Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать

Пособие для пишущих хайку хокку
Привет всем Единомышьленникам.
Данное произведение призвано цели разъяснить, что в нашем конкурсе «Семь самураев» мы будем понимать под хайку/хокку. Это «синтетическое» руководство, которое составлено мной, Злобным Мышалетом, на основе анализа нескольких взглядов на сущность данной формы японской поэзии.
Для удобства читателя я разделяю каноны хайку/хокку и советы.
В составлении данного произведения использованы материалы, которые любезно предоставили Людмила Скребнева http://www.stihi.ru/avtor/lusiskrebneva и Анна Верба http://www.stihi.ru/avtor/annaverba, Дебора Мэй http://www.stihi.ru/avtor/debora3.
ХОККУ — твёрдая форма. Несмотря на то, что многие маститые авторы считают, что хокку может быть из 10, 21 или 23 слогов, мы на своей площадке будем придерживаться строгого правила и стараться соблюдать размер: количество слогов построчно 5-7-5. 
РИТМ ХОККУ.
Ритм должен быть плавным. 
Допустим, 
1 строчка — ударные — 2 и 4 слоги или 1 и 4, 
2 строчка — 2, 4, 6 или 1, 4, 6, или 2, 4, 7 
То есть, не должно быть явных провалов в ритме, что происходит, если ударными являются 1 и 5 слоги. Или, если ударные слоги 3 и 4 — это тоже сбой в ритме, нарушение плавности звучания. 
Также не будет ритмической ошибкой применение такого ритма во второй строке: 
1-4-7
ранняя зорька 1-4 
розовой гостьей в окно 1-4-7 
тянется мальва 1-4 
(автор хокку Кэт Шмидт)
СМЫСЛ ХОККУ. Трёхстишье заключает в себе: тезу, связку и антитезу. 
Это означает, что в первой строке заявляется образ, который посредством второй строки связывается со вторым образом, который имеет некие аналогичные признаки, похожие на первый образ. 
Например:
рогатый месяц (теза) 
забыт кем-то в поле (связка) 
блестящий серпень (аналогия или антитеза)
В данном случае, образ рогатого месяца имеет свою аналогию в блестящем серпе. Оба находятся на широком пространстве неба-поля. 
Перед нами возникает некое «зеркальное» отображение двух противоположных, но очень похожих друг на друга предметов.
Таким образом, становится понятно, что хокку — это лаконичная картинка, заключающая в себе два сопоставимых образа. Образы могут быть либо взаимосвязаны, либо противоположны по виду и смыслу. 
Они создают некую задачу для ума или напротив: заключают в себе откровение, или просто создают настроение и приносят эстетическое удовлетворение.
В ХОККУ РАЗРЕШЕНЫ:
— все виды визуальных, реальных образов (как существительных, так и прилагательных, и глаголов). Предметы, животные, растения, географические особенности местности, виды цветовой гаммы. 
— все виды звуков: например, журчание, скрип, пение, чириканье и прочее. 
— все виды запахов и вкусов: например, горький, сладкий, кислый, пряный и прочее. 
— все виды телесных ощущений: шершавый, гладкий, скользкий, тёплый, холодный и прочее.
Допустимы прямые (зримые) выражения чувств: плач, смех. В форме глаголов: плачет, смеётся. То, что сопровождается внешними сопутствующими выражениями (слезами, например, или звуками — смешками или вздохами).
В ХОККУ допускаются личные местоимения: я, ты, он, мы, они, но их использование нежелательно, так как хокку не может быть антропоморфным и персонифицированным.
В ХОККУ ЗАПРЕЩЕНЫ: 
— указание времени: завтра, вчера, сегодня. В хокку все события происходят непосредственно, в данную минуту. 
— определения, типа: душа, тоска, уныние, веселье, мечта, вечность и т.д. 
— слова, типа: вот, как бы, чтобы. выражающие сравнения или неопределённости.
В ХОККУ НЕЖЕЛАТЕЛЬНО использование двух и более глаголов. Желательно обходиться вообще без них, однако использование одного глагола настоящего времени вполне допустимо и даже оправдано в зависимости от смысла.
Несколько слов о ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ. 
Желательно их избегать, то есть, при сочинении хокку стараться, чтобы в них не было необходимости. 
Конечно, смысловые паузы приходится в некоторых случаях выделять запятыми, дефисами, двоеточием, но восклицательный знак и вопросительный — табу. 
Точка в конце не нужна, как и многоточие.
Хокку — это простота. Если у вас нет перед глазами картины, которая отражает внутренний мир героя хокку, то хокку не удастся. Внешний мир это отражение внутреннего мира, одновременно противопоставление двух миров и единение их. 
Через простые слова, отсутствие метафор, через жизнь вещей мы показываем жизнь человека. Человек всегда в центре мира, но он проявляет себя через этот мир. 
Поэтому: 
1) избегаем метафор и сравнений. 
2) избегаем «красивости» и украшений стиха. Слов мало — мыслей много. Разбитая чашка скажет вам больше о горе в доме, чем слова «Как мне больно». 
3) пишем в настоящем времени. Буддисты знают только «сейчас», не забываем о том, что хокку/хайку родилось не в христианском или мусульманском мире, это система мировоззрения, в котором огромное значение придается настоящему. 
4)пишем об обычных, ежедневных событиях в природе и в человеческой жизни — но не объясняем их, выбираем события, которые принесли вам момент понимания или осознания истинной сути вещей вокруг 
5) чувства в стихотворении не называются, они возникают при прочтении стиха. 
6) предлагаем взять два образа и поставить их рядом в стихе, чтобы создать гармонию или контраст, используя конкретные, обычные, естественные слова. 
7)двухчастность хокку/хайку — один из прекрасных его свойств. Один образ в хайку может быть представлен в первой из трёх строк; второй образ может быть описан в двух строках (первых двух, или последних двух. Многообразность мешает хайку. 
8)в хайку/хокку нет рифм. 
9)не стоит искусственно разбивать хайку на строки, разделение должно выглядеть естественно. 
10) избегайте глаголов, они слишком прямолинейны и характерны для европейского способа мышления 
11) применяйте сезонные слова, не говорите «летний», «осенний», ведь язык так богат.
Видео:Хайку: Часть 1Скачать

Из японской поэзии хокку, танка, сэдока-6
Хокку- жанр японской поэзии(17 слогов.5-7-5. 
Классическое ударение:1-4-7),но не обязательно.
Ранняя птица 
В час предрассветный поет, 
Душу волнуя. 
. 
Ядом страданий 
Душу ты мне отравил. 
Грусть без просвета. 
. 
Слепнем мы в злобе. 
В сердце вползая, змея 
Жалит смертельно. 
. 
Судьбы Отчизны. 
Грешные мысли о ней. 
Горькая правда. 
. 
Хлопья метели. 
Снова сгущается мрак. 
Сердце замерзло. 
. 
Музыка листьев. 
Слышу бездонный мотив 
В трепетных струях. 
. 
Плету свой кокон 
С утра и до вечера. 
Стану бабочкой. 
. 
Я все еще жду 
Запоздалую любовь. 
Звезды мешают. 
.
Танка-31 слог:5-7-5-7-7. 
Классическое ударение1-4-7-слоги.(Допускаются и другие)
В сроке незримом 
Кроется карма Судьбы. 
Где мое счастье? 
Полные боли глаза. 
Чувства иссякли давно. 
. 
Искра надежды 
Гаснет во чреве моем. 
Приступ удушья. 
Грусть поселилась в душе. 
Нет тебя рядом со мной. 
. 
Дьявольский ветер 
В злобе срывает листья, 
О земь швыряя. 
Люди в безумье своем 
Ветру подобны порой. 
. 
В мутной водичке 
Зависти сгусток живет, 
Приторно- сладкий. 
Едкая горечь в душе 
Ложью убогой сыта. 
. 
Злая обида, 
Будто бы птица в руке 
Рвется на волю. 
В сердце и горечь, и гнев, 
Предощущение тьмы. 
. 
СЭДОКА_. 
Древний жанр японской поэзии. :5-7-7-5-7-7.Шестистишие
В звездных узорах 
Есть отпечаток судьбы 
В тайной ее глубине. 
Каяться поздно. 
В сети попала любовь 
Путь мой давно предрешен. 
. 
В мертвой пустыне 
Смерть на сыпучем песке. 
То проскользнула змея, 
след заметая. 
Тайную сущность вещей 
Мне не дано изменить. 
. 
Смерти страшнее 
Ненависть в сердце таить, 
Совесть свою растоптать 
В мире безумном. 
Истину мне не постичь. 
Злоба войну разожгла. 
. 
Из японской поэзии-4 
http://www.proza.ru/2011/02/25/566 
Из японской поэзии-5: 
http://www.proza.ru/2011/06/13/449
Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения.
Хокку, или хайку (начальные стихи) , — жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Искусство писать хокку — это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Генетически этот жанр связан с танка.
Танка (короткая песня) — древнейший жанр японской поэзии (первые записи — 8-й век) . Нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности, отличается поэтическим изяществом, зачастую — сложной ассоциативностью, словесной игрой.
С течением времени танка (пятистишие) стала четко делиться на две строфы: трехстишие и двустишие. Случалось, что один поэт слагал первую строфу, второй — последующую. В двенадцатом веке появились стихи-цепи, состоящие из чередующихся трехстиший и двустиший. Эта форма получила название «рэнга» («нанизанные строфы»); первое трехстишие называлось «начальной строфой», по-японски «хокку». Стихотворение рэнга не имело тематического единства, но его мотивы и образы чаще всего были связаны с описанием природы, причем с обязательным указанием на время года. Начальная строфа (хокку) часто бывала лучшей строфой в составе рэнги. Так стали появляться отдельные сборники образцовых хокку. Трехстишие прочно утвердилось в японской поэзии во второй половине семнадцатого века.
Видео:"ХАЙКУ ИЛИ ХОККУ? ЗАГАДКИ И ФОКУСЫ ЯПОНСКИХ ТРЁХСТИШИЙ" (лекция)Скачать

ХОККУ
Смотреть что такое ХОККУ в других словарях:
ХОККУ
(иначе — хайку) жанр и форма японской поэзии; трёхстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине. Ге. смотреть
ХОККУ
хокку трехстишие, хайку Словарь русских синонимов. хокку сущ., кол-во синонимов: 3 • трехстишие (4) • трехстрочие (2) • хайку (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: трехстишие, хайку. смотреть
ХОККУ
ХОККУ (иначе — х а й к у), жанр и форма японской поэзии; трёхстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посереди. смотреть
ХОККУ
ХО´ККУ, хайку, — трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии, наряду с танка является национальной формой направления «Дэнтосси» («поэтичес. смотреть
ХОККУ
жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие — лирическая миниатюра; как бы отделившаяся, самостоятельная первая часть танка. Рубрика: Роды и жанры л. смотреть
ХОККУ
ХО́ККУ, хайку, жанр японской поэзии: 17-сложное трехстишие (5 + 7 + 5), часто с цезурой после 2-го стиха. Возник в XV в. в качестве зачина-трехстишия шуточного рэнга; генетически также восходит к первой полустрофе танка (хокку букв.  начальные стихи). В XVII в. Мацуо Басё (пример его Х. в ст. Поэзия и проза) положил начало серьезным Х. и разработал формальные и эстетические принципы жанра. Совершенствование формы Х. связано с творчеством Танигути Бусона, демократизация тематики  Кобаяси Исса. Существовало несколько школ Х. В конце XIX в. Масаока Сики дал новый толчок развитию Х., приложив к ним заимствованный из живописи принцип «зарисовок с натуры».
Японские трехстишия. Хокку, М., 1980.
ХОККУ
(япон.): верхнее трехстишие танки, выделившееся в самостоятельный вид поэзии; состоит из 17 слогов (чередование 5 – 7 – 5 слогов). В основном хокку – лирическое стихотворение о природе, в котором непременно указывается время года. Круговорот времени года – изменчивый, подвижный фон, на, котором яснее прорисовываются, сложная душевная жизнь человека и непостоянство человеческой судьбы. Поэтическая форма хокку предполагает постижение печального очарования преходящей жизни, места человека в природе и обществе, единого изначального Пути всего сущего. Классиком хокку по праву считается великий японский поэт Басе (1644 – 1694): Луна или утренний снег. Любуясь прекрасным, я жил, как хотел. Вот так и кончаю год. смотреть
ХОККУ
1) Орфографическая запись слова: хокку2) Ударение в слове: х`окку3) Деление слова на слоги (перенос слова): хокку4) Фонетическая транскрипция слова хок. смотреть
ХОККУ
см. хайку.Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.Под редакцией проф. Горкина А.П.2006.Синонимы: трехстишие, хайку . смотреть
ХОККУ
(хайку) (начальные стихи), жанр японской поэзии (возник в 15 в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Генетически связан с танка. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. смотреть
ХОККУ
х’окку, нескл., ср. Синонимы: трехстишие, хайку
ХОККУ
ХОККУ (хайку), жанр японской поэзии. Нерифмованное трехстишие, генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.
ХОККУ
ХОККУ (хайку) — жанр японской поэзии. Нерифмованное трехстишие, генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.
. смотреть
ХОККУ
— (хайку) — жанр японской поэзии. Нерифмованное трехстишие,генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличаетсяпростотой поэтического языка, свободой изложения. смотреть
ХОККУ
хайку – жанр японской поэзии. Нерифмованное трехстишие, генетически восходящее к танка. Состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. смотреть
ХОККУ
хо́кку, нескл., с.Синонимы: трехстишие, хайку
🔍 Видео
Японская традиционная поэзия за 6 минут. КроссКульт.Скачать

Хайку: Часть 3Скачать

Хайку - красота поэтического минимализма [Заметки Культуроведа #7]Скачать
![Хайку - красота поэтического минимализма [Заметки Культуроведа #7]](https://i.ytimg.com/vi/cWG3eHrO8sY/0.jpg)
Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать

Японская поэзия - хоккуСкачать

Путешествие в страну восходящего солнца. Японские трёхстишья (хокку). Видеоурок по литературе 7Скачать

Мацуо Басё - Избранные стихотворения (часть первая)Скачать

Творческая мастерская. Как написать хайку.Скачать

Японское лирическое стихотворение хайку - Летние травы (часть вторая)Скачать

Русские хайку. Традиции и правила написания хокку по-русскиСкачать

Хокку: мудрость ВостокаСкачать

ХОККУСкачать

Одинокий сверчок - Классические японские трехстишия хайку (часть первая)Скачать

Хайку (Часть 1) Как почувствовать красоту трёхстиший.Скачать

Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

ТОП-10 СЛОВ С НЕВЕРНЫМ УДАРЕНИЕМ №2 [IrishU]Скачать
![ТОП-10 СЛОВ С НЕВЕРНЫМ УДАРЕНИЕМ №2 [IrishU]](https://i.ytimg.com/vi/hA-psU9FmLw/0.jpg)
Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
