- Ударение
- Логопедическое занятие по теме «Смыслоразличительная роль ударения»
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Презентация «Ударение. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения»
- Пояснительная записка к презентации
- Пояснения к слайдам презентации.
- 🌟 Видео
Видео:Как поставить Ударение ? Функции ударенияСкачать
Ударение
§ 57. Ударением, или акцентом (от лат. accentus – «ударение»), принято называть выделение в речевом потоке определенных его частей теми или иными фонетическими средствами.
Сравним следующие определения: «Ударе́ние (акцент) – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств» [1] ; «Ударением (или акцентом) называется выделение звука, слога или слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты тона (голосового тона)» [2] ; «Ударением (в международной терминологии – акцентом) называют звуковое выделение, подчеркивание с помощью тех или иных звуковых средств определенных отрезков, обычно слогов, в составе слова или же слов в составе словосочетания и предложения» [3] .
Раздел языкознания, изучающий ударение (его типы, функции и т.п.), называется акцентологией (от лат. accentus и греч. logos).
В зависимости от того, в составе какой единицы выделяется та или иная ее часть, обычно различают ударение словесное и фразовое, называемое также синтаксическим, синтагматическим [4] . Иногда но этому признаку, наряду со словесным и фразовым ударением, выделяется также слоговое ударение.
В современном языкознании термин «ударение» часто используется и в другом, более узком значении – для обозначения одного из трех видов ударения, т.е. ударения словесного [5] .
Слоговым ударением (слоговым акцентом) называется выделение звука в составе слога [6] . При этом в качестве ударного обычно выделяется гласный звук. При отсутствии гласного в составе слога в качестве ударного выделяется наиболее звучный (сонорный) согласный, являющийся слогообразующим, как, например, в чешском слове vlk (волк).
Слоговое ударение может падать на разные звуки данного слога, в частности на разные элементы одного и того же дифтонга (ср. в лиговск. языке: km-na (цена) и snai-ge (снежинка), sdu-Ιέ (солнце) и saii-sas (сухой), kdl-nas (гора) и kal-tas (виноватый).
Ударный звук при слоговом ударении в разных языках выделяется разными фонетическими средствами – большей силой, или интенсивностью, произнесения, длительностью, продолжительностью звучания, изменением высоты тона звука, т.е. интонационно. При этом возможны разные виды интонации (подробнее о них см. в § 64 и последующих). Для обозначения слогового ударения на письме используются специальные знаки ударения, которые различаются в зависимости от характера интонации (см. приведенные выше примеры из литовского языка).
Словесным ударением принято называть выделение слога в составе фонетического (акцентного) слова. При наличии в составе фонетического слова клитиков (проклитиков или энклитиков) ударение обычно сохраняется на одном из слогов основного, знаменательного слова, хотя нередко оно переходит на клитики (ср., например, в русском языке: за́ город, а́з лесу, по́д ноги, не́ с кем, как бы то ιιύ было’, в польском: do mnie [do mn’e] (ко мне), . nie с hep I n’ex ce»J (не хочу). Словесное ударение осуществляется с помощью тех же фонетических средств, которые используются при слоговом ударении (подробнее о словесном ударении см. ниже, в § 58 и последующих).
Под фразовым ударением обычно понимается выделение слова (или словосочетания) в составе фразы, высказывания. Выделяемое в качестве ударяемого слово может занимать во фразе разное место. В русском языке, например, оно всегда располагается в конце фразы. Выделяется оно усилением словесного ударения, а также интонационно – повышением или понижением тона звука, на который падает словесное ударение. Следовательно, фразовое ударение – это «более сильное ударение синтагмы» [7] , «наиболее интенсивное ударение в высказывании» [8] .
Фразовое ударение не следует смешивать с ударением логическим, как э го делается в работах некоторых авторов, в том числе и в вузовской учебной литературе. Термин «фразовое ударение» иногда используется для обозначения логического ударения [9] и, наоборот, термином «логическое ударение» обозначается то, что принято называть фразовым, или синтагматическим, ударением [10] . Под логическим ударением нужно понимать выделение в составе высказывания той или иной его части (слова, словосочетания), наиболее важной для говорящего в смысловом отношении [11] .
§ 58. Объектом изучения в фонетике является, прежде всего, ударение в узком смысле, т.е. ударение словесное. (В последующем изложении термин «ударение» будет употребляться, в основном, для обозначения словесного ударения.)
Словесное ударение имеет место в большинстве языков мира; оно отсутствует в таких языках, как, например, калмыцкий, эвенкийский, не отмечено оно и в палеоазиатских языках, к числу которых относятся чукотский, эскимосский, нивхский (т.е. язык коренного населения острова Сахалин и низовьев реки Амур) и др. В разных языках, имеющих словесное ударение, оно проявляется по-разному, т.е. используются разные типы ударения.
§ 59. Словесное ударение различается, прежде всего, в зависимости от того, какими фонетическими средствами оно осуществляется. По этому признаку различаются несколько фонетических типов ударения: силовое, количественное, музыкальное.
Силовым является такое словесное ударение, при котором ударный слог (его слогообразующий звук) отличается от других слогов данного слова интенсивностью произношения, достигаемой увеличением мускульного напряжения речевых органов и усилением выдыхаемой воздушной струи. Такое ударение называется еще выдыхательным, экспираторным (ср. лат. expirare – «выдыхать»), динамическим (ср. греч. dynamis – «сила», dynamikos – «относящийся к силе, силовой»). Силовое ударение характерно для таких языков, как, например: чешский, французский, португальский, голландский (нидерландский), эвенкийский.
Количественным считается ударение, которое характеризуется большей длительностью звучания ударного слога по сравнению с другими слогами данного слова. Этот тип ударения называется также долготным, или квантитативным (ср. лат. quantum – «сколько»). Количественное ударение в чистом виде наблюдается крайне редко, например, в современном индонезийском, яванском языках. Некоторые лингвисты к чисто количественным относят ударение современного новогреческого языка [12] . Высказывается мнение, согласно которому количественное ударение в чистом виде не встречается [13] .
Музыкальным называется ударение, характеризующееся тем, что ударный слог отличается от безударных слогов высотой тона слогообразующего звука. Другие названия ударения этого типа: тоновое, тоническое, мелодическое. Музыкальное ударение свойственно таким языкам, как китайский, корейский, японский, нанайский, удэгейский и др. В разных языках оно различается в зависимости от характера (вида) интонации (о ней речь пойдет ниже, в § 64 и последующих).
Словесное ударение каждого из рассмотренных типов в чистом виде используется довольно редко; в большинстве языков оно носит смешанный характер, т.е. сочетает в себе признаки (фонетические средства) разных типов ударения. В русском языке, например, ударные слоги выделяются одновременно и длительностью, и интенсивностью слогообразующего звука, причем в большей степени длительностью; такое смешанное ударение можно назвать количественно-силовым, или количественно-экспираторным. В таких языках, как шведский и норвежский, ударение преимущественно музыкальное; в то же время оно сопровождается заметным увеличением интенсивности ударного слога; это – .музыкально-силовое ударение. В литовском языке в ударном слоге заметно выражены признаки музыкального (прежде всего), силового и количественного ударения: в литовском ударении «различаются динамический и музыкальный элементы. Кроме того, слогообразующий звук ударяемого слога в одинаковых фонетических условиях всегда является более долгим, чем неударяемые звуки того же слова [14] . Смешанное ударение подобного тина может быть названо музыкально-количественно-силовым. Нечто подобное наблюдается и в других языках, в частности, в немецком, где ударение по преимуществу силовое и в то же время ударные слоги заметно отличаются от безударных высотой тона, а также длительностью звучания.
§ 60. Во многих языках мира ударный слог может занимать любое место в слове, т.е. ударение может падать на первый, второй, третий, последний, предпоследний слог и т.д. Есть и такие языки, в которых ударный слог во всех словах, имеющих ударение, занимает одно и то же место, т.е. ударение падает либо только на первый слог, либо на последний, либо на предпоследний и т.д. Соответственно различается ударение свободное и связанное.
Свободным считается такое ударение, которое не закреплено за определенным местом в слове по отношению к его началу или концу, в разных словах данного языка падает на разные по счету слоги – первый, второй, третий и т.д. Такое ударение называется еще разноместным, нефиксированным. Оно характерно для русского, белорусского, украинского, болгарского, литовского, английского, немецкого, датского, норвежского, шведского, итальянского, испанского и многих других языков.
Связанным называется ударение, которое во всех словах данного языка падает на один и тот же по счету слог – первый, последний, предпоследний и т.д. Ударение этого типа называют также одноместным, несвободным, постоянным, устойчивым, фиксированным. Связанное ударение используется в таких языках, как, например: чешский, словацкий, латышский, эстонский, финский, венгерский (ударение всегда на первом слоге), французский, армянский, турецкий, большинство тюркских (на последнем слоге), польский (па предпоследнем слоге), македонский (на третьем от конца слоге).
Наряду со свободным и связанным ударением возможно ударение полусвязанное (иногда называется ограниченным). Ударение этого типа занимает промежуточное положение между свободным и связанным: оно не закреплено за определенным слогом (в отличие от связанного ударения) и в то же время не может падать на любой слог слова (в противовес ударению свободному), имеет «определенную зону локализации» [15] . Такое ударение характерно, например, для латинского языка, в котором оно падает либо на предпоследний слог (в тех случаях, когда слоговой гласный является долгим), либо на третий от конца (в остальных случаях) (ср., например: videre [v’ide:re] (видеть), но video [v’ideo] (вижу)). По свидетельству некоторых лингвистов, аналогичное явление наблюдается в древнегреческом и в классическом арабском языках.
Ограниченность ударения может проявляться и в других отношениях. Так, скажем, в сложных словах (включая сложносокращенные) ударение может падать на начальный или конечный компонент сложения. В русском языке оно обычно падает на конечный компонент сложного слова: льноволокно́, хлебозаво́д, железнодоро́жник, госуниверсите́т, горисполко́м, стенгазе́та, плодоовощехранйлище, бело-ро́зовый, малознако́мый, вышеука́занный, тио́етско-санскритско-русско-англййский (словарь) и др. Исключения крайне редки и касаются, например, некоторых числительных: се́мьдесят, во́семьдесят (но ср.: пятьдеся́т, шестьдеся́т), две́сти, три́ста, четы́реста (при формах косвенных падежей: двухсо́т, тремста́м, четырьмяста́ми), пяти́десяти, шести́десяти, семи́десяти, восьми́десяти (при исходных формах: пятьдеся́т, шестьдеся́т и т.п.). В таких языках, как, например, немецкий и литовский ударение в сложных словах падает преимущественно на начальный компонент.
§ 61. При изменении грамматической формы слова ударение может передвигаться, перемещаться с одного слога на другой (что отражено, в частности, в приведенных выше примерах сложных числительных) или же сохраняться на том же слоге. В зависимости от этого различается ударение подвижное и неподвижное.
Подвижным (или перемещающимся) является такое ударение, которое при изменении грамматической формы слова изменяет свое место в слове, переходит с одного слога на другой. Такое ударение распространено во многих языках, характеризующихся свободным ударением, таких, как русский, немецкий, литовский и др. (ср. некоторые примеры из русского языка: рука́ – ру́ку, го́род – города́, голова́ – го́лову – голо́в, весёлый – ве́сел – веселе́е, де́сять – десяти́, отда́ть – о́тдал – отдала́). Подобное явление иногда называется чередованием ударения [16] . Подвижным может быть также связанное ударение. Оно перемещается с одного слога на другой в тех случаях, когда при образовании грамматической формы меняется слоговой состав слова, количество слогов в нем. Так, например, в польском языке, имеющем постоянное ударение на предпоследнем слоге, оно переходит на другой слог в случае присоединения грамматического суффикса или окончания или же отпадения данных морфем (ср.: ulica [ul’ica] (улица) – ulic [ul’ic] (улиц), nowy [nо́vы] (новый) – nowego [novego| (нового), czytam [ebitam] (я читаю) – czytalem [сыtalem] (я читал)).
Неподвижным (постоянным) называется ударение, имеющее постоянное место в слове, во всей его грамматической парадигме, т.е. сохраняющееся на одном и том же слоге во всех грамматических формах. Такое ударение имеют многие русские слова, например: знать (ср. зна́ю, зна́ешь, зна́ют, зна́ли, зна́ли бы, знай, зна́йте, зна́ющий, зна́вший, зна́я), свет (ср. све́та, све́ту, све́том), со́кол (ср. со́кола, со́колу, со́колы), ра́ма, ни́ва, пи́во, горо́х, огоро́д, доро́га, коро́ва, воро́на, соро́ка. Оно характерно для большинства имен собственных: Ива́н (ср. Ива́на, Ива́ну, Ива́ном, Ива́ны, Ива́нами), Москва́ (ср. Москвы́, Москво́й, в Москве́), Во́лга (ср. Во́лги, Во́лгу, Во́лгой) и т.д. (но ср. Пётр – Петра́, Пермь – Перми́, Днепр – Днепра́ и т.п.). Неподвижное ударение имеют все русские прилагательные в полной (местоименной) форме, в положительной степени.
§ 62. В языках, имеющих словесное ударение, в каждом знаменательном слове обычно выделяется один ударный слог, т.е. имеется одно ударение. В некоторых языках (русском, немецком, английском, эстонском и др.) многосложные слова могут иметь два и более ударений, из которых одно является основным (главным), другие – дополнительными (второстепенными, добавочными, или побочными). Основное ударение более сильное, оно обязательно для каждого знаменательного слова и выполняет основные функции словесного ударения (о них см. ниже). Дополнительное ударение является более слабым, по сравнению с основным, и в ряде случаев не является обязательным, т.е. может присутствовать или отсутствовать в одном и том же слове. Оно в известной мере способствует расчленению многосложного слова как единого фонетического целого с целью облегчить его произнесение. Дополнительное ударение иногда называется полуударением [17] .
Дополнительное ударение может занимать в слове разное место по отношению к основному ударению. Так, в эстонском языке, где основное ударение всегда падает на первый слог слова, дополнительное ударение бывает на третьем слоге. В немецком языке в сложных и приставочных образованиях основное ударение обычно падает на приставку или на корневую морфему первого компонента сложения, а дополнительное (дополнительные) – на последующие слоги (ср., например: unverantwortlich (безответственный), iiberglucklich (чрезмерно счастливый), Federhalter (ручка для пера), E’isenbdhn (железная дорога), Ontergrundbahn (подземная дорога, метрополитен). В русском языке, наоборот, дополнительное ударение предшествует основному (ср.: антимилитаризм, обер-офице́р, самолётовожде́ние, тракторострое́ние, электроснабже́ние, квадратно- гнездово́й, ме́дико-санита́рный, наро́дно-освободи́тельный, про́тивоэпидеми́ческий и другие подобные).
§ 63. Словесное ударение разных типов в каждом языке выполняет определенные функции. Основные функции ударения удачно сформулированы Б. Н. Головиным: «Какова роль, функция ударения? Прежде всего оно фонетически организует слово в единый звуковой комплекс. Одновременно ударение способствует отграничению одного слова от другого в речевом потоке, т.е. помогает членению этого потока на слова. В языках, где ударение подвижно, оно участвует в выражении и различении лексических и грамматических значений» [8] . Здесь четко выделены три основные функции ударения, которые в работах разных авторов называются не одинаково: 1) объединяющая, или словоформирующая, вершинообразующая, словоопознавательная, конститутивная (ср. лат. constitutio – «построение», constitutus – «устроенный, определенный, утвердившийся»), кульминативная (ср. лат. culmen – «вершина, верхняя точка»); 2) разграничительная, словоразграничивающая, делимитативная (от лат. limes – «межа, рубеж»), или функция «пограничного сигнала»; 3) различительная (словоразличительная), или дистинктивная, сигнификативная (ср. лат. significatum – «обозначаемое»).
Словоформирующая (кульминативная) функция словесного ударения состоит в том, что оно, как уже было отмечено, «фонетически организует слово в единый звуковой комплекс». Ударный слог является центром, вершиной фонетического слова, он объединяет в одном фонетическом слове все остальные, безударные слоги (включая клитики).
Ударение не только обеспечивает цельность слова, оно в то же время служит показателем отдельности данного слова. По количеству ударений (ударных слогов) в высказывании определяется количество фонетических слов в нем.
Так, например, если в русском высказывании «Над рекой туман, за рекой граница» имеется четыре основных словесных ударения, значит, в нем четыре фонетических слова.
Словоформирующая функция считается главной, важнейшей функцией словесного ударения; она свойственна ударению всех типов и видов, осуществляется во всех языках, имеющих словесное ударение, и в отношении каждого ударного слова.
Словоразграничивающая (делимитативная) функция ударения проявляется в том, что оно, по словам Б. Н. Головина, «способствует отграничению одного слова от другого в речевом потоке, т.е. помогает членению этого потока на слова»; ударный слог определяет место или близость границы слова. Данная функция свойственна только связанному, постоянному ударению. Так, в чешском, латышском и других языках, имеющих постоянное ударение на первом, начальном слоге, граница слова всегда проходит перед ударным слогом. Во французском, армянском и других языках, в которых ударение всегда падает на последний слог, граница слова находится после ударного слога. В польском языке с постоянным ударением на предпоследнем слоге граница слова, как правило, располагается после ударного слога через один безударный. Исключения представляют односложные слова, употребляющиеся без слоговых проклитик, а также двусложные и многосложные слова при наличии энклитик, которые в польском языке на место ударения в слове не влияют (ср., например: Ро wsi niosła się pies’n’ [po f š’i n’oslai; ‘en p’éš’n’] (В деревне звучала песня; дословно: По деревне разносилась песня)).
Суть различительной (сигнификативной) функции ударения заключается в том, что оно, по приведенному выше определению Б. Н. Головина, «участвует в выражении и различении лексических и грамматических значений». Иначе говоря, ударение может служить средством различения слов и грамматических форм слов; в ряде случаев оно дифференцирует разные значения одного и того же многозначного слова, его лексико-семантические варианты. Данную, различительную функцию способно выполнять только разноместное ударение.
В соответствии с различительной функцией ударения иногда рассматриваются две самостоятельные функции: словоразличительная, или словоопознавательная, и форморазличительная, или формоопознавательная.
Словоразличительной называется функция ударения, связанная с различением отдельных слов (ср., например, русское за́мок – замо́к, каза́чки – казачка́, по́дать – пода́ть, то́лки – толка́, па́рить – пара́ть, пла́чу – плачу́, консерва́торский – консервато́рский; литовское draugè (подруга) – draugê (толпа, стая, скопление), svêrè (вешал, взвешивал) – svèrе́ (сурепица)).
Основное словесное ударение может служить средством различения сложных слов и производящих, мотивирующих сочетаний однокоренных слов (ср.: вечнозеле́ный – ве́чно зеле́ный, ма́лознако́мый – ма́ло знако́мый, вы́шеука́занный – вы́ше ука́занный и др.; ср. также некоторые числительные: «В Якутии – до пяти́десяти́ градусов мороза» и «В Нижегородской области – до пяти́ – десяти́ градусов» (из выступлений сотрудников Гидрометцентра но телевидению)).
Как уже отмечалось, разноместное словесное ударение способно различать не только разные слова, но и разные значения одного и того же многозначного слова (ср., например: го́лову (о части организма) – голову́ (о руководителе, начальнике), подви́жный (легкий в движениях) – подвижно́й (способный передвигаться, передвигающийся)). В связи с этим некоторые лингвисты говорят об особой смыслоразличительной, или семантической, функции ударения [19] , хотя данные термины иногда употребляются в более широком смысле – для обозначения различительной функции ударения в целом [20] .
Форморазличительной называется функция ударения, связанная с различением грамматических форм одного и того же слова (ср.: насы́пать – насыпа́ть, отре́зать – отреза́ть, передвига́ть – передви́гать, но́сите – носи́те, хва́лите – хвали́те, де́ржитесь – держи́тесь, призна́юсь – признаю́сь и другие подобные).
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Логопедическое занятие по теме «Смыслоразличительная роль ударения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ Ирбинская СОШ №6
Конспект логопедического занятия
Тема: Смыслоразличительная роль ударения.
Цель: знакомство детей со словами-омографами (без введения термина).
Задачи: — показать значимость ударения путем наблюдения, сравнения слов; развитие чувства языка; продолжить работу над развитием языкового анализа;
— продолжить работу по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа, активизировать словарь, развивать мелкую моторику;
— продолжить работу над развитием психических процессов: логического мышления(операция сопоставления), памяти, внимания.
— продолжать воспитывать чувства взаимоуважения и взаимопомощи.
Оборудование: — картинки с изображением слов-омографов или натуральные предметы,
— карточки с написанием слов-омографов: Замок-замок, белки-белки, атлас-атлас, ирис-ирис, мука-мука, гвоздики- гвоздики, стрелки-стрелки;
— карточки с предложениями к заданию 8;
—карточки – таблицы к заданию 11;
-карточки с наложенными контурами предметов к заданию 13.
Продолжаем школьный день,
И из класса гоним лень.
На уроке не молчать,
Всем работать, отвечать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь!
Садитесь, откройте тетради, запишите число
2.Определение темы урока.
1. Назовите второй звук в слове «ш у тка» .
Какой буквой он обозначается на письме. Давайте запишем
2. Назовите второй слог в слове «по да рок». Запишем.
3. Назовите первый слог в слове « ре ки». Запишем
4. Отгадайте загадку: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. «нож ни цы»
Назовите второй слог. Запишем.
5. Эта буква последняя в слове « украшени е » Запишем.
— Прочитайте, какое слово у нас получилось? УДАРЕНИЕ
— Как вы думаете, почему мы его написали?
— Что вы знаете об ударении?
— гласные всегда ударные
-если в слове 1 гласный, то он и ударный
— ё всегда ударная
-Чтобы правильно поставить ударение, надо позвать слово к себе
3. Картинный диктант.
— Я буду показывать вас картинки, а вы записывайте, что видите. Поставьте в словах ударение.
Школа, алфавит, портфель, карандаш, аквариум, з а мок, зам о к.
4. Знакомство с омографами.
— Что вы можете сказать о двух последних словах?
-Сколько букв, слогов, звуков?
-Чем различаются? (местом ударения)
— Что можно сказать про эти слова? ( Ударение меняет значение этих слов)
В русском языке есть слова, в которых ударение меняет значение. От одной маленькой черточки оказывается, очень многое зависит. Послушайте, какой случай однажды произошел.
Сказка об ударении.
( Текст сказки см. в книге Ефименковой «Исправление недостатков устной и письменной речи учащихся».
-Давайте вспомним, у каких слов ударение поменяло значение. Давайте запишем эти слова, поставим ударение.
З а мок-зам о к, б е лки-белк и
А тлас-атл а с, и рис-ир и с.
-Давайте составим предложение с этими словами.
На двери висит замок
Кто его открыть не смог?
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
6. Работа со словами на доске.
(Слова, выделенные жирным, учитель пишет заранее на доске, потом показывает детям. Они высказывают свои мнения, затем педагог открывает предложения полностью)
Комар подлетел к
У рубашки вышит
— Можно понять, о чем речь?
По предложению можно понять, о чем речь.
— Запишите два любых предложения. Поставьте ударение.
7. Пальчиковая гимнастика.
Еж, барсук, медведь, енот.
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдешь в лесу.
8. Работа по карточкам.
— Возьмите в руки карандаши, положите перед собой карточки. Найдите слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся. Поставьте ударение.
Ирис – любимые конфеты детей. На клумбе расцвел фиолетовый ирис.
Лена мела пол. Саша принес кусочек мела.
9. Работа с предложениями на доске.
Ворона меньше ворона.
-Поставьте ударение в первом и третьем словах. (Работа над лексическим значением этих слов, можно показать картинки с птицами.)
10. Работа над скороговоркой.
Проворонила ворона вороненка.
-Когда говорим «проворонила»?
-Кто такой вороненок?
Проговаривание с увеличением темпа.
— А у утки кто? у гуся? У грача? У галки?
— А одним словом как их назвать?
11. Индивидуальная работа- сопоставление.
Найди пару по образцу ( в таблице могут быть слова или изображения, дети пишут или рисуют )
12. Знакомство с другими парами слов.
— А вы умеете изменять слова.
-Давайте поиграем! Я вам показываю слово, а вы его произносите. Я вам говорю слово, а вы его изменяете.
М у ка-мук а, гв о здики- гвозд и ки, стр е лки-стрелк и.
Работа с лексическим значением слов.
13. Узнайте что изображено на картинке. Сначала поработайте самостоятельно. Покажите друг другу, какие предметы нашли.
(Детям предлагается картинка с контурными наложенными изображениями предметов, с которыми они работали на уроке.)
-С какими словами сегодня познакомились?
— Что нового сегодня узнали?
-Что показалось наиболее интересным?
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно ставить под удар.
Расскажите дома о тех словах, в которых ударение меняет значение. Найдите сами такие слова.
- Титкова Ирина ИвановнаНаписать 5317 03.02.2016
Номер материала: ДВ-409076
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 02.02.2016 7048
- 02.02.2016 1299
- 02.02.2016 2373
- 02.02.2016 2928
- 02.02.2016 461
- 02.02.2016 536
- 02.02.2016 838
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Видео:Русский 1 класс. Слоги и ударениеСкачать
Презентация «Ударение. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения»
Пояснительная записка к презентации
Занятие проводится в 4 классе общеобразовательной школы с целью закрепления, обобщения и систематизации знаний учащихся. На занятии ученики закрепляют навыки деления на слоги, отрабатывают практические умения определять ударный слог, осмысливают роль ударения в образовании родственных слов и форм слова.
На уроке ученики учатся обобщать свои знания, делать выводы, получают подтверждение значимости ударения в повседневной жизни. В течение занятия используются как групповые, так и индивидуальные методы работы. Для закрепления знаний учащимся раздаются карточки для работы с заданиями. В конце занятия проводится игра со словами-омографами.
Пояснения к слайдам презентации.
Слайды 1, 2. Постановка темы и цели занятия. Определение основных этапов занятия.
Слайд 3. Введение в проблему. Ученикам предлагается проанализировать и сравнить положение ударного слога в русском и некоторых иностранных языках.
Слайды 4, 5. Практическое задание. Деление слов с различной слоговой структурой на слоги и расстановка ударения. По окончанию выполнения задания ученикам предлагается сформулировать вывод о положении ударного слога.
Слайд 6. Закрепление умения расстановки ударения в однокоренных словах и формах слова. Ученикам сначала предстоит вспомнить различие между однокоренными словами и форами слова, а также привести примеры.
Слайды 7 – 10. Практические задания по расстановке ударений в словах с последующим выводом о подвижности ударения в русском языке.
Слайды 11, 12. Введение и практическое задание на расстановку переносов в словах-омографах.
Слайд 13. Вывод о смыслоразличительной роли ударения. Понятие об омографах.
Слайд 14. Знакомство с правилами игры. Учащимся раздаются карточками с изображениями слов-омографов. Учитель показывает и называет слова, ученики должны, переставив ударение, найти омограф у себя на карточке. Слова на карточках могут изображены как непосредственно, так и ассоциативно (например, просы’пать – просыпа’ть). Чтобы внести элемент соревновательности, картинки на карточках учеников могут повторяться.
Слайды 15 – 20. Элемент игры «Переставь ударение». Слова, котрые предлагаются: за’мок – замо’к, а’тлас – атла’с, по’лки – полки’, ви’на – вина’, ду’хи – духи’, ири’с – и’рис, леса’ – ле’са, о’рган — орга’н, стрелки’ – стре’лки, ко’сит – коси’т, село’ – се’ло, па’рит – пари’т, пропа’сть – про’пасть, жарко’е – жа’ркое, просыпа’ть – просы’пать, безобра’зный – безо’бразный, бе’лки – белки’, козлы’ – ко’злы, бо’чка – бочка’, му’ка – мука’, тру’сить – труси’ть, гво’здики – гвозди’ки.
🌟 Видео
Русский язык. Фонетика. УдарениеСкачать
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать
Русский язык 5 класс (Урок№44 - Слог. Ударение. Орфоэпия.)Скачать
Учим ставить в слове ударение. Обучение грамоте.Скачать
Пятова Н С Ударение Роль ударения в узнавании слова Видео учебного занятияСкачать
Порядок слов в предложении Интонация Логическое ударениеСкачать
Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать
Как за 10 минут научить ставить ударение? Секреты ударения!Скачать
Обратная функция. 10 класс.Скачать
Изучаем ударение. Русский языкСкачать
Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ [IrishU]Скачать
11. Производная неявной функции примерыСкачать
15 слов со странным ударением. Игра "Ударник" [IrishU]Скачать
Как определить ударный слог?Скачать
Основы вариационного исчисления | примеры функционаловСкачать