Гласные о е после шипящих в корне слова словосочетания

Видео:ЭТО ПРАВИЛО поможет тебе писать ПРАВИЛЬНО — О Ё после шипящихСкачать

ЭТО ПРАВИЛО поможет тебе писать ПРАВИЛЬНО — О Ё после шипящих

Буквы е (ё), о после шипящих в корне слова

Буквы «е» (ё) или «о» после шипя­щих в корне слов пишут­ся в соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка. Рассмотрим, как опре­де­лить, когда пишут­ся бук­вы «е», «ё» или «о» после шипя­щих в корне слов.

Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать

Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?

Правило

Посмотрим, как рабо­та­ет это орфо­гра­фи­че­ское правило.

В корне сло­ва «жёр­нов» зву­чит под уда­ре­ни­ем глас­ный звук [о]:

Чтобы выбрать бук­ву «ё» или «о», изме­ним фор­му это­го существительного:

Как видим, мена «ё» с «е» про­изо­шла. Значит, выбе­рем напи­са­ние бук­вы «ё» в корне ана­ли­зи­ру­е­мо­го суще­стви­тель­но­го. Приведем ана­ло­гич­ные при­ме­ры чере­до­ва­ния кор­не­вой бук­вы «ё» на без­удар­ную глас­ную «е» в фор­мах слов:

  • ж ё лудь — мно­го ж е луде́й
  • тяж ё лый — тяж е ле́е
  • реш ё тка — реш е та́ (фор­ма мно­же­ствен­но­го числа)
  • ш ё лк — ш е лка́
  • ч ё лн — ч е лны́.

Ко мно­гим сло­вам, в корне кото­рых после шипя­щих воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «е» («ё») или «о», мож­но подо­брать род­ствен­ные сло­ва, например:

  • кошёл­ка — коше́ль, кош е лёк
  • шёпот — ш е пта́ть
  • жёл­тый — ж е лте́ть
  • зачёс — зач е са́ть
  • чечёт­ка — че́ч е т
  • чёл­ка — ч е ло́
  • пшён­ник, пшён­ка — пш е но́
  • бечёв­ка — беч е ва́
  • щёлочь — щ е лочно́й, ощ е ла́чивать
  • печён­ка, печё­ноч­ный — пе́ч е нь
  • жёр­доч­ка — ж е рдь
  • дешё­вый — деш е ви́зна, деш е ве́ть
  • чёлн — ч е лно́к.

Гласные о е после шипящих в корне слова словосочетания

Видео:О, Ё после шипящих | Русский язык | TutorOnlineСкачать

О, Ё после шипящих | Русский язык | TutorOnline

Написание буквы «о» после шипящих в корнях слов

Буква «о» после шипя­щих в корне пишет­ся, если при изме­не­нии сло­ва или обра­зо­ва­нии род­ствен­ных слов от это­го же кор­ня, не про­ис­хо­дит чере­до­ва­ния бук­вы «о» с «е». Убедимся в этом, взяв для при­ме­ра сло­во «шо́рох». Изменим это суще­стви­тель­ное по паде­жам и числам:

  • р.п. нет (чего?) шо́роха, шо́рохов;
  • д. п. иду (к чему?) к шо́роху, шо́рохам;
  • т. п. оза­бо­чен (чем?) шо́рохом, шо́рохами.

Ударным явля­ет­ся один и тот же глас­ный в корне этих сло­во­форм. Заметим, что так и не про­изо­шла мена иссле­ду­е­мой бук­вы с бук­вой «е». Значит, выбе­рем напи­са­ние бук­вы «о» после шипя­ще­го в корне суще­стви­тель­но­го «шорох».

Приведем спи­сок слов, в корне кото­рых после шипя­щих под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о»:

Отметим, что в ряде слов, как пра­ви­ло заим­ство­ван­ных, пишет­ся бук­ва «о» после шипя­щих и в без­удар­ной позиции:

Отличаем напи­са­ние суще­стви­тель­но­го «ожог» и при­ста­воч­ных слов от напи­са­ния обра­зо­ва­ний от гла­го­ла «жечь»:

  • силь­ный ожог руки — ожёг паром руку;
  • обви­не­ние в под­жо­ге — под­жёг дом;
  • пере­жог горю­че­го — пере­жёг все дрова;
  • изжо­га — изжёг мно­го топлива;
  • про­жог кир­пи­ча — про­жёг курт­ку у костра.

Если от суще­стви­тель­но­го «ожог» обра­зу­ем при­ла­га­тель­ное, то оно пишет­ся с бук­вой «о» в корне:

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№64 - Буквы о – ё после шипящих в корнях слов.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№64 - Буквы о – ё после шипящих в корнях слов.)

Видеоурок (5 класс)

Видео:Русский язык. Правописание гласных Ё, О после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ в корнях слов. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Правописание гласных Ё, О после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ в корнях слов. Видеоурок

Буквы о-ё после шипящих в корне

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., 2015г.

Тема урока: Буквы о-ё после шипящих в корне. §86

Тип урока: Урок усвоения и закрепления новых знаний

Цель урока: познакомить с орфограммой «Правописание О-Ё после шипящих в корнях слов»; выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы.

Знать условия правописания о/е после шипящих; уметь правильно писать эти гласные

Уметь применять алгоритм действий и фиксировать его в устной речи

Уметь точно выражать свои мысли; аргументировать свое мнение

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

— Давайте определим свое настроение: отличное, хорошее, не совсем готов.

— Нам сегодня предстоит изучить еще одну очень важную орфограмму, но она сложная. Сначала повторим ранее изученные орфограммы. Какие?

Словарная диктовка: густые заросли, зеленый росток, выросли на окне, с трудом прорастали, выращенный урожай, морские водоросли, отрасль промышленности, трудный подросток, отрастить длинные волосы, свежие растения, богатая растительность, разросшийся сад.

Демонстрируют готовность к уроку.

Пишут словарный диктант с последующей проверкой.

Познавательные : принимают познавательную задачу.

Регулятивные : планируют необходимые действия, операции

Личностные : положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, навыки.

-Ребята, поднимите руки, кто любит сказки? А какие вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке? Одну я вам хочу сейчас прочитать.

В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные и гласные. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.

— А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж,Ш,Ч,Щ) Что вы о них знаете? (Ж и Ш всегда твердые, Ч и Щ всегда мягкие)

с буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседками не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о правописании букв О и Ё после шипящих)

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Формулируют учебную цель совместно с учителем.

Познавательные : извлекают необходимую информацию из учебника, слова учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные : планируют в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

стр.37, чтение параграфа по теме.

— Помните! Правильное написание О и Ё после шипящих зависит от того, верно ли нашли мы корень слова и подобрали проверочное однокоренное с вариантом на Е.

— Давайте рассмотрим пример:

Берем слово «реш..тка», подбираем к нему однокоренное слово, где слышится буква Е в корне: решето, изрешетить; делаем вывод: в корне пишется Ё.

-Пожалуйста, кто из вас желает поработать у доски со словами: щёлкать, пчёлы, крыжовник.

существуют слова-исключения, запомнить которые поможет такое предложение :

Это еж накладывает шов на капюшон.

Так же в некоторых словах после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной, правописание которых нужно запомнить

Шоколад, шофёр, шоссе, обжора,

Самостоятельно составьте алгоритм работы с этим правилом (восстановите последовательность действий)

Возможный вариант работы: 1. Определить часть слова. 2. Если орфограмма в корне, то подобрать однокоренное слово с Е. 3. Можно подобрать такое слово – пишем Ё. нельзя подобрать такое слово – пишем О.

Раз- нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Читают материал учебника, работают по заданию учителя.

Составляют алгоритм работы над правилом.

Познавательные : читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные : контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные : учатся высказывать свое мнение.

4. Закрепление знаний

1. упр.457 (у доски, комментированное письмо);

2. упр.459 (составить словосочетания);

3. Словарная работа

Запишите слова, помещенные в рамке на стр.38 в тетрадь-словарик;

4. Тестовое задание. В каком слове пропущена буква О?

1) ш…рстка; 3) расч…ска;

5. Работа с таблицей «О-Ё после шипящих в корне»

Выполняют задания учителя.

Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные : адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

— Какие трудности у вас появились в процессе работы?

— Как вы их преодолели?

— Сравните свое настроение с началом урока, какое оно у вас сейчас?

Познавательные : приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные : оценивают свою работу.

Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания.

6. Информация о домашнем задании

  1. Параграф 86;
  2. Упр. 458 стр. 38;
  3. рабочая тетрадь: задание 112, 113 (стр. 58-59)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Видео:Правописание гласных после шипящих и Ц| Русский язык ЦТ, ЕГЭСкачать

Правописание гласных после шипящих и Ц| Русский язык ЦТ, ЕГЭ

Правописание гласных «О/Е/Ё» после шипящих в корне слова

Гласные о е после шипящих в корне слова словосочетания

Видео:Русский язык 5 класс (Урок№71 - Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.)Скачать

Русский язык 5 класс (Урок№71 - Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.)

Правописание гласных «О/Е/Ё» после шипящих в корне слова

Я думаю, что не только у подростков, но ещё и у взрослых людей особые трудности в орфографии вызывает правописание «о/е/ё» после шипящих в корне слов.

Давайте разберёмся, как определить, когда следует выбрать ту или иную гласную.

Для начала давайте обратимся к правилу русского языка!

В корне слов после шипящих (ж, ш, ч, щ) следует написать букву е/ё, если при изменении формы слова или в родственном слове гласная «ё» чередуется с «е».

А теперь посмотрим, как работает наше правило на примере слова «шёлк».

Как мы видим, в корне слова «шёлк» под ударением гласный звук [о].

Для того, чтобы выбрать гласную «ё» или «о» следует изменить форму существительного.

Таким образом, в родственном слове «шелка» после шипящей буквы смена «ё» с «е» произошла.

А значит, согласно нашему правилу русского языка, в корне после шипящей следует написать гласную букву «ё».

Давайте приведём ещё примеры таких слов:

  • Печ ёнка – печ ень (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
  • Беч ёвка – беч ева (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
  • Зач ёт – зач есть (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
  • Ч ёрный – ч ернота (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
  • Прич ёска – ч ешет (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
  • Ш ёпот – ш ептать (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
  • Молож ёны – ж ена, ж ених (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
  • Ж ёлудь – ж елудей (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
  • Деш ёвый – деш евле (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)

Также важно знать, что в русском языке существует ряд определённых слов, к которым никак невозможно подобрать родственные слова, а также изменить их форму так, чтобы после шипящих употреблялась гласная «е».

Таким образом, правописание данных слов следует запомнить, а также стараться не допускать ошибок!

Видео:О Е после шипящих и ЦСкачать

О Е после шипящих и Ц

Правописание гласной «о» в корне после шипящих.

Для начала давайте обратимся к правилу русского языка!

Следует написать гласную «о» после шипящего в корне, если при изменении слова или образовании родственных слов их того же корня буква «о» не чередуется с «е».

Давайте убедимся в этом, взяв в качестве примера слово «шов».

Давайте подберёт проверочные слова и поменяем форму слова.

Как мы видим, ни в одной форме на месте «о» не употребляется гласная «е», а значит, согласно правилу выше, следует написать гласную «о» в слове «шов».

📽️ Видео

Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnline

Русский язык. Правописание О, Е, Ё после Ж, Ч, Ш, Щ в разных частях слов всех частей речи. ВидеоурокСкачать

Русский язык. Правописание О, Е, Ё после Ж, Ч, Ш, Щ в разных частях слов всех частей речи. Видеоурок

буква Ё-О в КОРНЕ слова после ШИПЯЩИХСкачать

буква Ё-О в КОРНЕ слова после ШИПЯЩИХ

Буквы о – ё после шипящих в корнях словСкачать

Буквы о – ё после шипящих в корнях слов

Буквы ё о после шипящих в корне словаСкачать

Буквы ё о после шипящих в корне слова

Буквы о,ё после шипящих в корне слова | 5 классСкачать

Буквы о,ё после шипящих в корне слова | 5 класс

Задание на грамотность! О и Е после шипящих и ЦСкачать

Задание на грамотность! О и Е после шипящих и Ц

Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать

Русский 5 Словосочетание  Разбор словосочетания

Русский язык. Орфография: Гласные -о- и -ё- после шипящих. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать

Русский язык. Орфография: Гласные -о- и -ё- после шипящих. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Русский язык 6 класс (Урок№60 - Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№60 - Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.)

Гласные О и Ё после шипящих в корне слова (Орфография. Занятие 27)Скачать

Гласные О и Ё после шипящих в корне слова (Орфография. Занятие 27)

Тема 27. Правописание о, ё после шипящих в корне словаСкачать

Тема 27. Правописание о, ё после шипящих в корне слова
Поделиться или сохранить к себе: