- Помогите словарный диктант?
- Словарный диктант, помогите?
- У меня словарный диктант помогите?
- Составь словарный диктант из 20 словарных слов?
- Помогите написать словарный диктант?
- Помогите плиз задание словарный диктант?
- Помогите пожалуйста словарный диктант)?
- СРОЧНО словарный диктант?
- Словарный диктант помогите плиз HELP?
- Пожалуйста помогите с словарным диктантом?
- Словарный диктант помогите пожалуйста боюсь ошибиться?
- Фразеологизм
- Определение фразеологизма
- Виды фразеологизмов в русском языке
- Признаки фразеологизмов
- 1. Фразеологизм состоит из двух и более слов
- 2. У фразеологизмов есть устойчивый состав
- 3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость
- 4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически
- 5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения
- Примеры фразеологизмов с объяснением
- Дидактический материал по теме «Фразеологизмы»
- 7 – 8-е классы
- Ответы
- 🌟 Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Помогите словарный диктант?
Русский язык | 5 — 9 классы
Помогите словарный диктант.
Фразеологизм, словосочетание, проиллюстрировать, устойчивый, успокаивать, исконный, различный, выражение, поговорка, собака, появляться, карман, компьютерный, притяжение, вмешиваться, энциклопедия, математика, огород, привычка, доверять, баклуши, нараспашку, неожиданно, невыносимо.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Словарный диктант, помогите?
Словарный диктант, помогите.
Видео:ФразеологизмыСкачать
У меня словарный диктант помогите?
У меня словарный диктант помогите!
Видео:Что такое словосочетаниеСкачать
Составь словарный диктант из 20 словарных слов?
Составь словарный диктант из 20 словарных слов.
Видео:Русский язык 10 класс (Урок№8 - Фразеологизмы в речи.)Скачать
Помогите написать словарный диктант?
Помогите написать словарный диктант.
Видео:Устойчивые сочетания словСкачать
Помогите плиз задание словарный диктант?
Помогите плиз задание словарный диктант.
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№18 - Фразеологизмы.)Скачать
Помогите пожалуйста словарный диктант)?
Помогите пожалуйста словарный диктант).
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№24 - Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.)Скачать
СРОЧНО словарный диктант?
СРОЧНО словарный диктант.
Видео:Что такое фразеологизмы? Определяем значение фразеологизмовСкачать
Словарный диктант помогите плиз HELP?
Словарный диктант помогите плиз HELP.
Видео:Фразеологизмы - что это такое понятным языком, почему их называют устойчивыми и неделимымиСкачать
Пожалуйста помогите с словарным диктантом?
Пожалуйста помогите с словарным диктантом.
Видео:Фразеологизмы | Русский язык 4 класс #15 | ИнфоурокСкачать
Словарный диктант помогите пожалуйста боюсь ошибиться?
Словарный диктант помогите пожалуйста боюсь ошибиться.
На этой странице находится вопрос Помогите словарный диктант?, относящийся к категории Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.
Спорт — это так увлекательно Спорт очень полезное занятие, благодаря ему можно научится новому. Если хорошо знать спорт которым ты занимаешся можно достичь новой цели.
Дождь — сущ, мелкий — определение. Сильный — определение, дождь — сущ.
Москва, столица Российской Федерации, привлекает множество иностранных туристов. Сергей, староста нашего класса, подошел к учителю с предложением о проведении экскурсии. Компьютер, мой верный помощник, прослужил довольно долгое время Мелкий дождь, ..
Предлог всегда пишется раздельно , а приставка слитно. Как отличить? Между ПРЕДЛОГОМ и словом можно вставить слово, например : в желтом масле, а между ПРИСТАВКОЙ и словом нет, например : (слово переход) пере быстрый ход / пере желтый ход и т д. См..
Б — п, д — т, ж — ш, з — с, г — к, в — ф.
ССП со значение следствия : г) Лес был завален глубоким снегом, и ( = ТАК ЧТО) сесть на отдых было некуда.
Д)парта, ученик, стол.
С числительным два не сочетаются слова парта и дверь ответ В.
Ответ : Человек среди других людей всегда должен помнить о том, что, как ты относишься к другим, так и другие будут относиться к тебе. Человек всегда должен быть внимателен к другим людям. Как много среди нас людей преклонного возраста, с которыми ..
Решить — решил, решу, решаю, защищать — защищал, защещу, защищаю. В общем, играть на пример. Что делал? Играл, что делаю? Играю, что буду делать? Буду играть. Или решить. Что сделал? Решил, что сделаю? Решу, что буду делать? Буду решать. З..
Видео:Видеоурок русскому языку 'Фразеологизмы'Скачать
Фразеологизм
О чем эта статья:
3 класс, 6 класс, 10 класс
Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать
Определение фразеологизма
В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Например:
- реветь белугой — громко и долго плакать;
- задеть за живое — вызвать переживания, оскорбить самолюбие;
- играть в жмурки — обмануть, утаить истинные намерения.
На примерах видно, что значение фразеологизма не связано с семантикой каждого отдельного слова в его составе. Компоненты фразеологизма теряют все самостоятельные признаки слова, кроме звукового облика: лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию. Связь между словами в составе фразеологизма тесная, можно сказать — неразделимая.
Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.
Видео:Топ-10 фразеологизмовСкачать
Виды фразеологизмов в русском языке
Выделяют три основных вида фразеологизмов: идиомы, фразеологические единства и фразеологические сочетания.
Фразеологические сращения (идиомы) — устойчивые выражения, которые имеют смысл только в неизменном виде. При замене или перестановке слов смысл идиомы потеряется. Например: «бить баклуши», то есть бездельничать.
Фразеологические единства — устойчивые образные выражения, смысл которых понятен из смысла отдельных слов. Например, обороты «грызть гранит науки» или «попасться на удочку» можно понять даже при переводе на другой язык. Смысл фразеологического единства не потеряется, если заменить «удочку» на «крючок» или вставить в оборот лишнее слово.
Фразеологические сочетания — устойчивые, но гибкие обороты, смысл которых определяется через отдельные ключевые слова. При этом не ключевые слова можно заменять синонимами. Пример: можно «умирать от любви», а можно «умирать от восторга» — смысл обоих словосочетаний понятен.
Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать
Признаки фразеологизмов
Как мы уже выяснили, фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение из двух и более слов. У фразеологизма как самостоятельной лексической единицы языка есть свои отличительные черты.
1. Фразеологизм состоит из двух и более слов
- играть на нервах — специально раздражать, нервировать кого-либо;
- семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы;
- биться как рыба об лед — бороться с нуждой, бедствовать.
2. У фразеологизмов есть устойчивый состав
Лексический состав фразеологизма нельзя никак изменять, так как при этом теряется его смысл.
Для примера попробуем поменять слова в устойчивом выражении «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении»:
- летать в воздухе (про пыль);
- висеть в открытом воздухе (про воздушного змея);
- висеть на канате (про акробата).
В результате этого языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как карточный домик, из которого неосторожно вытащили одну карту. Глагол «висеть» потерял свое переносное значение, и смысл фразеологизма испарился.
3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость
Мы не придумываем фразеологизмы в процессе диалога, а берем их из языковой памяти, как готовые кирпичики для построения образной и выразительной речи. Именно поэтому в школьные годы важно много читать, чтобы пополнять словарный и фразеологический запас.
В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали (И. Тургенев).
Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее (А. Пушкин).
Я, Софья Павловна, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня! (А. Грибоедов)
Задачка: попробуйте понять, какие русские фразеологизмы изображены на картинках. Правильные ответы — в конце статьи.
4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически
Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.
Например, фразу «на козе не подъедешь» трудно понять, особенно иностранцам, которые изучают русский язык. На самом деле оно тесно связано с речью шутов и скоморохов, которые в старину веселили народ на ярмарках и праздниках, наряжаясь в козу, медведя и других персонажей. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала, с тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о неприступных, гордых, важных людях.
5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения
Рассмотрим пример: «Сегодня мы (что делали?) работали до седьмого пота». Фразеологизм «работали до седьмого пота» выполняет роль сказуемого.
Фразеологизм может быть синонимом одному слову:
ставить точку в споре
Фразеологизмы делают нашу речь образной и живой, они помогают передать больше смысла и сделать это эмоционально и выразительно.
Видео:6 класс - Русский язык - Что такое фразеологизмы и как они возникаютСкачать
Примеры фразеологизмов с объяснением
Вот несколько примеров фразеологизмов, которые пришли к нам из древних мифов, и их значений в русском языке.
- «Троянский конь» — скрытая ловушка. По легенде, в деревянном коне спрятались греки, чтобы завоевать Трою.
- «Авгиевы конюшни» — большой беспорядок. Один из подвигов Геракла заключался в том, что герой за один день очистил огромные конюшни царя Авгия.
- «Дамоклов меч» — нависшая угроза. Еще одна история из Древней Греции, в которой придворный Дамокл позавидовал царю Дионисию и захотел занять его место. Тот согласился, но повесил над его головой меч на конском волосе, чтобы показать, что быть царем еще и опасно.
- «Ахиллесова пята» — слабое место. Фразеологизм происходит из древнегреческой легенды о воине Ахиллесе, которого в детстве окунули в воду бессмертия. Единственным незащищенным местом Ахиллеса осталось пятка, так как за нее его держали, когда опускали в ванну.
- «Манна небесная» — нечто необходимое и спасительное. Корни выражения надо искать в библейской истории о том, как Моисей выводил иудеев из Египта. В какой-то момент у странников закончилась еда, и Бог послал им манну небесную.
- «Сизифов труд» — бесполезное занятие, которое точно не принесет пользы. Герой древнегреческих мифов царь Сизиф за свою распутную жизнь был осужден на вечную муку — вкатывать на гору огромный камень, который потом тут же скатывался вниз.
- «Гомерический смех» — громкий хохот над какой-нибудь глупостью. Так смеялись боги в поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада».
- «Кануть в лету» — оказаться забытым. Лета — в древнегреческой мифологии река в царстве мертвых, которым правил бог Аид.
- «Ящик Пандоры» — источник несчастий и бед. Согласно древнегреческой легенде, Зевс послал на землю женщину по имени Пандора и дал ей ларец, в котором содержались все человеческие несчастья. Та не удержалась и открыла его, выпустив беды на волю.
Видео:Фразеологизмы. Источники фразеологизмовСкачать
Дидактический материал по теме «Фразеологизмы»
Видео:ФразеологизмыСкачать
7 – 8-е классы
Задание 1. Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы, запишите их в тетрадь.
1) 1, 15, 15, 10, 2, 1, 13, 16, 3, 1 / 12, 13, 33, 20, 31, 3 //
2) 33, 2, 13, 16, 12, 16 / 18, 1, 9, 5, 16, 18, 1 //
3) 20, 1, 19, 12, 1, 20, 30 / 12, 1, 26, 20, 1, 15, 29 / 10, 9 / 16, 4, 15, 33 //
4) 20, 1, 15, 20, 1, 13, 16, 3, 29 / 14, 21, 12, 10 //
5) 19, 10, 15, 33, 33 / 17, 20, 10, 24, 1 //
При помощи фразеологического словаря выясните значение и происхождение записанных устойчивых сочетаний слов, определите их стилистическую принадлежность.
С 2–3 фразеологизмами составьте и запишите предложения.
Задание 2. Подберите синонимы к данным фразеологизмам, выделите в записанных словах орфограммы: 1) «проверяемая безударная гласная в корне», подберите проверочные слова; 2) «непроверяемая гласная в корне».
Дать по рукам –
вбивать клин –
вертеть хвостом –
выводить вензеля –
вставать на дыбы –
праздновать труса –
с гулькин нос –
делать большие глаза –
задирать нос –
и в ус не дует –
кровь из носу –
много воды утекло –
бежать сломя голову –
попасть в переплет –
валяться в ногах –
китайская грамота –
и глазом не моргнуть –
как сонная муха –
Вводить в (свой) круг –
(сказать) в полный голос –
вольный казак –
бесструнная балалайка –
в пух и прах разодетый –
(глядеть) во все глаза –
(алмаз) чистой воды –
(жить) как за каменной стеной –
(беречь) как зеницу ока –
Задание 3. Решите кроссворд: запишите значение устойчивого выражения одним словом.
1) Из рук в руки. 2) Забывать себя. 3) В один голос. 4) Идти в ногу. 5) Очертя голову. 6) В порядке вещей. 7) Как бедный родственник. 8) Как гром среди ясного неба. 9) День ото дня. 10) Во весь голос. 11) Шаг за шагом. 12) В один миг. 13) В пух и прах (разодетый). 14) Не покладая рук. 15) Черепашьим шагом. 16) Как рыба в воде. 17) Верой и правдой (служить).
Слова какой части речи вы записали? Объясните правописание нн в этих словах.
Задание 4. Творческий словарный диктант. Объясните значение фразеологизмов, подобрав к ним слова-синонимы.
Галопом по европам –
из кулька в рогожку –
после дождичка в четверг –
идти на поводу у кого-то –
(промокнуть) до нитки –
испокон веку –
тютелька в тютельку –
скрепя сердце –
от чистого сердца –
тяп-ляп –
время от времени –
попасть пальцем в небо –
как бог на душу положит –
тихой сапой –
из-под полы –
через час по чайной ложке –
во веки веков –
с хлеба на квас –
без году неделя –
не за горами –
(Для справок: недалеко; неохотно; тайком, исподтишка и постепенно; насквозь; кое-как, впроголодь; наспех; нисколько; недавно; изредка; точь-в-точь; искренне; медленно и помалу, еле-еле; невпопад; никогда; издавна; навсегда; небрежно; незаметно, втихомолку; наугад; скоро, подчиняться.)
Определите часть речи записанных слов.
Какие орфограммы наречий иллюстрируют эти слова?
Объясните и графически выделите все орфограммы наречий.
Задание 5. Словарный диктант. Объясните значение фразеологизма одним словом.
Душа нараспашку –
душа не на месте –
из ряда вон выходящий –
как маков цвет –
средней руки –
медный лоб –
большого сердца –
ветреная голова –
Слова каких частей речи вы записали?
Объясните правописание н, нн в записанных словах.
Задание 6. Подберите к данным словам синонимы-фразеологизмы.
Рослый, плечистый –
очень высокий –
кроткий, смирный –
безутешно, горько (плакать) –
недоброжелательно (встречать) –
строго (обращаться с кем-либо) –
утомляться –
ничего не осталось –
ничем не примечательный, невлиятельный –
смелый –
самый важный, самый главный –
однообразно и непрерывно действовать –
неразборчиво, неряшливо писать –
быстро, стремительно (бежать) –
неторопливо (двигаться) –
нестройно (говорить, петь) –
худой –
забывчивый –
Какие из записанных устойчивых сочетаний имеют синонимичные фразеологизмы?
Какие из записанных устойчивых сочетаний имеют фразеологизмы-антонимы?
Дайте стилистическую характеристику данным фразеологизмам.
С 2–3 фразеологизмами составьте предложения, запишите их, определите их синтаксическую роль.
Задание 7. Прочитайте фразеологические обороты, подумайте, среди представителей каких профессий они появились. Определите значения фразеологизмов.
Под сурдинку; холодный сапожник; цепная реакция; сбоку припека; нажимать на все педали; настроиться на минорный лад; чтобы впредь неповадно было.
Задание 8. Чем отличаются устойчивые выражения 1-й группы от 2-й?
1) Вместе тесно, а врозь скучно.
2) Кончил дело – гуляй смело.
3) Друзья познаются в беде.
1) За морем телушка – полушка, да рубль перевоз.
2) Не было ни гроша, да вдруг алтын.
3) Как волка ни корми – он все в лес смотрит.
Укажите фразеологические выражения, которые содержат в своем составе историзмы; объясните значения историзмов.
Назовите пословицу, в составе которой имеются антонимы.
Задание 9. Приведите примеры устойчивых выражений, созданных
а) при помощи сравнений;
б) при помощи отрицаний;
в) при помощи звукописи;
г) основанных на противопоставлении.
Задание 10. Прочитайте предложения, найдите в них устойчивые выражения, объясните их значение. Спишите, подчеркивая фразеологизмы как члены предложения, укажите вопросы, на которые они отвечают.
1) Душа ее, вся ее психология у него как на ладони. (А.Чехов) 2) Стручков обитал у черта на куличках. Шли, шли к нему и наконец пришли. (А.Чехов) 3) Пан Улянский был старый холостяк, появившийся на нашем дворе бог весть откуда. (В.Короленко) 4) Чувство, что я опять работаю, доставляло мне такое наслаждение, что я всю неделю трудился не покладая рук. (М.Твен) 5) На другой день ни свет ни заря я устремился в лес. (Ю.Нагибин) 6) Я мчался сквозь ольшаник, сам мокрый с головы до пят, охваченный жутким нетерпением и умиленным предвкушением встречи с мальчиком на заросшем булыжником шоссе. (Ю.Нагибин) 7) Вышед на улицу, Акакий Акакиевич был как во сне. (Н.Гоголь) 8) В этот день я и без того уже поохотиться не мог и потому скрепя сердце покорился своей участи. (И.Тургенев) 9) У Льва как гору с плеч свалило. (И.Крылов) 10) Но третий брат все лето мух ловил. (И.Крылов) 11) Вот к дереву друзья со всех несутся ног. (И.Крылов) 12) Я каждый день чуть свет встаю, чтобы начать трудиться. (С.Михалков) 13) Поэт трудился до седьмого поту. (С.Михалков) 14) Он должен заполучить эту книгу во что бы то ни стало!
Задание 11. Прочитайте. Назовите автора, произведение, из которого взяты эти строки.
Выпишите все устойчивые выражения, определите их значение.
I. 1) Я знал, что дома мать места себе не находит, переживая за меня, но мне от этого было не легче. 2) Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. 3) Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова. 4) В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей четверти он вдруг как снег на голову свалился на наш класс. 5) В конце концов я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали.
II. 1) В этом человеке было много загадочного: казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что, раз поднявшись, что, сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя, и все, до чего ни коснутся; и я жестоко ошибаюсь, если в жизни этого человека не случилось уже подобного взрыва, если он, наученный опытом и едва спасшись от гибели, неумолимо не держал теперь самого себя в ежовых рукавицах. 2) Это человек опытный, себе на уме, не злой и не добрый, а более расчетливый; это тертый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться. 3) Моргач иногда по целым неделям обдумывает какое-нибудь, по-видимому, простое предприятие, а то вдруг решится на отчаянно смелое дело; кажется, тут ему и голову сломить. смотришь – все удалось, все как по маслу пошло. 4) Все его семейство состоит из одного сынишки, в котором он души не чает и который, воспитанный таким отцом, вероятно, пойдет далеко.
III. 1) Генералы поникли головами. 2) – А не почитать ли нам «Московских ведомостей»?
Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани. 3) – Спишь, лежебок! – накинулись они (генералы) на него (мужика). – Небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать! 4) И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!
К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участья добрых душ.
Жить, как живешь,
своей страдой бессонной,
Взялся за гуж – не говори: не дюж.
А Мишенька и ухом не ведет:
Со светом Мишенька уж распрощался.
В берлогу теплую забрался
И лапу с медом там сосет
Да у моря погоды ждет.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды.
В составе какого устойчивого выражения среди выписанных вами, встречается устаревшая форма слова? Назовите современную форму слова.
Какие еще источники фразеологических оборотов вам известны?
Задание 12. Перед вами отрывки из басен И.Крылова. Прочитайте, укажите в них фразеологизмы. Определите их значение. Какую стилистическую окраску они имеют? С какой целью использует их баснописец в художественном стиле?
У Барыни, старушки кропотливой,
Две были девушки Служанки, коих часть
Была с утра и до глубокой ночи,
Рук не покладая, прясть.
Взял скоро волю конь ретивой:
Вскипела кровь его и разгорелся взор;
Не слушая слов всадниковых боле,
Он мчит его во весь опор,
Черезо все широко поле.
. Не минуло и году,
Как все узнали, кто Осел:
Осел мой глупостью в пословицу вошел,
И на Осле уж возят воду.
Помимо известных фразеологизмов, которые баснописец включил в свои произведения, он создал свои, и русский язык пополнился крылатыми выражениями самого И.Крылова. Запишите их, определите значение.
Задание 13. Прочитайте басню И.Крылова «Две собаки». Выпишите все устойчивые выражения, объясните их значение.
Дворовый верный пес Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластяся, как будто бы к родне,
Он с умиленья чуть не плачет
И под окном
Вертит хвостом
И скачет.
«Ну что, Жужутка, как живешь,
С тех пор как господа тебя в хоромы взяли?
Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали.
Какую службу ты несешь?» –
«На счастье грех роптать, – Жужутка отвечает.
– Мой господин во мне души не чает;
Живу в довольстве и добре,
И ем и пью на серебре;
Резвлюся с барином; а ежели устану,
Валяюсь по коврам и мягкому дивану.
Ты как живешь?» – «Я, – отвечал Барбос,
Хвост плетью опустя и свой повеся нос, –
Живу по-прежнему: терплю и холод,
И голод
И, сберегаючи хозяйский дом,
Здесь под забором сплю и мокну под дождем;
А если невпопад залаю,
То и побои принимаю.
Да чем же ты, Жужу, в случай попал,
Бессилен бывши так и мал,
Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?
Чем служишь ты?» – «Чем служишь! Вот
прекрасно! –
С насмешкой отвечал Жужу. –
На задних лапках я хожу».
Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
Определите стилистическую и эмоциональную окраску записанных фразеологизмов, их выразительную роль в басне.
Задание 14. 1) Объясните значение и происхождение крылатых слов. Какие словари крылатых слов вам известны?
2) Объясните значения крылатых выражений, укажите их авторов и произведения, в которых они впервые употребляются.
Есть еще порох в пороховницах.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете.
Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь.
Пошла писать губерния.
Человек в футляре.
Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.
Окно в Европу.
Мертвые души.
Свежо предание, а верится с трудом.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
С корабля на бал.
Луч света в темном царстве.
А счастье было так возможно, так близко.
Герой нашего времени.
Вспомните, что такое перифраза. Найдите среди данных крылатых выражений перифразы.
Задание 15. Крылатые выражения часто встречаются в заглавиях книг, публицистических материалов. Названия каких произведений русских писателей стали крылатыми (вошли во фразеологический фонд русского языка)?
Задание 16. Восстановите текст, заменяя рисунок устойчивым словосочетанием.
Не нравилось Васе в школе. «В школе, – думал Вася, – ».
Так и продолжал бы он ,но учительница сказала ему строго:
«Если , то можешь !».
У Васи от страха . Перестал он и .
Ответы
Задание 1. 1) Аннибалова клятва; 2) яблоко раздора; 3) таскать каштаны из огня; 4) танталовы муки; 5) синяя птица. (Это фразеологизмы книжного характера.)
1) Дать по рукам – наказать;
вбивать клин – разъединять;
вертеть хвостом – хитрить;
выводить вензеля – плясать;
вставать на дыбы – не соглашаться, возражать;
праздновать труса – испугаться;
с гулькин нос – немного;
делать большие глаза – удивляться;
задирать нос – зазнаваться;
и в ус не дует – не хочет знать;
кровь из носу – сделать обязательно;
много воды утекло – давно;
бежать сломя голову – спешить;
попасть в переплет – попасть в затруднительное положение;
валяться в ногах – униженно просить;
китайская грамота – непонятный текст;
и глазом не моргнуть – мгновенно;
как сонная муха – неторопливо;
2) вводить в (свой) круг – сделать членом определенной группы;
(сказать) в полный голос – во всеуслышание;
вольный казак – свободный;
бесструнная балалайка – болтливый;
в пух и прах разодетый – разодетый напоказ;
(глядеть) во все глаза – внимательно;
(алмаз) чистой воды – настоящий;
(жить) как за каменной стеной – спокойно, надежно, под защитой;
(беречь) как зеницу ока – очень, изо всех сил.
Задание 3. 1) Непосредственно; 2) самозабвенно; 3) одновременно; 4) согласованно; 5) необдуманно; 6) естественно; 7) неуверенно; 8) неожиданно; 9) постепенно; 10) откровенно; 11) неуклонно; 12) мгновенно; 13) изысканно; 14) неустанно; 15) медленно; 16) уверенно; 17) преданно.
Душа нараспашку – откровенный;
душа не на месте – взволнованный;
из ряда вон выходящий – особенный;
как маков цвет – румяный;
средней руки – посредственный;
медный лоб – ограниченный;
большого сердца – искренний;
ветреная голова – легкомысленный.
Рослый, плечистый – косая сажень в плечах;
очень высокий – коломенская верста;
кроткий, смирный – воды не замутит;
безудержно, горько (плакать) – в три ручья;
недоброжелательно (встречать) – в штыки;
строго обращаться с кем-либо – держать в ежовых рукавицах;
утомляться – выбиваться из сил;
ничего не осталось – от жилетки рукава; рожки да ножки;
ничем не примечательный, невлиятельный – мелкая сошка;
смелый – не из робкого десятка;
самый важный, самый главный – пуп земли;
однообразно и непрерывно действовать – как заведенная машина;
неразборчиво, неряшливо (писать) – как курица лапой;
быстро, стремительно (бежать) – как на пожар;
неторопливо (двигаться) – как сонная муха;
нестройно (говорить, петь) – кто в лес, кто по дрова;
худой – кожа да кости;
забывчивый – (у него) дырявая память.
Задание 7. Под сурдинку (из речи музыкантов) – «скрыто, втихомолку»; образовано от латинского «сурдус» – глухой; русск. «сурдина» – специальное приспособление для ослабления, приглушения звучания некоторых музыкальных инструментов.
Холодный сапожник – так говорят, обычно с иронией, с осуждением, о людях, относящихся к делу без души, без огонька.
Цепная реакция – «непрекращающийся, вовлекающий в свою сферу какой-либо процесс» (чаще используется в публицистической речи).
Сбоку припека (из языка пекарей) – «нечто ненужное, лишнее».
Нажимать на все педали – «использовать свои связи ради достижения чего-либо».
Настроиться на минорный лад (из речи музыкантов) – «стать грустным, печальным».
Чтобы впредь неповадно было – из судебной формулы XVII века, сформулированной в «Соборном уложении» царя Алексея Михайловича, говорящей о наказании за самоуправство сотенных: за самовольное предоставление отпуска служилым людям.
Задание 8. В первой группе – народные речения, смысл которых ясен без пояснений, они выступают в прямом значении и заключают в себе житейские наблюдения, опыт, взгляды народа.
Во второй группе народные речения выступают в переносном значении.
Историзмы содержатся в пословицах: Не было ни гроша, да вдруг алтын; За морем телушка – полушка, да рубль перевоз:
грош – вышедшая из употребления старинная медная монета в полкопейки;
алтын – вышедшая из употребления старинная медная монета в три копейки;
полушка – самая мелкая монета в дореволюционной России, равная одной четвертой части копейки (в одном рубле сто копеек).
Задание 10. 1) Как на ладони; 2) У черта на куличиках; 3) бог весть откуда; 4) не покладая рук; 5) ни свет ни заря; 6) с головы до ног; 7) как во сне; 8) скрепя сердце; 9) гору с плеч свалило; 10) мух ловил; 11) со всех ног; 12) чуть свет; 13) до седьмого пота; 14) во что бы то ни стало.
Задание 11. I. В.Распутин. «Уроки французского», повесть.
1) Места не находит; 2) спустя рукава; 3) ни с того ни с сего; 4) как снег на голову; 5) раз и навсегда.
II. И.Тургенев. «Певцы», рассказ.
1) Не держал в ежовых рукавицах; 2) себе на уме; тертый калач; 3) голову сломить; как по маслу; 4) души не чает; пойдет далеко.
III. М.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1) Поникли головами; 2) от доски до доски; 3) ухом не ведет; 4) на бобах разводить.
IV. А.Твардовский. «К обидам горьким собственной персоны. », стихотворение.
1) Взялся за гуж – не говори: не дюж.
V. И.Крылов. «Медведь у пчел».
1) Ухом не ведет; у моря погоды ждет.
VI. Н.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться. », стихотворение.
1) Воду в ступе не толочь; держи в черном теле.
Устаревшая форма встретилась в составе фразеологизма спустя рукава, в современном русском языке вместо спустя употребляется деепричастие спустив.
Задание 12. 1) Рук не покладая; 2) во всеь опор; 3) в пословицу вошел; возят воду.
Строки басен Крылова, ставшие крылатыми:
А Васька слушает да ест (из басни «Кот и повар») – употребляется в значении «один стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое».
Услужливый дурак опаснее врага (из басни «Пустынник и медведь») – говорится в ситуации, когда неумный человек пытается помочь кому-нибудь, но от его помощи получается только вред.
Задание 13. В случай попасть; вертеть хвостом; души не чает; повеся нос; рваться из кожи; на задних лапках ходить.
Задание 14. Есть еще порох в пороховницах (Н.Гоголь. «Тарас Бульба») – есть еще силы.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете (А.Грибоедов. «Горе от ума») – говорят иронично о людях, которые без достаточных оснований верят в то, что другим представляется маловероятным.
Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь (А.Пушкин. «Евгений Онегин») – неглубокие, непрочные знания.
Пошла писать губерния (Н.Гоголь. «Мертвые души») – все пришло в движение, начали энергично действовать.
Человек в футляре (рассказ А.Чехова) – иронично говорится о человеке замкнутом, подозрительном, трусливом, который всего боится.
Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык (из стихотворения И.Тургенева «Русский язык») – употребляется для образной характеристики достоинств русского языка, прежде всего как языка русской классической литературы.
Окно в Европу (А.Пушкин. «Медный всадник») – в значении «установить деловые и культурные связи с европейскими странами».
Мертвые души (поэма Н.Гоголя) – люди, фиктивно числящиеся где-либо; люди, «мертвые духом».
Свежо предание, а верится с трудом (А.Грибоедов. «Горе от ума») – известная новость, но поверить в нее трудно.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А.Чехов. «Дядя Ваня») – говорится, когда хотят подчеркнуть необходимость всестороннего, гармоничного развития человека.
С корабля на бал (А.Пушкин. «Евгений Онегин») – резкая перемена обстоятельств, когда человек из одной ситуации неожиданно попадает в другую, совершенно иного характера.
Луч света в темном царстве (название статьи Н.Добролюбова) – прогрессивное, светлое явление в среде отсталости и произвола.
А счастье было так возможно, так близко. (А.Пушкин. «Евгений Онегин») – говорят с сожалением о несостоявшемся счастье или о каких-то неиспользованных возможностях, которые в настоящий момент уже упущены.
Герой нашего времени (роман М.Лермонтова) – употребляется в качестве образной характеристики наиболее типичного представителя своего времени.
Перифраза (перифраз) – это описательное выражение, стилистический прием, заключающийся в непрямом, описательном, обозначении предметов и явлений действительности. Фразеологизмы, крылатые слова часто функционируют как перифразы. Среди данных крылатых выражений перифразы – великий, могучий, правдивый и свободный (о русском языке), окно в Европу, луч света в темном царстве.
Задание 15. «Алые паруса» А.Грина: алые паруса – крылатое выражение, выступающее в значении «символ высокой мечты, надежды на счастье». «Мертвые души» Н.Гоголя (значение см. выше). «Человек в футляре» А.Чехова (значение см. выше). «Хождение по мукам» А.Толстого: хождение по мукам – крылатое выражение, употребляется в ситуации, когда человек в течение длительного времени испытывает трудности в работе, в жизни. Выражение тришкин кафтан – из басни И.Крылова – в ситуации, когда кто-либо, желая исправить одну вещь, портит при этом другую. «Премудрый пискарь» М.Салтыкова-Щедрина; говорится о трусливых людях, которые стараются ни в чем не принимать участия из страха, что с ними может что-либо случиться, но все равно терпят неудачу; и др.
Не нравилось Васе в школе. «В школе, – думал Вася, – мухи от скуки дохнут». Так и продолжал бы он витать в облаках, но учительница сказала ему строго: «Если не возьмешь себя в руки, то можешь вылететь из школы!». У Васи от страха сердце в пятки ушло. Перестал он валять дурака и взялся за ум.
🌟 Видео
Согласование, управление, примыканиеСкачать
Фразеологизмы | Русский язык | Учитель года – 2019 – Лариса ГивиевнаСкачать