- Занимательный дидактический материал на тему:»Фразеологизмы. Афоризмы. Русские пословицы и поговорки»
- Примерный словарь фразеологизмов для учащихся 1–4 классов
- Фразеологизм
- Определение фразеологизма
- Виды фразеологизмов в русском языке
- Признаки фразеологизмов
- 1. Фразеологизм состоит из двух и более слов
- 2. У фразеологизмов есть устойчивый состав
- 3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость
- 4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически
- 5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения
- Примеры фразеологизмов с объяснением
- 🔍 Видео
Видео:Русский язык 10 класс (Урок№8 - Фразеологизмы в речи.)Скачать
Занимательный дидактический материал на тему:»Фразеологизмы. Афоризмы. Русские пословицы и поговорки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Составитель: Ефременко Е.В., преподаватель русского языка и литературы
ГОУ СПО «Мариинский многопрофильный техникум»
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:
«Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Русские пословицы и поговорки»
Цель: в игровой занимательной форме закрепить с обучающимися фразеологизмы.
Игра «Как об этом говорят?»
О человеке, которого трудно заставить поверить чему- либо, убедить в чем — либо (Фома неверующий)
О том, кого трудно уговорить пойти куда, поехать, сделать что-либо (тяжелый на подъем).
О том, кто часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе)
О том, кто вдруг стал понимать, замечать что-либо (глаза открылись на что-либо)
О человеке, который пришел не во время, некстати (нелегкая принесла)
О том, кто склонен к воровству, мошенничеству (нелегкий на руку)
О кротком безобидном человеке (мухи не обидит)
О человеке, который держится неестественно прямо (будто аршин проглотил)
О болтливом человеке (язык без костей)
О бесследном исчезновении кого — либо (поминай, как звали, и след простыл)
Об очень малом, в недостаточном количестве чего- либо (раз, два — и обчелся)
О положении, когда опасность грозит с двух сторон (между двух огней)
О чем — либо надоевшем, много раз слышанном (старая песня)
О том, кто неизмеримо хуже несравненно ниже другого в каком- то отношении (в подметки не годиться)
О чувстве большой неловкости, стыда (готов сквозь землю провалиться)
Об очень дальних родственниках (седьмая вода на киселе)
О большом желание сделать что- либо (руки чешутся)
О чем- либо необычайном, невероятном (чудеса в решете)
О беспорядке, неразберихе, царящих где — либо (черт ногу сломит)
О том, кто не знает чего-либо всем известно (с луны свалился)
Как снег на голову, казанская сирота , медведь на ухо наступил, ко рова языком слизнула, бесструнная балалайка, и был таков, седьмая вода на киселе, как сквозь землю провалился, ни рыба ни мясо, мелет с утра до вечера, мухи не обидит, семь пятниц на неделе, как с луны свалился, воды не замутит; глаза открылись на что — либо ; нелегкая принесла.
Задание. Из приведенных словосочетаний выделите а) свободные словосочетания; б) фразеологические.
Кукольный театр, театр военных действий;
белое полотно, белые стихи;
бабье лето, знойное лето;
красная рыба, красный зверь, красный сарафан;
на рыбьем меху, рыбьи глаза;
волчьи повадки, волчьи ягоды;
глубокий колодец, глубокая старость;
бархатная юбка, бархатный сезон.
1. а) Кукольный театр, белое полотно, знойное лето, красный сарафан, рыбьи глаза, волчьи повадки, глубокий колодец, бархатная юбка;
б) театр военных действий, белые стихи, бабье лето, красная рыба, красный зверь, на рыбьем меху, волчьи ягоды, глубокая старость, бархатный сезон.
Задание. Составьте предложения, в которых каждое из предложенных выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, затем — фразеологическим оборотом. Поясните значения фразеологизмов.
(1 группа — не вытянешь клещами, висеть на хвосте; 2 группа — закрывать глаза, держаться в тени, 3 группа — лёд тронулся, плыть по течению).
Задание. «Соберите фразеологизмы» (соедините так слова, чтобы получились фразеологизмы, объясните сами их смысл.)
Водить, втирать, заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть// голову, в переплет, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, очки, за нос.
Задание. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы — другие фразеологизмы.
Дидактическая игра “Лото”. К данным фразеологизмам подобрать соответствующие фразеологические синонимы.
1.Без сучка и задоринки.
2. Валится из рук.
4. Души не чаять.
5. Заваривать кашу.
6. Вдоль и поперёк.
7. Бьюсь об заклад.
9. Глазом не моргнёт.
10. Лицом к лицу.
11. Считать ворон.
13. Море по колено.
14. Молоко на губах не обсохло.
15. На краю пропасти.
16. Падать духом.
17. Руки в брюки.
18. Тёртый калач.
19. Хоть лопатой греби.
21. Терять голову.
1. Сбиваться с толку.
2. Сидеть сложа руки.
3. Руки опускаются.
5. Сходить с ума.
7. Как свои пять пальцев.
10. Сойти со сцены.
11. Рука не дрогнет.
12. Глаза в глаза.
13. Птица высокого полёта.
15. Огород городить.
16. На краю гибели.
19. Непочатый край.
20. Заткнуть за пояс.
Задание. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы. Определить, к каким стилям речи относятся фразеологизмы.
Войти в строй (выйти из строя), выбиваться из колея (входить в колею), в глаза (за глаза), заваривать кашу (расхлебывать кашу), гладить по шерсти (гладить против шерсти), легок на ногу (тяжел на ногу), жить своим умом (жить чужим умом).
Задание 9. Игра. « Замени одним словом» .
огнем и мечом – безжалостно, бесчеловечно;
денно и нощно – беспрерывно;
сбить с толку – запутать;
вкривь и вкось – беспорядочно;
тепличное растение – избалованный(ая);
бить баклуши – бездельничать;
брать на карандаш – записывать;
пустить красного петуха – поджечь;
чувство локтя – чувство товарищества;
вавилонское столпотворение – беспорядок;
болеть душой – беспокоиться;
душа не на месте – тревожиться, беспокоиться, волноваться;
перемывать косточки – обсуждать, сплетничать.
с открытой душой – искренне;
шагу негде ступить – тесно;
родиться в сорочке – счастливый;
пальчики оближешь – вкусно;
работать не за страх, а за совесть – добросовестно, честно;
золотые руки – искусный мастер;
хуже горькой редьки – несносный, надоедливый.
Денег куры не клюют — в достаточном количестве.
Жить припеваючи – хорошо.
Глаза разбегаются — нельзя сосредоточиться от разнообразия впечатлений.
Клевать носом – дремать.
Без сучка без задоринки — добросовестно, четко, аккуратно.
Влюбиться по уши — очень, сильно.
Ехать зайцем — без билета, без оплаты.
Браться за ум — становиться рассудительнее, благоразумнее.
Задание . Решите кроссворд: запишите значение устойчивого выражения одним словом.
1) Из рук в руки. 2) Забывать себя. 3) В один голос. 4) Идти в ногу. 5) Очертя голову. 6) В порядке вещей. 7) Как бедный родственник. 8) Как гром среди ясного неба. 9) День ото дня. 10) Во весь голос. 11) Шаг за шагом. 12) В один миг. 13) В пух и прах (разодетый). 14) Не покладая рук. 15) Черепашьим шагом. 16) Как рыба в воде. 17) Верой и правдой
Ответ. 1) Непосредственно; 2) самозабвенно; 3) одновременно; 4) согласованно; 5) необдуманно; 6) естественно; 7) неуверенно; 8) неожиданно; 9) постепенно; 10) откровенно; 11) неуклонно; 12) мгновенно; 13) изысканно; 14) неустанно; 15) медленно; 16) уверенно; 17) преданно.
Задание. Угадайте предмет по описанию и вспомните крылатое выражение с этим словом:
Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)
Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. Не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)
Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)
Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода)
Ее заваривают, затевая неприятное дело, а потом расхлебывают, распутывая его; ее просит рваная обувь; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться ( Каша)
Его проглатывают, не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, говорящего бойко; за него тянут, заставляя говорить; его держат за зубами, когда не хотят сказать лишнего (Язык)
Задание. Замените фразеологизмы одним словом. Ответьте на вопрос: какова роль фразеологизмов в нашей речи?
Я проснулся ни свет ни заря, на душе кошки скребут. Пошёл в тронный зал, долго бил баклуши. Потом поел с горем пополам. Тут как снег на голову Вовка свалился. Смотрит на меня как баран на новые ворота.
Задание. Письмо Словаря о начале рабочего дня. Какой словарь рассказал о начале своего рабочего дня? ( Оказывается, перемешаны сообщения — здесь высказывания Словаря иностранных слов и Фразеологического словаря.)
«Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки. В ресторане на завтрак мне предложили разнообразное меню: биточки, тефтели, фрикадельки, винегрет, спагетти, чай и какао. Но я съел только бутерброд, сардельку, салат из помидоров, торт «Наполеон» и выпил чашку кофе с сахаром.»
Задание. Вставьте пропущенные во фразеологизме слова.
1. В русском языке многие фразеологизмы включают названия частей тела человека. Знаете ли вы их? Попробуйте вставить пропущенные фразеологизмы со словом голова в следующий текст.
Слово голова в переносном смысле обозначает ум, рассудок, поэтому о глупом человеке скажут, что он _________, а про сообразительного – __________.
Голова бывает какая-то – например, ___________ (у растяпы), ____________ (у того, кто вечно все забывает), ______________ (это когда она болит и напрочь отказывается соображать), _________________ (если человеку на все наплевать, море ему по колено и сам черт не брат).
Голова может что-то делать – ________________ или ______________ (если дел так много, что не знаешь, за какое взяться), ______________ (обычно это происходит с тем человеком, которого перехвалили, – в этом случае он теряет способность трезво мыслить и оценивать свои поступки).
Можно производить действия и над головой – чьей-то или своей собственной. Если кто-то голову _______________, значит, дела его плохи и он отчаялся вконец. ___________ тоже обычно свою голову – над чем-нибудь сложным, неразрешимым, _________. Можно голову и вовсе ___________, если лишиться способности соображать. В крайнем случае можно дать голову _____________________, если вам никак не хотят верить.
Чужую голову обычно ____________ всяким вздором, или ___________ (часто вместе с шеей, делая строгий выговор), или ____________ (наказывая гораздо строже, чем в предыдущем случае). Если наказание предвидится заранее, то можно предупредить несчастного, сказав ему максимально строго: «Не _____________ тебе головы!»
Если у кого-то в голове не _____________ или нет ___________ (то есть попросту человек слегка глуповат), если голова и вовсе пуста и в ней гуляет ____________ (так говорят про легкомысленного человека), то ему нужно срочно позаботиться о ее наполнении. Лучше всего для этого подойдут мысли. В голову мысли могут _____________, _______________, _________ – в зависимости от их качества.
Голова – это место, которое чаще всего принимает на себя удары судьбы. Неожиданное известие падает как _____________. Если внезапно происходит что-то неприятное, то человек выглядит так, будто его ____________. Бывают и совсем безвыходные ситуации, когда хоть головой _____________ !
Ну как, вы еще не _____________ за голову от обилия фразеологизмов?
Пропущенные слова : без головы, с головой, садовая, дырявая, тяжелая, забубенная, идти кругом, пухнуть, вскружиться, вешает, ломают, головоломным, потерять, на отсечение, забивают, мылят, срывают, снимают, сносить, хватает винтиков, царя, ветер, приходить, взбредать, лезть, снег на голову, обухом по голове ударили, о стенку бейся, схватились.
Задание. Кто это мог сказать?
Направление главного удара, стать в строй, вызвать огонь на себя, взять на мушку, встретить в штыки, принять бой. (Военный).
Разделать под орех, без сучка, без задоринки, топорная работа, бить баклуши, снять стружку. (Плотник).
Войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет, играть комедию, сойти со сцепы, петь не своим голосом. (Актер).
Шито белыми нитками, положить под сукно; с иголочки, на живую нитку. (Портной).
Через час по чайной ложке, позолотить пилюлю. (Аптекарь).
Ковать железо пока горячо; доводить до белого каления .(Кузнец)
Сесть на мель, на всех парусах. (Моряк)
Задание. За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов.
Яблоку негде упасть, вывести на чистую воду, делать из мухи слона, за тридевять земель, зарубить на носу, засучив рукава, иметь голову на плечах, в двух словах, в двух шагах, одного поля ягода, водить за нос, бить баклуши, сломя голову, себе на уме, клевать носом, как рыба в воде, семь пятниц на неделе, оказаться между двух огней, в три ручья, стричь всех под одну гребёнку, убить двух зайцев, на всех парусах, садиться не в свои сани, взять голыми руками, раз, два и обчёлся, со всех ног, без году неделя, как свои пять пальцев, скрепя сердце, ни свет ни заря, быть на седьмом небе, ломать голову, как снег на голову, как в воду канул, болеть душой, в два счёта, задирать нос, вставлять палки в колёса, два сапога — пара, сидеть сложа руки, повесить нос, кривить душой, спустя рукава, от корки до корки, вызывать огонь на себя, заблудиться в трёх соснах, на все четыре стороны, гнаться за двумя зайцами, кусать себе локти, брать себя в руки, с три короба, не покладая рук, рукой подать, в час по чайной ложке, стреляный воробей, душа в душу.
Задание. Диктант-молчанка. Перед вами серия рисунков, на которых изображены фразеологизмы. Попробуйте их отгадать. Устно поясните значение фразеологизмов.
Задание. Что я люблю (или не люблю). Запишите.
Точить лясы; бить баклуши; считать ворон; витать в облаках, задирать нос; жить на широкую ногу; тянуть канитель; плясать под чужую дудку; метать громы и молнии; доводить до белого каленья; играть первую скрипку; ломать голову; лезть на рожон, вставлять палки в колеса; раздувать из мухи слона; работать засучив рукава; держать язык за зубами; выводить на чистую воду.
Задание. Игра «Кто больше найдет фразеологизмов ?»
Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был – как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть , как вырос сынок, пора в школу отправлять.
В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней – надпись: «Зовут его Антошка – зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух , а на уроках молчит, как рыба . Зато на бабушку рычит, как лев , с сестрой он – крокодил, а перед директором дрожит, как заяц . Но вокруг мамы ходит, как лиса , потому что мама покупает ему игрушки!»
Да, на уроках наш герой бил баклуши , точил лясы, сидел сложа руки и объяснения учителя мимо ушей пропускал . Классный руководитель часто повторяла: «Ты, Зацепочкин, горе мое луковое, учишься из рук вон плохо , не могу я с тобой найти общий язык , сколько ни бьюсь!» А однажды не выдержала и сказала: «Сегодня позвоню твоим родителям и скажу, что умываю руки. С меня довольно!»
Вечером Антон услышал, как мама говорит по телефону: «Спору нет – горячая голова! Это уже ни в какие ворота не лезет ! Мы, родители, за его поведение головой отвечаем, а у меня все валится из рук . Ну сколько ему повторять? Уже в зубах навязло! У меня голова идет кругом … Спасибо Вам большое за звонок, уж я ему покажу, где раки зимуют !»
Такой разъяренной Антон маму никогда не видел. Ну и задала она ему жара! Кричала во всю Ивановскую! Разделала под орех! А тут и папа подоспел: «Фу. Грязный, как свинья ! Ты что, из авгиевых конюшен ?» Так родители до позднего вечера продолжали петь в унисон , низвергая на него свой гнев. Укоры сыпались на Антошку как из рога изобилия .
Утром Антон шел в школу, повесив нос. Не хотелось Зацепочкину становиться к позорному столбу. Надоело, что все показывают на него пальцем и склоняют во всех падежах. Белый свет ему был не мил . Он рад был бы сквозь землю провалиться . « Дело – труба . Надо бежать!», — подумал он и пустился на всех парах .
Бежал Антон что есть мочи куда глаза глядят. Наконец устал, остановился и , к своему удивлению, понял, что находится на платформе какой-то незнакомой станции. Вскоре подошел поезд и кто-то позвал: «Антон! Зацепочкин! Сюда!» Зацепочкин быстро забрался в вагон и осмотрелся. И тут он не поверил своим глазам: к нему подходил маленький человечек, похожий на гнома. Антон даже ущипнул себя, подумал, что спит. Нет, это не сон. Рядом с ним стоял самый настоящий гном…
Задание . Продолжите письменно разговор, приведенный ниже, используя в репликах фразеологизмы. Сочините диалог, противоположный по содержанию.
Что вы делали вчера? — Ничего, языками чесали. — А мы целый день баклуши били, из пустого в порожнее переливали. — Василий с вами был? — Был. Рассказал, как ему отец шею намылил. Он же на уроках ворон считает, а дома лодыря гоняет.
Задание. Иноязычные фразеологизмы ( что обозначают?):
• nota bene – заметь хорошо
• рost factum – после сделанного
• pro et contra – за и против
• alma mater – букв.мать, кормилица – учебное заведение, вуз
• persona non grata – нежелательная личность
• idée fixe – навязчивая идея
• ex libris – из книг
• рost scriptum – PS – после написанного
• status quo- положение, в котором….
• comme il faut- как надо, как следует
• vis-à-vis- лицом к лицу
• de facto – фактически, на деле
Задание. Найдите ошибки, допущенные при употреблении устойчивых оборотов .
1. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым. 2. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. 3. На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полк журналистов прибыло. 4. Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать.
5. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди. 6. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла. 7. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 8. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион. 9. Скрепя душу, мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 10. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 11. Мы за нашим директором как за каменной спиной. 12. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 13. Теперь понятно, где собака порылась. 14. Отец держал его в ежовых перчатках.
Задание. Кому принадлежат следующие крылатые выражения?
1. Сейте разумное, доброе, вечное. 2. Из прекрасного далека. 3. Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно. 4. Услужливый дурак опаснее врага. 5. Во дни торжеств и бед народных. 6. Иных уж нет, а те далече. 7. С ученым видом знатока. 8. Как бы чего не вышло. 9. Одна — но пламенная страсть. 10. Легкость в мыслях необыкновенная. 11. Смотри в корень.
15. 1) Н. Некрасов. 2) Н. Гоголь. 3) Н. Карамзин. 4) И. Крылов. 5) М. Лермонтов. 6) А. Пушкин. 7) А. Пушкин. 8) А. Чехов. 9) М. Лермонтов. 10) Н. Гоголь. II) К. Прутков.
Задание. Авторские фразеологизмы – крылатые выражения (записать авторов и названия произведений):
Дома новы, а предрассудки стары. (Грибоедов)
И дым отечества нам сладок и приятен. (Грибоедов)
Как бы чего не вышло. (Чехов)
А Васька слушает да ест. (Крылов)
С корабля на бал. (Пушкин)
Видал Федюш на свете я. (Крылов)
И снова бой! Покой нам только снится. (Блок)
А воз и ныне там. (Крылов)
Народ безмолвствует. (Пушкин)
Мы пахали. (Дмитриев).
«Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
Задание. Знаете ли вы пословицы?
Слово — . а молчание — золото (серебро).
Авось да как-нибудь до добра не . (доведут).
Доброе . и кошке приятно (слово).
Делу . потехе час (время).
Где тонко, там и . (рвется).
Копейка . бережет (рубль).
Один с сошкой, а . с ложкой (семеро).
Что с воза упало, то . (пропало)
Век живи, . (век учись)
Не зная броду, . (не суйся в воду)
Дело мастера . (боится)
Когда я ем, . (я глух и нем)
Утро вечера . (мудренее)
Чем дальше в лес, . (тем больше дров)
Труд человека кормит, (а лень портит).
Кто много говорит, (тот мало делает).
Повторенье- (мать ученья).
Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает).
Не спеши языком — (торопись делом).
Кончил дело — (гуляй смело).
Ученье-свет, а (неученье – тьма).
Куй железо, (пока горячо).
С кем поведёшься, (от того и наберёшься).
Делу – время, а (потехе – час).
Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь).
Не всё то золото, (что блестит).
Задание. Вспомните пословицы и поговорки , в состав которых входит цифра семь, и объясните их:
У семи нянек дитя без глазу.
Семь бед — один ответ.
Семи пядей во лбу.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Семеро одного не ждут.
У него семь пятниц на неделе.
Седьмая вода на киселе.
Семь верст до небес и все лесом.
За семь верст киселя хлебать.
Задание. Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки:
1. Готовь лыжи летом. 1. Готовь сани летом, а телегу зимой.
2. Мал городок, да дорог. 2. Мал золотник, да дорог.
3. Цыплят считают и зимой. 3. Цыплят по осени считают.
4. Проводили по одежде. 4. Встречают по одежке, а провожают по уму.
5. Посадка в чужие сани уже объявлена. 5. В чужие сани не садись.
Задание: опознать поговорку по её шуточному объяснению.
В какой поговорке сказано об опасности такого сочетания учёбы с религией, которое приводит к черепно-мозговой травме?
В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства?
В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём?
Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений?
Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук?
В какой пословице говорится о необходимости танцевальных движений от обогревательного сооружения?
Какая пословица говорит о том, что нельзя выкидывать за дверь отходы, скопившиеся в доме?
В какой поговорке говорится, что дом ценится не мебелью, которая в нем, а душевной атмосферой, которая в нем царит!
Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает свое дело?
Как отлынивают от работы лентяи?
Научи дурака богу молиться – он лоб расшибёт.
Не ставь телегу перед лошадью.
Не лезь вперёд батьки в пекло.
После дождичка в четверг.
Когда рак на горе свистнет.
Танцевать от печки.
Не выноси сор из избы
Красная изба не углами, а красна пирогами
Дело мастера боится
Работа не волк, в лес не убежит.)
Задание: опознать, о каком человеке идет речь.
1. На словах медок, на сердце – ледок (Лицемер.)
2. Шуба лежит, а сам дрожит (Скупой.)
3. На ходу подмётки рвёт (Находчивый.)
4. Ты ему вдоль, а он поперёк (Упрямец.)
5. Всем по семь. А мне – восемь (Жадина.)
6. В одно ухо влетает, в другое вылетает (Легкомысленный человек.)
7. Дальше своего носа не видит (Ограниченный человек.)
Задание. Допишите вторую часть пословиц.
1. Труд при ученье скучен— 2. Любишь кататься. 3. Друг до поры. 4. Лучше горькая правда друга. 5. Кто в Москве не бывал. 6. Работай до поту. 7. Без дела жить. 8. Кто за все берется.» 9. Не пеняй на соседа. 10. Раз соврал». 11. Кто за Родину горой». 12. Не учи орла летать. 13. Где птица не летает.» 14. Кто пахать ленится». 15. Не гони коня кнутом.
А соловья петь; да плод от ученья вкусен; так и поешь в охоту; а гони овсом; тот же недруг; а свое гнездо знает; тот истинный герой; у того хлеб не родится; навек лгуном стад; люби и саночки возить; чем лесть врага; только небо коптить; красоты не видал; тому ничего не дается; коли спишь до обеда.
Задание. Напишите пословицы, восстановив их начало.
1. . не вынешь и рыбку из пруда. 2. ». а лень портит. 3. ». от того и наберешься. 4. гуляй смело. 5. . так и откликнется. 6. .» что хорошо кончается. 7. . пригодится воды напиться. 8. . не говори, что не дюж. 9. . лучше новых двух. 10. . один раз отрежь. 11. и один в поле воин. 12. а имей сто друзей. 13. а неученье — тьма. 14. да удал. 15. потом науки.
Сначала аз да буки; Не имей сто рублей; Как аукнется; Взялся за гуж; Без труда; Кончил дело; Семь раз отмерь; Ростом мал; Старый друг; С кем поведешься; Если по-русски скроен; Ученье — свет; Труд кормит; Все хорошо; Не плюй в колодец.
Задание . Выберите из пословиц слова, синонимичные друг другу, и напишите их.
1. Глупый ищет большое место, а разумного и в углу видно. 2. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 4. Умному недостает ушей, а у глупого один язык с лишком. 5. Горе старит, а радость молодит.
6. От радости кудри вьются, а от печали секутся. 7. Смелому горох хлебать, а несмелому и редьки не видать. 7. Горе в лохмотьях, беда нагишом. 9. Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть. 10. Из дурака и плач смехом прет. 11. Не думал, не гадал, как в беду попал. 12. Лихо не лежит тихо: либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается
Задание . Вспомните пословицу по паре слов.
Коса – камень. Нашла коса на камень.
Лес – дрова. Чем дальше в лес, тем больше дров.
Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь.
Язык – дело. Не спеши языком, торопись делом.
Дело – мастер. Дело мастера боится.
Труд – лень. Труд человека кормит, а лень – портит.
Дело – безделье Маленькое дело лучше большого безделья.
Дружба-служба Дружба дружбой, а служба службой.
Лает – кусает На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Руки – скуки Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Труд – лень Труд человека кормит, а лень портит.
Труд- рыбка Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Умный – глупый От умного научишься, от глупого разучишься.
первая половина вторая половина
Своя ноша дитя без глазу.
Каждая курица не сразу строилась.
Смелость просто открывался.
Лбом стены свой насест хвалит.
Москва не тянет.
У семи нянек не прошибёшь.
А ларчик города берёт.
Задание . Собери из слов пословицы или поговорки.
Глаз, бревно, соринка, замечать, видеть, чужой, свой.
Терпеть, быть, казак, атаман.
Смотреть , конь, дарёный, зубы.
Вить, быть, конец, верёвочка, сколько.
Да, учат, беды, мучат, уму.
И, пруда, без, вынешь, из, труда, не, рыбку.
Не. платок, всякий, роток, на, накинешь.
Во, еды, приходит, время, аппетит.
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была…
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?
Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Сашу маслом не испортишь.
Трус своей лени боится.
Нашла коза на камень.
Бьётся как рыба о мёд.
Лентяй да шалопай — два родных врата.
На безрыбье и бак — рыба.
Под лежачий камень мода не течёт.
Купить кита в мешке.
Рог до ушей — хоть завязочки пришей.
Отольются кошке Мишкины слёзки.
Всякому хвощу своё время.
Город – не тётка.
Голод — не щётка.
Пуганая ворона куска боится.
Лес рубят — кепки летят.
Моя дата с краю.
Икра стоит свеч.
Проще жареной репы.
Все пороги ведут в Рим.
Своя ноша не тонет.
Когда на горе раб свистнет.
Конек – делу венец.
Лучше хлеб с содой, чем пирог с бедой.
Была бы фея, а хомут найдется.
Бедность не порог.
Где мёд, там и муки.
Дурная голова рогам покоя не дает.
Без хозяина лом сирота.
Клип клипом вышибают.
Доброе слово и мошке приятно.
С глаз долой – из сердца вой.
С лица воду не лить.
Свято тесто пусто не бывает.
Первый блин колом.
Первый клин комом.
Первый блин ломом.
На горе шапка горит.
Мы сами с ушами.
Не ноги горшки обжигают.
От бобра бобра не ищут.
В здоровом теле здоровый пух.
Крутится как булка в колесе.
На безрыбье и бак — рыба.
Яйца куницу не учат.
Не делай из муки слова.
Голода не бойся, по пояс мойся.
Один в золе не воин.
Жди у горя погоды.
Толочь в ступе соду.
Полк в овечьей шкуре.
Трус кормит, а лень портит.
Лучшее — врач хорошего.
Рожденный ползать метать не может.
Лось человека не красит.
Терпение и пруд все перетрут.
Правда глаза полет.
Не зная броду, не суйся в моду.
Задание. объясните смысл приведенных афоризмов, пословиц.
Неясность слов есть признак неясности мысли. (Л. Н, Толстой). Хочешь услышать умный ответ —спрашивай умно (Леонардо да Винчи). Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи). Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет (Л, Н. Толстой). Осла знают по ушам, медведя но когтям, а дурака — по речам (Вл. Даль). Не говори «сего, что знаешь, но знай все, что говоришь (пословица). Не ножа бойся, языка (пословица). Кто говорит — сеет, кто слушает — собирает (пословица). «Мы все глядим в Наполеоны». «Любви все возрасты покорны» (Пушкин, «Евгений Онегин»). «Счастливые часов не наблюдают» (Грибоедов, «Горе от ума»).
«У сильного всегда бессильный виноват» (Крылов, «Волк и ягненок»). «Услужливый дурак опаснее врага» (Крылов, «Пустынник и Медведь»).
Задание . Выберите из пословиц слова, синонимичные друг другу, и напишите их.
1. Глупый ищет большое место, а разумного и в углу видно. 2. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 4. Умному недостает ушей, а у глупого один язык с лишком. 5. Горе старит, а радость молодит.
6. От радости кудри вьются, а от печали секутся. 7. Смелому горох хлебать, а несмелому и редьки не видать. 7. Горе в лохмотьях, беда нагишом. 9. Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть. 10. Из дурака и плач смехом прет. 11. Не думал, не гадал, как в беду попал. 12. Лихо не лежит тихо: либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается.
К каким еще словам пословиц можно подобрать синонимы? Напишите их.
Задание. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иностранные пословицы замените аналогичными русскими.
Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская)
Старого воробья на мякине не проведешь. (Русская)
Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая) Ищи ветра в поле. (Русская)
У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская) Язык мой — враг мой. (Русская)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская)
Язык до Киева доведет. (Русская)
Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская) Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская)
Птицу можно узнать по ее песне. (Английская)
Птицу видно по полету. (Русская)
Легкий кошелек — тяжелое проклятье. (Английская) Хуже всех бед, когда денег нет. (Русская)
После обеда приходится платить. (Английская)
Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская)
Где друзья, там богатство. ( Латинская)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Кто слишком спешит, позже справляется со своим делом. ( Латинская)
Тише едешь, дальше будешь.
Написанная буква останется. ( Латинская)
Что написано пером, того не вырубишь топором
Обсуждать надо часто, решать — однажды. ( Латинская)
Видео:ФразеологизмыСкачать
Примерный словарь фразеологизмов для учащихся 1–4 классов
Анастасия Спицина
Примерный словарь фразеологизмов для учащихся 1–4 классов
Работая с детьми начальной школы, невольно замечаешь тенденцию к снижению читательских способностей. Чаще всего это связано с тем, что в тексте дети могут встретить непонятные для них слова, словосочетания и фразеологические обороты. Сначала отметим, что же такое фразеологическиеобороты и для чего они нам нужны: фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). На идею создания такого словаря меня натолкнуло задание Всероссийской проверочной работы в 4 классе по русскому языку. Так как современные дети мало читают,а больше смотрят, то они практически не слышат фразеологизмов и не могут задать вопрос родителям «А что это значит?» пока не столкнутся с этим в практической деятельности.
Ниже приведен ПРИМЕРНЫЙ словарь фразеологизмов. «Примерный«, потому что в нашей жизни фразеологизмов более 230, ребенок не сможет запомнить столько, но для успешной сдачи ВПР достаточно знать часто употребительные фразеологизмы:
Словарь фразеологизмов
Баклуши бить – бездельничать
Без году неделя – совсем недавно, очень короткое время
Без лишних слов – не теряя времени [браться за дело]
Без сучка, без задоринки – сделать безукоризненно
Белая ворона – человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами
Белены объесться – взбеситься [применяется к людям, которые делают глупости]
Бирюком жить – быть угрюмым, ни с кем не общаться
Блоху подковать – искусно выполнить самую замысловатую, точную работу
Бок о бок – рядом
Болеть душой – волноваться, переживать, беспокоиться
Будь что будет – выражение готовности ко всему
Быть на высоте – проявить себя достойно
В глубине души – в самых сокровенных мыслях
В два счета – моментально
В двух шагах – очень близко, совсем рядом
В ежовых рукавицах – очень строго, в большой строгости
В огонь и в воду — не раздумывая, идти на любые поступки, жертвуя всем
В один голос – все вместе, единодушно
В один миг – мгновенно
В поте лица – с большим усилием, напряжением
В пух и прах – совершенно, окончательно (напр., разругаться)
В розовом свете – представлять что-либо лучше, чем оно есть на самом деле
В центре внимания – на виду у всех, вызывая всеобщий интерес
В час по чайной ложке – очень медленно
Валится из рук – ничего не получается
Вгонять в краску – приводить в смущение
Вдоль и поперек – в мельчайших подробностях
Вертеться на языке – сильное желание спросить; или «помнил, но забыл»
Вешать голову – унывать
Висеть на волоске – быть в очень трудном, отчаянном положении
Витать в облаках – блаженно грезить, фантазировать невесть о чем
Вкладывать душу – отдавать всего себя, все свое старание и желание чему-либо
Во все глаза – большим интересом [наблюдать]
Водой не разлить — [их водой не разлить] так говорят о тех, кто крепко дружит
Волк в овечьей шкуре – злой человек, прикидывающийся добрыми
Волосы становятся дыбом – становится страшно
Вот где собака зарыта — вот в этом и причина, суть дела
Вот тебе раз – выражает удивление или разочарование
Вставлять палки в колеса – умышленно мешать
Встать с левой ноги – находиться без причины в плохом настроении
Выносить на своих плечах – справиться с чем-либо самостоятельно
Выходить из себя – сердиться
Выходить сухим из воды – суметь избежать заслуженного наказания
Глаза слипаются – хочется спать
Глазом не моргнул – быстро, моментально [произошло что-либо]
Гнаться за двумя зайцами – пытаться сразу выполнить два разных дела
Голова на плечах – умный человек
Дать слово – пообещать
Делать из мухи слона – преувеличивать что-либо
Держать камень за пазухой – затаить злобу
Душа в душу – жить полном согласии
Душа нараспашку – открытый человек
Душа не лежит – нет желания заниматься чем-либо
Душа в пятки уходит – боязно, страшно
Живота не пожалеть – пожертвовать жизнью
Жить на широкую ногу – жить в довольстве, проявлять хлебосольство
За пояс заткнуть – одержать полную победу, доказать бесспорное преимущество
За тридевять земель – очень далеко
Заблудиться в трех соснах – не найти выход из элементарного затруднения
Заговаривать зубы – улестить кого-нибудь многословными излияниями
Задать головомойку (баню, намылить шею, голову – сильно отругать
Задеть за живое – задеть человека, словом, грубо коснувшись чего-либо болезненного для него
Задирать нос – зазнаваться
Зайти в тупик – оказаться в безвыходном положении
Зарубить на носу – запомнить
Засучив рукава – не жалея сил
Зеленая улица – полная свобода действий в любой области творчества, труда
Знать назубок – превосходно выучить что-либо, отлично в чем-то разбираться
Золотые руки – мастер своего дела
И на солнце бывают пятна – нет на свете ничего, лишенного недостатков
И след простыл – исчез
Играть на нервах – специально раздражать
Из мухи делать слона – превращать мелкий факт в целое событие, раздувать значение мелочи
Испокон веков – издавна
Как ветром сдуло – исчез
Как воды в рот набрал – упорно молчит
Как две капли воды – о внешнем сходстве
Как из ведра – сильный поток (часто так говорят о дожде)
Как на иголках – сильно волноваться
Как на ладони – все ясно
Как по маслу – все идет легко
Как рыба в воде – свободно и непринужденно
Как с гуся вода – о безразличии к событиям, безнаказанности, равнодушии
Как свои пять пальцев – знать очень хорошо
Как снег на голову – совершенно неожиданно
Камня на камне не оставить – все уничтожить
Капля в море (Кот наплакал) – очень мало
Каши не сваришь – невозможность сделать вместе какое-либо дело
Клевать носом – дремать
Комар носа не подточит – не придерешься
Купить кота в мешке – приобрести что-либо, ничего не зная о достоинствах или недостатках покупки
Лица нет –в выражениях типа: на тебе лица нет — о растерянности, расстройстве человека
Ломать голову – напряженно думать
Мартышкин труд – бесполезные усилия, ненужная работа
Махнуть рукой – разочароваться, перестать обращать внимание
Медведь на ухо наступил – нет музыкального слуха
Минута в минуту – абсолютно вовремя
Много воды утекло – много времени прошло
Мокрая курица – растерявшийся, беспомощный человек
Морочить голову – дурачить, сбивать столку
Мухи не обидит – о безобидном человеке
На каждом шагу – везде, повсеместно, во множестве
На край света – очень далеко
На краю земли – где-то очень далеко
На седьмом небе – быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства
На скорую руку – кое-как, быстро
Надувать губы – принимать обиженный вид
Наломать дров – наделать глупостей
Не верить своим глазам – сильно удивиться
Несолоно хлебавши – обмануться в ожиданиях, не достигнуть цели
Ни днем ни ночью – постоянно, круглые сутки
Ни жив ни мертв – сильный испуг
Ни к селу ни к городу – некстати
Ни пуха ни пера – пожелание удачи
Ни с того ни с сего – неожиданно
Ни свет ни заря – очень рано
Ни слуху ни духу – полная неизвестность о ком-либо
Ноль внимания – не обращать никакого внимания
Обводить вокруг пальца – ловко обманывать
Один на один – без посторонних
Опускать руки – потерять способность и желание действовать
Остаться с носом – потерпеть неудачу, отступить, ничего не добившись
От корки до корки – от начала до конца, ничего не пропуская
Очертя голову – совершить что-либо, не думая о последствиях
Падать духом – унывать
Палец в рот не клади — может постоять за себя
Палец о палец не ударить – ничего не делать
Платить той же монетой – ответить тем же
По пальцам пересчитать – очень мало
Пожелать попутного ветра – пожелать удачи
Поймать на удочку – обмануть
После дождичка в четверг – никогда
Пропускать мимо ушей – не обращать внимания на чьи-либо слова
Работать засучив рукава – работать горячо, со старанием
Работать спустя рукава – небрежно выполнять работу, без души, халтурить
Разводить руками – удивляться
Расхлебывать кашу – распутывать неприятности
Родился под счастливой звездой (в рубашке) – удачливый человек, которому часто везет
Рукой подать – совсем близко
С глазу на глаз – наедине
С горем пополам – с очень большим трудом; кое-как
С распростертыми объятиями – радушно
Сбивать с толку – запутывать
Свинью подложить – устроить крупную неприятность
Связывать по рукам и ногам – лишить возможности свободно действовать
Семи пядей во лбу – очень умный человек
Семь пятниц на неделе – о человеке, легко меняющем свои решения
Сесть в лужу – оказаться в глупом, неловком положении
Сидеть у моря и ждать погоды – бездействовать
Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдемся
Сквозь землю провалиться – очень сильно стыдиться
Сколько воды утекло – много времени прошло
Сколько лет, сколько зим! – Как давно тебя не видел!
Сложить голову – погибнуть в бою
Со всех ног (Сломя голову) – стремительно, опрометью
Собаку съел – иметь большой опыт в чем-либо
Стоять горой – защищать
Схватывать на лету – быстро и легко усваивать
Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга
Талант зарыть – не развивать свои природные способности, не давать им возможности раскрыться
Терять голову – не знать, как поступить в сложной ситуации
Терять почву под ногами – сомневаться, лишаться уверенности
Тише воды, ниже травы – быть незаметным и скромным
Тут как тут – сразу, в нужный момент [оказаться]
Тяжел на подъем – ленивый
У него на лбу написано – сразу видно по выражению лица
У черта на куличиках – очень далеко, на краю света
Убивать время – проводить время в бесполезных занятиях
Убить двух зайцев – одновременно выполнить два дела
Хлопот полон рот – много дел
Хоть глаз выколи – темно, ничего не видно
Черным по белому – абсолютно понятно
Чувство локтя – взаимная поддержка, верность товарищам
Чуть свет – очень рано
Язык проглотить – замолчать
Язык проглотишь – очень вкусно
В заключении хотелось бы отметить, что детям необходимо читать сказки с ранних лет. Так мы будем расширять их словарный запас, а также прививать любовь и интерес к нашему родному русскому языку!
Праздник «Осенние веселушки» для учащихся 1–9 классов Праздник в школе для учащихся 1-9 классов «Осенние веселушки» Цель: формирование и развитие личности школьников. Задачи: 1. Воспитание.
Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.
Детский интерактив для учащихся 1–5 классов Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! В шумном зале у нас Шутки, игры, перепляс. Здесь попляшут от души Взрослые и малыши.
Фотоотчёт «Новогодние сочинения учащихся 3–4 классов» В последнюю неделю уходящего года и четверти моим ученикам было предложено написать новогоднее сочинение по одной из тем: 1. «Новогодняя.
Кроссворд «Математическая шкатулка» для учащихся 8–9 классов Кроссворд «Математическая шкатулка» Кроссворд «Математическая шкатулка» составлен для школьников 8-9 классов с целью проверки их умения.
Фотоотчет «Математическое кафе для учащихся 5-х классов» 22 декабря в «математическое кофе» были приглашены учащиеся 5-х классов. Там их встретили приветливые официанты и строгие кассиры, их роль.
Задачи для учащихся 6–11 классов «Проценты в профессиях» Проценты в профессиях (6-11 классы)Проценты широко применяются в нашей жизни. Посмотрим, в каких профессиях они встречаются чаще всего.
Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.
Видео:Что такое фразеологизмы? Определяем значение фразеологизмовСкачать
Фразеологизм
О чем эта статья:
3 класс, 6 класс, 10 класс
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№18 - Фразеологизмы.)Скачать
Определение фразеологизма
В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Например:
- реветь белугой — громко и долго плакать;
- задеть за живое — вызвать переживания, оскорбить самолюбие;
- играть в жмурки — обмануть, утаить истинные намерения.
На примерах видно, что значение фразеологизма не связано с семантикой каждого отдельного слова в его составе. Компоненты фразеологизма теряют все самостоятельные признаки слова, кроме звукового облика: лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию. Связь между словами в составе фразеологизма тесная, можно сказать — неразделимая.
Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.
Видео:Топ-10 фразеологизмовСкачать
Виды фразеологизмов в русском языке
Выделяют три основных вида фразеологизмов: идиомы, фразеологические единства и фразеологические сочетания.
Фразеологические сращения (идиомы) — устойчивые выражения, которые имеют смысл только в неизменном виде. При замене или перестановке слов смысл идиомы потеряется. Например: «бить баклуши», то есть бездельничать.
Фразеологические единства — устойчивые образные выражения, смысл которых понятен из смысла отдельных слов. Например, обороты «грызть гранит науки» или «попасться на удочку» можно понять даже при переводе на другой язык. Смысл фразеологического единства не потеряется, если заменить «удочку» на «крючок» или вставить в оборот лишнее слово.
Фразеологические сочетания — устойчивые, но гибкие обороты, смысл которых определяется через отдельные ключевые слова. При этом не ключевые слова можно заменять синонимами. Пример: можно «умирать от любви», а можно «умирать от восторга» — смысл обоих словосочетаний понятен.
Видео:ФразеологизмыСкачать
Признаки фразеологизмов
Как мы уже выяснили, фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение из двух и более слов. У фразеологизма как самостоятельной лексической единицы языка есть свои отличительные черты.
1. Фразеологизм состоит из двух и более слов
- играть на нервах — специально раздражать, нервировать кого-либо;
- семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы;
- биться как рыба об лед — бороться с нуждой, бедствовать.
2. У фразеологизмов есть устойчивый состав
Лексический состав фразеологизма нельзя никак изменять, так как при этом теряется его смысл.
Для примера попробуем поменять слова в устойчивом выражении «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении»:
- летать в воздухе (про пыль);
- висеть в открытом воздухе (про воздушного змея);
- висеть на канате (про акробата).
В результате этого языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как карточный домик, из которого неосторожно вытащили одну карту. Глагол «висеть» потерял свое переносное значение, и смысл фразеологизма испарился.
3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость
Мы не придумываем фразеологизмы в процессе диалога, а берем их из языковой памяти, как готовые кирпичики для построения образной и выразительной речи. Именно поэтому в школьные годы важно много читать, чтобы пополнять словарный и фразеологический запас.
В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали (И. Тургенев).
Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее (А. Пушкин).
Я, Софья Павловна, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня! (А. Грибоедов)
Задачка: попробуйте понять, какие русские фразеологизмы изображены на картинках. Правильные ответы — в конце статьи.
4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически
Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.
Например, фразу «на козе не подъедешь» трудно понять, особенно иностранцам, которые изучают русский язык. На самом деле оно тесно связано с речью шутов и скоморохов, которые в старину веселили народ на ярмарках и праздниках, наряжаясь в козу, медведя и других персонажей. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала, с тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о неприступных, гордых, важных людях.
5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения
Рассмотрим пример: «Сегодня мы (что делали?) работали до седьмого пота». Фразеологизм «работали до седьмого пота» выполняет роль сказуемого.
Фразеологизм может быть синонимом одному слову:
ставить точку в споре
Фразеологизмы делают нашу речь образной и живой, они помогают передать больше смысла и сделать это эмоционально и выразительно.
Видео:Вот как надо стихи сдавать! Прикол в школе)))Скачать
Примеры фразеологизмов с объяснением
Вот несколько примеров фразеологизмов, которые пришли к нам из древних мифов, и их значений в русском языке.
- «Троянский конь» — скрытая ловушка. По легенде, в деревянном коне спрятались греки, чтобы завоевать Трою.
- «Авгиевы конюшни» — большой беспорядок. Один из подвигов Геракла заключался в том, что герой за один день очистил огромные конюшни царя Авгия.
- «Дамоклов меч» — нависшая угроза. Еще одна история из Древней Греции, в которой придворный Дамокл позавидовал царю Дионисию и захотел занять его место. Тот согласился, но повесил над его головой меч на конском волосе, чтобы показать, что быть царем еще и опасно.
- «Ахиллесова пята» — слабое место. Фразеологизм происходит из древнегреческой легенды о воине Ахиллесе, которого в детстве окунули в воду бессмертия. Единственным незащищенным местом Ахиллеса осталось пятка, так как за нее его держали, когда опускали в ванну.
- «Манна небесная» — нечто необходимое и спасительное. Корни выражения надо искать в библейской истории о том, как Моисей выводил иудеев из Египта. В какой-то момент у странников закончилась еда, и Бог послал им манну небесную.
- «Сизифов труд» — бесполезное занятие, которое точно не принесет пользы. Герой древнегреческих мифов царь Сизиф за свою распутную жизнь был осужден на вечную муку — вкатывать на гору огромный камень, который потом тут же скатывался вниз.
- «Гомерический смех» — громкий хохот над какой-нибудь глупостью. Так смеялись боги в поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада».
- «Кануть в лету» — оказаться забытым. Лета — в древнегреческой мифологии река в царстве мертвых, которым правил бог Аид.
- «Ящик Пандоры» — источник несчастий и бед. Согласно древнегреческой легенде, Зевс послал на землю женщину по имени Пандора и дал ей ларец, в котором содержались все человеческие несчастья. Та не удержалась и открыла его, выпустив беды на волю.
🔍 Видео
Видеоурок по русскому языку "Происхождение фразеологизмов"Скачать
Фразеологизмы - что это такое понятным языком, почему их называют устойчивыми и неделимымиСкачать
ФразеологизмыСкачать
5 фразеологизмов с интересной историейСкачать
Фразеологизмы | Русский язык | Учитель года – 2019 – Лариса ГивиевнаСкачать
Что означает фразеологизм? Тест на знание фразеологизмовСкачать
Фразеологизмы (рассказывает Наталья Василькова)Скачать
Брат - Поговорки Круглого (лучшие моменты)Скачать
Видеоурок русскому языку "Фразеологизмы" (4 класс)Скачать
Теория фразеологии — Анатолий БарановСкачать
14 сложных слов русского языка. Сможешь правильно написать?Скачать
7 класс. Русский язык. Фразеология и фразеологизмыСкачать
Фразеологизмы русского языка - Детская Видео Энциклопедия "Лукоморье"Скачать