Грамматические нормы не нарушены в словосочетаниях по окончании

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Грамматические нормы не нарушены в словосочетаниях …

Согласно литературной норме, предложные сочетания со значением времени («после чего-нибудь») пишутся на конце с и, если в их состав входит предлог по. Например: по окончании школы, по завершении строительных работ, по истечении срока договора, по прибытии делегации, по возвращении из командировки. Сочетания типа по завершению работы являются ошибочными.
Предложные сочетания со значением времени имеют на конце —я, если они начинаются с предлога до. Например: до принятия решения, до истечения трёхдневного срока и т.п.
Производный предлог согласно управляет формой дательного падежа существительного: согласно (чему?) договорённостям.

Розенталь, Д. Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс 21 век, 2003.
ответ тест i-exam

Видео:РОЛИК по №7. Грамматические нормы. Теория + практика.Скачать

РОЛИК по №7. Грамматические нормы. Теория + практика.

Нарушение управления

  1. Чаще всего нарушаются следующие синтаксические нормы:

нарушение управления в словосочетаниях с производным предлогом: Согласно распоряжения ректора были заключены нужные договоры. (Норма: согласно распоряжению);

— нарушение управления в словосочетании «существительное + зависимое слово»: Подруга интересуется о моем здоровье. (Норма: интересуется моим здоровьем);

нарушение управления в словосочетаниях «глагол + зависимое слово«: Надо срочно оплатить по счетам. (Норма: оплатить счета).

  1. Нужно обязательно учитывать, что в русском языке однокоренные слова разных частей речи могут иметь разное управление: рассержен глупой шуткой — рассердиться на глупую шутку;

удивлён его терпением — удивляться его терпению.

Так, существительные, образованные от переходных глаголов, требуют не В. п., как при глаголе, а Р. п.: читать книгу – чтение книги, строить дом – строительство дома.

В то же время в большинстве случаев однокоренные слова имеют одинаковое управление. Поэтому ошибочными будут конструкции: посвятить свою жизнь служению народа; поставить богатства страны на службу народа (нормативное управление: служить народу, поставить на службу народу, служение народу).

  1. Предлог ПО в значении «после» управляет П. п., стало быть: по получении ответа, по окончании спектакля, по изучении вопроса (книжные варианты), после получения и т. д. (нейтральные варианты). В значении же причины (ушел на пенсию по состоянию здоровья) или цели (работы по озеленению города) предлог ПО управляет Д. п.
  2. Если в сочетаниях с существительными (скучает по сыну, скучает по детям) и с личными местоимениями 3-го лица (скучаем по нему, скучает по ним) предлог ПО управляет Д.п., то в сочетании с личными местоимениями 1-го и 2-го лица этот же предлог сочетается с предложным падежом: скучаем по вас (не по вам), скучают по нас (не по нам).
  3. Предлоги Ви НА имеют антонимы: В — ИЗ, На — С. Например: поехал в Крым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.

Не всегда, правда, это противопоставление выдерживается: поехал в Поволжье — вернулся с Поволжья, отправить во все концы страны — получить со всех концов страны.

  1. При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.

Грамматические нормы не нарушены в словосочетаниях по окончании

Грамматические нормы не нарушены в словосочетаниях по окончании

Грамматические нормы не нарушены в словосочетаниях по окончании

Грамматические нормы не нарушены в словосочетаниях по окончании

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки в глагольном управлении
Тесты на тему Нормы управления

Тест на тему Культура речи
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах», «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Употребление предлогов в речи. Подготовка к ЕГЭ в 11 классе

Грамматические нормы не нарушены в словосочетаниях по окончании

Употребление предлогов в речи

формировать умение правильно употреблять предлоги в речи

— познакомить учащихся с нормами употребления синонимичных предлогов В-НА, ИЗ-С; многозначным предлогом ПО и нормами его употребления; нормами построения словосочетаний с предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ; стилистическими различиями в употреблении предлогов ИЗ-ЗА, ПО ПРИЧИНЕ, ВСЛЕДСТВИЕ; работать над нормами построения словосочетаний с простыми предлогами.

— развивать навыки группового взаимодействия;

— формировать и развивать умение анализировать информацию, преобразовывать ее под необходимым углом зрения, изменять способ подачи материала: текст переводить в схемы.

Презентация «Употребление предлогов», рабочие листы для работы в группах.

— Что такое предлог? Для чего он служит? Что мы уже знаем о предлоге?

2. Мотивация . Задание из ЕГЭ-2011. Демонстрационный вариант.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

«Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.

Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

– Какие вопросы грамматики, связанные с предлогами, проверяются в данном задании? При употреблении предлогов возникает ряд сомнений, связанных со значением предлогов, с их стилистической окраской, с необходимостью в нужной форме употребить существительное с предлогом. Эти вопросы обсудим сегодня на уроке.

Сформулируем тему урока — «Употребление предлогов в речи»

Учитывая важность данной темы, аспекты темы, которые предложены в заданиях ЕГЭ, определим цель нашей работы на уроке:

— формировать умение правильно употреблять предлоги в речи.

5. Как достичь эту цель? Обсудим ход работы на уроке. Предлагаю пойти эмпирическим, т.е. основанным на опыте путем:

1) проверьте, насколько вы уже владеете данной языковой нормой. Для этого выполните упражнение на рабочих листах. Рабочие листы развернем 1 раз.

2) этап самопроверки упражнения. Развернув рабочий лист еще раз, вы найдете карточки для самопроверки. Внимательно сверьтесь, красным стержнем исправьте ошибки, если есть.

3) попробуйте сформулировать закономерности употребления предлога в речи на основании проделанной работы. Проверьте свои догадки по справочным материалам. Их вы найдете, развернув рабочий лист еще раз.

Такой путь достижения знания от практики к теории называется эмпирическим, или индукцией.

6.Так пройдет первый этап работы в группе. Сегодня на уроке используем технику «Мозаика». Вспомним, как работает эта техника на наших уроках. Работа в группе № 1. Знакомство с одним из эпизодов темы, его совместное освоение. Для этого составление опорной схемы. Помните, что вы должны подготовить предложенную вам тему для сообщения другим группам, для неподготовленных учеников. Перегруппировка и работа в группе № 2. Представление эпизодов темы группе нового состава. Составление целостного представления о границах темы. Составление опорных схем по всем вопросам темы.

Первый этап освоения темы в группах в технике «Мозаика». Выполнение упражнения. Составление опорной схемы.

Используя предлоги с и из, составьте словосочетание с глаголом приехать и существительными Белоруссия, Украина, Крым, Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Алтай, Карпаты, Балканы, Карта для самопроверки

Приехать из Белоруссии, с Украины, из Крыма, с Кавказа, с Урала, из Сибири, с Дальнего Востока, с Алтая, из Карпат, с Балкан.

Какое значение имеют эти предлоги? Подумайте, от чего зависит употребление синонимичных предлогов в похожих конструкциях?

Все эти сочетания закреплены традицией, а традицию, как говорят ученые, нельзя нарушать. Фактически эти сочетания мы заучиваем в детстве и потом уже употребляем всю жизнь. Но есть правило, которым можно пользоваться. Оно основано на явлении антонимии предлогов. Предлогу в антонимичен предлог из , а предлогу на антонимичен предлог с . Поэтому если мы говорим на Дальний Восток , то нужно сказать с Дальнего Востока , а если мы говорим в Москву , то нужно сказать из Москвы .

Закрепление. Отгадывание кроссворда «Предлог».

Образуйте словосочетания с предлогом по. Поставьте существительные в нужной форме, определите падеж. Какие отношения выражает предлог?

Ходить по (мостик), бежать (дорога), гулять по (парк)

Задать вопрос по окончани.. урока, ушел по истечении.. назначенного времени, позвонил по приезд.. в город, сообщил по прибытии.. из командировки.

Скучаю по( мама), тужить по (сын), плачет по (вы), горюет по (мы)

Карта для самопроверки

Ходить по мостику, бежать по дороге, гулять по парку – Д.п. существительных и предлог указывают на место действия.

Задать вопрос по окончании урока, ушел по истечении назначенного времени, позвонил по приезде в город, сообщил по прибытии из командировки – П.п. существительных и предлог по называют временные отрезки начала события.

Скучаю по маме, тужить по сыну, плачет по вас, горюет по нас – Д.п. существительных и предлог по указывают на объект чувства, но местоимения в таких словосочетаниях употребляются в П.п.

Предлоги бывают однозначными и многозначными. Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами. Один и тот же предлог в разных словосочетаниях может выражать разные отношения. Все эти сочетания закреплены традицией, а традицию нельзя нарушать. Но есть подсказки, которыми можно пользоваться. Если предлог по можно заменить предлогом после (т.е. предлог употребляется при обозначении времени) , то существительное при этом ставится в П.п . Подобные конструкции с предлогом по в этом значении носят книжный характер. При глаголах чувства (плакать, тужить, скучать, соскучиться и т.п.) предлог по употребляется с Д.п .: тужить по сыну, тосковать по маме. Но личные местоимения 1 и 2 лица при указанных глаголах чаще ставятся в П.п.: плачет по вас, горюет по нас.

Закрепление . Четвертое лишнее

Вставьте нужный предлог (из-за/вследствие/по причине) в словосочетания. Подумайте, от чего зависит ваш выбор? В текстах какого стиля используются эти предлоги?

Отложили поход … непогоды, изменили сроки похода … сложных погодных условий, учебные занятия были приостановлены… карантина, занятия отменены… низкой температуры воздуха, уроки отменен … морозов, не выполнил работу… невнимательности, отсутствовал на занятиях … заболевания, не был на уроке … болезни.

Карта для самопроверки

Отложили поход из-за непогоды, изменили сроки похода вследствие/по причине сложных погодных условий, учебные занятия были приостановлены вследствие/по причине карантина, занятия отменены вследствие/по причине низкой температуры воздуха, уроки отменены из-за морозов, не выполнил работу из-за невнимательности, отсутствовал на занятиях вследствие/по причине заболевания, не был на уроке из-за болезни.

Среди предлогов представлены отношения синонимии. Например, когда речь идет о причине события могут использоваться предлоги из-за, вследствие, по причине, благодаря, ввиду и др. Кроме оттенков в значении, чаще всего эти предлоги отличаются сферой использования. Производные предлоги чаще используются в книжной, особенно в официально-деловой речи.

Закрепление . Коллаж «Инспектор ДПС на посту». Придумай реплики персонажам.

Определите, в каком падеже нужно поставить существительные? Как бы вы построили предложенные словосочетания? Запишите недостающие окончания у существительных.

Успели на поезд вопреки опоздани… самолета, авария предотвращена благодаря бдительност.. водителя; благодаря хорош… уход. ребенок скоро выздоровел; вопреки решени… суда, согласно план… строительства, вопреки просьб… учителя.

Карта для самопроверки

Успели на поезд вопреки опозданию самолета; авария предотвращена благодаря бдительности водителя; благодаря хорошему уходу, ребенок скоро выздоровел; вопреки решению суда, согласно плану строительства, вопреки просьбе учителя.

Предлоги бывают производными и непроизводными. Чаще всего трудности в речи возникают при использовании производных предлогов. П роизводные предлоги СОГЛАСНО, НАПЕРЕКОР образовались из наречий, а БЛАГОДАРЯ — из деепричастия. Производные предлоги обычно используются в официально-деловых ситуациях. Психологически мы настроены доверять человеку, занимающему более высокое по сравнению с нами социальное положение. Речь такого человека мы часто воспринимаем как образцовую. Но на практике это далеко не так. Всем руководителям советуем помнить, что предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются только с Д.п.

Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей. Исправьте их.

Оплатить за билет. Уверенность в победу. Делиться о своих достижениях. Отзыв на стихотворение. Указать о недостатках. Таблетки для головной боли.

Карта для самопроверки.

Заплатить за билет. Уверенность в победе. Делиться своими достижениями. Отзыв о стихотворении. Указать на недостатки. Таблетки от головной боли.

Предлоги выражают определенные отношения, и нужно следить за этими отношениями, когда составляешь словосочетание и подбираешь предлог. Кроме того, предлоги бывают однозначными и многозначными. Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами. Один и тот же предлог в разных словосочетаниях может выражать разные отношения. Все эти сочетания закреплены традицией, а традицию, как говорят ученые, нельзя нарушать. Фактически эти сочетания мы заучиваем в детстве и потом уже употребляем всю жизнь. Но можно использовать специальные приемы для запоминания: за платить за проезд, о тзыв о стихотворении и т.п.

Подготовка к расширению темы .

— Сейчас каждый из вас выступит в роли учителя, расскажет о своей теме. Задача рассказчика – показать всем остальным участникам новой группы возможные трудности употребления предлогов в речи.

— Чтобы вы были внимательнее во время слушания товарища и не упустили ни одной важной детали, предлагаю проанализировать и оценить выступление каждого участника группы. Для этого будем использовать «Лист оценки». Вспомните, по каким критериям оценивается устный ответ ученика на уроке. Все ли позиции будем оценивать сейчас? Какие критерии может оценить неподготовленный по теме ученик? (Последовательно, примеры, пояснения, …) Заполним шапку «Листа оценки». Последние два столбика – это сумма баллов и рейтинг, который позволит выявить лучшего в группе.

Не забудьте в рабочую тетрадь перенести схему по каждому эпизоду темы.

10. Второй этап освоения темы в группах. Выявление лучших помощников учителя.

11. Выявление трудностей в теме урока .

— Сопоставьте все вопросы, которые обсуждались на уроке. Отметьте, на ваш взгляд, самую сложную тему. Проголосуйте за нее своим жетоном.

12. Закрепление сложного материала через тренировочное упражнение.

13. Проверка понимания темы урока через тренировочное упражнение «Составление деловой бумаги».

— Употребление каких предлогов потребовало составление данного документа? В каком тоне написана автобиография? Какие средства морфологии помогают создать спокойный, беспристрастный, отчужденный тон?

— Что нового о предлоге мы узнали сегодня на уроке (многозначные предлоги, синонимичные и антонимичные предлоги, нормы предложного управления в словосочетаниях, стилистические нюансы употребления предлогов в речи)

— Вспомните, какую цель мы ставили на уроке.

— Оцените значимость темы урока для формирования общей речевой культуры человека.

— Удалось ли достичь цели урока? Каким путем это произошло?

— Понравилось ли работать в группах? Были ли трудности в групповом взаимодействии?

— Выскажите мнение о том, что было самым сложным и самым интересным на уроке?

16. Домашнее задание.

Записи в тетрадях. Индивидуально проработать слабо освоенный вопрос темы. Домашнее упражнение в учебнике на выбор.

🎬 Видео

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)Скачать

Русский язык 8 класс (Урок№9 - Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.)

Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Грамматические нормыСкачать

Грамматические нормы

Русский язык | Говорим правильно! Основные ошибки по русскому языку. Нормы русского языкаСкачать

Русский язык | Говорим правильно! Основные ошибки по русскому языку.  Нормы русского языка

ЕГЭ по Русскому языку 2022. Задание 7. Теория и практика. Грамматические нормыСкачать

ЕГЭ по Русскому языку 2022. Задание 7. Теория и практика. Грамматические нормы

Грамматические ошибки.Скачать

Грамматические ошибки.

6 класс - Русский язык - Правильное употребление имён существительных в речи: грамматические нормыСкачать

6 класс - Русский язык - Правильное употребление имён существительных в речи: грамматические нормы

Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnlineСкачать

Деепричастие и деепричастный оборот | Русский язык TutorOnline

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК | Грамматические нормы числительныхСкачать

ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК | Грамматические нормы числительных

Синтаксическая норма| Русский языкСкачать

Синтаксическая норма| Русский язык

Что такое словосочетаниеСкачать

Что такое словосочетание

Ошибки в построении предложения с ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.Скачать

Ошибки в построении предложения с ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.

Основные грамматические нормы и ошибки в их использованииСкачать

Основные грамматические нормы и ошибки в их использовании

ЕГЭ задание 7: Морфологические нормыСкачать

ЕГЭ задание 7: Морфологические нормы

Речевая (лексическая) норма| Русский языкСкачать

Речевая (лексическая) норма| Русский язык
Поделиться или сохранить к себе: