- Мастер-класс «В мире фразеологизмов» (изучение фразеологии на уроках русского языка в 6–8-х классах)
- Замени фразеологизмами : привлекать к себе внимание, быть особенно заметным испытывать тревогу?
- Какие из данных глаголов вы чаще употребляете в своей жизни?
- Составьте словосочетания с данными глаголами?
- Подберите фразеологизмы — синонимы к словамНедружно, в постоянной соре -Временно, незаконно -Очень близко, рядом -Забыть о чем нибудь, оставить без внимания -?
- Фразеологизмы к фрукт из — за которого произошла ссора?
- Заменить устойчивое выражение близким по значению словом : лъёт очень сильно , знает очень хорошо , мешает кому — либо , делает несколько дел одновременно?
- Что обозначает подняли тревогу(это фразеологизм)?
- Замени фразеологизмами : Овладеть собой, успокаиваться Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным Испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком — либо Всё хорошо, все в порядке (об успешн?
- Слово сочеиания со словами беспокоиться, волноваться, бояться, не находить сеье места, переживать?
- Ответь на вопросы местоимениями Пренесли к кому?
- Он испытывал душевные переживаниякак можно заменить слово испытывал?
- Фразеологизм
- Определение фразеологизма
- Виды фразеологизмов в русском языке
- Признаки фразеологизмов
- 1. Фразеологизм состоит из двух и более слов
- 2. У фразеологизмов есть устойчивый состав
- 3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость
- 4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически
- 5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения
- Примеры фразеологизмов с объяснением
- 📽️ Видео
Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать
Мастер-класс «В мире фразеологизмов» (изучение фразеологии на уроках русского языка в 6–8-х классах)
Цель: показать систему работы при изучении и повторении раздела «Фразеология» средствами активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.
Изучение раздела «Фразеология» представляет для учащихся определенную сложность. Считаю, что связано это со следующими причинами:
1) низкая речевая культура учащихся;
2) бедный словарный запас;
3) явление фразеологии само по себе сложное;
4) большое количество фразеологизмов в русском языке (несколько десятков тысяч);
5) изучается раздел «Фразеология» в 6 классе. На изучение этого раздела программой отведено всего 2 часа.
Как же помочь учащимся усвоить эту интересную, но трудную тему «Фразеология».
Я предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по организации изучения и повторения темы “Фразеология” в 6-8-х классах.
Систему практических занятий можно проводить:
1) в начале урока в качестве разминки. Это займет всего 3-5 минут;
2) во внеурочной деятельности: на классных часах («Праздник фразеологизмов»); во время проведения декады русского языка и литературы в школе.
Дети средних классов очень любят играть и с удовольствием усваивают материал в игровой форме. Я часто использую элементы технологии игровой деятельности на уроках. Разбиваю класс на команды, и которая команда старается набрать как можно больше баллов, отвечая на задания.
Система упражнений по разделу “Фразеология”.
1. Фразеологическое лото.
Цель: развивает умение понимать образно-переносный смысл фразеологизмов.
Готовятся карточки для игры: в большие вписывается толкование фразеологизмов, в маленькие — фразеологизмы. Ученик должен закрыть игровое поле маленькими карточками. Например:
1) Овладевать собой, успокаиваться.
2). Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным.
3) Прежде всего, в первую очередь.
4) Недружно, в постоянной ссоре.
5) Тревожить, беспокоить кого-нибудь.
6) Помогать в трудную минуту, выручать.
7) Временно, незаконно.
8) Перестать беспокоить, тревожить кого-либо.
9) Очень близко, рядом.
10) Вдоволь, без ограничения.
1) Брать себя в руки.
2) Бросаться в глаза кому-либо.
3) В первую голову
4) Как кошка с собакой.
5) не давать покоя.
6) Протянуть руку помощи.
7) На птичьих правах.
8) Оставить в покое.
9) В нескольких шагах.
10) Сколько душе угодно.
Цель: развивает представление об огромном фразеологическом богатстве русского языка.
Команды вспоминают фразеологизмы со словом «рука» (голова, нос и др.). Выигрывает та команда, которая вспомнила больше фразеологизмов и объяснила их значение. Известно более 50 фразеологизмов со словом «рука». Например: рука об руку — сообща, дружно; рукой подать — очень близко; под рукой быть — в непосредственной близости; на руках носить — оказывать особое расположение, ценить, баловать; держать в руках — не давать воли, держать в строгом повиновении; и т. д.
Цель: развивает умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний.
Даны пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами.
1. Куда дул ветер, туда и относило дым. Он всегда чувствовал, куда дует ветер. 2. Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. Человек остановился и дал ему прикурить. 3. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза. 4. На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. 5. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали, засучив рукава.
4. «Найди нужное слово»
Цель: закрепить знание о том, что в составе фразеологизма нельзя заменять слова по своему желанию.
Нужно найти и подчеркнуть то слово, которое употребляется во фразеологизме. Объяснить значение фразы.
(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, собака, лиса), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).
5. «Исправь ошибку»
Цель: закрепить знание о том, что фразеологизмы — это устоявшиеся выражения, требующие запоминания.
Во фразеологизмах ошибочно заменены слова. Нужно исправить ошибку.
1. Человек был семи пядей в плечах (во лбу, (умный)). 2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши (кол (упрямство)). 3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей (пера (удачи)). 4. Она с детства узнала, почём кило лиха (фунт (горе)). 5. Ребята решили вывести его на свежую воду (чистую (уличить в обмане)). 6. Нам грозили показать, где раки ночуют (зимуют (наказать)).
Я показала несколько упражнений для работы с фразеологизмами. В этой работе важно, чтобы дети почувствовали огромное значение фразеологии, в которой ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной и публицистической литературы многим обязаны именно фразеологии, этим «перлам, самородкам и самоцветам родного языка», по образному выражению известного русского лингвиста А. И. Ефимова.
Домашнее задание по теме «Фразеология» направлено на закрепление материала и имеет творческий характер.
1) Написать сочинение с употреблением фразеологизмов.
2) Подготовить «фразеологическое лото» для друга.
3) Рассказать историю происхождения фразеологизма . (по выбору).
4) Найти фразеологизмы со словом собака, . .
Видео:Что такое фразеологизмы? Определяем значение фразеологизмовСкачать
Замени фразеологизмами : привлекать к себе внимание, быть особенно заметным испытывать тревогу?
Русский язык | 1 — 4 классы
Замени фразеологизмами : привлекать к себе внимание, быть особенно заметным испытывать тревогу.
Переживать, беспокоиться о ком — либо все хорошо, все в порядке (об успешном завершении дела) недружно, в постоянной ссоре.
Бросаться в глаза
Как кошка с собакой.
Видео:ФразеологизмыСкачать
Какие из данных глаголов вы чаще употребляете в своей жизни?
Какие из данных глаголов вы чаще употребляете в своей жизни?
Всегда ли это оправданно?
Обратите внимание на их лексическое значение.
Составте предложения с двумя из этих глаголов.
Переживать — испытывать горе, радость, разлуку.
Огорчаться — испытывать душевную боль, расстраиваться.
Волноваться — испытывать беспокойство, волнение.
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№24 - Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.)Скачать
Составьте словосочетания с данными глаголами?
Составьте словосочетания с данными глаголами.
Освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.
Видео:Фразеологизмы | Русский язык 4 класс #15 | ИнфоурокСкачать
Подберите фразеологизмы — синонимы к словамНедружно, в постоянной соре -Временно, незаконно -Очень близко, рядом -Забыть о чем нибудь, оставить без внимания -?
Подберите фразеологизмы — синонимы к словам
Недружно, в постоянной соре —
Очень близко, рядом —
Забыть о чем нибудь, оставить без внимания -.
Видео:чем словосочетание отличается от слова ,фразеологизмСкачать
Фразеологизмы к фрукт из — за которого произошла ссора?
Фразеологизмы к фрукт из — за которого произошла ссора.
Видео:Русский язык 10 класс (Урок№8 - Фразеологизмы в речи.)Скачать
Заменить устойчивое выражение близким по значению словом : лъёт очень сильно , знает очень хорошо , мешает кому — либо , делает несколько дел одновременно?
Заменить устойчивое выражение близким по значению словом : лъёт очень сильно , знает очень хорошо , мешает кому — либо , делает несколько дел одновременно.
Видео:Русский язык 3 класс (Урок№18 - Фразеологизмы.)Скачать
Что обозначает подняли тревогу(это фразеологизм)?
Что обозначает подняли тревогу(это фразеологизм).
Видео:ЧЕМ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФРАЗЕОЛОГИЗМА?Скачать
Замени фразеологизмами : Овладеть собой, успокаиваться Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным Испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком — либо Всё хорошо, все в порядке (об успешн?
Замени фразеологизмами : Овладеть собой, успокаиваться Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным Испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком — либо Всё хорошо, все в порядке (об успешном завершении дела) Недружно, в постоянной ссоре.
Видео:Топ-10 фразеологизмовСкачать
Слово сочеиания со словами беспокоиться, волноваться, бояться, не находить сеье места, переживать?
Слово сочеиания со словами беспокоиться, волноваться, бояться, не находить сеье места, переживать.
Видео:ФразеологизмыСкачать
Ответь на вопросы местоимениями Пренесли к кому?
Ответь на вопросы местоимениями Пренесли к кому?
_________________ Беспокоились о ком?
_________________ Обиделась на кого ?
Видео:Фразеологизмы - что это такое понятным языком, почему их называют устойчивыми и неделимымиСкачать
Он испытывал душевные переживаниякак можно заменить слово испытывал?
Он испытывал душевные переживания
как можно заменить слово испытывал?
Вопрос Замени фразеологизмами : привлекать к себе внимание, быть особенно заметным испытывать тревогу?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 1 — 4 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.
Тебе надо списывать по (в понедельник — до чашки в пятницу помыла.
Это легко шила звучит с шипящими буквами тоесть там всего 4 буквы а также 4 звука , поровну .
Шила [шы́ла] 4 буквы — 4 звука.
Завод[ит]ся (Ед. Ч. ), ( что делает? 1 спр. ) Весел[им]ся (Мн. Ч. ) ( что делают? 2 спр. ) Бре[ет]ся (Ед. Ч. ) (что делает? 1 спр. ).
Веселимся — окончание (им) Заводится — окончание (ит) Бреется — окончание (ет) Расчешите — окончание (ите).
Насколько я помню затащить.
1. Петушиным 2. Белое , красное , чёрное , жёлтое море 3. Новый год ( праздник ) 4. Нуу . Морской .
В интернете можно встретить множество людей, которые не дописывают слова или же укорачивают их. Сейчас можно встретить множество безграмотных лиц, которые делают ошибки в каждом слове, ведь так и хочется подарить словарь, который поможет им в исправ..
Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Зуб и суп, кров и плов, Что писать в конце слов? То ли звонкий, то ли потише, Кот — кота, год — года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Звонкие согласные в середине сло..
Береза кудрявая, красивая и безумно яркая! ______________________.
Видео:Что такое словосочетание. Как составить словосочетания?Скачать
Фразеологизм
О чем эта статья:
3 класс, 6 класс, 10 класс
Видео:Анатомические фразеологизмы и их значения. Фразеологизмы в русском языке | Русский языкСкачать
Определение фразеологизма
В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Например:
- реветь белугой — громко и долго плакать;
- задеть за живое — вызвать переживания, оскорбить самолюбие;
- играть в жмурки — обмануть, утаить истинные намерения.
На примерах видно, что значение фразеологизма не связано с семантикой каждого отдельного слова в его составе. Компоненты фразеологизма теряют все самостоятельные признаки слова, кроме звукового облика: лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию. Связь между словами в составе фразеологизма тесная, можно сказать — неразделимая.
Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.
Видео:Фразеологизмы | Русский язык | Учитель года – 2019 – Лариса ГивиевнаСкачать
Виды фразеологизмов в русском языке
Выделяют три основных вида фразеологизмов: идиомы, фразеологические единства и фразеологические сочетания.
Фразеологические сращения (идиомы) — устойчивые выражения, которые имеют смысл только в неизменном виде. При замене или перестановке слов смысл идиомы потеряется. Например: «бить баклуши», то есть бездельничать.
Фразеологические единства — устойчивые образные выражения, смысл которых понятен из смысла отдельных слов. Например, обороты «грызть гранит науки» или «попасться на удочку» можно понять даже при переводе на другой язык. Смысл фразеологического единства не потеряется, если заменить «удочку» на «крючок» или вставить в оборот лишнее слово.
Фразеологические сочетания — устойчивые, но гибкие обороты, смысл которых определяется через отдельные ключевые слова. При этом не ключевые слова можно заменять синонимами. Пример: можно «умирать от любви», а можно «умирать от восторга» — смысл обоих словосочетаний понятен.
Видео:Фразеологизмы в ЕГЭ: секреты успеха. Русский язык | TutorOnlineСкачать
Признаки фразеологизмов
Как мы уже выяснили, фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение из двух и более слов. У фразеологизма как самостоятельной лексической единицы языка есть свои отличительные черты.
1. Фразеологизм состоит из двух и более слов
- играть на нервах — специально раздражать, нервировать кого-либо;
- семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы;
- биться как рыба об лед — бороться с нуждой, бедствовать.
2. У фразеологизмов есть устойчивый состав
Лексический состав фразеологизма нельзя никак изменять, так как при этом теряется его смысл.
Для примера попробуем поменять слова в устойчивом выражении «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении»:
- летать в воздухе (про пыль);
- висеть в открытом воздухе (про воздушного змея);
- висеть на канате (про акробата).
В результате этого языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как карточный домик, из которого неосторожно вытащили одну карту. Глагол «висеть» потерял свое переносное значение, и смысл фразеологизма испарился.
3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость
Мы не придумываем фразеологизмы в процессе диалога, а берем их из языковой памяти, как готовые кирпичики для построения образной и выразительной речи. Именно поэтому в школьные годы важно много читать, чтобы пополнять словарный и фразеологический запас.
В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали (И. Тургенев).
Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее (А. Пушкин).
Я, Софья Павловна, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня! (А. Грибоедов)
Задачка: попробуйте понять, какие русские фразеологизмы изображены на картинках. Правильные ответы — в конце статьи.
4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически
Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.
Например, фразу «на козе не подъедешь» трудно понять, особенно иностранцам, которые изучают русский язык. На самом деле оно тесно связано с речью шутов и скоморохов, которые в старину веселили народ на ярмарках и праздниках, наряжаясь в козу, медведя и других персонажей. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала, с тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о неприступных, гордых, важных людях.
5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения
Рассмотрим пример: «Сегодня мы (что делали?) работали до седьмого пота». Фразеологизм «работали до седьмого пота» выполняет роль сказуемого.
Фразеологизм может быть синонимом одному слову:
ставить точку в споре
Фразеологизмы делают нашу речь образной и живой, они помогают передать больше смысла и сделать это эмоционально и выразительно.
Видео:Что означает фразеологизм? Тест на знание фразеологизмовСкачать
Примеры фразеологизмов с объяснением
Вот несколько примеров фразеологизмов, которые пришли к нам из древних мифов, и их значений в русском языке.
- «Троянский конь» — скрытая ловушка. По легенде, в деревянном коне спрятались греки, чтобы завоевать Трою.
- «Авгиевы конюшни» — большой беспорядок. Один из подвигов Геракла заключался в том, что герой за один день очистил огромные конюшни царя Авгия.
- «Дамоклов меч» — нависшая угроза. Еще одна история из Древней Греции, в которой придворный Дамокл позавидовал царю Дионисию и захотел занять его место. Тот согласился, но повесил над его головой меч на конском волосе, чтобы показать, что быть царем еще и опасно.
- «Ахиллесова пята» — слабое место. Фразеологизм происходит из древнегреческой легенды о воине Ахиллесе, которого в детстве окунули в воду бессмертия. Единственным незащищенным местом Ахиллеса осталось пятка, так как за нее его держали, когда опускали в ванну.
- «Манна небесная» — нечто необходимое и спасительное. Корни выражения надо искать в библейской истории о том, как Моисей выводил иудеев из Египта. В какой-то момент у странников закончилась еда, и Бог послал им манну небесную.
- «Сизифов труд» — бесполезное занятие, которое точно не принесет пользы. Герой древнегреческих мифов царь Сизиф за свою распутную жизнь был осужден на вечную муку — вкатывать на гору огромный камень, который потом тут же скатывался вниз.
- «Гомерический смех» — громкий хохот над какой-нибудь глупостью. Так смеялись боги в поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада».
- «Кануть в лету» — оказаться забытым. Лета — в древнегреческой мифологии река в царстве мертвых, которым правил бог Аид.
- «Ящик Пандоры» — источник несчастий и бед. Согласно древнегреческой легенде, Зевс послал на землю женщину по имени Пандора и дал ей ларец, в котором содержались все человеческие несчастья. Та не удержалась и открыла его, выпустив беды на волю.
📽️ Видео
Фразеология. Признаки фразеологизмовСкачать
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ЧАСТЬ 1Скачать
Что такое фразеологизмы?Скачать