- Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс
- Главная > Урок
- Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
- Разработка урока русского языка в 10 классе «Принципы русской орфографии» (Урок и презентация)
- «Календарь счастливой жизни: инструменты и механизм работы для достижения своих целей»
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- 🌟 Видео
Видео:Виски Гленфиддик Fire & Cane 43 | Огонь и Тростник | Дегустация и Обзор | Драм Кружок № 41Скачать
Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс
Главная > Урок
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Следует правильно выделять ударные слоги в словах:
Авто́бус, аге́нт, арбу́з, аргуме́нт, аре́ст, аристокра́тия, баллоти́роваться, балова́ть, библиоте́ка, буржуази́я, ве́рба, гекта́р, демокра́тия, де́ятельность, диа́гноз, диспансе́р, догово́р, дозвони́ться, докуме́нт, зави́дно, заём, заржаве́ть, звони́т, звони́шь, зло́ба, и́здавна, изобрете́ние, и́зредка, индустри́я, катало́г, каучу́к, кварта́л, киломе́тр, коклю́ш, коло́сс, комбайнёр, комба́йнер, крапи́ва, краси́вее, кре́мень, лыжня́, магази́н, медикаме́нты, молодёжь, моноло́г, наме́рение, недои́мка, некроло́г, не́нависть, обеспе́чение, облегчи́ть, обостри́ть, осведоми́ться, отча́сти, парали́ч, парте́р, пепели́ще, портфе́ль, премирова́ть, прину́дить, приобрете́ние, простыня́, проце́нт, псевдони́м, револьве́р, реме́нь, ржаве́ть, ру́сло, сантиме́тр, слу́чай, соболе́знование, сре́дства, ста́туя, столя́р, тамо́жня, усугуби́ть, фарфо́р, формирова́ть, фо́рум, ха́нжество, характе́рный (танец, поступок), хара́ктерный (человек), хло́пок, хода́тайствовать, хозя́ева, цыга́н, че́рпать, шофёр, щаве́ль.
— В чём особенности русского ударения? (Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог: диктор, магнитофон. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторон а — стор о нка — ст о роны.)
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Анализ текста.
Трудно переоценить роль литературного произношения — одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. ( К. С. Горбачевич .)
— В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?
— Обоснуйте постановку знаков препинания в данном тексте.
2. Орфоэпический анализ слов.
Упр. 10 (выполнить все задания к упражнению).
Ответы к упражнению под цифрой 2:
Яи [ шн ] ица , коне [ шн ] о , Фомини [ шн ] а , ску [ шн ] о , наро [ шн ] о , булочная и було [ шн ] ая , скворе [ шн ] ик , Ильини [ шн ] а .
Упр. 12 (написать диктант по памяти). Выполнить задания к упражнению.
— Что хотел сказать писатель? (Учащиеся пишут небольшое сочинение-размышление, 5-7 предложений.)
3. В это время один ученик работает по карточке у доски.
— Вставьте пропущенные буквы, укажите в транскрипции сложные случаи произношения согласных:
Свит..р, спринт..р, компьют..р, инт..рьер, инт..рвью, аст..роид, т..нд..нция, г..фрированный, жизн..обеспечение, завс..гдатай, экз..льтированный, мя..че, лё..кий, де..ский.
Ответы к заданию:
Свитер [тэ], спринтер [тэ], компьютер [тэ], интерьер [тэ], интервью [тэ], астероид [тэ], тенденция [тэ], [дэ], гофрированный [га], жизнеобеспечение [н’э], завсегдатай [с’э], экзальтированный [за], мягче [хч’], лёгкий [х’к], детский [цк].
I V . Итоги урока
— Что такое ударение?
— Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?
— В чём особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры. ( Золото — позолота — золочёный .)
— Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?
— Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?
1. Упр. 25 (Выполнить все задания к упражнению).
2. Используя записи в тетради, подготовить связный ответ по теме урока.
3. Подобрать 2—3 высказывания мастеров слова о русском языке. Одно выучить наизусть. Ответьте на вопрос: «Какая общая мысль объединяет все эти высказывания?»
(Задания 1, 3 учащимися выполняются на выбор по желанию.)
Принципы русской орфографии
Знакомство с принципами русской орфографии; отработка навыков правописания.
I . Проверка домашнего задания
1. Дать связный ответ об основных нормах современного литературного произношения и ударения в русском языке.
2. А в это время на доске выполнить задания 1, 4, 5 к упр. 25.
3. Проверить выполнение задания 3 (прослушать 2-3 учащихся).
В классах, работающих по углубленной 68-часовой программе, вместо проверки домашнего задания в начале урока можно провести проверочную работу на знание основных норм современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Выписать слова в таком порядке: а) с непроизносимыми согласными; б) с сочетанием чт , произносимым как [ шт ]; в) с сочетанием чн , произносимым как [ шн ]; г) с сочетанием чн , допускающим произношение [ шн ] и [ ч ’ н ]
Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то известное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, Наталья Саввична, Ольга Никитична, пустячный случай войти в булочную, конечный результат, конечно исполнишь, довольно скучно, молочные продукты, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность.
Выписать слова в таком порядке: а) слова с двойными согласными, которые произносятся как одиночные; б) слова с твёрдыми согласными перед звуком [ э ].
Густая масса, территория завода, подать апелляцию, группа студентов, баллоны с горючим, корректный человек, бороться с оккупантами, удвоить темпы, быть атеистом, музей народного искусства, лист фанеры, молодёжное кафе, чашка кофе, ателье проката вещей, участвовать в кроссе, отзывы прессы, избирательный бюллетень, стенд, декада украинского искусства, шёлковое кашне.
Поставить ударение в данных словах:
Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аутсайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благовещение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение, гребень, грильяж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жаловать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат.
Ответы к заданию 3:
Аллего́рия, алыча́, альтруи́зм, алья́нс, амо́рфный, анало́гия, аутса́йдер, багрове́ть, бази́ровать, бездыха́нный, бижуте́рия, благовещение, блоки́ровать, бутафо́рия, бюрокра́тия, ва́льдшнеп, вве́ргнуть, ве́нчанный, ве́рование, ветла́, воровски́, воскресе́ние, гребень, грилья́ж, дегусти́ровать, дремо́та, дубли́ровать, единонача́лие, жа́ловать, жалюзи́, жури́ть, заку́пориться, запломбирова́ть, заржаве́ть, избалова́ть, ика́ть, катало́г, краси́вее, уме́рший, электора́т.
I I . Работа по теме урока
Учащиеся делают краткие записи в тетрадях.
— Что такое орфография? (Орфография — это совокупность правил, устанавливающих: а) единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний; б) раздельное и слитное написание слов и их частей; в) употребление прописных букв; г) правила переноса слов.)
1. Правила, устанавливающие написание значимых частей слова, основаны главным образом на морфологическом принципе: значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в произношения гласных и согласных. При этом гласные пишутся так, как они произносятся под ударением, а согласные — так, как они произносятся перед гласными или л, м, н, р (боль — больной, заболевание; поезд — поездка, поговори, постарайся; дубовый, берёзовый, асфальтовый; столом — футболом, выговором).
Во многих случаях написания, совпадающие и не совпадающие с произношением, являются непроверяемыми. Однако и они передаются на письме единообразно (собака — собачка, Собакевич; авантюра — авантюрист, авантюрный; ковш — ковшик, нефть — нефтяной).
Непроверяемые написания называются традиционными. Их необходимо запоминать.
В некоторых случаях имеются отступления от морфологического принципа, когда единообразное написание значимых частей слова нарушается. Такие отступления связаны, прежде всего, с сохранением на письме старинных чередований звуков (полагать — положить, зорька — заря, отпереть — отпирать). Звуки речи в одной и той же морфеме могут заменять друг друга. Различаются исторические чередования и фонетические мены .
Исторические чередования звуков нельзя объяснить законами современного русского языка, их возникновение уходит в глубь его истории. Например, чередование [ о ], [ э ] с нулем звука (сон — сна, лесть — льстивый) относится к историческим: оно развилось после утраты системой гласных редуцированных [ ъ ], [ ь ] которые в древнерусском языке в сильной позиции изменились в [ о ], [ э ], а в слабой исчезли.
К основным историческим чередованиям звуков в русском языке относятся:
Видео:Правильная сахарная брага на дрожжах для самогона. Учимся гнать самогон. Урок № 1.Скачать
Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография»
Цель: обобщить знания по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.
Задачи урока:
Образовательная:
создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».
создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку.
создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» и логического мышления.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».
Форма урока: урок-практикум.
Ведущая компетенция: культуроведческая (знание обучающимися орфографических правил): работать над расширением словарного запаса и правильностью речи обучающихся.
Ведущий принцип: доступности, научности.
Подход: личностно – ориентированный.
Технологии: технология разноуровневой дифференциации, технология информационно-коммуникативного обучения.
Оборудование урока: видеопроектор,компьютеры.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Слайд № 1.
Запись числа и классной работы с ошибками.
3. Слайд №2
Работа с транскрипцией. На доске записано высказывание Н. В. Гоголя в фонетическое транскипции. Восстановите данное высказывание в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами.
[Н’изнай’у / фкакой’ другой’ л’ит’иратур’э паказал’и ст’ихатворцы такой’э б’искан’эч’най’э разнаабраз’ий’э ат’энкоф звука / ч’иму ач’ас’т’и/ разум’эица / спасопстфавал сам паит’ич’иск’ий’ й’изык наш]
Запись учащимися высказывания.
Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш.
Николай Васильевич Гоголь
Слайд № 3
4. Формирование мотивации.
Слово учителя. Мы поработали с тремя слайдами, по которым мы можем сформулировать тему урока.
Начнём с транскрипции (Фонетика), записали в тетради, используя какие знаки? Буквы (Графика). Красным цветом выделены буквы УДАРНЫЕ, произношение соответствует написанию? НЕТ (Орфоэпия) И самый первый слайд с ошибками –(Орфография) Всё это мы изучили? ДА. Что будем повторять?
Слайд №4
5. Слайд №5
Словарная работа
Транскрипция (в языкознании) – совокупность специальных знаков, при помощи которых передаётся произношение, а также соответствующая запись.
Слайд №6
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки и их классификацию, звуковые изменения, ударение, слог, соотношение между звуками и буквами). Нормы литературного произношения изучает орфоэпия.
Звук является наименьшей единицей языка. Звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных звуков участвует только голос, а в образовании согласных – шум или голос и шум.
Слайд №7 Физкульминуткадля глаз
6. Задание на повторение тем
Задание по орфоэпии
1 компьютер
Поставь ударение
БаловАть, договОр, завИдно, каталОг, красИвее, премировАть, хвОя, украИнский, хозЯева, щавЕль, занятА, свЁкла, тОрты, бАнты, звонИт, пломбировАть, апострОф, углублЁнный, экспЕрт.
Задание по фонетике и орфоэпии
2 компьютер
[Й’эсл’и вынач’н’от’э суд’ит’ л’уд’эй’/ увас н’ихват’ит вр’эм’ин’и нато штобы л’уб’ит’ их]
Если вы начтёте судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. Мать Тереза.
[Какда мал’ин’к’ий’ ч’илав’эк задумываит в’ил’икай’э пр’итпр’ий’ат’ий’э / он вс’игда канч’аит т’эм / што ум’ин’шаит й’иво дауровн’а сфай’эй’ паср’этств’энаст’и]
Когда маленький человек задумывает великое предприятие, он всегда кончает тем, что уменьшает его до уровня своей посредственности. Наполеон Бонапарт
Задание по фонетике и орфоэпии
3 компьютер
Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.
[какда ч’илав’эка бран’ат / эта абыч’на азнач’аит / што он абладаит й’асна выражэным характ’иром]
Когда человека бранят, это обычно означает, что он обладает ясно выраженным характером. Т. Эдварде
[ч’илав’эк б’эс пр’инцыпаф иб’ис вол’и пахош на карабл’/ у ка-торавъ ‘н’эт рул’а и компсъ: он м’ин’а]’ит сфа]’о направл’эн’ирэ с каждъй п’ир’и м’энъй в’этра//]
Человек без принципов и без воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса: он меняет свое направление с каждой переменой ветра. С. Смайлс
Задание по фонетике
4 компьютер
Задание № 1 . Укажите ошибочное суждение.
- В слове ПОЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
- В слове МЫШЬ буква Ь указывает на мягкость предшествующего согласного.
- В слове СОЛНЦЕ согласный звук [л] является непроизносимым.
- В слове ВСАДНИК первый звук [ф].
Задание № 2. Укажите ошибочное суждение.
- В слове ПОЁТ все согласные звуки глухие.
- В слове ЛЕТЯЩЕГО есть звук [в].
- В слове БЕЛЕЮТ звуков больше, чем букв.
- В слове ВСЕГДА первый звук [ф].
Задание № 3. Укажите ошибочное суждение.
- В слове РЕЗКИЙ есть звук [с].
- В слове ВЬЮГА букв больше, чем звуков.
- В слове БОИТСЯ нет звука [с’].
- В слове РАЗЖАТЬ написание не соответствует произношению.
Задание № 4. Укажите ошибочное суждение.
- В слове ШЬЕШЬ четыре звука.
- В слове ВТОРНИК есть звук [ф].
- В слове МОЛОДЁЖЬ последний согласный твердый.
- В слове ВЕРИШЬ все согласные мягкие.
Задание № 5. Укажите ошибочное суждение.
- В слове ПОДКОПАЛИ нет звука [т].
- В слове ЯРОСТНЫЙ букв больше, чем звуков.
- В слове ВСКОЛЬЗЬ есть звук [ф].
- В слове ЖМУТСЯ все согласные твердые.
Задание № 6. Укажите ошибочное суждение.
- В слове РЕЖЬТЕ все звуки являются мягкими.
- В слове СОЗДАЕШЬ количество букв и звуков совпадает.
- В слове СЪЕШЬТЕ шесть звуков.
- В слове ЗВЁЗДНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.
Задание № 7 . Укажите ошибочное суждение.
- В слове БРОСЬТЕ мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
- В слове ПРИЛЕТИШЬ буква Ь не обозначает на письме мягкость предшествующего согласного.
- В слове ПЬЮЩЕГО букв больше, чем звуков.
- В слове ДВОРНЯЖКА есть звук [ш].
Задание № 8. Укажите ошибочное суждение.
- В слове СТРАСТНОЕ звуков больше, чем букв.
- В слове ЧАСИКИ все согласные звуки являются мягкими.
- В слове СДАВАТЬСЯ есть звук [з].
- В слове ЧУЖОГО есть звук [в].
Задание № 9. Укажите ошибочное суждение.
- В слове МЕСТНЫЙ нет звука [т].
- В слове ПРЕЛЕСТНОЕ количество букв и звуков совпадает.
- В слове КРОВЬ есть звук [ф].
- Слово МАЯЧИТЬ состоит из семи звуков.
Задание № 10. Укажите ошибочное суждение.
- В слове СДЕЛАЛИ все согласные являются звонкими.
- В слове ЗАЖИВО все согласные являются твердыми.
- В слове ВХОДЯТ первый звук – [ф].
- В слове ПОЮЩИЕ количество букв и звуков совпадает.
задания | ответы |
1 | 2 |
2 | 1 |
3 | 2 |
4 | 4 |
5 | 1 |
6 | 1 |
7 | 3 |
8 | 1 |
9 | 3 |
10 | 4 5 компьютер Тренажёр по орфографии Работа по карточкам Карточка 1 1. Спишите слова, ставя в них ударения. Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аутсайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благовещение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение. 2. Запишите слова в фонетической транскрипции. Бульон, расческа, занимается, чудесного. 4. Произведите фонетический разбор слова объясниться. 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1) Все, что человек способен пр. . дставить в воображении, другие с. . меют пр. . творить в жизнь. (Ж. Берн. ) 2) Пр. . чину и пластыр. . можно пр. . клеить где угодно. (японская пословица. ) 3) Ум берет один бар. . ер за другим, глупость вообще не знает пр. . град. (В. Лебедев. ) 4) Сущ. . ствовать – значит быть в. . спр. . нимаемым. (Дж. Беркли. ) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св. . тыхи пр. . следуют живых. (Хови. ) 6) Очень многие заблуждения обусловлены потребностью пр. . украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр. . сти воображение. (Сент Экзепюри. ) 7) Зрелость – не столько возраст, сколько пр. . одоление трудных дорог. (В. Борисов. ) Карточка 2 1. Спишите слова, ставя в них ударения. Гребень, грильяж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жаловать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат, позвонить, столяр, языковые (нормы), атлас (ткань). 2. Запишите слова в фонетической транскрипции. Компаньон, открывается, широкого, испечься. 4. Произведите фонетический разбор слова разъехаться. 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1) Сомнение – камень пр. . ткновения на пути к пр. . движению. (Б. Борисфенит) 2) Счастье не в д. . ньгах, а в том, как их пр. . умножить. (амер. пословица. ) 3) Большое пр. . пятствие для счастья – это ож. . дание слишком большого счастья. (Фонтенель. )4) Зависть об. . няет и судит без д. . казательств, пр. . умножает нед. . статки, дает малейшим оши. . кам громкие . . звания; язык ее н. . полнен желчи, п. . ув. . личения и несправедливости. (Вовенарг. ) 5) В старости нач. . наешь пр. . давать значение не столько творч. . ству, сколько жизни. (Э. Григ. ) 6) Вр. . менные трудности пр. . одолеваются с помощью временных успехов. (А. Михеев. ) 1) Нет н. . чего бе. . цветнее, чем характер бе. . характ. . рного человека. (Лаборюйер. ) Слайд №8. Это интересно 7. Итог урока. Чем мы сегодня с вами занимались на уроке? (Мы сегодня повторили изученный материал по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография». ) Слайд №9. Домашнее задание. Стр. 221-223. Упражнение 303 Слайд №10. Спасибо за работу! Приложение 1. Спишите слова, ставя в них ударения. Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аут¬сайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благове¬щение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение. 2. Запишите слова в фонетической транскрипции. Бульон, расческа, занимается, чудесного. 3. Произведите фонетический разбор слова объясниться. 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1) Все, что человек способен пр. . дставить в воображении, дру¬гие с. . меют пр. . творить в жизнь. (Ж. Берн. ) 2) Пр. . чину и пластыр. . можно пр. . клеить где угодно. (японская пословица. ) 3) Ум берет один бар. . ер за другим, глупость вообще не знает пр. . град. (В. Лебедев. ) 4) Сущ. . ствовать – значит быть в. . спр. . нимаемым. (Дж. Беркли. ) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св. . тых и пр. . следуют живых. (Хови. ) 6) Очень многие заблуждения обусловлены потребностью пр. . украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр. . сти воображение. (Сент Экзепюри. ) 7) Зрелость – не столько возраст, сколько пр. . одоление трудных дорог. (В. Борисов. ) 1. Спишите слова, ставя в них ударения. Гребень, гриль¬яж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жало¬вать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат, позвонить, столяр, языковые (нормы), атлас (ткань). 2. Запишите слова в фонетической транскрипции. Компаньон, открывается, широкого, ис¬печься. 3. Произведите фонетический разбор слова разъехаться. 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 1) Сомнение – камень пр. . ткновения на пути к пр. . движению. (Б. Борисфенит) 2) Счастье не в д. . ньгах, а в том, как их пр. . умножить. (амер. пословица. ) 3) Большое пр. . пятствие для счастья – это ож. . дание слишком большого счастья. (Фонтенель. )4) Зависть об. . няет и судит без д. . казательств, пр. . умножает нед. . статки, дает малейшим оши. . кам громкие . . звания; язык ее н. . полнен желчи, п. . ув. . личения и несправедливости. (Вовенарг. ) 5) В старости нач. . наешь пр. . давать значение не столько творч. . ству, сколько жизни. (Э. Григ. ) 6) Вр. . менные трудности пр. . одолеваются с помощью временных успехов. (А. Михеев. ) 1) Нет н. . чего бе. . цветнее, чем характер бе. . характ. . рного человека. (Лаборюйер. ) В. М. Самусь, МКУОШИ «Мыскаменская школа-интернат С(П)ОО», п. Мыс Каменный, Ямальский район, Ямало-Ненецкий АО Видео:Двести двадцать хитростей. Болгарская сказка | Сказки для детей. 0+Скачать Разработка урока русского языка в 10 классе «Принципы русской орфографии» (Урок и презентация)Видео:Bruichladdich The Classic Laddie - Экспериментальная дегустация #2 [укр/рус]Скачать «Календарь счастливой жизни: |