Храм ники аптерос ударение

Содержание
  1. Храм ники бескрылой
  2. Храм Ники Аптерос – храм победителей
  3. Происхождение названия
  4. История постройки
  5. Архитектура храма
  6. Исторические судьбы святилища
  7. Храм Ники Аптерос – самое странное сооружение Акрополя
  8. История храма Ники Аптерос
  9. Строительство храма
  10. Значение храма в Древней Греции
  11. Храм Ники Аптерос – архитектура и статуи
  12. Где находится храм Ники Аптерос и как добраться
  13. Что еще посмотреть рядом
  14. Храм богини Ники Аптерос в Афинском Акрополе
  15. Архитектурное описание храма
  16. Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции
  17. Строительство храма
  18. Необычная история названия храма
  19. Храм Ники Аптерос в наше время
  20. Храм Ники Аптерос в Акрополе
  21. Храм Ники Аптерос: почему богиня победы без крыльев?
  22. Где находится храм Ники Аптерос
  23. История храма Ники Аптерос
  24. Как выглядел храм Ники?
  25. Откуда взялось название, и действительно ли храм построили в честь Ники
  26. Дальнейшая судьба храма
  27. Немного о богине Нике
  28. Интересные факты
  29. Время работы
  30. Цены на билеты
  31. Что посмотреть рядом
  32. Рекомендуем для туристов:
  33. Словари
  34. Храм Ники Аптерос в Акрополе: чертежи, архитектор, описание
  35. Краткое описание
  36. История постройки Ники Аптерос
  37. Строительство храма
  38. Происхождение названия — почему Аптерос
  39. Почему Храм Ники Аптерос посвящен бескрылой богине
  40. О богине Ника
  41. Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции
  42. Архитектура Храма
  43. Архитектор Храма Ники Аптерос
  44. Аксонометрия и статуи

Видео:Храм вознесения Никитских воротСкачать

Храм вознесения Никитских ворот

Храм ники бескрылой

Видео:Пропилеи и храм Ники. Максим Атаянц. История архитектуры Античности. Афинский Акрополь. ЛекцияСкачать

Пропилеи и храм Ники. Максим Атаянц. История архитектуры Античности. Афинский Акрополь. Лекция

Храм Ники Аптерос – храм победителей

В юго-западной части Акрополя, справа от Пропилей, находится небольшой изящный храм, выстроенный в ионическом стиле. Это храм Афины-Победительницы, первое ионическое здание в Афинах. Более известное название этого святилища – храм Ники Аптерос, Ники Бескрылой.

Храм ники аптерос ударение

Видео:Священники не поделили границу в Вифлеемском храмеСкачать

Священники не поделили границу в Вифлеемском храме

Происхождение названия

Своё общеупотребительное имя храм получил во II веке н. э. Древнегреческий писатель и географ Павсаний, посетивший Афины и рассказавший о них в своём фундаментальном труде «Описание Эллады», принял стоявшую в центральном помещении святилища статую Афины, представленной вразрез с традицией не в традиционном полном вооружении, за статую Ники. Ввело писателя в заблуждение и название храма – Афины-Ники, Победительницы.

Произошло это через 500 лет после постройки здания, и ошибка Павсания осталась неисправленной. Для объяснения нетрадиционного изображения Ники без крыльев Павсаний придумал легенду, что афиняне намеренно нарушили обычай. Время сооружения святилища – период высшего подъёма могущества Афин, которые никогда не оставляла Победа. Чтобы Ника и впредь не покидала город, её изобразили бескрылой.

Храм ники аптерос ударениеХрам ники аптерос ударениеХрам ники аптерос ударениеХрам ники аптерос ударениеХрам ники аптерос ударениеХрам ники аптерос ударениеХрам ники аптерос ударение

Подтверждением того, что нынешнее название объясняется именно заблуждением, являются находки частей мраморной балюстрады храмовой площадки, на которых Ника изображена с крыльями.

Видео:Пресс-тур на стройку Никольского храмаСкачать

Пресс-тур на стройку Никольского храма

История постройки

Храмовый ансамбль Акрополя возводился по единому плану, однако храм Ники Аптерос выпадает из общей схемы. Более того, он вообще находится за пределами крепости. Это заставило учёных предположить, что здание было возведено на месте более раннего святилища. Раскопки, при которых обнаружили остатки древних культовых сооружений, позволили восстановить историю храма.

В микенскую эпоху на юго-западном выступе скалы Акрополя было построено укрепление, позднее перестроенное в настоящий бастион – Пиргос. Отсюда можно было обстреливать единственный вход в цитадель. На территории укрепления установили алтарь Ники, вокруг которого позднее возвели святилище. Здесь афиняне развешивали свои военные трофеи и приносили благодарственные жертвы богам.

В VI в. до н. э., в эпоху династии Писистратидов, на месте древнего святилища был выстроен новый храм в честь Афины. Однако в 480 году до н. э. здание было полностью разрушено персами царя Ксеркса, которые заняли оставленные жителями Афины и сожгли все деревянные постройки Акрополя.

Храм ники аптерос ударение

После изгнания захватчиков из Эллады и переноса военных действий на территорию Персии Афины вступают в период своего наивысшего расцвета. Это было время правления Перикла, которого многие историки считают величайшим политическим деятелем Древней Греции. Стоявшая во главе общеэллинского антиперсидского союза Афинская морская держава распоряжалась средствами членов союза. Большую часть этих денег Перикл тратил на укрепление афинского флота, однако огромные средства расходовались на возвеличивание Афин, прежде всего путём масштабного строительства.

Строительством храма Ники Аптерос велось под руководством Калликрата – одного из двух, наряду с Иктином, «архитектурных отцов» Парфенона. Проект здания был утверждён народным собранием Аттики в 449 г. до н. э., однако само строительство началось значительно позже. Достоверно известно лишь, что в 421 году до н. э. работы уже были закончены.

Видео:Уничтожение храмов и памятников, или Как повторяется историяСкачать

Уничтожение храмов и памятников, или Как повторяется история

Архитектура храма

Храм Ники представляет собой амфипростиль – тип здания с двумя фасадами. Расположение здания выбрано очень удачно – один фасад обращен к входу в Акрополь, а второй – внутрь цитадели, к Парфенону. Каждый фасад украшен четырьмя колоннами ионического ордера. Всё здание стоит на трёхступенчатом основании, размеры верхней площадки которого – 8 х 5,4 м.

Храм ники аптерос ударение

Хотя колоннада храма в целом выполнена в ионическом стиле, который считался женственным, Калликрат несколько изменил пропорции колонн, приблизив их к воинственному дорическому типу, напомнив тем самым о характере Афины-воительницы. Строгие черты дорического стиля позволили архитектору достигнуть примечательной гармонии с обрамлённым колоннами входом в Акрополь, Пропилеями, над которыми расположен храм Ники Аптерос.

На трёх сторонах фриза храма были расположены рельефные изображения сражений греков с персами, на четвёртой – собрание богов Олимпа, наблюдающее за битвой. В центре «олимпийской» части фриза — Афина и Зевс. Статуя Афины была установлена и в самом храме. Богиня была представлена достаточно необычно – с шлемом в одной руке и плодом граната – в другой.

Храм ники аптерос ударение

Перед храмом со стороны Акрополя был установлен алтарь, который утверждался единым проектом со святилищем, а вся храмовая площадка была ограждена балюстрадой, состоявшей из мраморных плит с изображениями крылатой Ники.

Древние авторы с восторгом отзывались о храме Ники Аптерос, и в наше время он считается одним из красивейших произведений архитектуры классической эпохи.

Видео:Храм Вознесения Господня на Б. Никитской улице («Малое Вознесение»)Скачать

Храм Вознесения Господня на Б. Никитской улице («Малое Вознесение»)

Исторические судьбы святилища

При Перикле строили на века, и храм Ники Аптерос простоял практически без изменений более двух тысячелетий. Но в 1687 году турецкий гарнизон Афин был осаждён в акрополе венецианцами. Испытывая недостаток в боеприпасах, турки начали разбирать здания Акрополя, чтобы извлечь свинец, которыми скреплялись мраморные плиты. Сильно пострадал и храм Ники Аптерос. Позднее, в конце XVIII века, часть камней, из которых он был сложен, была использована турками для ремонта укреплений афинской цитадели.

После завоевания Грецией независимости началась работа по восстановлению архитектурного наследия Эллады. В 1835 году каменные блоки, из которых был построен храм, извлекли из земли, однако работы по воссозданию святилища велись без должной подготовки, да и квалификация исполнителей оставляла желать лучшего. Поэтому вновь отстроенный храм имел не слишком много общего с античным предшественником.

Сто лет спустя обнаружились значительные трещины в кладке Пиргоса, что грозило обрушением укрепления вместе с храмом. Здание святилища было разобрано, а фундамент бастиона тщательно укреплён. После этого храм вновь собрали с использованием фрагментов, найденных за прошедшее после первой реконструкции столетие. При реставрации архитекторы тщательно следили за соответствием друг другу стыков каменных блоков, чтобы максимально точно определить их взаимное расположение и приблизить внешний вид здания к первоначальному.

Именно во время этих работ были обнаружены остатки предшествовавших храму Ники Аптерос святилищ.

Последняя реставрация была произведена в 2000 году. На свои места были установлены многие фрагменты рельефного декора и недостающие элементы конструкции, обнаруженные при раскопках на Акрополе. И сейчас благодаря усилиям историков и реставраторов можно в полной мере оценить красоту замечательного памятника древнегреческой архитектуры – храма Ники Аптерос.

Видео:Святилище Аполлона - крупнейший храм античности Дидимайон🏛️ Вы изумитесь, поверьте‼️Скачать

Святилище Аполлона - крупнейший храм античности Дидимайон🏛️ Вы изумитесь, поверьте‼️

Храм Ники Аптерос – самое странное сооружение Акрополя

В архитектурный комплекс Акрополя входит знаменитый храм Ники Аптерос. Легкое, изящное строение выделяется на фоне монументальных руин Верхнего города. Помимо того, что оно нарушает общую симметрию проекта, вход в святилище расположен за зданием, что совершенно противоречит ионическому стилю. Из-за этого храм считают самым странным сооружением Акрополя. Но очаровательные очертания древней святыни, особенно в вечерней подсветке, заставляют восторженно вздыхать впечатлительных (и не очень) туристов.

Храм ники аптерос ударение

Видео:Пицундский храм и Великий ПитиунтСкачать

Пицундский храм и Великий Питиунт

История храма Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос построен на крутой возвышенности, справа от Пропилей – величественного входа в Афинский Акрополь. Авторство принадлежит знаменитому зодчему Калликрату, которому Фидий доверил возведение значимой святыни в 427 – 424 году до н.э. Именно здесь, измученные войнами греки, должны были возносить молитвы всемогущей Нике, богине Победы, за благоприятный исход в Пелопонесской войне. Возможно, это одна из причин, почему вход в святыню был отдельным – не надо было проходить через центральные ворота.

Строительство храма

Афины, Храм Ники и весь Верхний город были разрушены в ходе греко-персидской войны в 480 г. до н.э. Перикл, поклявшийся восстановить святыни для жителей древней Эллады, исполнил обещание в полной мере. На месте цитадели (а потом святилища) микенского периода, был построен храм, посвященный Богине Победы Нике, вечной спутнице Афины Мудрой. Ключевой фигурой сооружения стала крылатая защитница, но в Акрополе её намеренно лишили крыльев – божество должно было навсегда остаться в Афинах. Бескрылая Победа Ника украсила Верхний Город и вселила в сердца греков надежду на вечный мир.

Значение храма в Древней Греции

Поклонение Богине Нике в Древней Греции было так же важно, как и почитание главного языческого божества, Афины. От неё зависел исход военной компании, успех в спортивных и музыкальных соревнованиях. В её честь устраивались праздники и жертвоприношения. Вестницу победы молили о благосклонности. Поэтому храм богини Ники Аптерос в Верхнем Городе – это лишь говорящий символ того, что греки могли предложить капризной владичице, взамен на толику внимания.

Несмотря на то, что в научных кругах споры о принадлежности храма – Афине или Нике, ведутся до сих пор, общепринято считать, что святыня все же была частью культа Ники. Слишком много греки потеряли в бесконечных войнах с персами, победа и мир были необходимы любой ценой. Единственным способом достичь желаемого и отблагодарить небеса за милость, стало возведение храма – воздушного и легкого, как сама крылатая богиня Ника. Однако, в этом храме статуя Ники была без крыльев, так греки хотели оставить поду себе.

Храм ники аптерос ударение

Храм ники аптерос ударение

Видео:2018.12.04 Задостойник праздника Введения во храм Введения Пресвятой БогородицыСкачать

2018.12.04 Задостойник праздника Введения во храм Введения Пресвятой Богородицы

Храм Ники Аптерос – архитектура и статуи

Архитектор Калликрат воплотил представление о Нике в мраморе. Изящное здание представляло собой прямоугольное в плане сооружение (амфипростиль) с торцевыми колонными портиками. Попасть вовнутрь можно было, поднявшись по трем ступеням, стилобату.

По всему периметру здание опоясывал беспрерывный фриз, на котором были запечатлены сцены ключевых баталий с персами и главные греческие божества – Афина, Зевс, Посейдон. Внутри храма стояла бескрылая мраморная Ника (по другому мнению статуя Афины), которая держала в руках спелый плод граната и боевой шлем. До наших дней сохранились только некоторые части фриза. В частности лев, чью принадлежность храму Ники Аптерос определили только в 2010 году, в ходе масштабных реставрационных работ. Самый известный барельеф с мраморного парапета, обрамлявшего храм в 420 – 410 г. до н.э. – Ника, поправляющая сандалию, хранится в Акропольском музее. Еще несколько скульптурных элементов можно увидеть в Британском музее и Лувре.

Стоит отметить, что храм хоть, и выложен из остатков древних камней, является восстановленной копией творения древнего зодчего. Оригинал был полностью уничтожен турками в XVII веке.

Храм ники аптерос ударение

Храм ники аптерос ударение

Видео:Молитва святителю Никите, затворнику Печерскому, епископу Новгородскому.Скачать

Молитва святителю Никите, затворнику Печерскому, епископу Новгородскому.

Где находится храм Ники Аптерос и как добраться

В афинском Акрополе храм богине Нике сразу бросается в глаза. Более того, в вечернее время суток он виден практически с любой точки города. Несколько ассиметричное положение по отношению к общей архитектуре, воздушность, характерные 4 колоны – древнее святилище узнаваемо так же, как Парфенон.

Древний артефакт Греции находится в самом центре Афин, главный вход на улице Дионисия Ареопагиту. В общественном транспорте в городе нет недостатка, добраться сюда не составит труда, даже человеку, который впервые оказался в Афинах. Самый простой, проверенный и дешевый, это афинское метро. Ближайшие станции метро «Акрополи» и «Монастираки».

Храм Ники Аптерос открыт для посещения с 8 утра до 18:30 вечера (как и весь исторический комплекс). Ознакомиться с сезонным режимом работы и стоимостью для отдельных категорий посетителей можно на официальном сайте www.theacropolismuseum.gr. Там представлена не только актуальная информация о ценах, но и график предстоящих мероприятий. Акрополь часто становится площадкой для проведения интересных городских праздников.

Опытные туристы советуют приобретать единый билет, для осмотра главных развалин страны. Его стоимость варьируется в пределах 15 евро, действует 4 дня. Билет дает право на посещение еще ряда ключевых достопримечательностей Греции, находящихся в Афинах.

Видео:Введение во храм Пресвятой Богородицы. Тропарь. Кондак. Задостойник. Величание.Скачать

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Тропарь. Кондак. Задостойник. Величание.

Что еще посмотреть рядом

Посетить все древние памятники в рамках одной экскурсии по Афинам вряд ли получится – слишком мало времени на глубокое погружение в историю. Но, если на руках единый билет, можно растянуть путешествие в прошлое на несколько дней. В окрестностях Акрополя расположены несколько значимых исторических достопримечательностей:

  • Театр Диониса – находится на юго-восточном склоне Акрополя и представляет собой достаточно хорошо сохранившуюся театральную площадку. Здесь в мраморном кресле восседал римский император Адриан и выступал знаменитый правитель Нерон. Возле впечатляющих руин сохранились фрагменты храмов, посвященных Дионису и живописные камни Периклова Одеона.
  • Афинская Агора – находится сразу у подножия Акрополя и представляет собой огромную площадь в 5 гектар. Здесь можно осмотреть дорический храм Гефеста, прогуляться по Стое Атталы, посетить Монумент эпонимов – доску объявлений древних афинян.
  • Библиотека Адриана – масштабное здание, поражающее своей торжественностью. Построенная императором Адрианом, библиотека должна была стать местом философских раздумий и отдыха от мирской суеты. По свидетельству Павсания (II век н.э.) здание было украшено колоннами из фригийского камня. До нашего времени сохранилось лишь несколько, но они тоже впечатляют своим размахом.

Храм ники аптерос ударение

Пытливому путешественнику Афины предлагают насыщенную программу. Чтобы лучше узнать историю Древней Греции, нужно выделить не меньше 3-4 дней для ознакомления со всеми достопримечательностями столицы. Но даже кратковременное посещение живописных мест оставляет неизгладимые впечатления на всю жизнь.

Видео:Никифор Кулаковский " послание к римлянам Святого Апостола Павла глава 1"Скачать

Никифор Кулаковский " послание к римлянам Святого Апостола Павла глава 1"

Храм богини Ники Аптерос в Афинском Акрополе

Исторические памятные храмы, расположенные на Акрополе и дошедшие до сегодняшних дней, были созданы за несколько столетий до нашей эры. Греческие полисы, окончательно объединили усилия в сражении против персов, что помогло им одержать долгожданную победу. Во главе морского союза стояли Афины.

Представителями каждого города-государства было принято решение о необходимости выделения денежных средств из казны, учреждённой новым политическим образованием, на восстановительные мероприятия разрушенных храмов. Греки пришли к выводу, что выстроить их заново намного проще, чем попытаться воссоздать былое величие античных достопримечательностей.

Видео:Разрушение главного храма в Одессе.Скачать

Разрушение главного храма в Одессе.

Архитектурное описание храма

Храм Ники Аптерос на Акрополе считают самым странным сооружением всего храмового комплекса. Особенностью строения можно считать ворота, которые расположены не перед зданием, а за ним.

Храм Ники Аптерос выполнен в ионическом стиле, который в своё время считался достаточно модным. Воздушность храма подчёркивают стройные и неутяжеляющие колонны. На фризовых выступах можно обнаружить изображения некоторых эпизодов из продолжительного боевого противостояния эллинов и персов. Там же находились и изображения богов с Олимпа. В XIX веке во время раскопок учёные нашли несколько гранитных плит, изображающих богиню Нику.

Около 15 лет назад на Акрополе провели восстановление храма.

Видео:Никифор Кулаковский " послание к римлянам Святого Апостола Павла глава 2"Скачать

Никифор Кулаковский " послание к римлянам Святого Апостола Павла глава 2"

Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции

Главное место в комплексе на горе Акрополь отводилось храму Девы Афины. Добраться до Парфенона, как нередко именуют это строение, представлялось возможным через Пропилеи.

Свободная пространная лестница, выполненная из дорогого мрамора, и колонны классического античного стиля завершали данную часть композиции.

При этом Храм Ники Аптерос шел вразрез с основным симметричным виденьем архитектурного проекта.

Довольно странным можно считать тот факт, что древнегреческие архитекторы, всегда соблюдавшие пропорции и равновесие, при создании храмового комплекса решили отойти от своих традиционных принципов.

Объяснение этому можно найти легко, учитывая, что предопределяющим фактором использования Акрополя было поклонение всевышним языческим богам. При разработке проекта строители ставили перед собой главную задачу – оставить целевое обрядовое предназначение.

Панафинейское торжество, проходящее ежегодно, было посвящено богине Афине. Святилище было конечным пунктом праздничного шествия, завершало которое запланированное жертвоприношение.

Видео:Тропарь, кондак, величание пред иконой ДержавнаяСкачать

Тропарь, кондак, величание пред иконой Державная

Строительство храма

В конце V столетия на этом месте были начаты строительные работы по возведению нового здания — храма Ники Бескрылой. Архитектору Калликрату поручили оформление проекта и разработку плана будущего здания. Зодчий был соратником специалиста Иктина, задействованного в процессе возведения Парфенона.

Через шесть лет был возведен храм Ники Аптерос. Однако название, определяющее данную достопримечательность древних эллинов, прикрепилось за зданием спустя несколько веков. Оно означает Ника Бескрылая.

Видео:Христос Воскрес! - громада УПЦ села Бохоники, у якої захопили храмСкачать

Христос Воскрес! - громада УПЦ села Бохоники, у якої захопили храм

Необычная история названия храма

Греческий географ Павсаний, который, по сути, стал автором названия храма, имеет единственный труд, описывающий Элладу с одноименным названием. Эта работа является настоящим путеводителем по древней античной земле и содержит личные впечатления и воспоминания географа.

Вероятнее всего, Павсаний, посещая Акрополь, по ошибке принял за статую Ники одну из трёх работ Фидия, расположенных в храмовом комплексе.

По традиции, богиню Афину изображали воинственной женщиной с такими обязательными атрибутами, как меч и шлем. Увидев простой женственный образ, Павсаний именно его принял за знаменитую богиню победы.

Он посчитал, что так и должна выглядеть Ника, желающая только мира, добра, уставшая от несправедливости и войн. Тем более у статуи не было крыльев, что также соответствовало названию бескрылой Ники Аптерос.

Он вообразил и рассказал красивейшую историю о том, что афиняне создали образ для того, чтобы победа никогда не покидала их. При этом, в древнегреческой мифологии она всегда имела крылья.

Нику изображали вместе с Зевсом или Афиной, и крылья за спиной были её обязательным незаменимым элементом.

Примером является Ника Самофракийская. Скульптура, имеющая всемирную славу, располагается в Лувре.

Отсюда следует, что созданное строение посвящали Афине-победительнице. К тому же, в свете последних событий и торжества над персами, это было весьма логично.

Афина обладала многими именами, как и все древнегреческие боги. Среди них Паллада, Промахос, Полиада и Парфенос.

Афину считали покровительницей брака, материнства, целительства, магии, ремёсел и многого другого. Будучи истинным воплощением мудрости и зрелости, главными символами, сопровождающими богиню, была змея и сова.

При этом, миссией Афины было покровительство военным сражениям и обязательному наступлению победы. Ника была спутницей богини, оповещающей других богов о наступлении победы.

Видео:Обращение Никифора Кулаковского по храму на ХодынкеСкачать

Обращение Никифора Кулаковского по храму на Ходынке

Храм Ники Аптерос в наше время

Сегодня полюбоваться храмом Ники Аптерос можно практически из всех точек Афин. Вечером, когда загорается дополнительное освещение, кажется, будто таинственный Храм Ники Аптерос выглядел много столетий назад именно так и ничего не изменилось.

Храм Ники Аптерос в Акрополе

Изящный храм в ионическом стиле расположился в юго-восточной части Акрополя, правее центрального входа на скале высотой 8.6 метров. Святилище носит название храм Афины Ники или храм Ники Аптерос. По легенде, жители древних Афин специально лишили ветреную богиню крыльев, чтобы она навсегда осталась в городе и защитила их от напастей. Согласно греческой мифологии она известна сразу под несколькими именами: Бескрылая победа, Ника Аптерос, Афина-победительница, Афина-Ника, в римской же мифологии ее называют Викторией. Святилище Ники Аптерос – это первое сооружение Акрополя, которое видят туристы во время его посещения, поэтому мы не смогли пройти мимо этого храма и посвятили ему отдельную небольшую статью.

Храм ники аптерос ударение

Храм Ники Аптерос в Акрополе

Первый храм, посвящённый Афине-Нике, был построен из дерева. Предположительно он появился в середине VI века при Писистрате на юго-западном выступе скалы (Пиргосе). Во время праздников, посвященных богине Афине, именно в этот небольшой храм приходила торжественная процессия, чтобы совершить традиционные жертвоприношения. В конце V века Акрополь и его древние храмы были уничтожены персами, которые вторглись в Грецию и как мамаево войско смели все на своем пути.

Несмотря на то, что храм был разрушен до основания, каким-то чудом уцелел алтарь, на котором по легенде располагалась статуя Афины-Ники. Во время раскопок 1936 года археологам удалось обнаружить следы древнего святилища и подтвердить эту теорию древними артефактами.

Храм ники аптерос ударение

Храм Афины-Ники в Греции

Во времена царствования Кимона было решено восстановить святилище на прежнем месте, но уже в камне. Строительство началось примерно в 427 году до нашей эры и продлилось шесть лет. Доподлинно не известно кто был архитектором храма Ники Аптерос, но многие историки предполагают, что все работы были поручены Калликрату, ученику и соратнику Иктина, того самого, что построил Парфенон. Надо сказать, что археологи спорят не только по поводу того, кто построил храм, но даже о его названии. Дело в том, что термин «Храм Ники Аптерос» впервые появился в книге «Описание Эллады» Павсания (эдакий Lonely Planet по античной Греции, написанный во II веке нашей эры).

Храм ники аптерос ударение

Храм Аптерос в 1872 году © pastvu com

Храм ники аптерос ударение

Храм Аптерос в 2017 году

Согласно путеводителю Павсания, во втором веке нашей эры в Акрополе было три статуи, посвященных богине Афине: Парфенос (в Парфеноне), Промахос (бронзовая статуя между Эрехтейоном и Парфеноном) и Лемния (рядом с Пропилеями). Но некоторые историки предполагают, что была и четвертая, просто Павсаний по ошибке назвал ее Никой Аптерос (бескрылой победой) и сочинил историю про афинцев, которые лишили богиню победы крыльев. Согласно греческой мифологии, Ника – спутница Афины во время войны и редко изображалась без своей старшей подруги.

Вряд ли бы греки стали строить отдельный храм для помощницы Афины, а вот храм Афины-Ники вполне мог быть в Акрополе. Кстати, в пользу этой версии говорит и тот факт, что в 1835 году рядом со святилищем были найдены барельефы, на которых была изображена богиня Ника с крыльями, т.е. жители древних Афин не лишали предвестницу победы крыльев. Но правда это или нет, мы вряд ли когда-то узнаем, пусть историки спорят о правильном названии храма, а мы перейдем к дальнейшему рассказу о храме Ники Аптерос.

Храм ники аптерос ударение

За многовековую историю Акрополя он не раз менял хозяев: сначала христианство восторжествовало над язычеством и храмы лишились своих ярких красок и статуй богов, которые были неприемлемы в новой религии, затем настало время турок, которые переделали святилища под мечети. Но самым разрушительным для храма Ники Аптерос стала осада Акрополя венецианцами, тогда турки, в чьих руках находился комплекс, стали разбирать здание: мрамор шел на строительство укреплений, а свинцовые крепления, которые соединялись мраморные прилиты, переплавляли в ядра и пули. Несмотря на то, что грекам удалось договориться с османами, что они найдут свинец для орудий и не нужно разбирать храм, святилище Ники-Афины очень пострадало.

Храм ники аптерос ударение

Храм Ники-Афины в 1880 году © pastvu com

Первая попытка восстановить храм была предпринята в 1835 году, но так как не было никакого четкого плана работ и все спешили, то назвать эти работы реконструкцией можно только с очень большой натяжкой. В 1935 году из-за угрозы обрушения храм разобрали, укрепили склон и собрали вновь. Но восстановить храм в его современном виде удалось лишь к 2000-м годам, когда была проведена тщательная реставрация всех элементов строения.

Храм ники аптерос ударение

После последней реставрации отчетливо видны оригинальные детали и восстановленные

Архитектурные особенности храма Ники Аптерос не менее интересны, чем исторические. Храм был построен в модном и совершенно новом для того времени ионическом стиле. Тонкие колонны подчеркивают воздушность и легкость строения. С трех сторон скульптурные фризы украшены сценами сражений между греками и персами, а на четвертой – олимпийские боги, наблюдающие за битвой, в том числе и Ника. В наши дни оригинальные фризы можно увидеть в Новом музее Акрополя.

Храм ники аптерос ударение

Изображения на фризах храма Бескрылой победы

Храм был построен на Пиргосе и имел размеры: 5.4 на 8.14м, высота колонн 4.04 метра, в отличии от колонн Парфенона, они сделаны из цельных кусков мрамора, а не из сочлененных частей. Издавна стены Пиргоса выполняли роль стены славы, на которой вывешивали трофеи, вместе с храмом Ники Аптерос они составили своеобразный памятник в честь победы греков над персами.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.

Удивительный и очень воздушный храм Афины-Ники одно из самых красивых и загадочных строений Акрополя. Споры среди историков идут и о названии святилища, об архитекторе, зачем зданию два фасада (один смотрит на город, другой можно увидеть изнутри), почему храм расположен за воротами комплекса и этот список можно продолжать довольно долго. Но даже если не вдаваться в подробности истории и загадок, храм стоит того, чтобы его увидеть и полюбоваться. Лицезреть его можно во время осмотра Акрополя или бесплатно с холма Ареопаг.

Храм ники аптерос ударение

Вид на Акрополь и храм Ники с холма Ареопаг

Храм Ники Аптерос: почему богиня победы без крыльев?

Храм ники аптерос ударение

Среди античных сооружений Акрополя храм Ники Аптерос (TempleofAthenaNike) занимает особое место. Изящное строение отличается от монументальных руин других построек. Специалистов удивляет место, где находится храм – перед воротами, а не за ними, как все другие сооружения. Святилище Ники нарушает симметрию Акрополя, который застраивался по плану. Даже название вызывает споры. Храм Ники считают самым странным сооружением Акрополя. Но это не мешает многочисленным туристам восхищаться его очаровательными очертаниями. А после захода солнца, когда включают подсветку, античный храм выглядит просто волшебно. Фото достопримечательности и краткое описание размещены на всех туристических проспектах Афин.

Храм ники аптерос ударение

Где находится храм Ники Аптерос

Достопримечательность расположена на территории Акрополя, в центральной части Афин.

Как добраться:

Из центра – пешком. Это несложно, везде расставлены указатели на Акрополь, да и виден холм, застроенный античными храмами издалека. Из других районов удобно добираться на метро – ст. «Акрополь».

История храма Ники Аптерос

После победы над персами греческие города-государства объединились в Морской союз. Возглавили это объединение Афины. Город сильно пострадал во время захвата персами, все сооружения Акрополя были разрушены. Афиняне решили не восстанавливать развалины, а возвести новые храмы на священном холме. Великолепные сооружения должны были стать показателем богатства и мощи Афин.

Как выглядел храм Ники?

Храм ники аптерос ударение

Храм построили небольшой, по данным Википедии, размеры основания 5 м 40 см на 8 м 14 см. Святилище возвышалось на Пиргосе – высоком постаменте. Сооружение окружал парапет из мрамора, декорированный рельефами. Перед храмом располагался алтарь.

Проект храма был выполнен архитектором Калликратом и одобрен на народном собрании в 449 г. до нашей эры. Построено сооружение было примерно в 421 г. до нашей эры.

Массивный, сложенный из плит известняка, Пиргос давно использовался афинянами, как место для вывешивания трофеев. Пиргос и храм Ники на нем стали единым символом победы над персами.

Храм был украшен фризом со скульптурными рельефами. На фризе с западной и северной стороны древние скульпторы изобразили сцены битвы с персами. На южном фризе были изображения победы при Платеях. На восточном были рельефы богов, которые наблюдали сражение.

Храм Ники построен из мрамора в ионическом стиле. Он имеет два портика, каждый с четырьмя монолитными колоннами. Высота сооружения – 7 метров. Статуя Ники находилась в святилище. В руках фигуры были шлем и гранат. Статуя Ники была без крыльев, богиню победы так никогда не изображали. Так почему же в этот раз отошли от канонов?

Откуда взялось название, и действительно ли храм построили в честь Ники

Ника Аптерос переводится как Ника Бескрылая. Под этим названием античный храм известен во всем мире. Появилось название только во II веке нашей эры, благодаря греческому географу Павсанию. В своем труде «Описание Эллады» географ описывал путешествие по Греции. Посетив Акрополь, он написал об увиденных сооружениях, в том числе и храме Ники. Многие исследователи считают, что за Нику он принял статую Афины. Именно Павсаний назвал Нику бескрылой и поведал историю о том, что без крыльев богиню изобразили специально, чтобы Победа никогда не покинула Афины.

Никто особенно не сомневался в этой версии, до тех пор, пока не начали проводить раскопки и исследование храма. На всех барельефах и скульптурных изображениях Ника была, как и положено с крыльями. Почему же главная скульптура храма была лишена этого основного атрибута? Некоторые исследователи считают, что храм был посвящен двум богиням – Афине и Нике, есть мнение, что святилище строили в честь Афины-Победительницы. Статуя, которая много веков стояла в храме, именно ее видел Павсаний, была изображением Афины, а не крылатой богини победы. К единому мнению ученые пока не пришли, а святилище продолжают называть привычным именем – Ника Аптерос.

Дальнейшая судьба храма

Храм простоял почти в целости и сохранности до XVIII столетия. Турки разобрали сооружения и использовали камни для укрепления насыпи для батареи. После получения Грецией независимости, по всей стране начались раскопки, изучение и восстановление античного наследия. Особое внимание уделяли Акрополю. Части храма Ники были выкопаны из земли. В 30-х годах XIX века святилище восстановили, буквально сложили из найденных камней. Через 100 лет храм опять разобрали, так как была опасность обрушения Пиргоса. Разобрали и Пиргос, и храм, после все сложили заново и провели тщательную реставрацию.

Храм ники аптерос ударение

В конце 90-х годов прошлого века фриз храма перенесли в музей Акрополя. В 2000 году храм опять разобрали, заменили пол, который начал разрушаться. Также переставили блоки, расположенные неправильно. После храм снова собрали.

Немного о богине Нике

В греческом пантеоне множество богов, каждый покровительствует какой-либо деятельности. Ника – богиня победы, приносила удачу в сражениях и была покровительницей воинов. Родителями богини победы были титан Паллант и океанида Стикс. У Ники было три сестры со звучными именами – Зависть, Мощь, Сила. Во время войны богов и титанов, Ника единственная из семьи перешла на сторону богов. Она управляла колесницей Зевса, привлекала удачу. Воспитанием Ники занималась Афина, дочь Зевса. Они были почти неразлучны.

Ника покровительствовала не только воинам. Богине возносили молитвы спортсмены, актеры, музыканты – все, кому была нужна победа. Ника всегда была там, где шли сражения – на поле битвы, на спортивных ристалищах или на театральных состязаниях. Крылатая богиня не отличалась постоянством, она вполне могла перелететь от одного участника к другому.

Нику изображали в виде молодой девушки с крыльями.

Интересные факты

  • Храм был практически уничтожен турками. То, что мы видим сегодня – восстановленная копия из древних камней.
  • Архитектор, который построил храм Ники – Калликрат, принимал участие и в строительстве знаменитого Парфенона.
  • В древности моряки устанавливали фигуру богини Ники на нос корабля для привлечения удачи в плавании.

Время работы

Круглогодично Акрополь начинает принимать посетителей с 08.00. В летний период комплекс работает до 19.30, в зимний сезон до 17.00.

Цены на билеты

Билет, по которому можно осмотреть все сооружения Акрополя, стоит 20 евро.

Дети и молодежь до 18 лет посещают комплекс бесплатно.

Что посмотреть рядом

На Акрополе, кроме храма Ники, можно осмотреть и другие древние сооружения.

    Парфенон в Греции – «жемчужина» Акрополя. Величественный мраморный храм, построенный в честь Афины, поражал своим великолепием современников и удивляет потомков. История этого сооружения трагична. Парфенон многое пережил за 2 500 лет – пожары, войны, разграбления, землетрясение. Его переделывали в христианский храм и использовали, как пороховой склад. Разрушенный почти до основания в XVII веке, сегодня храм благодаря реставраторам гордо возвышается на Акрополе.

  • Пропилеи – ворота, ведущие в Акрополь. В древности этот вход был торжественным и монументальным. Не все сохранилось до нашего времени, но,по отзывам туристов, величественные мраморные колонны и сегодня производят впечатление.
  • Эрехтейон. Этот храм построили в честь Афины, Посейдона и царя Эрехтея. Храм разделен на две части и имеет два входа. Самый известный элемент храма – портик Кариатид. Правда, сейчас в храме можно увидеть только копии женских фигур, подлинники хранятся в музее Акрополя.
  • Одна эпоха сменяла другую. На место одних завоевателей в Афины приходили другие. Это просто удивительно, что до наших дней дошли памятники античных времен. В отличие от многих других сооружений, храм Ники неплохо сохранился, хотя и пережил несколько реконструкций. Изящное, воздушное здание возвышается на Акрополе, как и две с половиной тысячи лет назад.

    Рекомендуем для туристов:

    ✓Tripster – крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

    ✓Travelata.ru – поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

    ✓Aviasales.ru – поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

    ✓Hotellook.ru – поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

    ✓Airbnb.ru – самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

    ✓Сравни.ру – туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

    Словари

    Памятник древнегреческой архитектуры в Афинах.

    АКРО́ПОЛЬ, акрополя. муж. (греч. akropolis) (ист.). В древнегреческих городах — центральная укрепленная часть, кремль. Афинский акрополь.

    АКРО́ПОЛЬ, -я, муж. В древнегреческих городах: центральная укреплённая часть, обычно на холме. Афинский а.

    Укрепленная часть древнегреческого города, расположенная на холме.

    Акрополи в звериной пестроте, линялый мрамор выкрашенных статуй и смуглый мрамор липких алтарей (Волошин).

    От греческого akropolis (← akros ‘верхний’ и polis ‘город’).

    Акрополь — место первоначального поселения, вокруг которого развивался менее защищенный нижний город. Был крепостью и служил убежищем в военное время. В акрополе находились храмы божеств, покровителей города. В развалинах ряда акрополей найдены памятники материальной культуры. Большой археологический заповедник с музеем создан в афинском акрополе, где сохранились выдающиеся произведения архитектуры и скульптуры, преимущественно V в. до н. э.

    В древнегреческих городах: сооружение, представляющее собой центральную укрепленную часть города, расположенную обычно на холме;

    Син.: крепость, кремль.

    Раскопки Трои завершались в той части, где раньше находился акрополь.

    АКРО́ПОЛЬ -я; м. [греч. akropolis от àkros — вверх и polis — город]. Центральная укреплённая часть древнегреческого города, расположенная обычно на холме; крепость. Афинский а.

    акро́поль (греч. akrópolis), возвышенная и укреплённая часть древне-греческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен акрополь в Афинах.

    Храм ники аптерос ударение

    АКРОПОЛЬ — АКРО́ПОЛЬ, возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах, где находились главные святыни города. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), — место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (см. ПИСИСТРАТ) (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 по инициативе Перикла (см. ПЕРИКЛ) на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию (см. ФИДИЙ), который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

    Священная дорога, по которой от агоры (см. АГОРА) к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней (см. ПАНАФИНЕИ) процессия афинян, ведет к Пропилеям (см. ПРОПИЛЕИ (в Афинах)), имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат (см. КАЛЛИКРАТ)).

    После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (см. ЭРЕХТЕЙОН) (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны — портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной — вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма — знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

    Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн — 10,5 м; 447 — освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер (см. ПЕРИПТЕР). Здание воспринимается от Пропилей в три четверти — зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

    В самом храме, в наосе (см. НАОС), стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события — ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп (см. МЕТОПЫ) по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал — девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

    Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов — Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам — статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. — перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

    Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства — делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

    В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты.

    В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.

    После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

    АКРОПОЛЬ (греч. akropolis) — возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах.— АКРОПОЛЬ в Афинах — укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода. История созданияАфинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), — место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады.В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.Пропилеи и храм Ники АптеросСвященная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей.

    Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).ЭрехтейонПосле того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный План; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны — Портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной — вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма — знаменитый Портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.Парфенон Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн — 10,5 м; 447 — освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти — зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.В самом храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события — ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал — девичий чертог (Парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов — Халкотека (450). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам — статуи, стелы.К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. — перестроен в 326), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.Ансамбль АкрополяАкрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства — делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства. Акрополь в последующие эпохи В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем — в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду — из портика Эрехтейона.После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.Литература:Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.В. Е. Сусленков АКРОСТИХ (греч. akrostichis — букв. — краестишие), стихотворение, в котором начальные буквы стихов (строк) образуют слово или фразу (часто имя автора или адресата стихотворения).

    Центральная укрепленная часть древнегреческого города, расположенная обычно на холме; крепость, кремль.

    АКРОПОЛЬ (греч. «высокий город»), в Афинах, большая сложенная известняком скала, возвышающаяся над окружающим городом на 70-80 м, с почти плоской площадкой наверху (максимальные размеры 270*155 м) и крутыми склонами со всех сторон, кроме западной. С древних времен это было естественное убежище окрестных жителей в случае вражеских набегов. Акрополь стал обитаемым с позднего каменного века, вероятно ок. 4000 до н.э. (называют и более раннюю дату — 7000 до н.э.), однако от первых трех тысячелетий сохранилось лишь несколько керамических фрагментов и принадлежавших первым обитателям инструментов. В конце бронзового века, ок. 1250-1200 до н.э, когда Афинам угрожали вторжения с севера, холм был окружен массивной стеной циклопической кладки, похожей на стены Тиринфа и Микен. Возведение этой стены относят к временам афинского мифического героя Тесея, который победил критское чудовище, человекобыка Минотавра, и в качестве царя Афин объединил под своей властью всю Аттику. В древней крепости были укрепленные ворота на западе и потайной выход с северо-восточной стороны. Воду в изобилии давал скрытый в скале источник, к которому спускались по хитроумно устроенной лестнице.

    Храм ники аптерос ударение

    Многократно перестраивавшаяся внушительная крепостная стена была столь высока, что закрывала обзор отовсюду, кроме одной точки в юго-западном углу. Когда в 480 до н.э. Акрополь осадили персы, они не смогли взять его штурмом, хотя защищали его в основном старики (практически все население Афин ушло из города). Овладели они им лишь после того, как несколько человек смогли подняться по считавшемуся неприступным северному склону (вероятно, обнаружив еще одну малозаметную лестницу) и вызвали среди осажденных панику. Персы вывезли из крепости все ценности, ограбили и сожгли храмы, превратив все здесь в груду развалин, а недостроенный первый Парфенон был уничтожен жаром горевших строительных лесов. Сотни выпущенных персами стрел были найдены на северном склоне Акрополя. Когда после победы, одержанной греками над персидским флотом при Саламине, жители вернулись в Афины, они поспешно возвели стену и с севера, использовав для этого как незавершенные, предназначавшиеся для храмов барабаны колонн, так и обломки зданий.

    На протяжении следующих 30 лет значительных работ на Акрополе не велось, однако начиная с середины 5 в. до н.э. там был возведен ряд новых зданий из пентелийского (гора Пентеликон в 20 км к северо-востоку от Афин) мрамора. Четыре здания, описываемые ниже, наряду с менее знаменитыми памятниками и статуями, были созданы между 450 и 400 до н.э., и в этот период крепость приобрела тот вид, который и сохраняла до конца классической эпохи.

    Пропилеи. Главный вход на Акрополь находится на западе и пролегает через монументальные мраморные ворота Пропилеи. Существующее строение, возведенное поверх остатков первоначальных ворот, проектировал архитектор Мнесикл. Если прежние ворота имели в основном фортификационное значение, то Пропилеи призваны решать чисто архитектурные, художественные задачи. Работы были начаты в 437 до н.э. и за пять лет почти полностью закончены. Сами ворота имеют пять проемов для прохода, причем средний, предназначавшийся для проезда всадников и прогона жертвенных животных, намного шире других, почти 4,3 м. Внешний и внутренний фасады представляют собой шестиколонные дорические портики. Внешний фасад намного глубже и сложнее по композиции, его колонны поставлены на верхней площадке четырехступенной лестницы, а широкий средний проход имеет вместо ступеней пандус, по обе стороны которого расположено шесть внутренних ионических колонн в два ряда. С севера и юга к внешнему, западному фасаду примыкают два крыла, небольшие трехколонные дорические портики которых обращены к главной оси Пропилей. Северное крыло (Пинакотека) использовалось в качестве картинной галереи. Высказывались предположения, что проект Мнесикла предусматривал куда большее здание, нежели построенное в реальности, что было связано с нараставшей оппозицией политике Перикла и угрозой Пелопоннесской войны, разразившейся в 431 до н.э., и оно осталось незавершенным архитектурным шедевром. Однако вряд ли это так: Мнесикл делал свой проект именно с учетом реальной ситуации, соседства храмов Афины Ники и Артемиды Бравронии. В древности Пропилеи считались самым прославленным сооружением Акрополя, о них упоминали чаще, чем даже о самом Парфеноне. На высоком бастионе, выступающем к юго-западу от Пропилей, стоит маленький храм Афины Ники, более известный как храм Ники Аптерос. Он имеет с обоих торцов по четыре ионические колонны, на колоннах покоится архитрав, а фриз над ним украшен рельефом со сценами мифологических и исторических сражений. Храм проектировал архитектор Калликрат ок. середины 5 в. до н.э., а в новое время его дважды восстанавливали с использованием частей первоначального здания, которое турки разрушили в 1686. Под мраморным храмом обнаружены остатки раннего значительно меньшего храма и архаического алтаря, что доказывает глубокую древность культа Афины Паллады. С трех сторон бастион окружал скульптурный мраморный парапет, и на всех сохранившихся плитах с великолепными рельефами мы видим крылатую Победу.

    Парфенон. Войдя на Акрополь через внутренний фасад Пропилей, мы видим перед собой северо-западный угол Парфенона. Главный храм Акрополя, Парфенон, построили в 447-438 до н.э., пользуясь указаниями Перикла, архитекторы Иктин и Калликрат (см. также ПАРФЕНОН).

    Эрехтейон. К северу от Парфенона сохранился фундамент другого раннего храма, также посвященного Афине, а между ним и северной стеной Акрополя стоит Эрехтейон. Эта жемчужина архитектуры, созданная в ионическом стиле, была завершена после смерти Перикла, но Эрехтейон несомненно был органической частью его плана реконструкции Акрополя. Эрехтейон — храм, в котором отправляли культ нескольких божеств, главным из которых являлась Афина, разделившая свое святилище с Посейдоном и Эрехтеем, древним царем Афин. Внутри Эрехтейона находился колодец Посейдона с соленой водой, который, согласно мифу, возник после того, как владыка морей ударил трезубцем в скалу Акрополя. Поскольку здание должно было служить сразу нескольким целям, оно было спроектировано как сложное сооружение с двумя главными входами, северным и восточным, каждый из которых имел портик, покоившийся на ионических колоннах. Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями и является лучшим образцом наличника, сохранившегося со времен Перикла. К западному концу южной стены здания примыкает небольшой портик Кор, архитрав в котором поддерживают мраморные кариатиды, шесть женских фигур несколько больше человеческого роста (2,1 м). С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагалось святилище нимфы Пандросы, и там внутри открытого дворика показывали священную оливу, которую Афина, согласно легенде, подарила жителям города.

    Менее значительные памятники. Некогда Акрополь украшали другие, менее значительные святилища и памятники. К юго-востоку от Пропилей сохранился фундамент святилища Артемиды Бравронии, а перед восточным входом в Парфенон виднеются руины круглого храма римской эпохи, посвященного культу Ромы и Августа. Самой впечатляющей из множества статуй была Афина Промахос, колоссальная выполненная Фидием бронзовая фигура с копьем и щитом, стоявшая на Акрополе за Пропилеями. Сверкающий шлем богини-воительницы, возвышавшийся над стенами Акрополя, был виден морякам, приближавшимся к гавани Пирея, еще от мыса Сунион, с расстояния ок. 50 км.

    Склоны Акрополя. Весь холм Акрополя, в том числе и его склоны за пределами стен, считался священной землей, и потому здесь располагались многие почитаемые святилища, а также менее значительные культовые объекты. Восточная часть южного склона предназначалась почитанию Диониса. На посвященном ему участке земли рядом с двумя храмами этого божества существовал также театр Диониса под открытым небом, где впервые ставились бессмертные шедевры Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана, а восточнее был выстроен крытый музыкальный зал (одейон, или одеон), возведенный Периклом и носивший его имя. К западу от театра находятся остатки святилища бога врачевания Асклепия и его дочери Гигиеи. Далее к западу сохранились руины крытого театра римской эпохи, возведенного во 2 в. н.э. Иродом Аттиком, богатым покровителем искусств, и посвященного памяти его жены Региллы. В пещерах, образованных нависающим уступом скалы по северному склону холма, более изрезанному и обрывистому, чем южный, приютились еще несколько святилищ. На северо-западе над источником Клепсидрой (что означает «Тайные воды») расположились три культовые пещеры, посвященные Аполлону, Зевсу и Пану. Примерно посреди склона, в расщелине скалы находилась пещера Аглавры, сестры Пандросы. Отсюда, согласно легенде, бросились вниз и разбились дочери Кекропа Аглавра и ее сестра Герса — они заглянули в запретный ларец, где находился в форме змеи их брат Эрехтей. Третья сестра, Пандроса, послушалась повеления богини Афины и отказалась заглядывать в ларец. Далее на восток под открытым небом находилось святилище Афродиты «в садах», посвященное этой богине плодородия, обнаруживающей восточные черты. Почести воздавались здесь Афродите вместе с ее сыном Эросом. Проведенные на месте раскопки обнаружили также множество небольших алтарей, на которых совершались примитивные жертвоприношения. Эти святилища, как и многие другие, располагались между стеной Акрополя и древней дорогой, опоясывавшей холм. Территория, ограниченная этой дорогой, вместе с участком внутри стен образует священную землю, предназначавшуюся исключительно для религиозных целей.

    Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968 Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М., 1973 Акрополь. Варшава, 1983

    Храм ники аптерос ударение

    Акрополь в Афинах.

    АКРОПОЛЬ (греческое akropolis — верхний город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). На акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах, внесенный в список Всемирного наследия.

    Храм Ники Аптерос в Акрополе: чертежи, архитектор, описание

    Одно из самых привлекательных для туриста мест в Афинах — Акрополь. Это скалистый холм с пологой вершиной, на котором располагалась главная резиденция царя. Здесь же возводились наиболее значимые строение — скульптуры и храмы, постройка которых пришлась на годы, предшествующие нашей эре. Большинство их них возведено в архаичный период. Одно из наиболее привлекательных и спорных зданий — Храм Ники Аптерос. Он посвящен бескрылой богине, у которой греки искали помощи в военных и спортивных победах.

    Храм ники аптерос ударение

    Краткое описание

    Храм Ники Аптерос располагается на юго-западе от главного прохода комплекса. Это парадная дорога на холме, границы которой ограничены величественными колоннами и портиками. Храм стоит на Пиргосе — малозаметном скальном выступе, имеющем укрепление в виде подпорной стены (8 метров).

    Дата строительства — период между 424 и 420 годами н.э. Храм Ники Аптерос — первое строение акропольского комплекса, возведенное в полном соответствии с ионическим ордером. Многие археологов до сих пор удивляет решение построить Храм Ники Аптерос вне акропольского комплекса, за его воротами. Это нарушает стройные ряды построек, симметрию, которой было подчинено строительство сооружений на Акрополе.

    Храм ники аптерос ударение

    История постройки Ники Аптерос

    Храм ники аптерос ударение

    Расположение Храма Ники Аптерос за пределами комплекса навело археологов на логичный вывод — строение возводилось на месте ранее разрушенного святилища. В ходе проведенных раскопок, когда были найдены предметы культа, удалось восстановить историю строительства храма.

    Строительство храма

    Микенская эпоха с многочисленными войнами требовала укрепить Акрополь от нашествия врагов. В этот период на месте современного Храма Ники Аптерос была укрепленная крепость. Она нужна была для защиты главного входа. Здесь же располагался алтарь, на который жители приносили трофеи трофеи, которые воины добывали в многочисленных войнах.

    Храм ники аптерос ударение

    В 6 веке до н.э. на месте обычного алтаря вырос целый храм, посвященный Афине. Но и он вскоре был разрушен вовремя нашествия персов под предводительством Ксеркса. Они не только разорили Афины, но и устроили пожарище, уничтожившее строения из дерева, которые к тому времени были возведены на полой верхушке скалистого холма.

    Грекам удалось изгнать персов и театр военных действий переместился на их территорию. С этого периода Эллада переживает настоящий рассвет. Огромные средства вкладываются в укрепление морского флота и возвеличивание Афин. Разрешенные строения реконструируются или отстраиваются заново.

    Храм ники аптерос ударение

    Проект нового храма, получившего покровительство Ники Аптерос, был принят общим собранием горожан. Его строительство связано с именем Калликрата, который считается одним из «архитектурных отцов» Парфенона.

    Происхождение названия — почему Аптерос

    Храм ники аптерос ударение

    Храм имеет довольно странное название и посвящен Нике Бескрылой. Известно, что Ника — правая рука Афины, призванная оповещать других богов о победе той или другой стороны битвы. Именно для этого ее создали крылатой. Откуда же взялось противоположное название?

    Фактически, произошло недоразумение. Древнегреческий географ Павсаний предпринял путешествие по Древней Греции (2 век н.э.), в своем труде он выразил свой восторг от посещения Афин. В описании присутствует и посещение Акрополя, в частности — Храма Ники Аптерос.

    Почему Храм Ники Аптерос посвящен бескрылой богине

    Археологи полагают, что Павсаний ошибся и принял статую Афины за скульптуру ее помощницы Ники. При этом древнегреческий географ придумал объяснение тому, почему божество лишилось своих легендарных крыльев. Его версия, которая укрепилась в веках — афиняне изобразили Нику бескрылой, чтобы победа и мир навсегда поселились в центре страны, покровительница города не могла улететь со своего места.

    Храм ники аптерос ударениеСтатуя богини Афины

    О богине Ника

    Ника — древнегреческая богиня. Вместе с братьями и сестрами она являлась бессмертной соратницей верховного божества — Зевса. Мифология считает матерью Ники Стикс — чудовищная река, олицетворяющая собой первобытный ужас и из которой пошли все первые живые существа. Именно она привела своих детей к Зевсу, чтобы те помогли ему в борьбе с Титанами. Ника выступила в роли колесничего. Она облетала поля битвы и награждала победителей лавровым венком.

    Храм ники аптерос ударение

    Легенда гласит, что Ника воспитывалась совместно с Афиной и была ее правой рукой.

    Значение храма Ники Аптерос в Древней Греции

    Хотя современные археологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, в честь какой же из богинь было возведено святилище, значение культа для страны сложно переоценить. Слишком большие потери понесли греки в борьбе с персами, поэтому святилище — это то единственное, чем они могли отблагодарить небеса за помощь в боевых действиях, победы в спортивных соревнованиях и за сохранение мира.

    Храм ники аптерос ударение

    Строение получилось воздушным и невесомым, как и сама крылатая богиня. Ну а крыльев греки лишили ее для того, чтобы на земле, которая находится под покровительством божества, был вечный мир.

    Архитектура Храма

    Храм ники аптерос ударение

    Храм Ники Аптерос относится к амфистилю, то есть имеет сразу два фасада. Он расположен таким образом, чтобы один фасад был обращен к входу в Акрополь, а другой смотрел внутрь цитадели. Украшением каждого фасада служат 4 колонны, возведенные в рамках ионического ордера. Само здание возведено на основании, имеющем три степени.

    Хотя колоннада относилась к женственному типу ионической архитектуры, создатель изменил их пропорции, чем сумел подчеркнуть воинственный характер богини, в честь которой возводилось святилище.

    На трех сторонах Ники Аптерос в камне были воссозданы иллюстрации сражений греков с персами, на четвертой — олимпийские боги, которые наблюдали за битвами. В центре божественной компании различима и Афина.

    Храм ники аптерос ударение

    Храм ники аптерос ударение

    Архитектор Храма Ники Аптерос

    Архитектором выступил Калликрат которому предстояло воплотить представление о Нике в мраморе. С его именем связаны многие монументальные строения Афин, дожившие до наших дней. Для увековечивания памяти талантливого архитектора древности, в его честь на планете Меркурий был назван кратер.

    Храм ники аптерос ударение

    Аксонометрия и статуи

    Внутри храма была установлена статуя, которая до сих пор вызывает споры. Тем не менее, сама скульптура является необычной для того времени — богиня держит в одной руке шлем, а в другой гранат, который является символом мира, достигнутого победоносной войной.

    Поделиться или сохранить к себе: