м. немецк. зап. землекоп; так и сами себя называют белорусские землекопы, и у нас так же зовут их грабарями.
ГРАБАРЬ
граба’рь, грабари’, грабаря’, грабаре’й, грабарю’, грабаря’м, грабаря’, грабаре’й, грабарём, грабаря’ми, грабаре’, грабаря’х
ГРАБАРЬ
excavatorСинонимы: землекоп, экскаватор
ГРАБАРЬ
Начальная форма — Грабарь, единственное число, именительный падеж, мужской род, одушевленное
ГРАБАРЬ
Раб Граб Брага Бра Арба Араб Агар Ага Аба Рага Бар Гарь Грабарь
ГРАБАРЬ
ГРАБАРЬ грабаря, м. (обл.). Землекоп.
ГРАБАРЬ
грабарь граб`арь, -`я и гр`абарь, -я
ГРАБАРЬ
М məh. yerqazan, torpaqqazan (fəhlə).
ГРАБАРЬ
ГРАБАРЬ
грабарь заминков, заминкан
ГРАБАРЬ
grāvracis, zemes racējs
ГРАБАРЬ
ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ
Грабарь, Владимир Эммануилович (10 янв 1865 — не ранее 1905) — юристПсевдонимы: Вл. Г.; Г.; Гр., В.; Гр., Вл.; Г—рь, В.; Г—рь, Вл.Источники:• Масанов . смотреть
ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ
юрист. Родился в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Служил в московском коммерческом суде; был классным воспитателем в межевом институте в Москве. Состоит профессором международного права в Юрьевском университете. Литературную деятельность начал в 1888 г. в *Русских Ведомостях*. Главные труды: *Joh. Wilh. Neumayr von Ramsla* (Юрьев, 1897); *Римское право в истории международноправовых учений* (Юрьев, 1901; магистерская диссертация); *Неудачная попытка национализации международного права* (Юрьев, 1901); *Объявление войны в современном международном праве* (СПб., 1904); *De Legatis et Legationibus tractatus varius*; *Сборник материалов по литературной истории посольского права до 1625 г.* (Юрьев, 1905); *Начало равенства государств в современном международном праве* (СПб., 1912). Под его редакцией вышло три русских издания книги Фр. Листа *Международное право* (Юрьев, 1902, 1909 и 1912 годы). Помещал статьи в *Журнале Министерства Народного Права*, *Вопросы философии и психологии*, *Праве*, *Revue de droit internat.* и *Revue gen. de droit internat. public.* В *Словаре Юридических и Государственных Наук* Грабарь редактировал отдел международного права. С 1893 г. состоит сотрудником настоящего словаря. См. также статьи: Камаровский Леонид Алексеевич . смотреть
ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ
Грабарь, Владимир Эммануилович — юрист. Родился в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Служил в московском коммерческом суде; был классным воспитателем в межевом институте в Москве. Состоит профессором международного права в Юрьевском университете. Литературную деятельность начал в 1888 г. в «Русских Ведомостях». Главные труды: «Joh. Wilh. Neumayr von Ramsla» (Юрьев, 1897); «Римское право в истории международноправовых учений» (Юрьев, 1901; магистерская диссертация); «Неудачная попытка национализации международного права» (Юрьев, 1901); «Объявление войны в современном международном праве» (СПб., 1904); «De Legatis et Legationibus tractatus varius»; «Сборник материалов по литературной истории посольского права до 1625 г.» (Юрьев, 1905); «Начало равенства государств в современном международном праве» (СПб., 1912). Под его редакцией вышло три русских издания книги Фр. Листа «Международное право» (Юрьев, 1902, 1909 и 1912 годы). Помещал статьи в «Журнале Министерства Народного Права», «Вопросы философии и психологии», «Праве», «Revue de droit internat.» и «Revue gen. de droit internat. public.» В «Словаре Юридических и Государственных Наук» Грабарь редактировал отдел международного права. С 1893 г. состоит сотрудником настоящего словаря.
. смотреть
ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ
ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865-1956) — российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права.
. смотреть
ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ
Грабарь Владимир Эммануилович [10 (22). 1. 1865, Вена, — 26. 11. 1956, Москва], советский учёный, специалист в области теории и истории международного . смотреть
ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ
юрист. Род. в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского унив. Служил в московском коммерческом суде; был классным воспитателем в Конст. смотреть
ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ (18651956)
ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865-1956), российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права. смотреть
ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ (18651956)
ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865-1956) , российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права. смотреть
ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
Грабарь, Игорь Эммануилович (13 марта 1871 — 1960) — художник и искусствоведПсевдонимы: Гр.; Гр., И.; Гр., Иг.; Гр., Игорь; Граб., И.; Грба, Игорь; И. смотреть
ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
(1871—1960) — российский и советский деятель культуры, живописец, искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ (1947). Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Входил в объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников». Писал в основном пейзажи («Сентябрьский снег», 1903; «Мартовский снег», «Февральская лазурь», «Белая зима. Грачиные гнезда», все — 1904; «Ясный осенний вечер», 1923; «Зимний солнечный день», 1941); натюрморты («Хризантемы», 1906; «Неприбранный стол», 1907); портреты (Н. Д. Зелинского, С. А. Чаплыгина, С. С. Прокофьева и др.). В 1905—1906 гг. участвовал в издании революционных сатирических журналов («Жупел», «Адская почта»). Написал ряд статей и монографий о творчестве русских художников, в том числе о «Мире искусства». Редактировал и был автором основных статей в серии книг «История русского искусства (1906-1916). В 1913—1925 гг. возглавлял Третьяковскую галерею. Стал одним из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства; инициатор создания (директор в 1918—1930) Центральных реставрационных мастерских. Профессор Московского университета (с 1921). Преподавал в Московском институте живописи, скульптуры и архитектуры (в 1943—1946 — директор). С 1944 г. — директор Института истории искусств АН СССР. смотреть
ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
(25.3.1871–16.5.1960), художник, искусствовед, нар. художник СССР (1956), действительный чл. АН СССР (с 27.9.1943) и АХ СССР (1947), лауреат Сталинской премии (1941). Окончил юрид. ф-т Петербургского ун-та (1893). Учился в Петербургской АХ (1894–96), в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896–98). Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903); чл. объединений «Mиp искусства» и Союз рус. художников; пейзажист. В 1905–06 участвовал в издании рев. сатирич. журналов «Жупел» и «Адская почта». С нач. 1890-х гг. Г. выступает с худ. – критич. статьями. По инициативе и под руководством Г. была издана первая науч. «История рус. искусства» (т. 1–6, 1909–16). В 1913–25 возглавлял Третьяковскую галерею. После прихода к власти большевиков был одним из организаторов и рук. охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников сов. музееведения и реставрац. дела. Инициатор создания, в 1918–30 дир., с 1944 науч. рук. Центр. реставрац. мастерских. Играл видную роль в худ. жизни страны. Возглавлял различные комиссии, занимавшиеся конфискацией картин из усадеб и икон из монастырей. С конца 1920-х гг. работал над портретами деятелей советской культуры, в т. ч. Н.Д. Зелинского (1932), С.С. Прокофьева (1941), С.А. Чаплыгина (1935) и др. Также написал ряд конъюнктурных работ, в т. ч. «В.И. Ленин у прямого провода» (1933), «Крестьяне-ходоки на приеме у В.И. Ленина» (1938). В худ. кругах Г. не раз критиковали за приспособленчество, называя «Угорь Обмануилович Гробарь». В нач. 1943 выступил с идеей компенсации потерь сов. музеев за счет конфискации произведений искусств из музеев Германии и ее союзников, возглавил Бюро экспертов, к-рое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. С 1944 дир. Ин-та истории искусств АН СССР. Жена – Валентина Михайловна Мещерина. смотреть
ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
живописец, родился в 1871 г.; учился в Москве в лицее цесаревича Николая и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. По окончании его (1893) поступил в Академию Художеств, затем учился в Париже и Мюнхене. Вернувшись, поступил в мастерскую Репина , но пробыл там недолго и снова уехал в Мюнхен, где поступил в школу Ашбэ; через год сделался преподавателем в этой школе. В 1901 г. поселился в Петербурге, где вместе с князем Щербаковым начал крупное художественное предприятие *Современное искусство*, устроил ряд выставок отдельных художников, прикладного искусства, японской живописи и др. Грабарь предпринял путешествие по Северу России, изучая старинную деревянную архитектуру. С 1902 г. Грабарь принимает участие в выставках *Мира Искусства*, в *Салоне* и *Союзе*; выставляет и за границей: в Мюнхене, в Париже, в *Salon d’Automne*, в 1906 г. на выставке русского искусства, устроенной С.П. Дягилевым , в Риме на международной выставке в 1909 г. и т. д. В первый период художественной деятельности Грабарь остается реалистом и примыкает к кружку московских пейзажистов, затем увлекается разрешением технических задач в живописи и становится крупнейшим представителем школы пуантелистов в России. В целом ряде больших картин и ярких этюдов он изображает русскую природу и дает мастерские *nature morte*. В Третьяковской галерее имеются картины: *Луч солнца* (1900), *Февральская лазурь* (1904) и *Неприбранный стол* (1907); в музее Александра III: *Сирень и незабудки* (1905); в коллекции В. Гиршмана в Москве *Сентябрьский снег* (1903); *Плакучая береза* (1904) и *Хризантемы* (1905); в коллекции И.А. Морозова *Мартовский снег* (1904); в литературно-художественном кружке в Москве *Иней* (1906); в Национальной галерее в Риме *Утренний чай* (1904). Грабарь много писал об искусстве: в *Мире Искусства*, *Весах*, *Старых годах*, *Аполлоне*, *Ниве* и др., текст в издании Кнебеля: *Картины современных художников в красках*, редактором которого он также состоит; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого Кнебелем издания: *История русского искусства*, а также ряда монографий: *Русские художники*. В начале 1913 г. московской городской думой избран попечителем Третьяковской галереи. Кроме живописи, изучал в Мюнхене и архитектуру. По его проектам в 1912 — 13 годах выстроен в Химках, около Москвы, целый больничный городок *Захарьинская больница*. — См. Александр Бенуа , *Русская школа живописи*; И. Остроухов и С. Глаголь, *Художественная галерея П. и С. Третьяковых*. С. Р-ва. См. также статьи: Алексеевы (В.В., В.Е., Н.М., Ф.Я.) ; Врангель Николай Николаевич ; Камерон Чарлс ; Левитан Исаак Ильич ; Мартос Иван Петрович ; Нестеров Михаил Васильевич ; Обер Артемий Лаврентьевич (Артур) . смотреть
ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960), советский живописец и искусствовед. Народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и . смотреть
ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
Грабарь, Игорь Эммануилович — живописец, родился в 1871 г.; учился в Москве в лицее цесаревича Николая и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. По окончании его (1893) поступил в Академию Художеств, затем учился в Париже и Мюнхене. Вернувшись, поступил в мастерскую Репина , но пробыл там недолго и снова уехал в Мюнхен, где поступил в школу Ашбэ; через год сделался преподавателем в этой школе. В 1901 г. поселился в Петербурге, где вместе с князем Щербаковым начал крупное художественное предприятие «Современное искусство», устроил ряд выставок отдельных художников, прикладного искусства, японской живописи и др. Грабарь предпринял путешествие по Северу России, изучая старинную деревянную архитектуру. С 1902 г. Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства», в «Салоне» и «Союзе»; выставляет и за границей: в Мюнхене, в Париже, в «Salon d’Automne», в 1906 г.на выставке русского искусства, устроенной С.П. Дягилевым , в Риме на международной выставке в 1909 г. и т. д. В первый период художественной деятельности Грабарь остается реалистом и примыкает к кружку московских пейзажистов, затем увлекается разрешением технических задач в живописи и становится крупнейшим представителем школы пуантелистов в России. В целом ряде больших картин и ярких этюдов он изображает русскую природу и дает мастерские «nature morte». В Третьяковской галерее имеются картины: «Луч солнца» (1900), «Февральская лазурь» (1904) и «Неприбранный стол» (1907); в музее Александра III: «Сирень и незабудки» (1905); в коллекции В. Гиршмана в Москве «Сентябрьский снег» (1903); «Плакучая береза» (1904) и «Хризантемы» (1905); в коллекции И.А. Морозова «Мартовский снег» (1904); в литературно-художественном кружке в Москве «Иней» (1906); в Национальной галерее в Риме «Утренний чай» (1904). Грабарь много писал об искусстве: в «Мире Искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др., текст в издании Кнебеля: «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоит; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого Кнебелем издания: «История русского искусства», а также ряда монографий: «Русские художники». В начале 1913 г. московской городской думой избран попечителем Третьяковской галереи. Кроме живописи, изучал в Мюнхене и архитектуру. По его проектам в 1912 — 13 годах выстроен в Химках, около Москвы, целый больничный городок «Захарьинская больница». — См. Александр Бенуа , «Русская школа живописи»; И. Остроухов и С. Глаголь, «Художественная галерея П. и С. Третьяковых». С. Р-ва.
. смотреть
ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960) — российский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н. Д. Зелинский», 1932). Руководитель издания первой научной «Истории русского искусства» (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941).
. смотреть
ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
Граба́рь Игорь Эммануилович (1871, Будапешт 1960, Москва), живописец, искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943). смотреть
ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ
Грабарь Игорь Эммануилович (25. 3. 1871, Будапешт, — 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действите. смотреть
ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (18711960)
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960), российский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н. Д. Зелинский», 1932). Руководитель издания первой научной «Истории русского искусства» (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941). смотреть
ГРАБАРЬ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (18711960)
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871-1960) , российский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н. Д. Зелинский», 1932). Руководитель издания первой научной «Истории русского искусства» (1909-16); монографии о русских художниках. Один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941). смотреть
ГРАБАРЬ ИГ. ЭММ
ГРАБА́РЬ Иг. Эмм. (1871-1960) — живописец, иск-вовед, реставратор, организатор охраны памятников иск-ва и архитектуры, педагог. Нар. художник СССР (1956), д. чл. АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в Петерб. АХ (1894-96), в школе А. Ажбе (Мюнхен, 1896-98, по окончании там же преподавал), многократно путешествовал по Зап. Европе, США, Египту, Турции. Чл. объединений «Мир иск-ва» (1902), «Союз рус. художников» (1903), «Осенний салон» (1906, Париж). Раннее творчество обнаруживает влияние югендстиля («Дама с собачкой», 1899); манера лирич. пейзажей и натюрмортов 1901-08 импрессионистична («Сентябрьский снег», 1903; «Февральская лазурь», 1904; «Мартовский снег», 1904; «Хризантемы», 1905). Работал как архитектор (б-ца «Захарьино» под Москвой).В сов. время писал пейзажи, портреты деятелей культуры (С. А. Чаплыгина, 1935, и др.), историко-рев. картины («Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина», 1938).
Проницательный и тонкий историк иск-ва и худож. критик, Г. активно выступал в печати с 1899, стремясь распространять в России науч. принципы иск-вознания. Инициатор издания, автор важных разделов и ред. первой «Истории русского искусства» (тт. 1-6, 1909-16), где впервые подробно описал творчество лучших мастеров рус. архитектуры от петровской эпохи до сер. 19 в. Многие его интуитивные предположения подтвердились позднейшими исследованиями, и труд Г. полностью сохраняет актуальность до наст. времени. Ст. «Москва и Петербург» впервые подчеркивает разницу в градостроит. подходах двух столиц России. Автор монографий о творчестве И. И. Левитана, В. А. Серова и др.; один из авторов сов. «Истории рус. иск-ва» (т. 1-13, 1953-69), дир. Ин-та истории иск-в АН СССР (с 1944), проф. МГУ (с 1921), преподавал также в Моск. худож. ин-те (дир. в 1937-43), Ленингр. ин-те живописи, скульптуры, архитектуры (дир. в 1943-46).
В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где разработал принципы создания музея нового типа. В 1913-16 благодаря деят-ности Г. коллекция галереи пополнилась многочисл. произв. совр. рус. художников, ныне считающихся классиками отечеств. иск-ва: большая серия рисунков В. Серова, новые работы М. Сарьяна и Н. Гончаровой; приобретение портретов деятелей иск-ва и культуры того времени стало началом отд. коллекции музея. Г. был не только попечителем галереи, но создал научн. экспозицию по собств. плану, в 1917 под ред. Г. издан каталог, отразивший полный состав собрания, итоги экспозиционной работы музея и атрибуцию произведений. В 1917 Г. стал инициатором создания «Союза деятелей худож. хранилищ» и его первым председателем. «Союз» ставил задачи создания всерос. профсоюза деятелей худож. музеев «для достижения условий, благоприятствующих развитию музейного дела в России». В 1918 принимал участие в музеефицировании крупнейших моск. худож. собраний. Открыл мн. произв. рус. иск-ва 11-14 вв., в исследованиях к-рых ставил вопросы их соотнесения с проблемами происхождения и развития нац. худож. школы.
Родоначальник школы реставрации иконописи (по методике Г. работают доныне); основоположник системы и методики охраны и науч. реставрации памятников иск-ва, инициатор создания и рук. Центр. реставрац. мастерских (1918-30, дир.; с 1944 — рук.), к-рым присвоено его имя.
Соч.: И. И. Левитан. Жизнь и творчество. М., 1913 (совм. с Глаголем); И. Е. Репин. М., 1963-64. Т. 1-2; О др.-рус. иск-ве. М., 1966; О рус. архитектуре. М., 1969; В. А. Серов. 2-е изд. М., 1980; Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994, и мн. др.
Лит.: Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. М., 1964. Игорь Эммануилович Грабарь. Выставка / Авт. вст. ст. О. И. Подобедова. М., 1971; Егорова Н. В. И. Э. Грабарь. М., 1971.
Видео:Об Игоре Грабаре и Третьяковской галерееСкачать
Игорь Эммануилович Грабарь
Фото Все
Видео Все
Картины жизни Игоря Грабаря. Документальный фильм (2017)
Спасённые шедевры России. Игорь Грабарь | History Lab
Экскурсия по выставке «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения”.
Видео:Игорь Грабарь -ИНЕЙ-Скачать
Игорь Грабарь — биография
Игорь Грабарь – русский и советский живописец, которого часто называют «художником русской зимы». Вел активную общественную деятельность по популяризации искусства, внес большой вклад в реставрацию и сохранение культурного наследия страны.
В 2021 году исполнилось 150 лет со дня рождения российского и советского художника Игоря Грабаря. Вся жизнь этого удивительного человека была связана с творчеством: он создавал великолепные пейзажи, реставрировал старинные полотна, вел научную деятельность.
Даже далекие от искусства люди знают его картину «Февральская лазурь», репродукцию которой включали в советские учебники и хрестоматии. Мастер заставил мир по-новому взглянуть на импрессионизм, добавив в него ни с чем не сравнимую индивидуальную трактовку.
Детство и юность
Живописец родился 21 марта 1871 года в столице Венгрии. Отец мальчика, Эммануил Грабарь, в те годы строил успешную политическую карьеру: в конце 1860-х он был избран в депутаты венгерского парламента. Его супруга Ольга вела общественно-просветительскую работу, за что позднее оказалась в числе ключевых обвиняемых по политическому делу, возбужденному австрийскими властями. Преследование русских в Галиции теперь принято называть «процессом Ольги Грабарь».
Будучи депутатом, Эммануил Иванович активно выступал против мадьяризации славянского населения. Разумеется, это очень не нравилось венгерским властям, которые подвергали гонениям инакомыслящих. Когда угроза тюремного заключения стала более чем реальной, парламентарий был вынужден покинуть Венгрию. Приютом для Эммануила Грабаря и его семьи стала историческая родина – Россия.
Оказавшись в Рязанской губернии, Игорь поступил в школу Егорьевска. К тому времени стало ясно, что мальчик необычайно талантлив в рисовании. Впервые вдохнув запах масляных красок, юноша почувствовал, что счастье переполняет его: более сладостного аромата он не ощущал всю свою дальнейшую жизнь. Грабарь сблизился с учителем рисования, в мастерской которого проводил часы, «изводя тонны бумаги».
Игорь Грабарь
Получив начальное образование, будущий художник стал студентом лицея цесаревича Николая. Это был непростой период в биографии молодого человека: он оказался среди детей состоятельных родителей, которые то и дело насмехались над его бедностью. Студенческие годы не были для Грабаря счастливыми – окончив лицей, он смог наконец вздохнуть с облегчением.
Единственное, что радовало юношу – появившаяся возможность прикоснуться к искусству. В те годы в Москве часто проходили различные выставки, куда со всех ног устремлялся молодой живописец. Он мог часами бродить по галереям, наслаждаясь полотнами великих мастеров: Репина, Перова, Куинджи и Крамского. Игорь буквально растворялся в каждом холсте, пытаясь проникнуть как можно глубже и понять замысел автора в мельчайших деталях.
На выходных лицеист неизменно отправлялся в Третьяковскую галерею, где знакомился с людьми из мира искусства. В Московском обществе любителей художеств тогда были рисовальные классы, куда записался начинающий творец.
Несмотря на нелюбовь к лицею, учебу Игорь закончил на отлично, и даже получил золотую медаль. После перебрался в Северную столицу, где поступил на юридическое отделение Петербургского университета. «Город белых ночей» пленил молодого человека на всю оставшуюся жизнь.
В отличие от лет, проведенных в лицее, об университетских годах Грабарь отзывался с теплотой и ностальгией. Параллельно с юриспруденцией студент изучал историю и филологию, составлял биографии художников, писал рецензии и обзоры на работы живописцев. Петербург словно окрылил юношу, дал силы двигаться в нескольких направлениях: изобразительном искусстве, литературе, науке. В этот же период творчество Игоря начало приносить первые плоды.
Раннее творчество
Первая получившая признание работа Грабаря — картина «Крыша под снегом», созданная им в 1889 году. По совету учителей начинающий художник поступил на обучение к прославленному преподавателю Павлу Чистякову, под чьим крылом когда-то выросли Врубель, Серов и Репин. Окончив университет в 1894 году, молодой человек стал студентом Академии художеств.
Художник Игорь Грабарь
После года обучения Игорю выпала возможность отправиться в заграничную поездку. Побывав в Германии, Франции и Италии, восторженный художник воочию увидел шедевры великих мастеров прошлых столетий. Его восхищала венецианская живопись и все, что связано с итальянской культурой.
Но главным, что захватило сознание путешественника, стал парижский импрессионизм. Побывав в лавке известного арт-дилера Амбруаза Воллара, Грабарь открыл для себя творчество Ван Гога, Сезанна, Гогена.
Вернувшись в Россию, художник усомнился в необходимости продолжать образование в Академии. Теперь он смотрел на живопись совершенно другими глазами. Какое-то время Игорь посещал популярную тогда художественную студию Репина, но вскоре покинул и ее. Талантливый парень осознавал, что академическое обучение уничтожает в нем свежесть мысли и естественность исполнения. Искать иной преподавательский подход молодой человек вновь отправился в Европу.
Оказавшись в Мюнхенской мастерской Антона Ашбе, Грабарь наконец ощутил себя «в своей тарелке». В первые же месяцы он завоевал доверие директора, который вскоре назначил его старостой класса и поручил заниматься с новичками. Впоследствии Игорь Эммануилович стал руководителем одного из филиалов мастерской.
В Мюнхене живописец прожил около пяти лет – с 1896-го по 1901-й год. Здесь он создавал полотна, учил студентов, изучал работы скульпторов, архитекторов, живописцев. После поездки в Париж вдохновленный творец окончательно осознал, что будет развиваться только в сторону импрессионизма.
Художник, искусствовед и архитектор
После посещения парижской художественной выставки в 1900 году Грабарь многое переосмыслил. Он понял, что истинный художник должен переносить на холст родные ему реалии. В своих мемуарах Игорь Эммануилович писал, что, увидев на выставке полотна Мане, Курбе и Милле он укрепился в желании изображать близкую сердцу жизнь.
«Луч солнца»
Вернувшись из поездки, живописец вступил в творческий союз «Мир искусства». С его основателями он начал сотрудничать еще в мюнхенский период, а теперь стал полноправным членом объединения. Грабарь писал критические обзоры и рецензии выставок, которые пользовались авторитетом в мире творческих людей. Поначалу Игорь переживал, что в сознании общественности он представляется лишь критиком, и в качестве художника его вряд ли воспримут. Эти тревоги оказались совершенно беспочвенными: на очередной выставке «Мира искусства» в 1902 году он выставил десять полотен, каждое из которых публика приняла благосклонно. Успех закрепила покупка картины «Луч солнца» Третьяковской галереей.
Основой работы «Мире искусства» была популяризация изучения собственных корней каждым его членом. Увлеченный этой идеей, Грабарь стал все глубже изучать искусствоведение. Главным ориентиром художника стал Александр Бенуа, создавший труд «История русской живописи в ХIХ веке». Работа же Игоря Эммануиловича называлась «История русского искусства», изначально опубликованная издательством Иосифа Кнебеля. Этот труд стал главнейшим достижением в искусствоведческой деятельности автора. После выхода книги Грабарь был признан крупным российским искусствоведом и сильным специалистом по русской живописи.
Разумеется, творческая биография художника не была идеально гладкой. Занимаясь научной работой, он ловил себя на мысли, что упускает себя, как живописца. Он даже писал, что с радостью скинул бы груз архивов, исторических справок и прочих исследований, чтобы заняться любимым делом. Но совмещать искусство и науку об искусстве все же пришлось.
После проведения масштабной экспозиции собственных работ в 1909 году Игорь Эммануилович полностью отдался научной и архитекторской работе, поэтому почти пять лет не прикасался к палитре. Его знакомая, вдова врача Г. Захарьина искусствовед спроектировал мемориальный больничный комплекс, посвященный памяти умершего наследника семьи Захарьиных. В результате получилось здание, в котором четко прослеживалась увлеченность автора стилем итальянского архитектора Андреа Палладио.
Архитектура не стала основным видом деятельности Игоря: вскоре он вновь погрузился в «Историю русского искусства». К 1914 году было выпущено уже пять частей научного цикла. Помимо этого, писатель трудился над монографиями о знаковых русских живописцах.
Во время революции издание «Истории» прекратилось, но автор о своем детище не забыл. Много лет спустя, уже в советские годы, Грабарь вернулся к этому масштабному труду. В середине 1950-х выпуск многотомной научной работы возобновился.
В 1913 году Игорь Эммануилович возглавил попечительский совет Третьяковской галереи. На этой высокой должности живописец проработал до 1925 года.
Мало кто знает, что именно Грабарь способствовал тому, что частная галерея Третьяковка преобразовалась в огромный музей всесоюзного значения. Руководитель провел реформы, касающиеся размещения полотен, что вызвало неоднозначную реакцию в творческом сообществе. Войдя в обновленные залы Третьяковки, Суриков увидел свою «Боярыню Морозову» и обомлел. Теперь картина располагалась так, что каждую ее деталь можно было увидеть издалека, сквозь анфиладу музейных залов. Восторженный автор поклонился Игорю Эммануиловичу до земли.
Однако не все поддержали нововведения. Противники реформ, в частности, бывший руководитель Илья Остроухов, настаивали на возвращении прежних порядков. Спор в итоге выиграл Грабарь, но это стоило ему огромных моральных сил.
Позже новый попечитель провел полную инвентаризацию и начал работу над составлением каталога. Это была кропотливая, затратная по времени работа, но Грабарь принялся за нее с огромным энтузиазмом. Являясь невероятно увлекающимся человеком, он полностью погрузился в атрибуцию полотен, происхождение которых до сих пор вызывало вопросы.
Снег и иней
Со временем деятельность «Мира искусства» сошла на нет и объединение распалось. Художник решил перебраться в теткино имение Титово под Тулой. Именно в этот период Грабарь нашел тему, ставшую символом всего его творчества – снег и иней. Картины с «бриллиантовыми кружевами» являются своего рода визитной карточкой мастера.
В глубинке автор завел знакомство с состоятельным и гостеприимным живописцем Николаем Мещериным. В течение пятнадцати лет Грабарь ездил в гости к своему другу в его имение Дугино, где особенно хорошо писались картины на снежные темы. Здесь же художник устроил свою личную жизнь, женившись на племяннице Мещерина Валентине. Супруга подарила мастеру двоих детей – Ольгу и Мстислава.
В советский период
Отгремела Октябрьская революция, нанесшая разрушительный удар по самым разным сферам – от экономики до искусства. С новой властью Игорь Эммануилович смирился, и даже начал сотрудничать. Главной своей задачей искусствовед считал спасение и реставрацию пострадавших картин. При участии живописца был создан государственный музейный фонд и проведена национализация художественных собраний с их дальнейшим распределением по музеям. С последним Грабарь согласился, так как это был единственный шанс сохранить культурное наследие.
Параллельно деятель работал в Академии истории, возглавлял художественно-постановочный отдел Малого театра, преподавал в Московском университете. Продолжая руководить Третьяковской галереей, Игорь Эммануилович проводил в ее залах уникальные выставки и экспозиции. К тому времени мастера считали высочайшим профессионалом не только на родине, но и в европейских странах. Его часто приглашали в качестве эксперта на всевозможные мероприятия, проводимые по всему миру. В конце 1920-х Грабарь стал первым лауреатом только что учрежденного звания заслуженного деятеля искусств.
Игорь Грабарь пишет картину
С годами искусствоведу становилось все сложнее заниматься сразу несколькими направлениями. Тогда он сосредоточился на реставрационной деятельности, благо, работы в этой сфере в те годы было предостаточно. Ради этого занятия художнику пришлось оставить руководство Третьяковкой и преподавание в Московском Государственном университете.
В 1930-м году Игорь Грабарь достиг пенсионного возраста, после чего смог наконец вернуться к написанию картин. Полностью отдаться любимому делу все же не вышло: искусствоведческую и общественную деятельность живописец вел до последних дней.
До выхода на заслуженный отдых мастер посетил Соединенные Штаты, где презентовал свою экспозицию из двадцати полотен. На творческом пути Грабаря были и ангажированные работы, за которые его нередко критиковали. В 1920-30 году художник увлекся созданием портретов – этот период стал значимой частью его биографии.
На протяжении жизни автор создавал монографии своих предшественников, и вот, пришло время написания автомонографии. Произведение «Моя жизнь» увидело свет в 1937 году. В этот же период создатель закончил работу над монографиями Серова и Репина. Позже стал руководителем Московского государственного художественного института.
Во время Великой Отечественной войны Игорь Эммануилович находился в эвакуации на территории Грузии. В 1942-м был назначен на должность руководителя комиссии по учету и охране исторических памятников.
В 1943-м Грабарю было уже за семьдесят, но о спокойной стариковской жизни он и не помышлял. Живописец стал руководителем Института живописи, архитектуры и скульптуры, позже попал в члены Академии наук СССР. После войны был назначен на пост директора НИИ истории искусств при АН СССР, в создании которого принимал непосредственное участие.
В 1947 году при содействии эксперта Грабаря были инициированы реставрационные работы на территории Андроникова монастыря. Позже здесь был открыт Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
Игорь Грабарь возглавил Государственные центральные реставрационные мастерские, оставаясь на этом посту до последних дней жизни.
Личная жизнь
Женившись на «тициановской барышне» Валентине, Грабарь обрел истинное счастье. Супруга подарила живописцу дочь Ольгу и сына Мстислава. Оба наследника выбрали далекие от творчества специальности математика и биохимика.
Герои многих картин Грабаря – его любимая жена и дети. Самыми известными полотнами стали «За самоваром», «Портрет жены художника», «За чтением», «Зимой». Судя по тому, с какой любовью автор изображал домочадцев, его личная жизнь тогда была счастливой.
Игорь Грабарь с детьми
Однако беда не заставила себя ждать. Вследствие гормонального заболевания Валентина начала терять рассудок. Несколько раз ее отправляли на лечение, но положительных результатов не было. Вернувшись в очередной раз из клиники для партработников, женщина вела себя странно, была сама не своя. В конце концов супруга творца попросту исчезла, не оставив семье ни единого шанса найти ее.
Игорь Грабарь с семьей
После ухода супруги Грабарь попросил ее сестру Марию помочь с воспитанием детей. Впоследствии женщина стала второй женой живописца.
Смерть
Игорь Грабарь прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Он скончался в 1960 году, не дожив до 90-летнего юбилея всего год. Последнее пристанище художник обрел на Новодевичьем кладбище.
Мемориал Игоря Грабаря
Супруга Мария пережила мужа всего на четыре года и была похоронена рядом с ним.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
🎥 Видео
Об Игоре Грабаре и Поле СезаннеСкачать
Спасённые шедевры России. Игорь Грабарь | History LabСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№52 - Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».)Скачать
Игорь ГрабарьСкачать
Игорь ГРАБАРЬ "Гололедица"Скачать
"Декабрь. Святки". Петр Чайковский. Картины. Игорь ГрабарьСкачать
Игорь Грабарь -Мартовский снег-Скачать
Сочинение по картине 4 класс И.Э. Грабарь "Февральская лазурь"Скачать
Игорь Грабарь -ПРАЗДНИК ЖЕМЧУЖНЫХ БЕРЕЗ-Скачать
ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ — описание картины И. ГрабаряСкачать
Игорь Грабарь -Белое на белом-Скачать
А. A. Зализняк: История русского ударенияСкачать
"Картины жизни Игоря Грабаря". Документальный фильм (2017) @SMOTRIM_KULTURAСкачать
Игорь Грабарь "Весенний ветер" #shortsСкачать
Официальное видео выставки / ИГОРЬ ГРАБАРЬСкачать
Игорь Грабарь. Утренний чай. 1917Скачать