Фонетика лексика морфемика морфология синтаксис словосочетание

Видео:Русский язык 9 класс (Урок№51 - Повторение. Фонетика. Лексика. Морфология.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№51 - Повторение. Фонетика. Лексика. Морфология.)

Русский язык. 9 класс

Урок 51. Повторение. Фонетика. Лексика. Морфология
На уроке мы повторим основные понятия фонетики, лексикологии, морфемики, морфологии и орфографии не столько в теории, сколько в практической работе.
Прочитайте текст. Укажите верные утверждения.
(1) Среди разных обстоятельств, оказавших огромное влияние на личность и творчество А. Пушкина, необходимо прежде всего назвать дружбу. (2) Потребность в дружбе стала яркой приметой всей пушкинской эпохи. (3) Все передовые люди страстно жаждали прогрессивных перемен, все свои кипучие силы молодёжь направила на борьбу против крепостного рабства, жестокого всевластия и тирании. (4) Эта благородная цель сплотила их в нерушимое братство.
1. Тема текста: «Дружба в жизни Пушкина».
2. Жажда прогрессивных перемен, борьба против крепостного рабства и тирании – такие благородные стремления объединили передовых людей начала XIX века.
3. Словосочетания являются эпитетами: разных обстоятельств; яркой приметой; кипучие силы; крепостного рабства.
4. Стилистически нейтральный синоним к слову нерушимый – крепкий, прочный.
5. Слово нерушимый с НЕ пишется слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.
При чтении текста выделим ключевые слова и фразы, которые помогают понять смысл высказывания:
(1) Среди разных обстоятельств, оказавших огромное влияние на личность и творчество А. Пушкина, необходимо прежде всего назвать дружбу. (2) Потребность в дружбе стала яркой приметой всей пушкинской эпохи. (3) Все передовые люди страстно жаждали прогрессивных перемен, все свои кипучие силы молодёжь направила на борьбу против крепостного рабства, жестокого всевластия и тирании. (4) Эта благородная цель сплотила их в нерушимое братство.
В этом тексте говорится о дружбе в пушкинскую эпоху. Прогрессивная молодёжь объединялась в борьбе за прогрессивные перемены. (Утверждения 1 и 2 верны.)
Эпитет – это образное определение. В словосочетаниях разных обстоятельств; яркой приметой; кипучие силы; крепостного рабства эпитетом является только словосочетание кипучие силы. Остальные примеры лишены образности.
Синонимы к слову нерушимый определены верно: нерушимое братство, крепкое братство, прочное братство, нерушимая дружба, крепкая дружба.
Слово нерушимый не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.
Ответ: 3, 5.
Основное содержание урока
Русский язык хорошо справляется с обязанностью быть средством человеческого общения, потому что он неисчерпаемо богат. Задумывались ли вы, в чём проявляется это богатство?
Лексическое богатство проявляется в количестве слов, семантическое – в количестве значений у многозначных слов. Например, в русском языке есть одно слово язык, у которого 9 значений: орган в полости рта, орган речи, система средств для общения, система знаков (например, язык программирования, язык жестов), пленный (взять языка), металлический стержень в колоколе.
Богатство может быть интонационным. Вот только некоторые виды интонации:
вопросительная
пригласительная
интонация удивления
повелительная
интонация перерыва
сопоставительная
утвердительная
звательная
убедительная
перечислительная
повествовательная
просительная…
Есть 50 способов сказать слово да, и только один способ написать слово.
Богатство может быть словообразовательным. От слова язык можно образовать новые слова, но все они будут однокоренными.
Язык →
безъязыкий
внутриязыковой
разноязыкий
языкастый
языкатый
языковед
языковедение
языковедческий
языково́й
языко́вый
языкоглоточный
языкознание
языкотворец
языкотворческий
языкотворчество
язычок
Синтаксическое богатство проявляется в разнообразии синтаксических конструкций. Предложение Русский язык хорошо справляется с обязанностью быть средством человеческого общения, потому что он неисчерпаемо богат можно разбить на два простых:
Русский язык хорошо справляется с обязанностью быть средством человеческого общения. Он неисчерпаемо богат.
или перестроить в сложноподчинённое с придаточным следствия:
Русский язык неисчерпаемо богат, так что он хорошо справляется с обязанностью быть средством человеческого общения.
Стилистическое богатство проявляется в разнообразии средств, которые можно употребить в разных сферах и ситуациях общения. Слово язык входит в состав фразеологизмов, многие из которых имеют разговорный оттенок.
Русский язык неисчерпаемо богат, и поэтому требует систематического изучения.
«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса», – утверждал Николай Михайлович Карамзин.
Распределите термины по графам таблицы.
Фонетика Лексикология Фразеология Морфемика Словообразование Морфология Синтаксис

Словосочетание, фразеологизм, слово, звук, лицо, часть речи, предложение, морфема, текст, согласный, синоним, антоним, член предложения, падеж, род, причастие, спряжение, приставочный способ, аббревиатура.
Правильный вариант:
Фонетика Лексикология Фразеология Морфемика Словообразование Морфология Синтаксис
звук, согласный, слово, синоним, антоним, фразеологизм морфема приставочный способ, аббревиатура лицо, часть речи, падеж, род, причастие, спряжение, словосочетание, предложение, текст, член предложения,
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковое строение языка. Предмет фонетики составляют звуки речи, слоги, словесное ударение, фразовая интонация.
Орфоэпия – раздел фонетики, занимающийся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
Орфоэпические нормы устанавливаются лингвистами – специалистами в области фонетики.
Графика – раздел науки о письме, который определяет инвентарь знаков, используемых в данной системе письма, правила и способы обозначения на письме звуковых единиц.
Орфография – раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания и предписывающий выбор какого-то одного из вариантов написания, разрешённых графикой.
Центральный раздел орфографии устанавливает свод правил и принципов обозначения звуков речи буквами на письме.
Лексикология – это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику.
Лексикография – раздел языкознания, занимающийся вопросами теории и практики составления словарей и их изучения.
Фразеология – раздел языкознания, который изучает семантические, морфолого-синтаксические и стилистические особенности фразеологизмов в их современном состоянии и историческом развитии.
Морфемика – раздел языкознания, изучающий особенности строения морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом, морфемную структуру слов и их форм.
Словообразование – раздел языкознания, который изучает способы и средства создания слов, правила и приёмы их производства, строение производных и сложных слов.
Морфология – раздел грамматики, основным объектом которого являются грамматические свойства слов и их значимых частей (морфем). Морфология, понимаемая как «грамматическое учение о слове» (В. В. Виноградов), вместе с синтаксисом, представляющим собой «грамматическое учение о предложении», составляет грамматику.
Разбор типового тренировочного задания
Укажите примеры с ошибкой в словоупотреблении.
1) человек понятливый
2) поступок тактичный
3) человек скрытый
4) исторический материал
5) театр драматичный
6) бизнесмен удачливый
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать примеры;
2) вспомнить пары паронимов:
понятливый – понятный
тактичный – тактический
скрытый – скрытный
исторический – историчный
драматичный – драматический
удачливый – удачный
3) проверить сочетаемость слов;
4) в случае затруднений обратиться к толковому словарю.
человек скрытый → человек скрытный
театр драматичный → театр драматический
Ответ: 3, 5.
Разбор типового контрольного задания
Определите частеречную принадлежность выделенных слов. Установите соответствия.
Богатый бережёт ноги – бедный – обувь. имя прилагательное
Больной старик прооперирован. причастие
Открыт набор на образованный по приказу министерства факультет. имя существительное
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложение;
2) задать вопрос к выделенному слову;
3) определить, какими частями речи может быть слово (подобрать грамматические омонимы);
4) определить методом исключений принадлежность слова к части речи.
Богатый (кто?) бережёт ноги – бедный – обувь.
Слово богатый обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?, в предложении является подлежащим. Следовательно, это имя существительное.
Больной (какой?) старик прооперирован.
Слово больной обозначает признак человека, отвечает на вопрос какой?, в предложении является определением. Это имя прилагательное.
Открыт набор на образованный по приказу министерства факультет.
Слово образованный обозначает признак предмета по действию (такой, которого образовали), имеет при себе зависимые слова, вместе с которыми образует согласованное определение. Это причастие.
Ответ:
Богатый бережёт ноги – бедный – обувь. имя существительное
Больной старик прооперирован. имя прилагательное
Открыт набор на образованный по приказу министерства факультет. причастие

Видео:Фонетика. Лексика. Орфография. Видеоурок по русскому языку 8 классСкачать

Фонетика. Лексика. Орфография. Видеоурок по русскому языку 8 класс

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Фонетика лексика морфемика морфология синтаксис словосочетание Фонетика лексика морфемика морфология синтаксис словосочетание Фонетика лексика морфемика морфология синтаксис словосочетание Фонетика лексика морфемика морфология синтаксис словосочетание Фонетика лексика морфемика морфология синтаксис словосочетание Фонетика лексика морфемика морфология синтаксис словосочетание

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Видео:Повторение. Фонетика. Лексика. МорфологияСкачать

Повторение. Фонетика. Лексика. Морфология

Фонетика Лексика Морфология Синтаксис Морфемика Пунктуация Орфография. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемРуслан Лукшин

Похожие презентации

Видео:Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Морфемы. Словообразование | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Презентация на тему: » Фонетика Лексика Морфология Синтаксис Морфемика Пунктуация Орфография.» — Транскрипт:

3 Фонетика Лексика Морфология Синтаксис Морфемика Пунктуация Орфография

4 Какие слова читаются одинаково слева – направо и справа – налево? ТотБоб Шалаш

5 В каком примере выделенное слово имеет не такое значение, как в остальных? Бархатная скатерть Бархатное платье Бархатная лентаБархатный голос

6 Выбери слово, строение которого соответствует схеме: корень, суффикс, окончание. Перелесок Книжка Книга Повар

7 Прих..дила т..хонько ос..нь, Закутанная в туман. Она д..жди прин..сила из очень д..леких стран. Запиши стихотворение, вставив пропущенные орфограммы. Подбери проверочные слова. о и е оо а

8 Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих ? Приведите примеры.

9 Приходила тихонько осень, Закутанная в туман. Она дожди приносила из очень далеких стран. Найдите главные члены предложения.

10 Приходила тихонько осень, Закутанная в туман. Она дожди приносила из очень далеких стран. Найдите главные члены предложения.

11 Дети собирали красные и желтые листья клена. Марина набрала корзину лисичек но червивые грибы не брала. Мальчики собирали ветки для костра а девочки ягоды для компота.

Видео:Русский язык 9 класс (Урок№5 - Морфология.)Скачать

Русский язык 9 класс (Урок№5 - Морфология.)

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»: ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ

Видео:Лексика и фразеология | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Лексика и фразеология | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

Разделы научного языкознания: фонетика, орфоэпия, лексикология, фразеология, словообразование, морфология, синтаксис, этимология, стилистика, графика и орфография, пунктуация, культура речи

«Мы прежде всего выделяем внутри общего явления, каким является речевая деятельность, две составляющие: язык и речь. Язык для нас — речевая деятельность минус речь. Он есть совокупность языковых навыков, позволяющих отдельному человеку понимать других и быть ими понятым Чтобы был язык, нужен говорящий коллектив», — писал Фердинанд де Соссюр, выдающийся языковед конца XIX — начала XX вв. Он внёс свою лепту в разработку понятийного и терминологического аппарата современной лингвистики.

Чтобы успешно овладеть дисциплиной «Русский язык и культура речи», надо понять её основные категории и понятия. «Всякая наука имеет свою азбуку, — писал философ и публицист прошлого Александр Иванович Герцен (1812—1870), — далеко не так сложную, как настоящая, но которая издали дика и запутана, через неё надобно пройти ».

По своей структуре язык и речь являются сложнейшими многоуровневыми системами. В зависимости от уровней языка и речи их изучением занимаются соответствующие разделы языкознания: фонетика, орфоэпия, лексикология, фразеология, словообразование, морфология, синтаксис, этимология, стилистика, графика и орфография, пунктуация, культура речи (табл. 4.1).

Как видим, фонетика изучает звуковую сторону языка.

Особый раздел языкознания составляет грамматика. Она объединяет в себе морфемику, словообразование, морфологию и синтаксис. Грамматика изучает морфемы, морфологические классы слов (части речи), законы сочетаемости слов в языке.

Слово, его лексическое значение, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, окказионализмы

Фразеологические единицы (ФЕ)

Фонемы, звуки, слоги, интонация, ударение, фразовые единицы

Верное произношение слов

Графемы и орфограммы

Графика и орфография

Слово, его грамматическое значение, пути и способы образования слов

Слово как часть речи, его лексико-грамматические признаки и морфологическое (грамматическое) значение

Слово и его морфемный состав с точки зрения происхождения и истории языка и общества

Словосочетание как единица докоммуника- тивного уровня

Простое предложение как коммуникативная единица

Синтаксис простого предложения.

Сложное предложение как коммуникативное единство двух и более простых предложений

Синтаксис сложного предложения

Сложные синтаксические целые (ССЦ), абзацы, текст

Знаки препинания (пунктограммы)

Стили русского языка, их языковое своеобразие

Эффективное использование всех вышеназванных уровней языка в общении

Традиционно грамматика противопоставляется лексикологии и фразеологии, а также фонетике. Это закономерно. Ведь лексика — совокупность всех слов данного языка. Она представляет собой явление чрезвычайно динамичное и активно развивающееся с течением времени за счёт заимствований, жаргона, арго, неологизмов и окказионализмов. На неё активно воздействуют социолингвистические факторы. Консервативная грамматика часто меняется под влиянием лексики. Лексика — это лакмусовая бумажка, по которой можно определить духовно-нравственное состояние общества в определённый момент его развития.

Синтаксис является верхним уровнем языковой системы. Только в контексте, вступая в лексические и грамматические отношения с другими словами, каждый конкретный номинативный знак может в полной мере реализовать свои языковые возможности.

Орфография (правописание) изучает и разрабатывает систему правил, которые обеспечивают единообразное написание слов данного языка (например, орфография русского языка, орфография немецкого языка и т.д.). Пунктуация изучает состав, функции и правила употребления знаков препинания в определённом языке (русская пунктуация, французская пунктуация и т.д.).

💡 Видео

Фонетика. Фонетический разбор слова | Русский язык ЕГЭ, ЦТСкачать

Фонетика. Фонетический разбор слова | Русский язык ЕГЭ, ЦТ

МорфологияСкачать

Морфология

Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)Скачать

Морфемика и словообразование (5 класс, видеоурок-презентация)

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?Скачать

Синтаксический разбор словосочетания. Как сделать разбор словосочетания?

8 класс. Синтаксис и пунктуацияСкачать

8 класс. Синтаксис и пунктуация

Уроки русского язык. Что такое синтаксис и пунктуация.Скачать

Уроки русского язык.  Что такое синтаксис и пунктуация.

Синтаксис. Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое словоСкачать

Синтаксис. Словосочетание, его роль в языке. Главное и зависимое слово

Фонетический разбор слова | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Фонетический разбор слова | Русский язык | TutorOnline

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский языкСкачать

Словосочетание. Виды синтаксической связи в словосочетании| Русский язык

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnlineСкачать

Синтаксический разбор предложения | Русский язык | TutorOnline

Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?Скачать

Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?

Русский язык 6 класс (Урок№100 - Морфология и орфография.)Скачать

Русский язык 6 класс (Урок№100 - Морфология и орфография.)

Русский язык 5 класс. Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речиСкачать

Русский язык 5 класс. Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи

Русский язык 7 класс (Урок№6 - Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.)Скачать

Русский язык 7 класс (Урок№6 - Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.)
Поделиться или сохранить к себе: