Грамматическое значение словосочетаний 8 класс правило кратко

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Виды связей в словосочетаниях

Грамматическое значение словосочетаний 8 класс правило кратко

О чем эта статья:

Видео:05. Русский язык 8 класс - Словосочетание Его строение и грамматическое значение.Скачать

05. Русский язык 8 класс - Словосочетание  Его строение и грамматическое значение.

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Русский язык | 8 класс | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.Скачать

Русский язык | 8 класс | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетанияСкачать

Тема 6. Словосочетание как единица синтаксиса. Строение, грамматическое значение словосочетания

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Видео:Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Словосочетание. Его строение и грамматическое значение

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Грамматическое значение словосочетаний 8 класс правило кратко

Темой этого урока является «Словосочетание. Его строение и грамматическое значение». Вначале учитель даст определение словосочетания, принятое в лингвистике, расскажет ученикам, как отличать словосочетания от других видов связи слов. Кроме того, расскажет о роли словосочетаний в языке, их значении и особенностях.

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Конспект урока русского языка в 8 кл. Тема: Строение и грамматическое значение словосочетаний

Грамматическое значение словосочетаний 8 класс правило кратко

Грамматическое значение словосочетаний 8 класс правило краткоГрамматическое значение словосочетаний 8 класс правило краткоГрамматическое значение словосочетаний 8 класс правило краткоГрамматическое значение словосочетаний 8 класс правило кратко Грамматическое значение словосочетаний 8 класс правило краткоМакушева Елена Геннадьевна

Предмет: русский язык и литература

ГУ «Карасуская средняя школа»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

ТЕМА: СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Цели урока:
— обобщение и расширение полученных знаний по теме «Словосочетание»;
— развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;
— воспитание желания переосмыслить собственные знания по теме и применить их на практике.

Задачи урока: -выделить существенную информацию, систематизировать ее и представить в графическом виде;
-обеспечить условия для формирования знаний о способах связи слов в словосочетании, формирования умений определять способы связи слов в словосочетании;
— самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;
— развивать умение давать самооценку своей деятельности;
-воспитывать нравственные качества: толерантность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку.
Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты:
1.Личностные : — стремиться к совершенствованию собственной речи; — испытывать потребность в самовыражении через слово; -толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.
2.Метапредметные. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать тему; -сравнивать и анализировать, выделять главное; -устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД: — определять цель, проблему в деятельности; — выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; -осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.
Коммуникативные УУД: -уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве; — различать в речи другого мнения, доказательства, факты.
3.Предметные результаты: — систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;

Использованная технология : Развитие критического мышления через чтение и письмо; критериальное оценивание; коллаборативное обучение.

Использованные приемы:
— мозговой штурм, таблица «Знаю – хочу знать – узнал», «кластер»;

I. Организационный момент .
1. Приветствие.

2. Объявление темы и цели. Мотивация.

— Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

II . Проверка домашнего задания. «Мозговой штурм» (стадия вызова)

— Что изучает синтаксис?

— Для чего служит пунктуация?

-Чем отличается словосочетание от слова? (Дает более точное значение)
— Чем отличается предложение от словосочетания? (Носит законченную мысль)

III. Деление на группы: *** предлагаю вам встать и образовать круг, взять за руку, держать крепко, крепкое рукопожатие.

Ученики определяют тему – «Словосочетание».

Произнесите, пожалуйста, все вместе: «Я люблю свой Казахстан»

Теперь каждый по очереди произнесите каждое слово из предложения отдельно.

Вот таким образом у нас получилось 4 группы. Рассаживаемся все на свои места.

Вспоминаем правила работы в группе.

Распределите роли самостоятельно: лидер, оценщик, тайм-аут и художник.

IV Актуализация опорных знаний и действий учащихся

Какие ассоциации вызывает слово Родина? (дом, место, где родился, столица, Астана, Байтерек и т.д.)

Оформление тетрадей: — Запишите в тетради число, классная работа и тему урока: Строение и грамматическое значение словосочетания.

1 . Попробуйте, поработав в паре, записать словосочетания со словом Родина, выделить главное и зависимое слово: (Моя Родина, любимая Родина, дорогая Родина, многострадальная Родина…)

-Что вы составили? (Словосочетания)

V . Проблемное объяснение нового знания.

Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными.

📺 Видео

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Строение и грамматическое значение предложенийСкачать

Строение и грамматическое значение предложений

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Словосочетание (8 класс, видеоурок-презентация)

Русский язык 8 кл/С.Г.Бархударов/ Тема 9: Грамматическое значение словосочетаний/12.11.22Скачать

Русский язык 8 кл/С.Г.Бархударов/ Тема 9: Грамматическое значение словосочетаний/12.11.22

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

Строение и грамматическое значение предложений. 8 классСкачать

Строение и грамматическое значение предложений. 8 класс

Правила по русскому языку читаем вместе Строение и грамматическое значение словосочетанийСкачать

Правила по русскому языку читаем вместе  Строение и грамматическое значение словосочетаний

Тема 10. Словосочетание: строение и грамматическое значение. Синтаксическая норма в словосочетанииСкачать

Тема 10. Словосочетание: строение и грамматическое значение. Синтаксическая норма в словосочетании

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Виды словосочетаний | ВидеоурокСкачать

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс: Виды словосочетаний | Видеоурок
Поделиться или сохранить к себе: