Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
Вопрос 20 сегментные и суперсегментные единицы языка
Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.
Сегментные единицы — это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.
Суперсегментные единицы, или иначе просодические (от греч. prosodia — припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов — слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы — ударение и интонация.
Такт — группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.
Проклитика — безударный слог перед ударным, напр., я думал.
Энклитика — безударный слог после ударного, напр., знаю я.
В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова — артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «под руку».
Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.
ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare «громко произносить») в широком смысле –– это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка — звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся, циркумфлексная).
Это совокупность всех суперсегментных средств языка (собственно интонация, ударение и др .): 1) мелодика, т.е. движение тона по фразе, 2) различные типы ударения, 3) паузы, т.е. перерывы различной длительности в звучании, 4) тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи.
Наиболее важная функция интонации связана с выражением цели высказывания: она характеризует его как сообщение, вопрос, возражение, обращение и т.д. (т.е. указывает на его так называемую иллокутивную функцию). Эта функция реализуется в основном с помощью тональных акцентов разных конфигураций. К ней примыкает еще одна функция –– выражение оценок, в том числе экспрессивных (модальная функция). Она выражается различиями в интегральном уровне тона и фонационными средствами.
Важнейшим интонационным показателем является местоположение акцентов в предложении. Наличие акцента на слове указывает на его существенную коммуникативную функцию: акцент маркирует категории ремы, новой темы и фокуса противопоставления.
Кроме семантических, интонация выполняет и структурные функции: она осуществляет членение устного текста на предложения и синтагмы и указывает на положение частей внутри целого (сигналы завершенности/незавершенности).
1) Интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания (вопросительное, пуобудительное, повествовательное)
2) Выражение актуального членения предложения (тема и рема)
3) Интнация детализирует смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом), уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу), уточнения, вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления, обращения и т.д.
4) Выражение эмоционально-экспрессивной окраски –– восклицательный не восклицательный. Интонация, например, выступает как средство выражения иронии, авторской оценки.
Вопрос 21, ударение, виды ударения
УДАРЕНИЕ в широком смысле –– это любое выделение (акцент) в потоке звучащей речи той или иной ее части (звука — в составе слога, слога — в составе слова, слова — в составе речевого такта, синтагмы; синтагмы в составе фразы) с помощью фонетических средств. УДАРЕНИЕ в узком смысле –– только ударение словесное
По акустико-артикуляционной характеристике различается ударение монотоническое (экспираторное) и политоническое (музыкальное, мелодическое, тоническое, тоновое). Еще говорят о количественном типе ударения.
По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное, синтагматическое (тактовое), фразовое.
Ударение слоговое –– выделение определенного звука в составе слога. Слоговым ударением называется изменение силы звучания или тона слогообразующего звука. Обычно выделяют пять типов слогового ударения: ровное, восходящее, нисходящее, восходяще-нисходящее, нисходяще-восходящее. При восходящем ударении слог характеризуется восходящей интонацией. При нисходящем ударении ударный слог характеризуется нисходящей интонацией.
Ударение словесное –– выделение одного слога в слове при помощи фонетических средств, служащее для фонетического объединения . этого слова.
^ Функции ударения. Словоформирующая функция: фонетическое объединение слова. Русские слова имеют только одно главное (акутовое) ударение, но сложные слова могут иметь кроме главного и второстепенное, побочное (грависное) ударение: ср. сельский и сельскохозяйственный. Со словоформирующей связаны и опознавательная функция словесного ударения, позволяющая узнать слово, поскольку слово характеризуется недвуударностью.
Одной из важнейших функций словесного ударения является дифференцирующая функция: ударение служит средством различения слов (мука и мука, замок и замок) и разных их значений <хаос и хаос), словоформ (руки и руки), а также стилистических вариантов слова (звонишь и разг. звонишь, холодно и диал. холодно, алкоголь и проф. алкоголь,
Подвижное ударение не закреплено на отдельном слоге или морфеме и может быть словоизменительным и словообразовательным. Подвижное словоизменительное ударение способно переходить с одного слога на другой при словоизменении (рука—руки). Подвижное словообразовательное ударение способно перемещаться с одного слога на другой, с одной морфемы на другую при словообразовании (лошадь — лошадка, рука –– ручка). Наряду с подвижным в русском языке представлено и неподвижное ударение: туфля, туфли.
Не каждое словарное слово имеет свое словесное ударение. Служебные слова лишь в исключительных случаях получают ударение в потоке речи, но обычно они образуют клитики. В высказывании, как правило, ударений меньше, чем слов, вследствие образования фонетических слов, в которых одним ударением объединяются служебные и самостоятельные слова.
Ударение тактовое (синтагматическое) –– выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.
Речевой такт обычно совпадает с дыхательной группой, т.е. отрезком речи, произносимым одним напором выдыхаемого воздуха, без пауз. Цельность речевого такта как ритмической единицы создается ее интонационным оформлением. На ударном слоге слова в составе речевого такта сосредоточен интонационный центр -— тактовое ударение: На сухой осине / серая ворона /. Каждый речевой такт оформляется одной из интонационных конструкций. Речевой такт иногда называют синтагмой.
Основное средство членения на синтагмы — пауза, которая обычно выступает в комплексе с мелодикой речи, интенсивностью и темпом речи и может замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характеризуется наиболее сильным ударением (При логическом ударении главное ударение может падать на любое слово синтагмы).
Во фразе обычно выделяется, содержится несколько речевых тактов, но границы фразы и такта могут совпадать: ^ Ночь. // Улица. // Фонарь. // Аптека // (Блок). Выделение речевых тактов может характеризоваться вариативностью: ср. Поле за оврагом и Поле/за оврагом.
Ударение фразовое –– выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме): Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.
Внутри такта (реже –– фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций –– логическое и эмфатическое.
^ Ударение логическое (смысловое) –– ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание
К появлению логического ударения приводит перенос синтагматического (тактового) ударения с последнего слова в синтагме (речевом такте) на другое слово; ср.: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора / и Есть в осени первоначальной / короткая / но дивная пора Логическое ударение может служить средством различения смысла внешне омонимичных, но различных по синтаксической структуре предложений: Очень обрадовало его / письмо брата и Очень обрадовало / его письмо брата.
Ударение эмфатическое (греч. emphatikos «выразительный»), эмоциональное. Выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова: долгое произношение ударных гласных (голу-у-бчик), протяжное произношение согласных (р-р-революционный). Эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние. Его разновидностью является контрастивное ударение: У меня (!) этих проблем нет [а у других есть].
Вопрос 22 фонема
Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов):
при замене одной фонемы на другую получится другое слово ( ом — ом);
при изменении порядка следования фонем также получится другое слово ( — );
при удалении фонемы также получится другое слово (т он — тон).
Термин «фонема» в близком современному смысле ввели работавшие в Казани польско-российские лингвисты Н. В. Крушевский и И. А. Бодуэн де Куртенэ (после ранней смерти Крушевского Бодуэн де Куртенэ указывал на его приоритет).
Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы .
Фонема — объект изучения фонологии. Это понятие играет важную роль при решении таких практических задач, как разработка алфавитов, принципов орфографии и т. п.
Минимальная единица жестовых языков ранее называлась хиремой.
Гиперфоне́ма — в учении Московской фонологической школы (МФШ): единица фонологического описания, представляющая собой совокупность фонем, противопоставление которых в данной позиции нейтрализовано[1], и используемая в случаях, когда невозможно найти сигнификативно сильную позицию (позицию различения) для данного сегмента. Так, в рус. собака нейтрализовано противопоставление гласных и в первом слоге, что в фонематической транскрипции МФШ обозначается как : [1]. Необходимость в гиперфонеме возникает, когда в данном ряду аллофонов в пределах морфемы, как в приведённом примере, не встречается основной вариант фонемы[2].
Понятие гиперфонемы связано с групповой различимостью[3]: к примеру, нейтрализованные фонемы в рус. баран обеспечивают его отличимость от слова буран[2].
Архифоне́ма (др.-греч. άρχι — приставка со значением «старший» + φώνη «звук»).
1) Общее в звучании парнопротивопоставленных (кореллятивных) фонем в отвлечении от тех их свойств, на которых основана корреляция, например лат. «а» в отвлечении от долготы и краткости коррелятивных «ā» и «ă»; рус. «п» для корреляции «п»/«б» или «п»/«п’».
2) Совокупность дифференциальных признаков, общих двум членам нейтрализующегося фонологического противопоставления, например рус. «д» и «т» в словах «дед» и «лет».
Видео:Как запомнить сложные ударения? | Оксана КудлайСкачать
Фонетическое слово
- Фонети́ческое сло́во, или ритми́ческая гру́ппа:27 — самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему служебными словами, не имеющими собственного ударения, иначе говоря клитиками, для которых самостоятельное слово выступает опорным. Характеризуется наличием единственного словесного ударения:28, которое может падать как на самостоятельное, так и на служебное слово (в последнем случае говорят, что лишённое ударения самостоятельное слово является энклиноменом): рус. на горе́ — на́ гору.
С точки зрения фонетики фонетическое слово представляет собой группу слогов, объединённую одним ударением. Ударный слог объединяет слоги в рамках слова за счёт того, что характеристики гласных безударных слогов (качество, интенсивность, длительность) зависят от их положения по отношению к ударному слогу. Внутри фонетического слова действуют те же фонетические закономерности: ассимиляция, диссимиляция, — что и внутри любого слова.
В соответствии с определением, фонетическое слово может не совпадать с орфографическим словом или словом как единицей в словаре.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Полугла́сный — в фонетике: звук, близкий к гласному по фонетическим свойствам, но не образующий слога. Чаще всего полугласными являются губные или среднеязычные щелевые сонорные согласные (, , ). Так, в рус. май в абсолютном конце слова среднеязычный сонорный реализуется как полугласный.
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Суперсегментные единицы языка
Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.
СЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ — это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.
СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ ЕДИНИЦЫ, или иначе ПРОСОДИЧЕСКИЕ (от греч. prosodia — припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов — слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы — ударение и интонация.
ТАКТ — группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.
ПРОКЛИТИКА — безударный слог перед ударным, напр., я думал. ЭНКЛИТИКА — безударный слог после ударного , напр., знаю я В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова -артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «под руку».
Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.
Ударение (акцент) — это выделение звука, слога, слова, группы слов. Три основных вида ударения — это силовое, количественное и музыкальное.
- СИЛОВОЕ (ДИНАМИЧЕСКОЕ) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.
- КОЛИЧЕСТВЕННОЕ (КВАНТИТАТИВНОЕ) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.
- МУЗЫКАЛЬНОЕ (ПОЛИТОНИЧЕСКОЕ) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.
Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке. В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.
В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое. Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).
К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.
Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.
К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.
В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», та(2) с восходящим тоном означает «конопля», та(3) с нисходяще-восходящим тоном — «лошадь» и «цифра,» та (4) с нисходящим тоном значит «ругаться.»
Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает «продавать», a mai с нисходяще-восходящим тоном — «покупать».
Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая в кантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами ):
- Fu 55 (верхний регистр) — мужчина, муж;
- Fu 35 (восходящий верхний регистр) — мучиться, страдать;
- Fu 33 (уходящий верхний регистр) — богатство, богатый;
- Fu 21 (ровный нижний регистр) — поддерживать, опираться;
- Fu 13 (восходящий нижний регистр) — женщина;
- Fu 22 (уходящий нижний регистр) — отец, старший родственник.
В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.
- hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»;
- hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»;
- hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».
В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.
Острое (лат. acutus) ударение с более высокой нотой, напр., я а т f| р [pater] — отец;
тяжелое ударение (лат. gravis) с более низкой нотой, напр. а р % г [arche]- начало;
облегченное ударение (лат. circumflex) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., а со ц а [soma] — тело. Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением. Музыкальное ударение может быть на слоге или слове. Слогоударение: кит. тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.
Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.
Ударение в слове бывает основным ( ) или второстепенным ( ), напр., железобетон.
Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным), т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным, т.е. не связанным с определенным местом в слове (творог, творог).
Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем — 18%, на конечном — 20%, а свободное ударение — у 33% языков. Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. sobota «суббота», vojak «солдат»; венг. alma «яблоко», balta «топор».
Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matematyka, koziol «козел». Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (siesta). Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revolution, баш.дат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран. Самый типичный язык с свободным ударением — это русский язык. Иногда ударение помогает различать значения омографов — слов с одинаковым написанием, напр., кружки — кружки, полки — полки.
Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A.M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения.
«Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово, открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове: «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли — почему так? Дайте и мне, если всем даете. ». На третьем слове: «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом: «Чаю! Понимаете — ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»
Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах — словосочетаниях и словах. Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых — основные компоненты интонации:
- мелодика речи (движение голоса по высоте тона);
- ударение;
- пауза;
- темп речи;
- тембр голоса.
📸 Видео
Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать
УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Ударения, в которых ты ошибёшься на ЕГЭСкачать
Ударения в словах #произношение #русскийязык #ударение #упражнениеСкачать
Почему русское ударение такое сложное?Скачать
15 слов со странным ударением. Игра "Ударник" [IrishU]Скачать
10 слов с правильным ударениемСкачать
ТОП-10 СЛОВ С НЕВЕРНЫМ УДАРЕНИЕМ [IrishU]Скачать
Изучаем ударение. Русский языкСкачать
Что такое ритмическая группа (ритмическое или фразовое ударение) во французском языке.Скачать
Топ 10 слов с неожиданным 😯 ударением в словаряхСкачать
ГОВОРИ, КАК ХОЧЕШЬ! 12 СЛОВ С РАВНОПРАВНЫМ УДАРЕНИЕМ [IrishU]Скачать
ТОП-10 СЛОВ С НЕВЕРНЫМ УДАРЕНИЕМ №2 [IrishU]Скачать
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
Русский язык. Ударение в словах современного русского языкаСкачать
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Какое ударение в словах? #русскийязык #огэ2023 #умскулСкачать