- Поиск ответа
- Поиск ответа
- Спас на Крови
- Аудиогид
- Фотографии
- Режим работы 2022
- Стоимость билетов 2022
- Бесплатное посещение
- Адрес и как добраться
- Официальный сайт
- История Спаса на Крови
- Храм-памятник царю-мученику
- Послереволюционные перемены
- Собор во время блокады
- Восстановление храма
- Архитектура
- Спас на Крови снаружи — фото
- Внешний вид
- Наружный декор
- Летопись правления на фасаде
- Интерьер собора
- Собор внутри – фото
- Мозаика храма
- Сень над местом гибели Александра II
- Интересные факты
- Легенды Спаса на Крови
- Официальный сайт Собора Воскресения Христова
- Экскурсии в храме
- Евангельские сюжеты в мозаиках собора
- Мозаика храма-памятника
- Архитектура и наружное убранство
- «Спас на Крови» в Белые ночи
- Экскурсии на русском языке
- Экскурсии на иностранном языке
- Музей-памятник сегодня: что рядом
- 💡 Видео
Видео:Собор Спаса на Крови в Санкт Петербурге #АвиаманияСкачать
Поиск ответа
Всего найдено: 23
Вопрос № 295914 |
Почему » Ростов- на-Дону» пишется через дефисы?
Ответ справочной службы русского языка
Есть правило: служебные слова (как русские, так и иноязычные) в середине составных названий выделяются двумя дефисами, напр.: Ростов- на-Дону, Комсомольск-на-Амуре, Франкфурт-на-Майне, Булонь-сюр-Мер, Па-де-Кале, Рио-де-Жанейро и т. д.
Вопрос № 286570 |
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно пишется название известного петербургского храма (и подобных ему): Спас на Крови или Спас-на-Крови? В разных источниках встречаются разные варианты написания. Какое правило описывает подобные случаи? Или они определяются традицией?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно раздельное написание: Спас на Крови. См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012. Служебные слова выделяются двумя дефисами в середине составных географических названий: Ростов- на-Дону, Комсомольск-на-Амуре. В названиях храмов дефисы не пишутся, ср.: Спас на Бору, церковь Покрова на Нерли.
Вопрос № 281446 |
Добрый день! Скажите, пожалуйста, правильно ли писать: Ростовский-на-Дону институт народного хозяйства?
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательное от Ростов- на-Дону – ростовский. Правильно: Ростовский институт народного хозяйства.
Вопрос № 269132 |
Добрый день!
Помогите, пожалуйста, разобраться со следующей проблемой. Какими частями речи являются слова «Кутузовский», «Рублевское», «на» в словосочетаниях «Кутузовский проспект», «Рублевское шоссе», » Ростов- на-Дону» и им подобных?
Заранее благодарен за помощь!
С уважением, Юрий
Ответ справочной службы русского языка
Кутузовский и Рублевское — прилагательные (в составе собственных наименований). На — предлог.
Вопрос № 261299 |
Здравствуйте.
По правилу названия городов вроде Рио-де-Жанейро или Ростов- на-Дону пишутся через дефис. Но я недавно стала читать о творчестве Поля Сезанна и увидела, что название связанного с жизнью художника городка Жа де Буффан пишут без дефисов. И в названиях его картин остается такое же написание («Каштаны и хозяйственные постройки в Жа де Буффан»). Это такая ошибка или из известного правила есть исключения?
Ответ справочной службы русского языка
Согласно правилам русского правописания служебные слова (как русские, так и иноязычные) в середине составных названий выделяются двумя дефисами. Орфографически верно: Жа-де-Буффан. Написание без дефисов – вероятно, ошибка; не исключено, впрочем, что по-русски название изначально писалось без дефисов (например, в подписи к картине в музее), а сейчас такое написание сохраняется просто по традиции, хотя и не соответствует орфографической норме.
Вопрос № 255290 |
Как правильно образовать прилагательное от таких городов как Комсомольск-на-Амуре, Ростов- на-Дону? Комсомольск-Амурский завод? Или Комсмольскоамурский завод?
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательное от Ростов- на-Дону – ростовский , от Комсомольск-на-Амуре – комсомольский и (в официальных названиях учреждений, организаций) комсомольский-на-Амуре , например: Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет.
Вопрос № 254619 |
Ростов- на-Дону. Как правильно сократить в библиографическом списке? Ростов- нД, Р-нД?
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 250347 |
Пожалуста, очень срочно! Встретила в редактируемой книге такую фразу: Ростовская-на-Дону епархия. Возможно ли такое написание прилагательного от Ростов- на-Дону?
Ответ справочной службы русского языка
Нет, такое написание невозможно. Прилагательное от Ростов- на-Дону – ростовский .
Вопрос № 245828 |
Здравствуйте!
Ответьте, пожалуйста,
склоняется ли название города если слово город пишется полностью, а не сокращенно,
например, в городе Ростове-на- Дону или в городе Ростов- на Дону
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 242800 |
Уважаемая справка! Подскажите, пожалуйста, как писать слово ростовский (с прописной или строчной) в таких словосочетаниях, как ростовский аэропорт, ростовский зоопарк? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Географическое определение пишется с прописной буквы, только если входит в состав официального названия, например: Ростовский государственный университет . Правильно поэтому: ростовский аэропорт (т. к. официальное название: ОАО «Аэропорт Ростов- на-Дону» ). Что касается Ростовского зоопарка , то, судя по источникам в Интернете, его официальное название именно таково ( Ростовский зоопарк, МУП «Ростовский зоопарк» ), а значит, здесь правильно написание с прописной.
Вопрос № 241322 |
Добрый день, спасибо за ответ. Еще такой вопрос: южная столица (имеется ввиду Ростов- на-Дону) нужно писать со строчной или прописной. Заранее спасибо. Очень буду ждать, так как вопрос спорный
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 240602 |
Подскажите, пожалуйста, как правильно пишутся названия храмов, включающие в себя предлог? Например, Покрова на Нерли или Покрова-на-Нерли?
Ответ справочной службы русского языка
Служебные слова выделяются двумя дефисами в середине составных географических названий: Ростов- на-Дону, Комсомольск-на-Амуре. Однако названия церквей, храмов географическими названиями не являются. Поэтому правильно раздельное написание: храм Покрова на Нерли.
Вопрос № 235142 |
Здравствуйте, очень срочный вопрос. Как правильно: складская недвижимость города Ростов- на-Дону или города Ростова-на-Дону?
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительно: _складская недвижимость Ростова-на-Дону_.
Вопрос № 232305 |
Добрый день! Ответьте, пожалуйста, как правильно написать: в городе Ростове-на-Дону или в городе Ростов- на-Дону. Какие есть правила склонения городов? Заранее благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Верен первый вариант. См. в http://spravka.gramota.ru/blang.html?id=167 [«Письмовнике»].
Вопрос № 232232 |
Добрый вечер! Иностранец попросил объяснить, почему мы говорим Ростов- на-Дону, а не Ростов- на-Доне? В самом деле, почему?
Ответ справочной службы русского языка
У ряда существительных в русском языке есть вариантые формы предложного падежа (например, _в беге_, но _на бегу_). В устойчивых выражениях и названиях закрепляется та или иная форма. Почему употребляется именно эта форма, можно объяснить только традицией.
Видео:Неизвестные факты о Спасе на КровиСкачать
Поиск ответа
Всего найдено: 71
Вопрос № 308746 |
Здравствуйте, что такое индульгенция?
Ответ справочной службы русского языка
Значение слова описывается в толковых словарях. Приведем словарную статью из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
ИНДУЛЬГЕ’НЦИЯ, -и, ж. У католиков: отпущение грехов, а также грамота о таком отпущении, выдаваемая за особую плату церковь ю от имени папы римского. Выдать, дать индульгенцию кому-н. (также перен.: дать разрешение на какие-н. действия, поступки; книжн.). Получить индульгенцию (также перен.: получить разрешение на какие-н. действия, поступки; книжн.).
Энциклопедическую информацию об индульгенции можно получить на сайте «Большой российской энциклопедии».
Вопрос № 304251 |
Подскажите, нужна ли запятая, указанная в скобках? Но даже в год столетия революционных событий на экранах не появилось ничего(,) достойного его памяти, кроме пошлого кинофильма, который бросил очередной ком грязи в лик страстотерпца. (Речь о канонизированном Русской Церковь ю царе Николае II)
Ответ справочной службы русского языка
Не обособляются определения нераспространенные и с зависимыми словами, стоящие после отрицательных местоимений. Поэтому указанная запятая не требуется.
Вопрос № 300818 |
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно расставить запятые до и после вставной конструкции: Страх, побуждающий человека считать смерть бедствием(,) – тот, что был внушён теологической религией, в особенности протестантскими фундаменталистами и римско-католической церковь ю(,) – это страх ада, наказаний… Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Обе указанные запятые нужны. В остальном пунктуация тоже верна.
Вопрос № 298775 |
Русская Православная Церковь — это верное написание?
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 295084 |
Нужны ли запятые в скобках? Чего только стоило XX столетие! Мы знаем, что огромные силы работали на то, чтобы разрушить духовную доминанту нашего народа. Но не получилось! Мы(,) как народ и как Церковь (,) прошли через эти испытания! И не существует никакого другого института, кроме Православной Церкви, который, пройдя через все эти испытания, сохранил бы свое единство и свою духовную силу.
Ответ справочной службы русского языка
Неясно, кто такие мы в данном предложении, поэтому ответить на вопрос о пунктуации затруднительно.
Вопрос № 294931 |
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как писать посвящение храма: « церковь Св. Алексия Человека Божия» или « церковь Св. Алексия, Человека Божия»? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 290988 |
Больница в городе Белая Церковь будет называться «Белоцерковская» или «Белоцерковная»?
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательное от Белая Церковь – белоцерко́вский.
Вопрос № 287599 |
Подскажите,слово НЕГРУЗИН в данном случае будет писаться слитно? Это единственный случай посвящения негрузина во архиерея Грузинской Православной Церкви в 20 в.
Ответ справочной службы русского языка
Да, слитное написание правильно. Если это не церковно-религиозный текст, нормам орфографии отвечает написание Грузинская православная церковь .
Вопрос № 286612 |
Здравствуйте, уважаемая «Грамота»! Правильно ли всё в названии — Русская православная церковь за границей (РПЦЗ)? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Написание будет зависеть от типа текста. В церковно-религиозных текстах принято написание Русская Православная Церковь Заграницей. В остальных текстах нужно писать в соответствии с рекомендациями орфографических словарей и справочников: Русская православная церковь за границей.
Вопрос № 286601 |
Как расшифровывается аббревиатура РПЦЗ?
Ответ справочной службы русского языка
Возможный вариант – Русская православная церковь за границей (в церковно-религиозных текстах пишут Русская Православная Церковь Заграницей).
Вопрос № 286584 |
Подскажите, корректно ли составлено предложение «Лжеучителя, проникшие в коринфскую церковь , осыпали апостола Павла множеством обвинений»?
Ответ справочной службы русского языка
Множественное число слова лжеучитель: лжеучители. В остальном предложение составлено корректно.
Вопрос № 286570 |
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно пишется название известного петербургского храма (и подобных ему): Спас на Крови или Спас-на-Крови? В разных источниках встречаются разные варианты написания. Какое правило описывает подобные случаи? Или они определяются традицией?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно раздельное написание: Спас на Крови. См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012. Служебные слова выделяются двумя дефисами в середине составных географических названий: Ростов-на-Дону, Комсомольск-на-Амуре. В названиях храмов дефисы не пишутся, ср.: Спас на Бору, церковь Покрова на Нерли.
Вопрос № 283726 |
В ответе на вопрос № 283709 приведен исчерпывающий список первых частей сложных слов с конечным о, пишущихся слитно со второй частью? Часть «греко-» в этот список не входит, соответственно слова греко-римская (борьба), греко-католический (собор), греко-язычное (издание) пишутся через дефис, правильно?
Ответ справочной службы русского языка
Такой вывод делать нельзя. В том вопросе речь шла о словах с первой иноязычной (интернациональной) частью, это совсем другое правило. А сложные прилагательные, о которых идет речь в Вашем вопросе, могут писаться по-разному, в зависимости от соотношения основ и значения. Ср.: греко-римская борьба, но грекокатолическая церковь ; греко-российский (относящийся к связям между Грецией и Россией), но: грекороссийская церковь (православная).
Вопрос № 280430 |
Подскажите пожалуйста, как правильно сказать или написать: ЦЕРКОВЬ евангелистская, евангелическая или евангельская. Заранее благодарю за разъяснение.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: евангелическая церковь (общее название протестантских, особенно лютеранских, церквей).
Вопрос № 280212 |
К Вам обращается журналист украинского еженедельника «Фокус». Поскольку наши литредакторы ориентируются исключительно на Ваш портал в проверке текстов, я прошу Вас пересмотреть написание на Ваших страницах словосочетания «греко-католический».
У Вас оно вот по этой ссылке
http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%E3%F0%E5%EA%EE-%EA%E0%F2%EE%EB%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9
Все аргументы изложены в защиту именно такого написания изложены здесь. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%9A_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E/4_%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F_2009
В Интернете можно найти множество словарей, подающих это словосочетание именно так. Вот лишь некоторые из них:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/14706
https://ru.glosbe.com/ru/en/%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
http://drevo-info.ru/articles/1625.html
Кроме того, Греко-католическая церковь сама именовала и именует себя только так: через дефис. Вот ссылка на официальный портал на русском языке. http://news.ugcc.ua/ru/
Мне неизвестны украинские СМИ, (кроме нашего журнала, литредакторы которого ориентируются на Грамоту.Ру) подающие это словосочетание слитно. Буду очень благодарен за внесенные поправки!
С уважением,
корреспондент журнала «Фокус»
Дмитрий Синяк
Ответ справочной службы русского языка
Дмитрий, словарная фиксация грекокатолический на нашем портале соответствует фиксации в печатном издании «Русского орфографического словаря», подготовленного Орфографической комиссией РАН. Слитное написание этого слова последовательно дано во всех изданиях словаря, начиная с первого (1999) и заканчивая четвертым (2012).
Иными словами, изменять написание этого слова должна не «Грамота.ру», а Орфографическая комиссия РАН (если для изменения будут какие-либо веские причины).
Видео:История собора. Храм Спас на КровиСкачать
Спас на Крови
Видео:Спас на Крови в Санкт-Петербурге//История покушений на царя Александра 2 и история Спаса на КровиСкачать
Аудиогид
Видео:Спас на крови. Экскурсия в Санкт-Петербурге.Скачать
Фотографии
Видео:Храм Спаса на Крови. Экскурсии по Петербургу. Утро на 5Скачать
Режим работы 2022
Индивидуальное посещение
- Посетить музей-памятник Храм «Спаса на Крови» можно индивидуально с 10:00 до 18:00.
- Работа касс и вход посетителей прекращаются в 17:30 (за 30 минут до закрытия музейных объектов).
- Выходной день — среда.
Вечерние программы музея
С 1 мая по 30 сентября:
- Посетить музей-памятник «Спас на Крови» можно без экскурсионного обслуживания — с 18:00 до 21:30.
- Работа касс и впуск посетителей с 18:00 до 21:00.
- Выходной день — среда.
В дни каникул и праздников
- Работа музейных объектов в дни школьных каникул (кроме летних) и государственных праздников (кроме 1-го января) осуществляется — без выходных.
- По техническим и иным причинам режим работы музейных объектов может меняться.
Посещение богослужений
- Прийти в Храм «Спаса на Крови» можно на Божественные литургии.
- Утренняя служба по субботам и воскресеньям начинается в 07:30, а исповедь с 07:00.
- Вдобавок, в субботу вечером с 18:00 начинается всенощное бдение.
- Вечернее богослужение может проходить в любой другой день недели, попадающий на праздник.
- Приходить на богослужения в храм можно в праздничные дни.
- Актуальную информацию о богослужениях можно узнать на официальном сайте Собора Воскресения Христова.
Видео:Тайны храма Спас на Крови. «Соборный Петербург» (14)Скачать
Стоимость билетов 2022
Цены в 2022 году выросли в среднем на 100 рублей:
Полная стоимость
- Музей-памятник «Спас на крови» — 450 руб. (с 01.01.2022 г.)
Комплексный билет
- В музей-памятник «Спас на крови» и Часовню-музей — 450 руб. (с 01.01.2022 г.)
Входной билет в вечернее время
- Музей-памятник «Спас на Крови» — 600 руб. (с 01.01.2022 г.)
Льготные билеты
- Владельцам карт ISIC – 270 руб. (с 01.01.2022 г.)
- Лицам от 7 до 18 лет – 200 руб. (с 01.01.2022 г.)
- Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь: женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет, пенсионерам – 200 руб. (с 01.01.2022 г.)
- Студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам, ассистентам-стажерам образовательных учреждений Российской Федерации и Республики Беларусь – 200 руб. (с 01.01.2022 г.)
- Входной билет в вечернее время в музей-памятник Спас на Крови – 600 руб.
Видео:Легенды Петербурга : Спас на кровиСкачать
Бесплатное посещение
Бесплатно посещать музей-памятник «Спас на Крови» могут следующие посетители:
- Все члены многодетной семьи граждан РФ, граждан Республики Беларусь (три и более ребенка, каждый из которых не достиг 18 лет).
- Лица до 18 лет – граждане Российской Федерации и Республики Беларусь. Бесплатно третий четверг каждого месяца.
- Инвалиды I или II группы и лицо, их сопровождающее; дети-инвалиды и лицо, их сопровождающее (в т.ч. сурдопереводчик), внеочередное обслуживание.
- Дети до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка).
- Одно лицо, сопровождающее группу школьников в количестве не менее 15 человек.
- Прихожане — на Богослужения, которые проводятся — по воскресным и праздничным дням. Начало богослужения — 07:30. Исповедь начинается в 07:00.
Важно знать!
Льготное/бесплатное посещение музея возможно только в основное время работы музейных объектов и не распространяется на дополнительные услуги:
- вечерние программы Музея;
- культурно-массовые мероприятия – концерт, семинар, лекции и т.д., кроме отдельных случаев, утвержденных приказом директора Музея.
- иные дополнительные экскурсионные услуги).
Видео:Собо́р Спаса на крови экскурсия внутри храма Санкт-Петербург 2021Скачать
Адрес и как добраться
Собор Воскресения Христова расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью.
- Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2А
- Рядом с храмом находятся следующие станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект», «Адмиралтейская».
Видео:Храм на Крови в Екатеринбурге. Расстрел царской семьи. История. Путешествия.Скачать
Официальный сайт
- Храм Спаса на Крови и Часовня-музей входят в состав ГМП «Исаакиевский собор»: cathedral.ru
Инициатором возведения памятного строения стала Городская дума Санкт-Петербурга, предложившая построить часовню на месте ранения царя — Александра II.
Эту идею поддержал сын погибшего императора, Александр ІІІ.
И уже 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра ІІ, была освящена деревянная часовня, спроектированная Леонтием Николаевичем Бенуа. В этой часовне ежедневно служили панихиду об упокоении души императора. На этом месте часовня просуществовала до начала возведения храма — 1883 года.
В конкурсе проектов храма принимали участие лучшие архитекторы Петербурга, однако, при рассмотрении работ, лучшего найти не удалось.
28 апреля 1882 года комиссия приступила к рассмотрению работ второго конкурса. Среди всех очень отличалась совместная работа архимандрита Игнатия, настоятеля Троице-Сергиевой пустоши и архитектора Альфреда Александровича Парланда.
Несмотря на победу, проекту, под влиянием Александра ІІІ, было суждено неоднократно меняться. Окончательное одобрение проект получил лишь в 1887 году.
Собор был заложен 6 октября 1883 года в присутствии императора Александра ІІІ и императрицы Марии Федоровны. Первый камень был возложен самим императором. Строительство собора было растянуто почти на два с половиной десятилетия, на что было потрачено более 4,6 миллиона рублей. Кроме всего прочего, темпам строительства мешала близость канала. При строительстве храма впервые в России был использован фундамент вместо традиционных свай.
Год за годом возводились и, одновременно, украшались стены храма. К 1894 году были сомкнуты своды купола, а в 1896 – выполнены металлические каркасы девяти глав собора. Спустя год, в 1897 году состоялась установка креста на центральную главу храма. Высота установленного креста составляла 4,5 метра. В течение последующих десяти лет велись отделка и мозаичные работы. Высота центральной шатровой главы составила 81 метр. Место трагедии было выделено колокольней, высота которой равнялась 62,5 метра.
Видео:Церковь Спаса на кровиСкачать
История Спаса на Крови
Православный Собор Воскресения Христова, или как его в народе нарекли Спас на Крови, был сооружён в память того, что на этом месте 14 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II. Новый император, сын погибшего, Александр III, поддержав решение Думы, пожелал возвести не часовню, а храм-памятник. Был объявлен конкурс на создание проекта храма над местом трагедии.
Однако 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра II, на набережной канала была освящена деревянная шатровая часовня, сооруженная по проекту Л. Н. Бенуа на средства купца И. Ф. Громова. В ней ежедневно совершали панихиды об упокоении души убиенного императора Александра Николаевича. Через стеклянные двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови. Часовня простояла до начала строительства храма в 1883 году, потом её перенесли на Конюшенную площадь и впоследствии разобрали.
Храм-памятник царю-мученику
Выражение на крови указывает на кровь царя. Мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова возвели как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Храм Спаса на Крови является одним из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Построенный при драматических обстоятельствах, сам собор стал свидетелем не менее печальных событий.
Современный храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл.
Проект выполнен в «русском стиле», храм Спаса на Крови несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года, 19 августа 1907 года собор был освящён.
При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание собора было полностью электрифицировано — его освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса на Крови была реконструирована.
Послереволюционные перемены
После революции 1917 года финансирование храма царской семьей было прекращено. В связи с этим храму Воскресения приходилось выживать на скудные пожертвования прихожан. Как и другие прекрасные строения царского периода, храм был разграблен и лишен большинства своих уникальных ценностей.
Более того, в 1922 году «экспертами» новой власти сооружение было признано «не представляющим художественной и архитектурной ценности», что привело к еще большему разграблению и упадку храма. Дошло до того, что храм, как «не представляющий ценности», решено было снести, к чему были проведены соответствующие приготовления. Этому событию помешала другая трагедия – война.
Собор во время блокады
В годы блокады Ленинграда в здании собора находился Дзержинский районный морг, куда свозили тела погибших ленинградцев. При одном из вражеских артобстрелов в шатёр центральной башни попал немецкий фугасный снаряд массой около 150 килограмм. Он пробил свод купола и застрял в перекрытии свода.
К счастью, снаряд не взорвался, но нанёс Спасу на Крови серьёзные повреждения. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах почти 20 лет и был случайно обнаружен верхолазами. Сапёры под руководством Виктора Демидова рисковали жизнью, обезвреживая его 28 октября 1961 года. Снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен.
Часть повреждённых во время Великой Отечественной войны стен собора восстанавливать не стали, сохранив их в качестве живого свидетельства испытаний, которые выпали на долю ленинградцев.
Восстановление храма
Уничтожение памятника архитектуры продолжалось вплоть до 1968 года, когда инспекция по охране памятников взяла его под свою охрану. Восстановление храма Воскресения продолжалось более 27 лет и завершилось в 1997 году. Кресты, купола, черепицу, фасады — всё это долгие годы реставрировали ленинградские мастера-реставраторы. Работы по восстановлению мозаики на площади 7 тыс. кв. метров продолжались 14 лет.
19 августа 1997 года собор был открыт, как музей в составе музейного комплекса «Исаакиевский собор». Спустя годы, 23 мая 2004 года храм был заново освящён и в нём состоялась первая за долгое время литургия. С сентября 2010 года в храме проходят постоянные богослужения.
В настоящее время православный Собор Воскресения Христова имеет статус музея, входит в музейный комплекс Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».
Видео:Виртуальная прогулка по Храму Воскресения Христова/Спас на кровиСкачать
Архитектура
Спас на Крови выделяется на фоне торжественной и утонченной архитектуры центральной части Петербурга. Храм похож на сказочный теремок с витыми колоннами, резными изразцами, расписными кокошниками над крылечками и окнами. Его разноцветные купола играют на солнце, притягивая взоры прохожих. Вид этого наряднейшего собора из русской сказки вызывает восхищение и улыбку.
В основе композиции Собора Воскресения Христова положен компактный четверик, который увенчан пятиглавием. Спас на Крови — это четырехстолпный храм, свод которого зиждется на четырех опорах. В основе строения — четверик. Над храмом расположены пять глав: в середине шатровая, а по бокам — луковичные.
Место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего собор Воскресения Христова венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу. Часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
Центром храма является восьмигранный шатер, который устремлён ввысь. В основании его устроены 8 продолговатых окон, украшенных резными кокошниками. Над ними шатер сужается, в нём прорезаны 8 выступов с окошками.
Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Венчает шатер фонарь с главкой и крестом. Это самый высокий купол храма. Но он меньше окружающих его куполов, отчего создаётся впечатление, словно храм уходит в глубину небесного свода.
Пять глав покрыты ювелирной эмалью, причём, узор каждой главки не повторяется. От этого облик храма получился сказочным и лёгким. Впервые для покрытия куполов использовали медные пластины с нанесением на них эмали. До того времени эмали использовались только в небольших ювелирных произведениях. Площадь покрытия в храме превышает тысячу квадратных метров.
Именно этот разноцветный хоровод куполов делает Спас на Крови схожим с Московским собором Василия Блаженного. Но это сходство лишь видимое. В архитектурно-стилистическом плане храмы очень сильно отличаются друг от друга.
Восточная часть храма украшена тремя небольшими золочеными куполами, венчающими полукруглые алтарные аспиды. В западной части обустроена колокольня над местом трагической гибели императора. Вверху — самый большой купол. Всего на храме установлено 9 куполов разных размеров.
Колокольня выполняет особую роль в архитектуре храма. Именно на этом месте был убит император. Внутри сохранилась брусчатка и фрагмент забора, у которого произошла трагедия. Колокольня немного выдвинута за границы набережной и словно врезана в русло канала. Из-за такого решения в храме отсутствует традиционный центральный вход, а с боковых сторон колокольни устроены крыльца-притворы, выполненные в стиле русских теремов.
В архитектуре храма очень много символизма. Это отражается и в узорах на стенах и в пропорциях церкви. Центральный шатёр поднимается над землей на 81 метр, что соответствует году, когда погиб император. Массивный купол над колокольней имеет высоту 63 метра по числу лет жизни Александра II. Длину храма с запада на восток составляет 56,7 метров, ширина по центру равна 30,1 метрам, в западной части — 44,1 метра.
Спас-на-Крови являет собой лучший образчик русской самобытности. Архитектору удалось так органично вписать его в окружающий ландшафт, что он не выглядит чужеродным или неуместным. Напротив, он украшает и оживляет панораму улиц.
Спас на Крови снаружи — фото
Архитектура Спаса на Крови являет собой образец так называемого «позднего русского стиля». Этому направлению присущи декоративность, сложные силуэты, большое количество деталей. Характерными особенностями стиля являются резные кокошники над окнами и дверями, узорные колонны, расписные пояски на стенах, яркие цвета и детальная прорисовка орнаментов. Парадоксальный факт состоит в том, что «русский стиль» зародился в архитектурной школе Петербурга, однако в самом городе до возведения Спаса на Крови не было ни одного строения, выполненного по его «канонам».
Главный архитектор искренне полагал, что преобразования Петра Великого несколько «затёрли» исконную “русскость” в зодчестве, поэтому свою главную задачу усматривал в её возрождении. Он скрупулезно отбирал самобытные элементы декоративной отделки. Парланд использовал в проекте увиденные составляющие русской архитектуры и культуры.
Но его шедевр получился ярким, своеобразным и неподражаемым, непохожим ни на один из своих прототипов. Здание собора Воскресения Христова представляет собой собирательный образ русского православного храма. В нём прослеживаются архитектурные черты церквей Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.
В целом, архитектура собора Василия Блаженного оказала большое влияние на внешний облик храма Спаса на Крови. С внешней стороны собора можно увидеть надписи, отражающие достижения России в период правления императора Александра II. В отделке собора применён разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмаль, позолоченная медь и мозаика.
Внешний вид
Внешний вид храма Спаса на Крови очень примечателен благодаря благородным отделочным материалам. Нижний цоколь отделан темно-серым гранитом, верхняя часть, колонны, двухлопастные арки над крылечками сделаны из более светлого гранита, привезенного с острова Германа, что в Ладожском озере. Подкупольные барабаны, наличники и обрамляющие окна кокошники выполнены из эстляндского мрамора. Облицовано здание немецким кирпичом. Цветовая гамма выдержана в строгих «петербургских» тонах.
Но фасады храма богато украшены сложным орнаментом, присущим ярославским и московским храмам. Помимо этого весь фасад украшен фарфоровыми и керамическими вставками-изразцами, которые можно увидеть и в углублениях стен, на кровле, в арках и на колоннах. На фоне кирпичной кладки все эти элементы выглядят очень нарядно.
Каждый элемент в отделке церкви не только выполняет декоративную функцию, но и несёт сакральный смысл. Эти символы встречаются и в православии и в культурах других народов. Распускающийся бутон означает зарождение Вселенной. Сердцевина бутона – мир, вращающийся вокруг центра. Равносторонний крест внутри круга – символ равномерного расширения Вселенной.
О том, что храм — памятник посвящён российскому самодержавию, подчёркнуто свидетельствуют такие элементы, как увенчанный короной крест и двуглавые орлы.
Наружный декор
Спас на Крови богато украшен мозаикой как внутри, так и снаружи. Впервые в России при строительстве храма так широко была использована мозаика в оформлении фасадов, их площадь составляет более 400 квадратных метров.
К изготовлению мозаичных полотен были привлечены специалисты как российских, так и зарубежных компаний. Но большая часть работ выполнялась в мастерской Фроловых, находящейся в Санкт-Петербурге. В период с 1895 по 1900 годы были выполнены почти все фасадные и большая половина интерьерных мозаичных сюжетов.
В западной части храма расположена колокольня. Эта часть более других украшена мозаикой и другими декоративными элементами. Колокольня была построена непосредственно над местом совершения теракта, унесшего жизнь императора.
В небольших квадратных нишах с трёх сторон колокольни находятся 134 мозаичных герба. Это геральдические знаки всех губерний, областей и некоторых уездных городов России. Они стали символом того, что храм возводился всем миром, а также знаком народной скорби по почившему императору. Под куполом можно прочесть слова молитвы Василия Великого, выложенные мозаикой: «Сам безсмертный Царю. «.
Центром западного фасада служит открытая часовня, в которой можно увидеть мозаичное полотно «Распятие». Его автором стал сам архитектор Парланд. Над распятым Христом можно увидеть изображение Бога Отца в окружении шестикрылых серафимов. Рядом с распятием находятся образы святого Зосима, в день поминовения которого родился император, и святой Евдокии, в день памяти которой он трагически погиб. До революции здесь всегда горела лампада.
Над часовней располагаются мозаичные картины, украшающие полукруглое окно. Вверху — образы ангелов со Христом, а по обеим сторонам — молящиеся Дева Мария и апостол Иоанн. Выше на цоколе — мозаичный образ Александра Невского – небесного покровителя города на Неве.
Северный и южный фасады колокольни отражают сцены из жизни Христа. С южной стороны видна икона «Божья Матерь, Иоаким и Анна». Богородица сидит на троне с Младенцем на руках. С северной стороны находится икона «Деисус», изображающая Христа с Девой Марией и Иоанном Крестителем.
Кокошники, которыми украшена колокольня, заполнены мозаичными образами святых, просиявших в земле русской, а также небесных покровителей императорской семьи. Особого внимания заслуживают треугольные тимпаны над четырьмя крыльцами, расположенные по обеим сторонам колокольни.
Они украшены мозаичными картинами, созданными по эскизам Васнецова. Здесь изображены самые страшные моменты в жизни Христа. Каждое из этих изображений передаёт муки, выпавшие на долю Спасителя, и заставляет задуматься о том, что жизнь коротка, а душа вечна.
Южный фасад украшен мозаикой «Христос во славе», автором которого является художник Кошелев. На нем помимо Спасителя, от которого исходит золотое сияние, пронизывающее всю картину изображены святитель Николай и Александр Невский. В руках у святого макет храма. Мозаичист Фролов считал, что эта композиция одна из лучших его работ.
Северный фасад украшает панно «Воскресение Христово», автором которого стал художник Нестеров. Здесь Христос изображён в белоснежной плащанице. В руках он держит красный крест. Весь его облик – с одной стороны воплощение смирения, а с другой – торжество жизни.
Центральная аспида храма украшена мозаикой «Благословляющий Спаситель», эскиз которой создал Парланд. Всё мозаичное украшение фасадов отображает земные страдания Иисуса и его победу над смертью, даруя всем живущим надежду на спасение.
Летопись правления на фасаде
В 1905 году во впадинах цоколя были установлены пластины из привезённого из Норвегии красного гранита. Изначально на них планировалось высечь имена жертвователей, которые внесли свою лепту в строительство храма. Но, в итоге, список оказался не слишком большим, и все имена можно было уместить на одной доске. Поэтому на плитах высекли летопись жизни императора Александра II, который слыл великим реформатором.
Мемориальные доски повествуют о рождении императора, о его венчании и о восшествии на престол. А также описаны реформы, увековечившие его имя: отмена крепостного права, развитие железных дорог в стране, отмена телесных наказаний, введение образования для простого народа, а также достижения императора на международной арене: окончание Восточной войны, присоединение к российским землям Уссурийского и Амурского края, покорение Кавказа и окончание Кавказской войны, и многое другое.
Деяния царя уместились на двадцати памятных досках. Последняя, двадцатая повествует о трагической смерти государя, на месте которой возведён храм. Строительство храма длилось 24 года. Итогом кропотливой работы стал восхитительный собор, ставший отражением широкой и загадочной русской души.
Видео:Спас на крови (собор Вознесения Христова в Санкт-Петербурге)Скачать
Интерьер собора
Интерьер собора – это великолепное сочетание мозаичного и каменного убранства. Площадь, которую покрывают мозаичные работы, равна 7 тыс. квадратным метрам. Храм является неоспоримым рекордсменом Европы по количеству мозаик. Большинство мозаичных работ были выполнены мозаичной мастерской Александра Александровича Фролова.
Мозаичные произведения были строго продуманы. Так, в центральной части представлен земной путь Спасителя: от рождения младенца до чудес и исцелений. Над алтарем расположен образ «Спас в силах», выполненный по эскизам Николая Николаевича Харламова.
Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м. Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.
Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Фёдоровны.
Собор внутри – фото
Храм Спаса на Крови отличает богатая, многогранная отделка. На работу ушло более 10 лет. Были использованы медь, кирпич, гранит, русские самоцветы, итальянский мрамор, ценные минеральные камни, эмали. Мозаичная коллекция занимает более семи тысяч квадратных метров площади храма. Ею расписано почти всё внутри, включая иконы и киоты.
Кроме изумительного мозаичного оформления, уникальность собору придаёт использование ценных минералов, что делает его настоящим музеем камня. Его создавали знатнейшие отечественные и заграничные мастера.
Камень — второй по значимости материал после смальты, сделавший собор отличным от других. Стены внутри храма на высоту 2,5 метров радуют глаз изумрудными переливами. По одной версии, это калабрийский мрамор, по другой — итальянский серпентинит. Из этого же материала вырезаны скамьи и солея иконостаса.
Нижняя часть пилонов в центре отделана житомирским лабрадоритом. Этому минеральному камню приписывают мистические свойства — умение отгонять злых духов, очищать энергетику, даже снимать порчу и сглаз. Он обладает свойством иризации — из глубины камня проступают яркие искры.
Цоколь панелей сочетается со строгим античным орнаментом пола. Набранный из итальянской мраморной плитки, он занимает более 600 квадратных метров помещения. Толщина верхнего слоя мрамора — 5 мм. Правда, «родное» покрытие, изготовленное компанией Джузеппе Нови, храм утратил. Но современные реставраторы смогли воссоздать дорогую копию.
В храме 3 иконостаса, главный — расположен по центру, южный и северный — по бокам и симметрично к первому. Магнетическое место — центральный иконостас, человек несведущий может принять его отделку за резьбу по дереву. Но это образец гениальной работы с мрамором итальянских мастеров. Следуя эскизам Парланда, иконостас от красно-коричневого цвета органично восходит к нежнейшим солнечным тонам. Парадный камено-резной иконостас храма — самая выдающаяся его достопримечательность.
Подобная контрастность — от тёплого «древесного» мрамора, переходящего к изумрудным стенам, делает антураж целостным произведением искусства. Иконостас разделен колонками с неповторяющимися узорами. Карниз венчают кокошники с крестами, 3 по центру выполнены из горного хрусталя, боковые — мраморные.
Киоты, места для расположения самых почитаемых икон, представляют собой ценнейшую коллекцию отечественного цветного поделочного камня. Их создавали гранильные мастера Екатеринбурга. Орнамент каменных киотов придумал автор проекта Спаса на Крови архитектор и художник Парланд. Над воплощением дивного узора гранильная фабрика трудилась 12 лет, причём полным составом.
Цоколь киотов выполнен из ревневской яшмы, а эффектные колонки в цоколе — из темно-красного коргонского порфира, верхняя часть — из родонита, или, как его называют на Урале и в Сибири — орлеца. По легенде, «кровавый» цвет камня привлекал орлов. Принимая его за что-то съестное, они таскали его в свои гнезда.
Название «родонит» берёт начало от греческого «родона», что означает «роза». Для храма был выбран его лучший сорт — сочно-розовый. Вдобавок, эффектный родонит инкрустирован резьбой из яшмы пастельных тонов, все вместе создающие восхитительные растительные узоры.
Общая цветовая картина киотов и окружения складывается из различных минералов контрастных цветов, что смотрится весьма гармонично и идеально. Посетители всему тут диву даются. Великолепия и величия Спасу на Крови не занимать, и храм будет пожизненно волновать и приятно поражать, радовать и назидать.
Мозаика храма
Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы — Спас на Крови внутри представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов.
Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе. Мозаичные работы на 10 лет задержали освящение. Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. Освящение Спаса на Крови Митрополит Антоний (Вадковский) совершил 19 августа 1907 года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома.
Сегодня внутреннее убранство храма Спаса на Крови способно покорить сердце. Собор рассчитан на более полутора тысяч верующих, а его пространство устроено достаточно уютно. Важно, что всё вокруг радует глаз и блистает неподражаемым великолепием.
Внутри храм выглядит как сказочная шкатулка. Мозаика чудесным образом вписывается в святые интерьеры собора. Не зря его мозаичное оформление причисляют к самым крупным в нашей стране образцам мозаичного искусства. Поэтому его величают “музеем мозаики”. Снаружи здания мозаика делает акцент на его главных элементах. Внутри же мозаичные композиции повсюду, к примеру, на папертях в виде растительного орнамента.
Мозаикой обустроены арочные проходы и оформлены ветхозаветными сюжетами с двунадесятыми праздниками. На пилонах и пилястрах стен можно увидеть мозаичные изображения святых Церкви, апостолов, мучеников, пророков.
Центральные стены и своды занимают картины земной жизни Христа, выложенные мозаикой. В западной части находятся мозаичные полотна — сцены страдания Спасителя. Восточная сторона посвящена явлению Господа после Воскресения и имеет мозаичное оформление.
Над оформлением внутреннего убранства c 1895 года трудились различные отечественные и заграничные иконописцы и живописцы. По изначальным задумкам главного архитектора Альфреда Александровича Парланда мозаичное авторство должно принадлежать прославленному мастеру религиозной живописи — Виктору Михайловичу Васнецову.
Но из-за занятости он создал лишь эскизы — «Спасителя» и «Богоматери с Младенцем» и к 5-ти фасадным мозаикам. К данной работе был привлечён художник Андрей Петрович Рябушкин. Ему принадлежат 17 мозаик внутреннего убранства и 7 наружного.
Главенствующее пространство было отведено творчеству большого художника-монументалиста Николая Николаевича Харламова. Этому мастеру обязан интерьер изобретением 42-х мозаик, масштабнейшей из которых является — образ Христа Вседержителя.
В мозаичном обустройстве участвовал художник Николай Андреевич Кошелев. Он разработал панно для храма. Сорок восемь заготовок для мозаик создал художник Василий Васильевич Беляев. Его золотых рук дела: «Нагорная проповедь», «Вход в Иерусалим», «Благословение детей», «Сошествие Святого Духа».
На плечи этого мастера легла самая серьёзная работа по сотворению полотен на месте смертельного ранения Александра II. Тема мученичества и сохранение памяти императора явилась самой главной концепцией возведения Спаса на Крови. Поэтому здесь мозаичные композиции имеют тесную связь со Страстями Христа и Голгофской трагедией, и являются самыми главными.
Мозаичные святые лики и сюжеты создавались — по творениям великих художников: Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Васильевича Нестерова, Николая Корнилиевича Бодаревского, Николая Павловича Шаховского, Николая Александровича Бруни и прочих, а также Мозаичным отделением Академии художеств и мастерской Фроловых, немецкими и итальянскими фирмами.
В начале ХХ века работы по картонам интерьерной живописи были закончены. Мозаика Исаакия создавалась на масляной живописи, в Спасе на Крови упор делался на их изготовление в смальте. Поразительно, но тут нет ни одной живой живописи. Красивейшие мозаичные шедевры –огромнейшая заслуга архитектора Парланда и 32 гениальных мастеров.
Каждый из них отличался своей манерой исполнения. Иконы Рябушкина, Кошелева и Бодаревского отражают академизм, в творениях Нестерова и Бруни явно прослеживается модерн, у Васнецова и Харламова доминируют признаки византийской иконописи.
Так, явились миру большие шедевры, обладающие различными характеристиками, однако в этом вся прелесть, магия и сила. Дополняя друг друга, они создают гармоничный и целостный ансамбль внутреннего убранства.
Мозаичные композиции Спаса на Крови представляют большую художественную ценность, также их масштабность поражает всякое воображение. Мозаикой снаружи выложено 400 квадратных метров фасадов, внутри ею оформлено 7065 квадратных метров.
По площади мозаичного убранства Собор Воскресения Христова занимает первое место среди православных сооружений у нас и является одним из крупнейших в Европе. Профессор Покровский сравнил его с храмами византийскими, римскими, равеннскими и сицилийскими, и признал, что даже в них нет такого мозаичного богатства.
К мозаике обратиться вынудил петербургский климат. И строили святое сооружение на века, не жалея ни сил, ни средств. Зодчие старались создать шедевр. Если сравнивать с росписями, мозаика обходится намного дороже, но её прочность и долговечность с годами «окупает» себя.
Как доказала история, использование мозаики помогло собору выстоять во времена тяжелейших испытаний, и чтобы мы сегодня им любовались и в нем было приятно находиться. Впервые в России был применён передовой и быстрый «обратный» или «венецианский» мозаичный метод мастером Александром Александровичем Фроловым.
Затем его дело подхватил брат Владимир Александрович. Способ позволял изготавливать масштабные композиции, которые видятся, как всё гениальное — на расстоянии. Художественные эскизы переносили на толстую бумажную основу, используя зеркальное отображение.
Далее разбивали нарисованный сюжет на участки. Впоследствии наклеивали на каждый из них смальту. Готовые блоки обрамляли и заливали цементным раствором. Их крепили к стенам, заполняя швы мастикой. Завершалась работа «добиранием» изображения на месте.
Сень над местом гибели Александра II
В западной стороне храма есть священное место – сень над участком мостовой, где был смертельно ранен император Александр II. Это идейное средоточие храма Спаса на Крови. К нему, как к алтарю продолжают на поклон приходить люди. Вдохновителем строительства собора стал император Александр III — сын убитого царя-реформатора – Александра II.
По его настоянию храм был спроектирован таким образом, чтобы место ранения находилось внутри монументального здания. Архитектор храма – Альфред Александрович Парланд выделил для «памятного места» особое положение. Подлинные плиты и булыжники тротуара, обагренные царской кровью, часть решетки Екатерининского канала и перила набережной были уложены на 7 ступенек пониже пола всего собора.
Поскольку поначалу шатёр охраняла часовенка, выстроенная в 1881 году и освященная в день рождения Александра II, во время строительства великого храма, который мы видим сегодня, эти реликвии были сняты и бережно хранились в укромном тайнике. По завершению работ они были заново установлены на свои места.
Так, над трагическим фрагментом мостовой возникла изумительная по красоте и величию сень, сразу над которой колокольня с большим золотым куполом. Парланд создал 14-метровое сооружение по образу и подобию «царских мест» XVII века. Они обычно выполнялись из дерева и украшались ажурной резьбой.
Сень, символизирующую присутствие духа убитого императора под сводами церкви, оформили по-особенному богато и искусно из драгоценных и поделочных камней, привезенных сюда со всех концов России.
Основанием сооружения послужили уральские и алтайские самоцветы. Резьбу выполнили мастера Колыванской камнерезной фабрики и мастерских Екатеринбурга и Петергофа по эскизу Парланда. Сень выстроена в виде шатра, опирающегося на 4 колонны из фиолетовой яшмы. По углам он украшен каменными вазонами.
Резной подзор выполнен из уральского змеевика. На колоннах есть изображения святых покровителей Романовых. Кокошники и розетки из разноцветной яшмы увенчаны массивным крестом из 112 драгоценных топазов (или хрусталя). Он установлен на пирамиде из уральских камней.
Внутренний свод был украшен флорентийской мозаикой из бухарского лазурита, агата, яшмы, и топазовыми звездами. Убранство церкви отличается роскошной позолотой и драгоценной каменной резьбой. Но изготовление сени пошло почти столько же средств, сколько было израсходовано на весь храм.
Вход в сень защищает позолоченная решетка, встроенная в балюстраду из родонита. Ее установили в 1911 году, тогда, как сама сень была возведена в 1907 году. В дальнейшем сень была практически разрушена.
Чтобы потомкам чтить память погибшего царя и лицезреть святой шатёр в том виде, в котором он был изначально устроен, восстановление проводилось достаточно тщательно и буквально недавно закончилось.
Видео:Спасли школьника после остановки сердцаСкачать
Интересные факты
Собор Спаса на Крови является одной из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Построенный при драматических обстоятельствах, сам собор стал свидетелем не менее печальных событий.
Александру ІІ было предсказано, что именно восьмое покушение приведет его к гибели. Шесть раз императору удавалось избежать смерти, в седьмой – бомба повредила только карету. Вышедший из экипажа император мог избежать смерти, но он задержался на месте, давая распоряжения относительно случившегося. В этот момент к его ногам была брошена еще одна бомба – восьмое покушение стало роковым.
Как известно, Санкт-Петербург строился по самым строгим архитектурным правилам и канонам, но и здесь храм не вписывается в общие правила. Его расположение, в буквальном смысле, «нависает» над каналом, разрывая набережную.
После освящения храма Спаса-на-Крови появились мистические легенды. Некоторые горожане говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора. Многие люди верили, что новый храм может уберечь от бед. В народе ходила такая молитва-заговор:
От дождя, от ножа,
От волка, от дурака,
От ночной мороки,
Перед войной храм чудом избежал сноса, хоть все приготовления, включая закладку взрывчатки, были проведены.
Во время блокады в храме был размещён морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Однако снаряды и бомбы невероятным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговоренным.
В хрущевские времена храм снова был под угрозой сноса – он мог разделить судьбу сотни взорванных церквей Петербурга. Однако, и здесь вмешалось провидение, которое спасло храм от разрушения. Слухи утверждают, что от сноса храм спасли души умерших ленинградцев. А некоторые утверждают, что от разрушения его охраняют таинственные знаки равносторонних крестов начертанные на кокошниках окон.
Для реставрации храма в 1970 году вокруг его стен были установлены строительные леса, но реставрация затянулась. К середине 80-х стали ходить слухи, что советская власть продлится, пока не сняты леса с храма. В это можно верить или нет, но сняли их как раз накануне путча 1991 года.
Последнее придание гласит о чудесной иконе, которая являет роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953. Согласно этому приданию, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и следующие года, но их пока никто расшифровать не смог. Наверное это и к лучшему, так как тайна должна оставаться тайной.
Видео:Храм на Крови - Дом Ипатьева - ЕкатеринбургСкачать
Легенды Спаса на Крови
В свое время месторасположение храма Спаса на Крови сыграло немаловажную роль в его истории. Поговаривают, что в советское время дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас на Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошёл любопытный случай.
Прохожий, знавший легенду, подошёл к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно — ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.
Перед Великой Отечественной войной собор чудом избежал сноса, хоть все приготовления, включая закладку взрывчатки, были проведены. Во время блокады Ленинграда в храме был размещён морг, в котором находились тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов.
Однако снаряды и бомбы невероятным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговоренным. В 1960-х годах, осматривая купола храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм. Попала, но не взорвалась. Пятисоткилограммовая бомба как бы лежала на руках Спасителя.
В хрущевские времена храм снова был под угрозой сноса — он мог разделить судьбу сотни взорванных церквей Петербурга. Однако, и здесь вмешалось провидение, которое спасло храм от разрушения. Слухи утверждают, что от сноса храм спасли души умерших ленинградцев. А некоторые утверждают, что от разрушения его охраняют таинственные знаки равносторонних крестов начертанные на кокошниках окон.
Для реставрации храма в 1970 году вокруг его стен были установлены строительные леса, но реставрация затянулась. К середине 1980-х стали ходить слухи, что советская власть продлится, пока не сняты леса с храма. В это можно верить или нет, но сняли их как раз накануне путча 1991 года.
Последнее придание гласит о чудесной иконе, которая являет роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953. Согласно этому приданию, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и следующие года, но их пока никто расшифровать не смог. Наверное это и к лучшему, так как тайна должна оставаться тайной.
Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это — например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а ещё одно число 63 — не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.
Видео:Храм-на-Крови. История СвятыниСкачать
Официальный сайт Собора Воскресения Христова
Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата имеет официальный сайт: spas.spb.ru
Храм Спаса на Крови также имеет статус музея, относится к музейному комплексу «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», который имеет сайт: cathedral.ru и музей Спас на Крови отдельную страницу: cathedral.ru/ru/spas/building
Видео:Охота на царя и как появился Спас-на-Крови.Скачать
Экскурсии в храме
Экскурсии в Спасе на Крови достаточно популярны. В них участвуют многие туристы, чтобы побольше узнать о храме и получить незабываемые впечатления. Экскурсии проводятся по следующим маршрутам:
Евангельские сюжеты в мозаиках собора
Мозаики Спаса на крови представляют крупнейшее собрание христианских персонажей, насчитывающее 277 имен; 68 сюжетов на библейские и евангельские темы. Посетители музея могут подробно ознакомиться с их тематикой и христианской символикой.
- Продолжительность экскурсии — 45 минут
Мозаика храма-памятника
Посетители музея услышат увлекательный рассказ о крупнейшем мозаичном ансамбле Европы, занимающем важное место в контексте мирового мозаичного искусства. Любуясь светоносными мозаиками храма, они узнают о художниках – авторах эскизов для мозаичных икон, о мастерах-мозаичистах, о технике и технологии мозаичного набора.
- Продолжительность экскурсии — 45 минут
Архитектура и наружное убранство
Петербуржцы и гости города смогут познакомиться со Спасом на Крови как с уникальным памятником «русского стиля» рубежа XIX — XX веков, получат возможность подробно рассмотреть великолепный многоцветный декор фасадов, полюбоваться уникальными эмалевыми куполами собора, создающими неповторимый живописный акцент в архитектурном облике Петербурга.
- Продолжительность экскурсии — 45 минут
«Спас на Крови» в Белые ночи
Построенный в традициях допетровского культового зодчества, Спас на крови вобрал в себя наиболее выразительные черты московских церквей XVI-XVII веков. Яркие эмалевые купола, уносящийся ввысь шатёр, покрытый полихромной черепицей, обилие цветных изразцов на фасадах и фигурные кокошники с живописными мозаиками придают храму красочный неповторимый облик, столь не характерный для Северной столицы.
Фото и видеосъемка разрешена без использования штатива и дополнительной подсветки. Стоимость экскурсий: Евангельские сюжеты в мозаиках Спаса на Крови, Архитектура и наружное убранство Спаса на Крови, Мозаика Спаса на Крови — 400 рублей.
В музее-памятнике Спас на Крови проводятся экскурсии на русском и иностранных языках.
Экскурсии на русском языке
- В музее-памятнике Спас на Крови экскурсия для группы от 6 до 20 человек в стоит 1000 рублей; для группы от 21 до 30 человек – 1500 рублей.
Экскурсии на иностранном языке
Стоимость услуги указана в рублях РФ.
- Экскурсия для группы от 1 до 5 человек в музее-памятнике Спас на Крови — 1000 рублей; для группы от 6 до 20 человек — 2000 рублей; для группы от 21 до 30 человек – 3000 рублей.
Видео:Спас на Крови от Елены КрыловойСкачать
Музей-памятник сегодня: что рядом
Собор Воскресения Христова расположен в самом сердце Санкт-Петербурга, в его историческом центре, на набережной канала Грибоедова. Рядом находятся — один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, а также одна из центральных площадей города — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I.
В пешей доступности — все самые главные достопримечательности города на Неве — Исаакиевский собор, Государственный Эрмитаж, Зимний дворец, а также Петропавловская крепость и многие другие. Рядом — центральная улица Северной столицы — Невский проспект, сам по себе — кладезь замечательных мест великого города на Неве.
💡 Видео
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА: Храм-на-Крови в Екатеринбурге.Скачать
ЕКБ. По местам убийства царской семьи. На своих ли местах Храм-на-крови и монастырь Ганина Яма?Скачать