- Тест по былине «Садко» 6 класс
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Эпитет
- Презентации к урокам презентация к уроку по литературе (5, 6, 9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- 📽️ Видео
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№15 - Изобразительно-выразительные средства языка.)Скачать
Тест по былине «Садко» 6 класс
Вставал Садко поутру ранёшенько,
Поглядит: идёт триста девушек красныих.
Он перво триста девиц пропустил,
И друго триста девиц пропустил,
И третье триста девиц пропустил,
Позади шла девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка,
Брал тую Чернаву за себя замуж.
Как прошёл у них столованье почестен пир.
Как ложился спать Садко во перву ночь,
Как проснулся Садко на Новее-граде,
О реку Чернаву на крутом кряжу;
Как поглядит – ажно бегут
Его черлёные корабли по Волхову.
Поминает жена Садка со дружиною во синем море:
— Не бывать Садку со синя моря! –
А дружина поминает одного Садка:
— Остался Садко во синем море!
А Садко стоит на крутом кряжу,
Встречает свою дружинушку со Волхова.
Тут его дружина сдивовалася:
— Остался Садко во синем море,
Очутился впереди нас во Нове-граде,
Встречает дружину со Волхова!
Встретил Садко дружину хоробрую
И повёл в палаты белокаменны.
Тут его жена зрадовалася,
Брала Садка за белы руки,
Целовала во уста во сахарные.
Начал Садко выгружать со черлёных со кораблей
Именьице – бессчётну золоту казну.
Как повыгрузил со черлёныих кораблей,
Состроил церкву соборную Миколе Можайскому.
Не стал больше ездить Садко на сине море,
Стал поживать Садко во Нове-граде.
А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) сказка 2) повесть 3) быль 4) былина
А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
является кульминацией сюжета
является завязкой сюжета
А3 . В честь кого Садко построил соборную церковь?
А4 . Когда оказался в Нове-граде Садко?
позже своей дружины
через год после описываемых событий
через месяц после описываемых событий
раньше своей дружины
А5 . К какому социальному сословию принадлежит Садко?
1) военный 2) купец 3) мещанин 4) крестьянин
В1. Укажите художественно-выразительное средство, характерное для устного народного творчества и используемое в следующих словосочетаниях: «девица-красавица», «дружину хоробрую», «палаты белокаменны», «сине море»
В2 . Назовите лексическое средство, с помощью которого воссоздаётся быт прошлого: «ажно бегут», «со черлёныих кораблей», «сдивовалася»
В3 . Из строфы, начинающейся со слов «А Садко стоит…», выпишите название места, из которого прибыла дружина Садко.
В4. В строфе, начинающейся со слов «Встретил Садко…» , найдите словосочетание, которое описывает действия жены Садко после встречи с мужем.
С1. Какие приметы фольклорного произведения, использованные в данном фрагменте, можно отметить?
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- Шипилова Елена ВладимировнаНаписать 2556 13.07.2018
Номер материала: ДБ-013540
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 13.07.2018 201
- 13.07.2018 1031
- 12.07.2018 2454
- 10.07.2018 1758
- 09.07.2018 401
- 09.07.2018 2257
- 06.07.2018 255
- 05.07.2018 945
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:РУССКИЙ ЯЗЫК | Средства художественной выразительности. Первая часть. Подготовка к ЕГЭ.Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, аллегория, сравнение, метафораСкачать
Эпитет
2. Классификация эпитетов…………………………………………5
3. Стилистическая роль эпитетов в русских народных сказках…..6
Список использованной литературы………………………………10
В 5 классе мы продолжили изучение средств выразительности, в частности, эпитетов. Мы обнаружили, что не все ребята понимают, что такое эпитеты. Еще мы увидели, что эпитеты играют большую роль в русских народных сказках. В 6 классе работа с эпитетами продолжится, а некоторые ребята не умеют находить их в текстах художественных произведений, не видят их стилистической роли. Именно этим обусловлен интерес к данной теме.
Мы предполагаем, что эпитеты играют важную роль в сказках, делают их красивее, понятнее, интереснее.
Выяснить роль эпитетов в русских народных сказках.
1) изучить научную литературу об эпитетах и их роли в русских народных сказках;
2) описать эпитеты из русских народных сказок;
3) определить роль эпитетов в русских народных сказках.
Объектом исследования являются эпитеты, зафиксированные в сборнике русских народных сказок (автор-составитель ).
Предметом изучения являются стилистические функции эпитетов.
Методы исследования. Для достижения намеченной цели использовались следующие методы исследования: анализ научной и справочной литературы, аналитические чтение, лингвистический анализ, статистический метод.
Практическая значимость работы. В перспективе данная работа может быть использована на уроках литературы в 5-6 классах, на факультативных занятиях, при подготовке к олимпиадам.
1. Что такое эпитет
Одним из самых ярких средств выразительности, используемых в устном народном творчестве, является эпитет. Из курса начальной школы нам известно, что это прилагательное в переносном значении, которок создает образ. Изучим подробнее определение понятия и обратимся с этой целью к различным источникам.
Толковый словарь , к которому мы обратились в первую очередь, дает следующее определение термину: «В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный эпитет (в народной словесности, например синее море, златые кудри). Нелестный эпитет (переносное: о неодобрительной характеристике кого — чего — нибудь)» [5, 847 с.]. Литературный энциклопедический словарь под редакцией уточняет и расширяет наше представление об эпитете: «.. Один из тропов, образное определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным, глаголом. В отличие от логического определения, которое выделяет данный предмет из многих (тихий звон), эпитет выделяет в предмете одно из его свойств («гордый конь»), либо-как метафорический эпитет — переносит на него свойства другого предмета («живой след»). Народно-поэтическое творчество знает обычно постоянный эпитет, отличающийся простотой и неизменностью («добрый молодец», «чистое поле», «красна девица»)» [2, 513 с.]. Очень много интересного об эпитете как термине узнали мы и из Терминологического словаря (сложная, но очень интересная книга!) «Выразительные средства современной русской речи» . Автор, в частности, пишет: «Эпитет-уточняющее определение, подчиненное задаче художественного изображения и эмоционально-образной интерпретации объекта» [4, 899 с.]. Очень интересным в этом словаре нам показалась представленная автором классификация эпитетов по значению — цветовые, звуковые, оценочные эпитеты, а также эпитеты, «дающие психологическую, поведенческую, портретную характеристику лица, либо характеризующие объекты по форме, размеру, температуре и т. д…» [4, 900 с.]. В учебнике «Культура русской речи» мы узнали о силистической функции эпитета, который, как пишет лингвист, «отличается от простого сравнения художественной выразительностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем» [10, 134 с.]. Большой интерес при изучении данного вопроса вызвала у нас и книга известного педагога «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи». «Эпитеты — это все красочные определения, выраженные прилагательными», — пишет автор. Ученый призывает изучать эпитеты с разных позиций, предлагая при этом различные классификации: «Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими… В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими… С генетической точки зрения их можно разделить на общеязыковые (гробовое молчание, молниеносное решение), индивидуально-авторские (холодный ужас, изнеженная небрежность, леденящая вежливость), народно-поэтические (красная девица, добрый молодец»). Последние называют также еще постоянными, т. к. словосочетания с ними приобретают в языке устойчивый характер» [3, 52 с.].
Из Энциклопедического словаря юного филолога мы также узнали о том, что такое постоянный эпитет — «эпитеты, постоянно сопровождающие определенное существительное» [12, 346 с.].
Все изученные нами источники подчеркивают огромную роль эпитетов в произведениях фольклора, в частности, в сказках: «Эпитеты – одно из главных средств художественной выразительности былин и песен, сказаний и легенд» [11, 697 с.]. Также все справочники и словари указывают на то, что эпитетами в художественном тексте могут быть не только прилагательные. И в этом мы убедились, обратившись к текстам сказок. Например, в сказке «Баба-Яга и ягоды» для передачи настроения девочки, у которой Баба-Яга отобрала собранные ягоды, используется эпитет «горько заплакала», выраженный наречием [8, 97 с.]. А в сказке «Василиса Прекрасная» героиня, красоте которой завидовали мачеха и сестры, мучили всевозможными работами, «все переносила безропотно» (эпитет, опять же, выражен наречием) [8, 107 с.].
Таким образом, мы расширили наше представление об эпитетах, узнали, что, во-первых, это определение, рисующее художественный образ, во-вторых, эпитет чаще всего выражен прилагательным в переносном значении, реже –наречием.
2. Классификация эпитетов
Познакомившись с различными определениями эпитетов мы поняли, что их можно разделить на группы в зависимости от того, каким образом выражается авторская оценка в произведении: изобразительные и выразительные.
К изобразительным относят те, при помощи которых рисуются, изображаются герои сказок. Например, очень часто в сказках мы встречаем выражения: «красная девица», «красота невоображаемая», «добрый молодец» и многие другие. Всё это образы героев русских народных сказок. Если речь идёт об описании девицы, то она непременно будет красивой, мудрой, доброй, трудолюбивой. Если на страницах сказки мы встречаем молодца, то он обязательно будет добрым, сильным, смелым. Даже если в начале мы встречаем Иванушку-дурачка, то к концу сказки он становится «добрым молодцем». В этом выразилось отношение русского народа к сказочным героям, любование молодыми, красивыми, сильными и успешными людьми.
Выразительные эпитеты определяют отношение к описываемым предметам и явлениям. Например, положительную оценку несут эпитеты
«ясен сокол», «зеленый сад», «серебряный дворец», «добрый конь», «зеленый луг», «сизокрылый орёл», «красное солнышко», «дремучий лес», «море широкое», «златопёрый ёрш», «богатырские кони», «тихий пруд», «белокаменные палаты» и т. п.
Отрицательное отношение к изображаемому выражается при помощи эпитетов «тучи черные», «гроза страшная», «старая кляча», «паршивый жеребенок», «голос скрипучий», «лютые звери», «темные люди», «дурные мысли», «худая речь», «избушка кособокая».
В своей работе мы предприняли попытку создать свой толковый словарь эпитетов (Приложение 1), в котором наглядно представлены изобразительные и выразительные функции эпитетов, положительное и отрицательное отношение к изображаемому.
3. Стилистическая роль эпитетов в русских народных сказках
Прочитав 26 сказок, мы убедились в том, что эпитеты позволяют сделать ярче и выразительнее образ изображаемых явлений, предметов. Так, в сказке «Белая уточка» эпитеты позволяют зримо представить героев и их впечатления: «Стань, белая береза, у меня позади, а красная девица –впереди»! Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню». Эпитет «красная» как нам стало известно, означает не только красивую девушку, но и «связан с понятием добра, высоких нравственных качеств, совершенства», если в сказках используется этот эпитет, то он относится к незамужней девушке, чьей-то возлюбленной, которая «наделена глубокими чувствами, страдает, тоскует, редко счастлива» [7, 287 с.]. Молодая княгиня из сказки «Белая уточка» действительно добрая, трудолюбивая, терпеливая, страдает в разлуке с любимым, подвергается домогательствам темных сил.
В сказке «Волшебная дудочка» эпитеты рисуют положительный образ главной героини: «В стародавние годы жили были муж с женой. И росла у них дочка пригожая. Глядя на нее, люди радовались: со всеми девушка приветливая, ласковая, обходительная». Эпитет «пригожий» в сказках используется для характеристики не только привлекательных внешне героев, красивых, но и добрых, сердечных, дружелюбных и вообще хороших.
Но эпитеты выполняют и другие роли в русских народных сказках.
Подчеркивают какие-то характерные признаки и свойства описываемого объекта. Приведем примеры: «Вышел солдат из дворца, забрел в дремучий лес, сел под кустик, задумался-закручинился: «Ах, дух нечистый! Все из-за тебя пропадаю!» (Сказка «Елена Премудрая») [8, 108 с.]. .Дремучим лесом на Руси называли глухой темный лес, непроходимый, страшный. Слово дремучий этимологически связано с глаголом дремать, значит, дремучий — это еще и никем не потревоженный лес, спящий, безлюдный. Обычно с героями, попадающими в дремучий лес, происходят различные чудеса, встречи с чудовищами, как в сказке «Елена Премудрая».
Также эпитеты поясняют, уточняют признаки, отличающие предмет (например, цвет, размер, запах). Например, в сказке «Баба-Яга» как раз представлена такая функция эпитетов: «Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, а в избушке сидит Бабьа-Яга, костяная нога, холст ткет». При слове костяная нога каждый читатель, конечно же, представляет лесную старуху-волшебницу, пожирающую людей. И избушка на курьих ножках в воображении всех читатателей сказок окружена забором из человеческих костей, а на заборе-черепа человеческие.
Прочитав сказки, мы убедились и в том, что эпитеты позволяют автору выразить свое отношение к описываемому явлению, дать свою оценку и передать это восприятие читателям. Например, «Стал было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе». («Лихо одноглазое»)
Помогают создать живое представление о предмете. Так, в сказке «Марья Моревна» читаем: «Только пришли во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок и влетел к ним в горницу ясен сокол. Ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит…»
Создают определенную атмосферу, вызывают нужное эмоциональное состояние. Например, «берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег чёрт. И ходил каждую ночь. Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег и закричит…» («Черт и мужик»)
Формируют у читателей определенное отношение к явлению, предмету или герою. Примеры: «Казак не стал долго раздумывать, отдал старику бочонок, а себе взял меч-саморуб, сел на коня и вздумал к королю вернуться. А под стольный город того короля подошел сильный неприятель; казак увидал рать-силу несметную, махнул на нее мечом:
— Меч-саморуб! Сослужи-ка службу; поруби войско вражее». («Царевна змея».
Чтобы оценить роль эпитетов в отдельно взятой сказке, нами был проведен эксперимент. Мы внимательно прочитали сказки «Иван Быкович», «Иван Запечин» и «Василий сын», выписали все эпитеты и определили стилистическую функцию каждого из них. Данные нашего эксперимента представлены в приложении 2, из которого видно, как велика роль данного тропа в создании образов и авторского отношения к изображаемому.
Таким образом, роль эпитетов в художественной литературе бесценна. Именно эти выразительные слова делают сказки, которые все мы любим с раннего детства, живыми, увлекательными, способными вызвать самые яркие эмоции, настроения, оценки.
Таким образом, проведя исследование, мы пришли к слудующим выводам:
во-первых, эпитет-это определение, рисующее художественный образ, чаще всего выраженный прилагательным в переносном значении, реже –наречием;
во-вторых, по значению эпитеты можно разделить на группы в зависимости от того, каким образом выражается авторская оценка в произведении: изобразительные и выразительные;
в-третьих, эпитеты в сказках выполняют важные стилистические функции — позволяют сделать ярче и выразительнее образ изображаемых явлений, предметов, подчеркивают какие-то характерные признаки и свойства описываемого объекта, поясняют, уточняют признаки, отличающие предмет (например, цвет, размер, запах), создают определенную атмосферу, вызывают нужное эмоциональное состояние, а также формируют у читателей определенное отношение к явлению, предмету или герою.
Список использованной литературы
1. Теория фольклора. Курс лекций.-М., 1996. — 408 с.
2. Литературный энциклопедический словарь (Под общей редакцией и др.)-М.: Советская энциклопедия, 1987.-752 с.
3. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя.-2-е изд., испр.- М.: «Русское слово –РС», 2005.-208 с.
4. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь.-3-е изд., испр. и доп.-Ростов на /Д:Феникс, 2007.-940 с.
5. Ожегов, русского языка: Ок. 53000 слов/; Под общ. ред. проф. .- 24-е изд., испр.-М.: дом «ОНИКС 21 век»: «Мир и Образование», 2005.- 896 с.
6. Российский энциклопедический гуманитарный словарь. Т 1: А-Ж/. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.-688 с.
7. Российский энциклопедический гуманитарный словарь. Т 2: З-О/. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.-720 с.
8. Русские народные сказки. Т.1/Сост., авт. вступ. статьи и коммент. .-М.: Современник, 1987.-509 с.
9. Русские народные сказки. Т.2/Сост., авт. вступ. статьи и коммент. .-М.: Современник, 1987.-489 с.
10. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.-2-е изд.- М.: «Русское слово –РС», 2005.-336 с.
11. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык.-3-е изд., перераб. и доп./Гл. ред. .-М.: Аванта+, 2001.-704 с.
12. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. .- М.: Педагогика, 1984.-352 с.
Толковый словарь эпитетов
Белая береза — белоствольная береза, со времен язычества символ русской земли.
Белокаменные палаты — палаты, состоящие из белого камня.
Белый свет –жизнь на Земле в данное время.
Благословенная скотинушка — домашние животные (здоровые, приносящие прибыль)
Богатырский конь — очень сильный, могучий конь.
Божий свет-жизнь на Земле
Булатный нож-нож из многослойной стали, крепкий и надежный
Быстрая реченька-река с быстрым течением
Волшебная книга — книга, обладающая магическими свойствами.
Волшебный ковёр — ковёр, обладающий магическими свойствами.
Высокая гора — гора, на которую очень трудно или невозможно забраться.
Глубокое море — море очень большое (глубокое).
Глухая полночь — полночь, когда царит тишина, спит всё, даже растения.
Горемычная доля-несчастная судьба
Горькие слезы — слезы, которые проливает герой из-за большого горя.
Грехи великие — смертные грехи.
Громким голосом — геройским голосом.
Добрая воля — герой делает что-то по собственной воле, а не по принуждению.
Добрая минута — минута отдыха или удачи.
Добрый конь — конь, который верно служит своему хозяину.
Добрый молодец — 1) физически сильный мужчина; 2) человек, внушающий доверие; 3) человек с высокими нравственными качествами.
Дремучий лес — очень густой лес.
Дурные речи – 1) нецензурная речь.2)неправда, ложь, вымолел.
Живая вода — вода, которая обладает свойством «вдыхать жизнь».
Звери лесные — звери, которые обитают в лесу.
Зеленый луг — луг гладкий, покрыт травой только зеленого цвета.
Зеленый сад — сад, в котором растут вечнозеленые, красивые деревья
Земля сырая — обычная земля.
Золотая клетка — клетка, сделанная из чистого золота.
Золотой трон — трон, сделанный из чистого золота.
Кипучий котел-котел, в котором кипит вода.
Кособокая избушка-старая, ветхая, покривившая ся от времени.
Красная девица — обычная девушка, ничем не хуже и не лучше других.
Красота ненаглядная — красота девушки, на которую невозможно не смотреть (очень красивая девушка).
Красное солнышко — 1) солнце на закате или рассвете; 2) очень яркое солнце.
Кровные денежки-заработанные собственным трудом.
Ласковое слово-приятное слуху.
Лютые звери-злые, способные съесть человека.
Мёртвая вода — вода, которая залечивает любые раны.
Нечистый дух — дух, который побуждает человека совершать грехи.
Облака-тучи черные — всё небо черное, ни единого просвета.
Огненная река — река, которая горит пламенем.
Паршивый жеребенок — самый неприглядный, но обладающий особыми свойствами.
Поле чистое — поле, где ничего нет, кроме травы.
Путь долгий-1) путь, который длится несколько суток; 2) путь в далекую страну.
Сизокрылый орёл — очень могучая и зоркая птица.
Синее море — море синего цвета.
Старая кляча — старой клячей называют коня отрицательные герои.
Старо-древние годы — время, когда государства русского еще не существовало.
Страшная гроза — непогода, гроза с великими громом и молнией.
Студеная водица-холодная вода.
Темные люди — необразованные, не обладающие элементарными знаниями.
Тихий пруд — пруд со стоячей водой.
Тридесятое царство — царство, которое находится далеко (за тридевять земель) от царства Русского.
Уста сахарные — уста прекрасной героини (героя), привлекательные, сладкие, как сахар.
Хрустальная вода — прозрачная, чистая.
Худая речь-неприятные слова, недобрые, злые, осуждающие.
Черная туча-темные грозовые тучи, несущие град, сопровождаемые молнией, вихрем.
Чудесный дворец — очень красивый дворец, имеющий весьма необычные архитектурные особенности.
Чужие земли — земли, находящиеся за пределами Русского государства.
Чудесный конь — конь, обладающий сверхъестественными свойствами.
Чужедальняя сторонушка — страна, находящаяся далеко от Российского государства.
Ясные зори-чистые, солнечные, без тумана, без росы.
Видео:Как БЫСТРО отличить метафору от эпитета? | RUSSMOСкачать
Презентации к урокам
презентация к уроку по литературе (5, 6, 9 класс) на тему
Слайдовые презентации предоставляют новые возможности для творческого развития учеников и их учителей, позволяют освободить от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения, проверить первые впечатления прочитанного
Видео:Художественно выразительные средстваСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_antoniy_pogorelskiy_chernaya_kuritsa_ili_podzemnye_zhiteli.ppsx | 107.46 КБ |
2 теста: часть А (выбор ответа), часть В (краткий ответ на вопрос), часть С (рассуждение) | 94.16 КБ |
_drevnerusskaya_literatura_slovo_o_polku_igoreve.ppsx | 121.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Видео:Уроки русского Слова как средства художественной выразительностиСкачать
Подписи к слайдам:
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители
1. Кто является главным героем сказки? Алёша
2. Сколько лет мальчику? 10 лет
3. Где жил Алёша? В Петербурге
4. Что скрашивает одиночество мальчика? Книги, дырки в заборе, через которые он мог смотреть на улицу, а особенно куры, в частности чёрная курица
5. Как Алёша спас курицу от смерти? Алёша дал империал, чтобы спасти Чернушку от неминуемой смерти
6. Как министр Чёрная курица отблагодарил Алёшу? Чернушка отвела Алёшу к подземному королю
7. Какое желание Алёша попросил исполнить у подземного короля? Алёша пожелал, чтобы, не учившись, всегда знать урок, какой бы не задали. Эта просьба удивила короля.
8. В чём Алёша не прав? Приносят ли ему радость успехи, к достижению если он не прикладывает никаких усилий? Он забыл о самом главном, что все человеку дается трудом. Только те знания, которые добываются трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять у человека, только они ему на пользу.
9. Почему стал изменяться характер Алёши? Он становится плохим товарищем, капризничает, бездельничает, когда другие учатся. Он присваивает себе то, что ему не принадлежит. Все похвалы он не заслужил.
10. Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко?
11. Нарушил ли Алеша условие, поставленное Черной курицей в начале сказки? Предал ли подземных жителей? Да, иначе он ничего бы не смог объяснить учителю. Но когда он стал объяснять, ему все равно никто не поверил
12. Почему пострадал именно министр Чёрная курица из – за Алёшиного предательства? Всегда страдает тот, кто любит. После предательства Алеши он закован в цепи, так как подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно министр Черная курица
13. Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Чёрная курица Алёшу? Как вы думаете почему? В последнюю прощальную встречу, министр Черная курица только плачет, прощает и уходит навсегда. Единственное, о чем он просит, чтобы Алеша исправился и стал бы опять таким же добрым мальчиком, каким был прежде.
14. Чем заканчивается сказка и почему именно так? Выскажите свое мнение. Сказка заканчивается болезнью Алеши, его выздоровлением, возвращением к жизни и к самому себе. Болезнь была необходима, так как очищает человека оттого, что было раньше. Это своего рода ритуал, после которого все проходит, человек переоценивает свои поступки и становится лучше.
15. В чем мудрость сказки? Какие жизненные уроки получил Алеша? Все достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье Свое слово нужно всегда держать, в том числе и уметь хранить секреты и тайны. Только такого человека уважают другие люди. Нужно уметь любить людей, ценить их. Всегда больше страдает тот, кто любит
16. Какие законы волшебной сказки соблюдены здесь? Какие не сказочные законы? Волшебное средство- семечко: помощник даритель – Черная курица; подземное царство, жители – это сказочные мотивы. Такие качества человека как гордыня, безделье, предательство являются реальностью. Мудрость Черной курицы в том, что он (министр) умеет быть благодарным и умеет прощать. Это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком
Предварительный просмотр:
Видео:Средства художественной выразительности. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет.Скачать
Подписи к слайдам:
« Вольга и Микула Селянинович » Тест 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1-А5 ; В1-В4 ; С1 Как орет в поле оратай посвистывает, А бороздочки он да пометывает , А пенья-коренья вывертывает, А большие-то каменья в борозду валит. У оратая кобыла соловая, Гужики у нее да шелковые, Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красна золота. А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются; У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя. У оратая сапожки зелен сафьян: Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту-пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйцо прокати. У оратая шляпа пуховая,А кафтанчик у него черна бархата. Говорит-то Вольга таковы слова: — Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко ! Орать, да пахать, да крестьяновати , А бороздки тебе да пометывати , А пенья-коренья вывертывати , А большие-то каменья в борозду валить! Говорит оратай таковы слова: — Поди-ка ты, Вольга Святославович! Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати . А куда ты, Вольга , едешь, куда путь держишь? (« Вольга и Микула Селянинович » )
Al . Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент 1) сказка; 2) повесть; 3) быль; 4) былина.
А2 . Какое место занимает этот фрагмент в произведении ? 1 ) открывает повествование; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией сюжета; 4) является одним из этапов развития сюжета.
A3 . Главной темой данного фрагмента является: 1 ) характеристика Вольги ; 2) описание оратая во время отдыха; 3) изображение оратая во время крестьянского труда; 4) изображение Вольгиной дружины.
А4 . На чью помощь надеется Микула Селянинович в своем крестьянском труде? 1 ) на Божью помощь; 2) на помощь сыновей; 3) на помощь Вольги ; 4) на помощь всех своих родных.
А5 . С какой целью Микула Селянинович описывается в праздничной одежде (со слов: «У оратая сапожки. »? 1) выявляется отсутствие в герое серьезного отношения к жизни; 2) показывается отношение оратая к труду, как к празднику; 3) характеризуется психологическое состояние героя; 4) подчеркивается социальное положение героя.
В1 . Укажите лексическое средст-во , которое помогает подробно описать то далекое время и используется в строках: « Омешики на сошке булатные, / Присошечек у сошки серебряный. ».
В2 . Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «А у оратая кудри. »).
В3 . Напишите значение следующих слов: оратай, орет, присошечек .
В4 . Укажите художественно-выразительное средство, используемое в следующих словосочетаниях: «шляпа пуховая», « гужики шелковые», «сошка кленовая».
С1 . С какой целью подробно описывается характер работы оратая?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1-А5 ; В1-В4 ; С1 Вставал Садко поутру ранешенько , Поглядит: идет триста девушек красныих . Он иерво триста девиц пропустил, И друго триста девиц пропустил, И третье триста девиц пропустил; Позади шла девица-красавица, Красавица девица Чернавушка , Брал тую Чернаву за себя замуж. Как прошел у них столованье почестей пир. Как ложился спать Садко во перву ночь, Как проснулся Садко во Нове-граде , О реку Чернаву на крутом кряжу; Как поглядит — ажио бегут Его черленые корабли по Волхову. Поминает жена Садка со дружиною во синем море:* — Не бывать Садку со синя моря! – А дружина поминает одного Садка: — Остался Садко во синем море! А Садко стоит на крутом кряжу, Встречает свою дружинушку со Волхова. Тут его дружина сдивовалася : — Остался Садко во синем море, Очутился впереди нас во Нове-граде , Встречает дружину со Волхова! Встретил Садко дружину хоробрую И повел в палаты белокаменны . Тут его жена зрадовалася , Брала Садка за белы руки, Целовала во уста во сахарные. Начал Садко выгружать со черленых со кораблей Именьице — бессчетну золоту казну. Как повыгрузил со черленыих кораблей, Состроил церкву соборную Миколе Можайскому. Не стал больше ездить Садко на сине море, Стал поживать Садко во Нове-граде . («Садко»)
А1 . Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент. 1) быль; 2) повесть; 3) хроника; 4 ) былина.
А2 . Какое место занимает этот фрагмент в произведении ? 1 ) открывает повествование; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией сюжета; 4) является завязкой сюжета.
A3 . В честь кого Садко построил соборную церковь? 1 ) Пресвятой Богородицы; 2) Иоанна Предтечи; 3) Миколы Можайского; 4) Иисуса Христа.
А4 . Когда оказался в Нове-граде Садко? 1) позже своей дружины; 2) через год после описываемых событий; 3) через месяц после описываемых событий; 4) раньше своей дружины.
А5 . К какому социальному сословию принадлежит Садко? 1 ) военный; 2) купец; 3) мещанин; 4) крестьянин.
В1 . Укажите художественно-выразительное средство, характерное для устного народного творчества и используемое в следующих словосочетаниях: «девица-красавица», «дружину хоробрую», « палаты белокаменны », «сине море».
В2 . Назовите лексическое средство, с помощью которого воссоздается быт прошлого: «ажио бегут», «со черленыих кораблей», « сдивовалася »
В3 . Из строфы, начинающейся со слов «А Садко стоит . », выпишите название места, из которого прибыла дружина Садко.
В4 . В строфе, начинающейся со слов «Встретил Садко…», найдите словосочетание, которое описывает действия жены Садко после встречи с мужем.
С1 . Какие приметы фольклорного произведения, использованные в данном фрагменте, можно отметить ?
📽️ Видео
Средства художественной выразительности | Литература ЕГЭ 2022 | PartaСкачать
Изобразительно-выразительные средства языкаСкачать
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Литература ЕГЭ 2020 | УМСКУЛСкачать
Русский язык 5 язык. Выразительные средства фонетикиСкачать
Средства художественной выразительностиСкачать
Тропы | Приемы - русский язык ЕГЭСкачать
ЭпитетСкачать
Тропы (изобразительно-выразительные средства)Скачать
Язык художественного произведения | Русская литература 9 класс #48 | ИнфоурокСкачать
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА || ТРОПЫСкачать
Изобразительно-выразительные средства русского языкаСкачать
Русский язык 10 класс 5 неделя Выразительные средства фонетики. Звукопись.Скачать
Изобразительно-выразительные средства языка и речиСкачать