Формальная связь в словосочетании

Видео:Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Виды подчинительной связи слов в словосочетании | Русский язык | TutorOnline

Формальная и смысловая организация словосочетаний. Их типы

Формальная организация словосочетания представляет собой абстрактную схему словосочетания минимальной конструкции, по которой строятся синтаксические единицы этого уровня с разнообразным лексическим наполнением. Эта схема включает в себя: 1) компоненты, вовлекаемые в сочетание и требующие учета их частеречных и семантических особенностей; 2) средства синтаксических связей, объединяющие эти компоненты и определяющие характер словосочетания; 3) порядок слов, закрепляющий соответствующую синтаксическую связь. Например, глагол миновать в значении «пройти, проехать» является переходным и управляет прямым дополнением (миновать станцию); в значении «избавиться, избежать» употребляется обычно с отрицанием не, теряет свойства переходности и управляет Р.п. (не миновать выговора); в значении «кончиться» вообще не вступает в синтаксическую связь с существительными в косвенных падежах (Кризис миновал. Год миновал). При этом управляющий существительными глагол миновать располагается, как правило, непосредственно перед ними, а при отсутствии такой связи его позиция менее устойчива (Год миновал и Миновал год). Прилагательное параллельный в значении «не пересекающийся с другой линией или плоскостью на всем своем протяжении» согласуется только с существительными, обозначающими соответствующие понятия (параллельные линии, плоскости,улицы, дороги), а в значении «одинаковый, сходный» — с существительными другого семантического ряда (параллельные классы, школы, процессы, параллельная работа, параллельное развитие), причем согласуется с определяемыми существительными и употребляется перед ними. Конечно, речь идет о прямом порядке слов. Нарушение его может быть только в случае актуального членения предложения, при котором один компонент словосочетания может быть отнесен к теме, а другой к реме: Вечером у Глеба

Капустина на крыльце собрались мужики (В. Шукшин). Обычный порядок слов требовал бы другого их расположения: Мужики собрались у Глеба Капустина вечером на крыльце. Всякое изменение обычного порядка слов в словосочетании вносит определенные стилистические нюансы в предложение.

Однако в некоторых случаях к изменению компонентов в словосочетаниях прибегают безотносительно к стилистическим целям. Это имеет место в словарях, фиксирующих составные наименования. Так, в «Большом энциклопедическом словаре для школьников и поступающих в вузы» (1999) термины баллада литературная, баллада фольклорная, библиография литературная, деталь художественная размещены не на своем алфавитном месте, т.е. не на прилагательные, представляющие первый компонент составных наименований, а на входящие в их состав существительные: литературная баллада, фольклорная баллада, литературная библиография, художественная деталь.

Смысловая организация словосочетания представляет собой сочетание синтаксических отношений и семантики его компонентов. Словосочетание, подобно слову, называет предметы, их действия и признаки, но только более конкретно, так как зависимое слово уточняет смысл главного, например: мяч и футбольный мяч или баскетбольный мяч; бежатьбежать наперегонки или бежать быстрее всех.

Значения словосочетаний зависят от их состава. Например: сочетания прилагательное + существительное (красно-сине-белый флаг, правовой акт) имеют одинаковый состав и общее грамматическое значение, указывая на предмет и его признак; словосочетания, состоящие из переходного глагола и прямого дополнения (создать проект, восстановить храм), обозначают действие и предмет, на который оно направлено; словосочетания, состоящие из наречия и глагола (официально опубликовать, компенсировать частично), называют действие и его признак.

Словосочетания бывают свободные и несвободные. В свободном словосочетании все слова сохраняют свое лексическое значение (поступиться принципами, неуставные отношения). В несвободном словосочетании семантическая самостоятельность всех или одного из компонентов ослаблена или утрачена, и все оно по характеру значения приближается к отдельному слову (швейная машина, брать измором, работать в стол). Ниже мы будем рассматривать только свободные словосочетания.

В словосочетании связь зависимых слов с главным устанавливается по смыслу. Смысловая связь определяется с учетом вопросов, которые ставятся от главного слова к зависимым: любоваться (чем?) закатом; (какие?) федеральные законы.

Словосочетания классифицируют обычно по характеру синтаксической связи, выделяя прежде всего сочинительные и подчинительные.

Сочинительные словосочетания — это соединения однофункциональных словоформ с опорой на сочинительные связи.

В зависимости от вида этой связи и состава компонентов различают открытые и закрытые словосочетания. Открытые сочинительные словосочетания — это соединение строго не ограниченного количества компонентов: и столяры, и маляры, и плотники; или столяры, или маляры, или плотники. Здесь между компонентами могут быть соединительные и разделительные отношения. Соединительные отношения в свою очередь могут выражаться соединительными союзами (и, да, как. так и др.) или только интонацией: И пращ, и стрела, и лукавый кинжал / Щадят победителя годы; / Сначала были мы друзья, / Но скука, случай, муж ревнивый. (А. Пушкин). В пределах одного открытого словосочетания возможно союзное и бессоюзное соединение: Вы проповедуете вновь / Покойных рыцарей любовь, / Учтивый жар, и грусть, и ревность (А. Пушкин). Разделительные отношения выражаются только союзами (или, ли. ли, то. то, либо. либо): Брожу ли я вдоль улиц шумных, / Вхожу ль во многолюдный храм, / Сижу ль меж юношей безумных, — / Я предаюсь своим мечтам (А. Пушкин).

Закрытые сочинительные словосочетания — это соединение только двух компонентов. В закрытых словосочетаниях отношения могут быть более разнообразными, чем в открытых, и все они выражаются союзами: противительными (но, однако, а, зато), сопоставительно-соединительными (как. таки), градационными (не только. но и, да и), пояснительными (то есть, а именно, как-то), например: Приют наш мал, зато спокоен (М. Лермонтов); Как аукнется, так и откликнется (Пословица); Наташа говорила шепотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса (К. Паустовский); Вещи, бывшие при Ольге, как-то: золотые часы, длинная золотая цепочка, брошка с брильянтом, серьги, кольца и портмоне с серебряной монетой, были найдены при одежде (А. Чехов).

Подчинительные словосочетания — это соединения словоформ с опорой на подчинительные связи. Они делятся на группы в зависимости, во-первых, от частеречной принадлежности главного и подчиненного компонентов, во-вторых, от вида самой подчинительной связи. Поскольку главными компонентами в подчинительных словосочетаниях могут выступать глаголы, существительные, прилагательные и наречия, то среди этих словосочетаний различают глагольные (забронировать номер), субстантивные (отслеживание ситуации), адъективные (чреватый опасностью) и адвербиальные, или наречные (относиться очень внимательно). Учитывая далее, что каждая из частей речи может сочетаться со словами определенной частеречной принадлежности, например: глаголы с существительными, наречиями и другими глаголами в форме инфинитива; существительные с прилагательными, инфинитивом, наречиями и другими существительными; прилагательные с наречиями и инфинитивом; наречия с наречиями, — выделяют соответственно следующие группы словосочетаний:

  • 1) глагольно-субстантивные (подсчитать голоса, парить над облаками), глагольно-наречные (громко аплодировать, бежать вприпрыжку), глагольно-инфинитивные <стремиться попасть, обещать приехать);
  • 2) субстантивно-адъективные <дорогие акции, предвыборная кампания), субстантивно-инфинитивные (желание увидеть, обещание помочь), субстантивно-адвербиальные (встреча в верхах, сон на ходу), субстантивно-субстантивные (дыхание весны, радость новоселья);
  • 3) адъективно-адвербиальные (вечно молодой, страшно сердитый), адъективно-инфинитивные (готов встретиться, склонный поразмышлять);
  • 4) адвербиально-адвербиальные (весьма кстати, очень хорошо).

Если рассматривать подчинительные словосочетания по форме подчиненного слова, то среди глагольно-субстантивных словосочетаний можно выделить беспредложные (пролететь километр) и предложные (пролететь над садом), а затем падежные или предложно-падежные расположить в порядке падежей, а также в частотном или алфавитном порядке предлогов.

В подчинительных словосочетаниях различаются следующие смысловые отношения между компонентами:

■ объектные отношения, устанавливающиеся между названием действия или состояния и названием охваченного ими предмета: ликвидировать задолженность,увлекаться шахматами; приватизация предприятия, отключение электричества;

■ определительные отношения, устанавливающиеся между названием предмета и названием его признака: государственная премия, выдающиеся открытия; изделие из чугуна, сочинение без ошибок. В качестве разновидностей определительных отношений рассматриваются: обстоятельственноопределительные отношения, устанавливающиеся между названием действия и названием обстоятельства, при котором оно совершается: вернулся поздно вечером, был избран благодаря известности (в некоторых грамматических описаниях эти отношения называются просто обстоятельственными) субъектно-определительные, возникающие между существительным со значением действия, состояния или свойства и относящимся к нему словом в Р.п. со значением лица: выступление президента, отчужденность детей, голубизна неба;

■ восполняющие (комплетивные) отношения (информативного воспоминания), устанавливающие при информативно недостаточном главенствующем слове его семантику и дополняющие его зависимым: находиться (где? у кого?) за городом, знакомых; стать (кем? каким?) космонавтом, жизнерадостным.

Трудность в определении смысловых отношений между компонентами подчинительных словосочетаний обусловлена тем, что они имеют смешанный, компилятивный характер, зависящий от семантики этих компонентов и других факторов. Например: налететь на мель, зайти за угол, доплыть до берега. Здесь можно усмотреть, во-первых, восполняющие отношения, так как глагольные приставки на-, за-, до- требуют дополнения в виде косвенного падежа имени с предлогами на, за, до; во-вторых, объектные отношения вследствие обозначения зависимыми формами существительных приложения действия; в-третьих, проявляющиеся в большей или меньшей степени обстоятельственные отношения (точнее — пространственные). Можно согласиться с авторами учебника под ред. Л. А. Новикова, что «нет таких надежных критериев, которые бы позволили легко и однозначно определить в подчинительных сочетаниях смысловые отношения, особенно их контаминированные варианты», более того, до сих пор «не существует общепринятой концепции подчинительных связей» [Крылова, Максимов и Ширяев, 1999. С. 608].

Порядок разбора словосочетаний:

  • 1) назвать главное и зависимое слова, поставить вопросы;
  • 2) определить, какой частью речи является главное слово;
  • 3) определить, какой частью речи выражено зависимое слово.

Образец разбора. Молодые исследователи.

Устный разбор. В словосочетании молодые исследователи главное слово исследователи. Исследователи (какие?) молодые. Молодые — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено прилагательным.

Видео:Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание

Формальная связь в словосочетании

1. В формально-грамматическом направлении словосочетание – любое грамматически оформленное соединение слов, предложение – частный случай словосочетания.

2. В теории В.В. Виноградова словосочетание – особая синтаксическая единица, представляющая собой результат синтаксического распространения знаменательного слова. Поэтому словосочетание существует только на основе присловной подчинительной связи и имеет номинативную функцию.

3. В синтаксисе В.А. Белошапковой словосочетание противопоставлено предложению (простому) как единица непредикативная единице предикативной. При таком подходе к словосочетаниям относятся не только подчинительные, но и сочинительные соединения слов как непредикативные образования.

Покажем эти различные трактовки словосочетания на простых примерах:

2. Летящая птица

3. Птицы и звери.

С точки зрения формально-грамматической все три примера представляют собой словосочетания. В синтаксисе В.А. Белошапковой к словосочетаниям относятся непредикативные образования (т.е. 2) и 3)) В теории В.В. Виноградова к словосочетаниям следует отнести только пример 2) – как подчинительное сочетание, результат распространения слова.

Каждая из концепций имеет свои основания и право на существование. Но самой объективной, отражающей природу синтаксических единиц является концепция В.В. Виноградова. Поэтому именно она получила наибольшее распространение в синтаксической науке и в учебной практике.

Словосочетание в теории В.В. Виноградова. Синтаксическая валентность слова. Правила образования словосочетаний

Итак, в теории В.В. Виноградова словосочетание – это распространенное слово. Знаменательные слова обладают свойством синтаксической сочетаемости или синтаксической валентности. Это значит, что слово в силу своих категориальных свойств сочетается с определенными словоформами. Синтаксическая валентность слова определяется рядом факторов, которые В.В. Виноградов назвал правилами образования словосочетаний. Перечислим эти факторы, или правила.

1) Общая категориальная характеристика слова, принадлежность его к определенной части речи. Например, имена существительные сочетаются с прилагательными ( N + Adj ), глаголы сочетаются с наречиями ( V + Adv ) и с падежными или предложно-падежными формами существительных ( V + N 4, V + N 5, V + C N 5 и др.).

2) Частные морфологические свойства слова. Например, переходные глаголы сочетаются с формой винительного падежа со значением прямого объекта: V + N 4 (писать письмо, собирать грибы, изучать историю), компаратив любой части речи сочетается с формой родительного падежа: Comp + N 2 (быстрее ветра, страшнее смерти).

3) Словообразовательные связи слова. Например, имена существительные, образованные от переходных глаголов, сочетаются с родительным падежом: N + N 2 (составление программы, сбор урожая) или с предложно-падежной формой «с + дат. падеж», если существительное обозначает проявление отношения: N + К N 2 (любовь к родителям, презрение к предателю).

4) Принадлежность слова к определенной семантической группе. Например, глаголы со значением опасения сочетаются с родительным падежом: V + N 2 (бояться, опасаться, остерегаться кого-то/чего-то); глаголы речемыслительной деятельности сочетаются с предложно-падежной формой «о + предл. пад.»: V + O N 6 (рассказывать, беседовать, сообщить, думать, размышлять о ком-то/чем-то) и др.

5) Морфемная структура слова, конкретно – наличие в слове приставки, предопределяющей определенную зависимую предложно-падежную форму. Например, приставка «с-», имеющая значение направления сверху вниз, предполагает зависимую предложно-падежную форму «с + род. пад.» (спуститься с лестницы, спрыгнуть с обрыва, сбежать с пригорка ), приставка «при-» предсказывает предложно-падежную форму «к + дат. пад.» (прибить, прикрепить, примкнуть к чему-то).

6) Наконец, фактором, предопределяющим синтаксическую валентность слова, может быть индивидуальное лексическое значение слова. Например: надеяться на лучшее, верить в себя, превосходство над противником, преимущество перед кем-то.

Типология словосочетаний: типы словосочетаний по главному компоненту и по структуре

1. Типы словосочетаний по морфологической принадлежности главного слова

Любое знаменательное слово сочетается с определенным кругом распространяющих его (зависимых) словоформ. Следовательно, типология словосочетаний по главному слову должна соответствовать классификации знаменательных слов как частей речи. На самом деле вопрос этот гораздо сложнее. Существуют бесспорные, общепризнанные типы словосочетаний по главному компоненту: глагольные (вербальные): заметить ошибку, уехать во Францию, тренироваться на стадионе, с главным словом существительным (субстантивные): вишневый сад, дом с мезонином, встреча выпускников, с главным словом прилагательным (адъективные): необыкновенно талантливый, темный от загара, полный решимости и с главным словом наречием (адвербиальные): очень тихо, слишком откровенно, далеко от дома. Конечно, у разных частей речи разные сочетательные свойства и возможности. Самая широкая сочетаемость у глагола и имени существительного, гораздо более ограниченная у прилагательного и наречия, в особенности сочетаемость ограниченна у слов с некачественным значением.

Кроме бесспорных четырех основных типов словосочетаний, есть и такие, само выделение которых или причисление к тому или иному типу является проблематичным. Рассмотрим спорные случаи.

1) Существуют ли словосочетания на основе местоимений? На этот вопрос следует ответить отрицательно: местоимения, местоименные слова не обозначают предметов, признаков, а указывают на них. Поэтому не могут распространяться как слова личные местоимения, нельзя сказать «умный он», «несчастный я» (Правда, в художественном тексте возможно окказиональное употребление таких словосочетаний: Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня — Симонов). И тем не менее некоторые местоимения образуют словосочетания. Это неопределенные местоимения «что-то», «кто-то», «некто» и др. Например: некто в сером, что-то непонятное. Такие словосочетания семантически нечленимы, тем не менее мы можем представить их структуру как Pron + Adj . Но можно такие словосочетания объединить с субстантивными N + Adj , как это сделано в «Русской грамматике» 1980 г.

2) Следующий вопрос касается словосочетаний имен числительных. Не вызывает сомнений способность числительных сочетаться с формами существительных. Но известно, что сочетаемость эта необычная, единой парадигмы такие словосочетания не имеют: в именительном и винительном падежах числительное является главным словом в словосочетании с существительным Numer + N 2 (три страницы), а в косвенных падежах главным становится существительное N + Numer ( Adj ) – трех страниц, трем страницам, тремя страницами..

3) Наконец, спорным является вопрос о словосочетании компаратива: особый тип словосочетания или это одно из словосочетаний наречия? Основанием для признания компаративного словосочетания отдельным типом является синтаксическая валентность, свойственная именно компаративу, — это зависимая словоформа N 2, характерная не для наречия (или прилагательного), а именно для компаратива (данная словоформа выражает объект сравнения): умнее других, белее снега, стройнее тополя. Напомним, что именно характерная синтаксическая сочетаемость является одним из важнейших оснований для выделения компаратива в особую часть речи.

2. Типы словосочетаний по составу (по количеству компонентов).

Данная классификация представлена в «Русской грамматике» 1980 г. По этому признаку словосочетания делятся на простые, сложные и комбинированные.

Простые словосочетания, в свою очередь, делятся на двучленные и трехчленные. Двучленные словосочетания образуются на основе одиночной сильной или слабой связи. Например: солнечный день, строить дом, идти пешком, звонок из редакции. Трехчленные словосочетания образуются на основе двойной сильной связи. Например: снабдить экспедицию снаряжением, вбить гвоздь в стену.

Сложные словосочетания образуются на основе двух и более связей, исходящих от одного главного слова. Например: новая квартира со всеми удобствами, взять письмо со стола, лежать на диване с книгой.

Комбинированные словосочетания образуются на основе связей. исходящих от разных стержневых слов. Например: увлеченно читать интересную книгу, удобный для работы стол, хороший друг моего отца.

Словосочетание как синтаксическая конструкция: формальная и семантическая характеристика

1. Структура словосочетания (структурная схема, модель).

Рассмотрим структуру простого (двукомпонентного) словосочетания. Каждый из компонентов – главный и зависимый – имеет свои релевантные признаки.

Для главного компонента релевантна прежде всего принадлежность к части речи. Главный компонент – это слово (!), и ни в коем случае не словоформа. Соответственно он изображается в модели символом части речи: V (глагол), N или S (существительное), Adj (прилагательное), Adv (наречие). Кроме того, релевантными могут быть частные категориальные свойства слова (см. Правила образования словосочетаний): частная морфологическая особенность, семантика и др. Поэтому в записи модели словосочетания следовало бы отмечать и эти признаки, например, переходность глагола, семантические, морфемные особенности. Допустим, так: Vtrans (переходный глагол) + N 4 (читать книгу), Vfaz (фазисный глагол) + inf (начать рассказывать). Но в сложившейся практике частные категориальные признаки не принято записывать. При этом мы, конечно, имеем их в виду для характеристики главного компонента.

Для зависимого компонента релевантна словоформа. В записи модели она обозначается в соответствии с синтаксической связью: при согласовании – часть речи ( Adj ), поскольку эта словоформа уподобляется форме главного слова; при управлении — падежная или предложно-падежная форма; при примыкании – неизменяемая часть речи или особая неизменяемая словоформа. Например, словосочетание «мой дом» имеет модель N + Adj , словосочетание «его дом» имеет модель N + N 2, словосочетание «способный понять» — Adj + Inf и т.д.

2. Парадигма словосочетания. Словосочетание существует в парадигме. Формами словосочетания являются формы главного компонента. Таким образом, парадигма словосочетания совпадает с парадигмой главного слово. Это двенадцать форм нормального имени существительного или 6 форм существительного Singularia или Pluralia tantum , 24 формы имени прилагательного (плюс краткие формы для качественных прилагательных). Проблему составляет компаратив, который имеет характерную именно для этой формы сочетаемость. Например, прилагательное «быстрый» имеет парадигму из 24 форм положительной степени. Компаратив «быстрее» образует словосочетания, подобно всякому компаративу, с существительным в родительном падеже («быстрее ветра»), и это словосочетание уже не входит в парадигму прилагательного.

Особым образом стоит вопрос о парадигме количественных и собирательных числительных. Числительные в сочетании с именами существительными представляют собой не одну парадигму, а совмещение двух разных парадигм: N + N 2 (три товарища) и N + Numer ( Adj )/(трех товарищей, трем товарищам и т.д.).

3. Синтаксическое значение словосочетания (типы синтаксических отношений в словосочетаниях). В словосочетании возможны только отношения субординативного типа. Синтаксические отношения и их классификации было рассмотрены в соответствующей теме. Повторим только то, что актуально для словосочетания, а именно виды субординативных отношений: определительные, объектные, обстоятельственные, восполняющие. Первые три типа проявляются в частных разновидностях.

— признак и его носитель (определительно-субъектные): совет врача, распоряжение директора, свежесть лица, белизна снега. Такие словосочетания легко трансформируются в предложения: Врач посоветовал, Директор распорядился, Снег белый;

— часть и целое: рукав пальто, ступенька лестницы;

— принадлежность предмета лицу: дом отца, поэма Пушкина;

— отношение лица к учреждению, организации: директор завода, студент университета

Функционирование словосочетания в предложении

Словосочетание – особая синтаксическая конструкция, которая существует автономно от предложения на основе синтаксической валентности слова. Но в то же время словосочетание употребляется в предложении. В одних случаях словосочетание входит в состав предложения без изменений. Например: Темные окна дрожали от сырого восточного ветра. В предложение включены три словосочетания: «темные окна», «дрожать от ветра», «сырой восточный ветер».

В других случаях словосочетание претерпевает те или иные изменения:

а) Изменения могут быть связаны с коммуникативным заданием, с актуальным членением: изменяется порядок компонентов словосочетания, происходит нарушение их контактности:

Ср.: Он пил некипяченое молоко и Молоко он пил некипяченое; Вокруг него образовалась странная компания и Странная образовалась вокруг него компания. При этом словосочетание не разрушается, его можно «восстановить», потому что сохраняются те же самые синтаксические отношения – субординативные определительные.

б) Изменения могут носить конструктивный характер: изменяются синтаксические отношения — словосочетание разрушается. Например: Очередь, серая, каменная, была несокрушима, как греческая фаланга (Ильф и Петров). Между компонентами «очередь» и «серая, каменная» отношения уже не субординативные определительные, а полупредикативные, что выражается порядком слов и интонацией

в) Может происходить расширение сочетаемости слова в предложении, снятие ограничений на сочетаемость. Например, в русском языке есть глаголы, выражающие адресованное действие, адресат выражается дательным падежом: вручить подарок юбиляру, написать письмо матери. В предложении адресат может появляться и у таких глаголов, значение которых не предполагает адресата: нарисовать, сшить (Мать сшила дочке платье, Нарисуй мне ёжика). Пример из стихотворения А. Твардовского: Паровозы, горячась, грохочут под уклон (ср.: мчатся под уклон).

г) В предложении словосочетание может употребляться в неполном составе: пропускается зависимый компонент или главный компонент. В первом случае главное слово может не иметь необходимых распространителей. Например, глагол жаловаться имеет две валентности — два распространителя с объектным значением: жаловаться кому-то на что-то. Но вполне возможно такое предложение: Нужно лечиться, а не жаловаться. В других случаях возможен пропуск главного компонента: У Тани не было ручки, и я дала ей свою.

Семантическая структура словосочетания

В семантическом аспекте словосочетание выражает пропозицию, если содержит предикатное слово. Актантная структура обычно представлена не полностью. Например: вставить стекло в раму. Предикат «вставить» имеет два объектных актанта, субъектный актант в словосочетании не представлен. Посещение общежития деканом. В этом словосочетании представлены и объектный актант («общежития»), и субъектный («деканом»). Открытие Америки. Представлен только объектный актант. Если в составе словосочетания нет предикатного слова, то нет и пропозитивного значения: крыша дома, хрустальная ваза.

Существуют словосочетания, пропозитивную семантику которых создает предлог-суперпредикат. Например, предлог «для» имеет значение предназначения: альбом для марок = ‘альбом, предназначенный для марок’. Предлог «без» соответствует по значению глаголам с отрицанием «не иметь, не быть»: дверь без замка = ’дверь, не имеющая замка‘.

Подведем итог. Словосочетание – это номинативная синтаксическая единица, существующая на основе синтаксическое валентности слова. В грамматическом аспекте словосочетание – особая, элементарная синтаксическая конструкция, имеющая формальную модель и синтаксическое значение. Словосочетание – не коммуникативная единица, но оно включается в состав предложения и может претерпевать изменения, коммуникативно обусловленные. В семантическом плане словосочетание отражает пропозицию, если содержит предикатное слово или предлог с предикатным значением.

Видео:Словосочетания: согласование, управление, примыканиеСкачать

Словосочетания: согласование, управление, примыкание

Виды связей в словосочетаниях

Формальная связь в словосочетании

О чем эта статья:

Видео:Согласование, управление, примыканиеСкачать

Согласование, управление, примыкание

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Видео:Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 классСкачать

Согласование. Управление. Примыкание. Типы связи слов в словосочетании. 8 класс

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Видео:Виды подчинительной связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Виды подчинительной связи (8 класс, видеоурок-презентация)

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Видео:Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыканиеСкачать

Виды связи в словосочетании - как легко различать согласование, управление и примыкание

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Видео:Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.Скачать

Согласование, управление, примыкание - виды подчинительной связи. Связь слов в словосочетании. 8 кл.

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Видео:Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Видео:Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.Скачать

Русский язык. Словосочетание. Виды словосочетаний.

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Видео:ВСЯ ДИАЛЕКТИКА ЗА 12 МИНУТ! Диалектическая и формальная логика l Гегель и научный метод познанияСкачать

ВСЯ ДИАЛЕКТИКА ЗА 12 МИНУТ! Диалектическая и формальная логика l Гегель и научный метод познания

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

по дороге длиннее,

Прилагательное + наречие:

Наречие + наречие:

Деепричастие + наречие:

Формальная связь в словосочетании

Формальная связь в словосочетании

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Записаться на марафон

    0 0 0 0 0 0

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

🔍 Видео

Виды синтаксической связи (8 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Виды синтаксической связи (8 класс, видеоурок-презентация)

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Основы Формальной Логики (улучшенный звук)Скачать

Основы Формальной Логики (улучшенный звук)

Основы формальной логикиСкачать

Основы формальной логики

Формальная логика — школьный курсСкачать

Формальная логика — школьный курс

Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»Скачать

Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Формальная логика в управлении. Разбор самой сложной задачиСкачать

Формальная логика в управлении. Разбор самой сложной задачи
Поделиться или сохранить к себе: