Груня ефимовна сухарева ударение

Видео:2020-05-12 Выделенный Скорпион - Сухарева ГруняСкачать

2020-05-12 Выделенный Скорпион - Сухарева Груня

Исследование. Забытая первооткрывательница аутизма из России

Груня Сухарева, советский психиатр, описала аутизм за 20 лет до Лео Каннера и Ганса Аспергера, хотя эту ее заслугу практически не вспоминают

Груня ефимовна сухарева ударение

В 1924 году 12-летнего мальчика привезли в Москву для медицинского обследования. По словам всех окружающих, он сильно отличался от сверстников. Другие люди мало его интересовали, и он предпочитал компанию взрослых, а не своих ровесников. Он никогда не играл с игрушками. В возрасте 5 лет он сам научился читать, и целыми днями напролет он читал все, что попадалось под руку. Он был очень худым, сутулым, его движения были медленными и очень неловкими. Он также страдал от сильной тревожности и частых болей в животе.

В клинике его приняла врач-психиатр Груня Ефимовна Сухарева, на тот момент молодая и подающая большие надежды специалистка. Добрая и внимательная с пациентами, она подмечала малейшие детали. Она отметила, что у мальчика был «высокий уровень интеллекта», и ему нравились философские дискуссии. В качестве диагноза она описала его как «интровертный тип, с аутичной направленностью в себя».

В то время слово «аутичный» было относительно новым термином в психиатрии. За десять лет до этого швейцарский психиатр Эйген Блейлер придумал этот термин, чтобы описать социальную самоизоляцию и отстраненность у пациентов с шизофренией. Поначалу Сухарева использовала слово «аутичный» ровно в том же значении, что и Блейлер. Однако с течением времени среди ее пациентов появились другие дети с такими же чертами, и она постаралась составить более всестороннее описание таких случаев. Это описание появилось почти за 20 лет до того, как два австрийских доктора, Лео Каннер и Ганс Аспергер, опубликовали работы, которые сейчас считаются первыми клиническими описаниями аутизма.

В течение последующего года Сухарева выявила еще 5 мальчиков с, как она это называла, «аутичными чертами». Все пять предпочитали свой внутренний мир, в то же время у каждого были свои необычные особенности или способности. Один мальчик был одаренным скрипачом, но испытывал серьезные социальные трудности, у другого была исключительная память на цифры, но он не различал людей по лицам, а у третьего были воображаемые друзья, которые жили в печке. Всех мальчиков не принимали их ровесники, некоторые из них считали общение с другими детьми чем-то бесполезным. «Они слишком шумные, – говорил один из мальчиков. – Думать мешают».

В 1925 году Груня Сухарева опубликовала научную статью, в которой описывала аутичные черты у шестерых мальчиков. Ее описания отличались простым языком, а потому были доступны для не специалистов, и при этом для них была характерна детальность и явное сочувствие к пациентам.

«По сути она описала те диагностические критерии, которые сейчас приняты в пятом издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5)», – считает Ирина Мануйленко, врач-психиатр, которая руководит клиникой в Стокгольме, Швеция. В 2013 году Мануйленко сравнила работу Сухаревой с критериями расстройства аутистического спектра в DSM-5, которые были приняты Американской психиатрической ассоциацией в том же году. Схожесть между двумя документами оказалась поразительной. «Если рассматривать это систематически, то это очень впечатляет», – говорит он.

Например, то, что в DSM-5 описывается как социальные дефициты, Сухарева описывала как «плоский аффект», «недостаток мимической выразительности и жестов» и «склонность держаться отдельно от ровесников». То, что в современном диагностическом руководстве описывается как стереотипное и повторяющееся поведение, ограниченные интересы и особенности сенсорной чувствительности, Сухарева описывала как «стереотипную речь» с «сильными эксклюзивными интересами», а также чувствительность к определенным звукам или запахам. В своем анализе Мануйленко смогла найти описание каждого из критериев в работе Сухаревой.

Ученые, которые занимаются историей психиатрии, начинают задаваться вопросом, как могло получится так, что почти 100 лет спустя и после очень жарких дебатов было принято руководство, очень близкое к описанию Сухаревой. Первое описание аутизма появилось в третьей версии руководства – DSM-III. И не только работы Сухаревой игнорировались при его разработке. В наше время, когда все больше архивных материалов переводятся в цифровую форму, становится очевидно, что не только Каннер и Аспергер заслуживают лавры за открытие аутизма. Похоже, что история аутизма оказалась не менее запутанной, чем его биология.

Видео:Топ 10 НЕсерьезных вопросов к детскому психиатруСкачать

Топ 10 НЕсерьезных вопросов к детскому психиатру

Советская изоляция

Груня Сухарева практически неизвестна в западных странах, но в России она считается основательницей советской детской психиатрии, и ее имя хорошо знакомо многим, говорит Александр Горюнов, врач-психиатр и научный сотрудник российского федерального Научного центра психического здоровья. В 2011 году, в честь 120 лет со дня рождения Сухаревой, «Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова», в котором Горюнов является исполнительным редактором, сделал обзор ее научного вклада. Сухарева опубликовала более 150 научных статей, 6 монографий и несколько учебников по вопросам умственной отсталости, шизофрении, личностных расстройств и других состояний. Она также считалась талантливой преподавательницей и была научной руководительницей многих известных ученых в этой области.

По словам Горюнова, Сухарева была «разносторонним специалистом». Окончив медицинский институт в Киеве в 1915 году, Сухарева стала врачом «эпидемиологического отряда» в Украине, где она изучала вспышки энцефалита и других инфекционных заболеваний. После революции, когда многие специалисты погибли или эмигрировали, Сухарева начала работать в психиатрической больнице в Киеве. Врачей катастрофически не хватало, и квалифицированные медработники вроде Сухаревой часто просто направлялись туда, где нехватка ощущалась особенно остро.

В 1921 году Сухареву перевели в психоневрологическую и педологическую школу-санаторий клиники Государственного института физкультуры и врачебной педологии. (Педологией тогда называли подход на основе педагогики, физиологии и медицины). Правительство открыло школу-санаторий для многочисленных детей, осиротевших или пострадавших в результате первой мировой войны, гражданской войны или эпидемии «испанки». От других подобных учреждений того времени клиника отличалась более научным подходом к развитию ребенка. Дети с серьезными проблемами жили в санатории 2-3 года, получая различного рода помощь, которая включала занятия физкультурой, рисование, командные спортивные игры и совместные экскурсии. Многие смогли впоследствии перейти в обычные школы. Врачи, работавшие в клинике, смогли наблюдать за очень разными детьми в различных ситуациях, что помогло сформировать более детальную картину развития ребенка.

Такая обстановка помогла Сухаревой очень подробно описать «аутичные черты». Ее описания были необычайно детализированы. Они включали информацию о физическом здоровье, уровне гемоглобина, мышечном тонусе, состоянии пищеварительной системы, заболеваниях кожи и так далее. Она описывала малейшие изменения в поведении, например, отсутствие улыбок, излишние движения, манеру говорить «в нос» или истерики в ответ на какие-то события. Например, в одном случае у мальчика возник нервный срыв, потому что он увидел проходящую мимо похоронную процессию. Она также беседовала с разными членами семьи – родителями, бабушками и дедушками, тетями и дядями. Это позволило ей заметить, что очень часто атипичное поведение было и у других членов семьи. Описания были настолько объемными и яркими, что каждого ребенка «можно было на улице узнать», говорит Мануйленко.

Впоследствии было открыто аналогичное санаторное учреждение, «Лесная школа» на окраине Москвы, где персонал обследовал около 1000 детей в течение нескольких лет. В течение своей жизни Сухарева открывала такие школы по всей стране. Однако ее влияние и авторитет не выходили за рамки советских границ, что было результатом политических и языковых барьеров. Лишь небольшая часть советских исследований того времени переводилась на другие языки, очень часто это был немецкий язык, а не английский. Хотя ее работа 1925 года была переведена на немецкий уже в следующем году, перевод был неудачным, даже имя автора работы исказили как «Ссучареву». На английский язык работа была переведена лишь в 1996 году, через 15 лет после смерти Сухаревой, когда на нее наткнулась Сула Вольфф, психиатр из Великобритании.

По словам Мануйленко, возможно и куда более неприглядное объяснение того, почему данная работа Сухаревой осталась малоизвестной. Журналов по психиатрии в те времена было очень мало, так что вполне вероятно, что Аспергер, ученый, в честь которого был назван синдром Аспергера, читал работу Сухаревой на немецком языке, но сознательно не процитировал ее.

Ранее в 2018 году историки Эдит Шеффер и Гервиг Чех независимо друг от друга сообщили, что они нашли доказательства того, что Ганс Аспергер сотрудничал с нацистами, и, судя по всему, он отправил десятки детей с инвалидностью на смерть (их подвергали эвтаназии в рамках программы нацистской партии). Сухарева была еврейкой, для Аспергера этого могло быть достаточно, чтобы избегать упоминания ее имени в своей работе. Вполне возможно, что ему было бы запрещено ее цитировать, считает Мануйленко.

Видео:Психиатр Павличенко А.В.: Терапия возбуждения и агрессии в психиатрической практикеСкачать

Психиатр Павличенко А.В.: Терапия возбуждения и агрессии в психиатрической практике

Австрийские связи

Похожая история произошла в Вене, в то же время, когда Сухарева работала в школе-санатории. Двое врачей, терапевт Георг Франкл и психолог Анни Вейсс, работали в похожей детской психиатрической клинике. Глава клиники, Эрвин Лазар, считал, что врачи должны играть с детьми, чтобы понять их поведение, в учреждении было 21 койко-место для детей с тяжелыми проблемами. Благодаря пристальному наблюдению за детьми Франкл и Вейсс также описали аутичные черты, которые так хорошо известны сегодня. И они сделали это за 10 лет до Каннера и Аспергера.

В середине 1930-х годов Франкл и Вейсс написали ряд статей о детях, которые отличались социальной отстраненностью, атипичной речью и сильной приверженностью определенным предметам и привычному распорядку дня. Они описали классические симптомы аутизма. Франкл указывал на «отсутствие связи между мимикой, языком тела и речью», Вейсс писала о «скрытом интеллекте, фиксации и коммуникативных нарушениях», рассказывает Джон Элдер Робинсон, научный сотрудник Колледжа Уильяма и Мэри в Уильямсберге, США. В отличие от Сухаревой, ни один из них не использовал слово «аутичный», но Робинсон, который сам является аутичным человеком, считает, что они могли упоминать это слово в беседах.

Когда Лазар умер в 1932 году, Франкл стал главным врачом клиники, и тогда же 25-летний психиатр Ганс Аспергер начал работать там под его руководством. Вскоре к власти пришел Гитлер, Франкл и Вейсс, которые были евреями, оказались под угрозой. Вейсс говорила по-английски и эмигрировала в Америку, где начала работать в Колумбийском университете.

Обосновавшись в США, Вейсс искала возможности для эмиграции Франкла. За помощью она обратилась к Лео Каннеру, восходящей звезде Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе. Каннер, австро-венгерский еврей, ранее жил в Берлине и понимал угрозу в связи с приходом нацистов к власти. Он помог 200 еврейским врачам, в том числе Франклу, бежать из Европы. Франкл и Вейсс поженились через 6 дней после его прибытия в США в 1937 году.

Франкл работал вместе с Каннером в Университете Джонса Хопкинса. В 1943 году каждый опубликовал научную статью в одном и том же журнале о коммуникативных проблемах у маленьких детей. Статьи описывали схожие явления, но носили разные названия. Франкл назвал свою работу «Язык и аффективный контакт», в то время как работа Каннера называлась «Аутичные нарушения аффективного контакта». С тех пор слово «аутизм» стало частью словаря американской психиатрии, и оно ассоциировалось только с Каннером.

Несколько месяцев спустя Аспергер тоже использовал термин «аутичный», когда опубликовал работу про «детскую аутичную психопатию» в июне 1944 года. Каннер и Аспергер утверждали, что их работы были независимыми и отличными друг от друга, хотя в наше время у некоторых появились подозрения, что мог иметь место плагиат. Робинсон не верит в гипотезу о плагиате, однако он указывает на то, что оба психиатра контактировали с Франклом и Вейсс, чей вклад так и остался без признания.

Видео:Информационное загрязнение и психические расстройства.Скачать

Информационное загрязнение и психические расстройства.

Пересмотр истории

В 1941 году Франкл покинул Университет Джонса Хопкинса и начал работать директором клиники в Нью-Йорке. Они с Вейсс продолжили жить и работать вместе, сосредоточившись на практической работе, а не на многообещающей научной деятельности своей юности.

Если бы политические обстоятельства сложились иначе, Франкл и Вейсс вполне могли бы сделать другие открытия в отношении аутизма. В любом случае, они смогли перенести важные знания из Вены в другую страну, где они попали на более благодатную почву.

Разные политические, культурные и научные обстоятельства влияли на то, как разные ученые воспринимали аутизм. Аспергер характеризовал его как в наибольшей степени поведенческую проблему. С другой стороны, Сухарева, Франкл и, впоследствии, Каннер считали это нейробиологическим состоянием, с которым люди рождаются. В конечном итоге, для того, чтобы определить и понять спектр аутизма был нужен большой спектр ученых.

Сухарева во многих отношениях опередила свое время. Она начала разделять аутизм и детскую шизофрению в 1950-х годах, за 30 лет до того, как в западных странах их признали двумя полностью отдельными друг от друга расстройствами. Она предположила, что при аутизме затронуты мозжечок, базальные ганглии и лобные доли мозга, за полвека до того, как это подтвердили исследования с помощью магнитной томографии. Согласно Мануйленко, которая сама проводит исследования с помощью томографии, многие гипотезы Сухаревой оказались верными. И поскольку Сухарева изначально связывала аутизм с развитием мозга, в отличие от западных ученых, она не подпадала под влияние психоаналитических идей о том, что аутизм вызывают холодные и эмоционально недоступные матери.

Хотя ее работы писались официальным научным языком, их отличала своеобразная теплота, явная забота о подопечных детях, в некоторых случаях можно было подумать, что она говорит о членах семьи. У нее не было своих детей, но временами можно увидеть родительскую гордость в описаниях того, как ее пациенты становились сильнее, эмоционально стабильнее, как они преодолевали тревожность или социальные трудности. Она подчеркивала, что главное в помощи «сложным» детям – это акцент на положительных эмоциях, отказ от жестких методов подавления и попытки понять, что конкретно травмировало ребенка в той или иной ситуации. Она не забывала упоминать о сильных сторонах детей, например, музыкально одаренности, склонности к науке или поэтическом даре.

Сухарева писала, что ее цель помочь детям «установить связь с реальной жизнью, ее темпом и движением». «Удивительно, как многого она добилась, – говорит Мануйленко. – У нее не было своей семьи, всю свою жизнь она посвятила науке и преподаванию».

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Видео:Бучельникова Виктория Викторовна ✅ ПсихиатрСкачать

Бучельникова Виктория Викторовна ✅ Психиатр

Груня ефимовна сухарева ударение

Груня ефимовна сухарева ударение

Мы работаем, чтобы дела милосердия спасали как можно больше людей. Миллионы читателей доверяют нам и находят поддержку. Каждый день мы продолжаем работу. Помогите нам помогать: оформите посильное регулярное пожертвование!

Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на оригинал материала на сайте miloserdie.ru

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57850 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.04.2014 г.

Портал Милосердие.ru использует объявления и веб-сайт для сбора не облагаемых налогом пожертвований через РОО «Милосердие», ОГРН 1057700014679, Целевое финансирование (010), (140), (171)

Портал Милосердие.ru является одним из проектов Православной службы помощи «Милосердие»

Видео:Внимание: ✅ роль в патопсихологическом исследованииСкачать

Внимание: ✅ роль в патопсихологическом исследовании

Сухарева Г.Е.. Книги онлайн

Груня ефимовна сухарева ударение

Груня Ефимовна Сухарева (11 ноября 1891, Киев — 26 апреля 1981, Москва) — советский психиатр.

С 1917 по 1921 годы работала психиатром в Киевской психиатрической больнице. Работала в психоневрологической клинике Института охраны здоровья детей и подростков. В 1921 году переехала в Москву, где организовала санаторные и психоневрологические лечебные учреждения для детей и подростков.

С 1933 по 1935 годы заведует кафедрой психиатрии в Харькове. В 1935 году создала кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей и возглавляла ее до 1965 года.

С 1938 по 1969 годы — заведующая клиникой психозов детского возраста Института психиатрии РСФСР. Г.Е. Сухарева много лет была научным руководителем психиатрической больницы имени П.П. Кащенко. Являлась членом правления Всесоюзного, Всероссийского и Московского общества невропатологов и психиатров. Была председателем детской секции Московского общества невропатологов и психиатров.

Видео:Стадии алкогольной зависимости|Врач психиатр-нарколог, психотерапевт Бурова М.А.Скачать

Стадии алкогольной зависимости|Врач психиатр-нарколог, психотерапевт  Бурова М.А.

Книги (3)

В основу книги положены лекции, прочитанные Сухаревой Г.Е. в Центральном институте усовершенствования врачей на курсах по повышению квалификации в области психиатрии детского возраста.

Лекции, прочитанные в 1951 и 1952 гг., касающиеся выраженных форм психических заболеваний.

Второй том «Клинических лекций по психиатрии детского возраста посвящен вопросам клиники, терапии и профилактики пограничных форм психических заболеваний у детей и подростков.

Большинство авторов, изучавших пограничные формы психических заболеваний, подчеркивало, что эта область психиатрии является наименее разработанной и наиболее сложной для понимания.

Книга является продолжением выпущенных ранее «Клинических лекций по психиатрии детского возраста».

В III томе лекций обобщены наблюдения автора по клинике, диагностике и лечению слабоумия (олигофрении) у детей и подростков. Очень ярко, наглядно и вдумчиво описываются отдельные клинические формы этого заболевания. С позиций современной науки автор излагает вопросы этиологии и патогенеза, классификации олигофрении.

🌟 Видео

Жестокость в психиатрииСкачать

Жестокость в психиатрии

"Душа в тоске, а сердце плачет": тревога и депрессия в амбулаторной терапевтической практикеСкачать

"Душа в тоске, а сердце плачет": тревога и депрессия в амбулаторной терапевтической практике

Психическая травма как трансформационный ресурс личности. О.Защиринская, В.Винтер, С.Крутов.Скачать

Психическая травма как трансформационный ресурс личности. О.Защиринская, В.Винтер, С.Крутов.

История с избиением пациентки психиатрической больницы бригадой медиков вызвала большой резонансСкачать

История с избиением пациентки психиатрической больницы бригадой медиков вызвала большой резонанс

Астено-вегетативные расстройства и маскированная депрессияСкачать

Астено-вегетативные расстройства и маскированная депрессия

Главврача скандальной сумской психбольницы - уволилиСкачать

Главврача скандальной сумской психбольницы - уволили

Запись вебинара «Вегетативно-тревожные диссонансы у женщин золотого и серебряного возраста»Скачать

Запись вебинара «Вегетативно-тревожные диссонансы у женщин золотого и серебряного возраста»

Эмоциональная (дис)регуляция при СДВГ. Прямой эфир с психиатром, психотерапевтом Екатериной ТерновойСкачать

Эмоциональная (дис)регуляция при СДВГ. Прямой эфир с психиатром, психотерапевтом Екатериной Терновой

Психиатр ставит диагноз русскому обществуСкачать

Психиатр ставит диагноз русскому обществу

Психиатр Мартынихин И.А.: Психические расстройства на начальных этапах заболеваний мозгаСкачать

Психиатр Мартынихин И.А.: Психические расстройства на начальных этапах заболеваний мозга

Депрессивная психопатия. Ганнушкин П.Б. "Психопатии, их статика, динамика, систематика" 1933 г.Скачать

Депрессивная психопатия. Ганнушкин П.Б. "Психопатии, их статика, динамика, систематика" 1933 г.

Психотерапия внутриличностного конфликтаСкачать

Психотерапия внутриличностного конфликта
Поделиться или сохранить к себе: