- Буквы е (ё), о после шипящих в корне слова
- Правило
- Написание буквы «о» после шипящих в корнях слов
- Видеоурок (5 класс)
- Буквы о-ё после шипящих в корне
- Правописание гласных «О/Е/Ё» после шипящих в корне слова
- Правописание гласных «О/Е/Ё» после шипящих в корне слова
- Правописание гласной «о» в корне после шипящих.
- 📽️ Видео
Видео:ЭТО ПРАВИЛО поможет тебе писать ПРАВИЛЬНО — О Ё после шипящихСкачать
Буквы е (ё), о после шипящих в корне слова
Буквы «е» (ё) или «о» после шипящих в корне слов пишутся в соответствии с правилом орфографии русского языка. Рассмотрим, как определить, когда пишутся буквы «е», «ё» или «о» после шипящих в корне слов.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Правило
Посмотрим, как работает это орфографическое правило.
В корне слова «жёрнов» звучит под ударением гласный звук [о]:
Чтобы выбрать букву «ё» или «о», изменим форму этого существительного:
Как видим, мена «ё» с «е» произошла. Значит, выберем написание буквы «ё» в корне анализируемого существительного. Приведем аналогичные примеры чередования корневой буквы «ё» на безударную гласную «е» в формах слов:
- ж ё лудь — много ж е луде́й
- тяж ё лый — тяж е ле́е
- реш ё тка — реш е та́ (форма множественного числа)
- ш ё лк — ш е лка́
- ч ё лн — ч е лны́.
Ко многим словам, в корне которых после шипящих возникает сомнение в выборе букв «е» («ё») или «о», можно подобрать родственные слова, например:
- кошёлка — коше́ль, кош е лёк
- шёпот — ш е пта́ть
- жёлтый — ж е лте́ть
- зачёс — зач е са́ть
- чечётка — че́ч е т
- чёлка — ч е ло́
- пшённик, пшёнка — пш е но́
- бечёвка — беч е ва́
- щёлочь — щ е лочно́й, ощ е ла́чивать
- печёнка, печёночный — пе́ч е нь
- жёрдочка — ж е рдь
- дешёвый — деш е ви́зна, деш е ве́ть
- чёлн — ч е лно́к.
Видео:О, Ё после шипящих | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Написание буквы «о» после шипящих в корнях слов
Буква «о» после шипящих в корне пишется, если при изменении слова или образовании родственных слов от этого же корня, не происходит чередования буквы «о» с «е». Убедимся в этом, взяв для примера слово «шо́рох». Изменим это существительное по падежам и числам:
- р.п. нет (чего?) шо́роха, шо́рохов;
- д. п. иду (к чему?) к шо́роху, шо́рохам;
- т. п. озабочен (чем?) шо́рохом, шо́рохами.
Ударным является один и тот же гласный в корне этих словоформ. Заметим, что так и не произошла мена исследуемой буквы с буквой «е». Значит, выберем написание буквы «о» после шипящего в корне существительного «шорох».
Приведем список слов, в корне которых после шипящих под ударением пишется буква «о»:
Отметим, что в ряде слов, как правило заимствованных, пишется буква «о» после шипящих и в безударной позиции:
Отличаем написание существительного «ожог» и приставочных слов от написания образований от глагола «жечь»:
- сильный ожог руки — ожёг паром руку;
- обвинение в поджоге — поджёг дом;
- пережог горючего — пережёг все дрова;
- изжога — изжёг много топлива;
- прожог кирпича — прожёг куртку у костра.
Если от существительного «ожог» образуем прилагательное, то оно пишется с буквой «о» в корне:
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№64 - Буквы о – ё после шипящих в корнях слов.)Скачать
Видеоурок (5 класс)
Видео:Русский язык. Правописание гласных Ё, О после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ в корнях слов. ВидеоурокСкачать
Буквы о-ё после шипящих в корне
Технологическая карта урока
Русский язык, 5 класс. Автор: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., 2015г.
Тема урока: Буквы о-ё после шипящих в корне. §86
Тип урока: Урок усвоения и закрепления новых знаний
Цель урока: познакомить с орфограммой «Правописание О-Ё после шипящих в корнях слов»; выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы.
Знать условия правописания о/е после шипящих; уметь правильно писать эти гласные
Уметь применять алгоритм действий и фиксировать его в устной речи
Уметь точно выражать свои мысли; аргументировать свое мнение
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности ученика
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
— Давайте определим свое настроение: отличное, хорошее, не совсем готов.
— Нам сегодня предстоит изучить еще одну очень важную орфограмму, но она сложная. Сначала повторим ранее изученные орфограммы. Какие?
Словарная диктовка: густые заросли, зеленый росток, выросли на окне, с трудом прорастали, выращенный урожай, морские водоросли, отрасль промышленности, трудный подросток, отрастить длинные волосы, свежие растения, богатая растительность, разросшийся сад.
Демонстрируют готовность к уроку.
Пишут словарный диктант с последующей проверкой.
Познавательные : принимают познавательную задачу.
Регулятивные : планируют необходимые действия, операции
Личностные : положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, навыки.
-Ребята, поднимите руки, кто любит сказки? А какие вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке? Одну я вам хочу сейчас прочитать.
В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные и гласные. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.
— А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж,Ш,Ч,Щ) Что вы о них знаете? (Ж и Ш всегда твердые, Ч и Щ всегда мягкие)
с буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседками не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о правописании букв О и Ё после шипящих)
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.
Формулируют учебную цель совместно с учителем.
Познавательные : извлекают необходимую информацию из учебника, слова учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные : планируют в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
стр.37, чтение параграфа по теме.
— Помните! Правильное написание О и Ё после шипящих зависит от того, верно ли нашли мы корень слова и подобрали проверочное однокоренное с вариантом на Е.
— Давайте рассмотрим пример:
Берем слово «реш..тка», подбираем к нему однокоренное слово, где слышится буква Е в корне: решето, изрешетить; делаем вывод: в корне пишется Ё.
-Пожалуйста, кто из вас желает поработать у доски со словами: щёлкать, пчёлы, крыжовник.
— существуют слова-исключения, запомнить которые поможет такое предложение :
Это еж накладывает шов на капюшон.
Так же в некоторых словах после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной, правописание которых нужно запомнить
Шоколад, шофёр, шоссе, обжора,
— Самостоятельно составьте алгоритм работы с этим правилом (восстановите последовательность действий)
Возможный вариант работы: 1. Определить часть слова. 2. Если орфограмма в корне, то подобрать однокоренное слово с Е. 3. Можно подобрать такое слово – пишем Ё. нельзя подобрать такое слово – пишем О.
Раз- нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Читают материал учебника, работают по заданию учителя.
Составляют алгоритм работы над правилом.
Познавательные : читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.
Регулятивные : контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные : учатся высказывать свое мнение.
4. Закрепление знаний
1. упр.457 (у доски, комментированное письмо);
2. упр.459 (составить словосочетания);
3. Словарная работа
Запишите слова, помещенные в рамке на стр.38 в тетрадь-словарик;
4. Тестовое задание. В каком слове пропущена буква О?
1) ш…рстка; 3) расч…ска;
5. Работа с таблицей «О-Ё после шипящих в корне»
Выполняют задания учителя.
Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные : адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения
5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
— Какие трудности у вас появились в процессе работы?
— Как вы их преодолели?
— Сравните свое настроение с началом урока, какое оно у вас сейчас?
Познавательные : приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные : оценивают свою работу.
Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания.
6. Информация о домашнем задании
- Параграф 86;
- Упр. 458 стр. 38;
- рабочая тетрадь: задание 112, 113 (стр. 58-59)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Видео:Правописание гласных после шипящих и Ц| Русский язык ЦТ, ЕГЭСкачать
Правописание гласных «О/Е/Ё» после шипящих в корне слова
Видео:Русский язык 5 класс (Урок№71 - Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.)Скачать
Правописание гласных «О/Е/Ё» после шипящих в корне слова
Я думаю, что не только у подростков, но ещё и у взрослых людей особые трудности в орфографии вызывает правописание «о/е/ё» после шипящих в корне слов.
Давайте разберёмся, как определить, когда следует выбрать ту или иную гласную.
Для начала давайте обратимся к правилу русского языка!
В корне слов после шипящих (ж, ш, ч, щ) следует написать букву е/ё, если при изменении формы слова или в родственном слове гласная «ё» чередуется с «е».
А теперь посмотрим, как работает наше правило на примере слова «шёлк».
Как мы видим, в корне слова «шёлк» под ударением гласный звук [о].
Для того, чтобы выбрать гласную «ё» или «о» следует изменить форму существительного.
Таким образом, в родственном слове «шелка» после шипящей буквы смена «ё» с «е» произошла.
А значит, согласно нашему правилу русского языка, в корне после шипящей следует написать гласную букву «ё».
Давайте приведём ещё примеры таких слов:
- Печ ёнка – печ ень (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
- Беч ёвка – беч ева (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
- Зач ёт – зач есть (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
- Ч ёрный – ч ернота (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
- Прич ёска – ч ешет (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
- Ш ёпот – ш ептать (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
- Молож ёны – ж ена, ж ених (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
- Ж ёлудь – ж елудей (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
- Деш ёвый – деш евле (смена с буквы «ё» на «е» состоялась)
Также важно знать, что в русском языке существует ряд определённых слов, к которым никак невозможно подобрать родственные слова, а также изменить их форму так, чтобы после шипящих употреблялась гласная «е».
Таким образом, правописание данных слов следует запомнить, а также стараться не допускать ошибок!
Видео:О Е после шипящих и ЦСкачать
Правописание гласной «о» в корне после шипящих.
Для начала давайте обратимся к правилу русского языка!
Следует написать гласную «о» после шипящего в корне, если при изменении слова или образовании родственных слов их того же корня буква «о» не чередуется с «е».
Давайте убедимся в этом, взяв в качестве примера слово «шов».
Давайте подберёт проверочные слова и поменяем форму слова.
Как мы видим, ни в одной форме на месте «о» не употребляется гласная «е», а значит, согласно правилу выше, следует написать гласную «о» в слове «шов».
📽️ Видео
Чередующиеся гласные в корне слова | Русский язык | TutorOnlineСкачать
Русский язык. Правописание О, Е, Ё после Ж, Ч, Ш, Щ в разных частях слов всех частей речи. ВидеоурокСкачать
буква Ё-О в КОРНЕ слова после ШИПЯЩИХСкачать
Буквы о – ё после шипящих в корнях словСкачать
Буквы ё о после шипящих в корне словаСкачать
Буквы о,ё после шипящих в корне слова | 5 классСкачать
Задание на грамотность! О и Е после шипящих и ЦСкачать
Русский 5 Словосочетание Разбор словосочетанияСкачать
Русский язык. Орфография: Гласные -о- и -ё- после шипящих. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать
Русский язык 6 класс (Урок№60 - Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.)Скачать
Гласные О и Ё после шипящих в корне слова (Орфография. Занятие 27)Скачать
Тема 27. Правописание о, ё после шипящих в корне словаСкачать